Садится аккумулятор за ночь-причины

Эксплуатация и Обслуживание

Рассмотрим основные причины, по которым быстро разряжается аккумулятор автомобиля, например за ночь. Попробуем сгруппировать самые важные.

Содержание
  1. Общие причины неполадок
  2. Физический износ аккумулятора
  3. 2. Низкая температура
  4. Ухудшились характеристики электролита
  5. Почему быстро разряжается аккумулятор на машине?
  6. АКБ отработала свой ресурс
  7. Отсутствует зарядка аккумулятора или она недостаточна
  8. Утечка тока в бортовой сети автомобиля
  9. Забывчивость водителя
  10. Температурные условия
  11. Как найти причину
  12. Проверяем работу генератора
  13. Неподходящие условия эксплуатации
  14. Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
  15. Без затрат на генератор
  16. Как обнаружить утечку тока покоя аккумулятора?
  17. Как узнать, что аккумулятор близок к полной разрядке?
  18. Проблемы с автомобилем
  19. Срабатывает сигнализация
  20. Включенные электроприборы
  21. Плохо заряжает генератор
  22. Износилась проводка
  23. Генератор недостаточно подзаряжает аккумулятор
  24. Признаки плохого аккумулятора
  25. Короткое замыкание в аккумуляторе
  26. Потребление тока сервисными бортовыми приборами, паразитные токи
  27. Влияние климата на расход батареи
  28. Что водители делают не так?
  29. Утечка тока
  30. Природные причины
  31. Сильные морозы
  32. Аккумулятор коротит
  33. Неисправности в аккумуляторной батарее
  34. Причины быстрой разрядки
  35. Признаки и проверка изношенного аккумулятора
  36. Когда имеет смысл восстанавливать АКБ
  37. Причины, почему за ночь садится аккумулятор в машине
  38. Иные причины разрядки батареи

Общие причины неполадок

Какой бы хороший и качественный аккумулятор вы ни выбрали, он все равно может выйти из строя в некоторых ситуациях. Поэтому нет причин удивляться тому, что аккумулятор автомобиля внезапно сдох за ночь, даже если он новый. Объяснения этой ситуации есть.

Наиболее важные из них представлены ниже:

  • Батарея исчерпала свой ресурс, проще говоря, состарилась;
  • неисправность генератора, вследствие чего он не заражает аккумулятор;
  • неправильное подключение одного из «потребителей» энергии машины, частичная или полная неисправность этих устройств;
  • аккумулятор будет быстрее разряжаться в неблагоприятных климатических условиях, например при экстремально низких температурах;
  • аккумулятор в машине быстро разряжается за ночь, если водитель забыл выключить фары, музыку или обогрев.

 

Физический износ аккумулятора

Любая вещь, и батарейка не исключение, имеет свой срок службы и неизбежно приходит в негодность. Если раньше они были рассчитаны на то, что владелец машины может ими управлять (следить за состоянием пластин, устанавливать уровень электролита и его плотность), то сегодня этого не предусмотрено. Можно сказать, что современные аккумуляторы — это одноразовые аккумуляторы, потому что они имеют закрытый корпус. Они служат в среднем от 3 до 5 лет, после чего не подлежат ремонту или какому-либо обновлению.

Поэтому, если сдох аккумулятор, отслуживший свое, лучше не мучиться и купить новый. Если аккумулятор старый, можно попробовать его реанимировать (проверить уровень и плотность электролита, привести в норму дистиллированной водой). Подробный алгоритм действий во всех подробностях можно найти на ряде форумов для автомобилистов. Но следует понимать, что все подобные мероприятия – лишь кратковременное бегство от проблемы. Поэтому единственное правильное действие в этой ситуации – купить новую батарею взамен старой.

2. Низкая температура

Зима – самый сложный период в жизни аккумулятора. Именно в это время чаще всего разряжается аккумулятор в автомобиле. Дело в том, что электролит на морозе густеет, в результате чего сильно портится контакт.
Чтобы не заводить машину на морозе «зубами», стоит регулярно контролировать уровень электролита и заряд. Нормальный показатель плотности электролита можно отследить по специальной таблице, которую можно найти в сети в свободном доступе.
В связи с угрозой полного разряда аккумулятора при эксплуатации автомобиля в зимнее время следует соблюдать важное правило: не оставлять аккумулятор без заряда на морозе, плотность заряда в этом случае может увеличиться на 0,01 — 0,03 г/куб.см. Аккумулятор лучше переместить в теплое место. Ответственные водители даже берут источник питания с собой домой.

Ухудшились характеристики электролита

В процессе эксплуатации плотность электролита постоянно уменьшается, и этот процесс сопровождается испарением рабочей жидкости. Скорость потери герметичности, если все работает нормально, невысокая, но чтобы не попасть в ситуацию, когда аккумулятор вашего автомобиля за ночь полностью разрядится, лучше держать этот процесс под контролем.

Другими словами, необходимо регулярно проверять уровень электролита.

На обслуживаемых батареях для этого нужно открутить заливные пробки, на необслуживаемых батареях обычно есть смотровое окошко. Жидкость должна покрывать электроды на 1,5 сантиметра.

Диагностика аккумулятора мультиметром
Проверьте аккумулятор на утечку тока с помощью мультиметра

Для определения плотности электролита следует использовать ареометр. Если оно выше нормы, разбавьте жидкость дистиллированной водой.

Если он ниже, а уровень достаточный и аккумулятор заряжен, то процедура немного усложняется: необходимо с помощью груши порциями набрать старый электролит, залить свежий электролит и повторять эту операцию до тех пор, пока не плотность в пределах нормы.

Почему быстро разряжается аккумулятор на машине?

АКБ отработала свой ресурс

Это, пожалуй, самая распространенная причина быстрой разрядки автомобильного аккумулятора. Эта проблема характерна для аккумуляторов, которые эксплуатируются 4-5 лет. Помимо того, что такая батарея быстро разряжается, она еще и сильно теряет в этот момент емкость.

Ни для кого не секрет, что основная «чума» кислотных аккумуляторов – сульфатация. Это явление заключается в накоплении сульфата свинца на пластинах разной полярности. В результате площадь активной массы на электродах, которая взаимодействует с электролитом, уменьшается.

Срок действия батареи истек

Так постепенно аккумулятор теряет свою емкость, которая в конце срока службы падает до 30% от номинального значения. Что можно сделать, чтобы уменьшить сульфатацию и предотвратить быструю разрядку аккумулятора? Ниже приведены некоторые рекомендации:

  • Избегайте частых запусков двигателя и коротких поездок. Аккумулятор потребляет много энергии при запуске двигателя. Если потом проехать небольшое расстояние на машине, аккумулятор не сможет компенсировать потерю заряда от генератора. Неудивительно, если он опустеет за одну ночь;
  • Периодически заряжайте аккумулятор с помощью сетевого зарядного устройства. Аккумулятору вредно находиться в разряженном состоянии. Это ухудшает и ускоряет процесс сульфатации;
  • Избегайте глубокого разряда аккумулятора. Это значительно сокращает срок службы. Это особенно вредно для необслуживаемых кальциевых аккумуляторов. В результате батарея сильно теряет емкость и легко может разрядиться за ночь до нуля;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита в банках аккумуляторов и не допускайте использования с голыми пластинами;
  • Проводите периодические профилактические работы с десульфатацией аккумулятора.

Если аккумулятор на автомобиле после эксплуатации более 3-4 лет быстро разряжается, значит, аккумулятор выполнил свое предназначение. Здесь поможет покупка нового аккумулятора. Кстати, сейчас в магазинах часто предлагают купить новый аккумулятор в обмен на старый. Так что не спешите выбрасывать использованный аккумулятор.

Отсутствует зарядка аккумулятора или она недостаточна

Эта причина менее распространена, чем предыдущая, но все же. Батарея может быть полностью заряжена и здорова. Но если во время поездки аккумулятор не получит необходимого заряда от генератора, долго его не хватит. После такой поездки вы глушите двигатель, оставляете машину, а аккумулятор за ночь разряжается.

Недостаточный заряд от генератора

Для начала разберемся, что значит нормальная зарядка аккумулятора от генератора. Для проверки работы генератора на вашем автомобиле вам понадобится мультиметр. Вы должны завести двигатель, включить фары, подогрев стекол, радио. После этого мультиметром измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Оно должно быть в пределах 13-14,4 вольт. Если меньше, батарея не получит достаточного заряда. Если значение больше, это приведет к интенсивному гидролизу и потере воды из электролита.

Ниже приведены основные причины, по которым аккумулятор может не заряжаться от генератора:

  • Порвался ремень генератора;
  • Натяжение ремня генератора ослабло;
  • Повреждение разъемов и проводов в сети;
  • Вышел из строя регулятор напряжения генератора;
  • Сгорел диодный мост генератора.

Если вы обнаружили проблему с зарядкой аккумулятора от генератора, обратитесь в автосервис для установления точной причины. Ездить с такой неисправностью не стоит, так как каждую ночь аккумулятор будет разряжаться. Подробнее о том, почему аккумулятор автомобиля не заряжается от генератора, вы можете прочитать по данной ссылке.

Утечка тока в бортовой сети автомобиля

Еще одной причиной разрядки аккумулятора за ночь может стать утечка в бортовой сети. Если у вас течь больше нормы, утром вы можете приехать к машине с полностью разряженным аккумулятором.

Причинами повышенного тока утечки могут быть:

  • окисленные контакты;
  • изношенные провода, поврежденная изоляция;
  • неправильное подключение электроприборов.

Утечка электричества в бортовой сети автомобиля

Как измерить ток утечки на машине:

  • необходимо выключить зажигание, вынуть ключ и дать доступ в салон (открыть окна) в случае блокировки дверей центральным замком;
  • отключить все потребители тока;
  • откройте капот и снимите минусовой полюс с аккумулятора;
  • мультиметр в режиме измерения тока подключается к разрыву между минусовой клеммой аккумулятора и отключенной клеммой;
  • измерить ток утечки.

Нормальное значение тока утечки составляет 15─70 мА. Это нормально и беспокоиться о такой утечке не стоит. Если значение больше, следует обратиться к автоэлектрику. Ток утечки автомобильного аккумулятора: норма и его измерение описаны в статье по ссылке.

Забывчивость водителя

Все просто. Вы забыли выключить фары или подогрев стекол, и за ночь села батарея.

Аккумулятор разрядился из-за включенных фар

Здесь сложно что-либо порекомендовать, кроме того, что не забывайте выключать электроприборы автомобиля на стоянке. Производители многих иномарок, да и современных отечественных автомобилей уже делают фары, подогрев и других потребителей автоматически через определенное время после остановки двигателя. Это позволяет избежать глубокого разряда аккумулятора.

О том, сколько работает автомобильный аккумулятор, вы можете прочитать по прикрепленной ссылке.

Температурные условия

Аккумулятор вполне может разрядиться за ночь, если на улице очень холодно. Зима вообще сложный и проблемный период для автомобильного аккумулятора. В это время часто наблюдаются проблемы с запуском двигателя. Следует отметить, что ниже температуры 15 С при понижении на 1 градус емкость аккумулятора уменьшается на 1 Ач. Если аккумулятор разряжен, электролит в сильный мороз может просто замерзнуть.

Батарея заморожена

Чтобы этого не произошло, проверяйте уровень заряда аккумулятора по плотности электролита. Ниже вы можете увидеть таблицу с температурой замерзания электролита в зависимости от его плотности.

1.11 11,7 8.4 0 -7
1.12 11,76 8,54 6 -8
1.13 11,82 8,68 12:56 -9
1.14 11,88 8,84 19 -одиннадцать
1,15 11,94 9 25 -1. 3
1,16 12 9.14 31 -14
1.17 12.06 9.3 37,5 -16
1,18 12.12 9,46 44 -18
1.19 12.18 9,6 50 -24
1,2 12.24 9,74 56 -27
1,21 12.3 9,9 62,5 -32
1,22 12:36 10.06 69 -37
1,23 12:42 10.2 75 -42
1,24 12:48 10.34 81 -46
1,25 12.54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Подробнее об аккумуляторном электролите вы можете прочитать по ссылке. Что можно порекомендовать при использовании аккумулятора зимой:

  • Держите аккумулятор постоянно заряженным;
  • увеличить плотность электролита со стандартных 1,27 до 1,3 г/см3;
  • Купить или изготовить корпус автомобильного аккумулятора;
  • В сильный мороз аккумулятор лучше взять с собой домой, чтобы избежать лишних проблем.

Как найти причину

Алгоритм действий по устранению неисправности зависит от срочности и необходимости дальнейшего движения.

Обратите внимание на следующее! Чтобы сэкономить время и деньги, используйте при диагностике правило от простого к сложному, от дешевого к дорогому. Например, нет необходимости заменять дорогостоящий генератор, если причина разряда в поврежденной проводке.

Сначала осмотрите замок зажигания, аккумулятор и генератор, а также всю видимую проводку. Что искать:

  • Положение ключа в замке. Предусмотрены следующие положения: Блокировка; Акк; На; начинать. Если гнездо для ключа находится в положении ACC, вспомогательное электрооборудование было включено всю ночь. Все электричество ушло туда. Заряжаем аккумулятор или «зажигаем» и идем дальше.почему-садится-аккумулятор-за-ночь-18.jpg
  • Ремень генератора и его натяжение. Проскальзывающий или отсутствующий ремень мог стать причиной недостаточного заряда аккумулятора во время предыдущей поездки. Аккумулятор был уже разряжен, когда он был припаркован накануне.
  • «Вздутые» бока аккумулятора в холодную погоду, деформированная крышка, ослабленная клемма или лужа электролита под аккумулятором свидетельствуют о необратимом выходе аккумулятора из строя. Прежде чем заменить его на новый, обязательно следует выявить причины, приведшие к таким печальным последствиям.
  • Плохой контакт проводов на клеммах аккумулятора или окислы снижают проводимость. В этом случае разъем необходимо очистить и зажать.
  • Оборванный провод или поврежденная изоляция, касающаяся дома. При выключенном зажигании активируются провода, соединяющие аккумулятор, стартер, генератор и электровентилятор двигателя. Эти провода должны быть проверены в первую очередь.

Если ничего критичного не обнаружено, можно «засветиться» от другого автомобиля или установить заведомо заряженный аккумулятор. При подключении проводов обратите внимание на искру. Прыгающая искра свидетельствует о потребляемой мощности, которой не должно быть при выключенном зажигании. Это часто является причиной того, что аккумулятор в автомобиле быстро разряжается.

Проверяем работу генератора

Отдельный элемент должен поставить работу генератору.почему-садится-аккумулятор-за-ночь-19.jpg

Если искры нет, заводим машину и проверяем работу генератора. Дросселируем, если ремень свистит, надо подтянуть. Если с ремнем все в порядке, включаем все потребители электроэнергии – фары, фоновую подсветку, вентилятор и так далее.

Наконец, включите щетки стеклоочистителя и следите за скоростью. При повышенном энергопотреблении нефункционирующий генератор не сможет питать дворники — они будут двигаться заметно медленнее, чем обычно. Напряжение на клеммах аккумулятора также будет низким – менее 12,8 вольт. Если да, то причина разряженной батареи должна быть связана с неисправностью генератора.

Неисправный генератор не может обеспечить питание автомобиля, это одна из причин, по которой даже новый аккумулятор в автомобиле быстро разряжается.

Неподходящие условия эксплуатации

Если автомобиль ночует под открытым небом, в сильный мороз, аккумулятор вполне может разрядиться за ночь, особенно если он старый. Поэтому в таких случаях аккумулятор рекомендуется не оставлять на автомобиле, если предполагается длительная стоянка – его необходимо снять и хранить в отапливаемом помещении. Зимой нужно чаще проверять характеристики аккумулятора.

Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора

Недозаряженный аккумулятор при длительном простое на морозе быстрее саморазряжается и теряет емкость. Опасно, если электролит недостаточной плотности замерзнет. Кальциевая батарея не может восстановиться после одного заряда. Если батареи часто разряжаются до нуля, они теряют способность исцелять себя. Почему зимой аккумулятор часто разряжается за ночь? Зимой зарядка происходит медленнее, и потеря емкости становится значительной. Пуск редуктора с загущенной смазкой требует больших усилий. В результате опасность сброса аккумулятора зимой многократно возрастает.

В холодную погоду необходимо чаще проверять уровень заряда аккумулятора. Для восстановления пропускной способности трафик должен быть высоким, с небольшим временем простоя при выключенном двигателе. Аккумулятор или моторный отсек должны быть изолированы, чтобы остаточное тепло двигателя сохранялось как можно дольше.

Без затрат на генератор

Если недавно купленный аккумулятор для автомобиля быстро разряжается, либо разрядка происходит постепенно систематически в течение недели, следует задуматься об исправности генератора. В этом случае первым делом следует диагностировать его состояние.

Как определить, что заряда от генератора достаточно? Для этого нужно проверить работу мультиметром. С помощью этого прибора необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при условии, что включены фары, обогрев стекол, музыка и двигатель. В норме значение должно быть в диапазоне 13-14,4 вольт. Если полученный результат отклоняется в меньшую сторону, проблема именно в недостаточной подаче заряда на аккумулятор от генератора.

 

причины такой поломки генератора могут быть следующие:

  • выход из строя регулятора напряжения;
  • снять натяжение или обрыв ремня;
  • неисправен диодный мост.

Если аккумулятор постоянно разряжается из-за проблем в генераторе, недостаточного заряда от него, необходимо обратиться к специалисту автосервиса для диагностики и устранения поломки.

Как обнаружить утечку тока покоя аккумулятора?

  1. Выньте ключ из замка зажигания;
  2. Опустите окна и закройте двери автомобиля, так как при проверке источника питания блокируется центральный замок;
  3. Выключите штатное оборудование и все устройства, подключенные к электрической цепи;
  4. Снимите отрицательную клемму;
  5. Измерьте ток утечки уже упомянутым мультиметром. В норме прибор должен показывать 15-70 мА.
  6. Если вы наблюдаете более низкое значение, вы можете вытаскивать предохранители по одному и «отслеживать», как меняется сила тока. Не можете сделать это? Обращайтесь к специалистам по ремонту автомобилей!

Как узнать, что аккумулятор близок к полной разрядке?

Из предыдущих параметров вы поняли, почему автомобильный аккумулятор быстро разряжается. Осталось сказать несколько слов о том, как понять, что полный разряд аккумулятора неизбежен.

В большинстве случаев разряд батареи происходит неожиданно, и это очень неприятно. Но вы можете почувствовать его приближение, медленно вращая коленчатый вал. Заряженный аккумулятор обеспечивает нормальный ток генератору, а разряженному аккумулятору для этого не хватает заряда.

В результате стартер крутит вал медленнее, чем обычно. Хотя с этой проблемой можно было завести двигатель накануне, на следующий день аккумулятор полностью сдохнет. Поэтому по приезду с работы сразу ставьте на зарядку. Иначе с утра будете искать, как завести машину, если села батарея.

Вы также можете играть на опережение этой ситуации до холодов. Если вы пользовались аккумулятором 3-4 года и летом все хорошо, то проблемы с наступлением холодов обязательно будут. Чтобы этого не произошло, следуйте прогнозу и заряжайте аккумулятор от сетевого зарядного устройства до наступления отрицательных температур.
Кроме того, вы можете прочитать статью о том, можно ли зарядить аккумулятор в автомобиле, не снимая полюсов.

Проблемы с автомобилем

Срабатывает сигнализация

В режиме ожидания охранные системы потребляют минимум энергии и не способны разрядить исправную батарею. В тех же случаях, когда сигнализация срабатывает без видимых причин, срок службы батареи может значительно сократиться.

Наиболее распространенными причинами частых тревог являются:

  • Неправильная настройка чувствительности датчика удара. Если конструкция датчика не позволяет его «загрубить», обратитесь к специалисту – либо он доделает схему прибора, либо подберет менее чувствительный аналог.
  • Неправильная установка и регулировка люфта концевых выключателей дверей, капота и багажника, а также изменение зазоров между элементами кузова. Причиной может быть окисление контактов переключателей, а также попадание на них воды.
  • Поломка электронного устройства системы безопасности. Однако иногда ошибки возникают из-за попадания воды в корпус блока, и достаточно просто промыть цепь спиртом.

Включенные электроприборы

Почти все обычные потребители электроэнергии полностью обесточены при выключении зажигания. А вот устройства, установленные самостоятельно, «в обход» замка зажигания, вполне могут разрядить аккумулятор при длительном бездействии. Иногда неквалифицированные автоэлектрики, не желающие разбираться в схеме подключения, подключают таким образом и обычных потребителей — например, вентилятор отопителя.

Бытовая техника включена

Плохо заряжает генератор

Чтобы проверить генератор, измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Исправный генератор даже при включенных фарах и других потребителях должен выдавать не менее 14 В. Небольшое снижение напряжения допускается только в режиме холостого хода. Если при включении фар напряжение падает ниже 12 В, необходимо отремонтировать генератор.

А вот неполноценное восстановление ресурса батареи иногда можно объяснить короткими поездками, перемежающимися длительными простоями. В таких случаях аккумулятор просто не успевает восстановить тот заряд, который использовался для запуска двигателя. Особенно это актуально в холодную погоду. Иногда хозяин, придя утром на работу, оставляет машину на целый день, а вечером уже не может ее завести.

Аккумулятор может частично «успокоиться» и только во время движения в городском потоке. Длительные стоянки в пробках, когда двигатель работает на холостом ходу и включены все мыслимые потребители, не способствуют восполнению заряда аккумулятора.

Износилась проводка

Износ контактов в соединительных колодках жгутов проводов из-за их окисления приводит к увеличению сопротивления электрических цепей, а значит, и к расходу электроэнергии.

Кроме того, поврежденная изоляция и грязь провоцируют утечку тока, о которой говорилось выше. Для выявления «виновника» утечки необходимо измерить величину, действуя методом исключения. Цепь, которая останавливает потерю мощности при отключении, должна быть тщательно осмотрена и отремонтирована (или заменен жгут проводов).

Мороз

Генератор недостаточно подзаряжает аккумулятор

Если при работающем двигателе загорается сигнал тревоги, указывающий на низкий заряд аккумуляторной батареи, причину нужно искать в генераторе. Генератор питает встроенные сети и заряжает аккумулятор во время движения до 13,6 — 14,2 В. Причины недостаточной зарядки могут быть связаны с несоответствием мощности генератора и увеличенной емкости аккумулятора. Если в бортовой системе много потребителей, генератор работает на их питании, а аккумулятор голодает. В результате аккумулятор остается без должного заряда при длительной стоянке и может уйти в ноль к утру.

Ошибка в генераторе:

  • Ремень безопасности не пристегнут, при трогании слышен свист.
  • Ошибка в цепи намагничивания — ошибка устраняется электриком.
  • Ослабление контактов — необходимо содержать в чистоте щетки и контактные кольца, затягивать болты и гайки до упора.
  • Неисправное реле напряжения.

Признаки плохого аккумулятора

У каждой батареи есть срок службы. За это время электролит теряет свою активность и меняет плотность. Свинцовые пластины и сепаратор разрушаются, что приводит к сульфатации поверхности или замыканию банок. Емкость ящиков снижается при их замерзании, полной разрядке аккумулятора или разрушении стенок и плит. Продлить срок службы необслуживаемого стекла можно, омолодив электролит, но ненадолго. Необслуживаемые батареи не восстанавливаются при полной потере заряда.

Плотность электролита проверяют ареометром после полной зарядки во всех банках при температуре +25 0 . Если рабочая плотность 1,28 г/см3, уменьшение на 0,01 г/см3 означает, что заряд аккумулятора уменьшился в 5 раз. -6 %.

Аккумулятор управляется специальной зарядной вилкой. Блок состоит из вольтметра и нагрузочных резисторов со штыревыми контактами. Напряжение на полюсах батареи без нагрузки при плюсовой температуре должно быть 12,5 -12,7 В. Снижение напряжения на 0,2 В соответствует потере 20 % заряда.

Используя штыревые резисторы для вилки нагрузки, моделируется полная нагрузка. В течение 5 секунд оно должно быть не менее 10,2 В, а не мин. Если показания ошибочны, батарея неисправна. Если показания остаются на уровне 9,6 В, батарея разряжена на 25%.

Короткое замыкание в аккумуляторе

Аналогичная ситуация может возникнуть из-за соединения двух точек бортовой электроцепи с разными потенциалами. В аккумуляторе короткое замыкание происходит при «встрече» положительного и отрицательного электродов с частицами свинца или шлама, образовавшимися на дне коробки. Точно определить причину процессов, происходящих внутри аккумулятора, сложно, и чаще всего вернуть короткозамкнутую батарею к нормальной «жизни» не представляется возможным – ее необходимо заменить.

Потребление тока сервисными бортовыми приборами, паразитные токи

Если все внутренние и внешние потребители на борту исправны, схема подключения собрана правильно, они полностью отключены от сети и не остаются в спящем режиме. Замеры с подключенной сигнализацией, блокировкой и бесконтактным иммобилайзером не превышают суммарное потребление 0,05 — 0,07А. При таком расходе даже зимой батарея справится с запуском двигателя утром.

При обнаружении утечки необходимо провести полную диагностику приборов и устройств, питающихся от встроенного блока питания. Причиной может быть неправильное подключение сервисного оборудования, мощных мультимедийных систем. Даже сложная схема питания гаджета может привести к паразитным потерям.

Влияние климата на расход батареи

Многие параметры батареи зависят от температуры окружающей среды. Это необходимо учитывать при использовании АКБ в различных климатических условиях. Так, в условиях холодного климата, характерного для значительной части территории Российской Федерации, при снижении температуры снижается скорость химических реакций в аккумуляторе, что приводит к уменьшению пускового тока. А так как смазочное масло при остывании густеет, то запуск двигателя затруднен и задерживается в период холодов.

При этом происходит снижение емкости аккумулятора. По разным оценкам, среднее снижение составляет 1% на 1 °С. В результате емкость батареи, которая провела ночь на улице и остыла до зимних температур, может сократиться вдвое. Все это необходимо учитывать при эксплуатации аккумулятора и уделять больше внимания состоянию аккумулятора в холодное время года.

Что водители делают не так?

Бывает, что аккумулятор автомобиля разряжается из-за необдуманных действий водителей. Классический пример: фары, оставленные включенными на ночь. В автомобилях отечественных марок за выключением лампочек приходится следить самостоятельно, а вот зарубежные производители позаботились об удобных автоматических системах.
Для аккумуляторов, которые использовались более 3-5 лет, разряд может произойти из-за исчерпанного ресурса батареи. Помните, что со временем источник питания теряет свой электрический заряд, и мощность уменьшается.
Естественный износ происходит из-за сульфатации свинцово-кислотных аккумуляторов – в процессе накопления солей на внутренних пластинах. Уменьшение рабочей площади проводов приводит к ухудшению проводимости и контакта с электролитом.

Утечка тока

Аккумулятор может осесть из-за утечки тока в бортовой сети автомобиля. Определить, что есть утечка, несложно. Для этого потребуется совсем немного свободного времени, амперметр или мультиметр. А вот определить конкретное место утечки — задача более сложная.

Причин утечки несколько, наиболее распространенными являются следующие:

  • повреждение изоляции;
  • контактное окисление;
  • неправильное подключение устройств;
  • изношенные провода.

Для измерения токовых потерь в автомобильной сети необходимо:

  • снимите отрицательный полюс с аккумулятора;
  • измерить потери тока между снятой клеммой и минусовым входом аккумулятора, для этого понадобится амперметр или мультиметр.

См также: Как работает ареометр?

Измерения необходимо проводить при выключенном зажигании и отключенных устройствах, использующих электричество. При этом двери или окна салона необходимо оставлять открытыми на случай, если их заблокирует центральный замок.

 

В пределах нормы будет показатель тока утечки от 15 до 80 мА. Более высокие значения указывают на неисправность электросистемы автомобиля, необходима диагностика и ремонт.

Природные причины

Сильные морозы

В мороз температура электролита падает, что приводит к уменьшению химических реакций. Электролит нормальной плотности (1,28 г/см3) не замерзает до -60°С, а при температуре -40°С уже не способен обеспечить запуск двигателя. Но имеется в виду именно температура электролита, а не окружающего воздуха, то есть поддерживать батарею в холодную погоду можно следующими способами:

  • Периодически прогревайте двигатель в холодную погоду на стоянке
  • Выньте аккумулятор из автомобиля и держите его в тепле

Также рекомендуется перед запуском двигателя прогреть аккумулятор, включив габаритные огни на 5 минут. Температура электролита повысится, что значительно «оживит» химические реакции.

Аккумулятор коротит

Среди причин, почему аккумулятор садится за ночь, короткое замыкание между пластинами – следствие их сульфатации и наличия в электролите большого количества токопроводящих частиц.

В обслуживаемых батареях можно попытаться устранить эту проблему, очистив банки электродов и даже заменив неисправную батарею. В современных моделях такой возможности нет, и при коротком замыкании на пластинах устройство отправляется на свалку.

Неисправности в аккумуляторной батарее

Аккумулятор не всегда быстро разряжается из-за неполадок в электросети автомобиля. Иногда проблема кроется в самом аккумуляторе.

Причины быстрой разрядки

Быстрая разрядка аккумулятора часто означает потерю емкости — аккумулятор не может хранить нужное количество энергии. Причины могут быть разные:

  1. Пластины были покрыты сульфатом свинца. На самом деле образование PbSO4 является естественным процессом при работе аккумулятора. При высвобождении энергии образуются сульфаты, при их восполнении расходуются. Эти процессы почти никогда не протекают симметрично, поэтому со временем на пластинах нарастает слой кристаллов сернокислого свинца, что сокращает область использования.
  2. В процессе эксплуатации пластины постепенно подвергаются коррозии, за счет этого уменьшается и их площадь. Процесс можно ускорить, увеличив плотность электролита.
  3. Если, наоборот, плотность жидкого реагента занижена, в аккумуляторе может просто не хватить серной кислоты для полного заряда. При этом также наблюдается уменьшение емкости.
  4. Удаление активного покрытия также приводит к снижению способности аккумулятора накапливать энергию. Это может произойти в результате механического воздействия (удар, падение) или высыхания массы в результате пониженного уровня электролита.

Вечных аккумуляторов не бывает, но срок службы аккумулятора действительно можно продлить, обращая внимание на его состояние.

Признаки и проверка изношенного аккумулятора

Самым главным (и, пожалуй, единственным) признаком севшего аккумулятора является его быстрый разряд. При этом аккумулятор заряжается тоже очень быстро, что видно при зарядке вне автомобиля от зарядного устройства. Единственный способ проверить реальную емкость аккумулятора — выполнить пробный разряд. Для этого вам нужно:

  • нагрузка, вырабатывающая ток, примерно равный 20% расчетной остаточной емкости аккумулятора (особо точно подбирать ее не нужно, все равно реальная емкость по току неизвестна);
  • амперметр и вольтметр (можно использовать тестер, переключая его поочередно из одного режима в другой).

В качестве нагрузки целесообразно использовать автомобильные лампы накаливания на 12 вольт:

  • легко получить;
  • можно подключить параллельно и получить всю мощность нагрузки;
  • стремится стабилизировать ток в цепи за счет уменьшения нагрева при уменьшении напряжения.

Если, например, проверяется батарея с начальной емкостью 60 А*ч и предполагается потеря 50% емкости, то лампа мощностью Р = U * I * 0,2 = (60 * 0,5) * 12 * 0,2 = требуется 6 Вт.

В качестве нагрузки лучше не использовать светодиодные лампы. Главное их преимущество — низкое энергопотребление — в этом случае качество не полезно. Для установки нужной нагрузки нужно много элементов, иначе процесс затянется надолго.

Почему мой автомобильный аккумулятор быстро разряжается
Схема контрольного разряда.

Аккумулятор должен быть полностью заряжен в первую очередь. Если процесс вести со стабильным током, уже можно примерно оценить оставшееся время работы батареи. Затем необходимо собрать схему по рисунку, отметить время начала разряда и каждые 10-15 минут контролировать и записывать напряжение и силу тока. При достижении напряжения на клеммах аккумулятора 10,6 вольт процесс следует немедленно остановить и остановить таймер. Кроме того, по результатам записей можно рассчитать средний ток разряда и определить реальную емкость аккумулятора по формуле С = I*t, где:

  • С – емкость аккумулятора, А*ч;
  • I — средний ток, А;
  • t — время разряда до 10,6 вольт, ч.

Например, если бы аккумулятор был разряжен током 3 ампера (лампа на 36 ватт) в течение 11 часов, фактическая емкость составила бы 33 Ач. Если первоначальная емкость аккумулятора составляла 55 Ач, оставшаяся емкость составит 60%.

Почему мой автомобильный аккумулятор быстро разряжается
Разрядите аккумулятор с помощью лампочки.

Когда имеет смысл восстанавливать АКБ

Если батарея потеряла емкость в результате потери активного покрытия или разрушения пластин, реанимировать ее нет смысла. Потребуется сложный ремонт, для которого нужны высококвалифицированные мастера.

Почему мой автомобильный аккумулятор быстро разряжается
Налет кристаллов PbSO4, видимый через отверстия в корпусе батареи.

Если емкость аккумулятора снижается в результате сульфатации, сульфатное покрытие можно попытаться устранить. Это часто работает. Это можно сделать различными способами. Например, если батарея полностью заряжена после контрольного разряда, будет достигнут контрольно-тренировочный цикл (CTC). Результатом может быть частичное растворение налета PbSO4. Можно проводить несколько КТК подряд, каждый раз оценивая скорость извлечения мощности. По результатам двух-трех циклов можно принять решение о целесообразности дальнейшего оживления аккумулятора.

Также возможно производить десульфатацию электрохимическим методом с помощью специального устройства – десульфататора. Для процедуры подойдет и зарядное устройство с такой функцией.

Сульфатные отложения можно удалить химическим путем. Например, с помощью препарата «Трилон Б».

Причины, почему за ночь садится аккумулятор в машине

Велик соблазн установить в автомобилях современные системы связи, климатическую технику, мощную подсветку. Но все эти устройства черпают энергию из генератора, который не рассчитан на чрезмерное использование. В результате автомобиль, пробег между запусками которого не превышает 20 минут, не успевает зарядить аккумулятор за ночь. Дополнительная энергия будет использоваться для сигнализации и защиты цепи в течение длительного периода бездействия.

Стандартное потребление для сигнализации невелико, но паразитные токи все же присутствуют. Где-то старый провод оголяется и касается корпуса. Возможно не правильно собрана схема устройства, не выключается, работает в спящем режиме. Часто радио остается в сети, звук отключен и устройство потребляет энергию в режиме ожидания. В итоге получается, что за ночь аккумулятор автомобиля сдох, и поэтому он не заводится. Тестирование поможет найти все источники утечек из бортовой системы, с выявлением потерь из каждого источника.

Иные причины разрядки батареи

Ошибки в работе автоэлектрика, неправильное подключение приборов в автомобиле приводит к тому, что сами приборы работают и радуют этим владельца, но в электрической цепи образуется повышенная нагрузка. В этом случае владелец автомобиля может столкнуться не только с тем, что разрядился аккумулятор, но и с тем, что другие электроприборы вышли из строя.

Чем больше различных гаджетов подключено в автомобиле (магнитолот, радар-детектор, навигатор, фары и т д.), тем выше нагрузка на генератор. А если генератор не справляется, часть «обязанностей» берет на себя аккумулятор. В этом случае она довольно быстро осядет.

Из всего вышесказанного вытекает закономерный вопрос — может ли сигнализация разряжать аккумулятор? Да, может, но это случается не часто.

Тревога может быть основной причиной слишком быстрой разрядки батареи, если:

  • при установке были допущены ошибки;
  • неисправность в самой сигнализации;
  • система не собрана на заводе, а сделана вручную.

Чтобы избежать подобных проблем, можно порекомендовать автовладельцам не экономить, а купить хорошую автосигнализацию от надежного производителя. Если это условие соблюдается, сигнализация редко вызывает разряд батареи.

Аккумулятор может полностью разрядиться, если оставить автомобиль надолго и забыть выключить свет, музыку или другие электроприборы. Если это случается не часто, паниковать не нужно. После зарядки батарея будет работать нормально.

Причиной быстрой потери заряда аккумулятора может быть мороз. Зимой сидит гораздо интенсивнее, чем летом. В мороз от 15°С каждый градус понижения температуры воздуха приводит к уменьшению емкости аккумулятора на 1 мАч. При проблемах с зарядкой электролит в аккумуляторе замерзает. Для предотвращения такой ситуации необходимо следить за уровнем заряда аккумулятора и плотностью электролита.

 

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )