Базовая и сульфатная зольность моторного масла

Тех.жидкости, смазки

Зольность – это процент негорючих примесей. В среднем за 1000 км пробега уровень смазки падает на 400 г. Куда она уходит? Испаряется в камере сгорания. При этом на внутреннюю поверхность осаждаются абразивные частицы, что может привести к износу поршней.

Содержание
  1. Виды зольности
  2. Зольность базового масла
  3. Сульфатная зольность
  4. Влияние золы на двигатель
  5. Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру
  6. Правила выбора
  7. На что влияет сульфатная зольность?
  8. Нормы уровня зольности
  9. Сульфатная зольность, щелочное число.
  10. Классификация моторных масел по вязкости SAE
  11. Маркировка моторных масел, расшифровка и свойства
  12. Маркировка масла по рабочей температуре
  13. Сульфатная зольность масла для людей
  14. Что нужно знать и как это использовать.
  15. Пример сульфатной зольности
  16. Плотность при 15 градусах Цельсия
  17. Как правильно выбрать масло для турбированного мотора
  18. Классификация масел
  19. Автомобили на газу
  20. Циферно-буквенные символы
  21. Зольность моторного масла
  22. Виды и метод определения
  23. Рейтинг дешевых полусинтетических моторных масел
  24. Сравнение лабораторных тестов лучших полусинтетических масел до 300 р за 1 л
  25. SHELL Helix HX7 10W-40
  26. MOBIL Ultra 10W-40
  27. ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 10W-40
  28. ZIC X5 10W-40
  29. HTHS и скорость сдвига
  30. Основные технические характеристики моторных масел
  31. Динамическая вязкость
  32. Вязкость кинематическая
  33. Индекс вязкости
  34. Температура вспышки (flash point)
  35. Температура застывания (por point)
  36. Общее щелочное число (Total Base Number, TBN)
  37. Кислотное число (TAN)
  38. Зольность
  39. Полнозольные (Full SAPS) масла
  40. Малозольные (Low SAPS) масла
  41. Требования к зольности для авто

Виды зольности

Все масла можно разделить на три категории:

Имя Расшифровка Маркировка ACEA Доля примесей
Полный SAPS Полный пепла А1/В1*, А3/В3, А3/В4, А5/В5 1-1,1 %
Средний SAPS Средний пепел С2, С3 0,6-0,9 %
Низкий SAPS Низкая зольность С1, С4 < 0,5 %

* Удалено из списка стандартов ACEA European Oil Sequences for Service-Fill Oils 2016.

Если с первой частью названий все понятно, то расшифровка аббревиатуры SAPS не столь очевидна. Это всего лишь компоненты: сульфатная зола, фосфор и сера. Чтобы определить зольность смазки, достаточно посмотреть на маркировку на таре. Там будет указан код одобрения по классификации европейской ассоциации ACEA. Все указано в таблице.

Различают два типа зольности. Обычно они перепутаны, смешаны в кучу. Но нужно обратить внимание только на одну характеристику – сульфатность. Это категории, перечисленные выше.

Зольность базового масла

Капельный тест косвенно показывает зольность моторного маслаКапельный тест косвенно показывает зольность моторного масла
Определение качества смазочного материала методом капельного испытания

Характеристика указывает, насколько хорошо химики справились с очисткой базы. Для синтетических веществ это число будет равно нулю. Ведь материалы на основе ПАО – полиальфаолефины синтезируются в реакторах. Гидрокрекинговые масла производятся из нефтепродуктов, поэтому зольность будет довольно заметной. Показатели находятся в пределах от 0,001 до 0,5 %.

Базовую зольность определяют по ГОСТ 1461-75.

Именно поэтому многие начинающие теоретики путаются и считают, что малозольное масло содержит меньше примесей. Хотя и малозольные, и полнозольные материалы иногда изготавливают на одной основе. По мнению любителей, базовое масло для производства проходит более тщательную очистку. Это не совсем верное представление. Зольность базового масла не влияет на чистоту. Технологические процессы полностью меняют состав.

