Далее описаны признаки, по которым можно косвенно определить трещину в блоке или головке. Хотя описанные симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях.
- Вероятные симптомы и причины
- Ремонт дефектов
- Сначала расскажу про микротрещину в головке
- А ниже про микротрещину в цилиндре.
- Диагностика давлением
- Типичные места образования трещин в ГБЦ
- Что делать при пробое прокладки ГБЦ
- Дефекты гильз блока цилиндров
- Излом бурта гильзы блока цилиндров
- Дефект внутренней поверхности гильзы
- Проверка головки цилиндра на наличие трещин
- Магнитно-порошковая диагностика
- Проверка ГБЦ с использованием специальной жидкости
- Проверка головки под давлением в воде
- Трещина в головке блока цилиндров
- Cимптомы и причины
- Методы определения
- Причины и признаки неисправности
- Методы определения
- Фотогалерея
- Как заделать трещину в ГБЦ — четыре проверенных способа
- Как проверить головку блока цилиндров на плоскость?
- Когда головку блока цилиндров нужно шлифовать
- Как шилифуется головка блока
- Что в итоге
- Заделывание электросваркой
- Электродуговая сварка
- Заделка трещин ГБЦ
- Применение эпоксидной пасты
- Как проверить ГБЦ
- Испытание давлением
- Тест воды
- Ремонт микротрещин
- Звуковые тестеры
Вероятные симптомы и причины
- Двигатель перегревается, антифриз полностью вытекает из системы. Если по поводу герметичности самой системы охлаждения вопросов нет, в этом случае необходимо проверить, насколько хорошо затянуты болты ГБЦ. Важно: Будьте осторожны, при вытягивании болтов они могут треснуть.
- Некорректная работа блока контроля температуры (термопары), из-за перегрева происходит деформация ГБЦ.
- Выход из строя пробки расширительного бачка, где клапан не держит давление, образуются воздушные пробки.
- В жаркую погоду температура двигателя колеблется. Стрелка на датчике температуры делает резкие скачки в сторону увеличения или уменьшения температуры.
- Вибрации двигателя или «троения», особенно это заметно при подъеме в гору. Как показывает практика, это один из частых симптомов образования микротрещин. Важно: Для подтверждения наличия микротрещин на блоке цилиндров или для подтверждения наличия трещины в головке блока цилиндров выкрутите свечу зажигания. Если свеча мокрая, попробуйте жидкость на языке. Сладковатый привкус означает, что это антифриз попадает в масло через микротрещину. Залейте охлаждающую жидкость и запустите двигатель, не закрывая капот и расширительный бачок. Если жидкость сразу начинает кипеть, это верный признак трещины в ГБЦ.
- Высока вероятность образования трещин возле направляющей втулки или втулки впускного клапана. В этом случае голову надо менять.
- Газы идут. Для определения течи можно надеть на расширительный бачок, или горловину радиатора, медицинскую резиновую перчатку и закрепить ее резинкой. Если перчатка надувается, есть проблема.
Антифриз лучше использовать импортный и бессиликатный Г-11 – для алюминиевых блоков. Для чугунных блоков цилиндров лучше использовать антифриз красного стандарта. Он рассчитан на температуру -80 +135.
Примечание: возможно появление трещин на верхней плоскости блока цилиндров из-за плохой промывки и очистки блока перед сборкой. В результате грязь и жидкость остаются в резьбовых отверстиях для болтов.
Ремонт дефектов
Трещины в блоке желательно ремонтировать сваркой, этот способ самый эффективный и надежный.
- Перед началом ремонта нужно вырезать кусок металла, соответствующий по размеру трещине. Глубина паза должна быть не менее 8 мм, а форма должна быть клиновидной.
- Перед тем, как заваривать кочан, его необходимо нагреть до температуры 200 градусов. Для этого можно использовать ацетиленовую горелку, но не паяльник.
Сварка трещин в головке
Для ремонта используйте газовую машину с пломбировочными материалами. Эффективные результаты достигаются при аргонодуговой сварке. Масса должна быть подключена к головке блока цилиндров. Дуга должна гореть между головкой и электродом, а туда следует поместить кусок металла, который закроет трещину. По окончании сварки шов тщательно зачищают и снова заглаживают. Если дефектов нет, поверхность головки необходимо отшлифовать.
Микротрещина в цилиндре – это, наверное, самая большая головная боль владельца автомобиля, да и мастера, к которому он обращается. Дело в том, что визуально этого не видно, но симптомы в том, что начинает прогорать прокладка под головкой. Несколько раз мне попадались такие двигатели. Но есть и микротрещина в головке. Признак микротрещины в цилиндре и головке тот же, что и начало прогорания прокладки под головкой.
Сначала расскажу про микротрещину в головке
А ниже про микротрещину в цилиндре.
Подъехал парень на ВАЗ-2106 и сказал, что машина постоянно кипела, подождал пока двигатель перестанет кипеть, открыл пробку радиатора и залил охлаждающую жидкость в радиатор, завел двигатель на холостых. Начал смотреть в радиатор, вижу пузыри выходящие из радиатора (но если долить жидкость в радиатор, то обычно появляется несколько пузырей одновременно, но они быстро прекращаются), в переднеприводных машинах бачок в какую охлаждающую жидкость заливают начинает надувать и тоже идут пузыри.
Если прогорает прокладка ГБЦ, жидкость попадает в цилиндр, через поршень жидкость просачивается в блок двигателя и попадает в масло, признак того, что масло приобретает цвет белой эмульсии и увеличивается в объеме.
Я сразу обнаружил, что прокладка начала прогорать, я снял головку, а прокладка была новая (совсем свежая) и следов прогара не было, я спросил, меняли ли уже прокладку, он говорит, что я купил головку у своего руки два дня назад, заменил его и с тех пор готовит. Спрашиваю, а раньше на старой головке кипела, говорит, не кипела, а трясло из-за прогара клапана, решил купить эту головку, да и не слишком дорого предлагали, так бы не мучайся с этим.
Я говорю у вас два варианта, купите другую головку, или принесите старую, я ее починю, решил отремонтировать старую (головка была очень упорная, пришлось менять все клапана и направляющие клапанов). Поставил отремонтированную голову и кипение прекратилось.
Но самое смешное, через какое-то время ко мне подъехал еще один парень на ВАЗ-2107 и тоже пожаловался, что двигатель кипит, открыл капот и узнал головку из-за которой кипела шестерка (на ней было пятно красного цвета краска, поэтому я ее и вспомнил). Я спросил его, как долго он передумал, говорит он на днях. Я рассказал ему историю этой головы. Визуально я микротрещин в этой головке не обнаружил, и не понял где она.
Микротрещина в голове
Чаще всего микротрещина возникает в головке как показано на картинке, и чаще всего в моей практике это происходит во втором или третьем цилиндре. Красное изображение показывает расположение микротрещины. Так легче найти микротрещину, счистите ножом нагар в месте появления трещины, и она появится.
Голова от Нивы сразу с двумя микротрещинами
И когда я наткнулся на головку сразу с двумя микротрещинами, она есть на фото и трещины показаны стрелками, я их сразу нашел, надо было только нагар убрать ножом. Признак этих микротрещин у этой Нивы был таков, что второй и третий цилиндры тянули, на малых оборотах выходил антифриз и вылетал через глушитель, в радиатор тоже попадали пузыри, но в масло антифриз не попадал.
Может быть потому, что у этого двигателя очень хорошая поршневая группа, а если бы была плохая поршневая группа, антифриз попадал бы в блок. Осталось загадкой, почему антифриз не проник в масло через поршни, думаю в цилиндры попал очень мало, в основном проталкивая сжатый воздух в головку и засасывая капли полностью в цилиндры.
Диагностика давлением
Эта техника выполняется несколькими способами: с погружением в воду или без. Как выполнить эти операции, читайте ниже.
Погружение в воду:
- Сначала закройте все воздуховоды в запасной части, на которые может неблагоприятно воздействовать вода.
- После этого поместите деталь в емкость, наполненную водой температурой выше 40 градусов Цельсия.
- Затем используйте сжатый воздух (где появляются пузырьки, там и трещина).
Процедура без «погружения» проводится следующим образом:
- Как и в предыдущем случае, убедитесь, что все каналы GBU закрыты.
- Налейте мыльный раствор на крышку.
- Ввести в контур «больной» части воздушные массы. При наличии дефекта в этом месте образуются мыльные массы.
Типичные места образования трещин в ГБЦ
Выявление микротрещины в головке блока цилиндров – сложная задача для опытного специалиста. Ведь порча не образуется в одном и том же месте. Впрочем, найти их на самом деле не так уж и сложно. Особенно, если у вас есть список мест для визуального осмотра:
- Между клапанами двигателя. Ошибка будет видна сразу. Обычно появляется под седлами клапанов, расположенными по соседству.
- В дизельных силовых агрегатах микротрещины могут идти от клапана к форкамере. Найти такой дефект несложно, а вот увидеть проблематично, так как он появляется прямо под тамбуром и не выходит наружу.
- Трещины часто образуются между клапанами и свечами зажигания. Увидеть такую ошибку можно без проблем.
- Иногда повреждения возникают под направляющими клапанов. Здесь нет видимой ошибки. В клапанном канале достаточно темно, а сам дефект обычно прикрыт направляющей втулкой. Поэтому визуальная диагностика здесь не подходит.
Что делать при пробое прокладки ГБЦ
Наличие пробитой прокладки ГБЦ не мешает управлять автомобилем, но делать это крайне нежелательно, так как это мешает работе других функциональных узлов и механизмов, быстрее изнашиваются детали. По сравнению с другими рабочими узлами машины прокладка стоит дешево, а ее замена не требует много времени. Однако ремонт в автомастерской может обойтись дороже, чем покупка самой детали:
- Если при снятии ГБЦ специалисты обнаружат, что болты крепления не в рабочем состоянии из-за «проскальзывания», их также необходимо заменить. Иногда болты приходится грубо срывать — нарушение геометрии прокладки не позволяет их аккуратно выкрутить. Кроме того, на современных автомобилях часто устанавливаются поджимные болты, которые подлежат замене после снятия головки блока цилиндров.
Если деформация прокладки привела к перекосу плоскости ГБЦ (редко), необходима шлифовка. Такие работы выполняются на специальном оборудовании и требуют дополнительных затрат. Следует помнить, что после шлифовки необходимо купить новую прокладку с учетом снятого металлического слоя.
При замене прокладки ГБЦ своими руками необходимо качественно очистить снятую головку от накипи, нагара, потеков и частей разобранной прокладки. Затем с помощью измерительной линейки проверяют плоскость головки – перепад по поверхности не должен быть более 1 мм, иначе придется отдавать деталь на шлифовку.
Толстое стекло (толщиной 5 мм и более) также подходит для контроля плоскостности. После укладки плашмя на поверхность промасленной головки различия становятся заметными в виде воздушных пятен.
Для выполнения работы понадобится специальный шаблон или широкая слесарная линейка.
Дефекты гильз блока цилиндров
Итак, среди наиболее важных дефектов, связанных с гильзой, следует выделить:
- износ внешней поверхности рукавов;
- образование трещин на гильзах блока цилиндров;
- поломка буртика гильзы цилиндра;
- дефект на внутренней поверхности гильзы (зеркало);
Износ на внешней стороне рукавов встречается довольно часто. Большая часть наружной поверхности втулки контактирует с охлаждающей жидкостью. Из-за вибрации гильзы при работе двигателя возникают пузырьки, которые взрываются у наружной стенки гильзы, этот процесс называется кавитацией и приводит к кавитационному износу, а также к коррозионным процессам.
Вибрации и коррозия вызывают появление микротрещин во вкладыше, через которые охлаждающая жидкость под действием высокого давления проникает в картер двигателя и образует эмульсию в моторном масле.
Такой дефект можно устранить, нанеся на поврежденные участки полимерные композиты. Но, к сожалению, такой ремонт не даст полной гарантии того, что проблема будет полностью устранена. Возможно, в ближайшее время все же потребуется заменить втулку.
Для предотвращения коррозионных процессов и кавитационного износа наружных стенок гильзы автовладельцу необходимо использовать только качественные специальные охлаждающие жидкости (тосол или ТОСОЛ), часто рекомендованные самим производителем двигателя.
- Распространенной проблемой также является образование трещин на гильзах блока цилиндров. Нередко трещины в ГБЦ и БЦ возникают в результате неправильной эксплуатации агрегата (длительная работа двигателя на высоких оборотах, использование топлива, не рекомендованного производителем силовой установки и так далее).
Важным фактором проявления дефекта является резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя до отсечки на холодном двигателе, а также использование некачественных смазочных и охлаждающих жидкостей.
Отдельно стоит упомянуть ремонт ДВС, осуществляемый на АЗС с несоблюдением технических норм данного силового агрегата. Также нельзя исключить возникновение трещин во вкладышах блока цилиндров, из-за ошибок при производстве изделия на заводе.
Косвенными симптомами описываемого дефекта могут быть:
- нарушение температурного режима двигателя при исправном термостате;
- субъективное ощущение снижения мощности ДВС;
- появление эмульсии в моторном масле, а также эмульсии в расширительном бачке;
- запах выхлопных газов из расширительного бачка;
Эти признаки могут стать поводом для обращения на квалифицированную СТО для проведения углубленной диагностики и выявления возможных трещин во вкладышах блока цилиндров.
Основными методами обнаружения трещин являются: рентгенография и метод определения трещин с помощью окрашивания химических растворов. При дефекте основным и единственным методом устранения является замена втулки, так как неисправная втулка с трещиной ремонту не подлежит.
Излом бурта гильзы блока цилиндров
Посадочное место — округлое гладкое углубление, расположенное в блоке цилиндров двигателя и фиксирующее втулку в блоке. Для того чтобы рукав идеально подходил по всей окружности сиденья, плечо должно сидеть точно в выемке. Сверху на блок цилиндров устанавливается прокладка головки блока цилиндров, которая должна сидеть точно поверх седла буртика.
При затяжке болтов головка блока сильно прижимается к блоку цилиндров, при этом прокладка между ними должна выдерживать максимальное давление. Именно через болты и прокладку на плечевое седло передается большое усилие. По этой причине очень важно, чтобы усилие передавалось через прокладку на седло в строго вертикальном направлении.
Разрушение буртика гильзы цилиндра может быть следствием:
- криво в районе седла на плече рукава;
- нарушение технологического процесса при ремонте и восстановлении гильз цилиндров;
- прокладка ГБЦ не подходит по высоте и размеру;
- наличие посторонних частиц между гильзой цилиндра и буртиком (стружка, герметики, остатки старой прокладки и т.п).
Для предотвращения обрыва буртика втулки при сборке двигателя необходимо:
- обеспечить чистоту поверхностей буртика и блока цилиндров;
- обеспечить качество колец, установленных под втулки;
- толщина прокладки ГБЦ должна соответствовать техническим требованиям на данное изделие.
При установке ГБЦ необходимо затягивать болты динамометрическим ключом с усилием, указанным в технической документации, согласно правильной последовательности затяжки болтов при установке ГБЦ.
Способы устранения дефекта гильзы будут зависеть от степени повреждения буртика ГБЦ. Как правило, к втулке приваривают стальную полосу, либо практикуют замену втулки.
Если вовремя обнаружить и устранить дефект накладки, можно избежать более серьезных последствий в будущем, а также сэкономить на ремонте двигателя. Дело в том, что при наличии дефектов во втулке при активной эксплуатации автомобиля часто выходит из строя сам поршень, шатун коленвала и так далее
Дефект внутренней поверхности гильзы
При движении автомобиля по пыльным дорогам и в промышленных городах частицы пыли попадают в цилиндры ДВС через воздушный фильтр или негерметичное соединение воздуховода, а также с грязным топливом и плохо отфильтрованным моторным маслом.
Результат — выпуклость на зеркале на гильзе с эффектом наждачной бумаги (царапины и царапины на зеркале на гильзе). Со временем царапин становится больше, тогда плотность прилегания поршневых колец к зеркальной стенке гильзы критически снижается, что приводит к падению компрессии в цилиндре.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как производится сверление и футеровка блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о нюансах и особенностях, которые следует учитывать в рамках этих операций.
Восстановить зеркало на внутренней поверхности втулки можно хромированием, а в случаях критического износа поверхности втулки, который невозможно устранить этим методом, потребуется замена поврежденной втулки.
Чтобы абразивы не попали в цилиндры ДВС, автовладелец должен проводить техническое обслуживание по строго определенному регламенту. При проведении технического обслуживания необходимо ориентироваться на проверку герметичности соединений воздуховодов, а также на использование рекомендованных производителем масел и фильтров.
Проверка головки цилиндра на наличие трещин
Магнитно-порошковая диагностика
Этот метод считается одним из самых эффективных и точных. Принцип проверки следующий: головка устанавливается на специальную магнитную подставку, после чего головка посыпается металлической стружкой. В местах с трещинами куски не смогут намагничиться, что будет свидетельствовать о наличии трещины на определенном участке.
Проверка ГБЦ с использованием специальной жидкости
Этот метод требует специальной жидкости. Головка полностью очищается от грязи, затем обезжиривается. Красящую жидкость наносят на чистую поверхность, а через несколько минут удаляют тряпкой. Любые, даже самые мелкие трещинки и дефекты будут окрашены в цвет жидкости, и вы без проблем их увидите.
Проверка головки под давлением в воде
Принцип заключается в том, чтобы подключить головку к компрессору, предварительно загерметизировав в ней все отверстия. Затем головку блока цилиндров погружают в водяную баню. Если в головке есть трещины, они как-то проявятся в виде пузырьков воздуха. Это позволяет увидеть, где находится трещина, после чего можно провести более детальное обследование повреждения.
Существуют варианты этого метода, так, например, некоторые не погружают «голову» в ванну, а просто поливают ее, после чего под давлением подается воздух.
Трещина в головке блока цилиндров
Независимо от металлического сплава, использованного при производстве блока, со временем? в процессе эксплуатации в блоке двигателя может образоваться трещина. Визуально глубокие отверстия можно обнаружить, но микротрещины «на глаз» не определить.
Cимптомы и причины
Далее описаны признаки, по которым можно косвенно определить трещину в блоке или головке. Хотя описанные симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях.
- Двигатель перегревается, антифриз полностью вытекает из системы. Если по поводу герметичности самой системы охлаждения вопросов нет, в этом случае необходимо проверить, насколько хорошо затянуты болты ГБЦ. Важно: Будьте осторожны, при вытягивании болтов они могут треснуть.
- Некорректная работа блока контроля температуры (термопары), из-за перегрева происходит деформация ГБЦ.
- Выход из строя пробки расширительного бачка, где клапан не держит давление, образуются воздушные пробки.
- В жаркую погоду температура двигателя колеблется. Стрелка на датчике температуры делает резкие скачки в сторону увеличения или уменьшения температуры.
- Вибрации двигателя или «троения», особенно это заметно при подъеме в гору. Как показывает практика, это один из частых симптомов образования микротрещин.
Важно: Для подтверждения наличия микротрещин на блоке цилиндров или для подтверждения наличия трещины в головке блока цилиндров выкрутите свечу зажигания.
- Если свеча мокрая, попробуйте жидкость на языке. Сладковатый привкус означает, что это антифриз попадает в масло через микротрещину. Залейте охлаждающую жидкость и запустите двигатель, не закрывая капот и расширительный бачок. Если жидкость сразу начинает кипеть, это верный признак трещины в ГБЦ.
- Высока вероятность образования трещин возле направляющей втулки или втулки впускного клапана. В этом случае голову надо менять.
- Газы идут. Для определения течи можно надеть на расширительный бачок, или горловину радиатора, медицинскую резиновую перчатку и закрепить ее резинкой. Если перчатка надувается, есть проблема.
Антифриз лучше использовать импортный и бессиликатный Г-11 – для алюминиевых блоков. Для чугунных блоков цилиндров лучше использовать антифриз красного стандарта. Он рассчитан на температуру -80 +135.
Примечание: возможно появление трещин на верхней плоскости блока цилиндров из-за плохой промывки и очистки блока перед сборкой. В результате грязь и жидкость остаются в резьбовых отверстиях для болтов.
Методы определения
Для окончательной проверки образования микротрещин существует несколько способов определения дефектов.
- Магниты устанавливаются вдоль корпуса агрегата или ГБЦ. Сверху насыпается металлическая стружка. Она начинает двигаться в сторону мест установки магнитов, и замыкается в щели.
- Наносим специальную жидкую краску на тщательно промытую ацетоном или парафином поверхность ГБЦ и ждем 10 минут. Затем сотрите остатки краски чистой тряпкой. Дефекты по этому методу обнаруживаются сразу.
- Жидкость можно использовать для проверки целостности. Для этого необходимо герметично закрыть все отверстия и залить в канал воду. С помощью насоса нагнетаем в канал воздух под давлением 0,7 МПа. Оставляем блок в таком состоянии на несколько часов. Исчезнувшая вода укажет на наличие дефектов в головке блока.
Причины и признаки неисправности
Ниже приведены «симптомы», указывающие на наличие трещины в головке или блоке.
Важно! По этим же признакам можно определить и другие неисправности! Поэтому не следует делать поспешных выводов.
- Двигатель перегревается, вытекает антифриз или другая охлаждающая жидкость. Чтобы убедиться, что проблема не в трещине, проверьте, насколько хорошо затянуты болты ГБЦ, а также герметичность системы.
- Система контроля температуры работает неправильно. Из-за перегрева деформируется головка блока цилиндров.
- Выход из строя пробки расширительного бачка, вызывающий образование воздушных масс.
- В летний сезон стрелка датчика температуры резко скачет в разные стороны.
К симптомам относится и «троение», которое особенно сильно ощущается при движении под уклон.
Важно! Чтобы убедиться в наличии трещин, необходимо выкрутить свечу зажигания. После этого в прямом смысле слова попробуйте на вкус жидкость от свечи. Если он оказался сладким, охлаждающая жидкость попадает в масло через трещину. В этом случае попробуйте заполнить систему маслом и завести автомобиль (не закрывая пробку расширительного бачка). Если сразу закипит, значит, микротрещина в ГБЦ точно присутствует.
Обратите внимание, что возле втулки (регулирующего или впускного клапана) часто возникают трещины. В этом случае нужно заменить головку полностью.
Еще один признак – потеря газов. Чтобы выяснить, в чем причина, рекомендуем надеть на расширительный бачок резиновую перчатку. Если он со временем раздувается, это проблема.
Методы определения
Для окончательной проверки образования микротрещин существует несколько способов определения дефектов.
- Магниты устанавливаются вдоль корпуса агрегата или ГБЦ. Сверху насыпается металлическая стружка. Она начинает двигаться в сторону мест установки магнитов, и замыкается в щели.
- Наносим специальную жидкую краску на тщательно промытую ацетоном или парафином поверхность ГБЦ и ждем 10 минут. Затем сотрите остатки краски чистой тряпкой. Дефекты по этому методу обнаруживаются сразу.
- Жидкость можно использовать для проверки целостности. Для этого необходимо герметично закрыть все отверстия и залить в канал воду. С помощью насоса нагнетаем в канал воздух под давлением 0,7 МПа. Оставляем блок в таком состоянии на несколько часов. Исчезнувшая вода укажет на наличие дефектов в головке блока. Таким же образом проверяют целостность, погрузив блок в емкость с водой. В этом случае пузырьки покажут расположение трещин.
Места дефектов, за устранение которых браться не стоит.
- на седла клапанов;
- на цилиндрических зеркалах;
- на плоскости контакта между блоком и головкой.
Фотогалерея
Как заделать трещину в ГБЦ — четыре проверенных способа
Тосол или тосол в блоке цилиндров: что делать и как решить проблему
Газовая или электросварка. В случае с чугунным блоком, например, как для ВАЗ, на концах трещины сверлят отверстие, затем трещину углубляют и расширяют для лучшего сцепления сварного шва со стенкой. Сама ГБЦ перед сваркой хорошо прогревается (~600-650°С).
Затем с помощью флюса на присадочный прут из чугуна и меди наносится аккуратный ровный шов и нейтральное пламя газовой сварки. Сам шов должен выступать над поверхностью, но не более чем на 1,0-1,5 мм. По окончании всех сварочных работ блок подвергают медленному охлаждению в термошкафу.
Иногда сварку проводят и без предварительного подогрева аппарата, но в этом случае применяют электросварку постоянным током обратной полярности. Если трещина требует этого, можно наложить заплатку из мягкой стали с помощью электросварки и медных электродов, обернутых в олово. Затем сварные швы обрабатываются и покрываются эпоксидной пастой.
Эпоксидная паста. Прилегающую к трещине поверхность, а также саму трещину тщательно зачищают, почти до блеска. Далее, как и в предыдущем случае, сверлится отверстие Ø 3-5 мм. В отверстиях нарезается резьба, после чего в нее вкручиваются медные или алюминиевые заглушки, заподлицо. Обрабатывают всю трещину под углом 60-90° на глубину до ¾ толщины стенки.
Поверхность вокруг самой трещины покрывают насечками для придания ей шероховатости. Перед нанесением эпоксидной пасты поверхность необходимо очистить обезжиривателем, ацетоном или, в крайнем случае, бензином. Сама смола наносится шпателем в 1-3 слоя. Толщина каждого слоя не менее 2 мм, а общая толщина ок. 3-4 мм. Полное отверждение происходит в течение суток. При нагревании или интенсивной сушке затвердевание произойдет всего за 3-4 часа. После высыхания поверхность можно отшлифовать напильником или болгаркой.
Эпоксидная паста + стеклоткань. Вся подготовка такая же, как и в предыдущем способе. Принцип нанесения почти такой же, единственное, в этом случае на каждый слой пасты накладывается лоскуток стеклоткани, после чего слой прокатывается валиком
Важно: от края заплатки до края трещины должно быть не менее 15-20 мм. Каждый новый слой должен перекрывать предыдущий
Всего слоев может быть от 2 до 8. Последний слой покрывается клейстером, после высыхания обрабатывается напильником или болгаркой.
Установка пинов. По краям трещины сверлят отверстия Ø 4-5 мм. После тем же сверлом необходимо просверлить отверстия по всей длине, расстояние между отверстиями 7-8 мм. В отверстия врезаются провода, затем в отверстия вкручиваются медные стержни на толщину стены. После этого прутья обрезаются ножовкой, но не до конца, необходимо оставить кончики примерно на 1,5-2 мм над поверхностью.
Затем между установленными штырями сверлятся дополнительные отверстия, чтобы они могли перекрывать предыдущие. Когда все стержни образуют сплошную полосу, кончики сплющивают молотком, таким образом чеканят поверхность шпилек и формируют сплошной медный шов. Для надежности поверхность покрывают эпоксидной пастой или смолой. После завершения ремонтных работ блок или головку необходимо опрессовать.
Все вышеперечисленные работы должны выполнять специалисты, либо люди, понимающие сложность процесса и умеющие обращаться с определенными материалами.
Как проверить головку блока цилиндров на плоскость?
Шлифовка ГБЦ — операция, выполняемая при капитальном ремонте ДВС, капитальном ремонте двигателя и т.д. Необходимость в шлифовке головки может возникнуть и при проведении так называемой «железной» регулировки ДВС, изменении и вносятся усовершенствования в конструкцию двигателя для увеличения силового агрегата, повышается степень сжатия двигателя за счет уменьшения высоты головки и т.д.
Как известно, головка блока цилиндров (ГБЦ) является одним из основных узлов двигателя.
В головке современного силового агрегата находится ГРМ, сама головка плотно прилегает к блоку цилиндров (БЦ) через прокладку ГБЦ, часть камеры сгорания выполнена в корпусе головки и каналах смазки двигателя и система охлаждения проходная.
По этой причине для наилучшего прилегания необходимо производить шлифовку головки блока, параллельно со шлифовкой ГБЦ, в некоторых случаях полируют и поверхность блока цилиндров. Далее мы поговорим о том, как полируется ГБЦ, а также о том, как выполнить эту операцию своими руками.
Когда головку блока цилиндров нужно шлифовать
Любые дефекты, влияющие на герметичность и плотность прилегания головки блока к самому блоку двигателя, приводят к неисправностям и/или неисправностям в работе ДВС. Наиболее распространенной причиной необходимости шлифовки головки при ремонте двигателя является перегрев двигателя. Достаточно распространенной проблемой также считается нарушение правил затяжки головки при сборке двигателя, после чего деформируется корпус ГБЦ.
Чаще всего внеплановую дефектовку головы проводят при проблемах с прокладкой ГБЦ. Указанная прокладка может прогореть, в результате чего произойдет прорыв газов из камеры сгорания, через который возможна утечка моторного масла или антифриза. Перед заменой необходимо определить точную причину, по которой прогорела или была повреждена прокладка ГБЦ.
Иными словами, состояние головки блока сильно влияет на прокладку, точнее на нарушенное соединение БЦ и плоскости ГБЦ. При наличии дефектов необходимо произвести фрезеровку (шлифовку) ГБЦ. Шлифовка самой ГБЦ, а также блока цилиндров позволяет довести до нужных параметров плоскость сопряжения ГБЦ и БЦ.
Такой ремонт показан для всех агрегатов, вне зависимости от того, какие работы проводятся (замена распредвалов, прокладок или другое). В противном случае после снятия головки и разборки стоит параллельно с другими операциями уделять больше внимания состоянию поверхности.
Как шилифуется головка блока
Начнем с того, что квалифицированные операции ГБЦ и шлифовка цилиндров в домашних условиях не рекомендуются, хотя это возможно и существует несколько способов. Теперь перейдем к самой процедуре, рассматривая, как правильно ее выполнять. В первую очередь нужно проверить плоскость ГБЦ.
Делается это с помощью длинной стальной линейки, а также щупов (можно использовать щупы для регулировки теплового зазора клапанов). Важное условие – линейка должна быть ровной, одинаковой толщины, без перекосов и дефектов.
Указанную линейку необходимо приложить по диагонали к нижней плоскости, после чего в зазоры, образовавшиеся между плоскостью головы и присоединенной линейкой, вводят подходящий щуп. Эти действия выполняются последовательно.
Добавим, что такой способ измерения линейкой не очень точен, но позволяет быстро проверить плоскость головки блока своими руками прямо в гараже. Если головка блока цилиндров деформирована, щупы и линейка помогают визуально выявить дефекты, а также оценить серьезность проблемы. Также следует отметить, что в случае прогара прокладки наиболее явные деформации сопрягаемой поверхности будут именно в месте прокола прокладки или вблизи нее.
Косвенным признаком также можно считать нагар на поршнях в цилиндрах, расположенных вблизи места поломки.
Мы идем дальше. При обнаружении дефектов следующим шагом будет проверка головки на наличие трещин. В гараже обычно используют краску или красители с аналогичными свойствами, которыми покрывают предварительно промытый и очищенный от грязи корпус ГБЦ. Затем краситель удаляется с поверхности, после чего по остаткам красителя, попавшим в трещины, выявляются проблемные участки.
Метод довольно простой, но микротрещины или внутренние повреждения кузова краской не определить.
Для более точной диагностики герметичности дома и контроля трещин на внутренних поверхностях необходимо обращаться к специалистам или иметь под рукой подходящее оборудование. Головку блока цилиндров необходимо нагреть, после чего головку помещают в специальную водяную баню. Не вдаваясь в подробности, микротрещины возникают из-за пузырьков воздуха, которые выходят наружу в результате подачи сжатого воздуха в корпус головки блока.
Далее следует заделать трещину в ГБЦ (если она есть), после чего ГБЦ можно шлифовать.
Собственно процесс шлифовки головки блока своими руками возможен при наличии фрезерно-шлифовального станка или опыта выполнения подобных работ самостоятельно с помощью шлифовального круга, наждачной бумаги и т.д. Другими словами, лучше оставить шлифовальные работы только проверенным и опытным специалистам. Если вы решили ремонтировать двигатель самостоятельно, необходимо уделить особое внимание некоторым тонкостям, связанным с шлифовкой головки.
При фрезеровании наиболее важным параметром является допустимая толщина шлифования. Проще говоря, нужно знать, сколько металла можно максимально снять с поверхности той или иной ГБЦ. Информацию о том, на какую глубину можно шлифовать головку, следует искать в технической литературе, руководствах по ремонту и дополнительных источниках, относящихся к тому или иному типу и модели ДВС.
Производитель двигателя должен указать этот параметр для ремонта, после чего устройство будет нормально работать. Если дефекты вылета слишком серьезные, то есть путем глубокого фрезерования для их устранения может потребоваться удаление всего допустимого запаса и превышение величины, рекомендованной заводом-изготовителем, в этом случае может потребоваться замена ГБЦ.
Что в итоге
Вполне очевидно, что дальнейший выбор прокладки ГБЦ также будет напрямую зависеть от глубины шлифовки не только по материалам изготовления (например, металл или армированный паронит), но и от толщины. Это утверждение верно и в том случае, если после фрезеровки есть риск, что клапана ГРМ будут слишком длинными. В такой ситуации снятая при шлифовке толщина компенсируется увеличением толщины новой прокладки, установкой двойной прокладки и укорачиванием клапанов.
Напоследок добавим, что учитывая, сколько стоит шлифовка ГБЦ, эта ремонтная процедура может значительно сэкономить деньги и избавить владельца от необходимости установки новой головки. Это относится и к блоку цилиндров, особенно если требуется внутренняя шлифовка цилиндра, имеющего дефекты.
Квалифицированная работа по проверке на герметичность, заделке трещин, сверлению и шлифовке ГБЦ или БЦ позволяет получить проверенную и полностью работоспособную деталь, которая после установки на автомобиль будет залогом дальнейшей исправной работы ДВС. Например, профессионально отремонтированная и правильно установленная головка прослужит не один десяток тысяч километров пробега при соблюдении общих рекомендаций при эксплуатации и своевременном обслуживании и ремонте двигателя.
Заделывание электросваркой
Просверлите трещины дрелью, чтобы они не пошли дальше и не начали увеличиваться в процессе работы. Отшлифовать.
Разогреваем блок до 600-650 градусов. Для заделки используем присадочный стержень из чугуна с медным сплавом диаметром 5 мм и флюс. Защитите шов от окисления бурой.
На поверхности блока цилиндров должен остаться ровный слой с выступом не более 2 мм. После этого охлаждаем блок в термошкафу.
Электродуговая сварка
В этом случае подогрев блока не требуется. В качестве наполнителя используется электронная проволока. В качестве сварочной среды используется аргон. Не перегревать выше 60 градусов.
Заделка трещин ГБЦ
Нагреваем головку до температуры 200 градусов. Для этого используем ацетиленовую горелку. Замыкание производится постоянным током. Диаметр электрода выбирают в зависимости от ширины и толщины стенки.
Выбираем кусок металла, размером с трещину. Медные электроды из медного сплава упаковываем консервной банкой и привариваем заплатку. Отшлифован и покрыт эпоксидной пастой.
Применение эпоксидной пасты
Трещину срезать шлифовкой и засверлить концы трещин сверлом, диаметром не более 85 мм. Вставьте медные заглушки в отверстия. Проходим насечкой по контурам трещин для создания искусственной шероховатости.
Поверхность обезжиривается ацетоном, нагревается инфракрасной лампой до температуры 80 градусов. Наносим эпоксидную пасту на дефект в следующем порядке:
- 1 слой 1 мм,
- другие 2-3 мм,
- третий 3-4 мм.
Выдержать сутки при температуре 20 градусов, место ремонта необходимо просушить в сушильной камере, при температуре 90 градусов, в течение одного часа.
После высыхания склеиваемый участок следует очистить и выровнять шлифованием.
Дефекты, которые быстрее всего возникают на головке блока цилиндров, – это мельчайшие трещины. Их появление не лучшим образом сказывается на работе блока цилиндров, а значит и двигателя в целом. Какие признаки указывают на появление повреждений головки, как проверить головку блока цилиндров — узнаем в этой статье.
Признаки появления микротрещин на головке БЦ следующие:
- Вибрация или так называемое троение двигателя при движении автомобиля в гору. Это явление может быть связано с появлением микротрещин. Если охлаждающая жидкость попадет в блок цилиндров, скорее всего, она окажется на свечах зажигания. Просто выключите одну из свечей, если электрод влажный — попробуйте жидкость на вкус. Если это антифриз или тосол, вкус будет слегка сладковатым, а это будет свидетельствовать о том, что антифриз поступает в блок цилиндров через микротрещины в головке.
- Вспенивание моторного масла также должно наводить на подозрение на микротрещины для проверки ГБЦ. Моторное масло пенится из-за попадания тосола (тосола). При этом уровень охлаждающей жидкости в бачке постоянно падает, требуя доливки до нормального уровня, а на поверхности антифриза в бачке образуется масляная пленка. Двигатель на это тоже реагирует, в жаркую погоду — либо падением температуры, либо ее повышением.
- Антифриз кипит. Чтобы указать на неисправность ГБЦ, нужно открыть расширительный бачок, долить необходимое количество антифриза и запустить двигатель. Если охлаждающая жидкость закипает почти сразу, головка блока цилиндров не работает.
- Моторное масло заканчивается слишком быстро. Если на головке БЦ возле впускного клапана образовалась трещина, масло будет постоянно подсасываться в цилиндр при работающем двигателе. Если через впускной клапан всасывается не масло, а антифриз, то поршни цилиндра будут совершенно чистыми – это можно проверить, выкрутив свечи зажигания.
Как проверить ГБЦ
Есть несколько способов проверить. Посмотрите видео ниже.
Чеки с магнитами и металлической стружкой
Это самый быстрый и простой способ проверки ГБЦ. По всей плоскости головки установлены магниты, а сама головка обсыпана металлической стружкой. Кусочки начинают двигаться к магнитам, застревают в щелях, небольших углублениях и тем самым делают их заметными для глаза.
Проверка специальной жидкостью
- Промойте головную плоскость любым растворителем.
- Нанесите на вымытую поверхность специальную жидкость и оставьте на несколько минут.
- Как только вы удалите остатки жидкости сухой тряпкой, обнаруженные дефекты на головке проявятся.
Испытание давлением
Давление можно использовать для управления головкой блока цилиндров, погружая ее под воду или не погружая.
Погружение под воду:
- Перед погружением в воду необходимо закрыть все каналы головы. Затем поместите головку блока цилиндров в емкость и залейте ее горячей водой.
- Подайте сжатый воздух на контур головки. Если где-то есть небольшие трещинки, в этом месте появятся пузыри.
Не погружается в воду:
- Так же, как и в первом случае, закройте каналы контура головы.
- Приготовьте мыльный раствор, а затем вылейте его на головной убор.
- Подайте сжатый воздух в контур. Микротрещины в ГБЦ можно обнаружить по мыльным пузырям.
Тест воды
Чтобы проверить головку блока цилиндров, заполните ее водой.
- Плотно закройте все отверстия на голове.
- Налейте в канал большое количество воды.
- повысить давление в канале до 0,7 МПа, накачав в него воздух.
- Оставьте головку блока цилиндров на несколько часов. Если по прошествии этого времени вода полностью уходит из головки, в детали есть трещины.
Деформации важных элементов двигателя, таких как блок цилиндров и головка блока цилиндров, являются серьезными неисправностями, которые при своевременном устранении могут привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Образование трещин в блоке цилиндров и головке блока цилиндров – одна из самых сложных поломок в автомобиле. Трещины могут возникать из-за удара (например, при аварии), из-за сильного износа или производственного брака. В этой статье мы рассмотрим, как определить, что блок двигателя или ГБЦ треснул, и что с этим можно сделать.
Оглавление:
Ремонт микротрещин
Чтобы детали двигателя работали долго и полностью выполняли свои функции, необходимо при ремонте двигателя проводить дефектовку деталей. Для обнаружения микротрещин
используйте соответствующее оборудование, многие повреждения невозможно обнаружить невооруженным глазом. Некоторое оборудование отлично подходит для выявления скрытых проблемных мест в детали, о таком инструменте мы поговорим ниже. Существует несколько методов обнаружения микротрещин, пористости и толщины стенки цилиндра.
Звуковые тестеры
Эти приборы хороши для измерения толщины, но нам пригодится для измерения стенки цилиндра, (не все цилиндры можно снять с блока) И тогда тестер состоит из самого прибора и отдельно подключенного щупа, который издает сигнал, который проходит сквозь материал. Когда сигнал достигает противоположной стороны материала, сигнал возвращается к щупу, тестер, исходя из времени отражения сигнала и возврата к щупу, показывает показание толщины.
Проверки зондовыми измерениями выполняются от верха цилиндра к низу и по всему диаметру. Особенно важно проверить места, где есть охлаждающие каналы. Возможность измерения толщины стенок цилиндров дает полную картину диаметра цилиндра, если мы хотим значительно увеличить рабочий объем двигателя. Слишком тонкие стенки образуются из-за износа или коррозии со стороны охлаждающих каналов.
Толщина стенки баллона не может быть тоньше 3 мм, иначе в процессе эксплуатации баллон просто треснет.
Для двигателей с турбонаддувом минимальная толщина будет несколько больше, все зависит от рабочего давления газов.
Прежде чем звуковой тестер будет введен в эксплуатацию, его необходимо откалибровать.
Замеры проводятся во всех без исключения цилиндрах, тем более чугунные блоки изначально могут иметь разную толщину стенок. Таким образом, вы сможете оценить состояние устройства и его пригодность к использованию, стоит ли вкладывать деньги в ремонт и выдержит ли оно нагрузку.