Гибрид – это автомобиль, в котором помимо двигателя внутреннего сгорания установлен еще и электродвигатель. В последовательном расположении вращает колеса, использует двигатель внутреннего сгорания только для подзарядки аккумуляторов, в параллельном соединении с коробкой передач и помогает двигателю внутреннего сгорания только в сложных ситуациях.
В параллельном последовательном автомобиле автомобиль может двигаться на чистом электричестве, прибегая к топливу только при преодолении больших расстояний. Езда только на электричестве особенно выгодна в городском движении, экономя до 25% топлива. Кроме того, такая машина более экологична – при работе силовой установки отсутствуют токсичные выбросы.
Экологичнее и экономичнее, говорили они
Неудивительно, что при таких вложениях интерес к электромобилям неуклонно растет: за 10 месяцев прошлого года в Москве было приобретено 785 единиц, что на 21% больше, чем в предыдущем году, в Московской области – 241, что на 58% больше, чем в предыдущем году. % больше, чем в 2021-м, в Санкт-Петербурге собственниками стали 179 человек.
Однако до завоевания рынка электропоездам еще далеко. По данным Авто-стата, на 1 июля 2022 года при общем парке в 45 млн доля чистых электропоездов и гибридов составляет 0,05% — 23,3 тыс экземпляров. Хотя чистых электрокаров в четыре раза больше, гибридов тоже немало — около 5,8 тысяч.
Нюансы налогообложения экологичных авто
уплата пошлины за экологически чистый автомобиль имеет некоторые нюансы. Таким образом, гибридный налог рассчитывается на основе мощности двигателя. Но у гибридного автомобиля их два – бензиновый и электрический, поэтому на законодательном уровне принято, что владельцы гибридных автомобилей должны платить пошлину только за мощность бензиновой версии двигателя. Мощность электродвигателя налогом не облагается.
Важно! Даже получив новое ПТС, вы рискуете столкнуться с проблемой: ГИБДД откажет в продолжении, ссылаясь на правильность данных таможни, и вам придется обращаться в суд. Кроме того, обследование на смену ПТС стоит недешево, а сделав его, можно значительно снизить налог на гибридный автомобиль.
Но этот вариант уплаты налога не всегда срабатывает. Проблема в том, что налоговый орган рассчитывает сумму налога исходя из сведений, указанных в ПТС автомобиля, а в этом документе часто указывается мощность автомобиля, равная сумме лошадиных сил обоих двигателей, и для того, чтобы добиться снижения в налоговой ставке необходимо пройти ряд бюрократических процедур.
Например, если вы купили гибридный автомобиль Lexus, у вас не возникнет проблем с пошлиной, так как в названии указана только мощность бензинового двигателя автомобиля. Если говорить о японских автомобилях Тойота Приус, то в их ПТС указана мощность обоих двигателей, то есть за то, что по закону освобождено, приходится платить.
Чтобы доказать свою правоту при прохождении таможни, необходимо:
Сдать экзамен в специальной экспертизе для получения заключения о том, что мощность бензинового двигателя меньше указанной в ПТС. Написать заявление в ГИБДД о смене ПТС авто, после получения экспертного заключения. Уведомить налоговую инспекцию о неправильном начислении сбора путем выдачи нового пропуска на транспортное средство, после чего инспекция должна произвести перерасчет платы.
Несмотря на то, что во многих странах Европы гибридные автомобили не облагаются налогом, в законодательстве РФ таких привилегий нет: владелец экологического автомобиля должен платить налог без каких-либо льгот. Но власти активно разрабатывают изменения в действующие законы, и есть надежда, что в скором времени налоги на гибридные автомобили будут сняты.
Десятикратное увеличение налога
Поскольку источником питания в гибридных автомобилях является только двигатель внутреннего сгорания, а электродвигатель обеспечивает только эффективную работу и экологичность, до недавнего времени при регистрации в ПТС указывалась только мощность двигателя внутреннего сгорания.
Например, параллельный гибрид Toyota Prius с двигателем внутреннего сгорания мощностью 99 л.с. (73 кВт) и электродвигатель мощностью 60 кВт (81,6 л.с.), в строке «спецмарки» в ПТС было указано, что мощность 99 л.с., и только она участвовала в расчете транспортного сбора.
Перелом произошел 14 декабря 2021 года, когда на портале Минфина был опубликован ответ на запрос Федеральной таможенной службы, где, в частности, были следующие строки: учитывать суммарную максимальную полезную мощность электрической тяговой системы на постоянном токе, которую тяговая система может обеспечить за 30-минутный промежуток времени, и мощностью двигателя внутреннего сгорания, указанной в технической документации на легковой автомобиль».
Но был нюанс: разъяснение Минфина касалось налогообложения гибридов налогами и указывалось их ставка в соответствии с налоговым законодательством.
Однако во многих регионах РФ это уточнение стали трактовать своеобразно.
«В итоге на Toyota Prius STS прописана суммарная мощность 180,6 л.с., а эко-автомобиль с небольшой мощностью превращается в автомобиль премиум-класса, что не соответствует действительности», — Александр, участник Русского сообщества пострадали владельцы гибридов, рассказала «Фонтанка.
Как отметил Александр, в сложившейся ситуации новые владельцы гибридов чувствуют себя несколько обманутыми. Так, если при мощности автомобиля менее 100 «лошадей», ставка налога, согласно НК РФ, составляет 2,5 рубля, а сумма налога за год владения Toyota Prius составит 2 970 рублей, то при мощности 180 «лошадей» ставка увеличивается в два раза, а также увеличивается сумма — аж до 10 800 рублей.
Еще скучнее владельцам минивэнов Honda Stepwgn с объемом двигателя 1993 куба, которым вместо мощности 145 лошадиных сил с учетом электродвигателя в ПТС «насчитали» 328,5 — для них уплата налога будет увеличится почти в 10 раз — с 6 090 рублей до 59 130.
По словам членов сообщества неравнодушных владельцев «гибридов», такие случаи подведения мощности все чаще встречаются в Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской области и Москве, были сигналы из Санкт-Петербурга, Перми.
«Гибридный класс сейчас убивают. Во всем мире электромобили не платят налоги, у них есть преимущества по парковке в центре города, это все для экологии, поэтому люди покупают больше именно таких машин, но в у нас в стране все наоборот, и это обидно, — говорит Александр.
Как платить налог за гибридный автомобиль?
Владельцы гибридного автомобиля освобождаются от бремени самостоятельного расчета налога на свой экологически чистый автомобиль. Искусство. 362 НК РФ возлагает эти обязанности на сотрудников ФНС. Они получают необходимую информацию от ГИБДД, на основании которой сотрудники при проверке рассчитывают сумму налога, которую должен уплатить владелец автомобиля, а также формируют соответствующее извещение и платежное извещение.
Налогоплательщик может оплатить сбор только после получения уведомления. Письмо можно получить онлайн – оно будет направлено в личный кабинет Налогоплательщика или через портал Госуслуг».
Оплату можно произвести через вышеперечисленные сервисы или воспользоваться услугами:
- «Сбербанк» или другой банк (касса, банкомат или терминал). Обратите внимание, что везде, кроме Сбербанка, нужно платить комиссию;
- онлайн-сервис сбербанка или использование мобильных приложений и электронных платежных систем;
- сайты ФТС.
Узнайте, как проверить и оплатить транспортный налог на портале государственных услуг Норвегии.
Есть ли льготы?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает льгот для владельцев экологически чистого транспорта. Этот вопрос активно рассматривается в Государственной Думе. Речь идет о снижении налога на гибриды на 50%, либо об уплате только эквивалентной мощности электродвигателя. Хотя это «фиксировано» на разговорном уровне, никаких конкретных законов о снижении налогов или льготах для владельцев «зеленых» автомобилей не принято, поэтому владельцы гибридов платят налог так же, как и все автовладельцы.
Порядок исчисления налога
Организации — плательщики транспортного налога исчисляют сумму, а также сумму авансовых платежей по налогу самостоятельно.
Сумма налога определяется по итогам налогового периода и рассчитывается по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых налоговых платежей, подлежащих уплате в отчетных периодах. Для налогоплательщиков — организаций таковыми признаются I квартал, II квартал, III квартал.
Авансовые налоговые платежи рассчитываются на конец каждого отчетного периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Плательщики транспортного налога уплачивают (перечисление) налог и авансовый налог в бюджет за размещение транспортных средств. Уплата транспортного налога и авансового налога в текущем году осуществляется в виде единого налога на единой системе налогообложения.
Начиная с налогового периода 2020 года налогоплательщики не представляют в налоговые органы отчет по транспортному налогу.
При отсутствии обременения по представлению налоговой декларации по окончании календарного года организация обязана представить в ФНС по месту регистрации уведомление о исчисленных суммах налога, авансовых платежах по налогам, сборам, страховых взносов (форма приведена в приложении 1 к приказу ФНС от 02.11.2022 № ЭД-7-8/1047@) (п. 1 п. 9 ст. 58 НК РФ).
Такое уведомление о транспортном налоге должно быть отправлено (ч. 2, п. 9, ст. 58 Закона о налогах):
- по исчисленным суммам авансовых платежей — не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок их уплаты;
- по налогу к уплате за налоговый период — не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Суммы, указанные в уведомлении, учитываются налоговыми органами при формировании общей суммы обязательств налогоплательщика перед УНТУ.
Небольшая, но победа
— До меня дошла информация о сумме мощности двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей, хотя среди членов нашего клуба таких людей нет. Самый простой вариант для тех, кто оказался в такой ситуации – обратиться в ГИБДД, которые отвечают за регистрационные действия, у них должны быть соответствующие инструкции, номера и процедуры. Собственник подает документы на автомобиль, которые он получил при покупке автомобиля или с таможни при ввозе из-за границы, можно отправить машину на экспертизу, если она редкая, мощность будет указана в паспорте безопасности транспортного средства, — предположил Денис Шубин, руководитель петербургского автоклуба «А24».
Положительный прецедент уже есть. Об этом рассказал Владимир из Красноярска, владелец Outlander PHEV 2018 года выпуска с объемом двигателя 2,0 литра, зарегистрировавший автомобиль 1 октября 2022 года:
— Маленькая, но победа! Рассчитал 281 л.с., подал заявку на перерасчет через сайт в ГИБДД. Вчера позвонили из отдела МРЭО и пригласили подойти. Майор сказал, что действительно было сочтено ошибкой то, что второй двигатель не должен был быть принят во внимание. Переделан в 199,5 л.с. И этот налог уже 5700 вместо 26000!
Тонкости определения мощности гибридного автомобиля
Этой теме посвящены недавние письма Департамента финансов и доходов.
В письме от 02.02.2023 № 03-05-04-04/8694 финансист ответил на запрос МВД об определении мощности двигателя автомобиля с несколькими двигателями для исчисления транспортного налога.
При этом Минфин сослался на три решения коллегии Евразийской экономической комиссии № 877 от 9 декабря 2011 г., № 122 от 22 сентября 2015 г и № 81 от 12 июля 2016 г.
В этих документах указано следующее:
- максимальная мощность электродвигателя — максимальная полезная мощность системы электрической тяги на постоянном токе, которую система тяги может обеспечить в среднем за 30-минутный период;
- максимальная 30-минутная мощность фиксируется в перечне сведений, предусмотренных в электронном паспорте транспортного средства, в показателе «электродвигатель электромобиля;
- данные характеристики отражаются в документах, подтверждающих соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
С учетом этого Минфин заявил, что при расчете транспортного налога при определении мощности электродвигателя транспортного средства необходимо учитывать максимальную 30-минутную мощность.
Если транспортное средство содержит как двигатели внутреннего сгорания, так и электродвигатель, приводящий транспортное средство в действие, следует учитывать суммарную максимальную 30-минутную мощность и выходную мощность двигателя внутреннего сгорания, указанные в технической документации.
Письмо Минфина № 03-05-04-04/8694 доведено письмом ФНС от 09.02.2023 № БС-4-21/1528@ до работников нижестоящих инспекций, обеспечивающих расчет транспортного налога.
Чуть позже ФНС посвятила письмо от 10.03.2023 № БС-3-21/3425@ вопросу налогообложения транспортных средств как с двигателем внутреннего сгорания, так и с электрическим двигателем (гибридные автомобили@.
В нем налоговики особо выделили роль, которую играет информация от дорожных инспекторов при исчислении налоговой базы по транспортному налогу.
Органы ГИБДД МВД осуществляют государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ.
Налоговики информативно взаимодействуют с ГИБДД.
Приказом ФНС от 25 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/545@ утверждена форма сведений об автотранспортных средствах и их владельцах.
По этой форме дорожные инспекторы направляют сведения о мощности двигателя транспортного средства в налоговые органы. Форма заполняется на основании данных государственного реестра транспортных средств (реестра).
Оператором реестра является ГИБДД МВД (Постановление Правительства от 27 декабря 2019 г. № 1874 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра транспортных средств»).
Обязанность органов (организаций, должностных лиц) сообщать сведения о транспортных средствах, находящихся на учете в этих органах, и об их владельцах закреплена в налоговом законодательстве (п. 4 ст. 85).
Процедура передачи сведений в налоговые органы имеет 10-дневный срок со дня соответствующей регистрации.
Регистрирующие органы направляют указанные сведения в налоговые органы ежегодно до 15 февраля с 1 января текущего года включительно и (или) за иные сроки, определяемые органами сотрудничества.