Начнем с того, что вода в системе охлаждения сегодня практически не используется, уступая место тосолу или тосолу. Одной из характеристик такой рабочей жидкости в системе, вне зависимости от ее вида (тосол или антифриз), является склонность к постепенному выкипанию.
Когда и почему нужно менять антифриз
Другими словами, уровень в расширительном бачке понемногу падает. При этом большинство автолюбителей доливают обычную дистиллированную воду, так как сама охлаждающая жидкость представляет собой концентрат, который разбавляется дистиллированной водой в определенной пропорции. Добавим, что такая жидкость (в зависимости от добротности самого концентрата и дистиллированной воды) выполняет одновременно две функции:
- Основная задача – отвод тепла от двигателя и передача тепла к радиатору, где происходит последующее охлаждение циркулирующего теплоносителя;
- Дополнительная функция – защита, очистка и частичная смазка внутренних поверхностей и элементов системы охлаждения;
Из-за значительного нагрева и закипания ОЖ, что требует периодического разбавления водой, а также по ряду других причин происходит постепенная потеря свойств ОЖ. Поэтому срок службы такого рабочего тела ограничен. Результат — необходимость его замены. Также происходит образование известкового налета и грязи в системе охлаждения. По этой причине происходит заметное изменение цвета (потемнение) и запаха антифриза, что свидетельствует об окончании срока службы охлаждающей жидкости и/или загрязнении системы охлаждения.
В свете вышеизложенного необходимо не только периодически менять жидкость в системе охлаждения, но и промывать систему охлаждения двигателя перед заменой охлаждающей жидкости. Игнорирование этого правила приводит к тому, что свежий антифриз или антифриз через десятки километров темнеет или даже чернеет, так как заливается в грязную систему охлаждения. Добавим, что загрязненная система не может нормально функционировать даже с учетом замены охлаждающей жидкости.
Процесс промывки
промывка системы охлаждения процесс длительный, поэтому нужно подготовиться к тому, что автомобиль будет работать на холостом ходу около 6 часов. Затем вам нужно действовать по шагам:
- После остывания двигателя антифриз сливается через технологическое отверстие, расположенное в самой нижней точке системы охлаждения.
- Готовится раствор комнатной температуры из расчета 200 г соды на 10 литров воды, который через расширительный бачок заливают в систему охлаждения двигателя для удаления масла и жира.
- Двигатель заводится, краны в печке открыты, заводить надо, но не на максимальных значениях. Двигатель должен быть прогрет, термостат должен открыться, чтобы раствор прошел через всю систему. Нужно дождаться, пока заработает вентилятор, после чего двигатель должен поработать 30 минут.
- По истечении этого времени машину необходимо оставить с выключенным двигателем на 1 час, за это время жидкость остынет.
- Содовый раствор сливают, заливают чистой водой, которую затем также сливают. Это нужно для того, чтобы сода не вступала в реакцию с кислотой, что снижает ее эффективность.
- Готовят раствор лимонной кислоты в соотношении 200 г сухого вещества на 10 л воды и заливают в систему охлаждения.
- Двигатель заводится, после начала работы вентилятора радиатора фиксируется 30 минут, в течение которых двигатель работает на холостом ходу.
- Через час процедуру необходимо повторить еще 3 раза. В режиме 30 минут работы при работающем вентиляторе и 1 час охлаждения после остановки двигателя.
Запустив двигатель четыре раза и охладив его, слейте кислоту. Важно не промывать систему водой, так как заполнение водой вызовет ржавчину.
Чтобы избавиться от этого негативного эффекта, нужно приготовить содовый раствор из расчета 50 г соды на 10 литров воды и использовать его для промывки системы охлаждения. Запустите двигатель, пока не запустится вентилятор радиатора, и дайте ему поработать 30 минут. После остывания двигателя раствор сливают из системы.
После этого нужно сразу заливать новый антифриз, так как присадки в нем имеют щелочную реакцию. Важно понимать, что если залить его сразу после кислотной промывки, то присадки нейтрализуются и качество антифриза снизится. Заливка после обработки содовым раствором никак не повлияет на качество охлаждающей жидкости, и она прослужит намного дольше, и система не засорится.
Одинаковы ли загрязнения СО?
Немного уточним сказанное выше. Все загрязнения, которые могут быть в системе охлаждения двигателя, можно разделить на два типа. Накипь, ржавчина относятся к неорганическим остаткам, а масляные загрязнения и продукты распада антифриза – к органическим.
Они различаются по составу и структуре и удаляются из системы с помощью различных химических реакций. Для борьбы с неорганическими загрязнениями нужно их сначала растворить, тогда они спокойно сольются из системы вместе с рабочим промывочным раствором. Органические вещества требуют иного подхода: за счет ПАВ они образуют взвесь отложений, которые также удалятся при опорожнении смыва. Иными словами, для полной очистки требуются два принципиально разных подхода.
Отсюда вывод: эффективная стирка должна иметь как эмульгирующий, так и растворяющий эффект. Именно по такому принципу работает промывка системы охлаждения линейки ЛАВР. Поэтому не следует смывать СО простой или подкисленной водой, как рекомендуют народные умельцы.
Как самому промыть и почистить систему охлаждения двигателя
Начнем с того, что очистка системы охлаждения предполагает разделение на два этапа. В первую входит внешняя очистка ячеек радиатора и самого вентилятора системы охлаждения от пыли, пуха, грязи и прочего мусора. Для чистки достаточно будет любой влажной тряпки, которой можно протирать лопасти вентилятора.
В случае с радиатором ячейки омываются направленной струей воды под низким давлением. Учтите, что мойка мойками высокого давления типа Karcher может повредить мягкие соты радиатора автомобиля.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как правильно мыть двигатель и стоит ли это делать с Керхером. Из этой статьи вы узнаете об особенностях самостоятельной мойки моторного отсека и силового агрегата мойками высокого давления, а также другими доступными методами.
Теперь перейдем к так называемой внутренней очистке, то есть непосредственно к промывке системы охлаждения. Промывка указанной системы необходима для удаления накипи и ржавчины, а также отложений, неизбежно возникающих после выхода из строя присадок в составе тосола/тосола.
В двигателях, имеющих те или иные неисправности, моторное масло или газы из камеры сгорания могут дополнительно попадать в систему охлаждения, что также негативно сказывается на общем состоянии системы.
Такая промывка осуществляется с использованием различных специальных средств, растворов или воды (как обычной, так и дистиллированной). Каждое из используемых чистящих средств имеет определенные преимущества и недостатки, о которых мы поговорим чуть позже.
Начинать промывку необходимо со слива старого антифриза из системы, открутив сливную пробку на радиаторе, которая конструктивно расположена в самой нижней точке. Также необходимо открутить сливную пробку на блоке цилиндров (если есть), чтобы удалить остатки охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения двигателя. Для слива открутить крышку расширительного бачка, подставить емкости под радиатор и БК, открутить сливные пробки.
Следует помнить, что на горячем двигателе запрещается откручивать верхнюю или нижнюю пробку радиатора, пробку БК, а также пробку расширительного бачка! В системе создается избыточное давление, что приводит к разбрызгиванию жидкости и серьезным ожогам или другим травмам!
Сам дальнейший процесс стирки предельно прост:
- после опорожнения все пробки завинчиваются. Далее в систему через расширительный бачок заливается вода или специальная промывочная жидкость.
- затем двигатель работает на холостом ходу прибл. 10-15 минут (пока двигатель не прогреется до полной рабочей температуры и не включится вентилятор охлаждения).
Нарушения в процессе прогрева двигателя до рабочей температуры могут свидетельствовать о наличии воздушной пробки. Такую пробку необходимо устранить холостым ходом или отсоединением патрубков для последующего проветривания системы при работающем двигателе.
Имейте в виду, что вентилятор может неожиданно включиться. Не допускайте нахождения в моторном отсеке посторонних предметов, которые могут попасть в вентилятор. Это приведет к его поломке. Также защитите свои конечности от ударов лопастей охлаждающего вентилятора!
После достижения рабочей температуры двигателю дают остыть, затем снова сливают жидкость описанным выше способом. Не забывайте, что во время промывки печка в салоне должна быть включена на максимальный обогрев.
Это позволяет промыть сердцевину отопителя, по которой также циркулирует охлаждающая жидкость. Окончанием промывки можно считать момент, когда после очередного опорожнения из системы охлаждения вытекает поток промывочной жидкости или воды.
Как полностью слить антифриз
Антифриз из системы охлаждения двигателя относится к категории расходных материалов. Это означает, что в процессе эксплуатации техническая жидкость теряет свои эксплуатационные качества и требует обязательной замены, периодичность которой определяется рекомендациями производителя автомобиля.
В первую очередь теряются антикоррозионные, смазывающие и антипенные свойства. Учитывая, что антифриз выступает источником смазки подвижных частей насоса, несвоевременная замена может сократить срок службы этого узла.
Кроме того, снижение показателей теплопередачи жидкости отрицательно сказывается на оптимальной работе отопителя салона. Если вы стали владельцем подержанного автомобиля, вы можете не знать, когда производилась замена антифриза и производилась ли она вообще. В такой ситуации советуем обновить жидкость, а затем повторять эту процедуру с интервалом около 50 тысяч километров пробега, раз в три года или ориентируясь на фактическое состояние кулера.
Структура системы охлаждения
Первым этапом замены жидкости является слив отработанного антифриза из системы. Система двигателя с жидкостным охлаждением состоит из нескольких компонентов, в которых содержится основная часть охлаждающей жидкости:
- расширительный бак;
- радиаторы отопления двигателя и салона («печки»);
- рубашка охлаждения блока цилиндров и головки блока.
Перечисленные элементы соединяются между собой соединительными шлангами и патрубками.
С помощью насоса и термостата формируют две циркуляционные циркуляции – малую и большую. Малый круг предназначен для максимально быстрого прогрева силового агрегата и обеспечивает циркуляцию жидкости только через рубашку охлаждения. При достижении рабочей температуры термостат размыкает большую цепь и антифриз охлаждается в радиаторе, предотвращая перегрев двигателя.
Чтобы предотвратить загрязнение новой жидкости, необходимо полностью слить старую жидкость и промыть систему. Также может возникнуть необходимость слить антифриз из радиатора при ремонте или замене. При снятии неисправного термостата потребуется частичный слив.
Подготовительные работы
Перед тем, как слить антифриз из системы, необходимо выполнить ряд простых требований:
- Припаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
- Дайте двигателю остыть, чтобы избежать риска ожогов.
- Если есть защита картера, снимите ее для облегчения работы.
- Подготовьте широкие емкости, препятствующие разбрызгиванию слитого антифриза, и емкость необходимого объема с плотно закрывающейся крышкой для сбора отработанной жидкости.
Дело в том, что антифризы содержат ряд ядовитых и отравляющих веществ. Поэтому просто сливать антифриз на землю, асфальт или пол гаража нельзя – его необходимо утилизировать в установленном порядке. Одним из вариантов дальнейшего использования старого теплоносителя является его использование в качестве теплоносителя в системах отопления в домах или других строениях.
Как узнать, что пора чистить систему охлаждения
Если регулярно промывать систему охлаждения, можно не беспокоиться о ее состоянии. На какие признаки следует обратить внимание, чтобы понять, что пора чистить систему охлаждения.
- Частое резкое повышение температуры двигателя, приводящее к его перегреву.
- Отказ насоса.
- При горячем двигателе из печки выходит холодный воздух.
- Непрерывная работа вентилятора.
Эти знаки должны усилить предупреждение о том, что система охлаждения двигателя не работает должным образом.
Как часто необходимо делать промывку
Промывка системы охлаждения двигателя бывает внутренней и внешней. Наружная обработка заключается в промывке радиатора снаружи от грязи, пыли и насекомых. Внутренняя очистка позволяет промыть систему изнутри.
Рекомендации по частоте внутренней промывки системы охлаждения:
- систему охлаждения следует тщательно промывать при замене тосола или тосола. В этом случае промывка помогает удалить остатки старой технической жидкости, так как разные антифризы лучше не смешивать.
- Мытье следует проводить и в профилактических целях. Промывать раз в год, лучше делать это в весенний сезон. Такая манипуляция поможет решить многие проблемы, вызванные засорением труб, ухудшением их проходимости и теплоотдачи.
- При появлении симптомов, указывающих на необходимость промывки, ее следует проводить немедленно, пока не возникнут более значительные повреждения.
Промывка системы охлаждения двигателя своими руками.
В средствах, применяемых для промывки системы охлаждения двигателя, используются как специальные химические средства, так и народные. Народные средства для очистки системы доступны и многократно проверены. Кислотные продукты могут удалять ржавчину и подобные отложения, а щелочные продукты могут удалять покрытия.
Рассмотрим промывку лимонной кислотой.
Поскольку лимонная кислота (формула С6Н8О7) способна разъедать ржавчину и отложения окисленных металлов, ее эффективно использовать, если в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя использовалась вода.
Как разводить лимонную кислоту для промывки радиаторов:
- Берем литр чистой воды.
- Добавьте в эту воду 20-40 граммов порошка лимонной кислоты (1-2 столовые ложки) — это для легкой очистки или профилактики. Если система давно не мылась, сильно загрязнена, то на 1 л воды добавить 80-100 граммов лимонной кислоты (8-10 столовых ложек). Чтобы вода стала сильно кислой, а не щелочной, т.е уровень pH должен быть меньше 7. Если добавить такое количество лимонной кислоты в дистиллированную воду, уровень pH будет около 3.
- Сделайте объем готовой жидкости, сколько влезет в пустую систему охлаждения. В зависимости от двигателя. Сколько литров тосола, воды или антифриза было залито, в таком же объеме необходимо приготовить чистящую жидкость. То есть для приготовления 10 литров лимонной агрессивной жидкости необходимо 10 литров дистиллированной воды и 0,8-1 кг лимонного порошка.
Последовать промывки системы охлаждения:
- Полностью слейте охлаждающую жидкость из системы.
- Залить приготовленным раствором.
- Запустите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры и дайте ему поработать несколько часов.
- Слейте жидкость из системы охлаждения.
- Если жидкость очень мутная и грязная, снова промойте, пока жидкость не станет прозрачной.
- После того, как слитая промывочная жидкость оказалась чистой, важно промыть систему обычной чистой водой (лучше дистиллированной или кипяченой).
Следующее распространенное народное средство для промывки системы охлаждения двигателя — это уксусная кислота.
Раствор уксусной кислоты эффективно удаляет ржавчину. Для приготовления моющего раствора вам понадобится:
- 10 литров чистой воды;
- 0,5 л уксуса.
Порядок замены такой же, как с использованием лимонной кислоты:
- дренаж;
- налить;
- запустить двигатель;
- дайте двигателю поработать около 1 часа;
- дренаж;
- повторять до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной;
- промыть дистиллированной или кипяченой водой;
- долить антифриз или антифриз.
Еще одним народным средством в качестве промывочной жидкости всех каналов систем охлаждения является газированный напиток Fanta (Фанта).
Фанта содержит лимонную кислоту. Поэтому его используют и для уборки некоторые домашние мастера. Сливают старую жидкость, заливают этой фантой всю систему, затем дают двигателю поработать на холостом ходу около часа или, если он совсем грязный, пару дней ездят на машине с залитой фантой.
После этого дистиллированную воду сливают и заливают, а также эксплуатируют двое суток. Затем слейте и посмотрите на состояние жидкости. При необходимости выполнять процедуру до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет относительно чистой.
После промывки необходимо проверить все патрубки системы охлаждения и радиатор. Бывает, что ржавчина забила отверстия и система осталась герметичной. Но после промывки радиатор или патрубки могут дать течь.
Промывка системы охлаждения молочной кислотой или сывороткой.
Реже используется сыворотка или молочная кислота в качестве промывочной жидкости для охлаждения двигателя.
При наличии молочной кислоты вся система заполняется ею. Запустите двигатель и дайте ему поработать некоторое время на холостом ходу или под нагрузкой.
Однако не у всех есть возможность использовать молочную кислоту для стирки. Поэтому вместо него используется сыворотка.
Последовательность промывки системы охлаждения сывороткой:
- Найдите или приготовьте 10 литров сыворотки.
- Несколько раз процедить, чтобы не было комочков жира.
- Слейте старую охлаждающую жидкость.
- Влейте сыворотку.
- Запустите двигатель и отправляйтесь в путь. Проехать 50 километров, но не более 2 часов. Потому что сыворотка теряет свои самые важные хорошие свойства уже через 2 часа.
- Наденьте толстые резиновые перчатки, чтобы избежать ожогов.
- Слить горячую сыворотку. Если остывает, снова образуются отложения на стенках каналов, рубашках системы охлаждения.
- После слива дайте двигателю остыть.
- Залить в систему предварительно прокипяченную воду.
- Запустить двигатель.
- Оставьте на 20 минут.
- Слейте воду.
- Долейте свежий антифриз G11, G12, G12+ или G13. Лучше заливать от G12 вверх.
- Сместите воздух. Это тоже требует определенных знаний – как убрать воздушную пробку из системы охлаждения.
- Проверить уровень, при необходимости долить.
Следующим народным средством для очищения системы охлаждения ДВС является каустическая сода.
Едкий натр, он же «едкая щелочь», он же едкий натр, он же едкий — действенное средство, но только внимание! — медные радиаторы. Заливать содовые смеси в алюминиевые радиаторы и другие алюминиевые детали запрещается. Чтобы использовать этот метод и следовать инструкциям, необходимо снять радиатор.
Заводом-изготовителем медных радиаторов разработана настоящая инструкция для промывки каустической содой:
- Снимите основной радиатор.
- Промойте каналы водой.
- Продуть воздухом под давлением не выше 1 кгс/см2 (1 атмосфера).
- Используйте толстые резиновые перчатки и респиратор, так как сода разъедает кожу и повреждает легкие.
- Приготовить 1 л раствора из 10% едкого натра.
- Нагрейте раствор до +90 градусов.
- Залейте содовый раствор в радиатор.
- Подождите полчаса.
- Слейте жидкость.
- Смыть теплой водой и попеременно обдувать теплым воздухом. Делайте это много раз в течение часа. Осуществляйте процесс в направлении обратного движения.
- Проверьте радиатор на наличие утечек холодной воды.
Использование подкисленной воды
Если в старой охлаждающей жидкости наблюдаются частицы извести, ржавчина и так далее, можно сделать вывод, что обычная вода не сможет очистить систему охлаждения.
Нужно использовать более агрессивные средства и здесь подойдет подкисленная вода.
В качестве окислителя можно использовать уксус, лимонную кислоту, едкий натр или молочную кислоту.
Лимонная кислота.
Дело в том, что лимонная кислота реагирует только при высоких температурах, 70 – 90 градусов.
Также очень важно правильно приготовить раствор, чтобы не повредить резиновые изделия и металл.
Обычно на 5 литров воды насыпают 100 – 120 грамм лимонной кислоты, соответственно на 4 литра – 80 – 100 грамм. Если вы не хотите рисковать, долю можно уменьшить.
Другие водители, наоборот, увеличивают пропорцию. Но эти цифры самые оптимальные.
Алгоритм действий тот же. Слейте старую охлаждающую жидкость и залейте приготовленным раствором. Затем запустите двигатель и прогрейте его. Проехать пару километров на машине.
Это делается для того, чтобы температура раствора поднялась до нужной температуры 70 – 90 градусов и прошла необходимая реакция. Двигатель должен поработать 30-40 минут.
Затем мы сливаем использованный раствор и анализируем результат. При необходимости повторить полоскание, но уже более слабым раствором.
В качестве последнего шага промойте систему охлаждения дистиллированной или кипяченой водой, чтобы удалить оставшуюся лимонную кислоту.
Уксус.
Если вы решили использовать столовый уксус, здесь тоже нужно знать правильную пропорцию раствора.
Например, на 10 литров воды выливают 500 мл столового уксуса. Полученный раствор заливают в систему охлаждения. Заведите автомобиль и прогрейте двигатель до рабочей температуры.
После этого выключите зажигание и оставьте подогретый раствор в двигателе на ночь или на 8 часов.
Слейте, посмотрите на результат. При необходимости повторите. В конце обязательно промыть дистиллированной водой.
В очень тяжелых случаях некоторые водители сразу заливают 9% столовым уксусом, не разбавляя. На несколько раз нужно купить 20 бутылок по 0,5 литра.
Если вы используете уксусную кислоту, она имеет концентрацию 70%, помните об этом.
Каустическая сода.
Едкий натр используется только для промывки снятых медных радиаторов системы охлаждения двигателя и радиаторов отопителя салона.
Если у вас алюминиевые агрегаты, что характерно для многих современных автомобилей, то забудьте об этой опции.
Двигатель каустической содой не моют, так как многие знают, что ГБЦ сделана из алюминия, а прокладки под головкой будут подвергаться коррозии.
Если ваш радиатор не относится к категории алюминиевых, для промывки веществ можно использовать раствор едкого натра на 1 л дистиллированной воды, 50 – 60 г. Но перед стиркой ее желательно снять.
Молочная кислота.
Этот способ дает хороший результат, но и здесь нужно уметь правильно приготовить раствор.
Но проблема даже не в этом, а в том, где вы раздобудете молочную кислоту, ведь ее трудно найти в аптеке.
Если в вашем городе есть возможность его получить, то отлично.
Также на специализированных автомобильных форумах, особенно по автомобилям с пробегом, можно найти людей, торгующих молочной кислотой. В общем, как говорится, было бы желание.
Для очистки системы охлаждения понадобится 6% раствор молочной кислоты. Как правило, концентрат имеет 36%.
Но расчет здесь простой, делаем соотношение 1:5, т.е вливаем 1 кг концентрата в 5 литров дистиллированной воды, и добиваемся нужного процента.
Тогда можно пойти двумя путями:
- Залить раствор молочной кислоты и дождаться прекращения выделения углекислого газа, затем слить выхлопную смесь;
- Проедьте на машине несколько километров, затем слейте грязную смесь.
Многие водители ездят с залитой молочной кислотой сутки, сливают, заливают и снова едут.
Это тоже можно сделать, ведь молочная кислота не так агрессивно действует на алюминиевые и резиновые изделия.
Но при этом было замечено, что двигатель сильно греется, больше обычного.
Это связано с тем, что углекислый газ при выбросе создает так называемые воздушные пробки в трубах и блоке цилиндров.
Поэтому необходимо быть внимательным и более внимательно следить за показаниями панели приборов.
Наконец, не забудьте нейтрализовать кислотность. Для этого лучше использовать 0,5% раствор хрома или дистиллированную воду. Двигатель должен поработать 10-20 минут.
Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.
Сыворотка.
Хорошая альтернатива молочной кислоте. Сначала сыворотку фильтруют в емкость объемом не менее 5 литров.
Затем он через расширительный бачок заливается в систему охлаждения.
С сывороткой ездят 1000-1500 км, потом сливают. При необходимости цикл повторяется. Но каждые 100-200 км рекомендуется проверять степень загрязнения сыворотки.
Необходимо постоянно следить за температурой двигателя.
Сода кола.
Как бы это странно не звучало, но до этого промывка системы охлаждения Кока-Колой давала хороший результат.
Эффект был достигнут за счет входящей в состав напитка ортофосфорной кислоты.
Но по слухам, сейчас эту кислоту в кока-колу не добавляют, так что эффекта от последнего ожидать уже не приходится.
Но перепроверку слухов никто не прерывал; Sosa-sol точно не повредит двигатель.
Почему загрязняется система охлаждения: основные причины
Основной причиной быстрого загрязнения системы охлаждения является использование обычной проточной воды, так как вода в системе охлаждения вызывает обильные отложения и образование ржавчины. Обычная вода также содержит большое количество солей, которые в условиях высоких температур оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения. В случае дистиллированной воды в результате ее использования образуется меньше накипи, но она все же не обеспечивает достаточной защиты от коррозии.
Заливка качественного тосола или тосола в систему охлаждения не приводит к образованию накипи и замедляет коррозионные процессы. Параллельно с этим антифриз через определенное время теряет свои защитные свойства, присадки в составе перестают работать.
В результате могут образовываться осадки, продукты разложения скапливаются на стенках труб и на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Общая эффективность системы снижается, в некоторых случаях может происходить блокировка магистралей.
Специальные жидкости для промывки системы охлаждения
Те, кто не собирается тестировать в качестве чистящего средства напитки, средства от накипи и народные средства и не доверяет им, выбирают автохимию.
Производители автохимии постоянно разрабатывают новинки, поэтому выбор большой.
Среди ТОПовых средств автохимии для промывки системы охлаждения двигателя выделяют следующие:
- Lavr Radiator Flush Classic (Лавр Радиатор Флеш Классик) — химический продукт от российских производителей. Эффективно используется для полной очистки системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Стоимость пол-литровой емкости Лавры около 300 рублей.
Определение степени засорения
Существует несколько способов определения степени загрязнения СО:
- Осмотр двигателя. Его перегрев может быть по разным причинам, но отсутствие охлаждения силового агрегата является одной из самых главных. Если двигатель постоянно перегревается, нужно провести диагностику системы охлаждения.
- Проверка расширительного бачка. Степень засорения можно определить по наличию осадка в баке. Но для этого контейнер необходимо демонтировать. Определить наличие отложений на бачке, установленном под капотом, вряд ли получится. Можно попробовать посветить фонариком на контейнер. Если на дне виден слой осадка, пора смыть CO.
- Контроль состояния охлаждающей жидкости. Наличие ржавчины и следов известкового налета в охлаждающей жидкости свидетельствует о необходимости замены охлаждающей жидкости и очистки СО.
- Осмотр шлангов. Засорение форсунок можно устранить, отсоединив один из шлангов. Будьте осторожны, так как при отсоединении хладагент начнет вытекать из линии. Если вы видите засоры внутри сопла, препятствующие правильному прохождению расходных материалов через систему, следует выполнить промывку.
О причинах и последствиях загрязнения
Двигатель и элементы системы охлаждения нового автомобиля полностью чистые. Теплообмен в радиаторах и водяной рубашке двигателя максимально эффективен. Со временем на внутренних поверхностях каналов образуются отложения, что ухудшает передачу тепла от теплоносителя. Причины явления следующие:
- естественное окисление и деградация антифриза;
- заполнить систему неочищенной водой, богатой оксидами металлов (солями);
- использование некачественного антифриза;
- трещина в прокладке между основным блоком двигателя и головкой блока цилиндров (верхней частью цилиндра), где моторное масло проникает в каналы охлаждения.
Примечание. Циркулирующая горячая жидкость также взаимодействует с прокладками и различными герметиками, постепенно вымывая частицы материала. Последний путешествует по системе и забивает узкие места – соты радиатора.
Процесс пробоя антифриза считается естественным и наблюдается на всех автомобилях. В результате образуется налет в виде гладкого налета на внутренних стенках труб и каналов. Явление практически не влияет на теплоотдачу до тех пор, пока слой утеплителя не станет слишком толстым (10–15 лет эксплуатации автомобиля).
Другие причины возникают из-за неправильного обслуживания автомобиля или отказа двигателя. Отдельно стоит сказать о заливке обычной воды – от соприкосновения с холодной поверхностью трубок теплообменника образуется накипь. Это прочное теплоизоляционное покрытие, которое часто перекрывает поток жидкости через радиатор двигателя.
Забитые патрубки системы охлаждения вызывают перегрев силового агрегата. Дальше понятно — износ цилиндро-поршневой группы резко ускоряется, автолюбителю придется досрочно ремонтировать двигатель.
Признаки того, что пора чистить систему охлаждения.
При обнаружении одного из следующих признаков важно провести очистку системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания:
- Резко повышается температура двигателя, и это случается часто.
- При рабочей температуре мотора из топки выдувается холодный воздух.
- Насос (насос) плохо работает).
- Вентилятор включается рано и работает на высокой скорости.
При появлении таких признаков и причин необходимо изучить схему промывки, чем промывать, чем промывать, как заливать охлаждающую жидкость.
Как промыть систему охлаждения перед заменой тосола
Зачем нужно чистить систему при замене охлаждающей жидкости:
- Удаление помутнений и загрязнений, препятствующих свободному перемещению жидкого вещества. В результате тепло будет передаваться быстрее.
- Перед заменой на свежую слейте из системы прежнюю охлаждающую жидкость. Это необходимо сделать для того, чтобы не произошло химической реакции компонентов в двух типах антифризов. В результате антикоррозийные свойства новой жидкости будут ослаблены.
Лет двадцать-тридцать назад промывка системы охлаждения производилась народными методами. Например, радиатор залили раствором лимонной кислоты или уксуса. Сегодня есть специальные средства, использование которых даст больший эффект, полностью очистится блок охлаждения двигателя.
Средства для промывки системы перед заменой охлаждающей жидкости делятся на 4 вида:
- Двухкомпонентная жидкость.
- Щелочной раствор.
- Нейтральный состав.
- Заменитель охлаждающей жидкости, состоящий из кислот.
В составе осадка, скапливающегося в системе охлаждения, можно выделить два вида веществ: образующиеся при разложении антифриза (разрушаются щелочью); ржавчина и накипь (растворяются кислотами).
Невозможно разработать промывочную жидкость, которая будет состоять одновременно из щелочей и кислот. Известно взаимно нейтрализующее действие щелочи и кислоты. Поэтому чистящие растворы, представленные сегодня в продаже, имеют в своем составе одно: либо щелочь, либо кислоту. То есть эти агенты могут удалять только один тип осадков.
Существуют промывочные жидкости, состоящие из двух компонентов. Действие происходит последовательно: в процессе замены охлаждающей жидкости система очищается сначала от одного вида загрязнения, затем от другого. Такие очищающие растворы более эффективны, но на них нужно затратить больше времени. Да и цена таких средств достаточно велика.
Специальные составы
Готовые химические очистители делятся на четыре группы:
- нейтральный,
- кислота,
- щелочной,
- комбинированный.
Для выбора подходящей жидкости необходимо определить степень загрязнения охлаждающей конструкции и тип отложений.
Для профилактической обработки приобретают нейтральные составы. Кислотные реагенты подходят для удаления неорганических примесей. Органические вещества удаляют щелочами. Двухкомпонентный используется как панацея от любого вида загрязнений.
Ассортимент эффективных химических очистителей включает:
- ЛОУРЕНС. Пенный декарбонизатор российского производства предназначен для грузовых и легковых автомобилей. Для полоскания сначала налейте жидкость из флакона №1 и воду. Запустите двигатель на пятнадцать минут. Слейте первый реагент и долейте жидкость из флакона №2, добавьте воду. Оставьте машину с работающим двигателем на 15-20 минут. Промойте систему два или три раза дистиллятом. Набор, состоящий из двух флаконов, стоит в среднем 500 рублей.
Промывка радиатора Hi-Gear. Инструмент производства США. Подходит для легковых автомобилей. В формуле нет кислот, поэтому очиститель безопасен для резиновых элементов.Средство заливают в бак при холодном двигателе, предварительно смешав весь объем флакона с 4-5 литрами воды. Запустите двигатель на 7 минут при частоте вращения 1500-2500 об/мин.Затем ждут, пока двигатель остынет, сливают хим и промывают дистиллятом. Средняя цена бутылки 350 рублей.- LIQUI MOLY Кюлер-Райнигер. Немецкий агент, относящийся к нейтральной категории. Идеально подходит для удаления ржавчины, масел, эмульсий. Реагент добавляется в охлаждающую жидкость из расчета 300 мл на 10 литров охлаждающей жидкости. Заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостом ходу до получаса. После выключения при необходимости оставить еще на 3 часа. Затем содержимое сливают и промывают дистиллятом. Бутылка продается в среднем по 460 рублей.
Какой способ промывки выбрать
Нужно понимать, что существует несколько способов промывки системы охлаждения двигателя:
- Дистиллированная, кипяченая или подкисленная вода;
- Мойка специальными средствами.
В зависимости от степени загрязнения используются разные способы промывки.
Определить степень загрязнения.
Слейте тосол или антифриз и оцените состояние. Если в жидкостях наблюдаются частицы ржавчины, окислы, жирные пятна, цвет темный или черный, степень загрязнения высокая.
В этом случае для достижения максимального результата нужно использовать подкисленную воду или специальные средства.
Если используемая охлаждающая жидкость имеет более светлый оттенок, чем темный, без четкого наблюдения за осадками, можно смело использовать дистиллированную или кипяченую воду.