Стоит ли переводить машину на газовое топливо

ГБО

Если в автомобиле установлено газовое оборудование, автомобиль сможет ездить:

  • на пропане — сжиженный газ (СУГ);
  • на метане — сжатый газ (КПГ).

Газовый топливный бак размещается в багажнике или в нише запасного колеса. На автомобили устанавливают баллон объемом 35-65 литров. Заправочный клапан выведен в люк топливного бака, нижнюю часть бампера или багажник.
Автомобиль с ГБО может работать на бензине и на бензине, поэтому в салоне поставили переключатель с одного топлива на другое. Например, когда в дороге заканчивается бензин, машина автоматически переключается на другое топливо. После установки ГБО в машину нужно поддерживать небольшой запас бензина, например 10-15 литров. При пуске необходимо прогреть двигатель. Потом можно переходить на газ.

Газовый баллон для автомобилей

Газовый баллон подбирается индивидуально для каждого автомобиля (Источник: mirgbo.ru)
Автомобиль заправляется газом на специальных заправках — заправочных станциях, которых не так много по сравнению с заправочными станциями. Заправки часто делят по типу топлива – метан и пропан.

Для установки ГБО необходимо внести изменения в конструкцию автомобиля. Поэтому они перерегистрируются в ГИБДД, получают новые СТС (права на транспортное средство) и ПТС (паспорт транспортного средства). Нельзя управлять автомобилем с незарегистрированным ГБО — вас оштрафуют на 500 ₽, а машину могут отправить на автоштраф. Продать или подарить автомобиль без переоформления не получится – ГИБДД не зарегистрирует сделку.

Сколько стоит установить ГБО

Что влияет на цену. Практически любой автомобиль можно перевести на газ. Сервисный центр соберет ГБО по модели и году выпуска автомобиля.
Обычно на легковые автомобили устанавливается оборудование итальянского, турецкого или китайского производства: первое самое дорогое, остальные дешевле, но уступают итальянскому по надежности.
Цена перевода автомобиля на газ зависит от нескольких факторов.

  • Модификация двигателя и количество цилиндров. Комплектация для 4-цилиндрового двигателя дешевле, чем для 8-цилиндрового. ГБО для карбюраторной системы дешевле, чем для инжекторной.
  • Тип и объем баллона. Например, тороидальные цилиндры, которые ставят вместо запаски, дороже цилиндрических. Чем больше бутылка, тем выше цена.
  • Дополнительная работа. Например, можно вывести кран для заправки на лючок бензобака, установить газовый датчик уровня топлива или обтянуть баллон тканью под цвет салона. Каждый вариант увеличивает конечную стоимость.

Производители ГБО предоставляют гарантию на технику на срок или пробег. Например, на 2 года или 100 000 км — в зависимости от того, что наступит раньше. Например, водитель за полтора года проехал 100 000 км — гарантия распространяется на пробег. Другой водитель за два года проехал 30 000 км, у него закончилась гарантия.
Сколько стоит ГБО. Монтаж пропанового оборудования под ключ стоит от 49 000 ₽. В стоимость входит технический отчет, ГБО, сборка, техосмотр и подготовка документов для постановки на учет в ГИБДД. Если Норвежская дорожная служба не регистрирует ГБО, сервисный центр обязан вернуть деньги.

Как зарегистрировать ГБО

Получить предварительное техническое разрешение на установку ГБО. Обычно экспертиза входит в стоимость работ под ключ. Сертифицированный сервисный центр имеет договор о сотрудничестве с аккредитованной организацией, которая выдает заключение.
При самостоятельном получении разрешения за экзамен придется заплатить примерно 5 000 ₽. С собой необходимо иметь паспорт, ПТС и СТС.
Важно! Не рекомендуем устанавливать ГБО самостоятельно или в непрофильном автосервисе. Неправильная установка может привести к утечке газа, взрыву, возгоранию или отказу двигателя.
Заключение пробной лаборатории
Получить разрешение в ГИБДД на установку ГБО. Для проведения проверки необходимо подать заявление и документы:

  • паспорт владельца автомобиля;
  • ПТС;
  • СТС;
  • заключение предварительной технической экспертизы;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • доверенность, если документы не были вручены собственником.

Электронное заявление можно отправить через «Госуслуги» и оплатить госпошлину в размере 560 ₽. При подаче бумажного заявления в ГИБДД сбор составляет 800 ₽.
Установка ГБО на автомобиль. Монтаж газового оборудования занимает до 5 дней. После этого сервисный центр выдает пакет документов для регистрации изменений в ГИБДД.
Получите диагностическую карту. Автомобиль с ГБО должен пройти техосмотр и получить диагностическую карту. При установке ГБО «под ключ» техосмотр будет производиться в том же сервисном центре или партнерской организации. Технический осмотр в другом автосервисе будет стоить около 1000 ₽. Зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля. В течение 10 дней после установки ГБО необходимо явиться в ГИБДД для осмотра автомобиля и подачи документов на изменение конструкции:

  • декларация-декларация;
  • паспорт владельца автомобиля;
  • ПТС и СТС;
  • предварительное техническое заключение;
  • разрешение ГИБДД на установку ГБО;
  • копии сертификатов на ГБО и баллон, паспорт баллона;
  • копии сертификата и лицензии службы, установившей газовое оборудование на автомобиль;
  • диагностическая карта.

Через 3-5 дней владелец получает новые ПТС и СТС.

Отметка в СТС об установленном в автомобиле ГБО
СТС отмечает, что в автомобиле установлено ГБО

Сколько стоит газовое топливо

Газовое топливо примерно в 2 раза дешевле бензина и дизельного топлива. На начало июля 2022 года литр бензина стоил 47–51 ₽, дизеля — 55,39 ₽, пропана — 23,20 ₽ и метана — 20,88 ₽. Но метановых заправок гораздо меньше, чем бензиновых и пропановых.
Различные виды топлива используют автомобиль по-разному. Пропана используют на 10-20% больше, чем бензина, а метана — на 10% меньше. Например, расход бензина составляет 11 л на 100 км, пропана — 12,65 л на 100 км, метана — 9,9 л на 100 км. Поездка продолжительностью 500 км на бензине АИ 92 обойдется в 2 604 ₽, на пропане — 1 467 ₽, на метане — 1 034 ₽.
Сколько сейчас стоит машина

За какое время окупится ГБО

Срок погашения можно рассчитать на онлайн-калькуляторе. Необходимо ввести стоимость установки под ключ, годовой пробег и средний расход топлива.
Например, газовое оборудование под ключ стоит 50 000 ₽, расход топлива 11 литров на 100 км, пробег 20 000 км в год. Если бензин стоит 51 рубль за литр, а бензин 23 рубля за литр, то техника окупится за 10 месяцев.
HBO может окупиться за 10 месяцев
Установка ГБО может окупиться за 10 месяцев

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина проста: Это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве — чтобы баллон не лопнул изнутри. Для этого на баллон устанавливается мультиклапан, предотвращающий наполнение более чем на 85%.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов в любой момент времени стоит примерно вдвое дешевле высокооктанового бензина. Пройденный километр на компримированном газе почти в три раза дешевле! И, как и в случае с бензином и дизельным топливом, цены на газ варьируются от региона к региону. Примерная цена бензина 46 рублей за литр, пропан-бутана 25 рублей за литр, метана 17 рублей за м³.

Нужно перейти на ГБО? Вот правильная форма расчета!

Для расчета чистой прибыли от перехода на газ необходимо учитывать и дополнительные затраты. Начальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс установка и обязательная регистрация обойдутся не менее чем в 40 000 рублей. Метановая установка почти вдвое дороже, в первую очередь из-за дорогих баллонов высокого давления. Кроме того, ГБО требует периодического обслуживания и опрессовки баллонов, что также увеличивает затраты.

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. Кроме того, неизбежны частые «повторения» в поисках заправки. Поэтому сэкономят только те, у кого среднегодовой пробег более 30 000 км. А если ездишь мало и не каждый день, газ не для тебя. Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробег у таких машин значительно выше, не все готовы терпеть баллон, который занимает место в багажнике и берет на себя дополнительные проблемы по обслуживанию и ремонт ГБО.

Пройденный автомобилем километр на пропан-бутане стоит почти вдвое меньше, чем на бензине. На метане — в три раза

Перевести на газ можно любую машину

Газ на автомобиле как альтернатива бензину: преимущества и недостатки установки ГБО. Газовым оборудованием можно оборудовать что угодно, но в некоторых случаях это не имеет смысла. Например, для малолитражных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и без того невелик, да и баллон поставить часто негде. Переделывать новые автомобили тоже не стоит: можно лишиться гарантии на двигатель из-за использования нерекомендованного топлива, на кузов (просверленный, перегруженный) и на электрику, которой помешали.

Дизельные автомобили тоже лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется воспламенительная доза дизеля — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если вы часто используете весь полезный объем салона и багажника — оборудование будет съедать много места, а также снизит возможность трансформации салона.

Расход газа, стоимость, запас хода

В первую очередь следует помнить, что метановых заправок в России мало (в 10 раз меньше, чем пропановых). Средний (для легкового автомобиля) расход метана в кубометрах на 0-10% меньше расхода бензина в литрах (при прочих равных условиях). Так, если автомобиль расходует в среднем 11 литров бензина на 100 км, то стоимость метана составит 10-11 кубометров на 100 км. На практике из-за потери мощности водителю, скорее всего, придется поддерживать более высокие обороты двигателя, чтобы двигаться в том же темпе. Это приведет к некоторому увеличению потребления. Несколько увеличит расход и изменит массу автомобиля после установки газового оборудования.

При этом 100-литровый баллон вмещает 22-23 кубометра сжатого метана. Следовательно, запас хода составляет всего 200-230 километров. А здесь речь идет о 100-литровом баллоне, а это большой размер. Учитывая небольшое количество метановых заправок, запас хода на метане представляет собой серьезную проблему.

Газ не пахнет

Ни природный, ни нефтяной газ не имеют запаха. Но поскольку утечки газа крайне опасны, в состав добавляют так называемые отдушки с резким запахом. Почувствовали характерный запах — сразу в сервис на проверку герметичности и настройку оборудования. Машины с внешним катализатором будут пахнуть — в обычном букете вредных газов будут уловлены нотки этилмеркаптана, того самого одоранта.

Бензин всё равно нужен

Это правда — запустить холодный двигатель на газу практически невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа значительно ниже, чем у бензина. Да и мембраны газового редуктора в сильные морозы теряют эластичность, что снижает ресурс. Поэтому при пуске оборудование переводится на «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращается на «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами решают, когда переходить с одного топлива на другое. Кроме того, возникнет потребность в бензине на случай, если бензин закончится, а поблизости нет заправочных станций.

Окупаемость метана

Для расчета возврата мы используем следующие средние данные:

  • стоимость установки — 80 000 руб;
  • стоимость литра бензина 45 рублей;
  • стоимость одного кубометра метана 25 рублей;
  • средний расход топлива – 11 литров на 100 километров;
  • средний расход пропана составляет 10,5 кубометров на 100 км пути.

На каждые 100 км пробега стоимость бензина составит 495 рублей, а стоимость метана – 262,5 рубля. Выгода составит 232,5 рубля на 100 км, или около 2 рублей. 33 копейки за каждый километр. Таким образом, пропан начнет окупаться при пробеге в районе 34 300 км. Несмотря на более высокую экономию на вождении, за счет цены газового оборудования срок окупаемости у метана выше, чем у пропана.

Газ опаснее бензина

Это отчасти правда. Неправильная установка ГБО может стать причиной течи, и ее сложнее определить, да и газ воспламеняется легче, чем бензин. При этом особую опасность представляет жидкий газ, который тяжелее воздуха — он не поднимается вверх, а скапливается под машиной, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на АЗС показывает, что газ закачивается в баллон под давлением 16 бар. Однако при срабатывании запорного клапана в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой фазе. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – и это не такой уж пугающий показатель. Например, шины грузовых автомобилей накачиваются до сопоставимых значений.

Оборудование на пропане

Такое оборудование является наиболее распространенным. Он технически проще и дешевле, поэтому более популярен среди водителей.

Баллоны

Пропан в жидком виде заливается в бак, установленный на автомобиле. По аналогии с бензином, при заправке объем рассчитывается в литрах. Смесь находится под давлением 5-15 атмосфер. Баллоны с пропаном обычно имеют толщину стенок ок. 5 мм и массой 20-30 кг. Объем баллона может быть разным. В легковых автомобилях часто используются 80-литровые баки, хотя некоторые автовладельцы предпочитают более компактные баллоны. Понятно, что в этом случае заправляться придется чаще, но и свободного места в багажнике больше. Есть даже баллоны, которые крепятся вместо обычной запаски (впрочем, непонятно, куда собственно «запаску» в таком случае поместить) или снизу автомобиля.

Баллон с газом в машине вместо запаски Баллон с газом в машине вместо запаски

Безопасность

очевидно, что пропан менее безопасен, чем бензин. В общем, взрыв баллона с пропаном более вероятен, чем взрыв бензобака при аварии.

Если возникнут проблемы с оборудованием и начнется утечка газа, водитель почувствует сильный запах, сможет перекрыть вентиль («переключатель») на баллоне, перейти на бензин и спокойно доехать до сервисного центра по ремонту ГБО. Однако если в гараже происходит достаточное количество утечек, может возникнуть опасная концентрация газа в воздухе. При этом взрыв может произойти, если водитель войдет в гараж с зажженной сигаретой или включит там свет до того, как почувствует запах газа. Следует помнить, что пропаново-окурковая смесь тяжелее воздуха и поэтому скапливается в углублениях и ямках. В современных системах клапан утечки закрывается автоматически, что повышает их безопасность. Это еще одна причина не экономить.

Следует отметить, что газобаллонное оборудование нуждается в периодической проверке и обслуживании. Эти требования нельзя игнорировать.

Влияние на автомобиль

Пропановая смесь чище бензиновой (соответственно оставляет меньше нагара). Однако необходимо помнить, что температура горения выше. Инженеры разрабатывают двигатели для работы на определенном типе топлива, и любое изменение может сократить срок службы определенных деталей. Пропан имеет более высокое октановое число, чем бензин, и сгорает медленнее. Однако двигатель опять рассчитан на топливо с определенным октановым числом, и повышение нежелательно. В частности, клапаны цилиндров могут изначально страдать от более высокой температуры сгорания. Повышенная нагрузка ложится и на выхлопную систему.

При использовании пропана мощность двигателя снижается примерно на 5-10%, что довольно много. На динамику также немного влияет увеличившийся вес автомобиля из-за установки оборудования.

Классический баллон занимает место в багажнике и если вы часто возите с собой много вещей, это будет доставлять некоторые неудобства. Однако есть баллоны, которые расположены под автомобилем (снизу багажника) и лишены этого недостатка.

Расход газа, стоимость, запас хода

С пропановыми станциями проблем нет. На территории Российской Федерации они распространены повсеместно. Пропан также продается на некоторых заправочных станциях.

Расход пропана на 10-35% выше бензина (при прочих равных условиях). На практике может быть даже немного больше: Из-за снижения мощности двигателя (5-10%) приходится поддерживать более высокие скорости при движении в том же ритме, что приведет к увеличению расхода бензина. При среднем расходе 10 литров бензина на 100 километров 40-литрового баллона хватает примерно на 400 километров.

Стоимость литра пропана, несмотря на подорожание, все равно меньше цены литра 92-го бензина – примерно в 1,3 раза.

Цена современной качественной пропановой установки на автомобиль от 30 000 рублей и выше, в зависимости от производителя и качества исполнения. Здесь не стоит скупиться, ведь более дешевое оборудование может больше снижать мощность двигателя или, например, не иметь клапана автоматического отключения дроссельной заслонки.

Окупаемость пропана

Расчет окупаемости пропана подробно рассмотрен в этой статье: «За сколько окупится газовая установка: стоит ли ставить газ на автомобиль?». Существует формула, по которой можно рассчитать, за сколько окупится пропан в каждом отдельном случае.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )