- Когда нужна регулировка клапанов
- Тюнинг
- Пошаговая инструкция
- Периодичность процедуры
- ЗМЗ 402 регулировка клапанов своими руками
- Инструкция по регулировке клапанов.
- Как на змз-402 осуществляется регулировка клапанов?
- Регулировка клапанов в два приема ЗМЗ 402
- Регулировка клапанов умз 4216 газель: порядок и зазоры с гидрокомпенсаторами
- Установка ВМТ 402 двигателя
- Расположение цилиндров на двигателе 402
- Порядок работы 402 двигателя
- Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402
- Для чего нужно регулировать клапана мотора ЗМЗ 402
- Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402
- Peгyлиpoвкa клaпaнoв нa 402-м двигaтeлe
- Как определить, что пора проводить регулировку
- Описание
- Причины изменения величины зазора в клапанной системе
- Внимание:
- Таблица: полезные технические данные по 402
- Как часто необходимо проводить настройку
- Порядок настройки зазоров
- Как определить верный размер зазора
- Способы нахождения ВМТ цилиндра
- Метка положения первого цилиндра
- Процесс подготовки
- Ход работы и полезные советы по регулировке клапанов 402 двигателя
- Необходимые инструменты
- Как отрегулировать клапана на 402 двигателе
- Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ
Когда нужна регулировка клапанов
Детали газораспределительного механизма будут раскрыты в свою очередь и в свое время. Управляет распределительным валом, нажимая кулачки на коромыслах во время вращения. Между выступами вала и элементами предусмотрены тепловые зазоры для клапанов.
Они призваны компенсировать физическое расширение металлических компонентов от нагрева — во время работы двигатель сильно нагревается. По сути регулировка клапанов на 402 двигателе означает изменение того же теплового зазора в большую или меньшую сторону.
Если элемент не будет плотно закрываться из-за теплового расширения, он фактически перестанет герметично закрывать камеру сгорания, не изолируя ее от воздуховодов. Если клапан открывается с опозданием, это уже происходит из-за увеличения теплового зазора и не только негативно сказывается на состоянии всего механизма, но и ухудшает подачу топливной смеси.
Периодичность регулировки прописана в руководстве к двигателю: делать это нужно каждые 10-15 000 км пробега. Такая короткая фаза между настройками объясняется конструктивным недостатком двигателя ЗМЗ-402. Распределительный вал здесь слишком низкий и периодически тарахтит, а толкатели слишком длинные.
Кроме того, качество используемых деталей низкое, что в свою очередь увеличивает вибрационную нагрузку на ГРМ. Например, быстро отваливается шестерня распредвала, так как она сделана из нейлона. Правда, он защищен металлической втулкой, но эбонитовая шестерня, как и на других двигателях, выглядит гораздо надежнее.
Тюнинг
Карбюраторные силовые агрегаты редко настраивают на повышение мощности. Это связано с тем, что его значительное увеличение возможно только при замене карбюраторной системы питания на инжекторную (распределенный впрыск).
Стоимость такого изменения пропорциональна покупке и установке инжекторного двигателя УМЗ 421, который затем подвергается тюнингу.
Однако двигатель УМЗ 417 можно подвергнуть простому изменению, что несколько увеличит мощность. Для этого вам нужно:
- Выполнить балансировку цилиндро-поршневой группы;
- увеличить степень сжатия в цилиндрах до 9,2 путем фрезеровки головки блока цилиндров на высоту 95 мм.
- Заменил стандартный распредвал на узкофазный «ОКБ Двигатель».
- Обработайте выпускные отверстия до 39 мм и установите подходящие распределительные клапаны.
- Заменить выпускной коллектор на коллектор от двигателя 421.
- Поменять выхлопную трубу на трубу диаметром 51 мм.
После выполнения вышеуказанных операций мощность двигателя увеличится до 100 л.с. С. увеличьте мощность силового агрегата прибл., еще 10 литров. С можно, если дополнительно:
- отшлифовать камеры сгорания для достижения зеркальной поверхности;
- облегчение тяжелой поршневой группы и коленчатого вала с последующей их балансировкой.
Пошаговая инструкция
Как только вы дошли до клапанов и двигатель 402 полностью остыл, вы можете начать собственно процесс регулировки. Вот что пригодится в работе:
Порядок работы следующий:
- Первое, что вам нужно сделать, это установить правильное положение коленчатого вала для работы. Берем ключ на 36, цепляем трещотку и начинаем вращать ее по часовой стрелке. Мы не торопимся. Как только последняя риск на шкиве окажется напротив метки на крышке, вращение прекращаем.
- Приступаем к проверке клапанов первого цилиндра. Сначала убедитесь, что все закрыто.
- Регулировка начинается с выпускных клапанов. Вынимаем щупы, начинаем тест. Нормальные показания составляют 0,4 мм, но допустимо и меньше 0,05 мм. Перед затягиванием винта ослабьте контргайку. Если значение больше, закручиваем винт, вставляем щуп и снова проверяем. Мы стремимся к удовлетворительному результату.
- Затяните стопорную гайку после регулировки. После манипуляций большой щуп не должен проходить в зазор между деталями.
- Дальше впуск. Снова проверяем зазор, но на этот раз предел 0,4 мм + 0,05 мм. При необходимости ослабьте контргайку, затяните винт, затяните контргайку. Мы проверяем.
- При этом цилиндры регулируются в следующем порядке: 2, 4 и последний 3.
- При переходе от одного цилиндра к другому необходимо провернуть коленчатый вал на пол-оборота (180°).
- Регулировка клапанов в первый раз займет несколько часов, а в следующий раз все пройдет гораздо быстрее.
- После регулировки очистите крышку и клапаны.
- Ставим прокладку, поворачиваем крышку в комнату.
- Ставим обратно воздушный фильтр и устанавливаем все, что было ранее демонтировано, только в обратном порядке.
После чистки и регулировки клапана на Газели 402 двигатель на автомате должен работать намного тише. Кроме того, будут восстановлены нормальные скоростные характеристики автомобиля. Это также снизит расход топлива.
На следующие 100 тысяч километров о переналадке можно забыть. После 3-4 регулировок не забудьте осмотреть целостность деталей крепления; не исключено, что некоторые из них нуждаются в замене в процессе эксплуатации.
Необходимые инструменты
Для правильной регулировки клапанов Газели с двигателем 402 необходимо подготовить следующие инструменты:
- набор отверток;
- щупы разных размеров или универсальный щуп;
- трещотка с удлинителем и головкой на 10 мм;
- набор ключей, размеры от 8 до 14 мм;
- свечной ключ;
- молоток;
- тряпка
Периодичность процедуры
Несмотря на потрясающую ремонтопригодность, ЗМЗ-402 по своим техническим характеристикам оказался не очень удачным. Нижнее расположение распредвала, наличие длинных толкателей и не слишком качественные детали, все это увеличивает вибрационную нагрузку на газораспределительный механизм, а значит сокращает временной интервал между регулировками.
Если двигатель используется бережно, без работы под максимальными нагрузками и резких пусков, регулировку необходимо проводить каждые 15 тысяч километров. Если водитель любит быстрые старты, езду на малой скорости и высоких передачах, а также вынужден возить тяжелые грузы или ездить по горам, пробег сокращается до 10 тысяч километров.
При использовании бензина, не соответствующего ГБЦ (верхней части цилиндра), клапана, независимо от настроек зажигания, необходимо регулировать через 5-6 тыс км пробега. Это снизит вероятность прогара клапана и потери компрессии.
ЗМЗ 402 регулировка клапанов своими руками
По этой же инструкции можно регулировать клапана на аналогичных двигателях (ЗМЗ 21, УМЗ-421, УМЗ-417, ЗМЗ 24, газ-21) вне зависимости от того, карбюраторный или инжекторный. Традиционно для нашего сайта статья представляет собой подробную пошаговую инструкцию с большим количеством фото и видео.
Инструкция по регулировке клапанов.
Необходимые инструменты:
- отвертка.
- рожковый ключ (10,12,13,14).
- измерительные щупы на 0,35 и 0,45 мм.
Необходимые запчасти и расходные материалы:
- прокладка клапанной крышки. (Обязательно).
- герметик (при установке резиновой прокладки).
- шланг отвода картерных газов (если сухой).
- шипы, шайбы от УМЗ 421, гайки, шайбы Гровера (по желанию, если хотите удалить масляные пятна).
Как на змз-402 осуществляется регулировка клапанов?
ВНИМАНИЕ — регулировка клапанов производится на холодном двигателе!
- Снимите клапанную крышку.
- Приводим поршень в первом цилиндре в верхнюю мертвую точку такта сжатия.
Самый простой способ найти мертвый на первом цилиндре — подвести метку на шкиве (демпфере) к молдингу на передней крышке и снять крышку трамблера, чтобы убедиться, что бегунок обращен к проводу свечи зажигания, идущему к первому цилиндру.
Регулировка клапанов в два приема ЗМЗ 402
Регулировка клапана в два этапа :
1. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.
Настройте отверстия:
— выпускной клапан на первом цилиндре 0,35-0,40 мм.
— выпускной клапан на втором цилиндре 0,40-0,45 мм.
— впускные клапана к первому и третьему цилиндрам 0,40-0,45 мм.
2. Поверните коленчатый вал на 360 градусов
Настройте отверстия:
— выпускной клапан четвертого цилиндра 0,35-0,40 мм.
— выпускной клапан на третьем цилиндре 0,40-0,45 мм.
— впускные клапана во второй и четвертый цилиндры 0,40-0,45м
Регулировка клапанов умз 4216 газель: порядок и зазоры с гидрокомпенсаторами
Двигатель УМЗ 4216 Ульяновского моторного завода является аналогом карбюраторного двигателя типа УМЗ 421 или ЗМЗ 410. Распределительный вал расположен внизу, а движение коромыслов осуществляется через тяги из алюминиевого сплава.
Рабочая скользящая часть коромысла упирается в шток клапана, между которым регулируется тепловой зазор. С противоположной стороны коромысла ввернут регулировочный болт, закрепленный гайкой. Регулировочные болты регулировки положения поршней гидрокомпенсатора выполнены с отверстием и каналом для подвода масла.
Клапана УМЗ 4216 регулируются на холодном двигателе при температуре не ниже 20 градусов и не выше 30 градусов.
Установка ВМТ 402 двигателя
Настройку двигателя TDC 402 можно произвести несколькими способами:
- Самый простой способ. Снимите крышку распределителя. Контакт ползунка при положении поршня первого цилиндра в ВМТ примерно ниже контакта высоковольтного провода, идущего на первый цилиндр. Аккуратнее совмещаем первую мета шкива и отлив передней крышки. В этом положении начинается регулировка клапанов первого цилиндра и далее.
- Вы можете убедиться, что поршень находится в такте сжатия, не снимая крышку. Просто включите зажигание. Установите свечу зажигания в крышку первого цилиндра. Зажгите свечу к мессе. Проверните двигатель до появления искры на контактах свечи зажигания. Искра должна пройти до того, как поршень достигнет ВМТ. Как только появится искра, совместите метку с отливом на передней части крыши.
- Наиболее надежный способ определения ВМТ в такте сжатия заключается в следующем. Необходимо выкрутить свечу первого цилиндра. Вставьте скрепку в свечу, сжимая ее. При повороте коленчатого вала свеча срабатывает. После этого останется только совместить метки.
В этом положении регулируются клапана первого цилиндра двигателя Газель 402.
Расположение цилиндров на двигателе 402
Первый цилиндр считается от радиатора охлаждения
Для дальнейшей регулировки необходимо знать порядок работы цилиндров двигателя.
Порядок работы 402 двигателя
То есть после регулировки клапанов первого цилиндра коленчатый вал поворачивается на 180 градусов. Половина раунда. Клапана второго цилиндра отрегулированы. Клапаны четвертого цилиндра регулируются еще на 180 градусов. И, наконец, коленвал проворачивается на пол-оборота, регулируются клапана третьего цилиндра.
При каждом обороте коленчатого вала необходимо правильно устанавливать поршень следующего цилиндра в ВМТ. Проще всего провернуть коленчатый вал на пол-оборота после регулировки первого цилиндра и убедиться, что поршень второго цилиндра поднялся в ВМТ. Для этого вставьте в свечу тонкий металлический щуп диаметром 3 мм. Или отвертка.
Так, чтобы он упирался в поршень. По мере подъема поршня щуп выдвигается. Когда он достигает максимального расстояния, он становится ВМТ. С четвертым цилиндром проще. По метке можно установить ВМТ поршня цилиндра. Он снова подойдет к отмели спереди. Третий цилиндр после выворачивания из четвертого можно снова определить щупом.
Рекомендуемая величина зазоров ЗМЗ-402
Калибр теплового зазора, в соответствии с паспортными данными двигателя, должен быть 0,4 мм. Этот показатель отличается у впускных и выпускных клапанов, так как последние элементы нагреваются больше. Измерения должны производиться щупами с шагом 0,05 мм или меньше.
Параметры также могут отличаться из-за разных условий эксплуатации и стиля вождения:
- постоянная перевозка тяжелых грузов, периодическая езда в горах, использование нестандартного бензина – 0,4 мм;
- газоснабжение двигателя — 0,35 мм и 0,45 мм (выхлоп);
- постоянные резкие старты, спортивный стиль вождения — 0,3-0,35 мм.
Кроме того, за счет уменьшения теплового зазора можно увеличить мощность двигателя и снизить расход топлива. Но это будет работать только в режимах спокойной езды, без нагрузки.
Для чего нужно регулировать клапана мотора ЗМЗ 402
ЗМЗ — Заволжский моторный завод, выпускающий достаточно надежные и неприхотливые двигатели, и 402-й двигатель тому подтверждение. Этот двигатель настолько прост, что регулировку клапанов ЗМЗ 402 можно выполнить своими руками в собственном гараже.
Двигатель имеет 4 цилиндра, карбюратор, конструкция примерно такая же, как и на очень древних автомобилях, но все же были применены некоторые нововведения, позволившие ГАЗ 3110 хорошо ездить среди современных автомобилей. Кстати, этот двигатель устанавливается и на Газель.
Но регулировать зазоры клапанов ЗМЗ 402 необходимо, потому что гидрокомпенсаторов в ГРМ нет. Сама регулировка зазора необходима для:
- баллоны полностью заполнялись горючей смесью;
- учитывая максимальное сжатие;
- а на такте выпуска выхлопные газы будут отлично удаляться.
Если клапана не отрегулировать, будет ощутимая потеря мощности. Поэтому при регулировке Волги 31 10 необходимо регулировать клапана. Если зазор сильно увеличить, могут прогореть клапана, что приведет к серьезному ремонту двигателя. Чтобы этого не произошло, лучше вовремя регулировать клапана на ЗМЗ 402 – каждые 20 000 км.
Регулировку также необходимо производить после ремонта двигателя, после замены маслосъемных колпачков, а также при подозрительном стуке под клапанной крышкой.
Многие автолюбители по звуку могут сказать, что пора отрегулировать клапана 402 двигателя. Если зазоры увеличить, слышен звонкий звук металла, а если уменьшить зазоры, то звук будет обратным — глухим.
Порядок работ по регулировке клапанов двигателя ЗМЗ-402
Ниже приведена подробная процедура:
- снимите клеммы с аккумулятора;
- установить нейтральную передачу;
- отсоедините все навесное оборудование, отходящее от клапанной крышки, включая шланг УОЗ;
- выбросить тросы заслонок, прикрепленные к карбюратору;
- разобрать воздушный фильтр;
- открутить болты, снять верхнюю часть механизма;
- выкрутить свечи зажигания;
- установить поршень 1 цилиндра в ВМТ, а метку коленвала совместить с приливом на передней крышке двигателя — проворачивать коленвал рекомендуется только стартером;
- снимите крышку электрораспределителя, проверьте бегунок — этот элемент распределителя должен смотреть строго на 1 цилиндр;
- приступайте к регулировке клапанов.
Рекомендуется регулировать клапана только на холодном двигателе! С другой стороны, двигатель ЗМЗ-402 оснащен алюминиевой головкой. Штоки имеют свойство расширяться по мере нагрева двигателя внутреннего сгорания, а зазоры уменьшаются. По этой причине опытные мастера рекомендуют регулировать 402 систему на прогретом двигателе, оставляя на всех элементах зазоры 0,3 мм. Исключение составляют автомобили Газель.
Что касается меток: они могут совпадать в ВМТ с первым или четвертым цилиндром. Как я могу проверить это в дополнение к направлению ползунка? Если клапаны 1, 2, 4 и 6 заклинены, а остальные свободны, то метка совпадает с 4 цилиндром. И наоборот, если заклинило 8, 7, 5 и 3, метка совпадает с первым цилиндром.
Регулировка клапанов 402 на двигатель в два этапа осуществляется по следующей схеме:
- сначала первый впускной и выпускной клапаны;
- затем второй вход и выход;
- третий вход;
- провернуть коленвал на 360 градусов, совместить метки и установить бегунок на четвертый цилиндр;
- регулировка остальных клапанов.
Вкратце процедура регулировки клапанов выглядит так: сначала 1, 2, 4 и 6 — остальные дожимаются, затем — из кабины 8, 7, 5 и 3.
Регулировка клапанов ЗМЗ 402 по инструкции:
- двигайте качельку вдоль оси вперед и назад;
- слегка и осторожно постучите молотком по валу прямо над клапаном – ни в коем случае не ударяйте по толкателю;
- ключом на 11 отвернуть гайку регулировочного винта, придерживая последний мощной отверткой с плоским наконечником или ключом на 14;
- измерить зазор щупом – он должен проходить под клапаном с небольшим усилием, при необходимости отрегулировать до нужных значений;
- затяните гайку обратно – еще раз проверьте зазор;
- повторить операцию со всеми клапанами.
На некоторых автомобилях клапана регулируются регулировочными шайбами. Вместо оригинального устанавливается кольцо меньшей или большей толщины. Альтернативный вариант — заменить толкатели вариантами с нужными параметрами. Известны двигатели, где регулировка вообще не предусмотрена — на двигателях внутреннего сгорания с гидрокомпенсаторами. Клапаны ЗМЗ-402 регулируются специальным регулировочным винтом.
Далее нужно установить фары, крышку трамблера и крепления на место. Затем выполните пробный пуск двигателя, чтобы проверить подачу масла ко всем толкателям. Если смазка не будет поступать ни на один элемент, ослабьте гайку крепления вала коромысел в районе четвертого цилиндра. Также необходимо очистить всю масляную систему автомобиля.
В конце заглушите двигатель, соберите обратно все разобранные узлы. Затяните болты клапанной крышки с правильным моментом. После установки всех необходимых шлангов и труб перезапустите двигатель. Дайте ему прогреться до 80-90 градусов, а затем прислушайтесь к работе клапанов – они не должны звенеть или щелкать.
Peгyлиpoвкa клaпaнoв нa 402-м двигaтeлe
- в первом и четвертом цилиндрах выпускных клапанов (грань 1-8) он должен быть 0,35-0,4 мм;
- оставшийся зазор составляет 0,4 — 0,45.
- отпустить клавишу управления «с 14»;
- открутить регулировочный винт на 1-2 оборота отверткой;
- вставить щуп между рычагом и штоком клапана (или использовать стрелочный индикатор);
- закручиваем регулировочный винт до упора до устранения люфта и перемещения щупа без особых усилий;
- затяните контргайку, удерживая винт;
- снова проверьте значение зазора.
- Таблица: полезные технические данные для 402
Заказ цилиндра | 1-2-4-3 |
Направление вращения ротора распределителя | против часовой стрелки |
Угол смещения при зажигании, гр | |
центробежный регулятор | 15–18 |
регулятор вакуума | 8-10 |
Свечи | 14 лет назад |
Расстояние между электродами и т д | 0,8-0,95 |
Сопротивление маркера, кОм | 5-8 |
Сопротивление наконечника свечи зажигания, кОм | 4-7 |
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм | 8-13 |
Сопротивление обмотки статора, кОм | 0,4-0,45 |
Как определить, что пора проводить регулировку
Есть несколько признаков того, что механизм нуждается в обслуживании:
- металлический стук со стороны двигателя;
- падение мощности двигателя;
- нестабильная работа двигателя.
Даже если ничего подобного не происходит, после пробега в 100 тыс км настоятельно рекомендуется произвести осмотр и обслуживание агрегата.
При регулировке клапана на модели газель 402 не забудьте проверить целостность других элементов конструкции.
Процесс регулировки клапанов на двигателе ЗМЗ 402
Для работы необходимо приобрести:
- набор щупов;
- новая прокладка для установки под крышку;
- гайки и болты (на случай поломки креплений);
- замена подшипников.
Цена вопроса — 600-700 руб. Если клапаны вышли из строя, их можно заменить. Цена комплекта клапанов Газель двигатель 402 модель около 1500 рублей.
Описание
Двигатель УМЗ 417 представляет собой классический четырехцилиндровый силовой агрегат с рядным расположением цилиндров, поршни которых вращают общий коленчатый вал.
Двигатель оснащен карбюратором, распределителем искрового зажигания и газораспределительным механизмом типа OHV с нижним расположением распределительного вала.
Корпус и ГБЦ УМЗ 417 изготовлены из алюминия. Втулки из чугуна посажены в блок через резиновые кольца, что снижает прочность и является одним из основных конструктивных недостатков этого силового агрегата.
В целом конструкция двигателя УМЗ 417 аналогична конструкции двигателя ЗМЗ 402 и представляет собой дальнейшее развитие УМЗ 414.
УМЗ 417 отличается от двигателей 414:
- повышенная степень сжатия;
- другой распределительный вал;
- увеличенные впускные клапаны.
В некоторых модификациях на УМЗ 417 устанавливался коленчатый вал от более позднего двигателя 421, который устанавливался без использования сальниковой прокладки.
Что касается силового агрегата производства Заволжского моторного завода (ЗМЗ 402), то отличий еще меньше.
Основное отличие в том, что гильзы в цилиндры посажены через медные прокладки, что сделало блок цилиндров прочнее.
Существенным недостатком, влияющим на работу двигателя, является использование выпускного коллектора типа 4-1, снижающего мощность на средних и высоких оборотах.
Все остальные узлы — распредвалы и коленвалы, поршни, шатуны, кольца, толкатели и шатуны — одинаковы. Есть отличия, которые носят косметический характер и не влияют на работу силового агрегата.
Среди большого количества модификаций двигателя УМЗ 417 наиболее важными являются:
- УМЗ 417.10 — устанавливается на автомобили УАЗ 3151 (бензин А-76);
- ЮМЗ 4175.10 — эксплуатировался на автомобилях Газель. Обладает повышенной мощностью (98 л.с.) и имеет степень сжатия 8,2, необходимую для использования бензина А-92;
- УМЗ 4178.10 – самая распространенная модификация с двухкамерным карбюратором, позволяющая:
- Использовать ГБЦ от двигателя УМЗ 421, где установлены увеличенные выпускные клапаны диаметром 39 мм (УМЗ 4178.10-10). Коленчатый вал в этой модификации снабжен сальником вместо сальниковой прокладки.
- Агрегатируйте двигатель, например, с гидроусилителем руля (УМЗ 4178.10-03) или диафрагменной муфтой (УМЗ 4178.10-52).
Причины изменения величины зазора в клапанной системе
Следует отметить, что регулировка заключается в установлении определенного фиксированного зазора между коромыслом и клапаном. Значение может меняться довольно быстро. Причинами таких нежелательных отклонений считаются следующие проблемы:
отказ коленчатого вала; неправильная синхронизация кулачков в газораспределительном механизме; нарушение целостности блока цилиндров.
Помимо перечисленных неисправностей двигателя, причиной плавающего зазора может быть поведение водителя за рулем Газели. Чрезвычайно агрессивное вождение, например резкое выключение сцепления, может привести к преждевременному износу функциональных компонентов.
Внимание:
Наконечник отвертки должен плотно сидеть в канавке винта, поэтому вы должны выбрать правильную отвертку. В противном случае вы просто повредите канавку, и регулировать клапана в дальнейшем будет неудобно.
Вставляем щуп, подходящий для вашей модели двигателя, в зазор между коромыслом и стержнем клапана, и поворотом или ослаблением регулировочного винта добиваемся, чтобы щуп прошел через зазор с небольшим усилием.
После этого затяните контргайку, удерживая регулировочный винт. Двигатель ГАЗ 21, кроме паза под отвертку, на регулировочном винте имеет шпоночную кромку на 11, при регулировке советую пользоваться ключом. Это намного практичнее. Еще раз проверьте зазор.
После регулировки второго клапана первого цилиндра установите ВМТ на втором цилиндре и повторите процедуру с ним.
Повторяйте операцию до тех пор, пока баллоны не опустеют. Порядок розжига газа, как мы помним: 1-2-4-3
После регулировки всех клапанов замените клапанную крышку новой прокладкой. Если вы выпрямили его и плечо теперь находится на одном уровне, герметик не нужен. Равномерно потянув с необходимой силой, масло больше не будет появляться.
Возвращаем на место воздушный фильтр, вентиляционный шланг и трубку вакуум-корректора.
Вот и вся работа. Если вы все подготовили заранее и использовали хороший инструмент, вы вряд ли потратите на все больше 40 минут. Запустите двигатель и наслаждайтесь плавной работой.
Таблица: полезные технические данные по 402
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 |
Направление вращения ротора распределителя | против часовой стрелки |
Угол смещения при зажигании, гр | |
центробежный регулятор | 15-18 |
регулятор вакуума | 8-10 |
Свеча зажигания | А14ВР |
Расстояние до свечи зажигания и т д | 0,8-0,95 |
Сопротивление скольжению, кОм | 5-8 |
Сопротивление свечей, кОм | 4-7 |
Сопротивление центрального контакта крышки, кОм | 8-13 |
Сопротивление обмотки статора, кОм | 0,4-0,45 |
Как часто необходимо проводить настройку
В условиях эксплуатации автомобиля с высокой загрузкой — перевозка тяжеловесных грузов, езда в горах и на малой скорости — срок наладки сокращается до 8-10 тыс км. А если в бак заливается бензин, не соответствующий ГБЦ, клапана надо регулировать каждые 5-6 тысяч километров. В противном случае они сгорят и двигатель потеряет компрессию.
Чтобы не сорвать резьбу в процессе регулировки клапана, в начале откручивания и на последнем обороте затяжки гайку нужно вращать ключом очень плавно. Наконечники тяг клапанного механизма двигателя ЗМЗ-402 выполнены из дюралюминия, а не из стали, как, например, на ЗИЛ-130. Поэтому отрегулировать клапана по уху крайне сложно. Скрип и стук могут быть вызваны:
- изношенные камеры распредвала;
- неравномерно проработанные носики ресниц;
- развитая ось;
- свободные пружины.
Клапана с неисправным распределительным валом не могут быть правильно отрегулированы. Поэтому правильнее было бы заменить распредвал. То же самое касается и бывших в употреблении пружинных брекетов, так как в этом случае коромысла будут упираться не в клапана, а в чашки пружин.
Порядок регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402:
- Припаркуйте машину на ровной поверхности в непыльном месте.
- Выключите двигатель и включите нейтральную передачу.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- Открутите винты, удерживающие крышку ГРМ, и снимите деталь.
- Выключите свечи зажигания.
- Проверните коленчатый вал и установите поршень №1 в верхнюю мертвую точку такта сжатия по меткам.
Если элементы не отрегулированы по метке, распредвал не будет давить на клапана, а если установить деталь в верхнюю мертвую точку такта выпуска, то все отверстия будут закрыты.
- С помощью универсального щупа отрегулируйте клапана первого цилиндра (см в таблице значений ход работы ниже).
- Поверните коленчатый вал на 180 градусов (по часовой стрелке). Чтобы убедиться, что поршень находится точно в мертвой точке, вставьте отвертку или тонкий (3 мм) щуп в разъем свечи зажигания, пока инструмент не коснется поршня. Когда деталь пойдет вверх при проворачивании коленчатого вала, щуп или отвертка выйдет из отверстия. Точно определить ВМТ можно в тот момент, когда инструмент максимально выдвигается.
- Отрегулировать клапаны цилиндра №2.
- Переходим к четвертому, в этом случае не обязательно использовать дополнительный инструмент, также можно определить точное положение коленчатого вала по метке, которая подойдет к отливу на передней крышке.
- Продолжайте так же, как пункт 7, проверните коленчатый вал на 180 градусов и отрегулируйте третий.
При работе двигателя 402 на автомобилях ГАЗ и других моделях блок цилиндров работает в определенной последовательности: 1–2–4–3, именно такую последовательность необходимо соблюдать при настройке.
После завершения работы включите зажигание и проверьте, подается ли масло, при необходимости слегка отверните гайку крепления оси коромысла. Затем глушишь двигатель, надеваешь прокладку крышки ГБЦ, надеваешь саму крышку ГБЦ, корпус воздушного фильтра и подключаешь шланг вакуумного регулятора, шланг отвода картерных газов и все остальное оборудование.
Чтобы не разбирать устройство по несколько раз, можно совместить работу с чисткой или заменой воздушного фильтра.
Порядок настройки зазоров
Вне зависимости от того, впускные они или выпускные, все клапаны настраиваются по простой схеме:
- Ослабьте контргайку регулировочного винта. Во время первого и последнего оборотов это нужно делать равномерно и аккуратно, иначе можно повредить резьбу.
- Выберите подходящий щуп и установите его между верхней шейкой клапана и коромыслом.
- Нажмите на инструмент регулировочным винтом так, чтобы его можно было повернуть, но с трудом. Держите его отверткой, чтобы винт не вращался.
Определить назначение клапанов двигателя ЗМЗ 402 несложно: впускные расположены с противоположной стороны от впускных, а выпускные соответственно выпускные.
Как определить верный размер зазора
Общая схема регулировки клапанов двигателя ЗМЗ 402 представлена на рисунке ниже, но в зависимости от типа топлива для автомобиля (газ или бензин) и манеры вождения значение может незначительно меняться:
- при работе на газовом топливе — 0,35 мм на входе и 0,45 на выходе;
- 0,4 мм – если вам приходится часто передвигаться по пересеченной местности, преодолевать подъемы и спуски или вы используете топливо с не рекомендованным производителем октановым числом;
- 0,3-0,35 мм – для водителей, предпочитающих резкую или спортивную манеру вождения.
Таблица: размеры зазоров клапанов ЗМВ 402.
Способы нахождения ВМТ цилиндра
Для правильной установки зазора клапана 402 двигатель должен быть установлен в правильное положение. Привести поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку можно несколькими способами:
- Сняв крышку распределителя. При нахождении поршня в крайнем верхнем положении контакт ползуна находится примерно над контактом бронепровода, ведущего к первой свече зажигания на головке блока цилиндров. После проверки совпадения точек необходимо более точно выставить положение, совместив отлив передней крышки двигателя с меткой на шкиве коленчатого вала.
- Использование бумажной пробки. Чтобы достоверно знать, что элемент поднялся в верхнее положение, скрутите из бумаги плотный жгутик и плотно вставьте его в свечное отверстие так, чтобы бумага касалась поверхности цилиндра. Поворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока заглушка не вылетит из отверстия – это и будет нужное положение. Отрегулируйте положение с помощью меток так же, как и в первом способе.
- Ориентируясь на искру зажигания. Не снимая крышки трамблера, включить зажигание, вставить свечу в колпачок бронепровода, который должен идти к первому цилиндру, и прислонить его к массе. Вращайте стартер до появления искры на конце свечи – это самое верхнее положение. Укажите положение штампа, вставив метки.
Метка положения первого цилиндра
Интересует первая этикетка. Его нужно совместить с отливом на передней крышке двигателя. Но этого недостаточно. За полный цикл работы двигателя поршень дважды подходит к ВМТ. Первый раз на интересующем нас такте сжатия. И второй раз поршень становится в ВМТ в такте выпуска.
В первом и втором случаях, если поршень выставлен строго по метке, распредвал не будет давить на клапана. На такте сжатия кулачки отводятся от толкателей коромысел. Во время такта выпуска в ВМТ выпускной клапан закрывается, а впускной еще не открывается. Поэтому необходимо установить поршень первого цилиндра точно в такт сжатия.
Процесс подготовки
Инструменты и расходные материалы, необходимые для процедуры, входят в следующий список:
- универсальные щупы для измерений;
- набор торцевых и торцевых ключей;
- набор ключей;
- прокладка клапанной крышки;
- свечной ключ;
- сверхмощные плоские и крестовые отвертки;
- молоток;
- чистая тряпка.
Прежде чем приступить к работе по регулировке зазоров клапанов ЗМЗ-402, необходимо ознакомиться с некоторыми нюансами операции. Важно помнить, что регулировку клапанов можно производить только при холодном двигателе. Состояние холодного двигателя подразумевает равенство внутренней температуры двигателя и температуры внешней среды.
Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия:
Проверяет зазор двигателя с помощью щупа
- открутить номерной знак для установки стартера (устройство пусковой системы механизма);
- снятие свечей зажигания;
- снятие крышки распределителя (замка-распределителя);
- изолировать отрицательный заряд автомобильного аккумулятора.
Перед непосредственной регулировкой механизма следует ознакомиться с данными о рекомендуемом значении тепловых зазоров, приведенными в справочниках. Среднее значение выпускных и впускных клапанов составляет 0,4 мм. Уменьшение расстояния до 0,2-0,3 мм при неспешной езде снижает расход топлива и бережет общее состояние двигателя. Экстремальное вождение требует увеличения этих показателей до 0,4 мм.
Тип топлива также влияет на размеры тепловых зазоров. Головка блока цилиндров, которая рассчитана на бензин №92, но используется с топливом №80, должна увеличить зазоры до 0,4 мм. Использование газа №76 и бензина для ГБЦ не рекомендуется, так как такой случай может привести к прогоранию клапанов.
Ход работы и полезные советы по регулировке клапанов 402 двигателя
Подробные иллюстрированные советы по выполнению одной из важнейших процедур обслуживания двигателя помогут запомнить последовательность регулировки клапанов и выполнить эту работу правильно даже новичку.
Необходимые инструменты
Перед установкой зазоров клапанов двигателя ЗМЗ 402 следует подготовить:
- чистая тряпка для удаления масляных пятен с кузова (если они есть);
- ключ для выкручивания свечей;
- молоток;
- крепкая фигурная и обычная отвертки;
- ключ-трещотка с удлинителем (для регулировочного винта);
- розетка 10 мм;
- щупы для измерения зазоров клапанов.
Гайку регулировочного винта можно ослабить стандартным ключом на 10.
Хотя в руководствах указано, что регулировку отверстий 402 в двигателе следует выполнять на полностью холодном двигателе, профессионалы рекомендуют поступать иначе. От жары или холода размер металлических деталей меняется, поэтому для достижения более точной регулировки клапанов 402 перед началом работы необходимо немного прогреть двигатель.
Мастера рекомендуют проводить работы по регулировке отверстий на автомобилях ГАЗ, УАЗ, РАФ и ЕрАЗ (кроме клапанов Газели) со слабо прогретым силовым агрегатом, клапанный зазор во всех цилиндрах равен 0,3 мм.
Как отрегулировать клапана на 402 двигателе
Клапаны являются важной составляющей газораспределительного механизма. Фазы газораспределения — одна из основных настроек двигателя, от которой зависит срок службы различных деталей ГРМ. В случае неправильной регулировки расход топлива увеличивается, а двигатель становится шумнее.
Если на холодную двигатель плохо заводится, залиты фары, а при работе силового агрегата слышен какой-то звон, необходимо отрегулировать зазоры клапанов. Сегодня мы поможем вам разобраться, как отрегулировать клапана на двигателе 402, которыми оснащены многие автомобили Газель.
Для проведения процедуры необходимо подготовить набор щупов, ключ для коленвала, а также прокладку крышки ГБЦ (о замене прокладки ГБЦ мы уже писали отдельно).
Нюансы регулировки клапанов на автомобилях ГАЗ
Клапаны не всегда регулируются; в некоторых случаях стук сохраняется даже при выставлении рекомендуемых зазоров. Причин такого явления может быть несколько:
— изношены кулачки распредвала;
— ось, на которой стоят коромысла, имеет разминку;
— носики на коромыслах работали неравномерно;
— Весеннее печенье получилось.
При наличии износа пяток коромысел не получится хорошо отрегулировать клапана с помощью щупов, в этом случае следует использовать индикатор.
При наличии дефектов на кулачках распредвала избавиться от стука клапанов не получится, даже если произвести регулировку с помощью индикатора. В этом случае необходима только замена распредвала, и никакие регулировки здесь не помогут. Если сработали пружинные прерыватели, отрегулировать зазоры также не получится, так как коромысла будут упираться не в клапан, а в чашку пружины клапана. Этот дефект можно устранить, установив новые галеты.