Скачут обороты двигателя на холостом ходу

Поломки

В норме скорость ХХ разных двигателей может варьироваться от 700 до 900 об/мин. Следует помнить, что сразу после запуска холодного двигателя внутреннего сгорания блок управления увеличивает обороты холостого хода, заставляя двигатель работать в так называемом «режиме прогрева».

Содержание
  1. Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины
  2. Проблемы с герметичностью впускной системы
  3. Клапан вентиляции картера
  4. Способы решения проблемы
  5. Датчик массового расхода воздуха
  6. Датчик РХХ
  7. ДПДЗ
  8. Дроссельная заслонка
  9. Датчик температуры двигателя
  10. Впускной коллектор
  11. Возможные причины неисправности
  12. В карбюраторных авто
  13. В инжекторных автомобилях
  14. В дизельных автомобилях
  15. Когда нужна замена ДМРВ
  16. Методы диагностики ДМРВ
  17. Регулировка холостого хода двигателя и чистка жиклера
  18. Электромагнитный клапан карбюратора
  19. Обработка лопастей ТНВД от коррозии
  20. Основные причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу
  21. Почему плавают обороты на инжекторном двигателе
  22. ЭБУ «пилит» холостой ход
  23. Признаки нестабильного режима холостого хода
  24. Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:
  25. К чему приводит нестабильная работа двигателя
  26. Регулировка холостого хода на инжекторе
  27. Как РХХ влияет на холостой ход?
  28. Возможные неисправности
  29. Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ
  30. Из-за чего на прогретом моторе высокие обороты
  31. Карбюраторный ДВС
  32. Инжектор
  33. Дизельный мотор

Неустойчивые обороты холостого хода: симптомы и причины

Этот режим является нормальным, то есть не является неисправностью. После достижения определенной температуры и небольшого прогрева двигателя «темп прогрева» снижается, двигатель начинает работать в штатном режиме ХХ.

Плавающая скорость холостого хода

Если обороты двигателя скачут на холостом ходу, эта ошибка выглядит как легкое нажатие и отпускание педали газа, а сам водитель не нажимает на педаль газа. Другими словами, обороты холостого хода могут быть слишком высокими или нормальными, а затем начать падать до такой степени, что двигатель практически не глохнет. После этого двигатель снова «подхватывает», стрелка на тахометре снова поднимается вверх и скачки в виде увеличения и уменьшения оборотов повторяются.

Обычно ошибка появляется на несколько минут, чаще на холодном двигателе, после чего пропадает до следующего запуска. Также возможно, что поломка присутствует постоянно и не зависит от степени прогрева двигателя, т.е обороты текут постоянно после отпускания педали акселератора и перевода ДВС в режим холостого хода.

Причин такого нестабильного холостого хода много. Среди них можно выделить несколько основных. В первую очередь необходимо учитывать тип устанавливаемого двигателя и системы питания: карбюратор, инжектор, дизель.

Инжекторный двигатель
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое инжекторный двигатель. Из этой статьи вы узнаете о функциях, устройстве и принципах работы инжекторного впрыска.

На двигателях с карбюраторами большинство проблем решается чисткой и регулировкой указанного измерительного блока.

  • Холостые обороты двигателя на карбюраторе необходимо регулировать, так как при активной эксплуатации автомобиля настройки имеют свойство сбиваться.
  • Также следует обратить внимание на то, что в карбюраторе не происходит значительного обеднения топливно-воздушной смеси.
  • Особого внимания заслуживает электромагнитный клапан карбюратора. Характерным признаком неисправности является то, что двигатель не работает на холостом ходу без подсоса.
  • Также необходимо исключить возможность подсоса воздуха в карбюратор, что также может сильно обеднить смесь. В результате двигатель троит, обороты скачут, двигатель начинает глохнуть.

Во время манипуляций с карбюратором необходимо проверить степень загрязнения форсунок, прочистить каналы холостого хода, оценить уровень топлива в поплавковой камере и так далее. Форсунки карбюратора в процессе эксплуатации требуют периодической чистки, параллельно с этим необходимо проверять состояние воздушного фильтра и заменять сильно загрязненный элемент.

Теперь несколько причин, почему прыгают обороты на инжекторном двигателе. Как известно, современные автомобили с таким двигателем оснащены электронным впрыском топлива под управлением ЭБУ. Такая система управления конструктивно имеет множество датчиков, благодаря которым определяется состав топливной смеси на разных режимах работы ДВС. Совершенно очевидно, что некорректные или ошибочные данные с любого датчика могут привести к плавающим оборотам холостого хода. Другими словами, электронный блок управления (ЭБУ) не получает достоверной информации или получает данные периодически, в результате чего на холостом ходу обороты скачут. В список возможных неисправностей должны входить:

  • Зажигание и неисправности в этой системе. Необходимо проверить высоковольтные провода, свечи зажигания и другие элементы.
  • Вход. Неисправность впуска может быть связана с датчиком массового расхода воздуха, загрязненным воздушным фильтром, подсосом воздуха.
  • Регулятор холостого хода. Выход из строя или неисправность этого узла закономерно приводит к нестабильным оборотам двигателя на холостом ходу.
  • Система рециркуляции выхлопных газов ЕГР. Проблемы с EGR вызывают нарушения состава топливно-воздушной смеси, что также влияет на стабильность оборотов двигателя.

Если обороты скачут на холостом ходу, проверки следует начинать с РХХ. Расположение регулятора обычно находится рядом с датчиком положения дроссельной заслонки TPS. Проверить указанное устройство можно, заменив его заведомо исправным устройством или воспользовавшись мультиметром. Для проверки мультиметром следует узнать рабочее сопротивление, после чего измерить сопротивление регулятора тестером. Отклонения от нормы укажут на возможную поломку регулятора холостого хода.

В случае, если диагностика регулятора показывает работоспособность, испытание следует продолжить. Следующим пунктом является датчик массового расхода воздуха ДМРВ. Для проверки отсоединяем разъем питания от ДМРВ, после чего нужно запустить силовой агрегат. В режиме холостого хода обороты могут подниматься примерно до 1200-1500 об/мин. Стабильная работа ДВС при отключенном ДМРВ и улучшенная динамика разгона при движении будут свидетельствовать о том, что обороты могут плавать из-за отказа ДМРВ.

Что касается клапана EGR, то это решение позволяет возвращать часть выхлопных газов на впуск. Это было сделано для улучшения экологических характеристик двигателя внутреннего сгорания. Другими словами, клапан открывается, а затем закрывает проход для подачи выхлопных газов обратно в двигатель. Выход из строя или «залипание» клапана приводит к тому, что выхлопные газы поступают на впуск в избытке, что влияет на состав смеси, обороты холостого хода и другие режимы работы двигателя. Для нормальной работы клапан EGR необходимо периодически чистить, особенно седло.

Дизельный двигатель конструктивно отличается от бензинового тем, что в агрегате имеется топливный насос высокого давления. По этой причине плавающие обороты холостого хода могут возникать как в результате проблем, присущих бензиновым аналогам, так и в результате проблем с ТНВД. Например, коррозия или механический износ движущихся частей внутри насоса. Заедания и другие неисправности вызывают скачки оборотов холостого хода дизельного двигателя.

Проблемы с герметичностью впускной системы

 

Одной из причин появления плавающих оборотов является нарушение герметичности инжекторной системы впрыска. Топливный насос или форсунки будут подсасывать небольшое количество воздуха, вызывая проблемы в работе агрегата. Внешние датчики посылают в электронные мозги неправильные сигналы, и автоматика пытается исправить поломку, для чего постоянно увеличивает обороты, вызывая хаотичную работу двигателя. Подобные неисправности приводят не только к поломке силового агрегата, но и к значительному увеличению расхода топлива.

Проверить работу датчика массового расхода воздуха, отвечающего за холостой ход, несложно. В инструкции к авто нужно найти расположение высоковольтного кабеля, который соединяет этот блок с электронными мозгами. Выньте из него заглушку и запустите двигатель. Если обороты двигателя стабилизировались при выключенном датчике расхода воздуха, а реакция на нажатие педали акселератора улучшилась, это говорит о неисправности электронного блока. В большинстве случаев такие датчики не подлежат ремонту и требуют замены.

При значительном износе двигателя возникают проблемы с герметичностью соединения впускных патрубков, что приводит к завоздушиванию топливной системы. Для их управления необходимо на неработающем двигателе подавать в систему сжатый кислород с давлением около 0,5 атмосферы. Утечку воздуха можно определить по характерному шипящему звуку. Поврежденные форсунки и негерметичные соединения заменяются, что решает проблему расхода. Не стоит использовать автомобиль с такими поломками, так как это выводит из строя инжектор, лямбда-зонд и дорогие каталитические нейтрализаторы.

Клапан вентиляции картера

 

При работе двигателя в картере скапливаются газы, которые удаляются с помощью специального клапана. Избыток этих газов направляется в систему, а затем подмешивается в топливно-воздушную смесь через дроссельную заслонку с последующим выбросом в трубу глушителя. При заклинивании клапана со стороны впускной системы в камеры сгорания поступает меньшее количество картерных газов, что приводит к недостаточному обогащению топлива. Автоматика двигателя может попытаться внести коррективы в работу двигателя, в результате обороты начинают немного «гулять» в пределах 750-1100 в минуту.

Система вентиляции картерных газов имеет сложную конструкцию, состоит из множества клапанов и трубок, которые засоряются и изнашиваются в процессе эксплуатации автомобиля. Периодическое техническое обслуживание и очистка системы поддерживает правильную работу двигателя, снижает угар масла и расход бензина, решает проблемы с плавающими оборотами холостого хода. Если есть проблемы с клапаном вентиляции картерных газов, его чистят, замачивают в бензине, а если проделанная работа не помогла, меняют на новый.

Определить неисправность клапана вентиляции картерных газов несложно. Открывать маслозаливную горловину необходимо при горячем двигателе. Если работа двигателя изменилась и обороты перестали прыгать, проблема в клапане системы вентиляции силового агрегата. Нужно только определить, есть ли повреждения потерявших герметичность труб, или же балка застряла в одном из положений.

Способы решения проблемы

Устранить нарушение обычно несложно, на поиск тратится больше времени в силу разных причин.

Датчик массового расхода воздуха

ДМРВ может давать искаженные показания, внося погрешность в расчеты компьютера. Последний способен легко предотвратить обман, но обычно в небольших пределах.

Тогда он просто отключит заведомо неисправный датчик, запустит регулировку по показаниям всех остальных, увеличит скорость ХХ и установит код неисправности.

Неисправный ДМРВ проверяется по данным сканера в разных режимах, сигнал должен соответствовать типовому набору. То же самое можно сделать мультиметром, но не во всех двигателях. Датчик необходимо заменить. Иногда его можно помыть и отреставрировать, но не всегда на это надеяться.

Датчик РХХ

На самом деле это не датчик, а актуатор. Он состоит из воздушного клапана, управляемого шаговым двигателем.

Проблемы возникают из-за загрязнения актуатора, дроссельного узла, где установлен регулятор в перепускном канале, а также механического износа. РХХ заменяется новым, а дроссельная заслонка должна быть снята и полностью промыта.

ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки может иметь конструкцию в виде простого потенциометра с угольным ходом и ползунком. Этот механизм со временем изнашивается и начинает выдавать сбои и ошибки.

Он дешевый, легко диагностируется сканером и быстро заменяется. Иногда можно восстановить работу, отрегулировав положение так, чтобы закрытая заслонка выдавала на ЭБУ четкий ноль.

Дроссельная заслонка

Канал подачи воздуха с дроссельной заслонкой часто загрязняется, после чего дроссельная заслонка не закрывается полностью. Это равносильно легкому нажатию на педаль газа, что приводит к увеличению скорости.

При этом никакой ошибки не выдается, так как TPS также сигнализирует о малом открытии. Решение – промыть газовую трубу чистящими средствами. Иногда то же самое происходит из-за износа. Затем узел заменяется.

Датчик температуры двигателя

Состав смеси зависит от температуры двигателя. Когда соответствующий датчик работает с большой ошибкой, ЭБУ фиксирует это как недостаточный нагрев, и прибавляет обороты холостого хода.

Сопоставив фактическую температуру с показаниями сканера, можно выявить и браковать дизель, после чего все решает разумная замена.

Впускной коллектор

Весь впускной канал должен быть герметизирован, так как при закрытии газа в нем возникает вакуум. Любые негерметичности прокладок или материала деталей приводят к подсосу необнаруженного воздуха, перебоям и повышенным оборотам.

Необходима диагностика с помощью дымогенератора или углеродного теста, то есть путем проливания подозрительных мест легковоспламеняющимися аэрозолями.

Возможные причины неисправности

Плавающие обороты двигателя на холостом ходу практически всегда вызваны нарушением состава топливной смеси или чрезмерным подсосом воздуха в двигатель. Сложность этой проблемы заключается в том, что к этому может привести широкий спектр неисправностей в системе подачи топлива.

В карбюраторных авто

Большинство проблем с плавающими оборотами двигателя при карбюраторном впрыске топливной смеси напрямую связаны с самим агрегатом (карбюратором). Как правило, скачки оборотов двигателя связаны с обеднением поступающей топливной смеси, вызванным:

  • неправильная регулировка холостого хода «умельцами» или ошибки, возникшие в результате эксплуатации;
  • загрязнение жиклеров, топливных и воздуховодов на холостом ходу;
  • поломка электромагнитного клапана агрегата;
  • подсос лишнего воздуха и последующее обеднение топливной смеси.;
  • неправильный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора (высокий или низкий);
  • сломанный газовый клапан или маслянистый налет, не позволяющий заслонке нормально открываться и закрываться;

В результате этих неисправностей в системе подачи топлива двигатель начинает троекратно крутиться на холостом ходу.

Неисправный карбюратор

В инжекторных автомобилях

В автомобилях с принудительной подачей топлива большинство причин, по которым глохнет двигатель, часто связаны с неисправностями электроники. Работа электронного блока управления (ЭБУ), отвечающего за впрыск топлива, основана на полученных данных, которые передаются датчиками. Скачки оборотов двигателя возникают из-за того, что датчик массового расхода воздуха (MAF) передает неверные данные, на клапаны впрыска поступает больше воздуха, чем необходимо. Из-за избытка воздуха в цилиндрах двигателя ЭБУ «дает» команду клапанам форсунок приоткрыться для добавления топлива. В результате его сгорания происходит скачок оборотов двигателя. После выгорания топлива обороты двигателя снова падают.

Причинами скачков оборотов на инжекторных моделях также могут быть:

  • износ и забивание свечей зажигания;
  • повреждение высоковольтных проводов, вызывающее выход из строя всей электроники автомобиля;
  • отказ регулятора холостого хода (IAC);
  • неисправность системы рециркуляции отработавших газов EGR;
  • засорение клапана вентиляции картерных газов.

Неисправность форсунки автомобиля

В дизельных автомобилях

В автомобилях с дизельным двигателем причины скачков оборотов двигателя могут быть такими же, как и на бензиновом агрегате. Однако другой причиной мог быть выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД). Коррозия или механическое повреждение подвижных лопастей ТНВД приводит к плавающим оборотам двигателя, как на холостом ходу, так и при движении на малых оборотах двигателя.

Когда нужна замена ДМРВ

Самая дорогая ошибка в нашем списке — поломка ДМРВ. Давайте разберемся, как этот датчик влияет на холостой ход и какие признаки указывают на то, что проблема именно в нем. Пойдем.

MAF анализирует объем проходящего через него воздуха и передает данные в ECU. Когда датчик начинает хандрить, мозг готовит субоптимальный TPVS. Как правило, они делают ее богатой.

В результате обороты холостого хода двигателя начинают плавать. Кроме того, ухудшается динамика, увеличивается расход топлива и плохо заводится двигатель.

Методы диагностики ДМРВ

Способ 1. И самый простой. Снимаем фишку с разъема датчика и запускаем двигатель. Мы слушаем. Если скорость перестала прыгать и немного увеличилась, скорее всего ДМРВ неисправен. Для более точной проверки перейдите к способу 2.

Способ 2. Одеваем фишку обратно. Включите зажигание и возьмите мультиметр. В два крайних (чаще всего) провода разъема вставляем маленькие иглы и измеряем напряжение. Нормальным считается значение от 0,99 до 1,04 вольта. Подробнее — ДМРВ за компенсацию.

Регулировка холостого хода двигателя и чистка жиклера

На карбюраторных автомобилях проблема плавающих оборотов решается регулировкой холостого хода и чисткой топливного жиклера.

Начнем с регулировки. Задача состоит в том, чтобы найти так называемую «землю». Алгоритм такой. Заводим двигатель и откручиваем винт качества (заливаем смесь) до тех пор, пока обороты не начнут падать. Нет необходимости спешить. Вывернул пол-оборота — подождал. Фиксируем момент, когда скорость становится нестабильной — в двигателе много топлива. Это вершина холма».

Теперь, наоборот, закручиваем винт качества. Оборот будет постепенно увеличиваться. Переходим к моменту начала торможения. Как только мы это почувствовали, мы немного повернули винт назад и нашли точку, когда скорость становится максимальной. Это оптимальный TPVS.

Можно открутить винт качества еще на пол-оборота. При этом немного увеличится расход бензина. Зато повысится устойчивость двигателя на переходных режимах.

Хорошо, тогда. Сделали все по науке, а холостые все равно плавают. Давай — выключи топливный жиклер. Чистим его и сам канал. Ставим обратно.

Бывает, что сечение балки слишком маленькое. В этом случае будет сложно поймать «землю» при настройке. Выход – поставить более производительную балку или расширить старую, то есть увеличить диаметр.

Электромагнитный клапан карбюратора

EPHH помогает тормозить двигатель и корректирует холостой ход. Поэтому, когда двигатель глохнет при движении накатом или плавают обороты холостого хода, самое время это проверить.

Алгоритм прост. Включите зажигание и отсоедините провод от клапана. Вы слышите щелчок? Так что все в порядке. Нет щелчка? Добавляем плюс от аккумулятора. Если он не щелкает, измените EPHH.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Изменяются ли обороты на дизеле? Скорее всего это заедание лопастей ТНВД. Ржавчина на них появляется из-за воды в солярке. Сразу заметим, что очистка лопаток роторного бустерного насоса – задача не из легких. Прецизионные детали легко повреждаются.

Внутри все промываем соляркой или маслом 2Т. Зачистить наждачной бумагой зернистостью 1000-1500. Чем меньше тем лучше.

Основные причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу

Основные моменты, почему плавают обороты холостого хода: износ поршневой группы, выпускной системы EGR, коррозия лопаток турбины или выход из строя системы зажигания.

Одной из наиболее распространенных причин является забитый клапан EGR. Система EGR отвечает за удаление выхлопных газов. Особенностью работы является возврат части выхлопа в камеру сгорания из выпускного коллектора в систему циркуляции. Технология EGR помогает уменьшить воздействие выхлопных газов на окружающую среду и добиться полного сгорания топлива. Поломка устраняется заменой клапана или его прочисткой (чисткой).

причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу

Дизельный вариант ДВС характеризуется образованием коррозии на насосе или движущихся лопатках турбины. Элементы «залипают» и перестают выполнять свою функцию. Вариант защиты — активная смазка металлических деталей.

Частная практика доказала эффективность добавления моторного масла (100 – 200 грамм) в топливный бак для смазки лопастей насоса.

Износ поршня и колец приводит к потере компрессии в двигателе внутреннего сгорания. Компрессия напрямую связана с герметичностью ГБЦ. Износ прокладок приводит к травлению воздушно-масляной массы, что визуально определяется по полосам на блоке цилиндров. Этот характерный показатель сопровождается перебоями в пуске и работе ДВС, изменением устойчивых оборотов холостого хода.

Пробитая прокладка под головкой блока может привести к катастрофическим последствиям для двигателя – затеканию охлаждающей жидкости в картер, загрязнению масла и гидроудару (при изменении геометрии блока из-за перегрева).

Причина плавающих оборотов может крыться в работе свечей зажигания. Свечи зажигания рассчитаны на определенный ресурс, нуждаются в периодическом осмотре и очистке от нагара. Срок службы зависит от качества изготовления свечей зажигания и материала изготовления электрода. Свечи с никелированным элементом недолговечны. При пробеге около 10 тысяч километров нарушается режим работы – появляется «блуждающая искра» (приводящая к нестабильному моменту воспламенения топлива в камере сгорания). Сопровождается затрудненным запуском ДВС и влияет на плавность работы на холостом ходу.

Нестабильный двигатель на холостом ходу

Кроме свечей осматривают бронепровода — на целостность, и катушку зажигания — на замыкание обмотки.

Качество топливной смеси можно определить визуально по цвету и состоянию свечей: следы перегрева и шлакообразования свидетельствуют о некачественном топливе.

Почему плавают обороты на инжекторном двигателе

Конечно, современные инжекторные автомобили представляют собой гораздо более сложные системы, чем их карбюраторные предшественники, и поэтому часто плавающие обороты двигателя, в том числе и на холостом ходу, являются следствием выхода из строя или недостаточной работы одного из электронных компонентов. Например, датчик массового расхода воздуха, называемый среди автомобилистов расходомером воздуха, может забиться пылью, в таком случае он выдает неверные данные в электронный блок управления двигателем. Эта ситуация вполне может привести к плавающим оборотам холостого хода.

Кроме того, в инжекторных автомобилях устанавливают специальное устройство, называемое регулятором холостого хода. Этот регулятор открывает и закрывает так называемый обходной канал. Этот канал предназначен для подачи воздуха в двигатель при закрытой дроссельной заслонке. Соответственно, если регулятор работает некорректно, или не работает вообще, двигатель ведет себя неадекватно, точно на холостом ходу, в отличие от ситуации, когда работает расходомер воздуха, т.к проблемы будут наблюдаться и на других режимах работы двигателя блок питания.

В некоторых случаях причинами плавающих оборотов могут быть поломки датчиков положения дроссельной заслонки, либо положения коленчатого вала. Но опять же, проблемы не ограничиваются режимом простоя.

Свечи, а точнее их износ или подгоревшие электроды, тоже могут проявляться плавающими оборотами холостого хода. Ну и конечно же двигатель начнет глючить при обрыве одного из высоковольтных проводов, идущих к свечам.

Забитая форсунка вполне способна заявить о себе именно при самопроизвольном изменении оборотов холостого хода. Также иногда проблема кроется в поломке клапана EGR. Ну и опять же, из-за плавающих оборотов холостого хода проблемой может стать забитый воздушный или топливный фильтр, или ненормальная утечка воздуха.

На некоторые автомобили устанавливаются специальные подогреватели двигателя. Это устройства, увеличивающие обороты двигателя для его скорейшего прогрева. Если это устройство выйдет из строя, обороты просто обязаны течь, именно на холостых.

ЭБУ «пилит» холостой ход

При значительной течи во впускном тракте в системе с ДАД+ДТВ возникает ситуация, когда двигатель самопроизвольно раскручивается до 1500-2500 об/мин, после чего обороты резко падают на 700-900 об/мин. Поскольку характер скачков на графике имеет пилообразную форму, в этом случае часто говорят, что контроллер «пилит» на холостом ходу.

Это явление становится возможным из-за повышения давления во впускном коллекторе (вызванного подсосом) при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). ЭБУ контролирует положение дроссельной заслонки с помощью специального датчика, установленного в корпусе ДЗ. В штатном режиме ситуация, когда в двигатель поступает больше воздуха, а дроссельная заслонка полностью закрыта, возможна только при торможении двигателем. Например, когда водитель переключается на пониженную передачу, он полностью отпускает педаль газа. Скорость коленчатого вала будет увеличиваться из-за инерции автомобиля, что увеличивает скорость спуска. Для снижения расхода топлива логично отключать подачу топлива, что ЭБУ и делает в тот момент, когда обороты падают чуть выше холостых. Другими словами, пилообразные колебания на холостом ходу связаны с ложным определением ЭБУ режима торможения двигателем.

Признаки нестабильного режима холостого хода

Причина ошибки может быть и в центре управления автомобилем – электронном блоке управления (ЭБУ). ЭБУ получает данные от различных датчиков. Если данные с датчика не поступают или поступают некорректно, ЭБУ корректирует неправильную дозу топлива, из-за чего плавают обороты.

Поэтому при плавающих оборотах ХХ, надо проверить следующее:

  • неактивный датчик;
  • расход топлива и воздуха;
  • клапан рециркуляции выхлопных газов;
  • газа, если он вовремя среагирует.

Недавно опубликован материал по датчику положения дроссельной заслонки. Прочтите может поможет.

Если все электронные датчики в порядке, необходимо проверить детали и узлы на наличие механических повреждений.

Если жиклер забит, то в камеры сгорания цилиндров будет подаваться богатая смесь, и поэтому обороты двигателя будут очень низкими.

Чистка или замена свечей зажигания. Их ресурс составляет от 50 до 100 тысяч километров.

Если изоляция электромагнитного клапана износилась или перегорела, необходимо предварительно приехать в автосервис и устранить поломку.

Сейчас мало автомобилей с карбюраторными двигателями, но если у вас карбюраторный двигатель, то нужно проверить положение поплавков и отрегулировать уровень топлива. Если моторное масло капает на двигатель, то прогорела прокладка или головка блока цилиндров (верхняя часть цилиндра) была затянута с неправильным моментом).

К чему приводит нестабильная работа двигателя

Нестабильность на холостом ходу (ХХ) — более серьезная проблема, чем думают многие водители. Дело в том, что она приводит к следующим негативным последствиям:

  • на предельно малых скоростях увеличивается износ двигателя, кроме того, повышенные вибрационные нагрузки негативно сказываются на других узлах автомобиля;
  • двигатель может заглохнуть в неподходящий момент, например, на светофоре или при движении на нейтральной передаче;
  • увеличивается расход топлива, так как водителю приходится «помогать» двигателю, чтобы он не заглох, нажав на педаль газа. Кроме того, революции могут по разным причинам «прыгать» сами по себе;
  • повышенные вибрации в машине беспокоят водителя и пассажиров;
  • ухудшается динамика автомобиля, так как нестабильная работа ХХ чаще всего является признаком неполадок в системах зажигания или подачи топлива. В результате снижается мощность двигателя.

Поэтому, если вы заметили, что холостой ход плавает, необходимо немедленно приступить к поиску и устранению причин, чем мы и займемся в дальнейшем.

Регулировка холостого хода на инжекторе

В отличие от карбюратора, где приходилось периодически производить ручную регулировку ХХ, двигатели с системой впрыска топлива работают под управлением ЭБУ. Программа блока управления сама корректирует работу ДВС по данным ряда датчиков и других устройств. Поэтому на инжекторе исправление неустойчивого холостого хода сводится к поиску неисправности.

В первую очередь стоит проверить свечи зажигания, сделать это самостоятельно не составит труда. При наличии сканера подключите и прочитайте коды неисправностей. Если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту для компьютерной диагностики автомобиля.

Также можно регулировать обороты инжекторного двигателя с помощью чип-тюнинга. Эта процедура позволяет изменить калибровки в программе ЭБУ, чтобы настроить автомобиль на более динамичную езду, попутно исправляя общие заводские «раны».

Как РХХ влияет на холостой ход?

Обороты могут течь при неправильном использовании регулятора холостого хода. РХХ является ключевым элементом стабилизации холостого хода. Необходимо отрегулировать проходное сечение перепускного канала, сообщающего канал впуска газа и дроссельную заслонку в момент полного закрытия ДЗ. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор, по мере увеличения нагрузки двигателя на холостом ходу. Речь идет о включении мощных электропотребителей (вентилятор отопителя, фар, стеклоочистителей, обогрева стекол и т д.).

принцип работы регулятора холостого хода

Принцип работы регулятора основан на движении ствола, перекрывающего обходной канал. В обесточенном состоянии клапан закрывает канал под действием возвратной пружины. При подаче тока шаговый двигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) отводит шток на необходимое расстояние, тем самым изменяя проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:

  • плавающие обороты двигателя;
  • двигатель останавливается на ходу при выключении передачи;
  • двигатель работает нестабильно и может останавливаться при включении кондиционера, мощных потребителей электроэнергии;
  • отсутствие оборотов нагрева (1100-1300 об/мин);
  • при резком сбросе газа скорость снижается медленно, зависает.

Возможные неисправности

  1. Загрязнение канала, штока, появление ржавчины на штоке. Ход клапана затруднен, поэтому ЭБУ не может точно контролировать сечение перепускного канала.
  2. Отказ двигателя. Зачастую причиной выхода из строя является разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
  3. Обрыв силовых линий, появление окислов на контактах контактов, плохой контакт в колодках подключения.

Схема управления регулятором внутри компьютера чрезвычайно надежна и выходит из строя при попадании влаги в блок, замыкании питающих линий, механических повреждениях дорожек и элементов печатной платы.

Как устранить скачки оборотов мотора на ХХ

 

Действия автовладельца или механика на АЗС зависят от выявленной неисправности. Как правило, нужно выполнить следующие шаги:

1. Регулировка карбюратора или замена клапана ЭМ. В последнем случае ДВС работает только тогда, когда всасывание расширено на себя.

2. Убедитесь, что лишний воздух попал в камеру сгорания. Для этого исследуется весь путь подачи воздуха во впускной коллектор. Испытание проводят, поочередно извлекая трубы и испытывая их под давлением. Для работы используется специальный нагнетатель. Для упрощения поиска можно использовать WD-40. После обработки трубы в проблемном месте жидкость быстро испаряется. «Отремонтировать» изделие невозможно, поэтому единственное решение — заменить его.3. Чистка дроссельной заслонки с дальнейшей установкой и настройкой. Чистка изделия осуществляется двумя способами – после разборки или без снятия с автомобиля. При выборе первого способа нужно выбросить все трубы, идущие к проблемному узлу, уменьшить фиксацию и получить товар. Для очистки горлового клапана прибор помещают в таз и заливают специальной смесью. Чтобы ускорить процесс, используйте мягкую кисть. После мытья протрите устройство чистой тканью и верните его на место.

 

Второй способ – почистить газовый элемент без разборки. Для этого снимите ВВ провода, запустите в блок чистящее средство, запустите ДВС и дополнительно добавьте чистящую жидкость. После работы из трубы может идти белый выхлоп. Это явление свидетельствует об удалении избыточных загрязнений. После окончания процедуры возвращаем провода на место, подключаем к ПК и входим в нужную программу (выставляется подходящий зазор). Если работа выполнена правильно, холостой ход не будет плавать.

4. Установка нового регулятора ХХ. Для оценки состояния устройства берем «магазин» и меняем сопротивление. При получении параметра в размере от 40 до 80 Ом РХХ неисправен и подлежит замене.

5. Устанавливаем ДМРВ. Если датчик, контролирующий поток воздуха, сломан, единственным решением является его замена. Ремонт детали бессмысленен.

6. Правило ХХ. Если плавают обороты холостого хода, устранить проблему можно путем регулировки отверткой. Работа осуществляется изменением положения специальных винтов, регулировкой качества и объема оборотов.

7. Чистка вентиляции картера. Для решения проблемы необходимо разобрать картер и извлечь клапан. Изделие опускают в емкость с чистящей жидкостью, просушивают и возвращают в исходное положение.

8. Установка нового клапана ЭМ карбюратора. При выходе из строя этого элемента двигатель стабильно работает с расширенным всасыванием. Для решения проблемы заменяем клапан ЭМ и проверяем его.

9. Очистка лопаток ТНВД от ржавчины. Вам понадобится чистящее средство, которое нужно распылить на горловину топливного бака. В дальнейшем долейте в бак немного моторного масла. Состав осядет на лопасти ТНВД и защитит металл от ржавчины.

10. Очистка балки ХХ. Еще 15-20 лет назад выполнение таких работ вызывало у автовладельцев много трудностей. Теперь это не проблема. Достаточно купить специальный состав и подождать 5-10 минут. Затем снимите жиклер и удалите оставшуюся грязь.

 

В ситуации, когда обороты двигателя колеблются, могут потребоваться другие работы – замена свечей, установка новых датчиков, настройка ЭБУ и т д. При отсутствии опыта причину ошибки должен выяснить специалист. Ему также следует доверить ремонт автомобиля.
Многие автовладельцы откладывают работу «на потом». Этого нельзя делать. Лучше сразу доехать до АЗС, провести глубокую диагностику и устранить причину поломки.

Из-за чего на прогретом моторе высокие обороты

Можно обобщить причины увеличения оборотов для всех двигателей. Это изменения состава смеси, проблемы с зажиганием или механической частью.

Ошибки следует указывать для каждой организации рабочего процесса, примитивного распыления бензина в карбюраторе, регулируемой подачи в электронной системе впрыска или ТВС дизеля.

Карбюраторный ДВС

Отличительной особенностью таких двигателей внутреннего сгорания является отсутствие обратной связи по скорости. Карбюратор выпускает определенное количество смеси исходя из скорости проходящего через него воздушного потока.

Эта скорость зависит от частоты вращения, но точной реакции на все факторы ждать не приходится. Двигатель может терять скорость от любой нагрузки в виде неисправности или подключения потребителей, и компенсация не предусмотрена.

Возможна и обратная ситуация, когда обороты высокие, но система холостого хода карбюратора может среагировать единственным образом — добавить больше смеси, сохранив эти повышенные обороты. Поэтому почти все влияет на скорость вращения.

Единственная возможность исправления – это ручная регулировка карбюратора, что многие и делают, не вникая в суть происходящего. Например, немного приоткрывают газ при падении скорости, из-за чего работа теряет стабильность.

Чаще всего работа автономной системы ХХ нарушается из-за засоров в карбюраторе. Попытки регулировки приводят к нестабильной работе и резкому увеличению содержания вредных веществ в выхлопе, а на ходу двигатель может заглохнуть в самый неподходящий момент. К счастью, карбюраторных двигателей почти не осталось.

Инжектор

Когда вы заметите увеличение оборотов, ECM даст команду на их снижение. Воздуховод будет прикрыт штатным регулятором, но его возможности ограничены.

Типичная ситуация – поток избыточного воздуха в обход канала управления. Система добавит соответствующее количество бензина, скорость увеличится. Ошибку исправить невозможно, канал ХХ уже полностью закрыт.

Отображается сигнал ошибки, контроллер переходит в аварийный режим для поддержания повышенной скорости, так как останавливать двигатель небезопасно.

Дизельный мотор

Дизели тоже бывают разные, от простейших топливных систем с механическими насосами, до современных, электронно управляемых сигналов от множества датчиков, но в основе всего лежит расход воздуха, измеряемый ЭБУ.

Частой причиной поломки является клапан рециркуляции, предназначенный для подачи части выхлопа обратно на впуск. Условия, в которых он работает, способствуют загрязнению и выходу из строя.

Возможны и другие виновники, ТНВД, датчики, регуляторы, впускной коллектор, форсунки. Нужна комплексная диагностика.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )