Восстановление автомобильного аккумулятора

Ремонт

В этой статье речь пойдет о свинцово-кислотных аккумуляторах. О том, как восстановить гелевый аккумулятор, вы можете прочитать здесь.

Содержание
  1. Неисправности АКБ
  2. Внешние
  3. Внутренние
  4. Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи
  5. Как из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый
  6. Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор
  7. Как восстановить аккумулятор автомобиля при сульфатации
  8. Восстановление аккумулятора автомобиля с использованием КТЦ
  9. Таблица плотности электролита
  10. Восстановление аккумулятор автомобиля в режиме многократной зарядки
  11. Восстановление автомобильного аккумулятора при наличии большого количества времени
  12. Восстановление автомобильного аккумулятора с помощью химических средств
  13. Проверка АКБ на замкнутость
  14. Как реанимировать замкнутую банку
  15. Заливка электролита
  16. Почему не стоит доводить аккумулятор до состояния глубокого разряда
  17. Восстановление АКБ после глубокой разрядки
  18. Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда
  19. Результат восстановления аккумуляторной батареи
  20. Восстановление аккумулятора автомобиля импульсным током
  21. Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?
  22. Признаки того, что аккумулятор скоро выйдет из строя
  23. Как восстановить автомобильный аккумулятор: 4 проверенных метода
  24. Малый ток
  25. Новый электролит
  26. Метод неоднократной подзарядки
  27. Обратная зарядка
  28. Ремонт аккумулятора своими руками: с чего начать
  29. Приступаем к восстановлению
  30. Устранение осыпания
  31. Выкипание и низкая плотность
  32. О чем говорит плотность электролита и как её выровнять
  33. Очистка клемм
  34. Как проверить сульфатацию и как с ней бороться?
  35. Почему нежелателен и чем опасен глубокий разряд
  36. Способ быстро реанимировать АКБ после глубокой разрядки
  37. Процедура разработки пор активной массы пластин
  38. Какие АКБ не боятся глубокого разряда
  39. Стоит ли овчинка выделки?
  40. На улице пока тепло
  41. Что происходит при охлаждении и нагреве аккумуляторной батареи?
  42. Возможные причины выхода аккумулятора из строя и способы их ремонта
  43. Механические повреждения
  44. Структурные повреждения
  45. Ремонт корпуса аккумулятора автомобиля своими руками

Неисправности АКБ

Отказы аккумуляторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние

Ниже приведены внешние ошибки и способы их устранения:

  • Поврежден пластиковый корпус аккумулятора. Такие повреждения (трещины, дыры) могут быть вызваны как внешними воздействиями, так и в результате процессов в самой батарее (вздутие, перегрев и т.п.). Тут нужно понимать, что при больших дырах ремонт делать не стоит и лучше купить новый аккумулятор. А если трещина небольшая, можно отремонтировать с помощью пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина закроется, нужно долить новый электролит и зарядить аккумулятор;
  • Клеммы аккумулятора окислились. Здесь задача добычи значительно упрощается. Нужно только зачистить слой окислов мелкой наждачной бумагой и тряпкой. Ту же операцию рекомендуется выполнить на клеммах подключенных проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.

Внутренние

Теперь рассмотрим основные отказы аккумуляторов, вызванные внутренними причинами. Одни исправить довольно легко, другие сложнее, а некоторые ошибки исправить невозможно. Сначала перечислим их:

  • Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространенная внутренняя неисправность батареи, и она будет предметом большинства наших рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях от сульфатации можно избавиться без проблем, на более поздних — гораздо сложнее или невозможно. О том, как реанимировать автомобильный аккумулятор при сульфатации, пойдет речь ниже;
  • Выброс угольных плит. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае становится темнее. Здесь восстановление крайне проблематично, и нужно готовиться к покупке нового аккумулятора;
  • Короткое замыкание пластин в одном из ящиков аккумуляторной батареи. Как понять, что у вас именно эта ошибка? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и выкипанию в ней электролита. Ошибку можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого сомнительна. В этом случае будет разумно купить новый аккумулятор, так как такой ремонт автомобильного аккумулятора крайне проблематичен. Хотя ниже мы рассмотрим способ восстановления автомобильного аккумулятора в случае короткого замыкания;
  • Замерзание электролита и повреждение элементов аккумуляторной батареи. Такой результат может быть вызван неправильным использованием устройства (систематический недозаряд, глубокий разряд). В результате нахождения разряженной батареи в сильный мороз электролит может замерзнуть и повредить пластины и крышку. В этом случае восстанавливать автомобильный аккумулятор нецелесообразно.

Как видите, среди внутренних дефектов аккумулятора успешно устранена только сульфатация. Тем более, если он не в запущенной стадии. Поэтому рассмотрим несколько способов восстановления аккумулятора при сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может понадобиться для работы:

  • Свежий электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство;
  • Ареометр (измерение плотности электролита);
  • Средства защиты (очки, перчатки);
  • Десульфатирующая добавка и некоторые другие химические вещества.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Сейчас этот вариант становится все более популярным. Необслуживаемая батарея – это батарея, не требующая зарядки и замены электролита. У него нет специальных крышек, которые можно открыть. Восстановить такой тип устройства непросто. Требуется минимальный опыт работы с такими устройствами и знания.

Как из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый

Производители делают батарею необслуживаемой, чтобы она доживала свой ресурс и заменялась на новую. Но некоторые автовладельцы научились превращать такой аккумулятор в полезный.

Чтобы необслуживаемая батарея стала пригодной к эксплуатации, достаточно просверлить сверлом аккуратные отверстия в корпусе батареи, где расположены банки.

После замены электролита необходимо закрыть банки. Для этого подойдет тот же пластик, что и с батареей. Его необходимо запаять или запаять.

Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор

Установить напряжение на зарядном устройстве не менее 13,8 и не более 14 В. Подключить зарядное устройство.

Как восстановить аккумулятор автомобиля при сульфатации

Первым делом нужно проверить аккумулятор. Для этого слейте электролит и промойте стаканы дистиллированной водой. Затем проведите визуальный осмотр. Если пластины в банках повреждены или раскрошились, восстановление такой батареи нецелесообразно. При отсутствии внешних повреждений заливают свежий электролит и проводят десульфатацию аккумулятора (растворение сульфатов свинца на пластинах).

пластины аккумулятора, покрытые сульфатом свинца.

Восстановление аккумулятора автомобиля с использованием КТЦ

CTC расшифровывается как Control and Training Cycle. Завершение этого мероприятия помогает восстановить мощность и устранить сульфатацию, когда она еще не началась. Процесс представляет собой серию циклов заряда-разряда аккумулятора. Помимо зарядного устройства вам понадобится ареометр (проверка плотности электролита), вольтметр (проверка напряжения) и лампочка (или другой источник потребления).

Не забудьте снять крышки с батарейных отсеков! Зарядный ток должен быть установлен на уровне 10 процентов от номинальной емкости аккумулятора. Таким образом, для обычных аккумуляторов емкостью 55 Ач зарядный ток не должен превышать 5,5 ампер.

Зарядка занимает 6-8 часов. По окончании процесса напряжение на клеммах возрастает и аккумулятор уже не воспринимает заряд.

По окончании зарядки измерьте плотность электролита во всех банках ареометром. Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см куб. Если плотность меньше или больше, долейте соответственно серную кислоту или дистиллированную воду. После разбавления батарея заряжается в течение 30 минут. За это время электролит перемешивается.

Таблица плотности электролита

Ниже приведена таблица плотности электролита и соответствующих характеристик батареи:

1.11 11,7 8.4 0 -7
1.12 11,76 8,54 6 -8
1.13 11,82 8,68 12:56 -9
1.14 11,88 8,84 19 -одиннадцать
1,15 11,94 9 25 -1. 3
1,16 12 9.14 31 -14
1.17 12.06 9.3 37,5 -16
1,18 12.12 9,46 44 -18
1.19 12.18 9,6 50 -24
1,2 12.24 9,74 56 -27
1,21 12.3 9,9 62,5 -32
1,22 12:36 10.06 69 -37
1,23 12:42 10.2 75 -42
1,24 12:48 10.34 81 -46
1,25 12.54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

После этого нужно разрядить аккумулятор. Это требует подходящего источника потребления энергии. Проще всего выбрать лампочку для электричества. Конечно, если есть зарядное устройство (зарядное устройство) с функцией разряда, разрядить аккумулятор можно и с его помощью.

Как рассчитать мощность лампочки? Примем значение силы тока в размере 10 процентов от емкости нашего аккумулятора. Это означает, что при 55 Ач будет 5,5 ампер. Это значение умножаем на 12 вольт и получаем 66 ватт. Такой мощности нам нужна лампочка.

Подключаем источник потребления к клеммам аккумулятора и оставляем его полностью разряженным, то есть до падения напряжения до 10,2-10,6 В. Подробнее о напряжении автомобильного аккумулятора. Если батарея не потеряла емкость, время разряда при указанных выше параметрах составит примерно десять часов. Чем короче это время, тем больше потеря емкости.

После разрядки аккумулятора необходимо сразу же поставить его на зарядку и так несколько циклов. В результате процедуры снижается сульфатация пластин, снижается внутреннее сопротивление аккумулятора и увеличивается емкость. Таким образом автомобильный аккумулятор восстанавливается при легкой сульфатации.

Восстановление аккумулятор автомобиля в режиме многократной зарядки

Также специалисты рекомендуют восстанавливать аккумулятор, выполняя несколько циклов зарядки с перерывами. Как это делается?

Ток устанавливается равным 0,04 от номинальной емкости аккумулятора. Время зарядки составляет ок. 8 часов. Затем делается перерыв на 12-16 часов. Разрывы делаются для выравнивания потенциалов внутри и на поверхности свинцовых пластин. При этом в пространство между электродами диффундирует более плотный электролит.

Затем цикл зарядки аккумулятора начинается снова. Таких циклов зарядки-разрядки можно выполнить до 5. По мере увеличения емкости плотность электролита будет увеличиваться. Следите за этим значением и при необходимости разбавляйте его дистиллированной водой. Также рекомендуем прочитать о причинах перезарядки аккумулятора.

Восстановление автомобильного аккумулятора при наличии большого количества времени

Сразу предупреждаем, что этот способ может занять до месяца. Его можно использовать в тех случаях, когда у вас нет острой необходимости в аккумуляторной батарее, и вы можете временно заменить ее на другую.

Сначала слейте из аккумулятора электролит и залейте его дистиллированной водой так, чтобы пластины были полностью покрыты. Зарядное устройство подключено к аккумулятору и напряжение ок. Подается 14 вольт. Аккумулятору дают постоять часа два, а потом надо проверить, закипит ли он. Если выбросы газа интенсивные, уменьшите натяжение. В результате вы должны добраться до точки, где газообразование продолжается, но оно минимально.

Оставляем батарею в таком состоянии на 1-2 недели. При таком заряде дистиллированная вода постепенно превращается в электролит с малой концентрацией. В результате химической реакции в нем растворяется сульфат свинца.

Через 2 недели сливаем воду из аккумулятора и заливаем чистой дистиллированной водой. Подайте напряжение и оставьте еще на 2 недели. По окончании процесса измеряем плотность полученного электролита. Если плотность не меняется, завершаем процедуру. Плотность электролита должна быть одинаковой во всех банках.

Восстановление автомобильного аккумулятора с помощью химических средств

При этом аккумулятор заряжается, а затем из него сливается электролит. Затем промойте батарею два или три раза дистиллированной водой. Затем следует промывка раствором трилона Б (этилендиаминтетрауксусная кислота натрия). Раствор содержит 2% (по массе) трилона Б и 5% (по массе) аммиака. Его заливают и дают настояться около 1 часа.

При десульфатации наблюдается активное газовыделение и разбрызгивание. После прекращения газовыделения можно слить раствор и промыть аккумулятор дистиллированной водой. Лучше пару раз промыть, потом долить новый электролит и полностью зарядить электролит.

Если сульфатация пластин сильная, восстановление АКБ раствором Трилона Б можно повторить. Этот раствор достаточно сложно приготовить самостоятельно, и из-за этого его могут быть затруднены в использовании. Стоит обратиться за помощью в химическую лабораторию.

Проверка АКБ на замкнутость

Существует технический метод контроля. Нужен мультиметр для проверки. Рабочее напряжение всех измеряемых коробок должно быть не менее 13 В. Если суммарное напряжение после проверки оказалось 11 В, то обязательно заклинило одну из коробок.

По-другому его называют визуальным. Во время зарядки все банки закипают. Если вдруг одна из коробок не подает сигнала, это может означать короткое замыкание.

Как реанимировать замкнутую банку

Инструкции на случай короткого замыкания:

  • вытащите аккумулятор и открутите крышки;
  • слить электролит из нерабочей коробки;
  • срезать корпус крышки неработающей банки;
  • расцепите перемычки и промойте все стойки;
  • произвести осмотр на поиск короткого замыкания, при обнаружении устранить неисправность;
  • проводим обратную процедуру, припаиваем все как было;
  • залить новый раствор;
  • заклеить или запаять крышку;
  • установить аккумулятор для зарядки.

Заливка электролита

Оставляем аккумулятор на несколько часов для завершения всех химических процессов, сливаем воду и заливаем электролит.

Электролит можно использовать ранее слитый из аккумулятора, но добавленный или свежекупленный в магазине.

Если мы используем прежний слив из батареи, мы берем из стакана, где он отстоялся, чистый раствор с помощью груши ареометра или каким-либо другим способом, а грязный осадок оставляем на дне стакана.

После перемешиваем электролит, чтобы он не расслоился на кислоту и воду, и проверяем его плотность ареометром. При необходимости доводим плотность до высоких значений 1,3-1,33 г/см3, применяя корректирующий электролит с высокой плотностью или применяя чистую серную кислоту.

Корректирующий электролит высокой плотности можно приобрести в автомагазинах или на сайтах «Озон» и «Все инструменты”.

Зачем нужна высокая плотность электролита?

При заливке электролита в аккумулятор после десульфатации плотность несколько упадет, так как он частично смешается с оставшейся водой и часть кислоты из него перейдет в технический сульфат. Если залить раствор плотностью 1,3 г/см3, в результате получим плотность около 1,26-1,28 г/см3.

Заливаем электролит примерно до уровня 10-30 мм над пластинами. Уровень во всех батареях должен быть одинаковым. Оставьте батареи на 6-8 часов.

Почему не стоит доводить аккумулятор до состояния глубокого разряда

Как оживить севший аккумулятор. Это очень не нравится свинцово-кислотным типам аккумуляторов.

Восстановление АКБ после глубокой разрядки

Если аккумулятор ушел в глубокий разряд, вернуть его к жизни практически невозможно. Есть один метод, который вы можете попробовать, иногда он может вернуть аккумулятор к жизни. Заряжать устройство необходимо, но заряжать его следует малым током с определенной периодичностью. Когда напряжение достигает 10,7-10,8 В, можно управлять аккумулятором с нормальным током.

Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда

Современные новейшие аккумуляторы не боятся глубокого разряда. Они называются EFB. Такие аккумуляторы не подвержены глубокому разряду и имеют двойной ресурс, но цена высока.

Результат восстановления аккумуляторной батареи

Обычно результат помогает увеличить емкость аккумулятора до 70-100% от заводской, конечно бывают исключения.
Конкретно в моем случае удалось увеличить емкость на 95% — отличный результат. С пластин исчез белый сульфатный налет, и они стали черными, как новая батарейка. Электролит стал более прозрачным и чистым.

Восстановление аккумулятора автомобиля импульсным током

Как было сказано выше, существует такая внутренняя неисправность аккумулятора, как короткое замыкание в аккумуляторной банке. В интернет-форумах для устранения этой проблемы приводится метод прожигания проблемного места большим пульсирующим током. В этом случае батарея подключается к большому источнику питания. Сила тока должна быть не менее 100 ампер. В качестве примера обычно приводится использование сварочного аппарата.

В результате кратковременного (1-2 секунды) прохождения такого тока происходит перегорание цепи. Сам я такую ​​операцию не проводил, но есть реальные примеры успешного восстановления автомобильного аккумулятора таким способом. В любом случае, мы советуем вам использовать этот метод, когда батарея уже безнадежна. В случае с закрытым банком это действительно уместно.

Из-за чего происходит сульфатация и как её избежать?

Для начала перечислим причины сульфатации:

  • Работа от аккумулятора при температуре выше +40 градусов Цельсия;
  • Постоянная кратковременная зарядка или простая долговременная;
  • Поддержание аккумулятора в разряженном состоянии;
  • Дает серьезную нагрузку при сильном разряде аккумулятора;
  • Загрузка при низкой температуре.

Как понять, что произошла сульфатация пластин:

  • Уменьшенная емкость батареи;
  • Сильное кипение, газообразование;
  • повышенный потенциал на электродах;
  • Пластины скручиваются, греются.

Предотвращает сульфатацию пластин и другие проблемы с аккумулятором:

  • Раз в квартал следует проверять уровень электролита в банках и замерять плотность;
  • При зарядке аккумулятора используйте ток не более 1/10 номинальной емкости аккумулятора;
  • В холодное время года плотность электролита можно увеличить до 1,4 г/см куб.;
  • В сильный мороз не рекомендуется оставлять машину на открытом воздухе. Это может привести к замерзанию электролита и повреждению пластин.

