Степень сжатия и октановое число бензина

Топливо

Итак, давайте сначала разберемся с этим определением. Степень сжатия представляет собой геометрически безразмерную величину, которая рассчитывается по следующему принципу. Общий объем цилиндра делится на объем камеры сгорания.

Содержание
  1. Про степень сжатия
  2. Детонация
  3. Детонационная стойкость
  4. Что будет если залить высокий октан?
  5. Базовые знания
  6. Модификации и манипуляции с топливом
  7. Можно ли смешать 92-й и 95-й бензин? Какие последствия?
  8. Октановое число – что это?
  9. Добавки и вещества для увеличения ОЧ
  10. Более высокое сжатие в двигателе означает больше мощности, но больше давления
  11. Бензин — что такое
  12. Маркировка бензина
  13. Типы бензина
  14. Неэтилированный бензин
  15. Бензин АИ-80
  16. Бензин АИ-92
  17. Бензин АИ-95
  18. Бензин АИ-98
  19. Бензин А-92
  20. Бензин АИ-76
  21. Бензин АИ-91
  22. Бензин А-92
  23. Видео сравнение характеристик автомобиля на 95-ом и 92-ом бензине
  24. Можно ли заливать топливо с более низким ОЧ?
  25. Как определить, какой бензин нужен вашему авто?
  26. Можно ли менять марку бензина и что будет, если смешать 92-й и 95-й
  27. Пару слов про американские и турбированные моторы
  28. Степень сжатия — устойчивость к самовоспламенению
  29. Расчет коэффициента сжатия
  30. Степень сжатия и октановое число: можно ли заливать более высокооктановое топливо?
  31. Степень сжатия двигателя и октановое число бензина: что лучше заливать?
  32. Сгорание бензина с разной величиной октанового числа
  33. Возможна ли экономия?
  34. Примерное соответствие ОЧ бензина и степени сжатия для обычных атмосферных ДВС.
  35. Как можно изменить показатель сжатия
  36. Взаимосвязь коэффициента сжатия и компрессии

Про степень сжатия

Результатом является степень сжатия. На двигателях старых ВАЗ эта величина составляла около 8 единиц. А двигатели старых ЗИЛов и ГАЗонов имели степень сжатия 6. Сейчас картина изменилась. Современные иномарки имеют эти показатели 12 и более единиц. Наиболее технологичным сейчас является двигатель SkyActiv от Степень сжатия увеличена до 14 единиц.

Степень сжатия и октановое число бензина

Что определяет это число? Чем оно выше, тем больше вероятность того, что смесь внутри камеры самовоспламенится от высокого давления. Также обратите внимание, что степень сжатия определяет мощность и расход топлива. Соответственно, чем выше это число, тем мощнее и экономичнее двигатель, и наоборот (двигатели ЗИЛ как раз прямое тому подтверждение). А чтобы топливо сопротивлялось самовозгоранию, оно должно обладать определенными свойствами. Отсюда и появился термин «октановое число». Об этом мы поговорим дальше.


Что такое степень сжатия двигателя и на что она влияет?
Степень сжатия двигателя, Формула, Буст, Бензин

Детонация

Основные понятия разобраны, можно переходить к анализу самого явления детонации (D). Возникает, когда в топливный бак было залито топливо с октановым числом ниже указанного производителем. D заключается в преждевременном самовоспламенении рабочей смеси при сжатии. Последствия — фронт горения, который распространяется со скоростью взрыва и вызывает значительные повреждения стенок цилиндров и поршней. В результате износ этих деталей резко возрастает.

Детонация

Это явление сопровождается характерным стуком в двигателе, похожим на металлический звон. Мощность двигателя заметно падает, а разрушительная сила взрывной волны может привести к поломкам. Современные модели оснащены специальным датчиком, фиксирующим Д и передающим информацию на бортовой компьютер. Последний, получив аналогичный сигнал, изменяет насыщенность топливно-воздушной смеси, момент воспламенения для предотвращения детонации.

Детонационная стойкость

ОС имеет показатель, равный содержанию н-гептана и изооктана в топливе. Экспериментируя с изменением их пропорций в составе, можно добиться нужных свойств бензина и не ухудшить его качество. Чем он выше, тем больше можно сжать смесь без риска преждевременного воспламенения. Для увеличения этого числа в бензин добавляют различные присадки – эфир, спирт, антидетонационные компоненты. Без таких добавок максимальная ОСН достигает 100 единиц.

Октановое число бывает очень разным и определяется двумя методами:

  • двигатель (ОЧМ);
  • исследований (ОЧИ).

Их различие отражает чувствительность топлива. Чтобы выявить истинное значение, нужно знать фактический ОСН. Рассчитать его можно на работающем двигателе с помощью специального стенда или измерительного прибора – октанометра. Наиболее близким к этому значению является «дорожный» коэффициент СП. Определить это можно только на самой машине. Изооктановая составляющая характеризуется низким уровнем воспламенения, ее значение ОЧ указано постоянным и равным 100 единицам.

Процесс горения н-гептана при низкой степени сжатия характеризуется врезкой в ​​двигатель. Значение октанового числа близко к нулю. Топливо с октановым числом больше 100 снабжено специальной шкалой. В такие типы часто добавляют антидетонаторы и изооктан. Основным признаком несоответствующего октанового числа является металлический звон от силовой установки, создаваемый волнами давления, отражающимися от стенок цилиндров.

Оценка для дизельного топлива не имеет OC, поскольку оно значительно отличается по химической стороне процесса. Для этого используется цетановое число. Он характеризует период времени, который длится с момента поступления топлива в камеру до воспламенения. Чем выше этот показатель, тем быстрее воспламенится рабочая смесь. Чем она ниже, тем больше времени требуется для воспламенения.


Что будет если залить высокий октан?

То есть вам рекомендуют 92-й, а вы заливали 95-й или 98-й? Многие пишут, что может прогореть прокладка ГБЦ! Это реально?

 

Опять неправда. ДА, на карбюраторном двигателе (с механической регулировкой) такое например произошло бы раньше, если заливать вместо 76 бензина на 92-м, то действительно прогорала прокладка и клапана.

 

НО сейчас опять же электроника все исправит (зажигание поменяется) и ничего страшного не произойдет. Будет небольшой прирост мощности в районе погрешности 2 — 3% и все.

НО не всегда есть смысл заливать 100 бензин в двигатель, рассчитанный на 92. Вы просто не почувствуете разницы, можно залить 98 мощность будет та же. А вот в цене за литр топлива разница ощутима.

Базовые знания

Степень сжатия для дизеля — что это такое

В цилиндрах двигателя из мелкодисперсных частиц углеводородов и воздуха образуется горючая топливная смесь. Степень сжатия зависит от марки автомобиля, типа двигателя внутреннего сгорания и варьируется от 7 до 10 единиц. Обязательным условием воспламенения является наличие искры, подаваемой при максимальном моменте сжатия от свечей зажигания.

Нежелательным явлением является несанкционированное самовоспламенение, как и должно происходить с дизелем. В результате таких действий появятся негативные факторы:

  • горение будет происходить с неконтролируемой высокой скоростью за счет микровзрывов, образующихся после воспламенения;
  • генерируемая энергия вспышки будет двунаправленной как к поршню, так и в обратном направлении;
  • из-за того, что клапаны закрыты, удар, отраженный от стенок, действует на движущийся вверх поршень, в результате чего возникает металлический стук от удара поршневого пальца.

Модификации и манипуляции с топливом

Присадки могут использоваться для изменения параметров топлива. С их помощью можно искусственно повысить октановое число. Традиционно в нашей стране присадки — это все присадки (легальные и не очень) подмешиваемые в технические жидкости. Поддельные продукты (часто бесполезные, а иногда и вредные) дискредитировали этот термин.

Отличие 95 бензина от 92 в том что марка А92 самый «чистый» продукт это заблуждение.

Некоторые недобросовестные продавцы часто получают более высокие октановые числа из-за химических примесей, октан-корректоров. Единственный способ доказать обратное — лабораторные исследования.

Хотя, судя по их применению, они должны повышать мощность, снижать расход и снижать детонационные свойства бензина.

Бывают ситуации, когда автомобиль не сможет ездить без присадок. Такое случается при заливке некачественного бензина. Это определяется снижением мощности и посторонними звуками, появившимися из подкапотного пространства. В то же время добавки от надежного производителя могут спасти положение.

Добавление топливных присадок

Он способен медленно разъедать топливную систему подобно кариесу.

Но присадок, снижающих уровень в бензине, на рынке нет. Поэтому, заправляясь «разбавленной» смесью «псевдо А95», автомобилист рискует больше, чем при заправке качественной А92.

Можно ли смешать 92-й и 95-й бензин? Какие последствия?

Современная технология нефтепереработки позволяет сразу получить 92 бензин. 95 отличается от этого наличием добавок легкого эфира. Следовательно, бензин с более высоким октановым числом имеет меньший удельный вес. При смешении двух качеств образуется топливо с определенным средним показателем детонационной стойкости. Но если оставить машину на стоянке, бензин отделится. Внизу бака, возле заборного патрубка бензонасоса, будет тяжелая 92-я, а вверху — 95-я, в результате двигатель сначала будет выдавать низкооктановое топливо, а потом высокооктановое . В ситуации с 92 и 95 это не сильно повредит двигателю.

Хуже, когда автомобилисты таким образом пытаются «дотянуть» октановое число 80 до 92. В этом случае после разделения фракций двигатель должен работать на 80-х.

Учитывая небольшую разницу в стоимости топлива с разным октановым числом, попытки его смешивания экономически не оправданы.



Октановое число – что это?

Это свойство определяет ударопрочность топлива. То есть октановое число – это величина способности бензина сопротивляться самовозгоранию при сжатии. Другими словами, чем выше RF, тем меньше вероятность воспламенения топлива под давлением. На данный момент можно купить бензин с разным ОЧ. Обычно это топливо А-92 и А-95. Впрочем, есть еще 98 и «сотый» бензин, но они встречаются гораздо реже. Есть и спортивные двигатели со степенью сжатия 16 единиц. Для них требуется бензин с октановым числом не ниже 102.

Степень сжатия и октановое число бензина

Как видите, очень важными параметрами являются степень сжатия и октановое число. Следует отметить, что при производстве бензина в процессе гидрокрекинга ОС не превысит 85 ед. Но как тогда заправочные станции продают топливо с гораздо более высоким октановым числом? Все просто – в топливо перед продажей добавляют присадки. Именно они доводят бензин до нужного октанового числа. В качестве добавок используются спирты и эфиры.

Также существует различие между двигателями без наддува и с турбонаддувом. В последнем случае при любых обстоятельствах должен использоваться бензин с октановым числом не ниже 95.

Что означают числа 92, 95 и 98? Октановое число и детонация
Таблица степени сжатия и октанового числа. Зависимость
Степень сжатия и октановое число в таблице

Добавки и вещества для увеличения ОЧ

Для повышения октанового числа используются разные методы. Добавление антидетонационной жидкости является наиболее эффективным. Метод технологического вмешательства до сих пор достаточно популярен. Среди антидетонаторов чаще встречаются тетраэтилсвинец и спиртовые добавки.

Не самым безопасным, но достаточно эффективным является добавление в топливо первым антидетонатора. Он достаточно термостойкий (температура кипения 2 тысячи градусов), обладает высокой вязкостью. Его использование позволяет превысить 100 единиц октанового числа с 17. Однако выброс свинца вместе с выхлопными газами очень вреден для окружающей среды. К тому же велика вероятность отравления такими газами. На заправках этот вид топлива маркируется как «этилированный», «экобензин» или «этилированный». Стоит он намного дешевле других, но приятных последствий после его использования ждать не стоит.

Более высокое сжатие в двигателе означает больше мощности, но больше давления

На рисунке выше показана PV-диаграмма давление-объем для идеального типичного бензинового двигателя. На этом графике хорошо видно, что происходит в двигателе при сжигании топливно-воздушной смеси (в нашем примере бензин + кислород).

На графике выше кривая 1-2 показывает ход сжатия.

Строки 2-3 показывают расход топлива.

Верхняя кривая 3-4 показывает ход расширения.

А линия 4-1 показывает отвод тепла при открытии выпускного клапана в головке блока цилиндров двигателя.

Если вы собираетесь описывать все более и более техническим языком, то эту схему следует понимать так:

На диаграмме кривая 1-2 показывает такт сжатия, когда давление (ось Y) увеличивается, а объем (ось X) уменьшается по мере того, как поршень сжимает топливовоздушную смесь внутри цилиндра, приближаясь к верхней мертвой точке.

Строки 2-3 показывают теплоту, выделяющуюся при сгорании топливной смеси. Эта линия показывает, как быстро увеличиваются давление и температура горючего топлива.

Кривая 3-4 показывает увеличение объема цилиндра двигателя и падение давления, когда газ, образующийся в процессе сгорания топливной смеси, воздействует на поршень, который начинает свое движение вниз по цилиндру двигателя (такт расширения).

Строка 4-1 показывает отвод тепла от газов, образующихся при сгорании топлива. Когда давление внутри цилиндра возвращается к давлению окружающей среды, открывается выпускной клапан.

Наконец, строки 1-5 показывают нам такт выпуска (выхлопной цикл двигателя), когда поршень снова движется вверх внутри цилиндра (к верхней мертвой точке), чтобы снова сжать воздушно-топливную смесь, чтобы повторить цикл.

Область внутри линий 1-2-3-4 показывает нам, сколько работы было выполнено двигателем всего за один цикл. Более высокая компрессия двигателя означает, что две вертикальные линии на приведенном выше графике будут двигаться влево и вверх, оставляя больший ход поршня, создавая большую мощность по сравнению с двигателем с низкой степенью сжатия. То есть двигатель с высокой степенью сжатия будет выполнять больше работы за цикл, чем двигатель с низкой степенью сжатия.

А все дело в том, что в двигателях с высокой степенью сжатия в процессе сгорания создается большее давление, которое с большей силой перемещает поршень вниз в цилиндр. Правда, в этом случае внутри двигателя выделяется больше тепла.

Бензин — что такое

Бензин — самая легкая из жидких фракций нефти (смесь легких углеводородов). Используется в качестве топлива в карбюраторных и инжекторных двигателях современных автомобилей, мотоциклов и другой техники.

Бензин - это топливо!

Маркировка бензина

В соответствии с ГОСТ 54283-2010 в России существует единая маркировка для всех бензинов. Например АИ-80. Расшифровывается так. А — бензин автомобильный, I — октановое число, определяемое исследовательским методом. 80 — это само октановое число. Также в конце к названию может быть добавлена ​​еще одна цифра — экологический класс топлива, от 2 до 5, (например, АИ-92/4). Если в маркировке бензина буквы А нет, то октановое число определяется моторным методом (А-92).

Требования к качеству производимых сегодня бензинов определяются техническим регламентом, принятым в 2011 году. Полное название «О требованиях к автомобильным и авиационным бензинам, дизельному и судовому топливу, авиакеросину и мазуту».

Типы бензина

Неэтилированный бензин

Бензин без присадок, содержащий свинец. В настоящее время все бензины производятся в соответствии с техническим регламентом.

Бензин АИ-80

Полное наименование «Бензин АИ-80, Нормальный». Октановое число 80, получено исследовательским методом. По методу двигателя — 76. Качество соответствует ГОСТ 51105-97. Класс топлива — второй. Не ведомый.

Бензин АИ-92

Полное наименование «Бензин АИ-92/4, Обычный». Октановое число 92, по исследовательскому методу, 83 — по моторному методу. ГОСТ 51105-97. Не ведомый.

Бензин АИ-95

Полное название «Бензин АИ-95/4, Премиум Евро». Октановое число — 95 по исследовательскому методу, 85 — по двигателю. ГОСТ 51105-97. Не ведомый.

Бензин АИ-98

Полное наименование «Бензин АИ-98/4, супер-евро. Октановое число 98 по исследовательскому методу, 88 по моторному. Изготавливается по ТУ-38.401-58-122-95, ТУ-38.401-58-127-95, ТУ-38.401-58-350-2005. Не ведомый.

Бензин А-92

Октановое число определяется по методу двигателя = 72. Соответствует ГОСТ 2084-77. В настоящее время снят с производства. Не ведомый.

Бензин АИ-76

Эквивалент АИ-80. Октановое число по моторному методу = 76. Изготавливается по ГОСТ 2084-77. Может быть неэтилированным или неэтилированным.

Бензин АИ-91

Аналог АИ-92. Октановое число по исследовательскому методу 82,5. Выпускался по ГОСТ 51105-97. Не ведомый.

Бензин А-92

Изготавливается по ТУ 38.001165-97. По ТУ 38.001165-87 в советское время экспортировался. Аналог АИ-92. Не ведомый.

Видео сравнение характеристик автомобиля на 95-ом и 92-ом бензине

Вопрос о том, какой бензин лучше для автомобиля – 92 или 95, сегодня не только не риторический, но его даже можно назвать неуместным. Конечно, качеством топлива на российских заправках не блещет, как раньше, особенно это заметно в глубинке, ведь там контроль минимальный, и в топливо подмешивается все. Но все же, этим проблема качественной заправки автомобиля вовсе не ограничивается. Одни автомобилисты ездят на старой машине, другие – на новой, только что купленной у автодилера.

Само собой разумеется, что их двигатели предпочитают разное топливо. Если с новыми автомобилями все более-менее понятно: заправляйтесь рекомендованным производителем автомобиля топливом и спокойно ездите, то с автомобилями с пробегом все не так просто.

На старых автомобилях может не быть книжки с указанием технических рекомендаций, а во-вторых, предыдущий владелец автомобиля может модернизировать силовой агрегат под другой вид бензина или даже перевести его на газ.

 

Можно ли заливать топливо с более низким ОЧ?

Продолжаем изучать зависимость октанового числа от степени сжатия. Возьмем этот пример. У нас есть машина, где производитель рекомендует заливать 95% бензин. Что будет, если использовать топливо А-92? В этом случае высока вероятность детонации. Что это такое? Это процесс взрывного воспламенения топлива в камере сгорания двигателя при детонации, пламя может распространяться со скоростью до 2 тыс м/с (норма не более 45). Ударная волна негативно влияет на все части двигателя, с которыми соприкасается. Это головка блока цилиндров, впускной и выпускной клапаны, а также кривошипно-шатунный механизм.

Степень сжатия и октановое число бензина

Смесь воспламеняется при детонации задолго до достижения поршнем верхней мертвой точки. Учитывая это, поршень испытывает огромные нагрузки. Также учтите, что смесь воспламенится не от свечи, а от давления, как в дизеле. При такой работе ресурс двигателя увеличивается в десятки раз. Вот почему так важно знать, какая степень сжатия у автомобиля и октановое число бензина, которое рекомендует производитель.

В современных двигателях есть датчики детонации. Они при использовании низкооктанового топлива корректируют угол зажигания. Это снижает риск детонации в несколько раз. Однако не рекомендуется использовать 92-й бензин специально там, где предписан 95-й.

Как определить, какой бензин нужен вашему авто?

Современные цены на топливо достаточно высоки, поэтому часто возникает вопрос – какой бензин лучше заливать 92 или 95? По логике стоит заливать тот тип бензина, который рекомендует производитель автомобиля, но на практике все несколько иначе. Этот вопрос можно рассматривать с двух точек зрения. Первое – это строгое соблюдение регламента, а второе – то, что есть на самом деле. Октановое число. Октановое число – функция, определяющая стойкость бензина к детонации, то есть способность сопротивляться самовоспламенению при его сжатии в камере сгорания.

Как узнать, какое топливо нужно вашему автомобилю?

Самое высокое октановое число в нашей стране у бензина 85. Чтобы довести его до нужных показателей, производители используют необходимые присадки. Существует всего три вида присадок к бензину. Первый из них основан на металлосодержащих композициях, что приводит к получению этилированного бензина. Но он был запрещен к использованию еще в 80-х годах из-за слишком большого количества свинца, выбрасываемого в атмосферу, слишком вредного для окружающей среды. Положительной стороной этого вида топлива было улучшенное сгорание.

В качестве основы для второй добавки использовали ферроцен, никель, марганец и метилаланин. Отрицательной стороной такой добавки был налет, оставленный на поршнях, свечах зажигания и катализаторе.

Третий тип присадок очень распространен в нашей стране и основан на эфирах и спиртах. Положительным качеством этого вида топлива является пониженный уровень загрязнения окружающей нас атмосферы, кроме того, они не будут оседать внутри двигателя. Но есть у них и минус – низкое октановое число. Чтобы довести, например, производимый в нашей стране бензин марки 85 до уровня , потребуется значительное количество этих присадок.

Как узнать, какое топливо нужно вашему автомобилю? 4

Коэффициент сжатия. Современные производители топлива в погоне за увеличением мощности и снижением расхода топлива увеличивают и степень сжатия. Чем больше увеличивается степень сжатия, тем ниже расход топлива и выше мощность. Но такой показатель не может увеличиваться до бесконечности, так как порог детонации будет минимальным, и он будет наблюдаться даже на 95 бензине, что может привести к выходу двигателя из строя. Поэтому если степень сжатия вашего автомобиля 10 атмосфер, то в него можно заливать и 92 бензин. При степени сжатия 12 атмосфер необходимо заливать бензин не ниже 95. Если степень сжатия превышает 12 атм, заливать бензин необходимо не ниже 98. Примером может служить автомобиль Ford Focus II, двухлитровый двигатель которого имеет степень сжатия передаточное отношение 10,8 атм, то есть надо заправлять 95 бензином.

Как узнать, какое топливо нужно вашему автомобилю? 5

Тут может возникнуть вопрос, можно ли каким-то образом определить, что при покупке 95 бензина заливают именно его, а не например 92? К сожалению, этого сделать нельзя, но производители автомобилей позаботились об этом, и на современные автомобили устанавливается датчик детонации.

Он вкручивается в блок двигателя, и его задача улавливать все вибрации и лишние звуки, и передавать все имеющиеся сигналы на ЭБУ. Его работа заключается в корректировке подачи топлива, когда двигатель детонирует во время работы на низких и средних оборотах. Если обороты двигателя приближаются к красной зоне, датчик детонации просто не успевает корректировать обороты на низкооктановом топливе.

Исход. Если в обычную гражданскую машину залить бензин 92 вместо 95, ничего страшного не произойдет, так как она едет на малых и средних оборотах. Но если вам нужно выехать за город, где скорость будет значительно выше, то лучше заправиться бензином с высоким октановым числом.

Можно ли менять марку бензина и что будет, если смешать 92-й и 95-й

И все же, какой бензин лучше: 92 или 95.? Вряд ли такую ​​постановку вопроса можно считать правильной. При условии, что бензин качественный, марка, на которую настроены параметры управления двигателем, хороша.

Ведь если, например, октановое число бензина значительно ниже рекомендуемого, то процесс воспламенения в камере сгорания произойдет раньше, чем положено, когда впускные клапаны еще не закрыты. Мало того, что часть тепловой энергии (а значит, и мощности, развиваемой двигателем) уйдет впустую, так еще и сами процессы детонации добавят проблем: неустойчивая работа двигателя, ускоренный износ трущихся деталей, повышенное нагарообразование.

Практически такие же проблемы возникнут и в обратной ситуации, только теперь зажигание будет происходить с задержкой, что вызывает те же негативные последствия.

Следует отметить, что современные автомобили предусматривают регулировку параметров работы двигателя на изменение октанового числа в определенном диапазоне. Электронный блок управления двигателем (ECU) постоянно контролирует:

  • соотношение бензин/воздух в топливовоздушной смеси;
  • момент впрыска топлива;
  • момент воспламенения топливной смеси;
  • детонация;
  • скорость двигателя,

и при необходимости регулирует параметры и режим работы устройства. Но возможности ЭБУ не безграничны, и если разница в октановом числе значительна (например, вместо 95 заливают 80-й бензин), электроника не справится.

Бензины марок 92 и 95 незначительно различаются по основным параметрам (по октановому числу не более 3%). Поэтому на современных машинах при необходимости (например, пустой бак, а на заправке всего 92) допускается замена на короткий срок. Короткий период, потому что на малых и средних скоростях разница в марке топлива не повлияет, а вот на высоких она все равно появится.

Специалисты также не рекомендуют заливать 92 бензин в двигатели с малым объемом камеры сгорания (в том числе с турбонаддувом). Дело в том, что увеличение мощности (точнее, удельной мощности) в современных двигателях достигается за счет повышения степени сжатия, и при значении этого показателя более 10,5 (а нередко степень сжатия достигает 12) выполняются требования к антидетонационные свойства до тех пор, пока не повысится топливо – иными словами, до октанового числа.

Наоборот, если степень сжатия меньше 10,5, параметры двигателя устанавливаются на использование 92 бензина, а при использовании вместо него 95 бензина возможна некоторая потеря мощности из-за более позднего воспламенения топливной смеси.

Еще одним немаловажным аргументом в пользу использования рекомендованной производителем марки бензина в новом автомобиле является сохранение права на гарантийный ремонт в течение нужного срока. Формальный отказ в гарантийном ремонте двигателя может правомерно последовать по результатам анализа топлива, если выяснится, что марка не соответствует указанной производителем автомобиля в руководстве по эксплуатации. И тогда экономия в три-четыре тысячи рублей (среднее значение на 15 000 километров пробега в год) может обернуться гораздо большей потерей денег, времени и нервов.

Можно ли и в какой пропорции смешивать эти две марки? Можно ли заправлять бак остатками бензина одной марки другой марки? Думается, такая смесь создаст топливо с какими-то средними свойствами. На самом деле это не так.

бензин 95 содержит больше легких эфирных присадок и поэтому легче 92. При смешивании в бензобаке образуются две топливные фракции: 95 бензин сверху и 92 снизу, и расходуются они в одинаковом порядке. Таким образом, смешивание 92 с 95 не дает нового практического эффекта.

В случае, когда автомобиль рассчитан на использование только 95-го бензина, а при необходимости заливается 92-й:

  • если при этом есть некоторая потеря мощности, но двигатель стабильно работает на низких и средних оборотах без посторонних шумов, до следующей заправки можно не волноваться. Нужно только соблюдать режим бесшумной езды;
  • при работе двигателя слышен громкий стук, очень похожий на стук клапанов – явное следствие детонационных процессов, которые при длительном использовании такого бензина могут привести к негативным результатам. В этом случае желательно как можно быстрее сменить топливо (совет: как слить бензин из бака).

Длительная эксплуатация 95-го бензина в автомобилях, рассчитанных на 92-й бензин со степенью сжатия менее 10,5, также может привести к потере мощности двигателя.

Пару слов про американские и турбированные моторы

Мне тоже задавали такие вопросы — «Купил машину пригнанную из США, там написано, что нужно лить бензин АКИ 91. Что это такое, и какое топливо выбрать?»

На американском рынке немного другие стандарты, их классификация не такая, как у нашего ИИ (то есть «исследование»). Аббревиатура ОКИ означает — условное, усредненное обозначение двух индексов («исследовательский» + «двигательный»)/2).

Если приблизить его к нашим стандартам, то получится что-то вроде этого:

АКИ87 = АИ92

АКИ89-91 = АИ95

АКИ93 = АИ98

 

Отмечу и турбированные варианты, в прошлой статье я говорил, что в них рекомендуется лить не менее «95-го».

Давайте подумаем логически, почему именно 95 и 98? Двигатели с турбонаддувом потребляют гораздо большие объемы воздуха и топлива, смесь в них должна быть более обогащенной, а из вышеперечисленных пунктов мы поняли, что такое БОГАТОЕ топливо, оно дает нам большее октановое число. Подумайте сами — ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ТУРБО И ПРОДОЛЖАТЬ КОРМИТЬ МНОГО ПАРТИЙ, он просто не предназначен для этого! Количество воздуха должно строго соответствовать теплотворной способности топлива.

Также стоит отметить, что при использовании «92-го», как указывают многие производители, может нарушаться «нужный температурный режим», что может привести к выходу из строя некоторых узлов, особенно самой «турбины». Поэтому в ТУРБО только «что доктор прописал» иначе полный ремонт.

Степень сжатия — устойчивость к самовоспламенению

Физическая связь между полным объемом цилиндра в момент нахождения поршня в мертвой точке и рабочим объемом камеры внутреннего сгорания характеризуется степенью сжатия (КС). Индикатор описывается безразмерной величиной. Для бензина это 8-12, для дизеля 14-18. Увеличение параметра увеличивает мощность, КПД двигателя, а также снижает расход топлива. Однако высокие значения CV повышают риск самовоспламенения горючей смеси при высоком давлении. По этой причине бензин с высоким индексом охлаждающей жидкости также должен иметь высокую ударопрочность – октановое число (ОС).

степень сжатия и октановое число в бензиновой таблице

Расчет коэффициента сжатия

Рассчитать степень сжатия двигателя внутреннего сгорания можно, если выполнить расчет по формуле ξ = (Vр + Vс) / Vс; где Vp — рабочий объем цилиндра, Vc — объем камеры сгорания. Из формулы видно, что степень сжатия можно сделать больше за счет уменьшения объема камеры сгорания. Или за счет увеличения рабочего объема цилиндра без замены камеры сгорания. Vp намного больше, чем Vc. Поэтому можно считать, что ξ прямо пропорциональна рабочему объему и обратно пропорциональна объему камеры сгорания.

Рабочий объем цилиндра можно рассчитать, зная диаметр цилиндра — D и ход поршня — S. Формула для его расчета выглядит так: Vр = (π*D2/4)*S.

Степень сжатия двигателя, Формула, Буст, Бензин

Объем камеры сгорания из-за ее сложной формы обычно не рассчитывают, а измеряют. Сделать это можно, налив в него жидкость. Определить объем, который помещается в жидкостную камеру, можно с помощью измерительных приборов или весов. Для взвешивания удобно использовать воду, так как ее удельный вес равен 1 г на см3. Таким образом, вес в граммах покажет объем в кубических сантиметрах.

Степень сжатия и октановое число: можно ли заливать более высокооктановое топливо?

Рассмотрим другой пример. В машину заливается 95 бензин, но производитель рекомендует А-92. Что произойдет в таком случае? Это миф, что в этой ситуации прогорает прокладка ГБЦ. Но как показывает практика, такое бывает только на старых карбюраторных двигателях. В случае с инжекторными автомобилями, которых сейчас подавляющее большинство, ничего трагичного не произойдет. Электроника автоматически скорректирует угол зажигания. Также будет небольшое 2-процентное увеличение мощности. Но заливать дорогой 98 бензин в иномарку 2000-х нет смысла. Поэтому лучше использовать тот сорт, который прописан производителем.

Степень сжатия двигателя и октановое число бензина: что лучше заливать?

Определить, какое топливо можно заливать в автомобиль, можно также по степени сжатия. Так, если последний показатель не более 8,5, двигатель может работать на топливе А-76. При октановом числе от 8,5 до 9 единиц рекомендуется использовать топливо А-80. Бензин 92 заливают в автомобили, где степень сжатия двигателя от 10 до 10,5. Это большинство иномарок 90-х и начала 2000-х годов. Если у вас новый автомобиль, где степень сжатия двигателя от 10,5 до 12, то необходимо использовать бензин с октановым числом 95. Какие автомобили подходят для 98 класса? Это топливо рекомендуется заливать в двигатели со степенью сжатия от 12 до 14 единиц. А если это спортивный двигатель, то здесь стоит использовать «сотку». Это касается двигателей со степенью сжатия более 14 пунктов.

Степень сжатия и октановое число бензина

Чем выше октановое число, тем лучше бензин?

Сгорание бензина с разной величиной октанового числа

Скорость горения бензина напрямую связана со значением ОСН. Высокооктановое топливо характеризуется плавным и длительным временем сгорания. При этом двигатель работает ровнее и ровнее по сравнению с двигателями, рассчитанными на низкооктановое топливо. И наоборот, чем ниже октановое число, тем короче период, необходимый для воспламенения топливно-воздушной смеси. Это влияет на расход топлива, так как быстрое сгорание также означает более быстрое поступление бензина в камеру сгорания.

Однако следует учитывать, что простым повышением октанового числа нельзя добиться экономии, т.к необходимо еще учитывать конструктивные особенности двигателей.


Возможна ли экономия?

Учитывая степень сжатия и октановое число, стоит отметить, что при использовании более высокооктанового топлива немного снижается расход двигателя. Но существенной экономии добиться не удастся, считают водители. Разница лишь в пределах погрешности — не более четырех процентов. При этом следует понимать, что цена высокооктанового бензина всегда выше, а потому экономия сводится на нет.

Степень сжатия и октановое число бензина

Примерное соответствие ОЧ бензина и степени сжатия для обычных атмосферных ДВС.

Степень сжатия 8,5-10 — АИ92

, при заливке АИ95 и АИ98 расход топлива немного упадет.
Степень сжатия 10-12 — АИ95
, на АИ92 будет сильное падение мощности и рост расхода.
Степень сжатия 12-13 и выше — СТРОГО НЕ МЕНЕЕ АИ98
. Может быть
краткосрочный AI95

При этом большинство обычных ДВС со степенью сжатия ниже 11 свободно выпускают АИ92 зимой без детонации, потери мощности и увеличения расхода топлива

. Дело в низкой температуре всасываемого воздуха, меньшей температуре ДВС, более плотном воздухе, более холодной горючей смеси, и как следствие, детонационная стойкость выпускной системы намного выше, чем летом, чего достаточно уменьшить залитый бензин с 3 ед. ДВС со степенью сжатия ок. 10 находится на границе между АИ92 и АИ95, экономически возможно лить АИ95 летом и АИ92 зимой. То же самое касается двигателей со степенью сжатия 12, только бензиновые будут АИ95 и АИ98 соответственно. И еще раз повторяю —
заправляйтесь ТОЛЬКО на проверенных АЗС
. Тяжелые загрязнения и тяжелые углеводороды (деготь, дизтопливо, парафины, мазуты, сера, масла и другие) обязательно будут накапливаться в моторном масле и убивать его быстрее, чем вам хочется. А вот содержание спиртов, бензол-толуол-ксилолов и прочих легких углеводородов и оксигенатов никак не повлияет на скорость старения масла. Наоборот, такой бензин будет гореть чище, хотя расход будет выше, чем на обычном бензине без них.

Детонации как таковой вы, скорее всего, вообще никогда не услышите и не увидишь. Проскочит всего 1-3 импульса — они будут зарегистрированы датчиком детонации и подавлены несколькими способами. Благодаря обратной связи от системы зажигания и датчика детонации ЭБУ выбирает ЭБУ так, что детонации в принципе не происходит. В качестве одной из антидетонационных мер смесь повторно обогащают и доводят до стехиометрического соотношения 10-13 для охлаждения камеры сгорания. Что неизбежно сказывается на росте расхода топлива и росте нагрева ДВС. Но в любом случае детонация нет, нет, да, будет проскальзывать в некоторых режимах и т.п
как минимум постепенно разрушит шатунные вкладыши, деформирует кольца и вызовет ускоренное старение металла в шатунах и поршнях или даже перегреет поршни и вызовет надрывы и износ юбок и втулок поршня.
И наконец, не сразу, а через 50-100-150т.км в зависимости от вашего везения произойдет ДТП.

А теперь несколько примеров штатных ДВС (список добавлю позже), куда любят лить АИ92. ВАЗ 21116 21126 21127 21129 — 10,5-11:1

где 92 бензин и где эти двс? Что оно делает*? Или вы заливаете немного не то, на что рассчитан движок?
Летом сюда льют АИ95, зимой только АИ92 2НЗ-ФЕ — 11:1 ну где АИ92 и где этот двигатель?

Как можно изменить показатель сжатия

Методы увеличения:

  • Расточка цилиндров и установка более крупных поршней.
  • Уменьшите объем камер сгорания. Выполняется путем снятия слоя металла со стороны плоскости для сопряжения головки с блоком. Из-за мягкости алюминия эту операцию лучше всего выполнять на фрезерном или строгальном станке. Нельзя использовать болгарку, так как камень будет постоянно забиваться пластичным металлом.

Способы снижения:

  • Снимите слой металла с нижней части поршня (обычно это делается на токарном станке).
  • Установка между головкой и блоком цилиндров дюралевой прокладки между двумя прокладками.

Взаимосвязь коэффициента сжатия и компрессии

Когда вы знаете значение степени сжатия, вы можете рассчитать, какая компрессия должна быть в двигателе. Однако обратная оценка будет неверной. Так как компрессия также зависит от износа деталей цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма. Низкая компрессия двигателя часто свидетельствует о значительном износе двигателя и необходимости его ремонта, а не о низкой степени сжатия.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )