Производители указывают всю необходимую информацию на этикетке, поэтому необходимо уметь ее читать и анализировать.
- Вязкость как один из важнейших параметров моторного масла
- Какое масло 5W40 лучше: синтетика или полусинтетика?
- Масляная основа и присадки
- Основные параметры вязкости
- Почему стоит выбрать масло 5w-40, а не 5w-30?
- Международный стандарт вязкости масел
- Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
- Все о смешивании масел 5w-40
- Сочетание смазки 5w-40 разного типа
- Смешивание 5W40 с синтетической базой от разных производителей
- Смешивание полусинтетики и синтетики
- Смешивание смазок 5w-40 с разной вязкостью
- Смешивание масел 5w-40 от разных производителей
- Виды масел в зависимости от температурного режима
- Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
- Стабилизаторы густоты масла
- Как выбрать оптимальную вязкость
- Что происходит в момент запуска двигателя?
- Технические характеристики 5W-40 — расшифровка
- Классификация масел по происхождению, времени применения и вязкости
- Холодный старт
- Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом
- Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
- Динамическая и кинетическая вязкость
- Наглядное пособие по вязкости моторного масла относительно температуры
- Слишком низкая вязкость: опасна ли она?
- Последствия заливки масла повышенной вязкости
- Циферно-буквенные символы обозначения вязкости моторного масла
- Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
- Что происходит при неправильно выбранной вязкости
- Завышенная цена
- Недооцененный
- Масло низкого качества
- Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля
Вязкость как один из важнейших параметров моторного масла
Среди прочего следует различать собственно вязкость, которая может быть как кинематической, так и динамической. Виды вязкости имеют определенные отличия. Они состоят из плотности, различных методов измерения и предназначены для определения характеристик различных классов смазочных материалов.
Кинематическая вязкость моторного масла определяет его текучесть при нормальной (стандартной) рабочей температуре, а также при максимальной. В качестве основы для тестирования используются 40 и 100 градусов Цельсия, а измерения проводятся в сантистоксах
По полученным результатам рассчитывается индекс вязкости, поэтому, если вы хотите купить действительно хорошее масло, выбирайте индекс больше 200. Чаще всего наиболее подходящий индекс имеют всесезонные масла.
Что касается динамической вязкости, то она показывает сопротивление при движении жидкостей, которое никак не зависит от плотности. Единицей динамической вязкости является сантипуаз
Какое масло 5W40 лучше: синтетика или полусинтетика?
Автомобильные масла с маркировкой 5w-40 в основном делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Итак, минеральная вода является продуктом переработки нефти, а полусинтетические вещества в зависимости от производителя могут использовать 60-70% минеральной основы и 30-40% различных присадок, повышающих вязкостно-температурные свойства. Синтетические ткани производятся искусственно, поэтому они более устойчивы к отходам и потере технических свойств.
Важно:
База и наличие присадок не являются показателем качества масла. Это свойство зависит от самой основы, технологии производства и только потом от введения в состав тех или иных добавок.
Использование масла с той или иной основой напрямую зависит от технического состояния двигателя. Если двигатель по результатам диагностики и испытаний исправен, тип технической жидкости все равно определяется по фактическому пробегу.
Минеральные смазочные материалы хорошо себя зарекомендовали при работе в сильно запыленных местах. Тяжелые условия требуют более частой замены из-за повышенного загрязнения масла в процессе эксплуатации. Так что межсервисный пробег перед заменой надо сокращать в несколько раз.
Повышенным спросом пользуются полусинтетические масла 5w-40. Введение синтетических добавок в природную основу повышает стабильность смазки в жарких условиях и позволяет сохранить заданную вязкость пленки в холодную погоду. Различные присадки обеспечивают соблюдение межсервисного интервала и даже продлевают срок до замены технической жидкости.
Современные двигатели лучше всего работают с синтетическими маслами. Синтетические жидкости обладают отличной стойкостью к окислению и не нуждаются в преждевременной замене. Кроме того, использование синтетических веществ позволяет увеличить межсервисный интервал, предписанный производителем автомобиля.
Одной из важнейших задач смазки является удаление продуктов износа, возникающих при трении элементов двигателя друг о друга. Синтетические смазки 5w-40 обладают отличными моющими свойствами для удаления абразивных частиц с сопрягаемых деталей. Определенные присадки в составе таких жидкостей обеспечивают теплопроводность жидкости, что приводит к оптимизации температурного режима двигателя.
Кратко подытожил. Минеральная вода представляет собой натуральное масло, изготовленное из продуктов переработки нефти, и не обеспечивает такой же стабильности, как синтетические составы.
Но при этом синтетические ткани дороже, хотя и обеспечивают идеальные и стабильные свойства, их можно использовать при длительных пробегах без замены. У минеральной воды период от замены до замены на порядки короче.
Синтетические вещества всегда имеют более низкую температуру замерзания, особенно низкие значения для продуктов на основе ПАО и сложных эфиров.
Масляная основа и присадки
Автомобильные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадки – это специальные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.
Основа масла это:
- минеральная;
- гидрокрекинг;
- полусинтетика (смесь минералки и синтетики);
- синтетические (направленный синтез).
В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.
По назначению добавка делится на:
- моющие и диспергирующие – не дают слипаться мелким остаткам (смолы, битум и т.п.) и при наличии щелочи в составе нейтрализуют кислоты, не дают уплотняться шламовым отложениям;
- противоизносные – создают защитный слой на металлических деталях и снижают износ трущихся поверхностей за счет снижения трения;
- индекс — повышают вязкость масла при высоких температурах, а при низких повышают его текучесть;
- пеногасители – снижают образование пены (воздушно-масляной смеси), ухудшающей теплоотвод и качество смазки;
- модификаторы трения – уменьшают коэффициент трения между металлическими деталями.
Основные параметры вязкости
Одним из основных параметров являются низкотемпературные показатели.
К этим показателям относятся следующие:
- проворачивание;
- прокачиваемость.
Первый определяет диапазон текучести при низких температурах и указывает, какой должна быть максимально допустимая динамическая вязкость. Последнее позволяет коленчатому валу вращаться с частотой, обеспечивающей хороший запуск двигателя.
Прокачиваемость всегда имеет значение на 5°C ниже требуемого. Это необходимо для того, чтобы масляный насос не начал качать воздух из-за чрезмерного загустевания смазывающей жидкости. Параметры прокачиваемости не должны превышать 60 000 мПа*с.
Если вы хотите понять, как определить вязкость моторного масла, вам следует ознакомиться с таким понятием, как спецификация SAE. Это принятый в большинстве стран стандарт, определяющий необходимый уровень вязкости смазки для конкретного температурного режима.
Вот таблица, показывающая, какой классификации соответствует определенная температура воздуха.
Почему стоит выбрать масло 5w-40, а не 5w-30?
Большинство производителей автомобилей рекомендуют использовать моторную смазку 5w-40 из-за универсальности этого продукта. Продукты с индексом 30 подходят для новых автомобилей, а масла с индексом 50 предназначены для техники с сильно изношенным двигателем или для модернизированных двигателей.
Сравнивая между собой продукты 5w-40 и 5w-30, можно выделить следующие преимущества индекса 5w-40:
- При средней температуре масла +100°С вязкость 5w-40 будет в 1,5 раза выше, чем у 5w-30
- смазка 5w-40 подходит для высокотехнологичных двигателей внутреннего сгорания, отличающихся повышенной тепловой нагрузкой. Эта вязкость способна отлично сохранять свои свойства, успешно удерживать пленку и предотвращать трение между деталями на высоких скоростях.
- масло 5w-30 имеет более низкий температурный диапазон, чем 5w-40, где вязкость снижена для эффективного запуска двигателя в холодную погоду. При высоких температурах жидкость становится слишком текучей, что сводит к минимуму смазывание.
Мой совет. Заливайте масло именно той вязкости, которую рекомендует производитель автомобиля. Правильного ответа «какая вязкость лучше» нет, потому что пределы SAE рассчитываются производителем автомобиля, разработавшим двигатель.
Международный стандарт вязкости масел
О важности такого свойства, как вязкость масла, известно еще с момента выпуска первого автомобиля. С тех пор инженеры пытались классифицировать смазочные материалы. Исходя из определенных качеств, все имеющиеся масла были разделены на следующие виды:
- смазочные материалы с низкой вязкостью
- средней вязкости
- тяжелый
После изобретения приборов, пригодных для определения вязкости, Американским обществом автомобильных инженеров (SAE.
Данная классификация моторных масел в процессе своего развития претерпела определенные изменения и на сегодняшний день представляет 11 классов вязкости.
Их полный список выглядит следующим образом:
- САЕ 0 Вт;
- САЕ 5 Вт;
- САЭ 10 Вт;
- САЭ 15 Вт;
- САЭ 20 Вт;
- САЭ 25 Вт;
- САЕ 20;
- САЕ 30;
- САЭ 40;
- САЕ 50;
- САЕ60.
В связи с этим классы вязкости моторных масел оказались в спецификации SAE по классу вязкости, который определяется по условиям, приближенным к реальным. В результате масла разделились на летние и зимние типы.
Летние смазки не имеют буквенного обозначения и имеют более высокую вязкость, вследствие чего обеспечивают качественную смазку всех деталей двигателя при высоких температурах окружающей среды.
Но при низких температурах такие масла становятся слишком густыми и создают серьезную проблему при запуске холодного двигателя.
Зимнее масло менее вязкое, поэтому проблем с холодным пуском двигателя не возникает. Но в жаркое время года он становится слишком жидким, поэтому не способен дать должной защите деталям силового агрегата.
Благодаря изобретению всевозможных присадок появилась новая категория масел, сочетающая в себе хороший баланс зимних и летних свойств. Такие смазки называются всесезонными.
Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
Нефть представляет собой смесь углеводородов с определенной углеродной структурой. Они могут быть соединены между собой в длинные цепочки или разветвлены. Чем длиннее и прямее углеродные цепи, тем лучше масло.
Минеральные масла получают из нефти разными способами:
- самый простой способ – перегонка нефти с экстракцией рафинатов растворителем;
- более сложный метод – гидрокрекинг;
- еще более сложным является каталитический гидрокрекинг.
Синтетическая нефть получается из природного газа за счет увеличения длины углеводородных цепей. Таким образом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — намного лучше, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный минус — очень высокая цена.
Все о смешивании масел 5w-40
Поддержание нормального уровня масла необходимо для правильной работы двигателя. У каждого автолюбителя бывали ситуации, когда нужно срочно заправить двигатель, а необходимой жидкости еще нет. Многие одновременно начинают смешивать масла, но для положительного результата такого действия нужно иметь определенные знания.
Сочетание смазки 5w-40 разного типа
По мнению специалистов, в крайнем случае можно смешивать минеральные и полусинтетические смазки. Для смеси минеральной воды и синтетических веществ важно одно условие – искусственный продукт должен быть на основе полиальфаолефинов. Если произошло падение уровня синтетики или полусинтетики, в крайнем случае можно добавить немного натуральной смазки.
Что касается сочетания жидкостей на основе одного состава, например синтетика с синтетикой, то эта связка подойдет, но есть риски. Вы можете уменьшить их, используя ту же вязкость.
Смешивание 5W40 с синтетической базой от разных производителей
Синтетические вещества разных марок можно смешивать, если свойства жидкости совпадают по API. Особо осторожными с этим должны быть владельцы автомобилей с модернизированными или турбированными двигателями, которым требуется только смазка высшего качества 5w-40. Если вы выбрали качественное сертифицированное масло, жидкость не должна пениться или выпадать в осадок, но для дальней езды такая смесь все же не подходит.
Смешивание полусинтетики и синтетики
Например, в вашем двигателе залито синтетическое масло 5w-40 и его нужно срочно долить, но доступно только полусинтетическое масло 10w-40. В этой ситуации можно использовать аналогичный «коктейль» за счет изменения общей вязкости, а также небольшого падения низкотемпературных свойств.
Смешивание смазок 5w-40 с разной вязкостью
Разберем ту же ситуацию, но теперь на доливку идет смазка с такой же маркировкой от того же производителя, но с другой вязкостью — 5w-30. Его можно безбоязненно доливать в двигатель, но вязкость при высоких температурах будет в среднем между 30 и 40. Пакеты присадок к маслу, скорее всего, будут такими же, как и к базе, что позволит добавить довольно много жидкости. При низких температурах двигатель будет запускаться эффективно.
Смешивание масел 5w-40 от разных производителей
Такое смешение наиболее рискованно, потому что никто не может гарантировать совместимость, тем более в другой базе. Это относится и к добавкам, хотя добавки часто не вступают в противоречие друг с другом. Общие свойства полученной жидкости могут ухудшиться, что негативно скажется на работе двигателя.
Виды масел в зависимости от температурного режима
Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и делит все смазочные материалы на три основных типа – летние, зимние и всесезонные.
К летним маслам относятся масла со следующим индексом SAE:
-
- <li>20;
- тридцать;
<li>40; <li>50;
- 60.
Зимние смазки имеют свои преимущества:
- низкие затраты;
- низкая вязкость, благодаря чему запуск холодного двигателя при минусовой температуре лучше, чем при использовании всесезонных жидкостей;
- высокая устойчивость к разрушению.
- К ним относятся следующие виды:
- САЕ 0 Вт;
- САЕ 5 Вт;
- САЭ 10 Вт;
- САЭ 15 Вт;
- САЕ 20 Вт.
Наиболее распространены всесезонные жидкости. У них тоже есть свои преимущества, и главным из них следует считать использование в любое время года. Благодаря полимерным добавкам, присутствующим в составе, он способен изменять степень вязкости по отношению к температуре окружающей среды.
Кроме того, оно обладает хорошими энергосберегающими свойствами, благодаря чему силовой агрегат в жаркую погоду работает более экономично, чем при использовании летних масел.
Полный сезон:
- SAE 0W-30;
- SAE 0W-40;
- SAE 5W-30;
- SAE 5W-40;
- SAE 10W-30;
- SAE 10W-40;
- SAE 15W-40;
- САЕ 20W-40.
Благодаря идеально сбалансированным характеристикам все сезоны показывают хорошие результаты в работе при критических температурах.
Чтобы выбрать масло наиболее подходящей вязкости для двигателя вашего автомобиля, следует опираться на два основных показателя:
- в каких климатических условиях эксплуатируется автомобиль;
- сколько лет двигатель в эксплуатации.
Исходя из первого показателя, для регионов с высокими температурами воздуха следует выбирать жидкости с более высоким показателем вязкости. Этот параметр представлен цифрой перед буквой «W».
Так, например, при эксплуатации автомобиля при температуре воздуха от -10 до +45 следует выбирать SAE 20W-40.
Второй параметр: в этом случае следует выбирать смазку по сроку службы используемого двигателя. Так что для нового двигателя следует выбирать масло с меньшей вязкостью, а для более старого двигателя более вязкое масло.
Это необходимо для того, чтобы более развитые детали, у которых между собой значительно увеличились промежутки, могли более-менее нормально функционировать.
Помните, что любая смазка содержит показатели вязкости как при низких, так и при высоких температурах, поэтому это необходимо учитывать при выборе.
Чем выше первая цифра (перед буквой W), тем ниже будет рабочий диапазон при низких температурах. Для проведения расчетов необходимо от числа 40 отнять первый показатель смазки.
Например, жидкость с вязкостью 5W20 имеет температурный диапазон от -35°C до -30°C.
Второе число, стоящее после буквы «W», дает понятие высокотемпературной вязкости. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать так – чем больше второе значение – тем выше вязкость масла при высоких температурах.
Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE
Исходя из спецификации SAE, все смазочные жидкости можно расшифровать по температуре и определить для себя область использования.
По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:
- 5 W-30 – предназначен для работы при температуре от -25˚С до +20˚С;
- 5 W-40 – рассчитано на работу от -25˚С до +35˚С;
- 10 W-30 – рассчитано на работу от -20˚С до +30˚С;
- 10 W-40 – рассчитано на работу от -20˚С до +35˚С;
- 15 W-30 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -15˚С до +35˚С;
- 15 W-40 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -15˚С до +45˚С;
- 20 W-40 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -10˚С до +45˚С;
- 20 W-50 – подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -10˚С до +45˚С и выше.
Однако при выборе наиболее подходящего масла для вашего автомобиля необходимо в первую очередь руководствоваться информацией, предоставленной производителем.
Стабилизаторы густоты масла
Из-за постоянной температурной перегрузки вязкость масла постепенно начинает снижаться. А восстановить его помогут специальные стабилизаторы. Их можно использовать в двигателях любого типа, износ которых достиг среднего или высокого уровня.
Стабилизаторы позволяют:
- повысить вязкость защитной пленки,
- уменьшить количество нагара и отложений на цилиндрах двигателя,
- снизить выбросы вредных веществ в атмосферу,
- восстановить защитный масляный слой,
- добиться «бесшумности» в работе двигателя,
- предотвращают процессы окисления внутри корпуса двигателя.
Использование стабилизаторов позволяет не только увеличить период между заменами «масла», но и восстановить утраченные полезные свойства защитного слоя.
Как выбрать оптимальную вязкость
Есть два правила: внимательно читайте список рекомендуемых классов масел для конкретного автомобиля и делайте выбор в пользу надежных производителей. Часто автолюбители решают выбрать смазку, которая не заявлена как подходящая, но работает для них оптимально.
Это ошибка, которая может иметь катастрофические последствия в долгосрочной перспективе. Производители двигателей заранее просчитали, какие классы для него подходят; если в списке нет внешне подходящего варианта, он может не сочетаться с конструктивными особенностями.
Например, любители быстрой езды иногда выбирают масла для спортивных автомобилей, но двигатель в их автомобилях не от спорткара, а для гражданского двигателя такое масло не подходит и только снизит мощность.
Помимо рекомендаций концерна, следует обратить внимание на возраст автомобиля и температурный режим, в котором он эксплуатируется, а также на местный климат. Производители учитывают различные варианты использования при составлении списков совместимости.
Что происходит в момент запуска двигателя?
Если ваш «железный друг» простоял всю ночь на морозе, вязкость масла, залитого в него утром, будет в несколько раз выше расчетного рабочего значения. Соответственно толщина защитной пленки будет превышать зазоры между элементами. При запуске холодного двигателя мощность падает, а температура внутри него повышается. Это нагревает двигатель.
Важно! Во время разминки нельзя давать ему повышенную нагрузку. Слишком густой смазочный состав будет затруднять движение основных механизмов и приведет к сокращению срока службы автомобиля.
Технические характеристики 5W-40 — расшифровка
Индекс вязкости оказывает прямое влияние на температуру, при которой смазка может полноценно функционировать. Для использования в умеренном климате часто выбирают масла, способные работать и летом, и зимой, а для холодных районов подходят с пониженной вязкостью.
Для определения температурного режима технической жидкости от первой цифры индекса SAE отнимите число 30-35, полученное значение и будет нижним температурным пределом. Чтобы получить предел максимальной положительной температуры для смазки, вычтите 5 из второго числа в индексе.
5W-40 — всесезонное масло, которое должно сохранять текучесть при отрицательных и положительных температурах в указанных пределах, чтобы быть отнесенным к этому классу SAE.
Как я уже говорил в других статьях, SAE может быть только показателем климата, в котором это масло можно использовать, только частично и только по отношению к низкотемпературному показателю. Как правило, это показатель вязкости масла при различных температурах.
Таблица вязкости SAE 5W-40:
Характеристика | Индекс | Расшифровка |
Прокачиваемость | -35℃ | Минимальная температура, при которой масло прокачивается по каналам |
Маневренность | -30℃ | Минимальная температура, при которой двигатель может быть запущен. |
Кинематическая вязкость при 100 градусах | 12,6-16,3 мм2/с | Показатель должен находиться в этих пределах, чтобы масло можно было маркировать 5W-40. |
Кинематическая вязкость при 40 градусах | 89-97 мм2/с | То же самое, но при другой температуре. Этот показатель менее важен, чем вязкость при рабочей температуре. |
Динамическая вязкость CCS при -30 градусах | Не более 6600 мПас | Это означает, что чем ближе показатель к этому пределу, тем хуже будет валяться коленвал уже при -30 градусах. |
Точка возгорания | От 224℃ | Может варьироваться +/- 10-15 градусов. |
Точка замерзания | Около -45℃ | Может различаться. Этот показатель указывает на температуру, при которой масло полностью замерзает и не может прокачиваться по каналам. |
Из этой таблицы видно, что два других символа в маркировке 40 показывают, какую вязкость будет иметь масло именно при рабочей температуре, т.е указывает на толщину масляной пленки и на то, насколько легко и быстро масло будет проходить через систему. Этот показатель очень важно подобрать точно по рекомендациям производителя, так как разные двигатели имеют разные конструктивные особенности.
Первая цифра 5 указывает на низкотемпературную вязкость, то есть при температуре -30℃ масло сохраняет достаточный поток для вращения коленчатого вала.
По ГОСТу масло будет иметь маркировку 3z/14. По API оно чаще всего имеет класс SN, по ACEA A1/B1 2010.
Классификация масел по происхождению, времени применения и вязкости
В зависимости от происхождения различают следующие виды:
- минеральная;
- полусинтетика;
- синтетический.
Минерал – получается в процессе перегонки нефтепродуктов. Самый доступный вид моторного масла. У него есть ряд недостатков – он не может работать при низких температурах, потому что сильно густеет, вступает в реакцию с воздухом и может выпадать в осадок. Полусинтетика – средний вариант как по цене, так и по своим свойствам.
Хотя можно отметить, что по свойствам полусинтетика все же ближе к синтетическим маслам. Синтетика – вещество, от начала и до конца изготовленное в лаборатории, с заранее установленными качествами с помощью различных добавок. По времени использования все моторные масла можно разделить на три группы:
- зимний (используется при температуре ниже 2°С);
- летний (используется в районе от 0 °С и выше);
- суровая погода (подробнее рассмотрим ниже).
Классификация масел SAE по параметрам вязкости
Спецификация моторных масел, основанная на соотношении между разными их типами и разными категориями вязкости, разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров. Окончательная версия SAE J300 была напечатана в 1999 году. Критерии данной классификации масел:
- кинематическая вязкость;
- прокачиваемость;
- вязкость при повышенной температуре.
Кинематическая вязкость – показывает отношение масел, обусловленное сезоном использования, к определенному классу вязкости. Рассчитано на 100 градусов и низкие скорости сдвига.
Пусковые характеристики определяют сопротивление при пуске холодного двигателя и скорость, с которой достигается пусковая скорость. Они обнаруживаются при низких температурах от -10 до -35 °С, в зависимости от класса вязкости и повышенной скорости сдвига до 105 с-1, в подшипниках коленчатого вала, повторяющих работу при холодном пуске, условиях.
Прокачиваемость — показывает, как быстро материал поступает в пары трения при холодном пуске и возможность отказа двигателя из-за проворота вкладышей при холодном пуске. Определение проводится при низких, от -15 до -40°С, температурных показателях и зависит от класса вязкости и низких, ок. 10 с-1, скорости сдвига.
Так, при общей оценке этого параметра создаются условия для поступления вещества в поддон маслоприемника и в маслоприемник насоса при пуске холодного двигателя.
Вязкость при повышенной температуре – показывает фактическую вязкость продукта при работе современных двигателей в летний период. Показаны характеристики износа масел, потери при трении и влияние на способность двигателя экономно расходовать топливо.
Его определяют при 150 °С и выше, ок. 106 с-1, скорости сдвига. Это создает условия, аналогичные нагрузкам на подшипники коленчатого вала при работе при высоких температурах.
Из этого следует, что спецификация SAE – это распределение масел по категориям вязкости. В настоящее время он состоит из 6 зимних и 5 летних классов продукции. В обозначении зимних категорий присутствует буква «W» от слова «winter», что означает «зима». Согласно этой спецификации все моторные масла могут быть отнесены к определенным классам вязкости, которые обозначаются следующим образом:
- зимняя категория вязкости — SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- летняя категория вязкости – SAE 20, 30, 40, 50, 60;
- всесезонные масла доступны в обеих категориях. Они имеют двойной бренд. Ниже представлена таблица, где наглядно видно разницу температурных диапазонов для разных типов масел.
Так, например, масло 5W30 имеет температурный режим от -25(-30)°С до +20(25)°С. Вещество с классом вязкости 5W40 попадает в диапазон от -25 (-30) до +40°С. А масло 5W20 имеет температурный диапазон от -25 (-30) до +15 (20)°С. Если возникнут трудности, таблица поможет.
Холодный старт
Критерий вязкости очень важен при запуске двигателя при отрицательных температурах. Компетентные специалисты утверждают, что каждый холодный пуск двигателя — это минус 400-500 км от общего ресурса. Вот что мороз делает с металлом. Увеличивается износ деталей, расширяются отверстия, ослабевает прочность масляной пленки.
Если кто-то думает, что износа при прогреве нет, то глубоко ошибается. Даже на холостом ходу машина изнашивается, возникает усталость металла, коррозия выползает сквозь толщу грунтовки, лака, антикоррозийной обработки.
Что одному двигателю хорошо, то другому грозит ремонтом
Многие автовладельцы уверены, что стоит выбирать более вязкие масла, ведь они являются залогом долговременной работы двигателя. Это серьезное недоразумение. Да, специалисты предпочитают высоковязкое масло под капот гоночных автомобилей для достижения максимального ресурса силового агрегата. А вот обычные легковые машины оснащены другой системой, которая просто задохнется, если защитная пленка будет слишком толстой.
О том, масло какой вязкости допустимо использовать в двигателе той или иной машины, написано в любой инструкции по эксплуатации. На самом деле перед запуском в массовые продажи моделей автопроизводители провели большое количество тестов с учетом возможных режимов движения и эксплуатации технического средства в разных климатических условиях.
Анализируя поведение двигателя и его способность поддерживать стабильную работу в определенных условиях, инженеры устанавливают допустимые параметры смазки двигателя. Отклонения от них могут привести к снижению мощности двигательной установки, ее перегреву, увеличению расхода топлива и многому другому.
Почему класс вязкости так важен в работе механизмов? Представьте на минутку двигатель изнутри: между цилиндрами и поршнем имеется зазор, размер которого должен допускать возможное расширение деталей от высоких температурных перепадов.
Но для максимальной эффективности этот зазор должен иметь минимальное значение, препятствующее попаданию выхлопных газов, образующихся при сгорании топливной смеси, в систему двигателя. Для предотвращения нагрева корпуса поршня при контакте с цилиндрами используется моторная смазка.
Уровень вязкости масла должен обеспечивать работоспособность каждого элемента силовой установки. Производители силовых агрегатов должны добиться оптимального соотношения между минимальным расстоянием между трющимися деталями и масляной пленкой, предотвратить преждевременный износ элементов и увеличить ресурс двигателя.
Согласитесь, надежнее доверять официальным представителям автомобильной марки, зная, как были получены эти знания, чем доверять «бывалым» автомобилистам, полагающимся на интуицию.
Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
Моторные масла разных классов могут иметь существенные отличия по свойствам и составу, и каждый производитель автомобилей устанавливает свои требования к использованию того или иного класса моторного масла в зависимости от технических характеристик автомобиля.
Поэтому смешивать смазочные материалы с разной вязкостью разрешается только в экстренных ситуациях и только в том случае, если свойства продуктов немного отличаются. Например, в двигатель, в котором использовалось масло 5W-40, можно доливать жидкость 5W-30.
А вот смешивать зимние и летние составы, вязкость которых кардинально отличается, точно не следует. Также нельзя смешивать масла с синтетическим, полусинтетическим и минеральным составом.
Динамическая и кинетическая вязкость
Вязкость не является единым свойством, она делится на два параметра.
- Dynamic показывает сопротивление смеси при работе и в основном предназначен для холодного пуска. Не всегда указывается прямо, обычно для расчета достаточно показателя зимней вязкости.
- Кинетика показывает расход при стандартной и максимальной рабочей температуре и используется для понимания поведения масла при горячем двигателе и в жарком климате.
Оба параметра влияют на индекс вязкости – безразмерный показатель, показывающий, насколько меняются вязкостные свойства масла при изменении температуры. Чем выше значение, тем меньше изменяется вязкость и тем лучше для машины. В современных маслах он может достигать 150-200.
Наглядное пособие по вязкости моторного масла относительно температуры
Чтобы водителю было легче воспринимать информацию и вовремя ее обрабатывать, приведем пример табличного варианта:
SAE 0 Вт: -40 — -15;
5Вт: -35 — -15;
10Вт: -30 — 0;
15Вт: -25 — +5;
20Вт: -15 — +15;
30: -5 — +35;
40: +10 — +40;
0W-30: -40 — +35;
0W-40: -40 — +40;
0W-50: -35 — +50;
5W-30: -35 — +35;
5W-40: -35 — +40;
5W-50: -35 — +50;
10W-30: -30 — +35;
10W-40: -30 — +40;
10W-50: -30 — +50;
15W-30: -25 — +35;
15W-40: -25 — +40.
Итак, исходя из данных видно, что чем выше индекс, тем толще масляная пленка, а значит и вязкость.
Слишком низкая вязкость: опасна ли она?
Низкая вязкость может убить бензиновые и дизельные двигатели. Этот факт объясняется тем, что при повышенных рабочих температурах и нагрузках на двигатель увеличивается текучесть обволакивающей пленки, в результате чего и без того жидкая защита просто «оголяет» детали.
Результат: увеличение силы трения, увеличение расхода топлива, деформация механизмов. Длительная эксплуатация автомобиля, заправленного маловязкой жидкостью, невозможна – он практически сразу заблокируется.
Некоторые современные модели двигателей предполагают использование так называемых «энергосберегающих» масел с пониженной вязкостью. Но использовать их можно только при наличии специальных допусков от автопроизводителей: ACEA A1, B1 и ACEA A5, B5.
Последствия заливки масла повышенной вязкости
Бывают случаи, когда автовладельцы не знают, как определить требуемую вязкость моторного масла для своего автомобиля и залить рекомендованное продавцами. Что произойдет, если пластичность выше, чем необходимо?
Если он «брызнет» в хорошо прогретом высоковязком моторном масле, опасности для двигателя (при нормальных оборотах) нет. В этом случае температура внутри устройства будет просто повышаться, что приведет к снижению вязкости смазки. Ситуация вернется в норму. Но! Регулярное повторение такой схемы значительно снизит ресурс двигателя.
Если резко «дать газу», вызывая увеличение скорости, степень вязкости жидкости не будет соответствовать температуре. Это приведет к превышению максимально допустимой температуры в моторном отсеке. Перегрев приведет к увеличению силы трения и снижению износостойкости деталей. Впрочем, и само масло через довольно короткое время потеряет свои свойства.
Вы не сразу сможете определить, что вязкость масла не подошла для автомобиля. Первые «симптомы» появляются только через 100-150 тысяч километров. И главным показателем будет увеличение зазоров между деталями. Однако даже опытные специалисты не смогут однозначно связать высокую вязкость и быстрое снижение ресурса двигателя.
Именно по этой причине официальные автомастерские часто пренебрегают требованиями производителей транспортных средств. Кроме того, им выгодно ремонтировать силовые агрегаты автомобилей, у которых уже истек срок гарантийного обслуживания. Поэтому выбор вязкости масла – непростая задача для любого автолюбителя.
Циферно-буквенные символы обозначения вязкости моторного масла
Каждая покупка для неопытного автовладельца превращается в попытку разгадать загадочные символы. Для упрощения прочтите пример. Старт начинается с аббревиатуры SAE, за которой следует ряд букв и цифр.
Всего есть три варианта:
- с одной буквой: считается чисто зимний вариант моторного масла. САЕ 5 Вт.
- без буквы: аналогично, только лето. САЕ 40.
- смешанный тип: универсальное, всесезонное моторное масло. САЕ 5W40. Для упрощения процедуры выбора, увеличения продаж производители постепенно переходят на смешанный тип. Мотивация очередным улучшением и уходом за автомобилем.
В этом примере 5W означает низкую вязкость. Жидкость рекомендуется использовать при температуре не ниже -35°С. Алгоритм такой, от стандартного числа «40» отнимаем то, что написано, получаем исходную степень. Вуаля. Если градусный показатель ниже, двигателю, стартеру будет сложнее провернуть коленчатый вал со всеми механизмами.
Таинственная вторая цифра указывает на вязкость при стандартной рабочей температуре 110-140°С. Чем он выше, тем выше ставка, и наоборот. Чтобы не класть свой двигатель «на лопатки», внимательно смотрите на показатели в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Интересный факт: профессиональные автослесари из популярного журнала «За рулем» провели реальный опыт замены жидкости. Сначала фиксировались показатели по мощности, расходу топлива и выбросам в окружающую среду при смазке вязкостью 40 единиц.
После этого в Жигули заливали масло с индексом вязкости 50 единиц. Через некоторое время показатели начали стремительно снижаться. Это означает, что не следует ничего заливать в двигатель. Имейте это в виду для следующего технического обслуживания. Речь не идет об отечественной машине, иномарка покажет идентичные показатели.
Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
Если вязкость выше нормы, вязкость масла не упадет до значения, рассчитанного инженером, даже при уже прогретом двигателе. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме.
Из этого следует вывод – рабочая температура при эксплуатации плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, что увеличивает износ деталей и агрегатов двигателя.
При большой нагрузке – при экстренном разгоне или на затяжном крутом подъеме температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие характеристики. Он будет окисляться, и в нем будет образовываться нагар, копоть, кислоты.
Еще одним недостатком слишком вязкого масла является то, что часть мощности двигателя будет теряться из-за больших сил прокачки в системе.
Что происходит при неправильно выбранной вязкости
Хотя сама по себе смазка хорошая, при неправильном выборе она может не помочь двигателю, а только помешать. В долгосрочной перспективе это может привести к поломке, и индекс вязкости играет огромную роль.
Завышенная цена
Принято считать, что высокая вязкость – это хорошо. Вязкие масла действительно лучше справляются со смазкой, но превышать рекомендуемые параметры не стоит: это только навредит. Из-за того, что жидкость более вязкая, чем та, на которую рассчитан двигатель, он вынужден постоянно работать при повышенных температурах, что приводит лишь к более быстрому износу и потере мощности.
Недооцененный
Когда дело доходит до низкой вязкости, это не менее болезненно. Защитной пленки, которую масло создает на деталях, будет просто недостаточно для смазывания конкретного двигателя, в результате усилится трение, а, следовательно, и износ. Как и при слишком высоком значении, низкое значение может привести к срочной необходимости ремонта двигателя, поэтому используйте масла только с указанными производителем параметрами. А производитель смазки может быть любым, главное убедиться, что он надежный.
Масло низкого качества
К сожалению, на рынке есть смеси, свойства которых не соответствуют современным стандартам. Обычно речь идет о непроверенных компаниях, которые недобросовестно относятся к товару и покупателю. Бывают и случаи подделок от популярных фирм, и поддельное масло будет серьезно уступать по характеристикам оригиналу.
Поэтому следует уделить внимание, в том числе и тому пункту, где планируется покупать смазочную жидкость. Это должен быть официальный магазин, который сотрудничает с надежными производителями.
Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля
Для вашего автомобиля подходит только та вязкость, которая указана в сервисной книжке. Все параметры двигателя тестируются заводом-изготовителем, моторное масло подбирается с учетом всех параметров и режимов работы.