Свинцово-кислотные аккумуляторы, которые устанавливаются на большинство современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, подвержены проблеме замерзания электролита. В них используется жидкий электролит — вода, которая при низких температурах превращается в лед.
- Пониженная плотность электролита
- Как не допустить замерзание электролита
- Реанимация аккумулятора
- Истории автовладельцев.
- Советы и рекомендации
- Что делать дальше?
- Как понять, что батарея замерзла?
- Зарядка размороженной АКБ
- Как утеплить аккумулятор на зиму
- Полезные советы
- Общие сведения
- Как быстро отогреть
- Как необходимо следить за автомобильной батареей?
- Как спасать замерзшую батарею
- Что делать, если замерз аккумулятор в машине — практические рекомендации.
- При какой температуре замерзает аккумулятор в машине?
- Замена АКБ и диагностика двигателя в официальном сервисе Avilon
- Почему замерзает – причины.
- К чему может привести замерзание электролита
- Если электролит в АКБ замерз: как разморозить и зарядить автомобильный аккумулятор
- Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
- Что делать если замерз аккумулятор в машине
Пониженная плотность электролита
В новом аккумуляторе плотность электролита находится в пределах 1,27-1,30 г/см³, что достаточно для наших климатических условий. Зависимость температуры замерзания от плотности электролита можно увидеть в таблице:
Из таблицы видно, что с увеличением плотности температура замерзания электролита снижается. Но эта зависимость не пропорциональна, так как при избыточной плотности 1,40 г/см³ температура замерзания резко повышается. В этом случае среда в аккумуляторе становится более агрессивной, а это приводит к ускоренному износу.
Откуда берется низкая плотность электролита в аккумуляторе? Большинство автомобилистов обвиняют в этом производителя, поэтому стараются вернуть аккумулятор, требуя гарантийной замены. Но такие случаи редки, и чаще всего проблема заключается в неправильном уходе за аккумулятором.
Дело в том, что продавец предлагает полностью заряженный аккумулятор, а значит, плотность электролита в допустимых пределах, и он не может замерзнуть в обычный мороз. Но при его разрядке часть кислого компонента оседает на пластинах в виде сульфатов, соответственно плотность электролита снижается, а это приводит к повышению температуры, при которой он может замерзнуть.
При этом прослеживается простая закономерность, если плотность электролита уменьшилась, аккумулятор разряжен и нуждается в зарядке. В этом случае пополнение электролита будет большой ошибкой, так как повышая морозостойкость, мы никак не улучшаем электрические свойства аккумулятора.
Отсюда делаем вывод: если в аккумуляторе появился лед, значит, он разрядился и его необходимо немедленно зарядить.
Важно знать, что если в теплое время года аккумулятор немного разряжается и плотность электролита снижается, без измерения плотности обнаружить это невозможно, так как он спокойно запускает двигатель и справляется со своей непосредственной задачей. Когда наступают морозы, батарея может превратиться в лед.
Как не допустить замерзание электролита
Чтобы не стать жертвой замерзшего аккумулятора, необходимо выполнять определенные операции, позволяющие отслеживать его состояние. Прежде всего, периодически проверяйте мультиметром заряд аккумулятора. Заряженный аккумулятор будет выдавать около 12,6-12,7 вольт при выключенном двигателе.
При выходе из автомобиля недопустимо оставлять включенными габариты, и необходимо закрывать двери автомобиля, так как горящий индикатор, указывающий на незапертую дверь, может разрядить аккумулятор на несколько дней при длительной стоянке, и в этом случае , в сильный мороз в аккумуляторе может образоваться лед.
Для предотвращения преждевременной разрядки аккумулятор необходимо обслужить перед зимой. Первый — тщательно вымыть корпус, так как твердая пыль и грязь проводят электричество, а это снижает заряд. Если у вас есть доступ к банкам аккумуляторов, проверьте плотность электролита. Затем нужно полностью зарядить аккумулятор, а затем установить его в автомобиль.
Если в результате неправильной эксплуатации в аккумуляторе образовался лед, его нельзя коптить. Аккумулятор необходимо снять с машины, прогреть в теплом помещении и полностью зарядить. Известно, что жидкости расширяются при замерзании, поэтому лед, образующийся в банках, может разорвать корпус батареи, закоротить или повредить внутренние цепи. Поскольку такие поломки не покрываются гарантией, такой аккумулятор никто не заменит.
