Первая особенность, с которой приходится сталкиваться при вождении дизельного автомобиля, — это дизель. Именно дизель стал прародителем возникновения страха отечественных автомобилистов перед дизелями.
- Топливо
- Современные реалии
- Что с железом
- Особенности устройства и стоимость обслуживания
- Недостатки дизельного двигателя
- Преимущества
- Чем отличается бензиновый двигатель от дизельного?
- Принцип работы бензинового двигателя
- Плюсы и минусы бензинового двигателя
- Минусы дизеля.
- Зимний запуск, запуск в морозы.
- Холодно зимой в салоне автомобиля, долго прогревается.
- Стоимость топливных фильтров и других расходников.
- Недостатки
- Так покупать или нет?
Топливо
Раньше качество этого вида топлива было ужасным (большое количество серы, смолы, наличие воды), что вызывало множество проблем:
- снижение мощности;
- плохое начало зимы. Дизельное топливо, не соответствующее температурному режиму, имеет свойство изменять свою плотность (запашиваться). Отложения забивают фильтр, что приводит к ухудшению подачи или даже к полному прекращению подачи топлива к ТНВД;
- ускоренный износ ЦПГ. Большое количество серы, образующей при сгорании оксид, оказывает коррозионное воздействие на детали ЦПГ. Сера также окисляет моторное масло, что приводит к ухудшению смазывающих свойств. Повышенное содержание серы в дизельном топливе приводит к образованию сажевых и лаковых отложений;
- поломка дизельной техники. Топливо, которое заливали в первые импортные дизельные автомобили, было слишком «тяжелым». Люди не понимали жестких требований, предъявляемых дизелями к топливу, поэтому могли заправлять вагон даже паровозным дизелем. Конечно, иностранные инженеры не могли «переварить» такую пищу.
Современные реалии
К счастью, с тех пор ситуация изменилась. Вы не сможете заправиться топливом, полностью соответствующим высоким европейским экологическим стандартам, на всех заправках, но найти ряд проверенных заправок с хорошим дизелем вам точно удастся. Так как общий уровень качества топлива далек от идеала, то можно выделить первые минусы эксплуатации дизеля:
- забитый клапан ЕГР. Клапан рециркуляции отработавших газов используется для смешивания части выхлопных газов с чистым воздухом, что улучшает экологические показатели двигателя. Аналогичная система используется и на бензиновых двигателях, но из-за особенностей сгорания дизеля засорение происходит быстрее. Последствия включают падение мощности и появление на приборной панели знака Check Engine;
- ускоренный износ сажевого фильтра, который на дизельных автомобилях забивается намного быстрее, чем на бензиновых аналогах. Засоренный каталитический нейтрализатор вызовет падение мощности и появление Check Engine. Стоимость сажевого фильтра нельзя назвать демократичной. Удаление нагара обязательно сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ. Не во всех областных центрах есть специалисты, которые могут прошить редкие или новые дизельные двигатели.
Что с железом
Внутри камеры сгорания дизельное топливо воспламеняется при контакте с горячим воздухом, температура которого повышается за счет сжатия поршня. Другими словами, происходит самовоспламенение и последующий взрыв. Для перекачки высоких температур нормальная степень сжатия дизельного двигателя составляет 19:1, что на практике дает компрессию 18-22 атм. (подробнее о конструкции и работе дизельных «сердец»)
Все это приводит к огромным ударным нагрузкам, прикладываемым к деталям ЦПГ. Отчасти это является причиной того, что дизельные двигатели более шумные и более подвержены вибрации. Но недостатки дизеля от этого не увеличиваются, так как в конструкцию заложен повышенный уровень мощности.
Поэтому дизельные двигатели при правильной эксплуатации способны «проехать» гораздо больше десятков тысяч километров, чем их бензиновые собратья.
Особенности устройства и стоимость обслуживания
В конструкцию дизельных двигателей не входят:
- свеча зажигания;
- высоковольтные провода;
- катушки зажигания или модуль зажигания.
Следовательно, нет необходимости тратить деньги на замену этих расходных материалов.
На основные отличия конструкции двигателя указывает наличие:
- топливный насос высокого давления (далее ТНВД), создающий давление, необходимое для создания топливного «тумана» и полного сгорания топливно-воздушной смеси;
- форсунки, распыляющие дизельное топливо. Дизель всегда с непосредственным впрыском топлива;
- свечи накаливания. Они предварительно нагревают воздух в камере сгорания перед холодным пуском. Родные фары без проблем ходят до 100 тыс км.
О ресурсе других элементов говорить сложно. На данный момент по нашей родине колесят как старые дизельные автомобили с полностью механической регулировкой продолжительности и угла впрыска, так и автомобили с электронно-управляемой топливной аппаратурой. Наиболее распространенной системой является Common Rail.
Подавляющее большинство дизельных двигателей оснащены турбиной. При правильных интервалах замены масла система турбонаддува «ходит» не менее 100-150 тыс км. Ресурс ТНВД, форсунок зависит от сложности устройства, а также производителя (Bosch, Siemens, Delphi, Denso и др).
Недостатки дизельного двигателя
Кажется, что современный дизель не только не уступает бензиновому, но и превосходит его по ряду важных показателей. Но на практике дизельные двигатели внутреннего сгорания также имеют ряд существенных недостатков. По этой причине, особенно в СНГ, многие водители до сих пор выбирают бензиновые автомобили. Давай выясним.
- В первую очередь нужно начать с затрат. Дизельный автомобиль стоит в среднем на 25-35% дороже бензинового аналога (в зависимости от типа и класса автомобиля).
Также стоит понимать, что при продаже подержанного дизельного автомобиля старше 5-7 лет цена на вторичном рынке значительно падает. Другими словами, продать подержанный дизельный двигатель на те же 25-30% дороже через несколько лет по сравнению с аналогичной бензиновой моделью довольно сложно.
- Даже учитывая, что дизельные двигатели внутреннего сгорания стали более оборотистыми, автомобили с таким двигателем все же менее быстры. Также следует добавить, что дизельный двигатель тяжелее бензинового, что влияет на развесовку автомобиля, его динамические характеристики и ходовые качества.
На дизелях с «механикой» приходится чаще переключать передачи. Если на дизельном автомобиле установлена автоматическая или роботизированная коробка передач, ресурс коробки может быть меньше, чем на точно такой же бензиновой модели. Причина в том, что коробка передач должна выдерживать значительный крутящий момент.
- Дизельный двигатель прогревается медленнее. Причина в том, что дизельный КПД выше, то есть меньше энергии от сжигания дизельного топлива используется для нагревания. В результате двигатель более эффективен, но меньшее тепловыделение означает и то, что такой агрегат одновременно «холодный».
На практике это выражается в том, что греть дизель на холостом ходу нецелесообразно. Этот двигатель необходимо прогревать в движении, то есть под нагрузкой. Получается, что если автомобиль с таким ДВС ездить в коротких поездках по городу, двигатель просто не успеет выйти на рабочие температуры. В результате сокращается ресурс устройства.
В плане комфорта многие владельцы дизельных автомобилей без специального дополнительного обогрева салона отмечают медленный прогрев салона зимой.
- Проблема холодного пуска и затрудненной эксплуатации зимой во многом связана с дизельными двигателями. Во-первых, дизель имеет свойство замерзать и расти на морозе. Чтобы этого не произошло, с наступлением холодов в топливо отдельно добавляют специальные присадки. Другими словами, дизель делится на зимний и летний.
Владелец должен учитывать эту особенность и заливать подходящее по сезону дизельное топливо. Учитывая то, что качество топлива на АЗС в СНГ не самое высокое, риск очевиден. Также в районах, где температура значительно падает, дизельный автомобиль должен быть оснащен отдельными системами предварительного подогрева. Добавим, что владельцы дизельных автомобилей должны следить за состоянием и регулярно менять свечи накаливания, разогревающие камеру сгорания перед запуском ДВС.
- Дизельные двигатели дороже в обслуживании и ремонте. Такие двигатели обычно требуют больше масла, приходится чаще менять смазочные материалы и фильтры. Как правило, с учетом качества топлива в СНГ и ряда других особенностей межсервисный интервал для дизеля сокращается на 40-50%.
Даже с учетом того, что у дизеля срок службы до капитального ремонта больше, сам ремонт обходится намного дороже по сравнению с бензиновыми агрегатами.
- Все современные дизельные двигатели имеют турбонаддув, а также оснащены сложными высокотехнологичными системами впрыска топлива. По этой причине к качеству смазочных материалов и топлива, а также к общему состоянию ДВС предъявляются повышенные требования. Важно понимать, что дорогую дизельную технику можно «убить» заправкой некачественным топливом или неподходящим типом топлива.
Также рекомендуем прочитать статью о том, какой двигатель лучше выбрать, бензиновый или дизельный. Из этой статьи вы узнаете об особенностях выбора того или иного типа силового агрегата с учетом ряда особенностей и условий.
Справедливости ради отметим, что для жителей крупных городов вопрос топлива не стоит так остро. Однако этого нельзя сказать о тех автолюбителях, которые живут в сельской местности или регулярно заправляют дизельный автомобиль на небольших заправках вдоль автомагистралей во время поездок. Проблема поиска качественного дизеля в данном случае остается достаточно актуальной.
- Надежность дизельной турбины и отдельных элементов системы питания (например, ТНВД или насос-форсунок) далеко не такая, как у самого двигателя. Ремонт или замена этих деталей — достаточно дорогостоящая задача.
Также следует добавить, что диагностика и ремонт современных дизельных двигателей требуют дорогостоящего оборудования и профильных специалистов. Как правило, не на всех заправках есть квалифицированные мастера по дизелю, и стоимость любых манипуляций с таким двигателем и его системами однозначно будет выше.
- повышенный шум, а также более высокий уровень вибрации все же можно отметить даже на самом современном дизеле по сравнению с бензиновыми аналогами. Хотя разница не столь критична, она все же присутствует.
Преимущества
Хватит говорить об особенностях, давайте посмотрим на неоспоримые преимущества дизелей:
- экономичность – главный козырь дизельных «сердец». Такой автомобиль может потреблять на 25-30% меньше топлива, чем аналогичные бензиновые агрегаты;
- экономичность — при равном объеме дизельный ДВС с турбиной будет иметь больший крутящий момент, чем атмосферный бензиновый. Такие двигатели очень хорошо тянут с самых низов, что создает приятные ощущения от вождения. Вот почему дизельные двигатели используются для перевозки грузов;
- ресурс, значительно превосходящий большинство бензиновых двигателей;
- цена дизеля зачастую ниже цены АИ 95;
- большая подвижность. На одном баке дизельный автомобиль может проехать гораздо большее расстояние, чем автомобиль, работающий на бензине;
- экологичность. Меньше выбросов CO2, а наличие сажевого фильтра минимизирует выбросы сажи и серы.
Чем отличается бензиновый двигатель от дизельного?
Понять, какой дизельный или бензиновый двигатель лучше для конкретного случая, можно только сравнив эти агрегаты на практике. Для этого нужно учитывать ряд важных параметров.
- Эффективность. Выбирая между дизелем и бензином по КПД, можно отметить, что сгорание топлива в дизеле происходит более эффективно. Это связано с высокой степенью сжатия. Эффективность выше на 40%.
- Шум. Для городских условий намного лучше бензиновая версия, так как она меньше шумит. Меньшее давление означает, что устройство работает тише своего аналога. Здесь тоже нет сильной вибрации.
- Выхлопная труба. Выбирая, какой двигатель лучше дизельный или бензиновый, делая выводы по выбросам, предпочтение следует отдавать дизельным моделям. Они более экологичны и соответствуют нормам Евро 4. Они также имеют фильтр твердых частиц, так что воздействие на окружающую среду минимально.
- Безопасность. Рассматривая, какой двигатель безопаснее бензиновый или дизельный, следует учесть, что дизель не так быстро испаряется, поэтому вероятность воспламенения здесь намного меньше. Система зажигания здесь не используется.
- Эксплуатация. Решая, что выбрать, бензин или дизель, исходя из долговечности, следует отдать предпочтение дизелю. Он имеет прочный блок цилиндров, а также другие надежные компоненты. В то же время, если заправлять машину некачественным топливом, этот двигатель долго не проработает. Быстро становится очевидной высокая чувствительность к этому фактору. В этом случае более выгодным вариантом становится бензиновый двигатель. Если эксплуатация проводится в районе с низкими температурами, дизельный агрегат может их не выдержать. Двигатели должны дольше прогреваться и использовать специальное топливо.
- Услуга. Следует помнить, что для дизельных моделей нужно больше внимания уделять обслуживанию, чаще заменять фильтры, расходники и проверять компрессоры. Такие двигатели часто имеют сложную форму, поэтому с ремонтом и обслуживанием справится не каждый работник автосервиса. Это одна из причин дороговизны ремонта. Бензиновые двигатели требуют меньших капиталовложений в обслуживание, но это только в краткосрочной перспективе, до 5 лет. Потому что при нормальном обслуживании дизельные двигатели прослужат дольше, и вы также сможете сэкономить на топливе.
Принцип работы бензинового двигателя
Рассматривая, чем дизель отличается от бензина, нужно обратить внимание на особенности работы бензиновых двигателей. Основная особенность заключается в том, что образование топливовоздушной смеси осуществляется во впускном коллекторе. Следовательно, это выполняется за пределами цилиндра. Когда такт сжатия заканчивается при работающем двигателе, пары воздуха и топлива смешиваются. Эта смесь однородна, что является еще одним отличием от дизеля. Равномерно распределяется по всему доступному объему контейнера. В результате такого сжатия температура повышается до 500 градусов по Цельсию. Но этой температуры недостаточно для воспламенения бензина. Для розжига используется свеча зажигания, благодаря которой появляется пламя.
Плюсы и минусы бензинового двигателя
Сравнение дизеля и бензина позволяет выделить положительные и отрицательные стороны каждого из существующих вариантов.
К основным преимуществам бензинового двигателя можно отнести:
- Во время работы двигатель не такой шумный, как дизель.
- Он имеет более высокий уровень мощности при тех же объемах.
- Дешевле в обслуживании.
- Детали более доступны.
- Он может работать на высоких скоростях без серьезных последствий.
- Хорошо переносит работу на некачественном топливе.
- Может работать без серьезных проблем при низких температурах.
Недостатки бензина следующие:
- Двигатель не отличается длительным сроком службы и по этому параметру уступает основному конкуренту.
- Высокий расход топлива.
Если сравнить преимущества и недостатки бензина, то становится заметно, что недостатков здесь не так уж и много. Этим во многом объясняется распространенность данного типа двигателя на многих автомобилях, эксплуатируемых в городских условиях. На это особенно влияет низкий уровень шума при работе.
Минусы дизеля.
Зимний запуск, запуск в морозы.
Это может относиться только к пожилым людям. Современные дизеля при своевременном обслуживании и правильном по сезону топливе заводятся не хуже, а зачастую и лучше своих бензиновых собратьев, не раз снятый с производства старичок -35. Пусть не с первой, а со второй попытки старта.
Холодно зимой в салоне автомобиля, долго прогревается.
Ну второе правда. А вот первый, нет. В современных дизельных автомобилях обычно или за дополнительную плату стоит обогреватель салона, который включается в минус и работает до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Поэтому даже при холодном пуске, если сразу включить печку, через несколько секунд из нее начнет дуть уже теплый воздух. А через пару минут уже жарко.
Стоимость топливных фильтров и других расходников.
Дешевые фильтры из Китая очень быстро убивают ТНВД. И не обязательно Китай, любой, у кого больше пропускной способности, с легкостью сделает свою грязную работу. А там уже замена/ремонт клапанов в силе по минимуму. В лучшем случае топливо упадет совсем, и это съест всю экономию топлива.
Недостатки
Конечно, у дизеля есть не только плюсы, но и явные минусы. К ним относятся:
- сложность конструкции. Во многих регионах до сих пор сложно найти хорошего дизелиста, способного выполнить диагностику и качественный ремонт современной топливной аппаратуры;
- разница в начальной цене. За преимущества, которые есть у дизеля, приходится платить на 10-15% больше. Недостаток актуален только в том случае, если вы покупаете новую машину. Рынок подержанных автомобилей не всегда следует этой тенденции;
- шум. Бензиновый двигатель всегда будет работать тише и передавать меньше вибрации на кузов. В движении, когда добавляется шум от колес и набегающий воздух, эта разница будет менее существенной, а вот стоя на месте даже в автомобиле премиум-класса можно отличить работу бензинового двигателя от дизельного;
- меньший теплообмен. Дизель сложнее прогреть зимой, что потребует дополнительного времени на прогрев не только двигателя, но и салона. Поэтому для комфортного использования в морозную пору рекомендуется установить автономный отопитель;
- стоимость ремонта в случае поломки;
- риск остаться без движения, если в сильный мороз вам «повезет» заправиться некачественным топливом;
- высокие требования к топливу и маслам. Современная дизельная техника быстро начинает работать, если ее «кормить» некачественной соляркой. Однако, как и бензиновые двигатели с турбонаддувом, дизельные двигатели с турбонаддувом очень чувствительны к качеству и частоте замены масла;
- подержанные автомобили с большим пробегом. В большинстве случаев автомобили с дизельным двигателем покупают экономные люди, планирующие поездки на дальние расстояния. Что уж говорить о внедорожниках (бусах, «каблучках»), которые покупаются как рабочие лошадки. Пробег таких автомобилей зачастую на 30-40% больше, чем у аналогичных моделей с бензиновым двигателем. Вот почему дизельные автомобили также поворачивают чаще.
Так покупать или нет?
Нельзя однозначно сказать, перевешивают ли преимущества дизельного двигателя или его недостатки. Окончательное решение будет зависеть от многих факторов. Мы можем дать только несколько рекомендаций:
повышенный расход масла из-за отказа турбины — частый выход из строя турбодвигателейне стоит переплачивать за дизель при покупке нового автомобиля, если вы собираетесь проехать на нем менее 100 тыс км. Дизель выгодно покупать только с большим пробегом;- остерегайтесь покупать дизельные автомобили с большим пробегом. Как можно тщательнее осмотрите ДВС, если пробег превысил 150-200 тыс км. Убедитесь, что турбина работает нормально. Диагностику лучше всего доверить опытным мастерам профильного сервиса (например, дизелистам официального сервиса Bosch). Будьте осторожны при покупке дизельных автомобилей старше 10 лет. Новые детали для топливной аппаратуры будут стоить космических денег, а покупка б/у запчастей — это всегда косяк в котле.