Инициатива исходила от партии «Единая Россия». В то же время представители других фракций пообещали оказать поддержку. Законодатели, опубликовавшие пояснительную записку, обосновали отмену обязательного ТО тем, что вероятность участия неисправных автомобилей, прошедших ТО и с действующими полисами ОСАГО, не превышает 1%.
- Новые правила техосмотра с 2023 года
- Сокращение пунктов проверки
- Кто в итоге получит штраф за непройденный техосмотр
- Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
- Для чего нужен технический осмотр?
- Проверок значительно поубавилось
- Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
- Техосмотр для ОСАГО
- Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
- Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
- Выплатят ли страховое возмещение?
- Какой штраф за не пройденный техосмотр?
- Процедура прохождения
- Техосмотр для праворульных машин
- Техосмотр для грузовых автомобилей
- Техосмотр для автобусов
- Пункты технического осмотра
- Ответственность за нарушения
- Что делать когда осмотр авто пройден
- Нужно ли возить с собой карту ТО
- Когда нужно будет пройти осмотр
- Повышение цен
- Фотофиксация
- Что будут проверять на ТО в 2023 году
- Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Для организаций
- Для физических лиц
- Для операторов
- Важные изменения в законе в 2022 году
- Что изменилось в 2022 году
- Как часто нужно проходить техосмотр
- Когда еще обычному автовладельцу может понадобиться пройти техосмотр
Новые правила техосмотра с 2023 года
Международные правила Конвенции о дорожном движении требуют обязательных интервалов техосмотра только для автобусов и грузовиков грузоподъемностью 3,5 тонны. Ни о каких легковых автомобилях речи не идет. Кроме того, каждый водитель обязан убедиться в исправности техники перед поездкой, вне зависимости от прохождения ТО.
Статью 15 № 170-ФЗ «О техническом контроле транспортных средств…» от 01.07.2011 предлагается дополнить пунктом 7 в редакции:
«Автомобили и автотранспортные средства, находящиеся в собственности физических лиц и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с оказанием услуг легкового такси, перевозкой пассажиров, использованием личных транспортных средств в служебных целях, не подлежат техническому освидетельствованию. Пункт 8 предлагает владельцам добровольно пройти ТО.
Таким образом, ответственность за удобство использования ложится в основном на плечи владельца, но это не освобождает его полностью от посещения заправочных станций. Порядок остается неизменным для легковых автомобилей и мотоциклов, с года выпуска которых прошло более четырех лет, в следующих случаях:
- государственная регистрация;
- регистрация в связи со сменой собственника;
- усовершенствование конструкции, замена основного узла автомобиля.
Нужно ли проходить техосмотр для нового автомобиля в 2023 году? В течение 4 лет с даты производства автомобиля оформлять диагностическую карту не нужно. За исключением случаев продажи, улучшения основных компонентов.
с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому внесены изменения в порядок технического обслуживания, сокращающие количество проверок систем автомобиля с 82 до 55.
Продажи автомобилей с пробегом за 2022 год составили более 5,5 млн рублей, и это не предел. Законодатели посчитали нагрузку на операторов уже достаточной и решили избавить их от рутины, а точнее, от нелегальных доходов.
Реформа позволит резко сократить количество ремонтных работ в год до 6-8 млн. Обычно это количество ежегодно превышало 30 млн. Для частников снятие лишних расходов будет явным плюсом.
Никаких изменений в законе о коммерческом транспорте не будет. Частота остается прежней.
Закон представлен для первого чтения на ноябрьской сессии. Будет ли он принят, будет понятно из последних новостей по техническому контролю в 2023 году, возможны изменения в формулировках. В МВД озвучили предложение стимулировать водителей к добровольному прохождению ТО за счет снижения налоговой ставки, льготной ставки по полису ОСАГО.
Сокращение пунктов проверки
Минтранс планирует оставить только 59 участков технического обслуживания из 82. Новые правила техосмотра автомобилей в 2023 году значительно ускорят техосмотр.
Эксперты и аналитическая группа, изучив текущую ситуацию и исходя из целесообразности, предлагают исключить следующие параметры:
- коррозия и механические повреждения в тормозной системе;
- уровень шума — будет проверяться на выхлопной системе без шумомера, органолептический;
- муфта без проскальзывания тягово-сцепной системы;
- подача омывающей жидкости;
- наличие в багажнике аптечки, стоп-сигнала, огнетушителя;
- капельная утечка масла, рабочих жидкостей;
- номерные знаки и застежки;
- соблюдение условий перевозки пищевых продуктов.
Сокращение списка оправдано завышенными требованиями, некоторые из которых можно трактовать неоднозначно. Часть работ была проведена с использованием дорогостоящего оборудования, стоимость которого оправдала себя только через несколько лет. Часто такие процедуры оказывались малоэффективными, поскольку проводились в ускоренном режиме.
Эксперимент завершится в 2027 году. Практика пяти лет покажет, насколько жизнеспособным будет регулирование и не нужно ли будет снова пересматривать процедуру.
Кто в итоге получит штраф за непройденный техосмотр
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к 170-ФЗ, к статье 15 Периодичность технического осмотра. Наиболее важным является пункт 7 этой статьи, в котором говорится, что автомобили и автотранспортные средства не подлежат обязательному техническому осмотру, если они принадлежат физическим лицам и используются в личных целях. При этом автовладелец имеет полное право посещать пункты ТО и проходить техосмотр.
Во всех остальных случаях водитель должен регулярно проходить техосмотр, а при отсутствии диагностической карты он получит предусмотренный законом штраф в размере 2000 рублей. Как часто определяется законом.
В первые 4 года, включая год выпуска автомобиля, техосмотр не требуется:
- легковые автомобили (используемые в коммерческих целях);
- грузовые автомобили с разрешенной массой до 3500 кг;
- прицепы и полуприцепы — кроме используемых физическими лицами;
- автотранспортные средства, используемые в коммерческих целях.
Если с момента изготовления транспортного средства прошло более 4 лет, включая год выпуска, владелец обязан проходить технический осмотр каждые 2 года. То есть, если транспортное средство произведено в 2020 году, в 2024 году оно должно пройти первый техосмотр и получить диагностическую карту. Затем процедуру повторяют каждые 2 года.
Если прошло 10 лет, проверка проводится ежегодно. Это относится к вышеперечисленным автомобилям.
Существует отдельный перечень транспортных средств, которые должны ежегодно проходить техосмотр, если с момента их выпуска прошло до 5 лет. То есть эти транспортные средства имеют самые строгие правовые нормы, их необходимо проверять ежегодно с момента выпуска. Этот:
- автобусы;
- легкие такси;
- грузовики, переоборудованные для перевозки пассажиров с количеством пассажирских мест от 8.
Если с момента выпуска данных автомобилей прошло более 5 лет, владелец обязан проводить ТО каждые полгода. Если автомобиль предназначен для перевозки опасных грузов, независимо от года выпуска техосмотр необходимо проводить каждые 6 месяцев.
Полный перечень типов автомобилей и периодичность их технического осмотра см в статье 15 170-ФЗ.
Отсутствие технического осмотра данных транспортных средств и его непроведение в установленные сроки влечет наложение штрафа в размере 2000 рублей. Рядовых владельцев личных автомобилей в 2023 году вообще ни при каких обстоятельствах не будут штрафовать, так как они больше не проходят техосмотр.
Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и его использование разрешено.
Если специалисты выявят технические ошибки, они поставят отметку на карте о необходимости устранения недостатков. Это необходимо сделать в течение 20 календарных дней, после чего приехать в пункт ТО для повторного осмотра. Повторная процедура займет меньше времени – будут проверены только неисправные устройства. Если все пойдет хорошо, информация в диагностической карте изменится.
После проверки на транспортное средство вводится электронная диагностическая карта. Доступ к нему имеют владелец автомобиля, страховые компании и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить в бумажном виде, но такую карточку, скорее всего, никто не покажет: страховые компании и ГИБДД давно используют простую информационную систему.
Для чего нужен технический осмотр?
Во-первых, вы должны пройти технический осмотр, чтобы убедиться, что ваш автомобиль в безопасности. В ходе технического осмотра выявляются неисправности автомобиля, которые водитель может вовремя исправить.
Во-вторых, прохождение технического осмотра защищает водителя от регрессного требования страховой компании в случае ДТП, вызванного технической неисправностью транспортного средства (с 1 марта 2021 года).
В-третьих, с 1 марта 2022 года будет выдаваться предупреждение за отсутствие технического контроля.
Проверок значительно поубавилось
с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
- уровень шума в выхлопной системе;
- наличие течи масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на ветровое стекло;
- работа штатной противоугонной защиты.
Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не вошедших в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Средства первой помощи и огнетушители, не проверенные по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта объединения), где проводится процедура техосмотра.
Например, цена осмотра легкового автомобиля колеблется в пределах 300 – 700 рублей, стоимость осмотра грузовых автомобилей – 600 – 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно в организацию, осуществляющую техосмотр автомобиля. Дополнительную плату за технический контроль в 2023 году платить не требуется.
Чтобы узнать, сколько стоит техосмотр в вашем регионе, поэтому рекомендую связаться с выбранным оператором техосмотра (звонить по телефону).
Оплатить чек можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого вам необходимо выбрать пункт, где вы хотите пройти техосмотр, и узнать реквизиты для оплаты. Также можно оплатить в кассе организации.
Техосмотр для ОСАГО
Не секрет, что большинство водителей покупают диагностическую карту в целях страховки. Обе стороны остались довольны такой ситуацией. По предложению МВД 2 июля Дума приняла поправку в статью 15 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании…». С 22 августа 2021 года при покупке полиса ОСАГО не требуется ТО.
Однако когда авария происходит из-за неисправности, которая могла быть обнаружена во время технического обслуживания, платить должен виновник аварии. Страховые компании могут использовать так называемый принцип регрессии для взыскания страховых выплат за счет нерадивых водителей. Это разрешено статьей 29 № 170-ФЗ.
Нужна ли сейчас диагностическая карта для ОСАГО?
Нет, не нужно.
Еще в августе 2021 года ОСАГО освободили от техосмотра. Соответствующий федеральный закон вступил в силу и размещен на официальном интернет-портале правовой информации. Этот закон был исключен из ст. 15 Федерального закона «Об ОСАГО», п. «д», где ранее диагностическая карта значилась в числе обязательных документов для приобретения страхового полиса. Теперь при подаче документов на покупку ОСАГО не проверяется наличие техосмотра.
Но из-за этого в Интернете появились «страшилки» и всевозможные мифы. Давайте удалим их!
Нет диагностической карты и устроил ДТП – будет ли регресс от страховой?
Ответ на этот вопрос зависит от того, обязаны ли вы по закону проходить обязательный техосмотр. Если нет, регресс не грозит. Но даже если ТО для вашего автомобиля является обязательным, есть шанс избежать обращения…
Дело здесь в том, что в статье 14 Федерального закона об ОСАГО перечислены все основания, по которым страховая компания вправе предъявить регрессный иск к водителю. Есть ли такие причины отсутствия диагностической карты? В общем да — и звучит это так:
1. Право требования возмещения ущерба от потерпевшего к лицу, причинившему вред, переходит к страховщику, выдавшему страховое возмещение, с выплатой страхового возмещения потерпевшему, если:
На момент наступления страхового случая срок действия диагностической карты истек,
То есть речь идет только о просроченной карте. Но если у вас есть автомобиль, который вы используете в личных целях, то у вас нет обязанности техосмотра в 2023 году. И в законе ничего не сказано об отсутствии диагностической карты на регресс.
К счастью, дело разрешилось в пользу водителей. Банк России в информационном письме ИН-018-53/9 страховым компаниям разъяснил, что регрессное требование к виновнику может быть предъявлено только в том случае, если ДТП произошло по причине неисправности его транспортного средства. Да, это ошибка! И это еще нужно доказать. Но процент таких аварий в России ничтожен!
Выплатят ли страховое возмещение?
Да. Отсутствие технического осмотра не является основанием для отказа в страховом возмещении по ОСАГО.
Исчерпывающий перечень причин, по которым может последовать отказ от страхования, приведен в ФЗ-40 «Об ОСАГО», а точнее в п. 20 ст. 12 указанного Закона, но там ничего не сказано об отсутствии технического контроля со стороны водителя в момент ДТП.
Но самое главное не важно, у кого не было диагностической карты — у вас, как у потерпевшего, или у виновника аварии. Если нет других оснований для отказа, вы получите страховое возмещение. Если страховая компания отказывает, это повод оспорить ее действия через Финансового комиссара и суд.
Какой штраф за не пройденный техосмотр?
Водителям такси, автобусов и грузовых автомобилей, которые обязаны посетить АЗС, грозит два штрафа, если они не пройдут техосмотр:
- за вождение без действующего технического осмотра (диагностической карты) — 2000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ),
- за управление автомобилем при наличии неисправностей (при их обнаружении инспектором ГИБДД на дороге) — 500 рублей или предупреждение.
Вождение без диагностической карты должно фиксироваться автоматическими записывающими камерами. Согласно объявлениям, штрафы должны были быть выписаны с 1 марта 2022 года. Однако из-за технических сложностей этого пока не сделано. И пока точно неизвестно, когда будут заработаны штрафы с камер за отсутствие диагностических карт при прохождении ТО.
Процедура прохождения
Для прохождения техосмотра водитель должен явиться в пункт ТО в 2022 году, независимо от региона регистрации автомобиля и регистрации водителя по месту жительства.Для техосмотра, помимо самого автомобиля, вам нужен гражданский паспорт и один из документов на автомобиль — ПТС, СТС или другой документ, удостоверяющий личность транспортного средства (ТС). Перед началом процедуры оператор обязан проверить соответствие VIN-номера автомобиля и номеров кузова, рамы, кабины данным, указанным в документах. Если номера не совпадают или их вообще нет, оператор даст отказ и передаст данные о причинах в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИС). Эта информация будет доступна как страховым компаниям, так и сотрудникам полиции. Если все цифры совпадают, водитель оплачивает услугу и начинается проверка.
В Думе подписали закон об отмене обязательного техосмотра 30 декабря 2021, 20:10″ — Факт оплаты не означает, что оператор однозначно допустит машину к эксплуатации. Если он обнаружит неисправности, то покажет их в диагностическая карта. В этом случае деньги за ТО не возвращаются. При отказе владельца от оплаты услуги ему будет отказано в техническом контроле, но информация об этом будет зафиксирована в единой автоматизированной информационной системе технического контроля. В в случае выявления неисправностей и отправки их для устранения, за новый техосмотр придется платить по новой. Если водитель устранит неисправности в течение 20 календарных дней и приедет к тому же оператору, они будут смотреть только недостатки, указанные в предыдущей диагностической карты. В этом случае водитель может рассчитывать на скидку. В другом пункте ТО проверка будет проведена в полном объеме, — пояснил юрист. Перед началом ТО проводится фотофиксация начала ТО процедура является обязательной. Фотографии также будут сделаны после проведения проверки. На рамке должен быть четко читаем номерной знак, а также дата записи и геолокация. Срок хранения таких изображений не менее 5 лет. Во время технического обслуживания специалисты проверят, как работают тормоза, исправно ли работают рулевые и осветительные приборы, стеклоомыватели и дворники, оценят степень износа шин и состояние колесных дисков.
Исчерпывающий перечень требований, что необходимо проверять, приведен в Приложении № 1 к Правилам технического контроля Продолжительность технического диагностирования кол-во транспортных средств варьируется в зависимости от категории транспортного средства. Например, автомобили проверяют за 30 минут, мотоциклы за 10 минут. Сроки осмотра для всех категорий указаны в приложении № 2 к Правилам технического осмотра. Продолжительность указывается на основании диагноза одного специалиста и может быть сокращена. Например, с учетом характеристик диагностического оборудования или количества диагностических записей и специалистов. После осмотра выдается диагностическая карта. Это подтверждается подписью эксперта, проверявшего состояние автомобиля.«
— Диагностическая карта в 2022 году будет оформляться в электронном виде, но для удобства водитель может попросить оператора оформить бумажный документ, приоритет которого все же будет уступать электронной версии. Рекомендуется распечатать дубликат, чтобы в случае непредвиденных ошибок можно было предъявить документ, не переплачивая за повторное посещение», — отметил эксперт.
Техосмотр для праворульных машин
Согласно правилам технического обслуживания, утвержденным в 2021 году, праворульные автомобили могут не получить диагностическую карту. Причина тому особенность головной оптики, в праворульных машинах она работает наоборот: фары освещают обочину при левостороннем движении и ослепляют, без перенастройки, водителей на встречной полосе. » — Перенастройка фар в соответствии с евростандартами стоит около 40-50 тысяч рублей. Изменения в конструкции должны быть официально зарегистрированы в специализированной лаборатории и получены необходимые документы в ГИБДД. Только после этого можно пройти техосмотр и получить диагностическую карту, — сказал адвокат.
Техосмотр для грузовых автомобилей
Особенностью прохождения техосмотра грузовых автомобилей является периодичность процедуры. Автомобили полной массой более 3,5 тонн должны проходить ТО чаще, чем легковые – ежегодно до 5-летнего возраста. После — каждые полгода. «У операторов должно быть специальное оборудование для диагностики грузовиков. Для испытаний легковых и легковых автомобилей используются тормозные стенды с нагрузкой на ось до 3,5 т, а для испытаний грузовых автомобилей – свыше 18 т. То же самое относится к датчикам подвески и отдачи. Чтобы не было проблем с грузовиками, нагрузка должна быть до 30 кН. Кстати, для проверки легкового транспорта достаточно нагрузки в 11 кН», — пояснил Павел Андрейченко.
Техосмотр для автобусов
Особенностью досмотра автобусов является присутствие во время процедуры сотрудника ГИБДД. Такое условие введено с 1 марта 2021 года. Согласно утвержденному порядку, владелец автобуса должен направить заявление (по телефону или электронной почте) оператору технического контроля, аккредитованному для транспортных средств классов М2 и М3. Процедура проводится не ранее 5 рабочих дней с момента поступления заявления эксперту.В ходе технического осмотра сотрудник ГИБДД должен проверить соответствие результатов технической диагностики требованиям к транспортным средствам категории М2 или М3, указанных в приложении № 1 к Правилам технического контроля, и соответствие автобуса сведениям в техпаспорте или ПТС, а также в государственном реестре транспортных средств. После этого сотрудник ГИБДД вносит в сформированную оператором техосмотра диагностическую карту в ЕАИС свое заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортного средства и заверяет его улучшенной квалифицированной электронной подписью. В противном случае транспортное средство подлежит новому техническому осмотру, проводимому в том же порядке с учетом функций, установленных ст. 18 Федерального закона о техническом надзоре. «Настоящие правила не применяются при проведении технического осмотра автобусов с конструктивными особенностями для нужд органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия», — пояснил юрист.
Пункты технического осмотра
Следующий важный вопрос – где пройти техосмотр? В России несколько тысяч пунктов технического осмотра. Выбрать ближайший к дому можно в реестре на сайте Российского союза автостраховщиков:
Введите название вашего города и нажмите кнопку «Искать». После этого на экране появится ваш город с отмеченными контрольными точками. Для получения полной информации о станции технического контроля нажмите на синий маркер на карте.
Отмечу, что на данный момент пройти техосмотр можно в любом субъекте РФ. Поэтому, если вы живете на границе двух регионов, вы можете выбрать точку, где технический контроль дешевле.
Ответственность за нарушения
В России принят закон, налагающий на физических лиц штраф в размере 2000 рублей за невыдачу диагностической карты, но он коснется только тех автомобилей, которые еще должны пройти ТО без неисправности. Штрафы для лиц, причастных к техническому контролю, начали действовать с марта 2021 года. За выдачу диагностической карты на автомобиль без техосмотра, либо если автомобиль действительно имел неисправности, препятствовавшие эксплуатации, может быть наложен штраф в размере 5-10 тысяч рублей на ремонтных рабочих, 30-50 тыс для должностных лиц и 200-300 тыс для юридических лиц. Такие же санкции даются, если фактического технического осмотра не было, а данные о его проведении были переданы в ЕАИС. За повторные нарушения может быть отозвана аккредитация и выписан штраф до 500 тысяч рублей.
Что делать когда осмотр авто пройден
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и его использование разрешено.
Если специалисты обнаружат технические ошибки, они поставят на карту отметку о необходимости устранения недостатков. Это необходимо сделать в течение 20 календарных дней, после чего явиться в пункт технического обслуживания для повторного осмотра. Повторная процедура займет меньше времени – будут проверены только неисправные устройства. Если все пойдет хорошо, информация в диагностической карте изменится.
После осмотра на транспортное средство помещается электронная диагностическая карта. Доступ к нему имеют владелец автомобиля, страховые компании и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить в бумажном виде, но показывать такую карту, скорее всего, никто не будет: страховые компании и ГИБДД давно используют простую информационную систему.
Нужно ли возить с собой карту ТО
Правила дорожного движения определяют перечень документов, которые водитель должен иметь при себе. Так что вам не нужно носить с собой диагностическую карту с результатами техосмотра. Российский госавтоинспектор проверит информацию о наличии или отсутствии карты с помощью планшета. При этом за отсутствие техосмотра, в принципе, при необходимости водителю грозит штраф в размере 2 тысяч рублей.
Когда нужно будет пройти осмотр
Штрафа за езду без технического осмотра для обычных водителей легковых автомобилей нет. Но в то же время бывают ситуации, когда от владельца потребуется пройти техосмотр автомобиля. Это связано с прохождением различных регистрационных действий:
- регистрация автомобиля, выпущенного более 4 лет назад;
- регистрация автомобиля на нового владельца, если с момента его выпуска прошло более 4 лет;
- если автомобиль проходит регистрацию, если меняется дизайн, меняются основные узлы.
В этих случаях технический осмотр автомобиля проводится непосредственно на территории ГИБДД при проведении регистрационных процедур.
Сотрудники ГИБДД имеют право отправить автомобиль на обязательный технический осмотр, если его пригодность к эксплуатации вызывает сомнения. В этом случае водитель должен пройти техосмотр и получить диагностическую карту. За несоблюдение этого требования взимается штраф в размере 2000 долларов США.
Повышение цен
Помимо корректировок порядка проведения технических проверок, этой осенью планируется внедрить новую методику расчета затрат на техническое обслуживание. Над этим документом уже несколько лет работают сотрудники Федеральной антимонопольной службы. Нынешняя версия была придумана более десяти лет назад ныне несуществующей Федеральной службой по тарифам. Операторы КПП давно жалуются на слишком низкие тарифы.
Дело в том, что техосмотр считается государственной услугой, а стоимость устанавливается региональными властями, причем, видимо, они это делают раз и навсегда — в некоторых регионах цены не индексировались десять и более лет. Например, в Москве оформление карты официально не может стоить дороже 720 рублей, в Московской области — 710 рублей, в Орловской области — 300 рублей, а в Ненецком автономном округе — 1,1 тысячи рублей. В среднем по стране обслуживание рассчитывается в 500 рублей, что не покрывает возрастающие расходы операторов на аренду помещений, закупку оборудования и обслуживание оборудования, заработную плату специалистов и т д. Операторы неоднократно просили привязать цену к стоимости услуг нормо-час на заправках: в Москве, например, около 2,5-3 тыс руб. А по регламенту продолжительность техосмотра одного легкового автомобиля составляет полчаса. Считай себя.
Теперь же сообщается, что ФАС разработала проект новой методики, которая, как обещают, позволит как минимум скорректировать цены с учетом инфляции. Если методика вступит в силу этой осенью, по мнению экспертов, тарифы на обслуживание вырастут на 70% — регионы смогут индексировать тарифы на инфляцию за все годы, когда стоимость услуги не изменилась. Со следующего года методика заработает в полную силу и позволит учитывать все затраты операторов при формировании цен.
Каждый регион будет устанавливать верхнюю плату самостоятельно, учитывая множество параметров, в том числе стоимость самих точек обслуживания и уровень доходов населения. При этом местные органы власти смогут рассчитывать предельные ставки технического контроля только по методике с 2023 года. Здесь важно найти баланс между желанием операторов хоть что-то заработать на техническом контроле и солидностью местных автомобилистов. Водители просто не смогут платить втридорога, и тогда можно ожидать, что поддельные диагностические карты снова будут массово использоваться, как это было до начала реформы системы в 2011 году.
В настоящее время методика регистрируется в Министерстве юстиции; Документ вступает в силу через десять дней после опубликования. Кроме того, корректировка цен на техническое обслуживание должна быть согласована с региональными властями. Так что ждем.
Фотофиксация
С марта 2021 года определены правила фотосъемки на СТО:
- при въезде делается фото передней части автомобиля;
- на выходе делается снимок спины;
- номерной знак, марка автомобиля должны быть хорошо видны на цветных фотографиях;
- должны быть установлены дата, координаты ГЛОНАСС, электронная подпись эксперта;
- фото сделаны на расстоянии не более 40 м (изначально 15 м) от АЗС.
Чтобы исключить фальсификацию фотофиксации, Минтранс также ввел запрет на фотокоррекцию и ввел еще два изображения. На боковых снимках, также сделанных при входе и выходе, должен быть изображен эксперт в полный рост и лицом к камере. Если используется мобильная станция, изображение должно захватывать передвижной диагностический стенд.
Что будут проверять на ТО в 2023 году
Сейчас в списке проверок 55 позиций. Этот список был утвержден до 1 марта 2027 года, поэтому вряд ли он изменится в ближайшее время.
В первую очередь внимание будет направлено на тормоза. Проверять:
- их эффективность;
- равномерная работа механизмов;
- работа пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в вагонах);
- отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
- отсутствие утечки тормозной жидкости из системы;
- целостность диска;
- исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
- змеиная целостность;
- правильное размещение пневмошлангов тормозной системы (в вагонных поездах).
Управление следующее:
- правильная работа усилителя (если есть);
- отсутствие самопроизвольного «руления»;
- общие значения отката – они должны быть в пределах нормы;
- наличие всех запчастей и креплений рулевой колонки;
- отсутствие следов повреждений рулевого механизма и его работоспособности;
- отсутствие «стопоров», мешающих всему повороту руля.
Затем пришло время для оптики:
- все устройства должны соответствовать стандартам;
- стоп-сигналы должны быть в исправном состоянии;
- угол светового луча должен укладываться в установленные нормы;
- лампы должны соответствовать стандарту по типу, цвету, форме, размеру и расположению.
Для дворников и омывателей есть только один элемент:
- если система установлена на заводе (покажите хотя бы одну машину без), она должна быть на месте и работать.
А вот для колес существует целых пять критериев:
- достаточная глубина протектора;
- общая пригодность шин к эксплуатации;
- комплектность крепежных болтов – ни одно отверстие на ступице не должно оставаться пустым;
- плиты не должны иметь трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на работоспособность;
- шины, устанавливаемые на автомобиль, должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.
Не забывайте про двигатель:
- выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
- сама конструкция — для герметичности. Масло не должно вытекать каплями, а выходное отверстие не должно травиться;
- запорные устройства в системе подачи топлива — для исправности;
- если автомобиль оснащен ГБО, он должен быть сертифицирован и, конечно же, в рабочем состоянии.
Все остальные элементы больше не классифицировались, поэтому в чек-листе они находятся в категории «Другое»:
- зеркала должны быть установлены там, где это предусмотрено производителем;
- передняя полусфера должна быть прозрачной и не соответствовать общим требованиям закона;
- в какой-то момент были повреждены замки и воздуходувки;
- там, где это предусмотрено, будут протестированы аварийные дверные выключатели и навигация к ним;
- хлопушка будет гудеть;
- сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
- ремни безопасности, если они установлены на заводе, должны нормально функционировать;
- все, что может повредить при экстренном торможении или маневрировании, должно быть надежно закреплено. Это относится к пассажирскому транспорту;
- также проверьте функцию регулировки сиденья;
- крылья и подкрылки должны располагаться в «штатных» местах;
- все механизмы подъема, опускания и тому подобное (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и т.п.) должны быть в рабочем состоянии;
- «тревожная кнопка», в случае необходимости, должна вас действительно беспокоить и давать возможность позвонить в МЧС;
- должны быть соблюдены все особые требования к специально оборудованным транспортным средствам.
Хотя этот список не является дословным, он довольно точен. Обратите внимание: в нем нет ни слова об аптечке или огнетушителе. Это не баг, их наличие уже фактически не проверяется на ТО, но носить их с собой все равно приходится, ведь ПДД их не отменяли.
Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности
На другой чаше весов отмененной проверки новый пункт реформы – инспектор ГИБДД имеет право отправить машину на обязательную проверку, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «при визуальном обнаружении на автомобиле признаков технической неисправности, представляющей угрозу безопасности движения» вызывает много вопросов у специалистов.
Александр, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «В случае установления сотрудником ГИБДД нарушения пункта 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация движение автомобиля запрещено» на дороге, например разбитая фара, он имеет право направить автомобиль на стационарный пункт контроля автомобилей
Если водитель пройдет проверку добровольно, инспектор не сможет направить его на проверку, а проверки технического состояния автомобиля ни на обочине, ни в дороге нет.
Штраф за отсутствие техосмотра
Новым в техосмотре автомобилей 2022 года является увеличение штрафа за отсутствие, теперь он будет составлять 2000 руб. Ввести повышенную ставку штрафа за отсутствие диагностической карты планировали еще в 2021 году, но решили подождать год из-за нестабильной ситуации в стране.
Чтобы получить штрафную квитанцию, не обязательно встречать инспектора на дороге. Камеры зафиксируют автомобили, не прошедшие вовремя ТО. Уведомления о штрафах будут рассылаться владельцам транспортных средств автоматически один раз в сутки.
Для организаций
Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается штрафом в размере 2 тысяч рублей на должностное лицо, 50 тысяч рублей на юридическое лицо.
Для физических лиц
Физические лица должны заплатить две тысячи рублей за вождение без обслуживания. Вряд ли сбудутся надежды на то, что автомобиль не попадет в объектив камеры. Если отложить поездку на ТО, набегает запредельная сумма.
Фиктивное оформление карты без проверки или внесения сведений в ЕАИС без практического экзамена обойдется гражданину в 5-10 тысяч рублей. Повторные аналогичные нарушения влекут за собой более строгий штраф до 10-20 тысяч рублей.
Для операторов
Для аккредитованных специалистов, которые занимаются выдачей диагностических карт, увеличены действующие штрафы и введены новые. Технические специалисты приравнены к государственным служащим.
Перерыв | Для чиновника, тысяча рублей | Для юридического лица, руб. |
Аккредитация в нарушение закона | от 30 до 50 | от 200 до 500 |
Запись технического обслуживания с перерывами | от 20 до 30 | от 100 до 200 |
Сокрытие сведений, подлежащих внесению в единый реестр | от 3 до 5 | от 30 до 50 |
Выдача карт без проверки автомобиля | от 30 до 50 | от 200 до 300 |
Вносить информацию о ТО в ЕАИС без техосмотра | от 30 до 50 | от 200 до 300 |
Провести осмотр специалистом, по которому нет сведений в реестре или который не имеет права работать в данном пункте ТО | от 3 до 5 | от 10 до 20 |
Проведение проверки лицом без аккредитации | от 30 до 50 | от 100 до 300 |
Повторные нарушения | Дисквалификация на 1-3 года | от 300 до 500 |
Важные изменения в законе в 2022 году
Самое главное выяснить, кто в 2023 году вообще обязан по закону проходить техосмотр и иметь диагностическую карту. Раньше это правило распространялось на многие транспортные средства, но с 1 марта 2022 года ситуация снова изменилась. Объявлено об отмене обязательного технического осмотра частных автомобилей.
Ранее пройденный технический осмотр и выданная диагностическая карта свидетельствовали об исправности автомобиля. Процесс был обязательным для многих водителей, без его прохождения купить полис ОСАГО было невозможно. Но параллельно с этим обязательством торговали серыми картами и проводили псевдопроверки.
Несмотря на ужесточение правил оказания услуг в пунктах технического осмотра, ситуация особо не изменилась, и в связи с постоянным изменением правил и необходимостью модернизации до прежнего уровня цен на услуги, пункты технического обслуживания начали закрываться много. В результате они просто не появились ни в каких поселениях.
Впоследствии МВД предложило Правительству РФ полностью отменить обязательный технический осмотр и, соответственно, штраф за него для рядовых автовладельцев (физических лиц). Мнение подкреплялось тем, что и без этого по правилам дорожного движения водители должны управлять исправным транспортным средством.
Правительство РФ поддержало эту инициативу и отменило обязательный технический осмотр автомобиля и штраф за езду без технического осмотра для обычных физических лиц.
Что изменилось в 2022 году
30 декабря 2021 года российским автолюбителям преподнесли новогодний подарок: отменили обязательный техосмотр для владельцев автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это нововведение затронуло почти 50 миллионов автовладельцев. Но необходимость его прохождения осталась в следующих случаях:
- при регистрации транспортного средства старше четырех лет;
- при смене владельца автомобиля старше четырех лет;
- при изменении конструкции автомобиля или замене основных агрегатов.
В отдельных случаях инспектор ГИБДД может направить водителя на пункт ТО, если увидит нарушение пункта 12.5 Закона об административных правонарушениях («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена)»). Поэтому специалисты Российского союза автостраховщиков продолжают добровольно проходить ТО, в этом случае придорожный техосмотр не предусмотрен. Обязательный техосмотр сохраняется для такси, всех транспортных средств, используемых в коммерческих целях, и служебных автомобилей взаимоотношений водителей и страховщиков Отмена обязательного ТО не сняла обязанности по поддержанию автомобиля в технически исправном состоянии Если ДТП произошло по причине неисправности автомобиля, не прошедшего ТО, страховая компания вправе произвести регрессные претензии к водителю.
Как часто нужно проходить техосмотр
Те, кто не подлежит освидетельствованию по «амнистии», по закону не только обязаны выдавать диагностические карты, но и диктовать сроки соответствующих проверок. Так в течение первых 4-х лет никакие автомобили и мотоциклы не нуждаются в обслуживании – считается, что за этот период можно избежать критического износа комплектующих. Но тогда операторы АЗС должны «показывать себя» каждые два года. А как только с года выпуска пройдет 10 лет, интервал сократится вдвое и составит всего 1 год. То же самое относится к легким грузовикам, прицепам и полуприцепам категории B.
Весь транспорт, связанный с пассажирскими перевозками (включая такси), находится под особым контролем. Следовательно, интервал между техническими осмотрами короче. В течение первых 5 лет с момента выпуска необходимо приезжать на «стенд» не реже одного раза в год, а по мере старения автомобиля – каждые полгода. Кстати, аналогичный «испытательный срок» предусмотрен для специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Раз в 12 месяцев проверяются грузовые автомобили и автомобили спецслужб с возможностью подачи спецсигналов, а также все учебные автомобили, имеющиеся в автошколах.
Когда еще обычному автовладельцу может понадобиться пройти техосмотр
Хотя формально ТО было отменено буквально одновременно с принятием этих изменений, в силу вступили другие, но на этот раз к Закону о государственной регистрации транспортных средств № 283-ФЗ. И здесь кроется самый главный «подводный камень». Согласно пункту 7 статьи 15, для государственной регистрации автомобиля старше 4 лет необходимо предоставить в МРЭО действующую диагностическую карту. При этом никак не регламентировано, кто должен проверяться — продавец или покупатель «старого» автомобиля.
Итак, при покупке автомобиля на вторичном рынке теперь приходится думать не только о проверке «прошлого» на наличие аварий и прочих проблем, но и о посещении специалистов, которые смогут подтвердить, что работа всех систем соответствует нормативным требованиям стандарты. При этом срок регистрации у вновь созданного собственника остался прежним — 10 дней. А вот что делать в случае серьезной неисправности или, например, отсутствия запчастей, решать покупателю.
Еще одним сценарием, который может заставить рядового водителя отправиться в пункт технического обслуживания, является необходимость узаконить «улучшения», внесенные в конструкцию. В этом случае инспекционные операторы являются одним из органов, который должен подтвердить безопасность модификаций.