Температура кипения моторного масла, его застывания

Тех.жидкости, смазки

Одним из основных параметров считается вязкость жидкости 0W20, 0W30, 5W30, 5W40, 10W40 или другой смазки.

Содержание
  1. Вязкость моторного масла
  2. Определение вязкости по маркировке
  3. Диапазон рабочих температур
  4. Почему производители не рекомендуют смешивать нефтепродукты
  5. Что происходит при изменении температуры
  6. Низкая температура
  7. Диапазон рабочих температур
  8. Вязкость моторных масел
  9. Классификация
  10. По каким признакам можно определить, что смазка закипела?
  11. Советы по подбору смазки
  12. Тепловой режим автомобильного мотора
  13. Причины перегрева моторного масла – как с ними бороться
  14. Основные симптомы закипания
  15. Определение вязкости по маркировке
  16. Чем опасна высокая температура в двигателе?
  17. Причины чрезмерного нагрева моторного масла
  18. Числа нейтрализации моторных масел
  19. Температура кипения
  20. Температура воспламенения
  21. Летучесть
  22. Вспышки
  23. Какое масло выбрать?
  24. Причины образования проблемы
  25. Рабочая температура масла и «плюсовые» отклонения от нее
  26. Влияние низких температур на стабильность запуска двигателя
  27. Низкотемпературные параметры
  28. Застывание
  29. Температура затвердевания
  30. Как устроена система смазки двигателя
  31. Что делать, если закипело масло?
  32. Точка дымления
  33. Температура вспышки и застывания
  34. Вязкостно-температурные характеристики
  35. Чем характерен процесс «кипения» масла?

Вязкость моторного масла

Смазочная жидкость используется для уменьшения величины трения между поверхностями механизмов и узлов силового агрегата автомобиля. Низкие смазывающие свойства и свойства вещества могут привести к заклиниванию, а также ускоренному износу и выходу из строя силового агрегата в целом.

Масла с высокой или низкой температурой вспышки должны обладать следующими свойствами:

  • устранение возможности трения между узлами и элементами двигателя;
  • беспрепятственное прохождение вещества по всем магистралям в системе смазки.

Производители масел используют специальные присадки, предназначенные для улучшения температурных и вязкостных параметров. Благодаря присадкам моторная жидкость меньше разжижается при прогреве двигателя, а в сильный мороз становится гуще.

Вещества, характеризующиеся малой вязкостью, встречаются практически во всех некачественных жидкостях. Из-за этого продукт быстрее прогорает и испаряется на внутренних стенках двигателя. Это способствует ускоренному расходу смазки и снижению температурных характеристик продукта.

Определение вязкости по маркировке

Диапазоны температур вспышки, кипения и замерзания обычно указаны на этикетке моторной жидкости. Также на таре со смазкой есть подробная информация о параметрах вязкости по стандарту SAE. Это значение обозначается цифрами, а также буквами, например, 0W-30 или 10W-40. Буква W указывает на зимнее исполнение.

Цифры по бокам обозначают рабочие параметры жидкости для летнего и зимнего периодов. В указанном диапазоне производитель гарантирует бесперебойную работу силового агрегата.

Диапазон рабочих температур

Вязкость продукта зависит не только от состава вещества, но и от температуры в широком рабочем диапазоне. Этот показатель находится в прямой зависимости от температуры в двигателе, а также воздуха. Чтобы все узлы в двигателе внутреннего сгорания функционировали слаженно, необходимо обеспечить качественное функционирование процессов в пределах нормы.

При производстве автомобилей инженеры компании-разработчика всегда рассчитывают вязкость жидкости. В среднем рабочие характеристики температуры масла колеблются в пределах -30 — +180 градусов, но многое также зависит от конструктивных особенностей двигателя машины и окружающей среды.

Почему производители не рекомендуют смешивать нефтепродукты

Смесь различных масел.

Состав нефтепродуктов сильно отличается друг от друга. Кроме того, даже в пределах одного бренда ингредиенты, используемые для изготовления смазки, могут быть разными. А теперь представьте, насколько моторные масла конкурирующих производителей отличаются друг от друга?

При смешивании двух таких нефтепродуктов гомогенность возникает крайне редко. Из-за разных составов нагрев и охлаждение будут происходить асинхронно. Например, в двигатель вашего автомобиля было залито масло Liqui Moly 5w30 Molygen и вы решили залить Castrol Vecton 10w40.

Что случится? Жидкости образуют внутри установки два слоя, которые будут распределяться, нагреваться и охлаждаться автономно друг от друга. Смазка с индексом 10w40 будет дольше нагреваться и дольше сохранять тепло за счет большей плотности, чем 5w30. 5w30 быстрее отреагирует на внутренний «климат» двигателя.

Таким образом, внутри него будет нарушен тепловой баланс, что приведет к нестабильной работе системы.

Разбавлять ГСМ другими составами можно только в случае крайней необходимости и только для того, чтобы добраться до ближайшего сервисного центра. В других ситуациях такие действия могут спровоцировать заклинивание коленчатого вала.

Что происходит при изменении температуры

Имея примерное представление о рабочей температуре моторного масла, можно отдельно говорить о ее повышении и понижении в процессе эксплуатации автомобиля.

Компоненты ДВС сконструированы таким образом, что их тепловое расширение при нагреве, а также изменение параметров при охлаждении учитываются с самого начала.

Температура масла в эффективном двигателе внутреннего сгорания напрямую влияет на работу двигателя.

Слишком высокая или слишком низкая температура масла может отрицательно сказаться на работе трансмиссии.

температура масла

Низкая температура

Удивительно, но и перегрев, и недогрев одинаково негативно сказываются на работе двигателя.

Возможно, кого-то это удивит, но диапазон низких температур составляет около 80 градусов по Цельсию.

Если масло недостаточно горячее, производительность двигателя начнет снижаться, а срок его службы сократится. Детали двигателя при этой температуре немного расширяются, что приводит к появлению зазоров между ними и снижению компрессии.

Если двигатель плохо прогрет и масло не достигло рабочей температуры, влага может конденсироваться, проникать в смазку и тем самым негативно влиять на износ. При отсутствии тепла масло густеет и становится липким.

Таким образом, нормальный поток через фильтры нарушается, создается вакуумный эффект, и двигателю становится труднее справляться с работой.

какая температура масла

Диапазон рабочих температур

Вязкость моторных масел

Смазка используется для предотвращения сухого трения внутренних частей двигателя. Моторная жидкость должна обеспечивать разделение поверхностей трения, эффективно прокачивать масляные каналы. Температура (далее темп.) вспышки моторного масла является параметром, характеризующим его летучесть.

Свойства моторного масла — вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне. При изготовлении автомобильного двигателя производители должны сначала рассчитать вязкость моторного масла, которая может меняться в зависимости от температуры.

Темп оплавления определяют путем нагревания рабочей жидкости в открытом или закрытом тигле, устройстве, куда ее заливают и нагревают. Для фиксации темпа состояние рабочей жидкости следует проводить над тиглем с зажженным фитилем.

Рабочая температура моторных масел не должна повышаться более чем на 2 градуса в течение 1 минуты. Смазка должна не только вспыхнуть, но и сгореть. Низкотемпературные моторные масла увеличивают вязкость жидкости, и наоборот.

Вязкость моторных масел, указанная в руководстве по эксплуатации, должна быть оптимальной. Температура вспышки моторных масел характеризует наличие в них легкокипящих фракций. Это связано с таким показателем, как летучесть нефтепродукта в процессе эксплуатации. Хорошие активные вещества имеют темп вспышки выше 225°C.

Фракции с низкой вязкостью, которые имеются только у некачественных масел, очень быстро выгорают и испаряются. В результате смазочный продукт также быстро расходуется. Кроме того, ухудшаются его термические свойства.

35°C — 180°C — это пределы рабочих температур для масел. Температурное состояние рабочего тела зависит от конструкции двигателя внутреннего сгорания и температуры воздуха.

Для достижения хороших вязкостно-температурных свойств нефтепродукты загущаются специальными присадками, благодаря которым они меньше «разжижаются» при достижении высоких температур и густеют при низких.

Классификация

Рабочая температура обычного двигателя с водяным охлаждением должна быть между 80°C и 90°C. Исходя из этого, рабочее температурное состояние смазки должно быть на 10-15°С выше температурного состояния охладителя, но не достигать 105°С.

Рабочая вязкость может упасть ниже 10 мм2/с. В результате масляная пленка будет слишком тонкой, чтобы быть качественной смазкой для всех частей двигателя.

Стоит знать температурный диапазон использования тех или иных нефтепродуктов.

В наименовании зимних рабочих жидкостей присутствует буква «W»: 4OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Лето обозначается цифрами – 20, 30, 40, 50, 60. Вязкость тем выше, чем выше цифра.

Всесезонные смазки имеют двойное обозначение: SAE 15W-40.

Имеется таблица значений и характеристик вязкости смазочного продукта по SAE:

Смазочный продукт бывает бензиновым, дизельным и универсальным, а также всесезонным, летним и зимним. Свойства смазки зависят от базового вещества, которое является основой и от чего отличаются минеральные, полусинтетические и синтетические смазки.

Если диапазон температур, придающий жидкости нужную вязкость, широк, показатель также выше, а значит, такой продукт можно назвать качественным. Рабочее вещество может иметь как низкотемпературное состояние, приводящее его к затвердеванию, так и высокотемпературное, т е температуру кипения.

По каким признакам можно определить, что смазка закипела?

Существует четыре основных признака, указывающих на то, что смазка закипает. Эти симптомы позволяют водителям быстро принять меры для предотвращения неприятных последствий. К ним относятся:

  • показания термостата увеличились. Прибор для регистрации температуры системы ДВС имеется в каждом автомобиле, на приборной панели. Именно по нему водитель следит за температурой смазки даже во время движения. Небольшие отклонения допустимы, но как только стрелка начинает медленно двигаться к красной границе, значит, масло начинает закипать;
  • характерные звуки. В большинстве случаев до водителя начинают доходить характерные звуки кипения. Его вряд ли спутать с чем-либо;
  • появление дыма. Этот симптом говорит о критичности ситуации, поэтому важно немедленно принять меры по охлаждению двигателя;
  • более черный выхлоп. Если первые три симптома не проявились (хотя это маловероятно) или водитель их не заметил, черные или темно-синие выхлопные газы будут свидетельствовать о закипании смазки. Чем сложнее ситуация, тем выше вероятность черного дыма.

При появлении таких признаков остается только быстро принять меры по устранению проблемы. Решение есть, но многое зависит от того, насколько быстро водитель примет меры по устранению неполадок.

Советы по подбору смазки

Какое масло купить, чтобы обеспечить надежную защиту деталей собственного автомобиля? Конечно, лучше всего выбрать продукт, который рекомендует производитель вашего автомобиля.

Определение оптимальных свойств нефтепродукта для двигателя – сложный процесс. Производитель проводит множество различных тестов, чтобы выяснить, какое автомобильное масло лучше всего подойдет для какого двигателя.

В реальных условиях диапазон допустимых температурных режимов может быть расширен. Это связано с довольно суровым в России климатом (особенно зимой).

Каждый автолюбитель должен уметь подобрать оптимальную смазку исходя из рекомендаций производителя своего автомобиля, а также реальных дорожных условий.

Это дает возможность максимально увеличить время безотказной работы любого транспортного средства, будь то легковой автомобиль, микроавтобус или грузовик.

Тепловой режим автомобильного мотора

При сгорании горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) выделяется тепло. Критические температуры, при которых возможно повреждение термически нагруженных деталей:

Контролируемые точки Температура, °С
Штамповая корона 350
канавка под верхнее компрессионное кольцо 250 — 260
На внутренней поверхности поршня (под камерой сгорания) 220
Цилиндр упирается в верхнее поршневое кольцо в конце такта сжатия 200

Температура жидкости в системе охлаждения устанавливается на уровне -80 — 90°С. Она конструктивно поддерживается: термостатом, радиатором, вентилятором принудительного охлаждения, активируемым по сигналу датчика температуры. При этом моторное масло нагревается несколько выше – в среднем до 90 – 100°С.

Причины перегрева моторного масла – как с ними бороться

  • Во-первых, по возможности следует выбирать смазочные материалы с улучшенными температурными характеристиками. В данном случае существует прямая зависимость от типа фундамента. Минеральное масло закипает быстрее и часто течет при предельных условиях, близких к несовместимости с допусками температуры. Если ваш двигатель работает с повышенной нагрузкой (например, турбина или высокофорсированная конструкция), лучше использовать синтетическое или полусинтетическое масло.
  • Во-вторых, следует разобраться с системой охлаждения масла. Некоторые двигатели имеют маслоохладитель, либо его роль выполняют специальные ребра на картере или поддоне двигателя. Наружные стенки двигателя должны быть чистыми, масляно-пылевой налет препятствует теплоотдаче.
  • Разумеется, сам мотор не должен перегреваться. Неисправная система охлаждения (помпа, радиатор, термостат) приводит не только к перегреву блока цилиндров. Моторное масло также получает дополнительные сорта.
  • Внутри силовой установки имеется множество каналов, по которым смазка распределяется по всему объему. При нормальном состоянии фильтра и работе насоса моторное масло интенсивно движется внутри двигателя. При этом горячая смазка из зоны привода поршня активно меняется с уже остывшей, со дна картера. Общая температура смазочных материалов стабилизируется.
  • И конечно, необходимо вовремя проводить регламентные работы. По мере износа смазки изменяются ее свойства, в том числе и температурные.

Основные симптомы закипания

Изменение данных термостата. Каждый автомобиль в своей комплектации имеет такой специальный индикатор на приборной панели, который показывает температуру и состояние смазки. При нормальном нагреве блока датчик индикатора должен находиться в среднем положении. И как только автовладелец замечает даже небольшое отклонение в сторону красной линии, это серьезный признак повышения температуры масла.

  1. Характерный звук. При закипании смазки автомобилист может услышать характерный звук кипения, который опытный автомобилист ни за что не перепутает.
  2. Появление дыма. Если из моторного отсека идет дым, это может быть признаком закипания смазки.
  3. Наличие черного выхлопа. В начальной стадии закипания смазки можно увидеть характерный иссиня-черный выхлоп из выхлопной трубы.

Определение вязкости по маркировке

Фирменная тара моторного масла любого производителя содержит подробную информацию об индексе вязкости продукта по системе CAE. Обозначение вязкости состоит из цифровых и буквенных символов, например 5W40.

Здесь английская буква W относится к зимней обстановке. Цифры слева и справа от него — зимняя и летняя температуры соответственно. В этой области стабильная работа двигателя обеспечивается за счет использования конкретного продукта.

Маркировка моторного масла

Чем опасна высокая температура в двигателе?

Сильный перегрев двигателя вызовет закипание устройства, это гораздо опаснее, чем застывание смазки. При регулярной эксплуатации автомобильного двигателя в этих условиях падают вязкостные параметры вещества, в результате чего детали ДВС не могут быть должным образом смазаны.

Следует отметить, что при перегреве моторная жидкость навсегда теряет заявленные производителем свойства и эксплуатационные характеристики.

Со 125 градусов смазка начинает испаряться, что способствует уменьшению количества масла в двигателе и приводит к необходимости регулярной доливки. Масляное голодание приведет к выходу из строя агрегата..

Причины чрезмерного нагрева моторного масла

Рабочая температура масла Лукойл или других продуктов может изменяться из-за длительного использования жидкости. Со временем смазка начинает стареть в результате химических реакций и окислительных процессов, происходящих внутри двигателя внутреннего сгорания.

Это приводит к появлению копоти, нагара и шлама в агрегате. Эти процессы происходят быстрее при самовоспламенении или работе смазки при повышенных температурах.

Нагар представляет собой твердое вещество, образующееся в результате окисления углеводорода. Такие отложения могут состоять из свинца, металла и других механических элементов.

Появление нагара приведет к детонации и остановке двигателя, калильному зажиганию и т д. В случае с лаком такими отложениями являются оксидированные пленки, создающие липкий налет на трущихся рабочих поверхностях. В результате высокотемпературного воздействия на смазку может произойти вскипание лака, в состав которого входят кислород, углерод, зола и водород.

Наличие лакового покрытия ухудшает величину теплоотдачи цилиндров и поршней ДВС, что приводит к быстрому перегреву элементов конструкции двигателя. Больше всего от эффекта лака страдают поршневые кольца и канавки, из-за закоксовывания эти компоненты могут лежать.

Кокс образуется в двигателе из-за химической реакции нагара с лаком. Осадки в виде шлама представляют собой смесь продуктов окисления с эмульсионными отложениями. Их образование способствует снижению качества жидкости и нарушению режима работы автомобиля в целом.

Основной причиной нагрева масла можно назвать его плохое качество, если не учитывать механические проблемы ДВС.

Числа нейтрализации моторных масел

Ниже приведен список сокращений:

  1. ТБН. Указывает общий щелочной параметр жидкости. По этому показателю можно определить количество кислоты, необходимое для нейтрализации щелочных элементов в одном грамме продукта. Параметр измеряется в мг КОН. Значение TBN определяет количество слабых и сильных щелочных элементов, составляющих основу жидкости.
  2. TAN Общее щелочное число. Это значение определяет количество гидроксида калия, которое потребуется для нейтрализации свободных кислот, присутствующих в одном грамме жидкости. Рабочий параметр выражает количество кислотных элементов, присутствующих в смазке.
  3. СБН. Щелочной индикатор для обнаружения сильных кислот. Это значение определяет количество кислоты, необходимое для нейтрализации сильных щелочных компонентов, присутствующих в одном грамме смазки. Как правило, речь идет о неограниченных щелочах, но на практике это случается довольно редко.
  4. SAN Параметр сильных кислот, который определяет количество щелочных элементов, необходимых для их нейтрализации.

Температура кипения

Когда силовой агрегат автомобиля прогреется до нормы, вязкость минерального или синтетического продукта должна снизиться до определенного уровня. Если этого не произойдет, при большой нагрузке это никак не повлияет на функциональность двигателя.

Температурные параметры немного увеличатся, а вязкость постепенно снизится до нормы. Это не вызовет быстрого износа дизельного или бензинового двигателя при условии, что смазка не закипит. При среднем перегреве поршни могут немного расплавиться, но при наличии дыма из подкапотного пространства желательно провести более детальную диагностику.

Длительное кипение смазки вызовет искривление головки блока цилиндров, появление на ней следов дефектов и трещин, из-за чего может «вылететь» седло клапана. Высокая температура жидкости может разрушить прокладку головки блока цилиндров.

Придут в негодность межкольцевые перегородки, уплотнения и другие узлы ДВС, что может привести к утечке смазки. Из-за сильного перегрева двигателя поршни ДВС плавятся и прогорают, в результате чего расплавленный алюминий оседает на стенках цилиндров двигателя. Это приведет к тому, что ход поршня станет более трудным, элементы будут изнашиваться гораздо быстрее.

Моторная жидкость перегревается под воздействием повышенных температур и теряет свои смазывающие свойства. Подвижные узлы ДВС ломаются, продукты износа начинают налипать на коленвал.

В результате высокой нагрузки под воздействием поршня коленчатый вал может разорваться на две части. Кроме того, компоненты поршня пробьют стенку головки блока цилиндров. Это приведет к полной поломке устройства и необходимости капитального ремонта. Температура кипения моторного масла обычно составляет 250 градусов.

Температура воспламенения

Температура горения определяется путем нагревания смазки в открытой емкости. Чтобы зафиксировать состояние жидкости, специалисты держат зажженный фитиль над тиглем или оборудованием, где нагревается смазка.

Параметр температуры смазки должен изменяться и увеличиваться не более чем на два градуса за одну минуту. При этом жидкость должна не только вспыхнуть, но и загореться. При низких температурах вязкость смазки увеличивается.

Температура, при которой сгорает масло, зависит от производителя. В среднем по ГОСТу воспламеняемость и самовозгорание моторной жидкости происходит при температуре 250-260 градусов, при этом в агрегате машины может появиться дым и пузыри.

Пожар – одна из самых серьезных проблем для двигателя. Если жидкость горит и воспламеняется, двигатель может взорваться. Конечно, никакой капитальный ремонт не решит эту проблему, если машина взорвется.

Это особенно опасно для водителя и пассажиров, так как взрыв может привести не только к тяжелым травмам, но и к летальному исходу.

Летучесть

Автовладельцы могут столкнуться с проблемой испарения жидкости, обычно это связано с плохим качеством масла и несоблюдением условий эксплуатации силового агрегата. При повышенной текучести смазки уровень вещества в двигателе снижается.

Часть уйдет на сажу и отложения. При пониженном уровне двигатель автомобиля будет работать в условиях масляного голодания. Это приведет к увеличению нагрузки на трущиеся узлы и детали, в результате чего возникнет проблема быстрого износа запчастей. В конечном итоге произойдет ухудшение работы силового агрегата и его поломка в целом.

Испарение смазки обычно происходит при температуре 250 градусов. Для определения величины волатильности используется метод Knock. Суть его заключается в нагревании литра смазки в течение часа при температуре 250 градусов.

Если есть ок. 800 граммов жидкости за это время, это говорит о том, что значение летучести составляет 20%, так как испарилось 200 граммов. По стандартам ACEA этот параметр не должен быть более 15% для изделий, соответствующих классу А1/В1.

Для жидкостей классификации А3/В3, А3/В4, А5/В5, С1-С3, Е4, Е6, Е7 и Е9 испаряемость не должна превышать 13%. В случае масел стандарта С4 параметр летучести не должен быть выше 11%.

Вспышки

Температура вспышки жидкости определяет порог, при котором вещество воспламеняется. Она всегда будет меньше температуры воспламенения смазки на 20-30 градусов, все зависит от производителя и технологии производства продукта.

С техническими параметрами масла можно ознакомиться в таблицах ниже. Вспышка смазки вызовет серьезные проблемы, вплоть до воспламенения. Если долго использовать перегретое масло, оно загорится.


Таблица соответствия технических параметров масел разных классов


Таблица спецификаций смазки 5W-40

Какое масло выбрать?

Все современные масла можно разделить на три типа:

  • минеральная,
  • полусинтетика
  • синтетический.

Минерал самый дешевый и производится по устаревшей технологии из сырой нефти. Его главный недостаток в том, что это масло имеет наименьший диапазон рабочих температур.

Полусинтетика – то же минеральное масло, но разбавленное синтетическими присадками. Этот тип наиболее оптимален по стоимости и характеристикам.

Синтетическое производится из продуктов первичной перегонки нефти. Это самый современный вид масла с хорошими свойствами, но достаточно дорогой.

Для условий российской зимы лучше всего выбирать масло с меньшей вязкостью и наибольшим расходом.

Причины образования проблемы

Разберем причины, по которым начинает повышаться температура моторного масла:

  • Основной причиной повышения рабочей температуры защитной смазки является ее низкое качество. Если вы хотите сэкономить на обслуживании своего автомобиля, готовьтесь к неприятным сюрпризам в эксплуатации. Некачественное моторное масло не справляется с постоянными колебаниями температуры внутри силовой установки: оно быстро теряет свои эксплуатационные характеристики, превращается в водянистую жидкость, которая не только начинает быстро стекать с механизмов, оставляя их незащищенными, но и начинает гореть и испариться.

Аналогичная ситуация происходит и с качественными смазочными материалами после того, как они устарели. Если владелец автомобиля пренебрег заменой масла, нефтепродукт также может спровоцировать повышение температуры внутри двигательной установки.

  • Неисправности в системе охлаждения также могут стать причиной резкого повышения температуры масла. Это может быть вызвано, например, обрывом или ослаблением ремня привода вентилятора или насоса системы охлаждения, неисправностью гидромуфты привода вентилятора, грязным радиатором и другими конструктивными недостатками.

Это две основные причины, которые могут вызвать закипание масла внутри силовой установки.

Рабочая температура масла и «плюсовые» отклонения от нее

Датчик температуры

При работе двигательной установки в рабочей зоне создаются повышенное давление и высокая температура, оказывающие разрушающее воздействие на все взаимодействующие детали. Для противодействия этим двум опасным факторам в систему заливается защитное вещество – масло, предназначенное для поддержания оптимально комфортной среды в установке.

Рабочая температура масла в двигателе автомобиля составляет 90-105 градусов Цельсия. Любое отклонение от него – вверх или вниз – влечет за собой появление перебоев в работе двигателя. Если низкие температуры влияют на запуск двигателя и его мощность, то при «плюсовых» отклонениях дело обстоит серьезнее.

Температура кипения автомобильного масла характеризует свойства каждого ингредиента, входящего в его состав. И определяется он по наименьшему параметру. Так, например, если для одной из присадок характерна температура кипения 180 градусов, а для остальных компонентов – 195, для моторного масла будет установлена ​​первая температура кипения.

Процесс кипения сопровождается барботированием смазки, ее летучестью и образованием большого количества отложений, закупоривающих зазоры и каналы в системе смазки.

Поскольку масло, независимо от его основы – минеральное, полусинтетическое или синтетическое – относится к горючим продуктам, его свойства также характеризуются основным параметром – температурой вспышки масла.

При достижении критического значения горюче-смазочные материалы воспламеняются. Несмотря на то, что многие производители технических жидкостей указывают температуру воспламенения в диапазоне от 230 до 240 градусов Цельсия, в реальных условиях она оказывается значительно ниже и составляет 150-190 градусов.

Это связано с тем, что при сгорании масла в двигателе образуются дополнительные пары, вызывающие раннее воспламенение смазки. Таким образом, фактическая температура вспышки масла зависит от количества пара, образующегося в результате его кипения.

Влияние низких температур на стабильность запуска двигателя

При покупке смазки необходимо ознакомиться с зимними параметрами жидкости, так как именно они определяют качество запуска ДВС в холодное время года.

Если вы используете смазку 5W-40, от цифры 5 нужно отнять 35 (это постоянное число для всех типов масел). Получаем -30 — это минимальная температура, при которой смазка может без проблем запустить двигатель.

Низкотемпературные параметры

Необходимо учитывать не только температуру окружающей среды, но и силовой агрегат, так как работа двигателя определяется пробегом и нагрузкой автомобиля.

Выделяют низкотемпературные свойства рабочей жидкости, к которым относятся:

  1. Прокачиваемость. Этот параметр означает состояние, при котором вещество без проблем прокачивается по каналам системы смазки.
  2. Товарооборот. Это значение указывает на динамические свойства вязкости смазочных материалов, а также на температуру, при которой смазка становится наиболее жидкой. В этом состоянии будет легче запустить двигатель. Начальная температура всегда на 5 градусов выше прокачиваемости.

Застывание

Значение температуры застывания определяется потерей подвижности и текучести жидкости. Когда параметры вязкости резко увеличиваются, это приводит к началу процесса кристаллизации парафина.

Масло, работающее при низких температурах, будет менее подвижным. Смазка затвердевает, что приводит к повышению пластичности за счет выделения углеводородных веществ.

Температура застывания моторной жидкости соответствует минимальному параметру циркуляции. Если масло начнет застывать, запустить двигатель можно, но это будет очень сложно.

Температура затвердевания

Температура застывания ниже застывания на 3-5 градусов. При сильном холодном ударе дно жидкости становится более твердым, в результате чего ее прохождение по каналам системы смазки будет невозможным.

Следовательно, водитель не сможет запустить силовой агрегат. Эта проблема более актуальна для жителей северных регионов, предпочитающих в своих автомобилях масла, не соответствующие классу вязкости для использования в таких условиях.

Как устроена система смазки двигателя

Задачей системы смазки является хранение, транспортировка, очистка и подача масла к трущимся частям двигателя для уменьшения трения соединительных деталей, обеспечения плавного пуска двигателя и предотвращения его перегрева. Задачу выполняет комплекс узлов и агрегатов, в состав которых входят:

  1. Картер двигателя (поддон) со сливной горловиной.
  2. Масляный насос.
  3. Масляный фильтр.
  4. Радиатор для охлаждения масляной жидкости.
  5. Редукционный клапан.
  6. Манометр.
  7. Датчик температуры.
  8. Трубопроводы.

Что делать, если закипело масло?

Если вы стоите в пробке или на стоянке и замечаете, что масло горит, необходимо немедленно заглушить двигатель. Паниковать не надо, главное заглушить двигатель.

Если во время движения из моторного отсека идет дым, остановите автомобиль следующим образом:

  1. Минимизируйте нагрузку на силовую установку — для этого уберите ногу с педали газа, чтобы притормозить.
  2. Включите автономный обогреватель на максимальный обдув – это позволит удалить часть перегретого воздуха из рабочей зоны и снизит его концентрацию в двигателе.
  3. Если позволяют дорожные условия, двигайтесь до полной остановки автомобиля. Встречный ветер будет охлаждать моторный отсек.
  4. Как только автомобиль остановится, подождите еще 5 минут и сначала заглушите двигатель.

Помнить! При повышении температурного параметра внутри двигательной установки нельзя допускать резкого торможения автомобиля.

Точка дымления

Этот термин можно встретить в литературе кулинаров достаточно часто. Что это значит? Температура кипения растительного масла – это точка дымления. То есть от этой марки он будет гореть и образовывать токсичные вещества, в том числе канцерогены.

Не нагревайте продукт до этой температуры. Поэтому важно заправлять специальный масляный термометр и регулярно проверять его показания. Обычно ставим максимально возможный огонь, чтобы блюдо быстрее приготовилось.

Однако вы быстро поймете, что, значительно снизив градусы, вы не потеряете время, но у вас будет более безопасный вариант готовой пищи.

Температура вспышки и застывания

Мигание – это состояние, при котором топливо попадает на смазку. Это условие может быть достигнуто путем подведения газового пламени к смазочной композиции. Под воздействием тепла он вызывает концентрацию паров масла (они ответственны за воспламенение).

Температурные условия вспышки и воспламенения могут различаться в зависимости от метода проведения испытания и оборудования. Температурное состояние вспышки и воспламенения свидетельствует о степени очистки смазочного продукта, а также о типе и являются показателями летучих свойств.

Анализ температуры вспышки в открытом тигле


Аппарат для измерения температуры вспышки

Температура застывания – это состояние смазки, при котором она теряет свою вязкость и становится неподвижной. Процесс застывания нефтей характеризуется резким повышением уровня вязкости и кристаллизацией парафиновых веществ.

Это состояние достигается при низкотемпературной работе смазки, которая со временем становится более твердой и пластичной. Температурные условия затвердевания соответствуют пределу низкотемпературной эксплуатации вещества.

Вязкостно-температурные характеристики

Согласно межгосударственному стандарту 17479.1-85 масла делятся по вязкости, назначению и характеристикам. По вязкости смазочные материалы делятся на зимние и летние классы. Класс имеет цифровое обозначение, к зимнему классу добавлена ​​буква «з».

По своему назначению маслянистые жидкости делятся на группы, определяющие режим работы силовых агрегатов, с соответствующей маркировкой:

  1. Нефорсированные двигатели бензинового и дизельного типа. Обозначается буквой «А».
  2. Малофорсированные двигатели бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «В1» — бензиновый, «В2» — дизельный.
  3. Двигатели средней мощности бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «В1» — бензиновый, «В2» — дизельный.
  4. Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в различных условиях. Маркируется буквой «Г1, Д1» — бензиновые, «Г2, Д2» — дизельные, «Е1, Е2»

Маркировка масла состоит из цифр и букв. Например, маркировка М-4з/6В1 означает:

М – масло, 4 – класс вязкости, буква «з» – зимний, 6 – летний класс вязкости,

В1 – среднефорсированный бензиновый силовой агрегат. По характеристикам соответствует маслу SAE 10w/20.

Вязкостно-температурные характеристики масел по МСТ 17479.1-85 и соотношение с SAE указаны в таблице:

Класс вязкости в странах СНГ Самая высокая вязкость при -18C Показатели вязкости при +100 С Классификация SAE
минимум максимум
3 часа 1200 3,8 5 Вт
4 часа 2500 4.1 10 Вт
5z 6100 5.6 15 Вт
6z 10500 20 Вт
6 7,0 20
8 7,0 9,5 20
10 9,5 11,5 тридцать
12 11,5 13,0 тридцать
14 13,0 15,0 40
16 15,0 18,0 40
20 18,0 23,0 50
3з/8 1200 7,0 9,5 5в/20
4з/6 2500 5,5 7,0 10в/20
4з/8 7,0 9,5
4 г/10 9,5 11,5 10в/30
5г/10 6100
5з/12 11,5 13,0
5з/14 13,0 15,0 15в/40
6з/10 10500 9,5 11,5 20в/30
6z/14 13,0 15,0
6з/16 15,0 18,0

Чем характерен процесс «кипения» масла?

Когда мы говорим, что масло «закипело», мы имеем в виду, что вещество начало пузыриться. Жир летуч, а значит быстро испаряется и образует большое количество отложений. Отложения и накипь забивают отверстия и зазоры между деталями, остаются в каналах, по которым движется смазка. В результате мотор остается без надежной защиты и может быстро прийти в негодность.

Несмотря на то, что многие производители указывают температуру воспламенения масла 230-240 градусов Цельсия, реальные цифры гораздо ниже 150-190 градусов.

Это связано с тем, что в системе также образуются масляные пары, провоцирующие раннее воспламенение смазочных материалов. Оказывается, фактическая температура вспышки в значительной степени зависит от количества пара, образующегося при кипении.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )