Специалисты делят основные причины неравномерности холостого хода на две категории:
- проблемы с топливом или топливной системой;
- проблемы с электрическим и электронным управлением;
- Причины неровной работы мотора на холостом ходу
- Низкая компрессия – самая серьезная причина троения
- Трамблер и конденсатор
- Перебои в работе ДВС и электрооборудования
- Признаки, способы устранения
- В бензиновый двигатель не поступает топливо
- Инжектор и карбюратор
- Если двигатель троит на холодную
- О подсосе воздуха
- Какие последствия троения двигателя
- Основные причины троения ДВС на холостых оборотах
- Причины неустойчивой работы: система зажигания
- Причины троения дизельного ДВС
- Солярка не воспламеняется: пропала компрессия
- Дизель троит из-за свечей накала
- Оправляемся на сервис в СТО
- Блок управления
- Зажигание
- Проявление неисправности
- Распространенные причины плавающих оборотов
- Проверка топливной системы
- Система питания и нестабильная работа двигателя
- Принцип действия инжекторного ДВС
- Высоковольтные провода
- Смываем налет
- Диагностика проблем
- Механические повреждения
- Система зажигания
- Питание
- Система управления мотором
- Содержите канал в чистоте
- Бензонасос
Причины неровной работы мотора на холостом ходу
Отдельно можно устранить неисправность в воздушной системе (впуске), но правильнее включить ее в список проблем с топливной системой. Дело в том, что и то и другое неразрывно связано и влияет на стабильность работы силового агрегата в режиме ХХ и под нагрузкой.
- Топливно-воздушная система и топливо. Бедная топливно-воздушная смесь часто является причиной нестабильной работы двигателя на холостом ходу. Такая «бедность» смеси заключается в том, что топлива в ней слишком мало, а воздуха слишком много.
Избыточный воздух может быть засосан из-за повреждения линии. Например, резиновые шланги изначально плохого качества или со временем в стенках могут образоваться микротрещины. Плохая фиксация шланга также способствует всасыванию воздуха в местах стыков.
Более серьезной проблемой можно считать проблему с клапаном холостого хода (он же регулятор холостого хода, регулятор вторичного воздуха), который иногда называют датчиком холостого хода. Эта деталь также известна владельцам карбюраторных автомобилей как электромагнитный клапан».
Лишний воздух может подсасываться и через, например, пробитые отверстия в штоке газового клапана на карбюраторе. В этом случае проблема может быть не сразу заметна: расход бензина будет постепенно увеличиваться, будут перебои на холостом ходу.
- Некачественное топливо. Из-за этого обороты холостого хода также часто «плавают». Это явление особенно сильно проявляется при использовании так называемого экобензина. Он содержит определенное количество этанола. В идеале это не только делает выхлопные газы менее токсичными, но и очищает топливную систему.
Но на практике водители либо имеют дело с контрафактной продукцией, изготовленной с нарушением технологии, либо неправильно используют такое топливо. Дело в том, что для нормальной работы двигателя указанного бензина типа «эко» в баке должно быть не более 40-50 процентов.
- Регулятор давления топлива (он же перепускной клапан низкого давления) вышел из строя. Его задача поддерживать необходимое давление топлива при работе двигателя на любом режиме.
На эту ошибку указывает не только неравномерная работа двигателя на холостом ходу, но и перебои, при резком нажатии на педаль газа, падение мощности, резкое увеличение расхода топлива.
- Форсунки забиты (каналы закоксованы). Из-за плохой работы форсунок топливная смесь получается недостаточно качественной по составу, что приводит к нарушениям работы силового агрегата на различных режимах и увеличению расхода топлива.
- Нарушение работы воздушной заслонки. Обычно это механическое нарушение, которое также приводит к образованию некачественной топливно-воздушной смеси. Как уже говорилось, это приводит к неравномерной работе двигателя.
- Не отрегулирован холостой ход карбюратора. При этом под нагрузкой двигатель будет работать нормально, а на холостых иногда будет дергаться, и при этом в глушителе даже можно будет услышать негромкие удары. Относительно простая проблема, с которой можно справиться самостоятельно, подтянув нужный регулировочный винт.
Низкая компрессия – самая серьезная причина троения
Иногда причина троит двигателя более серьезная, чем просто неисправная свеча зажигания или неотрегулированное качество смеси. Дело в том, что смесь в цилиндре не только воспламеняется, но и взрывается.
Чтобы произошел взрыв, необходимо приложить определенное давление. Если компрессия в камере сгорания ниже необходимой, цилиндр начинает работать с перебоями или вообще перестает работать. Чаще всего из-за низкой компрессии глохнут дизеля, но и бензиновые ДВС не застрахованы от этой проблемы.
Для проверки этого показателя требуется специальный прибор – компрессометр. Он устанавливается вместо свечи и показывает давление в камере сгорания после вращения коленчатого вала.
Обратите внимание, что разные автомобили имеют разное давление в цилиндрах. Поэтому точную информацию можно получить из справочной литературы производителя. Если нет возможности узнать, какая компрессия должна быть в двигателе автомобиля, просто измерьте давление во всех цилиндрах. Должно быть примерно так же.
Если оказалось, что давление в одном из цилиндров значительно ниже, чем в остальных, причины этого могут быть следующими:
- Сильный износ компрессионных колец и стенок цилиндров.
- Прогар поршня.
- Прогар клапана.
Для устранения неисправности необходимо заменить детали, вышедшие из строя. Не рекомендуется обслуживать автомобиль до завершения ремонта, так как могут возникнуть более серьезные повреждения.
Вот, собственно, и все самые распространенные причины, почему глохнет двигатель. Как видите, в большинстве случаев устранить проблему можно самостоятельно. Но иногда перебои в работе цилиндров являются симптомом серьезной поломки, устранить которую без вмешательства специалистов невозможно.
Трамблер и конденсатор
Если проблема в конденсаторе на трамблере (а он может выйти из строя полностью или частично), двигатель запустится, сможет исправно и стабильно работать на холостых оборотах. Но в процессе движения устройство будет дергаться.
Это указывает на поврежденный конденсатор. Снимаем крышку с трамблера, подводим бегунок так, чтобы разъем разомкнулся. Как это проверяется? Поверните ползунок вручную, чтобы разомкнуть контакт.
В процессе открытия должна проскакивать искра. При поврежденном конденсаторе он будет синим и достаточно сильным.
Также на трамблере может быть недостаточный или избыточный зазор в контактах. Это приводит к нестабильной работе двигателя. Ствол может раскачиваться из стороны в сторону. Есть камеры и слайдер. Контакты откроются без особой ясности, что вызовет перебои. Следует заменить втулки шпинделя или весь распределитель.
Перебои в работе ДВС и электрооборудования
Признаки, способы устранения
Если двигатель работает периодами и есть ощущение, что двигатель сейчас останавливается, необходимо обратить внимание на тахометр. Если в момент неустойчивой работы стрелка дергается, причину отказа следует искать в электрооборудовании.
Это симптомы кратковременных неисправностей в системе зажигания (нет искры). Если нет тахометра, без него могут возникнуть проблемы с искрой. Автомобиль резко дергается во время движения.
Но не всегда удается быстро обнаружить причины кратковременного пропадания искры. Зачастую, как было сказано выше, это плохие контакты или катушка зажигания. Еще один виновник — конденсатор, загрязненные контакты. Если установлены новые разъемы, а двигатель работает с перебоями, значит, они неисправны.
В бензиновый двигатель не поступает топливо
Инжектор и карбюратор
Начнем с того, что в процессе эксплуатации автомобиля водители довольно часто сталкиваются с тем, что двигатель не запускается, периодически работает или внезапно останавливается. При этом диагностика обычно затрагивает систему зажигания (на бензиновых автомобилях) и систему питания.
Как показывает практика, нестабильная работа силового агрегата на бензиновых автомобилях во многих случаях связана с тем, что бензин не поступает в двигатель. В этой статье мы поговорим о том, почему это происходит, а также что делать водителю, если в двигателе нет топлива.
Если двигатель троит на холодную
Осенью или в сырую погоду летом двигатель тоже может троить, особенно при запуске холодного. Если проблема исчезнет, как только двигатель прогреется, следует обратить внимание на высоковольтные провода.
При износе изоляции происходит потеря энергии (пробой оболочки), и на фары подается слабый импульс. Как только машина прогревается и с проводов испаряется влага, неисправность исчезает, потому что течь устраняется сама собой.
Из-за этого, даже если появится искра, ее силы недостаточно для воспламенения топливовоздушной смеси. Эта проблема решается заменой кабеля. Лучше менять весь комплект. Чем через некоторое время столкнуться с аналогичной ошибкой на другом проводе.
О подсосе воздуха
Проникновение постороннего воздуха в цилиндры работающего двигателя незаметно во время движения, так как доля негорючего газа относительно невелика. Но появляются «плавающие» и высокие обороты двигателя на холостом ходу, когда в камеры подается мало топлива. Утечка воздуха из-за движения поршней возможна из следующих мест:
- прокладки под коллекторы и на другие стыки;
- сломался вакуумный усилитель тормозов;
- газоблок;
- различные вакуумные насадки;
- система очистки адсорбера.
Для обнаружения подсоса воздуха через прокладки и стыки можно использовать еще один старый метод. Наполните шприц бензином и выдавите топливо в предполагаемую утечку. Операция выполняется при работающем двигателе. Если топливо проникнет в невидимую щель, оно неизбежно будет втянуто поршнями в камеры сгорания. Скорость силового агрегата увеличится и не уменьшится, пока вы не перестанете заполнять разрыв бензином.
Многие проблемы автомобилистов вызывает нестабильная работа двигателя, особенно на холостом ходу. Такие проблемы сопровождаются неравномерным вращением коленчатого вала или тряской силового агрегата. Попробуем разобраться, к чему приводят такие результаты, и как можно этого не допустить.
Какие последствия троения двигателя
Если не учитывать троение двигателя в течение длительного времени, велик риск «приехать» на капитальный ремонт. Первыми из строя выходят опоры двигателя и коробки передач, которые активно гасят колебания и вибрации. Список возможных последствий:
- быстрый износ подшипников двигателя;
- увеличение зазора между поршнем и цилиндром, как следствие – снижение компрессии;
- большой расход топлива;
- выход из строя датчика кислорода и катализатора из-за высокой температуры в выхлопной системе (сгорание топлива в выпускном коллекторе или резонаторе);
- повышенный расход и пробуксовка моторного масла;
- камера сгорания и цилиндр двигателя заросли нагаром.
Основные причины троения ДВС на холостых оборотах
Если двигатель не «трясет» все время, начинать искать причину нужно с проверки реакции
автомобили для смены условий работы — для отопления, энергичной работы на «газе»,
выключите и перезапустите двигатель.
К симптомам неисправности относятся:
- Случайное падение оборотов сразу
после пуска до 300–400 об/мин. - Пропуски зажигания, тряска, вибрация на
холодный двигатель. - Проблемы после прогрева — только на
горячий, на оборотах менее 2000 об/мин. - Периодическая обрезка ниже
с нагрузкой и без (остановка двигателя). - Проблемы, вибрации, проблемы с запуском
— то же самое, холодное и горячее. - Нестабильный холостой ход –
«плавающий» XX плюс утроение при обычном запуске.
Если неисправность в бензиновом двигателе показывает «на
холодный», пропадает при добавлении «газа» — скорее проблема
относится к топливной системе или отсутствует мощность искры. Если ты встряхнешь
и двигатель начинает «прыгать» только при прогреве — первый в очереди на
проверить нужно поставить свечи, катушку (модуль зажигания), ВВ провода.
Проблемы с холодным запуском — скорее всего: подсос воздуха, обострение
провал зажигания в высоковольтной части, либо «перепиливание» в одной из
цилиндры сжатия.
Общие причины, по которым дизельный и бензиновый двигатель продолжают работать
холостой ход или низкая скорость:
- В смеси недостаточно топлива.
- Искра не воспламеняет его эффективно.
- В смеси недостаточно воздуха.
Для дизеля (кроме проблем с газом, из-за
ЕГР и подсос воздуха), перечень основных причин срабатывания при сбросе
обороты сводятся к засорению форсунки или негерметичности выпускных седел
клапанов в данном цилиндре.
Одна из наиболее вероятных причин, почему дизель
триммер на холостом ходу, при запуске — «устаревшие» свечи накаливания.
Современные свечи накаливания редко служат дольше 2 лет, так что проверяйте их
требуется регулярно.
Причины неустойчивой работы: система зажигания
Первая причина – неисправные свечи зажигания. Даже если одна свеча не работает или работает некорректно, стабильная работа силового агрегата будет невозможна. Как минимум один цилиндр двигателя выйдет из строя.
Такая работа двигателя связана с неисправной катушкой зажигания. Это случается не так часто, как различные проблемы с освещением. Но проблему не стоит исключать. Понять, что с катушкой что-то не так, можно по искре. Если мощность была заметно снижена, это приводит к нестабильной и нестабильной работе ДВС.