Признаки того, что аккумулятор скоро выйдет из строя

Как узнать, что аккумулятор скоро выйдет из строя? Наиболее важными признаками грядущей катастрофы являются:

  1. Быстрая зарядка и быстрая разрядка. Обычно «умирающего» аккумулятора хватает на несколько попыток запуска. Если включить дальний свет при выключенном двигателе, через 10-15 минут напряжение на клеммах аккумулятора значительно упадет (до 11,5 В и ниже). Это означает, что батарея сильно разряжена.
  2. Трудный старт. Даже при полностью заряженном аккумуляторе стартер крутит с усилием. И не только на морозе, но и в теплом гараже или летом.
  3. повышенный саморазряд. Напряжение на полностью заряженной и не подключенной ни к какой батарее через день-два, а иногда и значительно падает за ночь.

Как восстановить автомобильный аккумулятор: 4 проверенных метода

Чтобы оживить источник питания, автовладельцы часто используют 4 способа.

  • зарядка малым током;
  • сделать новый раствор электролита;
  • повторная зарядка;
  • разрядка.

Малый ток

При малом токе возможно восстановление только кислотных аккумуляторов. С гелем этот метод не тестировался и не рекомендуется. Инструкция и техника использования метода:

  • ток проводимости должен быть в 10 раз меньше энергоемкости аккумулятора;
  • повторная зарядка поможет вернуть аккумулятор к жизни;
  • ток должен быть слабым;
  • вам нужно зарядное устройство и ИБП;
  • во время работы следует делать небольшие и частые остановки. Выполняйте зарядку циклически;
  • самая первая зарядка выполняется на самом низком уровне тока. Кроме того, сила тока постепенно увеличивается;
  • в итоге батарея должна перестать заряжаться;
  • этот метод постепенно увеличивает параметр плотности устройства;
  • примерно процедура проводится в 8 шагов.

Новый электролит

замена электролита – хороший способ, если показатель плотности аккумулятора снизился. Для его приготовления вам понадобится концентрированная или разбавленная кислота, которая продается в технических магазинах, а также дистиллированная вода. Категорически не рекомендуется использовать обычную воду, так как она содержит ненужные элементы. Перед заменой необходимо изучить правила и правила техники безопасности. Работа должна выполняться в ненужной и защищенной одежде, перчатках и защитных очках.

Найдите хорошо проветриваемое место, чтобы избежать вдыхания паров активной кислоты. Порядок замены электролита:

  1. Снимите аккумулятор с автомобиля. Температура воздуха должна быть около 20 градусов. Поэтому при необходимости отнесите батарею в нужное место.
  2. Слейте старый электролит и хорошо промойте дистиллированной водой.
  3. Используя таблицы плотности, разбавьте электролит для подходящей температуры в вашем регионе. Его нужно развести в емкости, чтобы кислота не разъела. Важно сначала залить в емкость дистиллированную воду, а только потом кислоту. Вода, добавленная к кислоте, вызовет активную реакцию, и раствор будет выплескиваться.
  4. После того, как раствор будет готов, необходимо измерить плотность с помощью ареометра.
  5. Затем дайте смеси постоять два часа.
  6. Залейте новый электролит в аккумулятор и зарядите его, пока он не закипит.

Будьте осторожны во время работы.

Метод неоднократной подзарядки

Суть метода в том, что зарядное устройство подпитывает рекуператор энергии постепенно. Эффект достигается изменением направления электролитического раствора от пластин к пустому пространству. Этот способ подходит для источников питания, где электролитический раствор в банках не уравновешен. Не забывайте о перерывах между зарядками. Так блок питания успевает правильно распределять энергию.

Обратная зарядка

Этот способ зарядки довольно рискованный и опасный. Подключение зарядного не как обычно минус к минусу, а минус к плюсу. Для этого нужно самое мощное зарядное устройство. При таком процессе раствор электролита в стаканах начинает быстро кипеть.

Нет причин бояться этого. Заряжать аккумулятор таким образом необходимо в течение 30 минут.

Затем нужно слить весь электролит и тщательно промыть все стаканы дистиллированной водой. После того, как новый электролит окажется в источнике питания, его необходимо снова подключить к зарядному устройству, но только с соблюдением полярности.

Ремонт аккумулятора своими руками: с чего начать

На первом этапе восстановления аккумулятора следует очистить корпус. Поверхность аккумулятора промывают содовым раствором для удаления загрязнений и нейтрализации часто попадающего на крышку электролита.

Налет с клемм аккумулятора удаляется наждачной бумагой среднего размера. Кстати, именно окисленная контактная поверхность может стать причиной нестабильной работы аккумулятора. Поэтому после их очистки нелишним будет проверить автомобильный аккумулятор в действии.

Приступаем к восстановлению

Наиболее распространенными неисправностями аккумуляторов являются сульфатация, закипание электролита и разрядка пластин.

Устранение осыпания

Осыпающиеся пластины, как было сказано выше, пытаемся лечить промывкой аккумулятора. Сливаем электролит, заливаем дистиллированной водой, сильно встряхиваем аккумулятор и сразу сливаем. Повторяем процесс до тех пор, пока кусочки раскрошившейся платины перестанут выходить с водой, а слитая вода станет прозрачной. После промывки заливаем в аккумулятор электролит (свежий — не тот, что был слит), заряжаем его до напряжения 13,8 В при подключенном зарядном устройстве (заряд 100%). Проверяем герметичность (см таблицу ниже), при необходимости доводим до нормы, регулируем во всех банках. Вы можете прочитать, как выровнять плотность в следующем разделе. Если промывка не устранила короткое замыкание, батарею, к сожалению, следует выбросить.

Здоровый! Аккумулятор даже без электролита весит много, поэтому промывать лучше из баллончика — проще и удобнее контролировать процесс.

Выкипание и низкая плотность

Здесь надо следить, чтобы уровень электролита во всех банках был в норме. Если какая-то из пластин «сухая», то батарея конечно же не будет держать емкость. Для измерения уровня электролита используем импровизированную пипетку Мора – прозрачную стеклянную или пластиковую трубку. Например, тонкая трубочка подойдет для коктейля или от сока в тетрапаке.

Пипетка мора:

Пипетка

Откручиваем крышки от аккумулятора (на необслуживаемом — делаем отверстие), опускаем трубку в стакан до соприкосновения с пластинами. Затыкаем верхний конец трубки пальцем, вынимаем. Уровень электролита в трубке должен быть не менее 1 см. Если уровень ниже, добавьте в банку дистиллированную воду. Операция повторяется во всех банках. Ставим аккумулятор на зарядку. Как только напряжение на клеммах поднимется до 13,8 В (100% заряда), прекращаем зарядку. Замеряем плотность (см таблицу ниже), при необходимости доводим до нормы, корректируем во всех банках. Вы можете прочитать, как выровнять плотность в следующем разделе.

Важно! Необслуживаемые батареи также склонны к перегреву, даже если они кажутся герметичными. В таких аккумуляторах электролит испаряется через предохранительный клапан. Поэтому стоит измерить в нем уровень электролита.

Если нет пипетки Мора или коктейльной трубки, уровень можно измерить автомобильным ареометром.

Опускаем ареометр в стакан до касания иглой пластин. С лампочкой берем как можно больше электролита. Если нам удалось набрать в шприц хотя бы 20-25 мл, уровень можно считать нормальным.

О чем говорит плотность электролита и как её выровнять

Теперь о плотности электролита. Если плотность в норме, по показаниям можно судить об уровне заряда батареи. Причем сделать это можно гораздо точнее, чем путем измерения напряжения на клеммах. Но при условии, что плотность заряженного аккумулятора выбрана правильно и известна. Какой должна быть плотность электролита в аккумуляторе? Это легко определить из приведенной ниже таблицы.

Нормальная плотность электролита и температура его замерзания при разной степени заряда аккумулятора

Плотность при 15°С Напряжение на клеммах без нагрузки Уровень заряда, % Температура замерзания электролита, °С
1,27 1266 100 -60
1,26 12:60 94 -55
1,25 12.54 87 -50
1,24 12:48 81 -46
1,23 12:42 75 -42
1,22 12:36 69 -37
1,21 12:30 62 -32
1,20 12.24 56 -27
1.19 12.18 50 -24
1,18 12.12 44 -18
1.17 12.06 37 -16
1,16 12.00 31 -14
1,15 11,94 25 -1. 3
1.14 11,88 19 -одиннадцать
1.13 11,82 12,5 -9
1.12 11,76 6 -8
1.11 11.70 0 -7

Кроме того, ориентируясь на плотность электролита, можно оценить, насколько безопасно длительное время парковать автомобиль на морозе. Из таблицы хорошо видно, что при снижении степени заряда температура замерзания электролита повышается катастрофически. Поэтому обязательно убьет недозаряженный аккумулятор в сильный мороз, так как замерзший аккумулятор восстановлению не подлежит.

В процессе эксплуатации аккумулятора плотность электролита может изменяться в ту или иную сторону. Причем крайние берега более подвержены этому влиянию. Поэтому периодически необходимо проверять герметичность и регулировать ее. Ставим аккумулятор на зарядку и полностью заряжаем, ориентируясь на напряжение на клеммах. Как только оно поднимется до значения 13,8 В при подключенном зарядном устройстве, можно считать, что аккумулятор заряжен на 100%.

С помощью ареометра измеряем плотность в каждой банке. Записываем показания. Нормальными измерениями можно считать плотность 1,27 г/см³. Если в некоторых банках эти показания выше, электролит из этих банок может быть смешан с электролитом меньшей плотности. Набираем в ареометр жидкость из банки с повышенной плотностью, переливаем в банку с пониженной. Смешиваем электролит, набираем в шприц и сразу сливаем.

Набираем такое же количество электролита и заливаем в стакан, из которого он был взят. Повторяем операцию до тех пор, пока плотность не сравняется. Теперь необходимо правильно перемешать электролит, чтобы получить точное значение плотности. Заряжаем аккумулятор небольшим (1-2 А) током в течение получаса. Снять с зарядки, подождать 15-20 минут и снова измерить плотность. При необходимости повторите операцию регулировки.

Что делать, если нет стекла с избыточной плотностью, а есть с пониженной? Здесь нужно использовать специальный корректирующий электролит. Он имеет плотность 1,33 г/см³ и его можно купить в магазине автозапчастей.

Корригирующий (восстановительный) электролит плотностью 1,33 г/см³

Отбираем часть жидкости из стакана с низким уровнем в стеклянную тару. Вместо этого заливаем такой же объем корректирующего электролита. Перемешиваем шприцем (см выше), повторяем процедуру до тех пор, пока густота не станет нормальной. Ставим аккумулятор на заряд током 2 А на полчаса до полного перемешивания кислоты с водой, измеряем плотность, при необходимости повторяем процедуру.

Если он избыточен, возвращаем на место часть слитого электролита или дистиллированной воды. В итоге мы должны получить одинаковую плотность во всех банках. Допустимый разброс плотности 0,01 г/см³, но чем он меньше, тем лучше.

Важно! Если наблюдается критическое падение плотности, это верный признак начала сульфатации, что требует немедленных действий (см ниже).

Обычно количество корректирующего электролита подбирается на глаз. Но есть простая формула, позволяющая рассчитать количество кислоты, которое необходимо добавить для достижения нужной густоты.

