При работе двигателя поступательное движение поршней преобразуется коленчатым валом во вращательное, создавая силы инерции — источники вибрации. Инерция поршней кривошипно-шатунного механизма стремится поднять или вдавить коленчатый вал в подшипники.
- О сути явления
- Авто с «механикой»
- Связь вибрации и работы холостых оборотов
- Вибрации двигателя
- На холостом ходу и низких оборотах: причины, признаки, диагностика
- Троение двигателя
- Ослабление фиксации ДВС
- Неисправность опорных подушек двигателя
- Нарушение работы топливной системы
- Проблемы с зажиганием
- Загрязнение топливной системы
- Проблемы с топливной форсункой
- Разбалансировка цилиндропоршневой группы
- Ремень ГРМ и шкивы распределительного вала
- Вибрация у дизельных моторов
- Как сохранить ресурс деталей двигателя на разных режимах работы?
- Почему еще двигатель может вибрировать на холостых
- Трамблер, катушка, провода
- Способы устранения вибраций
- Низкая компрессия
- Неравномерное поступление воздуха
- Некорректная подача топлива
- Система зажигания
- Крепления двигателя
- Неполадки зажигания
- Навесные агрегаты
- Опасность вибраций
- Вибрация у дизельных моторов
- Балансировка цилиндро-поршневой группы и коленвала
- Как помогают от вибрации двигателя присадки для моторного масла?
- Поломка вакуумного усилителя тормозов
- Вибрация двигателя – нормально ли это?
- Как определить причину вибрации и устранить ее?
- Как проверить подушки
- Трибосостав – восстанавливающая присадка для моторного масла
- Как уменьшить вибрацию двигателя
- Правильная последовательность действий
- Регулировка работы двигателя с помощью ноутбука
- Виновата автоматическая коробка?
- Что делать, если двигатель завибрировал
- Электроника и датчики как причины вибрации
- Крепление ДВС
- Прочие факторы
- Что вызывает троение?
О сути явления
Преодолеть негативные последствия можно, увеличив количество цилиндров или установив балансирные валы.
Вибрация передается на кузов, а для гашения колебаний двигателя используются резиновые или гидравлические опоры.
В результате удается повысить уровень комфорта, водитель и пассажиры ощущают лишь легкую дрожь при езде. А вот неприятная и сильная вибрация двигателя на холостом ходу, которая передается на кузов, всегда свидетельствует о поломке силового агрегата или его узлов.
Авто с «механикой»
Их вибрация может проявляться не только на низкой, но и на средней скорости. Это связано с установкой некачественного сцепления. Если перед установкой маховик не был проверен на дисбаланс, то тряска в салоне гарантирована. Поэтому деталь необходимо предварительно испытать, при необходимости обработать.
Балансировочный инструмент для маховиков. Фото: YouTube.com Балансировочный инструмент для маховиков. Фото: YouTube.com
Некоторые автовладельцы, следуя «совету дяди Васи», снимают балансирные валы: мол, это ненужная деталь, и на ее ремонт не стоит тратить деньги. В результате появляются не только вибрации, но и увеличивается нагрузка на коленчатый вал. А это приводит к преждевременному сокращению эксплуатационного ресурса.
Связь вибрации и работы холостых оборотов
Нормальное значение оборотов, которые должен производить двигатель на холостом ходу, находится в пределах 650-900 в минуту. Если это значение ниже, то он просто остановится, демонстрируя при этом нестабильную работу. При слишком высокой скорости неизбежно увеличение расхода топлива, а также повышенная нагрузка на ряд узлов двигателя.
Итак, основные признаки того, что во время работы появилась вибрация, выглядят как тряска и вибрация руля. В некоторых случаях их можно перенести на кузов. На низких и холостых оборотах это обычно более заметно, а с увеличением явление исчезает.
Это означает, что топливо внутри камер цилиндров сгорает не полностью, откладывается больше налета и нагара. Все чаще в таких случаях топливо попадает в систему смазки и портит ее качество. Словом, моторесурс только уменьшается и уменьшается.
Вибрации двигателя
На холостом ходу и низких оборотах: причины, признаки, диагностика
Неприятная вибрация в салоне на холостом ходу передается от двигателя и является следствием:
Поломка систем зажигания или подачи топлива; неправильное крепление силового агрегата к кузову; неправильная установка фаз газораспределения; неправильный подбор деталей поршневой группы при ремонте; ряд других факторов (например, поврежденные диски или несбалансированные колеса).
В видео рассматриваются основные причины вибраций силового агрегата на холостом ходу, которые передаются на кузов. Анализ видео позволяет автовладельцу быстро идентифицировать аварию.
Троение двигателя
При пропуске зажигания (тройном) автомобиль дергается на холостом ходу, рывок передается на кузов. Кроме того, двигатель плохо работает в рабочем режиме, глохнет при сбросе газа.
Причин может быть несколько — сломанная свеча зажигания, горячий клапан или поршень, избыточная подача бензина форсункой. Метод устранения неисправности зависит от конструкции двигателя. На двигателях с впрыском топлива часть неисправностей можно определить с помощью компьютерной диагностики.
Ослабление фиксации ДВС
При установке на заводе болты крепления двигателя к колодкам и деталям кузова затягиваются динамометрическим ключом и маркируются. При неквалифицированном ремонте не всегда соблюдаются моменты затяжки. В результате перепадов температур и вибраций болты или гайки будут самопроизвольно срываться.
Если владелец замечает, что двигатель после ремонта, сопровождавшегося снятием опор, трясет, следует проверить затяжку креплений деталей агрегатов и кузова.
Неисправность опорных подушек двигателя
Двигатель и трансмиссия установлены на опорах, которые крепятся к лонжеронам кузова и подрамнику (плавающая точка крепления), что обеспечивает гашение вибраций при сохранении небольшой подвижности силового агрегата.
Разрыв резиновых прокладок на подрамнике или балках или утечка жидкости из гидроподшипников нарушает нормальное положение двигателя. Явные вибрации на холостом ходу или стуки при переключении передач или резком ускорении передаются на кузов автомобиля.
Подвеска двигателя
Нарушение работы топливной системы
Частой причиной вибраций, передающихся на кузов при работе двигателя на холостом ходу, являются проблемы с подачей или воспламенением топлива.
Пропуски зажигания приводят к неравномерной работе двигателя и падению оборотов двигателя, а также вибрациям.
Проблемы с зажиганием
В случае неправильного искрообразования от работающего на холостом ходу двигателя возникают вибрации, которые затем передаются на кузов. Двигатели с инжектором устраняют проблему в виде ошибки при включении индикатора Check Engine.
Карбюраторные двигатели не оборудованы системой диагностики, поэтому найти неисправную свечу зажигания можно, снимая поочередно провода. При отключении исправной свечи зажигания усилится вибрация, двигатель может заглохнуть.
Проверьте, горит ли индикатор двигателя во время движения автомобиля
Загрязнение топливной системы
Падение давления топлива приводит к неравномерной работе форсунок и вибрациям, которые передаются на кузов. При этом двигатель плохо набирает обороты и может самопроизвольно останавливаться.
Забитые форсунки карбюратора также могут вызывать вибрацию или неравномерную работу двигателя.
ТНВД топливного насоса
Карбюратор
Проблемы с топливной форсункой
Вибрация двигателя с системой распределенного впрыска или прямой подачей бензина в цилиндры возникает при неработающих форсунках, а затем передается на кузов. Вибрация будет наблюдаться на холостом ходу и при увеличении оборотов. На панели приборов может загореться сигнальная лампа двигателя.
Форсунки Бош 550сс
Разбалансировка цилиндропоршневой группы
Двигатель будет «колбаситься» на холостых, если прогорает поршневая основа. Помимо незначительного изменения веса возвратно-поступательных частей, происходит заклинивание цилиндра из-за потери компрессии. Других причин, способных вызвать дисбаланс коленчато-поршневой группы, нет.
При капитальном ремонте двигателя масса шатуна с поршнем должна быть одинаковой для всех цилиндров (диапазон допусков определяется конструкцией двигателя).
При нарушении развесовки появляются вибрации, которые передаются на корпус. Явление будет наблюдаться на холостом ходу и при увеличении оборотов. Вибрация кузова или двигателя может возникать и при изгибе коленчатого вала (например, из-за технологической неисправности при шлифовке шеек при ремонте).
Цилиндрический блок
Коленчатый вал и поршневая группа
Ремень ГРМ и шкивы распределительного вала
Частой причиной вибрации силового агрегата на холостом ходу является неправильная регулировка фаз газораспределения при замене ремня. Достаточно небольшого смещения осей по отношению к меткам, чтобы двигатель начал работать неравномерно.
Тряска передается на корпус, но фазового возмущения недостаточно для того, чтобы пластины клапанов столкнулись с днищами поршней, или пластины попали в углубления поршней (встречается на ряде двигателей).
Ремень ГРМ
Распределительный вал
Вибрация у дизельных моторов
Дизель конструктивно подвержен вибрациям на холостом ходу и на других оборотах. Распространение компрессии по цилиндрам из-за неравномерного износа увеличивает амплитуду вибрации, но при нагреве вибрация практически исчезает из-за теплового расширения деталей.
Но при появлении тряски на холостом ходу, которая передается на кузов, рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах. Примечание относится, в частности, к двигателям с пробегом более 350-400 тыс км.
Дизельный двигатель QD32
Автомобиль с дизельным двигателем трясет при следующих неисправностях:
Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива механического насоса; поломка форсунок (избыточная или недостаточная подача топлива); неисправность механического насоса высокого давления; неправильная регулировка фаз газораспределения; неисправность цилиндра или группы цилиндров.
Как сохранить ресурс деталей двигателя на разных режимах работы?
Чтобы продлить срок службы двигателя, нужно следить не только за нормальным числом оборотов коленчатого вала. Также он сможет правильно управлять автомобилем, выбрав оптимальную рабочую зону. Эксперты рекомендуют повышать скорость в диапазоне оборотов между пиковым крутящим моментом и максимальной мощностью. В то же время при движении под большой нагрузкой (например, при движении в горку) не следует допускать падения крутящего момента на оси до значений, близких к холостым.
Как только вы почувствуете характерную вибрацию перегруженного двигателя, быстро переключайтесь на более низкую передачу. В противном случае детали двигателя будут подвергаться высоким нагрузкам. Это может привести к выходу из строя всего узла цилиндр-поршень.
Помните, что высокие обороты для двигателя (особенно бензинового) не так плохи, как низкие. Если у вас бензиновый автомобиль, измените стиль вождения, чтобы обороты двигателя при езде не падали до 2 тысяч и меньше. При этом коленчатый вал допускается раскручивать до 6000-8000 об/мин.
Как только вы почувствуете, что ваша машина перестала тянуть и вот-вот уедет, переключитесь на более низкую передачу и ни в коем случае не допускайте падения скорости до уровня вибрации, особенно если вы едете под уклон. Эксплуатация автомобиля в таком режиме убережет детали от преждевременного износа. При этом такой «скоростной» стиль вождения никак не отражается на повышенном расходе топлива.
Почему еще двигатель может вибрировать на холостых
Вибрации двигателя на малых оборотах передаются на кузов за счет:
- Неисправен гидротрансформатор автоматической коробки передач. При неправильной работе сцепления машина плохо разгоняется, возникают рывки при смене скорости или режима работы.
- Генератор при подключении большой нагрузки. Проблема характерна для карбюраторных двигателей. Система впрыска автоматически увеличивает обороты холостого хода при увеличении нагрузки на генератор или включении компрессора кондиционера.
- Отсутствие воздуха из-за загрязнения фильтра или соединительных шлангов, приводящее к чрезмерному обеднению смеси. Контроллер двигателя с форсункой фиксирует неисправность и включает контрольную лампу Check engine на комбинации приборов.
- Повреждение карданного вала, полуосей или резиновых муфт. Вибрации от ударов деталей передаются на кузов и воспринимаются как дрожь от двигателя на холостом ходу.
Гидротрансформатор
Вибрации передаются на кузов в движении при работе двигателя на холостом ходу. А при повышенной скорости это может быть связано с дисбалансом колес. Например, грязь или лед, налипшие на внутреннюю поверхность диска, вызывают сильную тряску кузовных деталей и органов управления, что усугубляется неисправными амортизаторами.
Трамблер, катушка, провода
Следующая проблема – неисправное зажигание. Так что даже при работающей свече могут быть дырки. Причина тому – изношенная катушка зажигания или сами высоковольтные провода. Последние очень легко проверить – ночью открыть капот и осмотреть состояние при работающем двигателе.
Если из проводов идет искра, значит, они «перебиты» и подлежат замене. Что касается катушки, то определить неисправность можно только при установке заведомо исправной. Следует отметить, что количество витков может варьироваться в зависимости от конструктивных особенностей двигателя (от 1 до 4 и более).
Кроме того, срабатывание происходит из-за неправильного положения ремня ГРМ или цепи ГРМ. Последний имеет свойство растягиваться. В результате фазы смещаются даже тогда, когда цепочка ни разу не перескакивала. Следует проверить соответствие меток и при необходимости заменить диск. Цепь меняется каждые 100-150 тысяч, ремень — 60.
Способы устранения вибраций
После грамотной, профессиональной установки причин вибраций двигателя их необходимо устранить в кратчайшие сроки. Методы «лечения» самые разные, все зависит от «диагноза».
Низкая компрессия
Одна из причин, почему двигатель глохнет, — низкий уровень компрессии в цилиндрах. Это может произойти из-за выхода из строя какой-либо детали, входящей в состав цилиндропоршневого узла. Для устранения этой проблемы приходится прибегать к разборке самого двигателя.
Низкая компрессия может быть вызвана изношенными поршнями, поршневыми кольцами и/или клапанами. В этом случае наиболее оптимальным и рациональным вариантом устранения вибраций будет только полная профессиональная замена неисправных деталей.
При самостоятельном варианте замены или восстановления может произойти несколько значительных поломок, означающих дорогостоящий ремонт всей силовой установки.
Неравномерное поступление воздуха
Если воздух поступает в камеру сгорания непропорционально, это можно исправить элементарной заменой воздушного фильтра. Также следует внимательно осмотреть линию подачи воздуха на наличие трещин и сколов. Рекомендуется заменить датчики массового расхода воздуха и газового клапана.
Некорректная подача топлива
В этом случае профессиональные автослесари советуют выполнять следующий алгоритм действий:
- внимательно осмотрите и прочистите форсунки;
- если после этого проблема не устранена, форсунки подлежат полной замене;
- осмотреть состояние и работу топливного насоса, при необходимости заменить узел;
- определить и сбросить ошибки ЭБУ
Система зажигания
При диагностике раннего или, наоборот, позднего момента зажигания в системе следует обратить внимание на состояние и нагар свечей, а также на целостность высоковольтных проводов. Если замена необходима, то лучше всего делать это со всем комплектом.
Крепления двигателя
В случае расшатывания креплений или выхода из строя креплений двигателя необходимо соответствующим образом и последовательно усиливать крепления. Проверить колодки на наличие трещин и других дефектов, при необходимости заменить их попарно и полностью.
Помимо вышеперечисленных мер по устранению сильных вибраций, исходящих от двигателя, может быть актуальна грамотная установка ремня ГРМ, профессиональная балансировка коленчатого вала, а также замена разномассовых (изношенных) элементов ЦПГ.
Таким образом, «пляска» силового агрегата может возникать по разным причинам, которые также устраняются, соответственно, каждая по своему алгоритму. Устранение причин вибраций – необходимый процесс, так как такие вибрации, помимо причинения дискомфорта водителю и пассажирам, могут привести к дорогостоящему ремонту самого двигателя автомобиля.
Кроме того, одной из частых причин сильной вибрации является самопроизвольное ослабление креплений. И если капитальный ремонт двигателя процедура дорогостоящая, но все же поправимая, то ослабление болтов и гаек, особенно во время движения автомобиля, может привести к непоправимым последствиям.
Неполадки зажигания
Первое, на что стоит обратить внимание при появлении вибраций, это система зажигания. Проблемы с зажиганием ВАЗ 2114 Проверять неисправности в системе зажигания нужно в следующем порядке:
Проблемы с зажиганием ВАЗ 2114 Проверять неисправности в системе зажигания нужно в следующем порядке:
- разрядник Чтобы узнать об их наличии — достаточно поднести ладонь к выхлопной трубе — если есть дырка, то это сразу станет заметно;
- обрушение высоковольтных линий электропередач. Проверить их состояние можно как с помощью мегомметра (внешнее сопротивление проводов должно быть не меньше значения, указанного на их оболочке), так и установив другие, заведомо исправные провода;
- пробой свечей на кузов. Именно он часто становится причиной распространения вибраций по салону ВАЗ 2114. Узнать о наличии такой поломки можно по краю изолятора, покрытому черным или темно-коричневым налетом;
- неисправность модуля зажигания. Его следует проверить в крайнем случае (поскольку этот элемент выходит из строя намного реже, чем провода или свечи), и заменить блок на новый.Выхлоп ваз 2114
Проверка свечей ваз 2114
Навесные агрегаты
Бывает, что «некоторые» из них крутятся не так, как надо, а с большим усилием. Это может быть генератор, компрессор кондиционера, иногда насос. И дело будет не в подшипниках: если подготовили свои, обычно появляются посторонние звуки — свист, скрип и т.п. Просто узел вращается неравномерно: например, из-за износа или некачественной установленной детали.
Неисправный или сильно изношенный насос также может стать причиной тряски автомобиля на холостом ходу. Фото: YouTube.com Неисправная или сильно изношенная помпа также может стать причиной тряски автомобиля на холостом ходу. Фото: YouTube.com
В последнем случае найти виновника несложно: если вибрация началась после установки новой помпы, генератора, причина в них. Но все же проблема с агрегатами, описанная выше, возникает редко.
Опасность вибраций
Вибрация двигателя передается на кузов и отрицательно влияет на срок службы опор и балок, в ряде случаев срывается резьба приварных гаек или возникают усталостные трещины. Колебания вредны и для самого силового агрегата. Помимо разрушения шлангов или пластиковых деталей возможен контакт вентилятора с радиатором (на двигателях с продольным планом установки и прямым рабочим колесом).
Вибрации руля на холостом ходу (передаваемые на механизм и колонку через детали кузова) доставляют дискомфорт водителю, но не сказываются отрицательно на управляемости автомобиля или сроке службы кузова.
Вибрация у дизельных моторов
Помимо перечисленных выше факторов, вибрация на холостом ходу дизельных двигателей часто бывает вызвана неисправностями топливной аппаратуры, в частности топливных насосов высокого давления и форсунок.
Другие распространенные причины вибрации дизельного двигателя на холостом ходу:
- разная компрессия в цилиндрах,
- неправильный угол опережения впрыска,
- неисправные свечи накаливания
- нарушение фаз газораспределения, особенно после замены ремня/цепи.
Нарушение газораспределения на дизельных двигателях внутреннего сгорания может быть вызвано износом лопастей фазорегулятора. Кстати, их замена тоже положительно влияет на смесеобразование.
Балансировка цилиндро-поршневой группы и коленвала
Нередко в процессе ремонтных работ на силовом агрегате приходится шлифовать коленчатый вал или заменять его. Это приводит к изменению веса. Обычно она будет выше, чем со старой деталью. Чтобы после двигатель не трясся на холостых, производят балансировку — уравновешивают баланс коленвала с механизмом сцепления и маховиком. Это делается путем высверливания частей детали для уменьшения веса.
Вибрации могут быть вызваны установкой новых элементов в цилиндропоршневой узел. Особенно, если они имеют другой вес по сравнению со старыми комплектующими. Чтобы изменение веса не увеличивало тряску двигателя при работе, перед сборкой силового агрегата необходимо взвесить детали цилиндропоршневой системы.
Как помогают от вибрации двигателя присадки для моторного масла?
Моторное масло напрямую влияет на качество работы цилиндро-поршневой группы и на весь процесс сгорания топливовоздушной смеси в цилиндре. Смазывающие, моющие свойства, равномерное распределение по поверхности и стабильность масляной пленки – все это ключевые факторы для нормальной безаварийной работы всех деталей двигателя.
Присадки, улучшающие эти свойства моторного масла, препятствуют образованию надрывов, царапин и других дефектов на поверхностях трения ЦПГ, а значит, способствуют плавной работе всего двигателя без рывков и вибраций.
Поломка вакуумного усилителя тормозов
Как показывает практика, не все автовладельцы могут связать работу тормозной системы с вибрациями двигателя. На самом деле отказ тормозов часто вызывает вибрационные процессы. Прежде чем мы узнаем, как диагностировать такую поломку, давайте разберемся с ее происхождением.
Вакуумный усилитель тормозов соединен с впускным коллектором двигателя при помощи обратного клапана и шланга. Последние два элемента предназначены для создания вакуума в усилителе. Это связано с выбросом воздуха, который образуется во впускном коллекторе при движении поршней. Проще говоря, обратный клапан отсасывает воздух из усилителя. При нарушении герметичности клапана или шланга в коллектор поступает больше воздуха, чем необходимо. Это приводит к обеднению топливной смеси.
Вибрация двигателя – нормально ли это?
Каждый автолюбитель знает свою машину и буквально чувствует и слышит, все ли с ней в порядке. Вибрации не исключение – если вы вдруг начали ощущать дребезжание руля, рычага коробки передач, педалей и всего автомобиля, а раньше такого не было, это уже сигнал тревоги. Такое дребезжание может свидетельствовать о серьезных поломках в двигателе, особенно в цилиндро-поршневой группе, а это уже грозит дорогостоящим ремонтом.
Вибрации на низких скоростях обычно находятся в разумных пределах, так как двигатель может войти в слабый резонанс на низкой собственной частоте. Чаще всего это наблюдается на холостом ходу, при холодном пуске или при остановленном двигателе.
Повышенная вибрация на холостом ходу служит индикатором проблем и тем самым позволяет предотвратить более серьезные поломки, если быстро начать искать причины. Иногда вопрос стоит не только в возможных денежных затратах на запчасти, но и в безопасности дорожного движения, например в случае останова мотора или перескока ремня ГРМ.
Кузов подвергается вибрациям, страдают пластиковые элементы и крепления. Старая проводка тоже в опасности, особенно в местах изгибов и креплений.
Если долго не устранять причину вибрации, неизбежно выйдет из строя сам ДВС. А затем нужно проверить состояние и работоспособность любых деталей, которые могут в результате пострадать.
Как определить причину вибрации и устранить ее?
Первым делом необходимо найти причину вибрации, а затем смело ее устранять.
- Проверьте топливную систему и свечи зажигания.
- Если двигатель недавно ремонтировался с разборкой, проверьте качество крепления на СТО.
- Убедитесь, что опорные подушки находятся в хорошем состоянии.
- Отключение разбалансированного коленчатого вала может быть как самостоятельной причиной вибрации, так и следствием неисправности в ЦПГ.
Проблемы являются наиболее распространенной причиной вибрации двигателя на холостом ходу. Найти эту ошибку можно на заправке. Однако вы можете заметить признаки троения самостоятельно.
- Частые пропуски зажигания.
- Частые удары выхлопной трубы.
- Значительное снижение мощности двигателя.
- Вибрации из моторного отсека на холостом ходу передаются на рулевое колесо.
- Потемнение свечи зажигания в неработающем цилиндре.
- Долгое время разгона и рывки при разгоне.
- повышенный расход топлива.
Устранять такую неисправность необходимо как можно быстрее, так как это в геометрической прогрессии приводит к усугублению проблемы, дальнейшему разрушению поршней, гильз цилиндров и коленчатого вала. Во время поездки несгоревшее топливо вымывает смазку из цилиндров двигателя, увеличивает коэффициент трения и ускоряет износ трущихся поверхностей цилиндро-поршневой группы.
Как проверить подушки
Но чаще всего причина вибраций в том, что какая-то опора двигателя потеряла свои стопорные свойства. Эти крепления играют роль своеобразных амортизаторов — гасят вибрации и удерживают двигатель на месте. Бывает, водители меняют часть опор на более жесткие и неподходящие для этого. Для подтверждения этого необходимо вызвать помощника и выполнить несколько простых действий:
- Сначала откройте капот.
- Качаем транспортное средство рывками вперед-назад.
- Второй человек в это время измеряет градус и угол раскачки двигателя.
- Если в одну сторону качается сильнее, чем в другую, одна из подкладок (опор) не выполняет своих функций.
- Меняем неисправную опору и регулируем фиксацию.
Трибосостав – восстанавливающая присадка для моторного масла
Двухмассовый маховик
Симптомы выхода из строя демпфирующего маховика:
- скрип, скрежет при запуске и остановке силового агрегата;
- урчащий шум при работе двигателя на холостом ходу;
- вибрации передаются на кузов и в салон (при некритическом износе только на холодную).
Причиной такого поведения является люфт элементов пружинно-демпферной системы, которая предназначена для гашения крутильных колебаний. На автомобилях с механической коробкой передач достаточно выжать сцепление, чтобы проверить маховик.
Если двигатель стал работать ровнее и вибрации уменьшились, то причина неустойчивой работы на холостом ходу именно в двухмассовом маховике. Владельцу автомобилей с роботизированной коробкой передач остается полагаться на косвенные признаки и устранение неполадок после разборки.
Как уменьшить вибрацию двигателя
Хороший двигатель всегда будет трясти на холостых и на высоких оборотах. Вибрации будут передаваться на кузов, не причиняя дискомфорта ни водителю, ни пассажирам.
При обнаружении сильных вибраций кузова необходимо проверить двигатель самостоятельно или в условиях сервиса. Второй способ предпочтительнее для водителей, не знакомых с устройством автомобиля.
Правильная последовательность действий
Для поиска источника вибрации, передающейся на кузов при работе двигателя на холостом ходу, необходимо:
- Проверить исправность системы зажигания и осмотреть свечи, не допускающие обильного нагара или увеличения зазора между контактами. На карбюраторных двигателях с трамблером не лишним будет проверить трамблер и высоковольтные провода.
- Не всегда есть возможность осмотреть места крепления к кузову и подрамнику, визуально определить исправность опоры. Если на резиновой вставке есть надрывы или есть следы подтекания жидкости, колодки подлежат замене. Но перед ремонтом желательно провести диагностику опор в сервисе.
- Проверить подачу топлива к карбюраторному двигателю. Наличие мусора в фильтре свидетельствует о загрязнении бака, что приводит к вибрациям на холостом ходу. Двигатели с системой впрыска оснащаются топливной рампой с штуцерами. Подключив манометр, можно определить давление бензина. Работу форсунок лучше проверять на стенде в условиях эксплуатации.
- Проверить правильность фаз газораспределения (при условии, что вибрации по кузову на холостом ходу появились после замены ремня).
- Проверьте выхлопную систему. Поврежденный глушитель или порванный тепловой экран на кузове может дребезжать, на кузов передается неприятный звук. Источником вибраций и посторонних шумов также является погнутая стальная пластина под картером двигателя.
Если после всех мероприятий и ремонта вибрация осталась и продолжает передаваться на кузов, рекомендуется обратиться в сервис для детальной диагностики двигателя, коробки передач и сопутствующих систем.
Но важно помнить, что при вмешательстве неквалифицированного персонала возможно необратимое повреждение двигателя или частей деталей.
Регулировка работы двигателя с помощью ноутбука
Компьютерная диагностика с помощью адаптера, подключенного к разъему OBD-II, позволяет считать коды ошибок. Для обнаружения неисправных электронных компонентов используется дополнительная расшифровка.
Не стоит бездумно перепрограммировать блоки управления в расчете на то, что пропадет вибрация на холостом ходу. Глубокая диагностика двигателя может проводиться только в сервисных условиях, оснащенных специальным оборудованием и компетентным персоналом.
Виновата автоматическая коробка?
Такое тоже бывает, но очень редко. Причина кроется в износе гидротрансформатора, называемого в народе «бубликом». Если виноват он, то при остановке автомобиля (нажатии на тормоз), когда селектор находится в положении D, появляется вибрация. Но стоит помнить: поломка гидротрансформатора сопровождается и другими признаками: рывками автомобиля, гулом, рывками и т д. Все, что вы можете сделать самостоятельно в этой ситуации, это заменить масло в АКПП.
Если вам «повезло» и температура воздуха в регионе зимой постоянно ниже -20°, управление упрощается. Заводим двигатель, нажимаем на тормоз и переводим селектор в положение D. Остановка двигателя свидетельствует о том, что в коробке уже не масло, а непонятная жижа.
Что делать, если двигатель завибрировал
Уменьшить вибрацию двигателя можно, тщательно проверив все «слабые места», которые могут вызывать вибрацию: сам двигатель и его опоры, систему зажигания, топливопровод, топливный насос, форсунки, электрические компоненты, коробку передач и т д. Часто проблема решается заменой двигатель крепится. Если автомобиль карбюраторный, регулировка карбюратора поможет избавиться от надоедливого «дергания».
Если причиной вибрации является детонация, следует сменить заправку и заправить бак чистым топливом только с рекомендованным октановым числом.
Большую помощь может оказать электронная диагностика, позволяющая считать код неисправности, если он зарегистрирован в памяти ЭБУ двигателя. В любом случае, если двигатель начал вибрировать и ситуация не устранена, следует обратиться в автосервис с квалифицированным персоналом для скорейшего устранения неисправности.
Важно помнить: длительная поездка на вибрирующем двигателе чревата скорым выходом из строя и дорогостоящим капитальным ремонтом, поэтому проблему следует диагностировать и устранять как можно быстрее.
Электроника и датчики как причины вибрации
Еще одним подозреваемым в истории с вибрацией двигателя на холостом ходу является электронный блок управления двигателем. Ремонтировать его никто не будет, чаще всего он подлежит либо замене, либо перепрошивке. Например, в инжекторных двигателях с контроллером Bosch 7.9.7+ помогает частая прошивка ER19 вместо стандартного ER16, расход топлива остается в пределах нормы, вибрации исчезают.
Помимо ЭБУ могут быть виноваты датчики:
Регулятор холостого хода. Датчик регулятора крепится на корпусе дроссельной заслонки, и для его проверки нужно снять клеммы, мультиметром в режиме омметра проверить сопротивление между контактами. Номинальное значение 60-80 Ом. Если датчик не обеспечивает требуемого сопротивления, замените его новым.
Проверяет регулятор холостого хода
Расходомер воздуха. Если этот датчик не работает, импульс, который он посылает на ЭБУ, будет иметь неверное значение, поэтому двигатель может вибрировать на холостом ходу. Датчик проверяется так же, как и предыдущий, но мультиметр устанавливается в режим измерения напряжения. При включенном зажигании и выключенном двигателе напряжение между контактами датчика должно быть в пределах 0,9-1 В.
Проверяет датчик массового расхода воздуха
Датчик ЕГР. Он отвечает за утилизацию выхлопных газов и представляет собой электромагнитный конусный клапан. Именно этот клапан требует периодической чистки. Очистка производится любым спреем для промывки карбюраторов или форсунок.
Крепление ДВС
Сильная вибрация двигателя на холостых оборотах связана с плохим креплением силовой установки к кузову. В некоторых случаях можно обнаружить повреждение защитной накладки, через которую крепится мотор. Диагностику рекомендуется проводить вместе с помощником, который будет последовательно менять шаги на КПП. Наблюдатель, заглянувший под капот, показывает, какие шестерни вызывают проблемы.
Даже после замены подушек тряска не всегда уходит из машины. Это связано с необходимостью правильного выравнивания и регулировки креплений.
Неисправность может быть на любой из четырех опор (задней, передней, нижней или верхней). Однако практика показывает, что передняя опора наиболее уязвима. Он подвергается повышенным статическим и динамическим нагрузкам. Как только одна из накладок порвется, если не принять меры, остальные быстро разрушатся.
Для новичков вибрации на руле на холостом ходу не всегда очевидны, поэтому рекомендуем регулярно проходить диагностику в специализированных мастерских или у опытных мастеров. В противном случае проблем не избежать. Если вы решили искать причину самостоятельно, действовать нужно по методу исключения, идя от простых причин к сложным.
Прочие факторы
Помимо пробитого цилиндра и неправильно установленного двигателя, вибрации на холостом ходу могут быть спровоцированы рядом других факторов. Конечно, они встречаются гораздо реже, но все же их нельзя считать альтернативой.
В первую очередь необходимо отметить элементы топливной системы. Если они сильно загрязнены, воздушно-топливная смесь не сгорит должным образом. Из-за этого повышенный расход, посторонние звуки (может даже хлопки) и вибрации. Еще хуже, если в топливо попадет вода. В этом случае, помимо большого перерасхода топлива, возникает опасность закоксовывания цилиндров. В результате двигатель работает неправильно. Иногда в топливную систему может попадать моторное масло и копоть, что также негативно влияет на такты ДВС.
Вторая причина – разный вес деталей цилиндропоршневого узла. Эксплуатация автомобиля, особенно при пробеге более 200 тысяч километров, требует повышенного внимания к двигателю, а иногда и замены в нем деталей. Даже небольшая разница в весе может существенно повлиять на работу двигателя в будущем. И это касается всех деталей двигателя, будь то поршень, шатун или юбка.
На некоторых малолитражных автомобилях с электронным управлением амортизаторами могут возникать вибрации салона на холостом ходу из-за повышенной нагрузки на генератор. Особенно часто это происходит зимой, когда в машине одновременно работают фары, печка, подогрев стекол, сидений и зеркал. Часто на таких автомобилях возникают вибрации в момент остановки. Когда водитель отпускает педаль газа, бортовой компьютер подает сигнал на закрытие дроссельной заслонки на холостом ходу, а двигатель получает нагрузку от генератора — именно в этот момент двигатель сильно трясет. Как правило, он исчезает через 3-5 секунд. Такая вибрация на холостом ходу для малолитражных автомобилей, особенно с АКПП, считается нормой, и в большинстве случаев решается использованием более качественного топлива и заменой воздушного фильтра.
Стоит отметить, что тряска двигателя может возникнуть и при замене ремня ГРМ, особенно при вращении шестерни балансирного вала со снятой деталью.
После смещения он вряд ли упадет на прежнее место. Поэтому при замене ремня не вращайте пальцами шестерню вала, если только не хотите оценить состояние подшипников. Но и здесь нужно быть очень внимательным и осторожным. Любая несоосность детали может вызвать вибрацию, которая доставляет постоянный дискомфорт вам и вашим пассажирам.
Что вызывает троение?
Проблема может скрываться в неработающей свече или обрыве изоляции питающих ее электрических проводов. Это можно определить самостоятельно при визуальном осмотре. Более детальную диагностику системы зажигания мастер проводит путем перевода питания свечи на массу. Если двигатель останавливается, цилиндр работает нормально, если не останавливается, значит не работает.
Если все цилиндры рабочие, т.е в них воспламеняется топливовоздушная смесь, то причиной троения и сопутствующей вибрации двигателя является износ цилиндропоршневой группы. Это может быть связано с царапинами, сколами, сколами и другими повреждениями зеркала цилиндра и стаканов поршня, а также нарушением целостности уплотнительных колец.
В результате износа ЦПГ наблюдается значительное снижение компрессии в цилиндрах. Это заставляет двигатель дергаться и вибрировать, что усугубляется резонансом на холостом ходу.
Через царапины и сколы на трущихся поверхностях ЦПГ в камеру сгорания проникает моторное масло, а в обратном направлении — топливо и выхлопные газы. Это сильно ослабляет качение поршней и приводит к дисбалансу коленчатого вала. Такая разболтанная работа всей цилиндро-поршневой группы, включая коленчатый вал, вызывает сильные резонансные колебания на холостом ходу при холодном пуске и даже при движении на малых оборотах.
Вибрации двигателя могут исчезнуть вскоре после замены моторного масла, но это временный эффект. Без устранения первопричины масло в картере снова приобретет негативные свойства, мешающие нормальной работе цилиндропоршневой группы. Если на трущихся поверхностях цилиндра и поршня останутся царапины и сколы, через них в картер снова будут поступать выхлопные газы и топливо.