Многие автолюбители будут очень удивлены, но часто двигатель вообще периодически не заводится из-за карбюратора или инжектора — причина в обрыве или повреждении высоковольтного провода свечи зажигания. В результате это приводит к снижению мощности двигателя, его нестабильной работе и другим проблемам.
Вернемся к крышке и контактам трамблера как к одной из причин нестабильной работы ДВС. Если в автомобиле установлена контактная система зажигания, при повреждении контактов двигатель может работать неровно. О какой-либо стабильности «на холостом ходу» можно забыть. Бывают также ситуации, когда уголь, находящийся в центре крышки распределителя с внутренней стороны, прогорает.
Причины троения дизельного ДВС
Несколько проще ответить на вопрос, почему троит дизель, найти причины и локализовать неисправность по сравнению с бензиновыми агрегатами. Дизель часто «троит» по двум основным причинам: отсутствие должной компрессии смеси или проблемы с подачей топлива.
Сложнее определить причину, если все цилиндры работают, а дизель все равно вибрирует и работает неровно. Причиной также может быть подсос воздуха, проблемы с датчиками, ЭБУ и т.д. Быстро найти такую неисправность часто бывает сложно.
Основным отличием работы дизеля является способ воспламенения топливно-воздушной смеси. Дизель воспламеняется в цилиндре от сжатия. Другими словами, дизель самовозгорается. Кроме того, необходимо учитывать момент увеличения «тройки» дизеля. Дизельный двигатель можно утроить в холодном, горячем состоянии, на холостом ходу и/или под нагрузкой. Неисправность может возникать только в определенном узком диапазоне скоростей, возникать периодически или присутствовать постоянно.
Солярка не воспламеняется: пропала компрессия
Цилиндро-поршневая группа любого двигателя внутреннего сгорания испытывает повышенные нагрузки. В процессе эксплуатации зазоры между частями ЦПГ увеличиваются по мере износа элементов. Износу подвержены и клапаны газораспределительного механизма.
Потеря способности обеспечивать плотность при разрушении одной из этих частей приводит к тому, что смесь не нагревается должным образом на такте сжатия. Солярку просто невозможно зажечь.
При недостаточной степени сжатия (потеря компрессии) дизель очень троит после холодного пуска. В результате нагрева детали ЦПГ расширяются, увеличивается герметичность в цилиндре. Прогретый дизель трясет заметно меньше, эффект троения может исчезнуть совсем. Это явление наблюдается только при отсутствии критического износа ЦПГ или элементов клапанного механизма.
Получается, что износ цилиндро-поршневой группы при нагреве двигателя частично компенсируется за счет того, что дизельное топливо в цилиндрах самовоспламеняется из-за повышения температуры ДВС. Бывает ситуация, когда дизель троит после замены прокладки ГБЦ на новую. Рабочий агрегат с износом ЦПГ в этом случае сильно троит «на холодную» и дифферент «на горячую».
Объясняется такая неисправность тем, что новая прокладка толще по сравнению с уже использованной. В результате снижается степень сжатия, что еще больше усугубляет уже существующие проблемы со сжатием. Более толстая прокладка влияет на эффективность самовоспламенения рабочей смеси дизель-воздух в таком двигателе.
Дизель троит из-за свечей накала
Свечи накаливания играют важную роль в дизельном двигателе. Для безопасного запуска «на холодную» свечи накаливания предварительно прогревают камеру сгорания. Это необходимо для того, чтобы при пуске легко происходило самовоспламенение смеси воздуха и дизельного топлива. Кроме того, свеча накаливания продолжает поддерживать заданную температуру в цилиндре до тех пор, пока двигатель, наконец, не достигнет рабочей температуры. После этого свет автоматически выключается.
Дизель после контакта со свечами разбивается на мелкие частицы, частично испаряется и лучше смешивается с воздухом. В результате полученная смесь сгорает максимально эффективно, давая энергию поршню. Если свеча накаливания неисправна, температура в цилиндре при холодном пуске будет слишком низкой, дизель не сможет самовоспламениться.
Оправляемся на сервис в СТО
Использование некачественного топлива также может привести к серьезному повреждению двигателя. Могут быть не только проблемы с топливным фильтром, но и общее загрязнение системы впрыска.
Стоит сказать, что определить такую поломку можно только после компьютерной диагностики. Такая диагностика позволит выявить имеющиеся проблемы с форсунками, после чего необходимо произвести замену вышедших из строя запчастей в условиях эксплуатации.
Мы не рекомендуем заменять форсунки самостоятельно. Такая работа сложная и на современных автомобилях ее могут выполнить только опытные мастера с АЗС.
Блок управления
В некоторых случаях причиной того, что двигатель не набирает обороты, и возникают проблемы в работе, является неисправность в блоке управления. Мозг компьютера посылает двигателю неправильные сигналы, из-за чего двигатель трясется и работает с перебоями.
ограничить такую поломку также можно только после компьютерной диагностики. В зависимости от характера проблемы необходимо либо перепрограммировать блок управления, либо заменить его. В последнем случае стоимость ремонта может быть достаточно высокой, так как такие головки двигателя дороги.
Зажигание
Позднее зажигание также является частой причиной плохой работы двигателя. Если двигатель не набирает обороты, появляется выраженная дрожь, причиной проблемы в этом случае может быть позднее зажигание. Поступающая в цилиндры топливная смесь просто не полностью сгорает и продолжает гореть уже в выпускном коллекторе.
В результате силовой агрегат работает неравномерно, появляются ощутимые детонации, двигатель работает с перебоями, а имеющийся блок управления двигателем начинает принудительно снижать обороты двигателя.
Проявление неисправности
Во-первых, убедитесь, что ваша проблема действительно подходит под определение «троить двигатель». Чтобы лучше понять причину ее возникновения, необходимо разобраться в самой сути неисправности, а заодно определить, похожа ли ваша дилемма на описанную ниже.
Итак, что происходит с автомобилем и какие изменения в работе двигателя могут произойти? На первых порах, как мы уже говорили ранее, ресурс двигателя будет заметно снижен. Особенно это заметно в автомобилях с механической коробкой передач (подробнее об этом поговорим ниже).
Также, скорее всего, автомобиль начнет трясти и вибрировать во время движения. Резко ухудшается разгон автомобиля, снижается рабочая скорость, почти на несколько литров увеличивается уровень потребляемого топлива.
Цилиндры – важнейшие показатели нормальной работы двигателя
Распространенные причины плавающих оборотов
Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу замечаем, что плавающие обороты холостого хода чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в данном случае отвечает сложная система ECM.
Эта система требует наличия контроллера, датчиков и исполнительных механизмов. Блок управления получает сигналы от датчиков и подает команды на исполнительные устройства (например, РХХ), поддерживает стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах вне зависимости от нагрузки на ДВС.
Однако любые ошибки, связанные с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливовоздушной смеси или ее воспламенения, а также различные механические ошибки приведут к плавающей скорости.
Получается, что начинать проверку стоит с дроссельного узла, датчиков и исполнительных механизмов. Система зажигания, регулятор холостого хода, ДМРВ тоже нуждаются в диагностике, необходимо оценить состояние топливного и воздушного фильтров, форсунок и так далее
Как правило, регулятор холостого хода на практике доставляет немало проблем водителям. По сути, это шаговый двигатель, который имеет конический стопорный штифт. Когда клапан трахеи закрыт, воздух проходит клапан через канал, заблокированный иглой.
Если устройство не работает, ЭБУ не в состоянии «подобрать» состав смеси на холостом ходу, в результате чего плавают обороты.
Отдельного внимания заслуживает датчик массового расхода воздуха. В процессе эксплуатации ДМРВ может загрязниться или сломаться.
Почему-то ЭБУ не получает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.
Нередко плавание оборотов двигателя может быть связано с серьезным загрязнением самого газа или механической поломкой газа, повреждением, деформацией. Заслонка может заедать, не закрываться полностью.
Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически очищать газ от грязи, а на многих автомобилях требуется дополнительная подготовка газа после очистки.
Еще при диагностике следует проверить клапан вентиляции картерных газов. Обычно картерные газы отводятся на впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего сгорают в цилиндрах.
На двигателях с пробегом много скапливается картерных газов из-за естественного износа ЦПГ. Избыток таких газов приводит к нарушению состава смеси в том случае, если заклинит клапан вентиляции картерных газов. Это также распространенная причина, по которой обороты двигателя колеблются.
Кстати, если трогать карбюраторные двигатели, обороты карбюратора плавают, как правило из-за заниженных настроек и регулировок этого устройства. Также не следует исключать возможность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорения жиклера холостого хода.
Также добавим, что если плавают обороты дизеля, к этому часто приводит ржавчина на лопатках ТНВД. Коррозия образуется из-за присутствия воды в дизельном топливе.
Проверка топливной системы
Если после проведенных процедур неустойчивая работа двигателя продолжается (может быть, немного улучшилась, но не идеальна), пора выяснить, хватает ли двигателю топлива в режиме холостого хода. Если машина нормально едет и развивает мощность, хватит — ведь это наименее расходующий топливо режим. В этом случае ни вентиляция бензобака, ни бензонасос не виноваты.
Если во время эксплуатации вы заметили, что топливная смесь слишком богатая или слишком бедная, нужно смотреть на карбюратор. Показатели качества смеси по цвету воскового налета описаны выше, но насыщенность смеси опытные автомобилисты могут отличить на слух.
На обедненной смеси звук двигателя сухой, а на обогащенной — сочный, еще говорят: «двигатель бубнит в выхлопную трубу».
Предположим, что все в порядке, и двигатель работает ровно только без нагрузки. Далее настраиваем систему холостого хода:
- Снимите воздушный фильтр, при необходимости замените
- Карбюратор имеет винт качества и винт количества. Первый отвечает за соотношение между бензином и воздухом, второй понятен из названия. Поворачивая винт количества, регулируем скорость вращения коленчатого вала.
- Теперь повышаем частоту винтом качества. Сначала мы его выпустим, потом смесь обогатится, а скорость увеличится. В какой-то момент он перенасытится бензином и скорость поползет вниз. Задача состоит в том, чтобы найти самую высокую точку.
- Снова винтом количества снижаем скорость до нормальной.
- Медленно увеличиваем количество — истощаем. Как только вы почувствуете, что двигатель работает с перебоями, пора остановиться и заправиться бензином, чтобы обороты были стабильными.
- После установки воздушного фильтра подкорректируем настройки карбюратора и опережения зажигания.
Карбюраторная топливная система имеет довольно низкую стабильность, особенно без нагрузки: износ, погодные условия, качество бензина. Он работает только под вакуумом и не обеспечивает должной стабильности при смешивании.
Система питания и нестабильная работа двигателя
Надежность системы питания – залог бесперебойной и стабильной работы двигателя. Рассмотрим типичные неисправности, вызывающие нестабильные обороты двигателя внутреннего сгорания.
Если двигатель работает с перебоями, причины могут быть в некачественном бензине. Сегодня на заправках такое топливо продается очень часто. Если заправить машину некачественным топливом, обороты двигателя будут плавать и машина будет дергаться.
Иногда машина просто отказывается ехать. Специалисты рекомендуют в такой ситуации слить все топливо и проверить топливо на наличие в нем воды. Если бензин полностью слит, вся магистраль прокачивается насосом. Также не лишним будет промыть карбюратор и заменить топливные фильтры.
Другой возможной причиной может быть забитый топливный фильтр или карбюратор. Остатки в карбюраторе могут привести к тому, что двигатель не запустится. Если каналы или форсунки забиты, горючая смесь не сможет полностью попасть в камеру сгорания. Это сразу скажется на работе ДВС.
Принцип действия инжекторного ДВС
Инжекторный двигатель — более стабильная и экономичная система, не нуждающаяся в постоянной настройке. Вместо несбалансированного состава топливно-воздушной смеси, которая за счет выброса должна поступать в силовой агрегат (но не всегда это делает), в цилиндры стало поступать четко дозированное количество топлива: оно подается форсункой под давление, а к — соответствующее количество всасываемого воздуха.
Система с одной форсункой вместо карбюратора называется однократным впрыском, но раздельный впрыск намного эффективнее.
Бензин можно впрыскивать отдельно в каждый цилиндр, непосредственно перед впускным клапаном. Под давлением около 5 атмосфер топливо измельчается до мельчайшей пыли, карбюратор с диффузорами не способен добиться такого результата. Также стало возможным увеличить продолжительность очистки цилиндров: теперь она осуществляется воздухом, а не топливовоздушной смесью, а бензин буквально не вылетает из трубы.
Реализовать технологию удалось благодаря тому, что режимами силового агрегата стала управлять электроника, а в карбюраторе всем управлял вакуум.
В дизеле что-то другое: воздух всегда подается полностью. Дизель горит в очень широком диапазоне соотношений с воздухом. А при использовании системы впрыска необходимо регулировать количество топлива, воздуха и соотношение между ними (соотношение 14,7/1 считается химически идеальным), это значительно увеличило количество датчиков, следящих за текущими параметрами.
Электроника современного инжекторного двигателя получает данные от датчиков:
- детонация;
- кислород;
- положение коленчатого вала;
- положение распределительного вала;
- скорость;
- температура охлаждающей жидкости.
Вся информация передается на электронный блок управления (ЭБУ), который управляет процессом. Электронный мозг также взял на себя управление моментом зажигания (он, кстати, не допускает детонации, получая сигнал от соответствующего датчика).
Высоковольтные провода
Мы уже рассмотрели эту причину выше. Если двигатель работает с перебоями (инжекторный или карбюраторный, неважно), то первое, на что следует обратить внимание, это соединения проводки. Если свеча покрыта зеленым налетом, капните на нее масло и подождите. Смазка разъедает оксиды и удаляет их. Также можно открутить и закрутить гайки, которыми провода крепятся к катушке зажигания.
Если это не поможет, можно легко найти неисправную деталь путем замены. Но сложность в том, что если катушка зажигания работает частично, то это можно обнаружить только заменой ее на заведомо новую.
Смываем налет
Бортовой журнал BMW 3-series Touring Turik Проверка датчика температуры наружного воздуха
Когда кузов и проход очистятся, снова вставьте впускную трубу и запустите двигатель. Если в двигателе не используется расходомер воздуха, вы можете оттянуть впускной коллектор при работающем двигателе и распылить еще немного очистителя на блок, чтобы смыть отложения. Опустите и поднимите газ несколько раз.
Затем затяните хомут и дайте двигателю поработать на холостом ходу, чтобы система управления двигателем могла сбросить параметры, необходимые для лучшего прохождения воздуха через дроссельную заслонку.
Если на вашем двигателе есть расходомер воздуха, он, вероятно, остановится, когда вы оттянете впускную трубу от корпуса. Запустите его обратно и слегка потяните пальцами за конец резиновой трубки, чтобы распылить небольшое количество на корпус. Двигатель останавливается на секунду, но это нормально. Что бы вы ни делали, не распыляйте очиститель на трубы перед расходомером воздуха. Вы можете повредить диск.
Дроссельная заслонка системы одноточечного и многоточечного впрыска обычно не имеет большого нагара, так как расположена над двигателем и под ней проходит пар из системы вентиляции картера. Однако, если заслонка выглядит очень грязной, рекомендуется использовать какое-либо чистящее средство. Будьте осторожны, чтобы не затопить инжектор непосредственно над дроссельной заслонкой.
Исходя из того, что никто никогда не пробовал регулировать базовые настройки холостого хода (болт можно припаять) и с контролем работы силового агрегата все в порядке (индикатор ошибки никогда не загорается), это выходит за рамки базовая регулировка холостого хода. Если производитель не выпускает обновление программного обеспечения, одноименные системы управления двигателем достаточно умны, чтобы продолжать обеспечивать плавный, ненавязчивый холостой ход, пока не придет время для обслуживания корпуса дроссельной заслонки.
Диагностика проблем
Механические повреждения
В самую многочисленную и труднодиагностируемую группу входят механические повреждения, провоцирующие нестабильный холостой ход.
Пониженная компрессия в одном или нескольких цилиндрах. Причина может быть:
- перфорированная упаковка;
- неплотное прилегание или прогорание самого клапана;
- износ группы ЦП (цилиндры).
Определить неисправность можно с помощью тестера компрессии или течеискателя. Это намного проще.
Нарушение функциональности моторной головки может вызвать:
- свободный крой;
- подклинивание гидрокомпенсаторов;
- износ сиденья;
- поломка пружины в клапане;
- другой.
Проверить это можно с помощью датчика вакуума или разобрав головку.
- Проблемы с газораспределительным механизмом. В двигателях, оснащенных ремнем ГРМ (газораспределительным механизмом), возможна ошибка с метками в момент замены элемента. Также возможно непроизвольное перемещение ремня на один или несколько зубьев, что указывает на неправильное натяжение или растяжение ремня. Цепные двигатели страдают от растяжения цепи во время работы. Диагностика осуществляется датчиком давления без предварительной разборки.
- Защищает клапан EGR. Переполнение цилиндров выхлопными газами нарушает стабильность работы на холостом ходу и может спровоцировать остановку двигателя. От такой проблемы не застрахованы ни европейские, ни японские автомобили. Диагностика осуществляется дымогенератором.
- Впускной коллектор. Учитывая систему управления устройством или точку всасывания, эта ошибка способна опорожнять смеси в одном или нескольких цилиндрах, что существенно влияет на функции двигателя. Диагностика также проводится с помощью дымогенератора.
Система зажигания
Поломка в этой системе может привести к осечкам или незначительным прерываниям, вызывая нестабильность курса. Причины этого кроются в перегорании высоковольтных линий, пробое воскового изолятора и межвитковом замыкании катушки. Проблема определяется тестером двигателя или заменой.
Устранить проблему можно заменой ламп, либо регулировкой угла опережения зажигания, ориентируясь на свет от первого цилиндра.
Питание
- Грязные форсунки значительно уменьшают распыл и нарушают процесс смешивания в цилиндрах. Это приводит к неравномерной работе двигателя.
- Производительность топливного насоса, а, следовательно, и давление топлива, могут обеднять/переобогащать смесь, что также влияет на работу двигателя.
- Также важно качество топлива. Довольно часто он содержит воду, ржавчину и другие вредные компоненты. От плохого топлива увеличивается нагрузка на двигатель, но снижается отдача, после чего начинают течь обороты. Избежать проблем поможет периодический контроль внутреннего состояния бензобака.
Система управления мотором
Для полной диагностики необходимо приобрести сканер. Типичные проблемы с этой системой включают следующее.
- Лямбда-зонд (датчик кислорода). Его механическое повреждение приводит к выдаче неверных измерений количества кислорода, оставшегося в выхлопных газах. Следовательно, состав смеси может существенно измениться, что приводит к проблемам с работой двигателя. Обычно соответствующий индикатор сообщает о проблемах с датчиком.
- Датчик температуры, выйдя из строя, провоцирует изменение состава смеси, а также оборотов ХХ.
- На ХХ (холостой ход) регулятор часто щекочет шток, что провоцирует изменение оборотов.
- Неисправность датчика МРВ (монитора реального времени) приводит к изменению состава горючей смеси, что влияет на работоспособность двигателя.
Выход из строя любого из перечисленных элементов связан с неприятными последствиями, вызывающими неисправности и нестабильность работы двигателя на холостом ходу.
Содержите канал в чистоте
Когда вы доберетесь до последнего хомута на корпусе дроссельной заслонки, открутите его и снимите впускной коллектор. Загляните внутрь корпуса с фонариком. Если грязь настолько густая, что непонятно, как дроссельная заслонка вообще может двигаться, вы нашли причину неровного холостого хода.
В дополнение к перепускному каналу холостого хода, небольшое количество воздуха также должно проходить мимо корпуса дроссельной заслонки. Когда выхлопные газы из системы вентиляции картера (и выхлоп EGR) со временем возмущают корпус, это сильно влияет на функцию циркуляции воздуха.
Возьмите у детей старую зубную щетку (чтобы ваша жена не вышла из себя) и неагрессивное (неагрессивное) средство для чистки топливных инжекторов в магазине автозапчастей. При выключенном двигателе распылите немного чистящего средства на корпус и соскребите грязь зубной щеткой
Обратите особое внимание на кольцевую область, где находится дроссельная заслонка в закрытом состоянии. Также очистите обе стороны демпфера и его края
Если внешний перепускной клапан холостого хода легко снять, а порт легко доступен, попробуйте нагнетать вакуум через порт в корпус. Обязательно очистите наконечник штока клапана.
Снимите регулятор холостого хода с блока, чтобы осмотреть конец штока, пружину и воздушный канал. 1 — НИЖНЯЯ ЧАСТЬ КОРПУСА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ. 2 — МОНТАЖНЫЙ ФЛАНЕЦ. 3 — РЕГУЛЯТОР ПОДАЧИ ВОЗДУХА ХОЛОСТОГО ХОДА. 4 — ВЕСНА. 5 — СТОЯ. 6 — БАЙПАСНЫЙ (БАЙПАСНЫЙ) ИЛЬНЫЙ ВОЗДУХОВОД. 7 — ГАЗОВЫЙ КЛАПАН.
Бензонасос
Бывает, что топливный насос плохо качает топливо, но в бесшумном режиме неисправности нет.
Нужно только сильно нажать на газ, машина начнет дергаться, при этом сильных рывков нет. Двигатель остановится, а затем снова заработает. А если сбросить педаль и снова нажать на нее, двигатель снова заработает ровно. В этом случае рекомендуется заменить или отремонтировать топливный насос или шток. Почему двигатель работает с перебоями? У него заканчивается бензин из-за неэффективной работы топливного насоса.