где:

  • Ve – объем электролита, удаленного из ящика, см³;
  • Vб – объем электролита в банке, см³;
  • ρn – исходная плотность электролита до коррекции, г/см³;
  • ρk – конечная плотность, которую необходимо достичь, г/см³;
  • ρд – плотность добавляемой жидкости (воды – 1,00 г/см³ или электролита-корректора – 1,33 г/см³).

Важно! Следует отметить, что при использовании этой формулы объемы удаляемых и добавляемых электролитов равны.

Очистка клемм

Окисление клемм, вызывающее выход из строя контактов, чаще всего наблюдается на обслуживаемых батареях из-за паров кислоты, выделяющихся при работе батареи. Но его можно наблюдать и на необслуживаемых аккумуляторах. Странно, что при такой проблеме маломощная нагрузка может нормально эксплуатироваться: играет радио, горит свет в салоне или ходовая техника. Но стартер крутит или не крутит с большим усилием. Ничего удивительного — оксидный слой просто не позволяет аккумулятору развивать сотни ампер тока, необходимые для работы стартера. Похоже, батарея потеряла емкость.

Достаточно распространенная неисправность, но если процесс разрушения не запущен, то решается достаточно просто. Снимите наконечник с терминала. Прежде чем приступить к очистке, нейтрализуйте кислоту, осевшую на терминале и наконечнике. Делаем это 10-20% раствором пищевой соды и обычной зубной щеткой.

Промываем терминал и наконечник водой, протираем чистой тряпочкой и можно приступать к чистке. Для этого используйте металлическую щетку.

Если кисть большая и не помещается в отверстие на кончике, используйте грубую наждачную бумагу или проволочную щетку. Чистый до блеска. Еще раз промыть раствором соды, затем водой и высушить салфеткой.

Надеваем наконечник на клемму, затягиваем и густо смазываем всю конструкцию любой густой смазкой: салидол, циатим, технический вазелин и т.п смазка для клемм аккумулятора. Все это просто маркетинговый ход — стоит такая смазка на порядок дороже того же циатима, а эффект создает аналогичный, если не хуже.

Как проверить сульфатацию и как с ней бороться?

Самая главная, распространенная и досадная проблема – это сульфатация. Сульфат свинца или сульфат свинца представляет собой нерастворимое соединение с диэлектрическими свойствами. При неправильной эксплуатации — глубоком разряде, постоянном недозаряде, хранении в разряженном состоянии — пластины аккумулятора покрываются слоем сульфата свинца, который перекрывает доступ электролита к электродам. Это вызывает увеличение внутреннего сопротивления батареи и падение емкости, которое зависит от величины площади покрытия сульфатом.

Определить, что аккумулятор засульфатирован, достаточно сложно. Делается это обычно по косвенным признакам: потеря емкости, быстрая зарядка и такая же быстрая разрядка. Для более точной диагностики запоминаем, если аккумулятор подвергался глубокому разряду, измеряем напряжение на аккумуляторе при работающем двигателе. Если он слишком низкий, то это постоянный недозаряд, а значит батарея, скорее всего, сульфатирована.

Здоровый. В обслуживаемых батареях сульфатацию можно увидеть визуально. Откройте крышку и посмотрите в стекло при хорошем освещении. Если торцы пластин покрыты белым налетом, аккумулятор засульфатирован.

Можно ли отремонтировать засульфатированный аккумулятор? Если процесс не зашел слишком далеко, то ситуация не совсем безнадежна. Для десульфатации мы используем аккумуляторный тренажер. Суть его работы заключается в следующем.

Аккумулятор заряжается пульсирующим током, а в перерывах разряжается током меньшим, чем заряжаемый. В результате время зарядки увеличивается, а во время тренировки сульфат свинца распадается, освобождая доступ электролита к пластинам. Если устройство для тренировок не нашлось, его легко смонтировать. Для этого потребуется лишь умение паять, минимальные познания в электротехнике и несколько полностью бракованных радиодеталей. Для примера рассмотрим схему простого устройства для десульфатации автомобильного аккумулятора.

Напряжение сети снижается до 25 В и подается на однополупериодный выпрямитель, выполненный на диодах VD1, VD2. Последние подключаются параллельно для увеличения эффекта. Кроме того, через амперметр РА1 и управляемый ключ VT1 на аккумулятор подается пульсирующий с частотой 25 Гц ток. Во время наличия импульса батарея заряжается. При отсутствии импульса батарея разряжается через нагрузочный резистор R4. Соотношение между током заряда и током разряда выбрано в соотношении 10:1. Зарядный ток регулируется с помощью потенциометра R2, управляемого простейшим параметрическим стабилизатором, который насажен на R1, VD3. Степень заряда аккумулятора контролируется вольтметром РА2.

Электромагнитное реле К1 служит для защиты аккумулятора от глубокого разряда при отключении электроэнергии. Если он исчезнет, ​​реле сработает и контакты К1.1, К1.2 отключат аккумулятор от зарядного устройства. Контакты, например диоды VD1, VD2, для увеличения мощности включены параллельно. Предохранитель FU2 защищает устройство от короткого замыкания.

В конструкции использованы следующие элементы: R1 типа С2-23, R2 — ППБЭ-15, R3 — С5-16МВ, R4 — ПЭВ-15, значение сопротивления R2 может быть от 3,3 до 15 кОм. Стабилитрон VD3 можно использовать любой, с напряжением стабилизации от 7,5 до 12 В. Диоды VD1 и VD2 можно заменить на любые из серии КД242… КД247, с обязательной установкой на радиаторы (можно обычные без изолирующих прокладок) . Транзистор VT1 также нуждается в радиаторе эффективной площадью 200 см2. Резистор R4 может состоять из восьми резисторов мощностью 2 Вт 220 Ом, соединенных параллельно. Транзистор КТ827А можно заменить зарубежным аналогом типа 2СД1672; МДЖ3521; 2N6057, BDX67 или собрать на дискретных элементах. Схема такого «транзистора» приведена ниже.

В качестве К1 используется реле типа РПУ с рабочим напряжением обмотки 24 В. Если рабочее напряжение меньше, последовательно с обмоткой включается ограничительный резистор. Вы также можете использовать реле постоянного тока. Для этого достаточно включить его через диод и зашунтировать электролитическим конденсатором емкостью не менее 100 мкФ и рабочим напряжением не менее 35 В (соблюдать полярность).

Если в нашем распоряжении имеется транзистор КТ825 с буквой, мы можем его использовать, но для включения полупроводников и измерительных приборов необходимо изменить полярность.

Измерительные приборы — амперметр с пределом измерения до 5 А и вольтметр с пределом 15-20 В. Для этих целей удобно использовать микроамперметры с соответствующими шунтами и добавочными резисторами.

Почему нежелателен и чем опасен глубокий разряд

разрядка аккумулятора – естественное явление, так как он предназначен именно для этого. Его основная задача — постепенно накапливать энергию, а затем отдавать ее полезной нагрузке. Этот процесс циклически повторяется до тех пор, пока продукт не достигнет конца своего срока службы. Но до этого времени он способен многократно восстанавливать свой заряд.

При рассмотрении вопроса о хранении кислотных аккумуляторов важно учитывать следующие моменты:

  • конструкция современных аккумуляторов хоть и тщательно продумана, но все же далека от совершенства;
  • как и у любого элемента, собирающего энергию, у них есть проблемные места;
  • эти продукты не «терпят» чрезмерной зарядки, что приводит к быстрому разрушению пластин в банках;
  • глубокая разрядка аккумуляторов особенно негативно сказывается на них.

Глубокий разряд аккумулятора приводит к следующим нежелательным последствиям:

внутри аккумулятора происходит образование крупных нерастворимых кристаллов; электролит истощается, становится слабее и не в состоянии создать необходимую энергетическую емкость

Чтобы не доводить аккумулятор до критического состояния разряда, предусмотрена целая система мер, включающая контроль плотности электролита в банках и поддержание его нормального уровня.

Способ быстро реанимировать АКБ после глубокой разрядки

Полностью восстановить севший аккумулятор после глубокого разряда можно описанным выше способом зарядки с использованием аммиачного раствора аптечной дистиллированной воды и Трилона. Главное условие — быстрая нормальная зарядка полностью разряженного аккумулятора.

Допустим, вы завели двигатель и аккумулятор вполне способен провернуть коленчатый вал. Но вы из-за проблем с системой питания ничего не добились и подсадили батарею — если действовать быстро, то ущерб будет не слишком значительным. А если батарея простояла в разряженном состоянии ночь и более, то шансов вернуть ее к жизни будет гораздо меньше.

Еще раз отметим, что продолжительность самой процедуры небольшая, всего один час, но после ее завершения необходимо будет выполнять обычные упражнения, то есть общее время восстановления может превышать двое суток.

Процедура разработки пор активной массы пластин

Эта процедура не является обязательной, но может увеличить емкость аккумулятора. При этом сульфат должен раствориться в глубоких порах пластин.

Для этого заряжаем аккумулятор в обычном режиме на 10% от емкости при напряжении 14,4В до полного его заряда, а именно до обильного закипания электролита. Кипение будет означать, что батарея перестала заряжаться и вся электрическая энергия идет на электролиз воды. Кипение также способствует перемешиванию электролита.

Оставьте на 15-30 минут и проверьте плотность электролита.

Разряжаем 1,5-2 часа током 1-2 А. Потом снова ставим на зарядку до закипания электролита.

Дать постоять и проверить герметичность.

Снова заряжаем 1,5-2 часа током 1-2 А.

Повторяем такие циклы зарядки-разрядки до того момента, пока плотность не перестанет расти. Это может произойти во втором цикле или в десятом.

После этого можно считать, что батарея полностью заряжена и восстановлена.

Какие АКБ не боятся глубокого разряда

В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые не особо боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, что же представляют собой эти «бесстрашные» аккумуляторы, то внимание сосредоточено на технологиях GEL и AGM.

Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки аккумуляторов они смогут нормально функционировать более года.

Эти аккумуляторные батареи не боятся разряда, так как электролит здесь используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде жидкости, запаянной в стекломаты.

Именно из-за этого соли практически не могут осесть на поверхности пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда-разряда, когда сульфатация действительно дает о себе знать, увеличено в несколько раз.

Стоит ли овчинка выделки?

Как видите, способов восстановления аккумулятора много. В основном вышеперечисленные методы предназначены для борьбы с сульфатацией, так как это основная поломка, возникающая при эксплуатации аккумулятора.

Отметим, что гораздо проще эксплуатировать и вовремя обслуживать батарею. Это намного проще, чем отладка позже.

Если у вас есть личный опыт восстановления аккумулятора и вам есть что добавить к статье, ждем ваших комментариев.

На улице пока тепло

За рулем

Начали с «осенней» батареи. Отпустив его вечером при температуре +24 ˚С до состояния «не крутится», продержали в таком состоянии всю ночь. Утром убедились, что при повороте ключа ничего не изменилось: тяговое реле неохотно щелкает, стартер не оживает, а лампы на панели тускнеют, как на подбитом Терминаторе. Измерения показывают: напряжение — 11,57 В, плотность — 1,075 г/см³ (поплавок ареометра почти утонул, а шкала остановилась — значение получено аппроксимацией).

Берем аккумулятор домой и погружаем в ванну или бассейн с водой. Аккумулятор держим в тепле 3 часа — вода нагревалась бойлерами до 75 ˚С. Плотность особо не изменилась, напряжение немного увеличилось — 11,65 В. Возвращаемся к Ларгусу. Двигатель заводится с первого оборота коленчатого вала! Правда, напряжение на борту поднялось лишь до 12,8 В — слышен натужный звук перегруженного ремня со вспомогательными устройствами. Киловаттный генератор не «тянет» нагрузку. Но это пройдет со временем: ведь батарея почти полностью разряжена.

Для охлаждения батареи использовался морозильник. Температура - минус 30 ˚С.
Для охлаждения батареи использовался морозильник. Температура — минус 30 ˚С.

Что происходит при охлаждении и нагреве аккумуляторной батареи?

Чем ниже температура батареи, тем выше вязкость электролита — и ниже скорость поступления кислоты в поры активной массы пластин. При этом энергия аккумулятора остается в «замороженном» состоянии: заряд никуда не исчез, но аккумулятор не может его отдать в необходимом количестве. Сопротивление батареи, которое по закону Ома напрямую влияет на пусковой ток, очень велико. Но после прогрева аккумулятор восстанавливает заявленные возможности за счет увеличения подвижности электролита и падения сопротивления.

Возможные причины выхода аккумулятора из строя и способы их ремонта

Причин выхода из строя блока питания много. Для уточнения могут понадобиться дополнительные инструменты, с помощью которых можно будет провести диагностику. Некоторые виды дефектов видны невооруженным глазом.

В основном, восстановить батарею при большинстве неисправностей не получится, либо она будет работать, но не на протяжении длительного периода времени. Ошибки делятся на две большие группы:

  • механическое повреждение;
  • структурное повреждение.

Механические повреждения

Это повреждения, возникшие в результате естественного износа или физического повреждения. Некоторые повреждения можно восстановить, но ненадолго, а некоторые уже не подлежат возрождению.

Повреждение корпуса происходит из-за постоянных подпрыгиваний, происходящих во время движения автомобиля. В корпусе появляется трещина, из-за которой электролит может вытекать. Восстановить такую ​​батарею возможно, но это будет иметь кратковременный эффект. Со временем шов разойдется и электролит вытечет. Если электролита нет, ток не будет проходить. Повреждение выводов может произойти при физическом взаимодействии или при возникновении перенапряжения. Клеммы не смогут подавать необходимое количество напряжения, и аккумулятор не сможет функционировать.

Структурные повреждения

Такие ошибки еще больше раздражают. Они могут повредить батарею. Чтобы этого не допустить, нужно чаще проводить диагностику аккумулятора.

Внутренний обрыв При обрыве провода в аккумуляторе напряжения на клеммах не будет и восстановить его практически невозможно. Можно попробовать слить электролит из неисправной банки и закрыть ее гвоздем самостоятельно. Параметр напряжения уменьшится, но батарея будет работать. Его можно будет использовать для питания другого менее требовательного устройства. Закрытие пластин Как было сказано выше, необходимо закрыть металлические пластины, чтобы отключить дефектное стекло в аккумуляторе. Благодаря этому батарея будет работать, но напряжение упадет до 10,6 вольт. Лучше всего использовать такое устройство не в автомобиле, а в других целях. Например зарядить ноутбук Сульфатирование пластин Этот процесс происходит из-за реакции между кислотой и свинцовыми металлическими пластинами. На аккумуляторе есть покрытие в виде крупных белых кристаллов. Это приводит к уменьшению энергоемкости аккумулятора и снижению напряжения. Если процесс сульфатации уже начался, исправить его не получится. Это просто небольшой перерыв. Необходимо промыть устройство раствором соды и воды. В конечном итоге все приведет к замене аккумулятора.

Ремонт корпуса аккумулятора автомобиля своими руками

Прежде чем восстанавливать аккумулятор самостоятельно, необходимо выяснить, что делать в случае обнаружения трещин и подобных повреждений. При производстве аккумуляторов в производственных условиях в качестве материала для корпусной части используется либо полиэтилен, либо полипропилен. Последний выдерживает температуру до 140 С и отличается повышенной вязкостью (из-за этого практически не трескается).

Оба эти материала устойчивы к кислотам только при температуре до 60 градусов. (при больших значениях в них возможны структурные изменения). Так что при высоких температурах капля бензина на кузов может вызвать его коррозию. Поэтому специалисты рекомендуют помещать батарею в защитный кожух во время летней и зимней эксплуатации.

После обнаружения дефекта, для его устранения необходимо подготовить следующие материалы и инвентарь:

  • Конструкция фена, позволяющая плавно изменять температуру нагрева.
  • Щелевая насадка входит в комплект этого прибора.
  • Электрический паяльник мощностью около 100 Вт с плоским жалом.
  • Специальные ремонтные штанги из полипропилена и стальные скобы.

Со всем вышеперечисленным можно приступать к восстановлению аккумулятора в поврежденных местах. Для этого в первую очередь необходимо удалить с него весь электролит и тщательно протереть ветошью поврежденное место. В частности, обнаруженную трещину следует разрезать так, чтобы образовалась V-образная канавка, по краям которой просверливаются тонкие «стопорные» отверстия.

Затем нужно взять скобы и закрепить их по обеим сторонам зазора, затягивая зазор через каждые 10-15 мм. Непосредственно перед установкой их следует нагреть до температуры ок. 400-450 градусов, после чего они легко входят в материал короба.

Защитив неповрежденные участки куском паронита с прорезанным в нем пазом, можно будет переходить к изготовлению ремонтного стержня. Для этого нужно скатать его в тонкий жгут толщиной, достаточной для заполнения трещины. Начинать сборку «заплатки» следует с самого края, помещая и припаивая размягченное тесто в паз с нажимом.

Из вышеприведенного описания видно, что ремонт аккумуляторов в части восстановления их покрытия – дело кропотливое, требующее определенного опыта. Если по окончании восстановления аккумулятор не держит заряд, как раньше, необходимо заменить его новым изделием.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )