Оценке подлежат все случаи, когда двигатель не запускается. В том числе отсутствие искры или топлива, так как даже если они есть в цилиндрах,
- Основные причины почему двигатель в машине не заводится
- Топливная система
- Система зажигания
- ГРМ
- Компрессия
- Датчики
- Стартер, аккумулятор
- Подведем итоги
- Пропала искра
- Бензин не поступает
- Не заводится двигатель — это комплексная проблема
- Смещение положения механизмов
- Клеммы окислились
- Барахлит стартер
- Что делать водителю
- Масло
- Завелась крыса
Основные причины почему двигатель в машине не заводится
Это не означает, что их качественные и количественные характеристики соответствуют норме без дополнительных проверок.
Топливная система
Когда проверки показывают, что бензин все-таки попадает в зону горения (свечи в разной степени засыпаны топливом), дело может быть в отклонениях в подаче топливной системы.
Известно, что воспламенить смесь топлива с воздухом искрой можно только в относительно узком диапазоне концентраций. Идеальная смесь стехиометрическая, ок. 14,7 к 1 по массе соответственно атмосферного воздуха и бензина.
Больше топлива означает богатую смесь, меньше топлива означает бедную или обедненную смесь. Для безопасного запуска, особенно холодного двигателя, требуется обогащенный состав.
Топливо дозируется электронной системой управления двигателем (ECM), а весь комплект включает в себя насос с регулятором давления, калиброванные форсунки (форсунки), датчики, контролирующие расход и температуру воздуха.
Любой элемент может выйти из строя или функционировать ненормально. Смесь изменит свой состав, поджечь ее невозможно, пуск не состоится. Потребуется поэлементная диагностика энергосистемы.
Все работы рассчитаны на вполне конкретное топливо. Но заправляться можно чем угодно, в результате воспламенение будет невозможно. И пока бензин не слит и не заменен, самый исправный двигатель не оживить.
Система зажигания
Примерно то же самое можно сказать и об искре между электродами фонаря. Традиционно его проверяют, откручивая и прикрепляя к металлу в блоке, но это некачественный метод.
Возникновение разряда в свечном промежутке зависит от нескольких факторов:
- выходное импульсное напряжение на систему зажигания;
- состояние самой свечи, наличие течи заряда по изолятору;
- размер зазора между электродами;
- давление в зоне выброса.
Последний фактор вызывает фундаментальную ошибку в управлении искрой. Извлеченный свет может дать уверенную искру, но ее не будет в цилиндре при давлении в десять атмосфер.
Заряд может стекать по изолятору или не проявляться вовсе. Проверять искровой разрядник необходимо с зазором при нормальном давлении порядка 10 мм.
Напряжение увеличится до максимума, скажутся любые проблемы в виде полудохлых драйверов или обрыва катушек.
ГРМ
Время клапана устанавливается клапанным механизмом и его работой. Если клапана открывать и закрывать без времени, а точность здесь составляет несколько градусов поворота коленчатого вала, то запуск станет неустойчивым или вовсе пропадет.
Фазы меняются по разным причинам. Может перескочить ремень или цепь с несколькими зубьями, обычно срезаются или ломаются, ломаются шпонки, ломаются распредвалы. Проверить все это можно визуально или с помощью тестера двигателя.
Компрессия
Небольшое изменение компрессии не влияет на запуск. Но грубое падение не даст цилиндру работать. Очень редко это проявляется в виде отказа заводиться.
Чаще это происходит в отдельных цилиндрах, двигатель «троит», но работает. Бывают исключения, например массовый загиб клапанов при обрыве фазы.
Датчики
Блок управления двигателем блокирует большинство датчиков из-за ошибок или неверных показаний. Двигатель заметит отклонения и перейдет в аварийную ветку программы.
Это сопровождается включением лампочки «check engine» («Чек» на приборной панели горит) и выдачей кода неисправности. Начать сложно, но возможно.
Не всегда, если это сопровождается дополнительными проблемами в виде других неисправностей или просто низких температур, двигатель может полностью выйти из строя.
Полный запуск невозможен при отсутствии синхронизации, когда нет сигналов от датчиков коленвала и распредвала. Но в этом случае форсунки не будут открываться и искрообразование пропадет, что нетрудно заметить.
Стартер, аккумулятор
Даже если с двигателем все в порядке, но стартер не крутит нужную частоту, двигатель не заведется. Предполагается, что для запуска бензинового двигателя необходимо сделать 200 оборотов КВ в минуту. У умирающего аккумулятора может не хватить энергии для создания сильной искры.
Подведем итоги
Покажем основные причины, по которым двигатель автомобиля не заводится при наличии топлива и искр:
- Искра слабая, нестабильная, вовремя не подаваемая;
- смесь слишком бедная или слишком богатая;
- несоответствие между моментом зажигания, фазами ГРМ, ПКВ (перескочил ремень);
- неисправность датчика;
- ошибка ЭБУ.
Пропала искра
Катушка зажигания умерла? — Вот разумный способ проверить
Маловероятно, что все свечи зажигания выйдут из строя одновременно. Но если они покрыты нагаром или залиты бензином, если коленвал вращается не очень сильно, двигатель не заведется. Возможна утечка высокого напряжения на наконечниках свечей зажигания и высоковольтных проводах. Возможно, неисправны цепи управления катушкой зажигания (либо установщики сигнализации решили заблокировать эти цепи).
Метод подтверждения прост: выключаем свечу, надеваем проволоку и касаемся проволокой любой металлической детали. Просим напарника включить стартер — искра между электродами есть? Так что с зажиганием все в порядке. Хотя выкручивание свечи зажигания на многих двигателях является сложной задачей. Хотя бы потому, что катушки зажигания сложно (особенно на морозе) сдернуть, для откручивания фонарей нужен специальный инструмент, а чтобы добраться до них, иногда приходится снимать впускной коллектор.
Бензин не поступает
Переходим ко второй группе неисправностей: стартер крутит, но двигатель не заводится. Вряд ли вы не замечали горящую лампочку, сигнализирующую о низком уровне топлива – а бензина в баке просто нет. Бензина скорее всего достаточно, но произошла ошибка в системе питания.
Поэтому начнем с самой простой диагностики – если после поворота ключа зажигания не слышно жужжания, то не включается бензонасос. Иногда это происходит из-за окисления коллектора электродвигателя после длительного простоя. Либо на него не подается питание, потому что в эту цепь часто врезаются установщики сигнализации. Еще одна вероятная причина, возникающая исключительно зимой, когда топливо не подается в двигатель, заключается в том, что вода, попавшая в бак, замерзла и перекрыла путь «топливу».
Не заводится двигатель — это комплексная проблема
Автолюбители справедливо могут возразить, что 200 об/мин при старте вовсе не нужны, машина заводится с пол-оборота даже зимой, с трудом сдвига коленвала с места. Это так, но это говорит лишь об идеальном состоянии всех систем и механизмов. А в другой машине бензин есть, искра тоже есть, но спасает только мощный аккумулятор. Это потому, что электроды покрыты то маслом, то бензином, а угол опережения зажигания выставляется на глаз, а лампочки почему-то разные. Грязь под капотом, влага на электрических соединениях снижают надежность машины, напичканной электроникой.
Трудно найти неисправность в машине, которая не помнит ухода. Например, схватки слышны при попытке начать. Это говорит о том, что бензин есть, но сколько и какого качества неизвестно. Искра тоже присутствует, но какая и когда…
Смещение положения механизмов
Помимо зажигания, распределительный вал также согласовывается с положением коленчатого вала. Но если неправильную установку распределителя можно легко исправить, то несоответствие кривошипного и газораспределительного механизмов (ГРМ) грозит катастрофой. На большинстве современных машин при этом дефекте клапана ГРМ сталкиваются с поршнями и деформируются. Ситуация обычно оборачивается ремонтом ГБЦ.
Часто это происходит из-за того, что ремень ГРМ перескакивает через несколько зубьев. Характерным признаком гнутых клапанов является быстрое безальтернативное вращение стартера КВ. Двигатель теряет компрессию и не заводится.
Клеммы окислились
Аккумулятор заряжен, но стартер не крутит или работает очень медленно. Причина: окислились клеммы аккумулятора — большое сопротивление в соединении и стартеру не хватает энергии. Наконечники силовых проводов тоже могут окисляться и плохо проводить электричество: минус, соединяющий аккумулятор с кузовом и двигателем, или «плюс», идут на стартер. Окислившиеся контакты аккумулятора необходимо очистить и хорошо затянуть.
Если клемма покрыта толстым слоем оксидов, ток через соединение плохой.
Барахлит стартер
Стартер и генератор: ремонт нельзя бросать
Наиболее частые причины выхода из строя: окислившиеся и подгоревшие контакты, замерзшее от влаги тяговое реле, износ щеток и коллектора. Если к стартеру есть доступ сверху, можно одновременно попытаться включить стартер и нажать на тяговое реле гаечным ключом или молотком (совсем немного!). Или замкнуть контакты пускателя напрямую. Для этого перемыкаем отверткой толстую клемму, к которой идет плюсовой провод от аккумулятора, с маленькой клеммой, к которой подходит тонкий провод. Если стартер начинает вращаться, цепи управления стартером (часто замок зажигания) неисправны или заблокированы неисправной сигнализацией.
Если в машине есть механика, можно запустить двигатель «с толкача» и отправиться в сервис самостоятельно. Если у вас есть автомат, ищите буксир, если недалеко от сервиса, или вызывайте эвакуатор.
Что делать водителю
Системы впрыска надежны, но требуют регулярного обслуживания. На грамотное техническое обслуживание, использование качественных запчастей в первую очередь и стоит положиться. При наличии знаний некоторые неисправности на литьевой машине можно обнаружить самостоятельно. Всегда есть в наличии:
- Набор свечей;
- комплект высоковольтных проводов;
- катушки зажигания;
- датчики ПКВ, ПРВ, РВ (в зависимости от функций модели);
- крышка распределителя;
- фильтры.
Этот список можно еще расширить. Для простой карбюраторной машины вполне реально иметь полный комплект и быть готовым ко всему.
Из простых приспособлений, инструментов и приспособлений в гараже помогут:
- Сканирует ошибки чтения из ECU. Многие машины оснащены функцией самодиагностики;
- тесты;
- компрессометр;
- свечной ключ;
- плоскогубцы с изолированными ручками;
- набор слесарных инструментов;
- зарядное устройство;
- аэрозольный баллон «Быстрый старт».
У некоторых водителей даже есть дымогенератор. Устройство нагнетает дым в полость (например, во впускной коллектор) и помогает определить место утечки воздуха.
Масло
Бензин подается, искра есть. Но есть и масло. Они заполнены электродами свечей, и в реальных условиях искра не может пробить масляную пленку, и воспламенения не происходит. На самом деле искры нет.
Завелась крыса
Некоторые автомобили имеют проблемы с системой иммобилайзера, распознающей ключ зажигания. И по закону озорства, в холода это несоответствие происходит чаще. Запуск двигателя также затруднен из-за болтающихся разъемов датчиков системы управления, которые сервисмены на недавнем сервисе отсоединили и плохо поставили обратно.
А крысы любят провода под двигателем. А если часто парковаться рядом с мусорными баками, грызуны запросто съедят изоляцию, а заодно и перегрызут провода. Такую неисправность вряд ли удастся устранить в уличных условиях – и не факт, что хватит знаний и терпения. Поэтому лучше поискать толкового электрика и доверить восстановление ему. Перегрызенные крысами провода можно восстановить в автосервисе за несколько дней.