Температура двигателя – рабочая, высокая и низкая

Температура двигателя – рабочая, высокая и низкая

Температура двигателя – рабочая, высокая и низкая
СОДЕРЖАНИЕ

Процесс сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах сопровождается выделением большого количества тепла, так как температура в камере сгорания составляет около 2000 градусов и выше.

Почему рабочий диапазон нагрева считается оптимальным?

Задача системы охлаждения – поддерживать оптимальный тепловой режим в пределах 80-90 градусов. Для некоторых типов силовых установок нормальными могут быть температуры до 110 градусов, чаще на двигателях с воздушным охлаждением.

При оптимальном температурном режиме происходит наилучшее наполнение цилиндров, стабильный пуск и надежная работа автомобиля.

Высокая температура

Конструктивно в двигателе предусмотрены тепловые зазоры, так как детали нагреваются при расширении. При нагреве выше допустимого происходит разрыв отверстий, что вызывает интенсивный износ, изнашивание и разного рода поломки. Кроме того, происходит снижение мощности из-за ухудшения наполнения цилиндров, а также появления детонации и самовоспламенения топлива.

На фото — проверка тепловых зазоров клапанов
На фото — проверка тепловых зазоров клапанов

Основные причины повышения температуры силовой установки:

• Блокировка клапана термостата в закрытом положении;

Фиксированный термостат
Фиксированный термостат

• Не работает вентилятор охлаждения радиатора (неисправен двигатель вентилятора, перегорел предохранитель, неисправна цепь вентилятора, неисправен датчик температуры или соединение жидкости);

Вентилятор
Вентилятор

• Герметичный радиатор охлаждения;

Засоренный радиатор
Засоренный радиатор

• Неисправные клапаны в крышке расширительного бачка;

• Упаковка битого блока;

• Утечка насоса;

• Ослабли или оборваны приводные ремни дополнительных механизмов;

• Сброс давления в системе охлаждения.

Не набирается рабочая температура

Неполный нагрев также нежелателен. Поверхность цилиндров не нагревается, а топливо, соприкасаясь с холодными стенками, конденсируется и поступает в картер, разжижая находящееся там масло, что приводит к интенсивному износу как ЦПГ, так и всех пар трения. Главное – это шейки и втулки коленчатого вала, а также слой распредвала и сам вал, а также промежуточный (свинцовый) и балансирный валы и т.д.

Кроме того, при работе на холодном двигателе это особенно актуально зимой (большое количество конденсата на внутренних поверхностях ЦПГ) при езде на небольшие расстояния присадки в масле практически не вступают в работу, и не выполнять защитную роль.

Кроме того, непрогретое масло сильнее густеет и уже не в полной мере поступает к парам трения, что вызывает износ стенок цилиндров, плюс увеличивается расход топлива и, как следствие, падает мощность силовой установки.

Причины низкой температуры:

• Подвесной клапан термостата в открытом положении;

• частые поездки на короткие расстояния;

• Термостат или датчик температуры «холоднее», чем указано производителем.

Рабочий тепловой режим

При нахождении теплового режима в заданном рабочем диапазоне все процессы продолжаются без каких-либо отклонений, двигателю ничего не угрожает и происходит только его естественный износ.

Типы двигателей и температурный режим

Различают низкий и высокий наддув, а также «холодный» и «горячий» типы силовых агрегатов, где рабочие процессы сгорания топлива протекают по разным законам.

Температура, при которой срабатывает термостатический клапан, когда теплоноситель имеет возможность циркулировать по большому кругу (для охлаждения после снятия температуры с водяной рубашки), фактически будет оптимальной температурой.

При этом параметры нагрева будут другими, что напрямую зависит от калибровки заводского термостата и датчика температуры срабатывания электровентилятора, то есть того, что производитель установил на конвейер.

Термостат
Термостат

Так для бензиновых двигателей даже одной марки автомобиля, например модели ВАЗ, где рабочий нагрев охлаждающей жидкости у карбюраторных и инжекторных моделей разный. Здесь тоже все зависит от предусмотренной разработчиками калибровки термостата и от типа системы охлаждения.

Особенности систем охлаждения и их влияние на температурный режим

Системы жидкостного охлаждения делятся на два типа:

• Открыть;
• Закрытый (герметичный).

Открытая система сообщается непосредственно с наружным воздухом, то есть воздух может постоянно поступать в систему и выходить из нее в виде пара. Температура кипения охлаждающей жидкости составляет 100 градусов.

Закрытая система соединяется с атмосферой через специальные вентили, вмонтированные в крышку радиатора или расширительный бачок. Выброс горячего воздуха и пара происходит только при сильном повышении давления в системе.

На фото - закрытая система охлаждения
На фото – закрытая система охлаждения

В закрытой системе давление и температура кипения антифриза намного выше, что составляет около 110-120 градусов Цельсия.

Недостатком закрытой системы является резкое увеличение нагрева двигателя при разгерметизации и выход из строя клапана в крышке расширительного бачка. Это связано с тем, что система находится под высоким давлением, и при сбросе давления большая часть жидкости будет немедленно выброшена.

Если не работают клапаны в крышке бачка, жидкость начинает кипеть, что также приводит к критическому перегреву двигателя с последующим сложным и дорогостоящим ремонтом.

Экология и ресурс двигателя

Когда в угоду экологическим нормам стали поднимать тепловой режим двигателя, для полного сгорания топлива, оказалось, что есть потребность и в других маслах, так как занявшее место масло просто не может обеспечить его полная защита при высоких температурах. Это негативно сказалось на ресурсе силовых установок, которые не были рассчитаны на работу в таких температурных условиях.

Причины перегрева

В условиях городской езды оптимальная температура двигателей автомобилей постоянно попадает в красную зону. Виной тому бесконечные пробки, полностью перекрывающие дороги в час пик.

Хоть система охлаждения и называется жидкостной, радиатор работает гораздо лучше, когда через ячейки постоянно проходят интенсивные потоки воздуха. Принудительная остановка приводит к нагреву до 115-125°С. Такой диапазон трудно назвать нормой. Есть и другие причины.

Утечка антифриза

При ежедневной эксплуатации легкового автомобиля каждые 15 тысяч километров из системы охлаждения испаряется 200 мл антифриза. Достаточно добавить необходимый объем и продолжить движение. Но иногда утечка бывает катастрофической.

Это связано с негерметичностью резиновых патрубков, шлангов, появлением трещин на радиаторе охлаждения и отопления. Новую порцию охлаждающей жидкости водитель должен залить в расширительный бачок через десять километров. Особенно если течет помпа – водяной насос.

Антифриз уходит из радиатора
Течь антифриза из радиатора

Вы можете устранить проблему самостоятельно. Простой осмотр поможет понять, где произошло повреждение системы. На патрубках будут заметны разводы, капли антифриза. Если радиатор разбит, через час стоянки под ним появится видимое пятно. При повреждении теплообменника духовка плохо греет. Иногда антифриз попадает в масло. Это можно определить по появлению эмульсии в картере силового агрегата и на крышке маслозаливной горловины.

Отказ вентилятора охлаждения

Около 105°С – именно такой должна быть нормальная температура охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) современных автомобилей. При нагреве до 110°C автоматически включается охлаждающий вентилятор рядом с радиатором. Он позволяет снизить «градус» при движении в пробке. Иногда перестает работать вентилятор. Основные причины:

  • сгоревший электродвигатель;
  • силовые контакты окисляются;
  • реле управления вышло из строя;
  • сломался датчик температуры.

Первые две причины можно отбросить. Достаточно подключить вентилятор напрямую к аккумулятору. Если он вращается, двигатель и разъемы в порядке. Нужно проверить реле и датчик. Иногда перегорает предохранитель, его следует осмотреть и заменить на новый.

Поломка термостата

В норме термостат блокирует движение антифриза по большому кругу, где находится радиатор. Это необходимо для ускорения нагрева, чтобы теплоноситель не терял энергию. При достижении температуры 80°С клапан блока открывается и антифриз поступает в радиатор.

В новых автомобилях термостат может работать при более высоком «градусе»: 90-95°С. Сломанный термостат продолжает блокировать магистраль, из-за чего жидкость не поступает в радиатор.

Изношенный и новый термостатИзношенный и новый термостат

Диагностика устройства зависит от его конструктивных особенностей. Механические варианты проверяются погружением их в емкость с горячей водой. Если вы слышите щелчок, все работает. Узнать причину поломки электронного термостата можно на АЗС (СТО).

Завоздушивание системы охлаждения

Иногда из-за течи в контур охлаждения попадает воздух. Затем рабочая температура охлаждающей жидкости автомобиля увеличивается до пиковых значений. В радиаторе или в одном из патрубков образуется пробка, препятствующая циркуляции антифриза. Есть проблемы с печкой и кондиционером: теплый воздух почти не поступает в салон. Для удаления заглушки из системы можно использовать два метода:

  1. Откручиваем пробку внизу радиатора и выключаем газ на 2-3 минуты. Пробка предназначена для вентиляции, но не во всех автомобилях она есть. Автомобили младше 10 лет такой системой не оснащаются.
  2. Снимите крышку расширительного бачка и запустите двигатель на 5-10 минут. Верный признак – в антифризе видны пузырьки. Необходимо держаться подальше от места, где антифриз может выплеснуться при загазовке.

Если все прошло хорошо, температура двигателя перестанет бесконтрольно повышаться. Работа отопителя салона будет восстановлена.

Засорение радиатора

Антифриз на 60-70% состоит из дистиллированной воды. Остальной объем занимают присадки, этиленгликоль. Даже деминерализованная вода может выделять твердые частицы при кипячении. Со временем они забивают патрубки радиатора. Засорение происходит из-за коррозии. Если крышка расширительного бачка не закрыта, в отверстия попадет шлифовальная пыль. Он накапливается в системе охлаждения.

Эмульсия в нагревательном элементеЭмульсия в нагревательном элементе

Чтобы очистить теплообменник двигателя внутреннего сгорания от минеральных отложений, можно промыть его специальным составом. Вместо заводских средств некоторые водители используют раствор лимонной кислоты. Достаточно залить жидкость в расширительный бачок, дать поработать двигателю 15-20 минут, а затем слить.

Какая нормальная рабочая температура бензинового двигателя?

Двигатели внутреннего сгорания карбюраторного типа, которые сейчас практически не производятся, имеют рабочую температуру от 85 до 97 градусов Цельсия. Выпускаются модели с инжекторными двигателями с рабочими температурными характеристиками от 95 до 114 градусов.

Почему мотор греется?

  • В пробках, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, температура двигателя достигает 115-125°С. Материалы на тему Хендай Солярис и Киа Рио с пробегом: все их проблемы
  • Работе системы охлаждения двигателя препятствует широкое применение кондиционеров, которые своими конденсаторами перекрывают поступление воздуха к радиатору двигателя. Кроме того, между этими двумя теплообменниками скапливается пыль, пух и листья, что также препятствует нормальному охлаждению.
  • Есть много автомобилей с автоматической коробкой передач, которые также нуждаются в системах охлаждения. Они повышают температуру в моторном отсеке.
  • Катализаторы стали размещать максимально близко к двигателю (Киа Рио, Хендай Солярис). Они также обогревают моторный отсек.
  • Турбонаддув вообще увеличивает температурный фон двигателя. Интеркулеры помогают, но недостаточно. Кроме того, они сами обогревают моторный отсек.

Производители борются с чрезмерно высокими рабочими температурами двигателя. Применить форсунки для охлаждения поршней маслом. Установлены теплообменники, по которым циркулирует как охлаждающая жидкость, так и моторное масло.

В начальной стадии нагрева температура антифриза поднимается быстрее и он нагревает масло. А под большой нагрузкой полностью прогретого двигателя масло охлаждается более холодным антифризом. Без такого теплообменника масло охлаждалось бы только за счет обдува поддона двигателя, а этого часто недостаточно.

Теплообменник между охлаждающей жидкостью и моторным маслом двигателя Рено Дастер.
Теплообменник между охлаждающей жидкостью и моторным маслом двигателя Рено Дастер.

Почему важно следить за температурой мотора

Работа ДВС ниже и выше оптимума одинаково нежелательна. Во втором случае последствия хуже, но температурный контроль следит за любыми изменениями. Естественно, технические характеристики этой системы ограничены.

Температура двигателя - рабочая, высокая и низкая

Водитель должен выполнять свою часть работы. То есть прогревать двигатель перед тем, как ставить на него большие нагрузки, а также вовремя замечать, что охлаждение уже не выдерживает.

Как правильно проверить температуру антифриза?

Проверка рефрактометром Самый практичный и быстрый способ проверки. Достаточно одной капли. По шкале рефрактометра можно оценить температуру кристаллизации антифриза. Здесь хорошо видно, что температура замерзания нашего антифриза составляет примерно -26 С.

Отклонения от нормы температурных режимов силовых агрегатов

Показания температуры внутри двигателя можно увидеть на приборе, расположенном в салоне любого современного автомобиля.

Что вызывает превышение рабочей температуры в двигателе? При сверхвысоких температурах в металлических элементах прорываются технологические термические отверстия. Это вызывает следующие негативные изменения в работе силового агрегата:

  • ускоренный износ рабочих узлов и деталей;
  • деформация и поломка механизмов;
  • снижение мощности двигателя;
  • возникновение детонации;
  • несанкционированное воспламенение топлива.

Что означает понятие – низкая температура двигателя? Если стрелка на приборе находится ниже рекомендуемого уровня температуры во время движения автомобиля, есть веские причины для беспокойства. Ненагретая топливовоздушная смесь конденсируется и оседает на стенках цилиндров. Когда конденсат попадает в масляный поддон, моторное масло разжижается. Технические характеристики и свойства смазки резко ухудшаются. При длительной эксплуатации в условиях пониженного теплового режима узлы и детали силового агрегата быстро изнашиваются и приходят в негодность.

Если температура двигателя не поднимается до рабочей, во избежание преждевременного выхода из строя узлов двигателя водитель должен отправить автомобиль на диагностику в ближайший сервисный центр.

Показатель степени сжатия

Температура двигателя - рабочая, высокая и низкая

Дизель работает по принципу самовоспламенения смеси от контакта распыляемого дизельного топлива с нагретым от сжатия воздухом. Чем сильнее воздух сжат (нагрет) в цилиндре, тем интенсивнее вспышка после впрыска топлива, при этом количество подаваемого топлива остается прежним.

Зависимость КПД вспышки от степени сжатия (повышения температуры воздуха) влияет на КПД дизеля. Получается, что двигатели с высокой степенью сжатия условно можно считать более «горячими».

Также следует помнить, что степень сжатия увеличивается только до определенных пределов. Топливно-воздушная смесь в цилиндре не должна взрываться при контакте с нагретым воздухом, а должна сгорать равномерно.

Резкое увеличение степени сжатия может привести к неконтролируемому воспламенению топлива, что вызывает детонацию, локальный перегрев и ускоренный износ цилиндропоршневой группы.

Поддержание оптимальной температуры

Система охлаждения эффективно отводит тепло от стенок цилиндров и поддерживает температуру антифриза в заданном диапазоне. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, в который входят следующие элементы:

  • Рубашка охлаждения двигателя.
  • Помпа.
  • Термостат.
  • Внутренний теплообменник.

После прогрева охлаждающей жидкости до 80-85°С термостат начинает постепенно открываться, направляя антифриз по большому кругу через радиатор. Благодаря множеству сот в радиаторе охлаждающая жидкость охлаждается и перенаправляется в рубашку охлаждения двигателя. Если температура антифриза продолжает расти, блок управления включает вентилятор по сигналу датчика температуры. Принудительный воздушный поток более эффективно и быстро охлаждает циркулирующую жидкость.

При снижении температуры охлаждающей жидкости вентилятор выключается. При дальнейшем снижении степени нагрева охлаждающей жидкости термостат начинает закрываться, препятствуя циркуляции через радиатор. Таким образом, оптимальная (рабочая) температура антифриза постоянно поддерживается при всех режимах эксплуатации автомобиля.

Для компенсации избыточного давления в системе, которое образуется при нагреве теплоносителя, в контур подключается расширительный бачок. Компенсация давления происходит благодаря крышке с клапаном. Если антифриз остывает, в системе создается вакуум. Для выравнивания давления срабатывает впускной клапан на крышке расширительного бачка. Если клапан крышки резервуара выйдет из строя, повышенное давление повредит фитинги и шланги.

Как контролировать температуру ОЖ без датчика

Электронный датчик, измеряющий температуру антифриза, может выйти из строя в любой момент. Поэтому водитель должен уметь измерять степень нагрева охлаждающей жидкости, чтобы избежать дорогостоящего ремонта. Когда вы знаете, какая должна быть температура охлаждающей жидкости, можно использовать обычный бытовой, но лучше профессиональный мультиметр.

Если прибор имеет функцию измерения поверхностного нагрева, он снабжен термопарой. Для измерения нагрева жидкости мультиметром необходимо прикрепить термопару к корпусу датчика измерения температуры, и через несколько минут на дисплее появится значение нагрева двигателя. Температуру антифриза можно измерить, прикрепив термопару мультиметра к патрубку. При этом необходимо обеспечить хороший контакт между термопарой и плоскостью измерения тепла.

Устройство измеряет нагрев на большой площади, поэтому им может пользоваться водитель. Если автовладельцу необходимо знать температуру силового агрегата в разных режимах и условиях эксплуатации, необходимо использовать дополнительный датчик измерения температуры.

Температура двигателя - рабочая, высокая и низкая

Сколько должно быть антифриза в расширительном бачке на холодную?

Уровень антифриза не должен быть ниже отметки «Min» на расширительном бачке. Антифриз также не следует заливать сверх нормы. И в первом, и во втором случае машина не будет работать как надо. Уровень антифриза ниже нормы.

Роль охлаждения в создании благоприятного температурного режима

Рабочая температура двигателя зависит от эффективности системы охлаждения. Представляет собой комплекс всех устройств, подающих теплоноситель к технологическим местам, а затем отводящих тепло в атмосферу.

охлаждение двигателя

Назначение охлаждающей жидкости – обеспечить максимально благоприятные условия работы двигателей. А также следить за тем, чтобы при работе в любых условиях температурный режим сохранялся на одном уровне. Когда горит топливо, температура в этот момент составляет около 2000 градусов. А система охлаждения позволяет снизить ее до отметки в 90 градусов. Эта температура считается оптимальной.

Камеры сгорания дизельных двигателей и особенности работы такого ДВС

Начнем с того, что камеры сгорания дизельных двигателей несколько отличаются от бензиновых двигателей. Существует два основных типа камер:

  • неразделенная камера сгорания дизеля;
  • раздельная камера сгорания дизельного двигателя;

Нераздельный тип представляет собой однообъемную камеру, как правило, простой формы, что соответствует расположению сопел. Такие камеры обычно выполняются в днище поршней, также они могут быть выполнены частично в днище и частично в головке блока цилиндров, редко только в головке блока.

Раздельный тип камеры сгорания предполагает наличие двух отделенных друг от друга объемов, которые соединяются посредством специальных каналов. Таких каналов может быть один или несколько.

Если говорить о достоинствах и недостатках, то первый тип позволяет придать двигателю большую экономичность, но температуры в такой камере сгорания выше. Ударные нагрузки также увеличиваются. Что касается раздельных камер сгорания, то здесь КПД ниже, но можно реализовать более полное сгорание топлива, так как дизель меньше кипит, дымит и т.д.

Долгий прогрев двигателя до рабочей температуры

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть ситуация, когда двигатель не прогревается до рабочей температуры. После запуска двигатель долго не выходит на рабочий уровень по прогреву, датчик показывает более низкие значения. Вы можете ездить только:

  • расходуется повышенное количество топлива;
  • выхлопные газы становятся более токсичными;
  • падает тяга, а износ по ресурсу ДВС значительно возрастает;
  • духовка плохо греет или вообще не греет.

Обычно причина кроется в термостате. Его работа заключается в том, чтобы из патрубков загонять охлаждающую жидкость в так называемый «большой круг» радиатора. Если двигатель не прогревается до рабочей температуры, скорее всего, устройство все время открыто: вода (антифриз) циркулирует по большому кругу и не отводит тепло от ДВС. При постоянно закрытом термостате быстро наступает перегрев.

Если с термостатом все в порядке, остается найти причину, по которой двигатель не прогревается до рабочей температуры. Проблема заключается в нескольких факторах одновременно:

  • тип двигателя и его техническое состояние;
  • степень нагрузки на двигатель;
  • состояние системы охлаждения – водяной насос, вентилятор, привод и радиатор должны быть чистыми и исправными;
  • качество и количество охлаждающей жидкости;
  • температура окружающей среды;
  • интенсивность работы печи.

Сгорание рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием

О ходе процесса сгорания можно судить по индикаторным диаграммам, графически отображающим изменение давления Р в цилиндре в зависимости от угла поворота коленчатого вала φ. Площадь индикаторной диаграммы пропорциональна работе, совершаемой при сгорании рабочей смеси внутри цилиндра за один цикл.

Если зажигание выключено, давление в цилиндре при вращении коленчатого вала изменяется практически симметрично относительно ВМТ. (нижняя кривая). Для нормальной работы двигателя зажигание должно быть включено при возникновении искры между электродами свечи зажигания. Искровой момент соответствует положению точки 1 на диаграмме, а давление в камере сжатия соответствует ординате Р1.

Диаграмма индикатора двигателя карбюратора

Рис. Индикаторная схема карбюраторного двигателя: f3 – угол опережения зажигания; Q1 — начальная фаза горения; Q2 – основная фаза горения; Q3 – конечная стадия сгорания; 1 – начало образования искры; 2 – начало отделения линии сгорания от линии сжатия; 3 – момент достижения максимального давления в цилиндре.

Процесс горения условно делится на три фазы.

Начальная фаза – Q1 начинается в момент образования искры. Возле электродов свечи воспламеняется небольшое количество рабочей смеси. Горит относительно медленно. Давление в цилиндре в этот период остается почти таким же, как и при выключенном зажигании.

Первая фаза заканчивается, когда выгорает 6…8 % всего объема смеси в камере сгорания. Температура повышается настолько, что с точки 2 резко возрастает давление, начинается основная фаза быстрого горения (участки 2…3). Скорость распространения пламени в центральной части камеры сгорания достигает 60…80 м/с. Вдоль стенок камеры скорость горения ниже, сгорание неполное. Продолжительность второй фазы для высокооборотных двигателей составляет 25…30° угла поворота коленчатого вала. В этой фазе выделяется основная часть тепла.

Третья фаза Q3 — фаза сгорания смеси в периферийных участках камеры во время такта расширения. За начало этой фазы принимается точка 3. Давление в баллоне в этот момент будет максимальным.

Интенсивность тепловыделения в главной фазе определяет скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала, иначе говоря жесткость двигателя. В двигателях современных автомобилей скорость нарастания давления колеблется в пределах 0,12…0,25 МПа на 1° угла поворота вала. Чем круче нарастает давление на участке 2..3, тем тяжелее работает двигатель и тем больше изнашивается кривошипно-шатунный механизм.

Продолжительность первой фазы зависит от ряда факторов.

Чем ближе значение коэффициента превышения а к оптимальному, тем лучше состав смеси и меньше продолжительность первой фазы. При значительном обеднении смеси ухудшается зажигание и снижается КПД двигателя. Чем мощнее искровой разряд, тем интенсивнее распространение пламени и короче первая фаза.

На продолжительность второй фазы горения влияют те же факторы, что и на продолжительность первой фазы. Кроме того, вторая фаза зависит от величины угла опережения зажигания и частоты вращения коленчатого вала.

Как система охлаждения удерживает температуру в заданных пределах

 

Начнем с того, что после запуска холодного двигателя помпа (водяной насос) заставляет охлаждающую жидкость циркулировать по каналам системы охлаждения. При этом каналы можно разделить на большой и малый круг.

Маленький кружок – циркуляция происходит внутри блока цилиндров и ГБЦ. Большой кружок – жидкость попадает в радиатор охлаждения. За открытие большого круга отвечает термостат, который на холодном ДВС полностью закрыт. Когда жидкость нагревается, термостат начинает открываться, после чего по большому кругу поступает антифриз или антифриз.

Когда жидкость нагреется до 80-90 градусов, термостат полностью откроется и жидкость начнет циркулировать только по большому кругу. После снижения температуры термостат полностью или частично закроется. В двух словах это схема регулирования рабочей температуры двигателя и охлаждающей жидкости.

Параллельно на двигатель устанавливается датчик температуры охлаждающей жидкости. Этот датчик при необходимости активирует охлаждение воздуха и подает сигнал на включение вентилятора.

Что касается свойств теплоносителя, то кипение начинается при атмосферном давлении при 108-110 градусах. Но до начала кипения в системе начинают образовываться паровые пробки, которые мешают работе системы охлаждения ДВС. В результате двигатель может перегреться.

Также рекомендуем прочитать статью о том, что нужно знать о охлаждающей жидкости, используемой в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Из этой статьи вы узнаете о характеристиках, составе и функциях охлаждающей жидкости, различных типах жидкостей, характеристиках смеси и так далее

Для минимизации риска в систему интегрирован расширительный бачок, который также имеет специальные клапаны. Если давление в системе поднимается выше установленных пределов, открывается выпускной клапан. Так удается избавиться от активного парообразования.

Даже после прогрева (при остывании двигателя) также уменьшается объем охлаждающей жидкости, в системе образуется вакуум. В этом случае впускной клапан открывается для выравнивания разницы давлений.

Важно понимать, что поломка выпускного клапана снизит температурный порог закипания охлаждающей жидкости в системе. Если клапан полностью заклинит, избыточное давление может привести к разрыву труб и повреждению радиатора, утечке антифриза и т д

Что понимают под рабочей температурой двигателя

Следует понимать разницу между рабочей температурой двигателя и в цилиндрах ДВС. Температура в баллоне может достигать значений значительно выше +1000 градусов по Цельсию. Рабочая температура двигателя – это температура в системе охлаждения двигателя. Он характеризует состояние температурного баланса, при котором в системе охлаждения поддерживается постоянный уровень.

При этом достигается максимальный КПД, обеспечивается минимальный уровень токсичности выхлопных газов, обеспечивается оптимальная работа силового агрегата. Значение рабочей температуры зависит от типа двигателя.

А если капитально перегрел?

Если указатель температуры двигателя находится в красной зоне, которая запускается после 120-125°С, может произойти следующее:

  • Подгонка цилиндров. В современных двигателях отверстия в паре поршень-цилиндр маленькие, и при перегреве они обнуляются и начинается задир. Ну а дальше последуют снижение КПД двигателя, прогрессирующий износ и угар масла.
  • Деградация масла. В условиях перегрева моторное масло теряет часть своих свойств, быстрее выгорает, что может привести к масляному голоданию.
  • Выход из строя резиновых и пластиковых деталей двигателя. Сальники буреют быстрее, что может привести к повышенному расходу масла; пластиковые детали двигателя стареют, что может привести к их механическому разрушению.
  • Неисправность в каталитическом нейтрализаторе. При перегретом двигателе повышается и температура выхлопных газов. Можно плавить керамические пряники. Чтобы предотвратить потребность в более качественных каталитических материалах, производители, в попытке сэкономить, наоборот, используют все более доступные и недолговечные конструкции.

К чему приводит переохлаждение мотора

Такое явление, как переохлаждение, также негативно сказывается на качестве работы силового агрегата. Чаще всего это происходит зимой или при управлении транспортным средством в сложных климатических условиях на севере.

Рабочая температура двигателя зимой может резко снизиться во время движения. При этом прохладные потоки воздуха обдувают радиатор и весь силовой агрегат. В результате охлаждающая жидкость резко снижает температуру двигателя даже при работе с полной нагрузкой.

Понижение рабочей температуры двигателя опасно по следующим причинам:

  1. При переохлаждении системы питания в карбюраторе жиклерное отверстие, через которое поступает воздух, замерзает, в результате свечи наполняются бензином. Чтобы продолжить движение, водитель должен дождаться, пока высохнут фары.
  2. При отрицательных температурах окружающего воздуха в автомобилях, работающих на воде, охлаждающая жидкость (ОЖ) замерзает в патрубках радиатора. Прекращение циркуляции охлаждающей жидкости приводит к перегреву двигателя. Опытные автовладельцы устанавливают на решетку радиатора специальные тканевые перегородки или защитные шторки.
  3. Ухудшение качества или отсутствие обогрева салона автомобиля зимой может привести к нарушению управления автомобилем.

Краткое описание принципа действия системы охлаждения

Эта система включает в себя следующие рабочие элементы:

  1. Расширяющая способность.
  2. Радиатор охлаждения.
  3. Перемешайте верх и низ.
  4. Рубашки охлаждения блока цилиндров.
  5. Подсоедините шланги.
  6. Насос охлаждающей жидкости.
  7. Термостат.
  8. Радиатор отопителя салона.
  9. Охлаждающая жидкость.

Схема системы охлаждения силового агрегата:

контур охлаждения двигателя

Как видно из схемы, в системе охлаждения происходят следующие процессы:

  • Охлаждающая жидкость под действием насоса с усилием проходит по шлангам, трубам и другим магистралям.
  • Эффективно промывает каждый цилиндр двигателя внутреннего сгорания.
  • Цилиндры, особенно камеры сгорания, являются источниками основного тепла, вырабатываемого силовым агрегатом.
  • Вокруг каждого цилиндра имеются специальные технологические полости, называемые «рубашками охлаждения».
  • Рубашки охлаждения сообщаются между собой подготовленными каналами. По этим полостям непрерывно циркулирует охлаждающая жидкость.
  • За счет движения охлаждающей жидкости происходит отвод тепловой энергии от ДВС к радиатору через верхний патрубок.
  • Проходя через лабиринты тонких трубок радиатора, жидкость охлаждается за счет естественного обдува или воздушных потоков, создаваемых вентилятором.
  • При этом охлаждающая жидкость продолжает свое круговое движение по нижней трубке радиатора охлаждения.

Как понять что двигатель был перегрет?

Признаки перегрева двигателя Пар из-под капота Вибрация из-за закипания антифриза Потеря мощности Отказ двигателя

Цель слежения за температурой

В каждом двигателе внутреннего сгорания есть поршни, когда поршень направлен в НМТ, расходуется много энергии, которая в свою очередь выделяет большое количество тепла, имеющего высокую температуру. Как всем известно, двигатель изготовлен из металла, а металл считается очень чувствительным к температуре материалом.

При высоких температурах металл имеет свойство расширяться, что предполагает деформацию участков, для которых необходимо иметь точные размеры, обеспечивающие идеальную работу двигателя. Каждый автомобиль имеет специальную систему охлаждения двигателя, которая поддерживает оптимальную для работы температуру, не допуская деформации критических деталей.

Что делать при закипании антифриза и тосола в системе

При закипании антифриза из-под капота идет густой белый дым, а указатель температуры на нечистке показывает более +100°С. Во избежание серьезных последствий необходимо немедленно выполнить следующие действия:

  1. Снимаем нагрузку с двигателя, для чего выбираем нейтральную передачу и даем машине поработать, не выключая двигатель.
  2. Включаем подогреватель для более быстрого остывания теплоносителя.
  3. Глушим двигатель, как только машина доходит до полной остановки, но печку не выключаем.
  4. Открываем капот для лучшего поступления воздуха под капот и ждем около 30 минут.

Закипание антифриза
Закипание антифриза сопровождается выходом белого дыма из-под капота

После выполнения процедур есть два варианта решения проблемы:

  • найти и устранить проблему самостоятельно, если это можно сделать в дороге и вы разбираетесь в машинах;
  • вызвать эвакуатор.

Если нет возможности отремонтировать автомобиль или вызвать эвакуатор, необходимо с перерывами выехать на ближайшую заправку для охлаждения охлаждающей жидкости.

Влияние типа ДВС на его рабочую температуру

  1. Двигатели с воздушным охлаждением. У них самая высокая рабочая температура двигателя. В первую очередь это связано с низкой эффективностью воздушного охлаждения. Температура охлаждающего ребра может превышать 200 градусов Цельсия. При отсутствии эффективного охлаждения, например при езде по городу, такие двигатели могут перегреваться.
  2. Двигатели с открытой системой водяного охлаждения имеют низкую рабочую температуру. Холодная вода подается на завод с акватории. После прогрева возвращается.
  3. Дизельные двигатели. Их особенность заключается в том, что для работы необходима высокая компрессия в цилиндрах, обеспечивающая самовоспламенение рабочей смеси. Поэтому для стабилизации рабочей температуры требуются большие радиаторы. Совершенно нормально, когда рабочая температура дизельного двигателя превышает 100 градусов Цельсия.
  4. Бензиновые двигатели. Двигатели внутреннего сгорания карбюраторного типа, которые сейчас практически не производятся, имеют рабочую температуру от 85 до 97 градусов Цельсия. Выпускаются модели с инжекторными двигателями с рабочими температурными характеристиками от 95 до 114 градусов. При этом давление в системе охлаждения может достигать 3 атмосфер.

Меры профилактики

Удалите грязь с внешней поверхности радиатораУдалите грязь с внешней поверхности радиатора

Ресурса охлаждающей жидкости хватает на 60-70 тысяч километров пробега. За это время выкипает дистиллированная вода, осаждаются присадки и увеличивается объем этиленгликоля. В результате антифриз теряет свои смазывающие свойства, замерзает уже при -5°С и начинает кипеть при +100°С. Следует регулярно менять антифриз. Наклона не хватает. Дополнительные советы:

  1. Промывать радиаторы не реже одного раза в год.
  2. Регулярно подтягивайте соединения.
  3. Следите за термостатом.

Если в автомобиле установлен датчик температуры типа Рено Логан с «кирпичиками», то лучше вставить цифровой прибор, отображающий точные цифры. Можно выбрать и другой путь – использовать адаптер OBD-2 типа ELM-327 и выводить данные на экран смартфона или встроенной мультимедийной системы. Это позволит своевременно реагировать на перегрев.

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ

Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:

  • использование неправильного термостата (температура открытия слишком рано)
  • высокая производительность вентиляторов охлаждения, либо их принудительная работа с момента пуска двигателя
  • ошибка термостата
  • несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.

Если вы покупаете концентрат антифриза, его необходимо разбавлять дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° максимально снижена до -30°, купите антифриз с маркировкой «-80» и разбавьте его водой 1:1. В этом случае полученная жидкость будет со временем нагреваться и остывать, а также не потеряет своих смазывающих свойств, что имеет решающее значение для насоса.

Это интересно