После выполнения внутритрубного обслуживания и установки аккумуляторной батареи необходимо проверить ток утечки во избежание преждевременной разрядки. Не следует допускать длительного простоя автомобиля, даже если планируется длительная стоянка, желательно завести автомобиль и прогреть его, чтобы зарядился аккумулятор. Если это невозможно, специалисты рекомендуют отсоединить минусовую клемму аккумулятора, чтобы разорвать цепь аккумулятора и предотвратить его разряд. Если вы планируете оставить машину на всю зиму, аккумулятор необходимо снять, зарядить и поместить в прохладное сухое место, например в подвал.
Реанимация аккумулятора
Аккумулятор довольно капризный аппарат. При правильном обращении блок питания легко прослужит от 3 до 5 лет, не вызывая нареканий. Но случаются разные вещи.
Заметив, что на крышке образовался лед, а электролит замерз, первым делом снимают аккумулятор с посадочного места и отсоединяют его от контактов. После этого их уносят в теплое помещение и помещают в подходящую емкость, например бассейн. Для чего это делается: если корпус повредился из-за замерзания и образовалась микротрещина, из нее потечет электролит. Без «химии» эксплуатировать аккумулятор не получится, то есть оживление результатов не даст.
Процесс восстановления батареи.
Если ничего не вытекло, следует подождать, пока аккумулятор и электролит прогреются до комнатной температуры. Замерзший автомобильный аккумулятор сразу заряжать нельзя — нужно пересмотреть состояние корпуса. Если все же заметны трещины, неровности, такую батарею можно только выбросить. Кто-то скажет, что мелкие трещинки легко заделываются той же мастикой, но суть в другом. Источник питания так сильно замерз, что корпус начал разрушаться. Если дело дошло до этого, металлические листы определенно деградировали.
В «банках», где пластины перекошены, скорее всего произойдет короткое замыкание. При повреждении разделителя, разделяющего полярности, короткого замыкания не избежать. Устраняется, но требует много времени и сил.
Если визуальных повреждений не обнаружено, остается дождаться полного оттаивания и зарядить зарядным устройством. Сила тока устанавливается равной 10% от фактической энергоемкости. Для полной зарядки требуется около 10 часов. В конце измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Минимум должен показывать 12,6 В. Если цифра, например, 10,5 В, то испортилась одна из «коробочек» (параметр для одного элемента 2,1 В). Измерение плотности каждой коробки поможет найти «устаревшую». Для этого нужен ареометр.
Если после восстановления заряда плотность каждого элемента находится на уровне 1,27 г/см3, а напряжение в пределах 12,6 — 12,9 В, то «заморозка» не привела к негативным последствиям, и батарея по-прежнему будет работа. Единственное, зимой плотность рекомендуется немного увеличить, до 1,3 г/см3.
Истории автовладельцев.
«Ну и что нужно довести машину до того, что аккумулятор так замерзнет???? Кое-как пара банок замерзла на мне сверху, было видно, что когда я снимал крышки, лед стекал. Прогрел, зарядил, все ок. А чтобы тело было взорвано прямо, я такого не видел».
«Лед в аккумуляторе — это ее смерть. Почти не выздоравливал».
«Попал в такую ситуацию, боялся прикурить, отнес домой, нагрел и снова зарядил настольной зарядкой, но станция не оживилась, я думал, что я что-то не так сделал. Он показывает, сказал, что все все в порядке, батарея просто села».
«Мой уже два раза замерзал. Нагревается, восстанавливается небольшими импульсами, работает. Единственное, концентрацию кислоты не мерил и на цвет электролита не смотрел — лень. Как только он начнется, все должно быть хорошо».
«За прошлую зиму поменял 2 новых аккумулятора из-за замерзания, оказалось что недобросовестные продавцы или производители присосались к блокам с низкой плотностью, вот и результат. Теперь покупаю только проверенные бренды, обязательно замеряйте плотность сразу после покупки , ну а чтобы вообще ничего не бояться, накрываю батарею на зиму одеялом».
Советы и рекомендации
Учитывая вышеизложенную информацию, становится понятно, что в большинстве случаев основной причиной замерзания электролита в аккумуляторе является недозаряд. Также важно следить за тем, чтобы аккумулятор не перезаряжался в процессе зарядки аккумулятора от зарядного устройства.
Как правило, замерзает разряженный аккумулятор на автомобиле. Ускоренный разряд аккумулятора происходит как по естественным причинам (охлаждение), так и в результате увеличения нагрузки зимой. В это время двигатель сложнее заводится от стартера (масло застревает в картере, хуже испаряется топливо), активно используются различные подогревы стекол и сидений, дольше служат фары, габариты и тд
При этом поездки зимой могут быть короткими, то есть аккумулятор просто не успевает восстановить израсходованный заряд от генератора. Во избежание сильного разряда аккумулятора необходимо следить за плотностью электролита. Проверять герметичность каждой «банки» нужно отдельно. Параллельно необходимо проверить работоспособность генератора.
Для этого нужно измерять напряжение, которое генератор выдает на аккумулятор, следить за нормальной работой реле-регулятора и т д. При возникновении причин не дозаряда их необходимо устранить, после чего аккумулятор также заряжается полностью с зарядным устройством.
Если температуры в регионе резко понизились, достаточно снять батарею для предотвращения саморазряда батареи, после чего батарею переносят в отапливаемое помещение на время ночлега. Когда это невозможно, аккумулятор остается на машине, а масса отключается.
Единственное, что вы должны иметь в виду, это то, что после отключения питания во многих случаях происходит полное отключение охранной сигнализации автомобиля.
Что делать дальше?
После того, как аккумулятор немного прогреется, нужно повторно осмотреть корпус. Растаявший лед может дать о себе знать. Учтите, что если стенки были опухшими, они должны вернуться в нормальное состояние. Обнаруженную на теле жидкость необходимо проверить лакмусом. Если бумага покраснела, мы имеем дело с кислотой, входящей в состав электролита. Не упускайте из виду небольшие трещины или отверстия. Заряженный аккумулятор будет безопасно плавать, и это нехорошо. Возьмите пробу электролита, если он имеет «здоровый» вид, то есть представляет собой прозрачную жидкость — все в порядке. Однако может быть и облачно. Это указывает на то, что батарея вот-вот разрядится. В любом случае лучше сделать переливание. Пусковой ток и емкость несколько снизятся, но батарея прослужит немного дольше.
Как понять, что батарея замерзла?
Помимо описанного выше признака — не реагирует на поворот ключа зажигания в замке автомобиля о том, что устройство зависло, вам подскажет внешний вид: округлые стенки кузова и иней на них.
Зарядка размороженной АКБ
Если при осмотре аккумулятора выяснилось, что повреждений на крышке и внутри нет, можно приступать к зарядке. Установите индикатор на зарядном устройстве на одну десятую номинальной емкости батареи. Время зарядки около 10 часов.
Силу тока при зарядке лучше комбинировать. Сначала используйте пульсирующий большой ток — батарея будет заряжаться эффективнее, так как пластины сульфатированы. Затем заряжайте малыми токами, а в конце подзаряжайте малыми перебоями в подаче электроэнергии. Так можно накопить максимальный заряд с восстановлением пластин. По общему признанию, вам нужно автоматическое зарядное устройство для этого метода зарядки. Если доступно простое зарядное устройство, заряжайте малым током в течение длительного времени.
При полной зарядке аккумулятора следует проверить плотность электролита с помощью ареометра, а также прозрачность электролита, которую определяют визуально. Если обнаружено помутнение электролита, это плохой признак – это значит, что пластины выброшены. При эксплуатации такого аккумулятора возможно короткое замыкание пластин, поэтому остается сдать его на утилизацию и отправиться в магазин за новым аккумулятором.
Чтобы быть уверенным, что батарея точно готова к работе, неплохо измерить напряжение на выходах — оно должно быть 12,6 В. Если окажется, что мультиметр показывает меньше — например 10,5 В, то это неисправность признак того, что один из ящиков не работает. При полностью заряженном аккумуляторе каждый его элемент — банк, имеет напряжение 2,1 В. Измерив общее напряжение, можно убедиться, что все банки исправны, либо один или несколько вышли из строя. Ареометром измеряем плотность электролита в каждом из ящиков. В бракованной банке показатель плотности резко отличается от других.
Аккумулятор, прошедший испытание на замораживание-оттаивание, будет иметь плотность электролита 1,27 г/см3 и общее напряжение от 12,6 до 12,9 В. Если показания в норме, аккумулятор прогрет и может быть установлен в автомобиль. Плотность может быть несколько увеличена до значений от 1,29 до 1,3 г/см3 для более безопасной эксплуатации зимой.
Как утеплить аккумулятор на зиму
Существует несколько популярных способов изоляции аккумулятора. Один из них хорошо подойдет, если вы часто пользуетесь транспортным средством зимой, другой – если редко. Сегодня есть специальные утепленные помещения, в которых размещают батарею. Оказывается, между помещением и батареей находится небольшой слой войлока или пенопласта. Скорость снижения температуры электролита в этом случае сводится к минимуму. Около 12 часов простоя на морозе в 50 градусов аккумулятор сохранит прежнюю работоспособность. Например, емкость со слоем пены 20 миллиметров улучшает показатели теплоизоляции на 200% по сравнению с неизолированной батареей. Следует понимать, что чем больше теплоизоляционный слой, тем лучше достигается эффект. Но иногда установить контейнер невозможно, либо его недостаточно, в этом случае потребуется дополнительный подогрев батареи.
Полезные советы
Каждому автолюбителю важно знать, что делать, если замёрз аккумулятор. Полезные советы, которые помогут вам решить, что делать, если ваш автомобильный аккумулятор замерз:
- Если автомобильный аккумулятор необслуживаемый, оценить состояние электролита будет невозможно из-за отсутствия заливных отверстий.
- Для восстановления аккумулятора его необходимо разморозить, зарядить и протестировать с вилкой.
- В некоторых случаях лед появляется только в одном ящике. Это происходит, когда плотность падает из-за короткого замыкания между пластинами. В этом случае требуется полная замена батареи.
- Во избежание выхода из строя батареи в зимнее время года необходимо проводить техническое обслуживание батареи. Это касается не только б/у аккумулятора, но и нового. Даже новый аккумулятор нуждается в регулярной подзарядке в сильный мороз, чтобы внутри не образовывался лед.
Поэтому для безопасной эксплуатации аккумулятора в зимний период рекомендуется регулярно его заряжать и следить за тем, чтобы уровень заряда не снижался. В этом случае можно избежать замерзания электролита и отсутствия проблем при эксплуатации.
Общие сведения
Многие автолюбители задаются вопросом, при какой температуре замерзает электролит? Ответить на этот вопрос достаточно сложно, но если плотность будет в пределах 1,27-1,29 кг/м3, то даже самые сильные морозы этот электролит не возьмут. Конечно, особенно актуальна эта проблема для тех транспортных средств, которые находятся на улице. При наличии гаражного хранения риск замерзания значительно снижается. В целом современные аккумуляторы рассчитаны на работу в диапазоне температур от -45 до +65. Если иней еще больше, плотность электролита повышают добавлением некоторого количества кислоты. Стоит отметить, что если батарея разряжена, образуется углекислый газ и вода. Последний элемент лишь способствует более интенсивному замерзанию батареи. В любом случае, если завис аккумулятор, что делать, интересует всех. Попробуем разобраться с этой проблемой.
Как быстро отогреть
Процедура прогрева батареи достаточно проста, нужно лишь соблюдать несколько правил. Для начала стоит отметить, что пытаться зарядить замерзший аккумулятор бессмысленно. Необходимо хотя бы частично оттаять электролит, иначе он не будет реагировать. А сделать это можно следующим способом.
Первым делом необходимо осмотреть устройство на наличие трещин или поломок. Лед внутри разбухает и ломает тонкие стенки корпуса, делая его бесполезным. Если следов нет, извлеките аккумулятор и перенесите в теплое помещение.
Важно! Быстрой разморозки нет, батарею нужно прогревать постепенно. Если вы используете фен или обогреватель, это может ухудшить состояние устройства.
Последующие действия выполняются в следующем порядке:
- Проверьте на наличие утечек.
- Обогрев
- Проверка электролита.
- Зарядное устройство.
- Проверка батареи.
Первый шаг – еще раз проверить на наличие утечек. В любом случае корпус получил серьезные повреждения, поэтому будут микротрещины. Необходимо определить их опасность и риск утечки жидкости. Если таковые имеются, можно устранить их пайкой.
Важно! Если на стенках есть жидкость, это может быть кислота — компонент электролита. Работать с ним без перчаток нельзя, так как можно получить ожог кожи.
Следующим шагом является нагрев батареи. В процессе необходимо очищать его от конденсата, скапливающегося на стенках. Сам процесс нагрева осуществляется без участия человека при комнатной температуре. Это требует времени, но часто достаточно 2-3 часов, чтобы полностью разморозить батарею среднего размера.
Следующим шагом будет проверка электролита. Измеряются его плотность, уровень заряда и чистота. Если цвет не соответствует оригиналу, а на дне есть осадок, его необходимо заменить. С таким электролитом ездить нельзя, он значительно снижает возможности аккумулятора.
Важно! Если жидкость становится мутной, ее замена является лишь временным решением. Осадок происходит из-за разрушения пластин, поэтому срок их службы быстро сокращается. Этот процесс необратим, поэтому покупка нового аккумулятора – лучший вариант.
После разморозки электролита батарея будет иметь низкий заряд. Это и стало причиной его заморозки. Вы должны заряжать его с помощью специального зарядного устройства. Ток определяется как одна десятая номинальной емкости батареи. Процесс заряда долгий, но без него велик шанс, что электролит снова замерзнет на морозе.
Совет! Перед зарядкой рекомендуется проверить напряжение в устройстве. Это позволяет примерно рассчитать текущий уровень заряда.
После выполнения всех процедур необходимо еще раз проверить жидкость в банках и напряжение. Если все нормально, устройство возвращают в машину, проблем с ним в ближайшее время не будет. Если жидкость помутнела или напряжение не достигает необходимого уровня, встает вопрос о замене аккумулятора на новый.
Как необходимо следить за автомобильной батареей?
Для увеличения срока службы аккумулятора необходимо следить за его состоянием, проверяя плотность электролита, его уровень и заряд перед сменой сезона.
Особенно это актуально перед наступлением холодов.
Но несмотря на периодическое плановое техническое обслуживание аккумулятора, любой аккумулятор может разрядиться на морозе. Все зависит от влажности и температуры воздуха. Чтобы не оказаться в сложной ситуации, связанной с разрядкой аккумулятора, каждый владелец должен приобрести электрическое зарядное устройство, с помощью которого любой автомобилист сможет зарядить разряженный аккумулятор. Кроме того, каждый из нас должен приобрести прибор для измерения плотности аккумуляторов.
Мы рекомендуем как можно дольше не глушить двигатель после запуска двигателя зимой, чтобы генератор автомобиля смог восстановить заряд аккумуляторной батареи, который стал низким после того, как стартер использовал энергию, необходимую для запуска двигателя.
Помните, что чем ниже температура окружающей среды, тем быстрее батарея теряет накопленную энергию. Это означает, что если вы несколько дней не заводили машину на морозе, то при запуске двигателя аккумулятор может полностью разрядиться. Поэтому запускайте двигатель зимой, дайте ему поработать хотя бы 30-40 минут, чтобы полностью восстановился заряд аккумулятора.
Как спасать замерзшую батарею
Если после попытки запуска двигателя ничего не получается, нужно заглянуть под капот, чтобы убедиться, что аккумулятор замерз и нужно попытаться вернуть его к жизни. Визуально замерзание определяется по слою инея на крышке аккумулятора и вздутию пластика — вода внутри превратилась в лед и расширилась, деформируя стенки аккумулятора. Аккумулятор необходимо прогреть до комнатной температуры, для чего снимаем его и уносим в теплое помещение — к себе домой.
Аккумулятор необходимо поместить в какую-нибудь емкость с расчетом на то, что в случае протечки электролит не повредит пол или ковер. Если при осмотре на кузове не обнаружено трещин, это не значит, что их нет вовсе. На аккумуляторе могут образоваться микротрещины, которые при оттаивании будут выделять жидкость, содержащую кислоту. Если крышка повреждена и потеряла герметичность, с таким аккумулятором лучше всего сразу попрощаться.
Даже если вы попытаетесь заделать или запаять трещины, с такой батареей в будущем далеко не уедешь. Поэтому лучше выбросить испорченный аккумулятор и купить новый. Кроме того, свинцовые пластины внутри, скорее всего, деформировались и потеряли активную массу. Поврежденный сепаратор, разделяющий пластины разной полярности, вызовет короткое замыкание. Не теряйте времени и замените батарею, получившую деформацию и нарушенную целостность крышки.
Аккумулятор должен полностью оттаять, а это требует времени. Невозможно заряжать аккумулятор, пока внутри находится лед, это может привести к короткому замыканию. Когда аккумулятор прогреется, а температура внутри будет положительной, а стенки корпуса приобретут свой первоначальный вид, необходимо повторно осмотреть аккумулятор, чтобы убедиться, что вы не пропустили трещину. На корпусе не должно быть потеков и влаги. Течь электролита можно спутать с конденсатом, выделившимся при разморозке, или влагой, попавшей на пластиковые стенки.
Чтобы узнать, что на стенках – влага от конденсата или вытекший электролит, используйте в качестве индикатора полоску лакмусовой бумаги. При контакте с кислотой лакмус краснеет, поэтому, если вы заметили этот признак, смело выбрасывайте батарейку – она дала течь и к дальнейшему использованию уже не пригодна.
Что делать, если замерз аккумулятор в машине — практические рекомендации.
Самое главное не подключать его напрямую к зарядному устройству, так как можно повредить аккумулятор. Правильная последовательность действий должна быть такой.
- Осмотрите корпус батареи на наличие трещин, разрывов или утечек. Если таковые имеются, восстанавливать нет смысла — токопроводящий состав вытечет изнутри. Можно конечно попробовать спаять/склеить, но раз пластик разрушился, то представьте, что произошло внутри пластин. В общем смиритесь и замените зависший блок питания на новый.
- Если вздуты бока, не наблюдается разрывов и трещин, прибор необходимо отнести в теплое помещение (домой). Там его следует поместить в пластиковую ванночку (вдруг вам не хватило микро крекера) и дождаться, пока он оттает. Подтаявший иней и «опустевшие» страницы помогут вам узнать этот момент.
- Подключите зарядное устройство к аккумулятору и зарядите его слабым током. После прибл. Через 8-10 часов установка будет полностью готова к работе. Чтобы убедиться в этом, измерьте напряжение на клеммах. Показания должны быть не менее 12,6 В. Если они не достигают этого уровня, вышла из строя одна или несколько коробок. Напряжение в полностью заряженном состоянии одной аккумуляторной ячейки составляет 2,1 В. Поэтому выяснить, сколько именно коробок вышло из строя, путем несложных математических расчетов не составит труда. В общем, эта информация только для любознательных, так как выход из строя хотя бы 1 из ячеек аккумулятора является аргументом для замены.
- Проверьте прозрачность и концентрацию электролита. Мутный цвет говорит о том, что пластины упали внутрь, а это значит, что блок подлежит замене – потеряны пусковой ток и емкость. Если здесь все в порядке, можно устанавливать устройство в машину и пользоваться им в обычном режиме.
При какой температуре замерзает аккумулятор в машине?
Температура, при которой замерзает аккумулятор в автомобиле, зависит от разных факторов. Если аккумулятор новый и полностью заряженный, он может замерзнуть при температуре ниже -50 градусов. Поэтому в нормальных условиях такой ситуации не возникает. Проблемы чаще всего возникают с разряженными аккумуляторами. Поэтому показатель, при какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе, зависит от уровня заряда. При низком заряде аккумулятор может замерзнуть при температуре ниже -10 градусов. Необходимо обратить внимание на температуру, при которой замерзает аккумулятор, чтобы заменить аккумулятор, если этот показатель сильно отличается от идеального. Кроме того, во время мороза необходимо особенно внимательно следить за тем, чтобы в машине не оставались включенными автомагнитола, фары или другие электроприборы.
Замена АКБ и диагностика двигателя в официальном сервисе Avilon
Вы подаете заявку онлайн Вы согласовываете предварительную стоимость и дату визита Работа завершена, ваш автомобиль обслуживается Оставить заявку
Почему замерзает – причины.
Мы обнаружили, что батарея замерзает, когда теряет свою плотность. Но токи саморазряда очень низкие, верно? — Это верно, поэтому, если машина исправна и заводится хотя бы через 2-3 дня, аккумулятор не замерзнет.
К зависанию могут привести следующие причины:
- слишком длительное пребывание на холоде;
- утечка тока в цепи – к ней может привести любое неправильно установленное нестандартное оборудование: видеорегистратор, сигнализация, магнитола и так далее
К чему может привести замерзание электролита
При замерзании электролита происходит значительное увеличение объема, что в условиях ограниченного внутреннего пространства в аккумуляторе может привести к механическому разрушению пластиковой оболочки.
Разрушающее действие оказывает и чрезмерное давление льда на электроды, проявляющееся в виде деформации металла и выброса активной массы на дно батареи. Следует отметить, что негативные последствия замерзания электролита не всегда ограничиваются выходом из строя аккумулятора.
Если замерзший аккумулятор находился в автомобиле, и в результате образования льда был поврежден корпус, а после оттаивания и вытекания из корпуса едкая жидкость повредит металлические детали, находящиеся в непосредственной близости.
Важно! Для аккумулятора негативные последствия полного замерзания электролита могут быть не так опасны, как неправильные действия по восстановлению работоспособности.
Если электролит в АКБ замерз: как разморозить и зарядить автомобильный аккумулятор
В первую очередь нужно сделать тщательный осмотр корпуса аккумулятора. Это можно сделать прямо в машине. Трещины и другие дефекты не допускаются. Также рекомендуется осветить дело фонариком, так как образование льда внутри батареи приводит не только к разрывам пластиковых стенок, но и к повреждению внутренних стенок.
- Если повреждений не обнаружено, аккумулятор можно снять с автомобиля, после чего перенести в отапливаемое помещение. Аккумулятор рекомендуется помещать в пластиковый/металлический контейнер, в крайнем случае можно подложить под аккумулятор полиэтиленовую пленку или использовать другое водонепроницаемое покрытие. Затем аккумулятору дают постоять некоторое время.
Обратите внимание, что запрещается заряжать аккумулятор до образования льда внутри, а также до повышения общей температуры электролита до положительного (плюсового) значения. Игнорирование этого правила может привести к короткому замыканию при попытке зарядить замерзший аккумулятор.
- После полной разморозки аккумулятора следует провести новый осмотр на наличие утечек. Именно по этой причине выше рекомендовалось поместить аккумулятор в контейнер или подложить под аккумулятор пленку. Дело в том, что утечка кислого электролита может привести к повреждению напольного покрытия и других предметов, ожогам в результате попадания на кожу и т.п.
Итак, если после разморозки вздувшиеся стенки пришли в норму, внимательно осматриваем батарею. Довольно часто протечки происходят через микротрещины, которые становятся заметны после разморозки. Обнаружение потеков или следов жидкости на корпусе аккумулятора является поводом для проведения дополнительной проверки.
Иногда это может быть не электролит, а просто вода или другие технические жидкости, ранее попавшие на аккумулятор извне моторного отсека. Также многие принимают подтекающий электролит за конденсат, который образуется при разморозке.
Для точного определения можно использовать специальный индикатор (продается в специализированных магазинах). Если индикаторная бумага становится красной после контакта с жидкостью на крышке аккумуляторного отсека, очевидна утечка кислоты. Иными словами, образование льда привело к повреждению корпуса, после чего электролит, в котором содержится кислота, вытекает.
Отсутствие реакции индикатора будет свидетельствовать о том, что на корпусе действительно скопился конденсат или ранее попала вода/тех жидкости, но электролит изнутри не протекает.
- Если утечки небольшие, а сам источник точно обнаружен, есть два пути: сразу заменить аккумулятор на новый или попытаться его отремонтировать. Под ремонтом следует понимать полный слив электролита, после чего корпус пропаивается с помощью паяльника.
Добавим, что шансы избавиться от трещины невелики, так как эффективно устранить дефект можно только в том случае, если трещина находится сбоку и затрагивает только одну «баночку». Если трещина в корпусе возникла в нижней части или в углах, велика вероятность того, что батарея после ремонта снова потечет.
При этом важно понимать, что утечка электролита в ряде случаев быстро приводит в негодность элементы кузова под капотом в местах установки аккумулятора, после чего требуется дорогостоящий кузовной ремонт. По этой причине категорически не рекомендуется использовать даже протекающий аккумулятор.
- Только убедившись, что батарея не повреждена, можно продолжить зарядку. Когда дело доходит до установки зарядного тока на ЗУ (ЗУ), необходимо следить за показателем 1/10 в Ач от той емкости, которая является номинальной для конкретного аккумулятора.
В этом случае батарея будет заряжаться прибл. 10 часов. Этот метод самый простой. В этом случае оптимальными условиями заряда можно считать подачу на аккумулятор различных токов. На начальном этапе зарядка осуществляется пульсирующими высокими токами, что позволяет эффективно заряжать аккумулятор с учетом процесса сульфатации пластин.
После этого основное накопление заряда происходит при подаче малых токов. Завершающим этапом является зарядка малыми прерывистыми токами, что позволяет накопить максимальный заряд и восстановить пластины. Возможность такой зарядки часто определяется функциональностью зарядного устройства. Лучшее решение — использовать автоматическое сохранение.
В любом случае, основная задача (независимо от характеристик устройства и выбранного метода) — максимально зарядить аккумулятор. Далее нужно проверить плотность электролита, а также его прозрачность. Для измерения плотности используется ареометр. Открытость оценивают визуально. Если будет заметно, что электролит помутнел, это будет свидетельствовать о том, что пластины падают.
- Полностью заряженный аккумулятор с прозрачным электролитом можно установить на автомобиль для дальнейшей эксплуатации. Если электролит помутнел, такой аккумулятор лучше заменить. Дело в том, что добавление нового электролита и повышение его плотности все равно не позволит аккумулятору нормально функционировать, так как происходит потеря емкости, аккумулятор не будет выдавать необходимый пусковой ток.
Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
Сначала снимите аккумулятор с автомобиля. О том, как это сделать правильно, вы можете прочитать в статье о замене автомобильного аккумулятора. После этого вы забираете аккумулятор домой и кладете его в пластиковый контейнер. Например в области таза. Это делается на тот случай, если в корпусе аккумулятора появится незаметная трещина и при оттаивании из него вытечет электролит. В результате на пол выльется едкое вещество и он разрушится.
Затем подождите, пока аккумулятор и электролит в нем прогреются до комнатной температуры. Тем временем проведите визуальный осмотр аккумулятора. Если на крышке видны признаки деформации и трещины, батарею необходимо выбросить и приобрести новую. И дело не в трещинах на кузове. Их можно спаять или заклеить мастикой. Но проблема в том, что если бы батарея замерзла до того, как крышка разрушилась, пластины почти наверняка были бы перекошены и активная масса от них крошилась.
В банках, где произошло скручивание пластин, вероятно короткое замыкание. При деформации они фактически повредят сепаратор, разделяющий пластины разной полярности. Это приведет к короткому замыканию, которое очень сложно устранить и не оправдывает затраты времени и сил.
Если видимых признаков повреждения нет, дождитесь полного оттаивания аккумулятора и зарядите его. После полного цикла зарядки измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Оно должно быть не менее 12,6 вольт. Если напряжение, например, 10,5 вольта, то это говорит о том, что одна из коробок вышла из строя. Напряжение одной ячейки аккумулятора (банки) составляет 2,1 вольта (при полной зарядке). Так по общему напряжению аккумулятора можно определить, сколько коробок вышло из строя.
Узнать, какая ячейка аккумулятора вышла из строя, можно, измерив герметичность всех банков. В неисправной банке плотность электролита будет сильно различаться. Измерения производятся с помощью устройства, называемого ареометром. Подробнее о свойствах электролита и измерении его плотности можно прочитать в статье «Что за кислота в автомобильном аккумуляторе и для чего нужен электролит».
Если плотность электролита во всех батареях после зарядки 1,27 г/см3 и общее напряжение 12,6-12,9 вольт, то батарея на этот раз замерзла без последствий. Он готов к дальнейшему использованию. Здесь мы можем лишь рекомендовать небольшое увеличение плотности до 1,29–1,3 г/см3. Зимой это уместно.
Что делать если замерз аккумулятор в машине
Если аккумулятор замерз в машине, его следует отсоединить от контактных проводов и внимательно осмотреть корпус. Если в результате проверки будут обнаружены сквозные трещины, аккумулятор не удастся реанимировать.
Если замерзание электролита не привело к разгерметизации аккумулятора, его необходимо внести в отапливаемое помещение. Категорически запрещается сразу же заряжать аккумулятор, иначе пластины гарантированно будут повреждены. Для исключения возможности вытекания электролита, если при осмотре батареи не было обнаружено микротрещин, рекомендуется установить батарею для разморозки в пластиковую емкость подходящего объема.
Когда лед внутри батареи растает, батарея будет заряжаться током 10% от ее емкости. Аккумулятор необходимо заряжать в течение 10 часов.
Выход из строя аккумуляторной батареи может произойти даже в случае замерзания бокса, поэтому при первичном осмотре и перед восстановлением уровня заряда после разморозки рекомендуется убедиться, что лед внутри аккумуляторного бокса полностью растаял.