Сульфатная зольность

С уменьшением щелочного числа кислотное число увеличиваетсяС уменьшением щелочного числа кислотное число увеличивается
График щелочных (TBN) и кислотных (TAN) чисел с течением времени

Чтобы масло стало малозольным или полнозольным, необходимо добавлять присадки. Их концентрация и состав определяют параметры сульфатной зольности. При слове «зольность» в сознании возникает образ горсти грязного пороха, который остается после того, как что-то сожгли. Это недалеко от истины. Химики проводят именно этот эксперимент в лаборатории. Наливают масло в стакан и ждут, пока оно сгорит. Количество осадка представлено как показатель качества.

Теоретически вся грязь остается в двигателе. Но температура силового агрегата не превышает 110°С, а маслу для воспламенения нужно не менее 250°С. Правда, камера сгорания нагревается до 2000°С, но туда обычно попадает незначительная доля смазки, которая попадает в фильтр за счет процесса самоочистки. Нет горения — нет пепла.

Содержание сульфатной золы определяют по ГОСТ 12417-94.

Моющие свойства масла зависят только от показателя сульфатной зольности. Зависимость следующая: чем выше зольность, тем больше щелочное число. Щелочь «гасит» кислоты, образующиеся при химических реакциях внутри цилиндра. Чем выше зольность, тем больше присадок в масло необходимо для нормальной работы двигателя. К ним относятся присадки, обеспечивающие эффективную очистку силового агрегата от продуктов сгорания. Полезные вещества снижают силу трения и предотвращают фрикционный износ металлов. Обычно это металлосодержащие соли с фосфором, натрием, магнием и кальцием в составе.

Влияние золы на двигатель

Высокая зольность провоцирует высокотемпературные отложения, обладающие дегенеративными свойствами. Они могут загрязнять не только сам двигатель, но и влиять на работу других систем автомобиля. Способность их смывать – одно из основных свойств моторного масла. Но этого недостаточно, ведь чтобы полностью очистить поверхность от отложений, их необходимо измельчить и обезвредить.

Использование моющих-диспергирующих свойств позволяет вернуть деталям прежнюю чистоту и нормализовать рабочие процессы. Если нагара слишком много, это провоцирует повышение температуры в двигателе. Следовательно, снижается качество работы, что приводит к дальнейшим неисправностям. Особое влияние он оказывает на масляные фильтры, которые легко могут засориться. Другие компоненты также страдают:

Сульфатная зольность масла, на что влияет эта настройка?
Зольность масла: какие характеристики и как влияет на двигатель | мир смазочных материалов все о маслах, смазках | дзен
Расшифровка лабораторных анализов моторных масел
Зольность моторного масла
Сульфатная зольность моторного масла
Сульфатная зольность масла, на что влияет эта настройка?
Зольность моторного масла: виды и способ определения
Зольность
Малозольные масла вред или польза
Почему малозольные масла будут использоваться все больше и больше (даже в бензиновых автомобилях)

  • Несвоевременное воспламенение рабочей смеси;
  • Проблемы с работой электродов свечей зажигания;
  • Прогар выпускного клапана;
  • Отложения золы в камере сгорания

Рациональное содержание присадок гарантирует снижение высокотемпературных отложений. В качестве дополнительных компонентов выступают сульфонаты, алкилсалицилаты и фосфаты магния. Взаимодействие с топливом, содержащим повышенное количество серы и способствующим образованию азотной кислоты, следует контролировать с помощью масла с параметрами, снижающими коррозионный износ поршневых колец и цилиндров.

Выбор зольности масла должен быть грамотным, с учетом рекомендаций производителя и состояния автомобиля. Специальные присадки могут уменьшить количество лакообразования, нагара на поршнях и кольцах и нейтрализовать кислоты

Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру

Сульфатная зола – это процентная доля от общей массы смазочного материала различных твердых органических и неорганических соединений, образующихся после сжигания масла. Именно этот параметр сегодня чаще всего учитывают, хотя существуют и другие виды зольности, которые рассматриваются при исследовании смазочных материалов.

Сульфат по определению является солью серной кислоты, химическим соединением, в состав которого входит анион -SO4. Эта часть названия происходит от метода подсчета золы в моторном масле.

Испытываемую на зольность смазку сжигают в лабораторных условиях при высоких температурах (около 775°С) до образования твердой однородной массы, а затем обрабатывают серной кислотой. Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока масса не перестанет уменьшаться.

Этот остаток будет негорючей золой, которая осядет в двигателе или выхлопной системе. Массу соотносят с исходной массой прототипа и рассчитывают процентное содержание, являющееся единицей измерения сульфатной зольности.

проверка моторного масла.jpg

Содержание сульфатной золы в масле, как правило, является показателем количества противоизносных, противозадирных и других присадок. Начнем с того, что зольность чистой масляной основы в зависимости от ее происхождения обычно не превышает 0,005%. Это означает, что в одном литре масла содержится всего 1 мг золы.

После обогащения присадками, содержащими кальций, цинк, фосфор, магний, молибден и другие химические элементы, значительно увеличивается сульфатная зольность масла. Повышается его способность образовывать твердые негорючие частицы золы при термическом разложении.

определение-зольности-масла.jpg

На сегодняшний день классификация ACEA предусматривает три категории смазочных материалов по зольности:

  • Full Saps (полностьюзольные смазки) — содержание сульфатной золы составляет 1-1,1% от общей массы масла.
  • Mid Saps (масла со средней зольностью) — для продуктов с таким составом процент зольности составляет от 0,6 до 0,9%.
  • Low Saps (малозольные смазки) — зольность менее 0,5%.

Существует международное соглашение о том, что зольность современных масел не должна превышать 2%.

испытание-моторного-масла.jpg

Правила выбора

Маркировка золы моторного маслаМаркировка золы моторного масла
Маркировка золы на контейнере

Еще полезнее для двигателя масло с высоким содержанием сульфатной золы. Остается ли тогда автомобилистам выбирать только полнозольные масла? Нет. Все дело в экологических стандартах. Класс Евро-0 появился еще в 1988 году. Ограничения были призваны снизить долю вредных выхлопных газов. В 2025 году планируется ввести стандарт Евро-7, что значительно усложнит производство автомобилей с ДВС — ДВС из-за слишком жестких ограничений.

Лидеры рынка автомобильной промышленности оказались перед выбором: закрыть бизнес или искать решения. В результате инженеры создали простой и элегантный способ снижения токсичности газов за счет установки сажевых фильтров, каталитических нейтрализаторов и EGR — системы рециркуляции отработавших газов. В Full SAPS слишком много фосфора и серы, что быстро дезактивирует «экологически чистые» компоненты в автомобиле. Вот несколько рекомендаций, которым нужно следовать:

  1. При отсутствии катализатора и сажевого фильтра можно смело заливать в двигатель высокозольную смазку.
  2. Есть ли в автомобиле «экологически чистые» компоненты? Лучше следовать рекомендациям производителя.
  3. Следует выбирать масла на основе ПАО. Альтернативы гидрокрекингу не так долговечны.

Многие автовладельцы знают, что полнозольные масла намного надежнее и служат дольше. Но производители рекомендуют использовать только смазку с низкой зольностью. Люди добавляют добавки фосфора и серы в Low SAPS, чтобы продлить срок его службы. В результате быстро выходят из строя каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр. Масло лучше использовать без примесей.

Сейчас производители освоили технологию утилизации. Добыча отправляется в производство, очищается и подвергается цепочке химических реакций. В результате получается продукция с показателями, соответствующими стандартам. Но после заливки в двигатель под воздействием высоких температур смазка быстро разрушается, присадки выпадают.

На что влияет сульфатная зольность?

Высокая сульфатная зольность свидетельствует о богатом пакете присадок. Как минимум, высокозольные масла имеют высокое содержание моющих (кальциевых), противоизносных и противозадирных (цинково-фосфорных) присадок. Это означает, что более обогащенное присадками масло при прочих равных условиях (одинаковая база, аналогичные условия эксплуатации, аналогичные интервалы замены) надежнее защитит двигатель при высоких нагрузках на него.

Сульфатная зола напрямую определяет количество негорючих твердых частиц золы, образующихся в двигателе. Не путать с отложениями сажи. Сажа, в отличие от золы, может выгорать при высоких температурах. Эш — нет.

Зольность оказывает большее влияние на защитные и моющие-диспергирующие свойства моторного масла. Эта характеристика косвенно связана с другим важным критерием оценки моторных масел: щелочным числом.

нагар-на-поршнях-и-клапанах.jpg

Нормы уровня зольности

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что нормы зольности ограничены как сверху, так и снизу. При переводе масла из категории полнозольных в малозольные полезные свойства будут потеряны.

Но это неизбежно, когда делаешь современные двигатели. Чем выше степень очистки выхлопа, тем сложнее преобразователи и фильтры. Многокомпонентный катализатор, такой как сажевый фильтр, легко разрушается полнозольным маслом, при всех его положительных свойствах.

Например, содержание золы вступает в противоречие, когда масло позиционируется как имеющее увеличенный срок службы или энергосберегающее.

В нем необходимо использовать повышенное количество присадок, особенно тех, которые нормализуют щелочное число, резко уменьшающееся при его разрушении, и тем самым повышение зольности, что категорически противопоказано элементам очистки выхлопа.

Выход – использование беззольных присадок, но это долгий и мало отработанный процесс. К тому же такие изделия непременно подорожают.

Сульфатная зольность, щелочное число.

Эти свойства говорят нам о химическом составе масла. Сначала разберемся с сульфатной золой. Считается, что эта характеристика указывает на количество присадок в масле и, следовательно, на его качество. Строго говоря, это неверно, так как сейчас много беззольных присадок. Но на самом деле это число указывает на количество неорганических солей (золы), оставшихся после сжигания/испарения масла.

Это не обязательно сульфаты, они просто (читай «серые» в составе) пугают алюминиевые двигатели покрытиями, которые боятся серной кислоты. Короче говоря, зола повреждает сажевые фильтры в дизельных двигателях и каталитические нейтрализаторы в бензиновых автомобилях, но это если машина потребляет масло.

В любом случае количество серы в топливе гораздо более критично, чем в масле. Для масел с полной зольностью показатель зольности > 1% от общей массы. Для малозольных масел она составляет 0,5 — 0,9% (они опять-таки делятся на собственно малозольные и среднезольные масла с разницей около 0,5 — 0,6 вес).

Общее щелочное число является мерой того, как долго масло может нейтрализовать кислоты. Физически это то количество гидроксида калия (КОН), которое соответствует нейтрализующему действию пакета присадок в данном масле.

Если TBN (общее щелочное число) масла составляет 7,8, то содержащиеся в нем присадки обладают такой же нейтрализующей способностью, как 7,8 мг КОН на грамм масла. Чем выше это число, тем дольше масло будет сопротивляться процессам окисления (до замены масла можно проехать больше).

Классификация моторных масел по вязкости SAE

Маркировка моторных масел, расшифровка и свойства

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – градусах вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

В спецификации описаны три диапазона вязкости масла: зимний, летний и всесезонный. Но прежде чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его свойствами: кинематической и динамической вязкостью.

Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках — ротационных вискозиметрах.

Он показывает, насколько изменяется вязкость масла при изменении скорости движения смазываемых деталей относительно друг друга. При увеличении скорости относительного движения смазываемых деталей вязкость уменьшается, при уменьшении — увеличивается.

Маркировка масла по рабочей температуре

Разновидность зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — обозначаются цифрой и буквой «W» (Winter-Winter). Для зимних классов установлены два максимальных значения динамической низкотемпературной вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низким температурам относятся:

  • Вязкость — указывает на динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло находится востается достаточной для запуска двигателя.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло может прокачиваться через систему смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости на 5 градусов ниже начальной температуры.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризуются минимальной кинематической вязкостью при 100°С – показателем, определяющим минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства масел летней серии определяются:

  • минимальная и максимальная кинематическая вязкость при 100°С — показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при горячем двигателе.
  • минимальная вязкость при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига представляет собой отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. По мере увеличения градиента скорости сдвига вязкость масла уменьшается, но снова увеличивается с уменьшением скорости сдвига.

Выбор всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимней и летней серий, разделенных тире. Т

Всесезонные масла должны соответствовать критериям как зимних, так и летних масел одновременно. Чем меньше число перед буквой W, тем ниже вязкость масла при низких температурах, тем легче запустить холодный двигатель стартером и тем лучше прокачиваемость масла по системе смазки. Чем больше число после буквы W, тем выше вязкость масла при высоких температурах и надежнее смазка двигателя при высоких температурах

Таким образом, класс SAE информирует потребителя о диапазоне температур окружающей среды, который обеспечит масло:

  • запустить двигатель стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачать масло маслонасосом через систему смазки двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежная смазка летом при длительной эксплуатации на максимальных скоростях и режимах нагрузки (для летних и всесезонных масел)

Сульфатная зольность масла для людей

Что нужно знать и как это использовать.

Самое простое и лаконичное объяснение зольности масла выглядит примерно так: «Сульфатная зольность масла является показателем наличия в масле присадок». Запутался навсегда? Я разгадываю.

Всем известно, что масла (причем все — и моторные, и трансмиссионные, и любые) состоят из базового масла и пакета присадок, определяющих характеристики применения масла. Проще — если в одно и то же базовое масло добавить разные пакеты присадок, то в одном случае (например) получаем моторное масло высшего качества, а в другом — трансмиссионное — попроще.

В какую сторону следует уменьшать зольность масла в данном случае? Здесь видно только, что масло содержит пакет присадок для «масляной обёртки», так сказать тюнинга.

Дело в том, что нельзя бесконечно «настраивать» масло. Просто потому, что все эти присадки и присадки вырабатываются в процессе эксплуатации масла, они выгорают, образуя ту самую золу, которую можно увидеть на поршнях, клапанах и кольцах. И если за способность все это нейтрализовать отвечает щелочное число масла, то сульфатная зольность масла ограничивает способность масла накапливать зольные соединения.

Все дело в том, что большое количество золы рано или поздно начнет менять температуру вспышки масла, так как сама зола, скопившись где-то (как всегда, в самом интересном месте, например, на свече), будет воспламенит горючую смесь раньше, чем положено, или наоборот, нарушить такое же легкое качество работы.

Именно поэтому наличие присадок ограничено и их присутствие в масле освещает одинаковую сульфатную зольность масла. При прочих равных свойствах двух масел выигрывает то, у которого больше сульфатное число, так как это свидетельствует о большей «тюнингованности» масла.

Пример сульфатной зольности

Тоже даже не пример, а единица измерения зольности масла. Короче говоря, да. Базовое масло практически беззольное; для мощного грузового дизеля содержание сульфатной золы в масле ограничивается нормативными документами до 2 % от количества масла, для более простого дизеля — 1,8 %, для бензинового двигателя — 1-1,5%.

Плотность при 15 градусах Цельсия

Плотность – это масса, которая имеет определенный объем. Плотность смазочного материала не зависит напрямую от вязкости, но эти две величины легко определить по классу вязкости. Например, класс вязкости SAE 10W соответствует плотности 0,857 кг/л и вязкости 32 сСт.

По плотности масла делятся на легкие, средние и тяжелые:

  • легкие — до 0,88 кг/л
  • средний — 0,89-0,93 кг/л
  • тяжелые — 0,95-1,03 кг/л
Класс SAE Плотность
5W-30 0,863-0,868
5W-40 0,867-0,872
10W-30 0,865-0,868
10W-40 0,865-0,870
15W-40 0,910-0,915
20W-50 0,872-0,880

 

Как правильно выбрать масло для турбированного мотора

Из-за износа деталей в жидкость извне попадают частицы. Дизель сгорает, и образуется много серы. Вода проникает в полость конструкции. Но правильно подобранное масло может продлить срок службы двигателя.

Соединение SAE является достойной альтернативой.

Классификация масел

Моторные масла классифицируются по развивающимся странам на три основные группы:

  • ILSAC — азиатский;
  • АСЕА — европейский;
  • API американский.

Варианты АСЕА:

  1. Е1-96. Для большегрузных автомобилей с компрессором, работающим в тяжелых условиях по стандартному классу.
  2. Е2-96. То же, что и предыдущий тип, но с улучшенными свойствами.
  3. Е3-96. То же, что и E1, но для еще более сложных условий.
  4. Б3-96. Дизельные автомобили вне зависимости от турбонаддува.
  5. Б2-96. Исключительно для двигателей с механическим нагнетателем.

На российском авторынке более распространен API. В свою очередь, он делится на группы:

  1. CF-4. Проходит строгий контроль уровня токсичности, отличается отличными эксплуатационными характеристиками.
  2. Для автомобилей, выпущенных после 1994 г
  3. CF-4. Для четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом, выпущенных после 1990 года.
  4. Для дизельных двигателей с наддувом, выпущенных после 1983 г

Жидкости класса SG относятся к категории премиум.

Синтетические масла оптимальны для двигателей с турбонаддувом, хотя база в целом не критична. Кроме того, затраты на чистую синтетику выше. Минеральная вода используется для двигателей, подвергающихся средним нагрузкам. Актуально для транспорта отечественного производства. Полусинтетика также вполне приемлема.

Если планируется замена масла в двигателе, необходимо учитывать, что нельзя смешивать между собой смазочные материалы разного базового состава. Вещества будут реагировать, продолжительность жизни сокращается.

Автомобили на газу

Схема установки газобаллонного оборудованияСхема установки газобаллонного оборудования
Схема ГБО

Установка ГБО — газобаллонного оборудования изменяет характеристики двигателя. Температура в камере сгорания значительно повышается. Кажется, решение простое: использовать полнозольные масла. Не так просто. Высокий «градус» вызывает быстрое выгорание присадок с образованием большого количества шлама. Нагар попадает на клапана. Это не единственная проблема. В камере сгорания образуется водяной пар, что еще больше снижает эффективность масла.

Что делать в такой ситуации? В силовой агрегат залить малозольное масло. База гидрокрекинга не справится со своими задачами. Следует выбирать продукты на основе ПАО. Смазка не боится высоких температур. Для полной уверенности в безопасности двигателя стоит использовать эфирные масла. Они образуют на поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма стойкую пленку, которая притягивается к металлу подобно магниту.

Циферно-буквенные символы

Каждая покупка для неопытного автовладельца превращается в попытку разгадать загадочные символы. Для упрощения прочтите пример. Старт начинается с аббревиатуры SAE, за которой следует ряд букв и цифр. Всего есть три варианта:

  • с одной буквой: рассматривается чисто зимний вариант смазки. САЕ 5 Вт;
  • без буквы: аналогично, только лето. САЭ 40;
  • смешанный тип: универсальный, всесезонный. САЕ 5W40. Для упрощения процедуры выбора, увеличения продаж производители постепенно переходят на смешанный тип. Мотивация очередным улучшением и уходом за автомобилем.

В этом примере 5W означает низкую вязкость. Жидкость рекомендуется использовать при температуре не ниже -35°С. Алгоритм такой, от стандартного числа «40» отнимаем то, что написано, получаем исходную степень. Вуаля. Если градусный показатель ниже, двигателю, стартеру будет сложнее провернуть коленчатый вал со всеми механизмами.

Таинственная вторая цифра указывает на вязкость при стандартной рабочей температуре 110-140°С. Чем он выше, тем выше ставка, и наоборот. Чтобы не класть свой двигатель «на лопатки», внимательно смотрите на показатели в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Интересный факт: профессиональные автослесари из популярного журнала «За рулем» провели реальный опыт замены жидкости. Сначала фиксировались показатели по мощности, расходу топлива и выбросам в окружающую среду при смазке вязкостью 40 единиц.

Затем в «Жигули» заливали вещество с индексом вязкости 50 единиц. Через некоторое время цифры начали стремительно падать. Это означает, что не следует доливать то, что поступило в двигатель. Имейте это в виду для следующего технического обслуживания. Речь не идет об отечественной машине, иномарка покажет идентичные показатели.

Зольность моторного масла

Виды и метод определения

Выбор моторного масла – долгий, кропотливый процесс. Правильный выбор увеличивает работу агрегатов автомобиля в 2 — 3 раза. В 2019 году выделяют три основные группы смазочных материалов, разделенных по содержанию зольных единиц.

Строгое соблюдение регламента производителя автомобиля по процентному содержанию остаточных примесей гарантирует сохранение работоспособности каталитических нейтрализаторов, сажевых фильтров в автомобиле. Возникает вопрос, сульфатная зольность моторного масла, что это такое?

Для анализа сущности понятия «зола» ниже приведены основные признаки и способы определения показателя.

Рейтинг дешевых полусинтетических моторных масел

Сравнение лабораторных тестов лучших полусинтетических масел до 300 р за 1 л

SHELL Helix HX7 10W-40

Преимущества

  • Сочетание минеральной и синтетической основы обеспечивает устойчивость при больших нагрузках.
  • Высокие моющие свойства, большое количество щелочи.
  • Холодная стабильность.
  • Большой температурный диапазон использования, в средней полосе можно использовать круглый год.
  • Подходит для широкого спектра конструкций двигателей.
  • Защищает детали, создает надежную масляную пленку.
  • Легкий холодный пуск.
  • Низкая волатильность, почти не требует пополнения.

Недостатки

  • Высокое содержание серы со стандартным пакетом присадок.
  • Не рекомендую для увеличенных интервалов замены, лучше не экспериментировать и не катать это масло.

MOBIL Ultra 10W-40

Преимущества

  • Хорошо очищает двигатель, удерживая все частицы грязи во взвешенном состоянии.
  • увеличивает ресурс двигателя, обеспечивает бесперебойную работу.
  • Вы можете увеличить интервал замены.
  • Экономит топливо, но только в жаркую погоду.
  • Приемлемая цена по сравнению с другими товарами от производителя.
  • Универсальность, подходит для многих конструкций двигателей.
  • Эффективен в тяжелых условиях работы.

Недостатки

Не очень хорошие показатели в морозы, чего и следовало ожидать от масла данного класса вязкости – плохо заводит двигатель при температуре окружающего воздуха ниже -25, в мороз увеличивается расход топлива.

ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 10W-40

Не ждите от него выдающихся свойств, масло не отмоет двигатель от шлама и не сделает его заново новым, но и вреда от него не будет, оно надежно сохранит его от дальнейшей выработки и загрязнения. Это подтверждает независимый тест отработанного масла, о котором подробнее можно прочитать в обзоре.

Преимущества

  • Стойкий к окислению, даже на вышеупомянутом пробеге 72000, кислоты осталось меньше 3 единиц, в анализе не указано сколько масла было добавлено, но все же.
  • Хорошо очищает и удерживает загрязненные частицы, судя по пакету присадок.
  • Предотвращение образования отложений, по отзывам пользователей.
  • Он легко запустит двигатель в мороз в пределах температур, указанных SAE.
  • Расходуется экономно, мало тускнеет, практически не требует дозаправки.
  • Хорошо показывает себя в городском режиме.
  • Бюджетная цена.

Недостатки

  • Шум от двигателя не снижает, похоже на работу всухую, но следов производства в анализах нет.
  • Не подходит для современных двигателей.
  • Небольшой трудовой ресурс, масло лучше менять примерно на 7-8 тысячах, особенно в городском режиме можно и 10 поездить, анализ отработки показал, что масло легко выдерживает такой пробег. НО! Если дорожите своим двигателем, советую не катать больше 8000, если катаетесь по городу и под нагрузкой. Для размеренной поездки легко сойдет и 10000.

ZIC X5 10W-40

Преимущества

  • Легкий запуск до -20 градусов.
  • Универсален, адаптируется к любым условиям и стилям вождения.
  • Стабильный при перегреве.
  • Практически не используется для отходов.
  • 65% синтетических компонентов в составе.
  • Минеральные компоненты высокой степени очистки.

Недостатки

  • Не совместим с преобразователями выхлопных газов.
  • Подходит только для бензиновых двигателей.

HTHS и скорость сдвига

Параметр HTHS (High Temperature High Shear) представляет собой так называемую «высокотемпературную вязкость при высокой скорости сдвига». Дело в том, что в отличие от обычной вязкости при 100˚С, которая обозначается цифрами в обозначении после W (например, «30» в 5W-30), HTHS является не кинематической, а так называемой динамической вязкостью, измеренная при 150 ˚C. Характеризует сопротивление, которое оказывает масло при попытке сдвинуть один из слоев по отношению к другому.

ОелЧек-1

Чем ниже HTHS, тем лучше энергосберегающие свойства моторного масла, поскольку потери на трение ниже. С другой стороны, чем выше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Поэтому такая вязкость не должна быть большой или малой: требуется оптимум для данного двигателя и условий эксплуатации.

Коробки HTHS не указываются по простой причине: фактически этот параметр связан со спецификацией масла:

HTHS < 3,5 HTHS > 3,5 HTHS > 3,7
хВ-8/12/16 хВ-30 15Вт/20Вт/25Вт-40
хВ-20 0 Вт / 5 Вт / 10 Вт-40 хВ-50
хВ-30 хВ-60

Основные технические характеристики моторных масел

Динамическая вязкость

Динамическая вязкость показывает зависимость изменения вязкости масла от скорости движения смазываемых деталей относительно друг друга. Определено на имитаторе холодной прокатки (ХП) при -30°С.

Вязкость кинематическая

Кинематическая вязкость указывает на текучесть моторного масла при нормальных и высоких температурах. Равно отношению между динамической вязкостью и плотностью масла. Для измерения используют стеклянный вискозиметр: отмечают период, в течение которого масло стекает по капилляру.

Индекс вязкости

Индекс вязкости – это коэффициент изменения вязкости между двумя температурами. Чем выше коэффициент, тем меньше падение вязкости при нагреве масла. Масло с более высоким индексом вязкости обладает лучшей текучестью при низких температурах и более высокой вязкостью при рабочих температурах.

Температура вспышки (flash point)

Температура вспышки – это самая низкая температура, при которой пары смазочного материала образуют смесь с воздухом, которая воспламеняется при контакте с огнем. Само масло еще не воспламенено. Определяют в открытом или закрытом тигле, в последнем случае она ниже на 20-25 градусов..

Температура застывания (por point)

Температура застывания – это самая низкая температура, при которой масло остается жидким. Температура застывания по стандартам на 3°С выше температуры застывания.

Температура застывания указывает на возможность перелива моторного масла без необходимости подогрева.

Общее щелочное число (Total Base Number, TBN)

Показатель, характеризующий способность масла нейтрализовать кислоты, называется TBN (общее щелочное число). При сгорании топливно-воздушной смеси образуются кислоты, которые пагубно влияют на моторное масло – окисляют его. Для противодействия этому процессу в моторное масло добавляют специальные моющие и диспергирующие присадки, повышающие общую щелочность.

Широко используется метод ASTM D2896, где щелочность определяют титрованием хлорной и уксусной кислотами.

Кислотное число (TAN)

TAN – показатель, характеризующий наличие в масле кислот, приводящих к коррозии металлов. По этому показателю о качестве базового масла можно судить косвенно. В хорошо очищенных маслах группы II и III, например, TAN будет меньше, чем в группе I. Стандартный метод измерения — ASTM D664

Зольность

Зольность является показателем количества негорючих примесей, что является результатом наличия в масле комплекса присадок с металлическими и органическими компонентами. Для разных категорий масел существуют разные нормы содержания сульфатной золы.

Полнозольные (Full SAPS) масла

По классификации ACEA — А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5. Такие масла могут негативно влиять на многоступенчатые каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры. Типичная зольность составляет 0,9-1,1%.

Малозольные (Low SAPS) масла

По классификации ACEA – С1 и С4. По стандарту содержание сульфатной золы не должно превышать 0,5%.

Испаряемость – показатель, характеризующий склонность к потерям масла. Выражается в процентах. Для качественных масел показатель не должен превышать 14%.

Требования к зольности для авто

Существующие стандарты учитывают спорные свойства зольности масел. Четкие ограничения вводятся только для самых новых продуктов. Существуют общие ограничения по странам, но они не очень строгие.

Например, даже в Европе разрешены полностью зольные продукты, особенно для тяжелонагруженных дизельных двигателей. Но на нижней границе нормы.

В дальнейшем все двигатели будут однозначно переведены на масла со средней и малой зольностью. Это заметно в требованиях производителей двигателей, которые в этом направлении опережают даже закон.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )