Масло для смазки деталей двигателя было запатентовано в Америке еще в 19 веке: хорошие смазывающие свойства сырой нефти обнаружились случайно при попадании ее в заклинившие клапаны паровой машины. С тех пор ведет свою историю первая в мире марка моторных масел Valvoline (дословно клапанное масло).
- Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки
- Классификация моторных масел по ГОСТ
- Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
- Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)
- Классификация моторных масел по SAE
- Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300
- Классификация моторных масел по API
- Классификация моторных масел по ILSAC
- Вязкостно-температурная характеристика по классификации SAE
- Классификация моторного масла API ДЛЯ 2-тактных двигателей
- Классификация API для дизельных двигателей.
- Классификация API для 2-тактных дизельных двигателей.
- Риски при просрочке сроков замены масла
- Характеристики и стандарты масел для двигателя
- Технические характеристики согласно ACEA
- Требования, предъявляемые к моторным маслам
- 3 основных типа моторных масел
- Состав моторного масла
- Группы моторных масел и области их применения
- Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).
- Группа 1. Произведено из сырой нефти
- Группа 2. Произведено из сырой нефти
- Группа 3. Произведено из сырой нефти
- Группа 4. Полностью синтетические
- Группа 5 Полностью синтетические
- HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л
Виды моторных масел: классификация, назначение, расшифровка маркировки
Состав современных моторных масел формируется по принципу добавления в их основу определенного набора присадок (иногда его называют базовым маслом).
Базу можно получить:
- В процессе переработки нефти (из нефтяных фракций) и тогда масла называются минеральными.
- Из искусственно синтезированных органических соединений – в этом случае масла называются синтетическими.
- Смеси минеральной и синтетической основы — полусинтетические масла.
Решение, казалось бы, простой задачи (смазка трущихся в процессе эксплуатации деталей) существенно усложняется факторами, влияющими на этот процесс:
- высокие температуры и сложные переходные тепловые процессы;
- процессы износа трущихся деталей и проникновения продуктов износа в смазку;
- проникновение продуктов сгорания в смазку;
- склонность металлов к коррозии;
- наличие в конструкции двигателя деталей из материалов, чувствительных к химическому составу смазки (в первую очередь, резиновых прокладок);
- работа двигателя в довольно широком диапазоне изменения температуры окружающего воздуха.
Эти факторы определяют основные требования к моторным маслам:
- Стабильность физико-химических свойств при воздействии высоких температур.
- Обеспечивает противоизносные свойства, позволяющие положительно воздействовать на поверхности трения в пограничных слоях.
- Нейтрализация кислой среды (результат взаимодействия масла с продуктами сгорания).
- Хорошие моющие свойства, позволяющие удалять из зон трения загрязнения, образующиеся из-за износа и продуктов сгорания.
- Стойкость к пене.
- Отсутствие образования агрессивной среды.
- Обеспечить плоскую форму графика зависимости вязкости от температуры масла в достаточно широком диапазоне температур окружающего воздуха (упрощает пуск двигателя при отрицательных температурах).
- Низкий расход отходов.
- Совместимость с уплотнительными материалами.
- Стойкость к процессам старения (ухудшению физико-химических свойств с течением времени).
Приведите необходимые требования к моторным маслам, их свойствам, важнейшими из которых являются вязкость, назначение и эксплуатационные характеристики. Именно по этим параметрам классифицируются масла по российскому стандарту — ГОСТ 17479.1-85.
Классификация моторных масел по ГОСТ
В соответствии с ГОСТ 17479.1-85 моторные масла делятся на 3 класса: летние, зимние и всесезонные. При этом для летнего класса нормирована вязкость при 100°С, а для зимнего и всесезонного класса дополнительно до -18°С.
В целом зависимость от вязкости всех трех видов масел представлена на рисунке ниже.
В данном случае под максимальной вязкостью понимается значение вязкости, при котором двигатель еще можно запустить при низких температурах (холодный пуск).
При отрицательных температурах летние масла не дают холодного пуска и могут вызывать «масляное голодание» (поздняя подача к деталям из-за повышенной вязкости), а зимние масла (с низкой вязкостью) не обеспечивают необходимых режимов смазки летом. По этим причинам на практике в основном используются всесезонные масла.
В таблицах 1 и 2 ниже приведены данные по вязкости, назначению и эксплуатационным характеристикам моторных масел по ГОСТ.
Таблица 1 – Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре | ||
+100 °С | -18 °С | ||
по меньшей мере | больше не надо | больше не надо | |
3 часа | 3,8 | — | 1250 |
4 часа | 4.1 | — | 2600 |
5z | 5.6 | — | 6000 |
6z | 5.6 | — | 10 400 |
6 | 5.6 | 7,0 | — |
8 | 7,0 | 9.3 | — |
10 | 9.3 | 11,5 | — |
12 | 11,5 | 12,5 | — |
14 | 12,5 | 14,5 | — |
16 | 14,5 | 16,3 | — |
20 | 16,3 | 21,9 | — |
24 | 21,9 | 26.1 | — |
3з/8 | 7,0 | 9,5 | 1250 |
4з/6 | 5.6 | 7,0 | 2600 |
4з/8 | 7,0 | 9.3 | 2600 |
4 г/10 | 9.3 | 11,5 | 2600 |
5г/10 | 9.3 | 11,5 | 6000 |
5з/12 | 11,5 | 12,5 | 6000 |
5з/14 | 12,5 | 14,5 | 6000 |
6з/10 | 9.3 | 11,5 | 10 400 |
6з/12 | 11,5 | 12,5 | 10 400 |
6z/14 | 12,5 | 14,5 | 10 400 |
6з/16 | 14,5 | 16,3 | 10 400 |
Буква «з» в маркировке означает «загущенное» (имеется в виду зимние и всесезонные масла), а дробь означает, что масло всесезонное (зимний класс указан в числителе дроби, а летний класс стоит в знаменателе).
Таблица 2 – Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)
Обозначение группы по ГОСТ 17479.1 | Рекомендуемая область использования | |
ОДИН | Нефорсированные бензиновые двигатели и дизельные двигатели | |
Б | Б1 | Легкоармированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
Би 2 | Дизели с низким наддувом | |
В | В 1 | Бензиновые двигатели со средним наддувом, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений |
В 2 | Умеренно усиленные дизеля с повышенными требованиями к антикоррозионным и противоизносным свойствам масел, а также склонностью к образованию высокотемпературных отложений | |
Г | G1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в сложных условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений, коррозии и ржавчины |
G2 | Высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или со средним наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | |
Д | Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях эксплуатации более тяжелых, чем для масел из группы Г1 |
Д 2 | Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях эксплуатации или когда используемое топливо требует применения масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений | |
Е | Е1 | Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях эксплуатации более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2 |
Е2 | Отличаются повышенной растекаемостью, лучшими противоизносными свойствами |
Если в маркировке присутствует индекс 1, он используется для бензиновых двигателей, а если индекс 2 – для дизелей. Отсутствие индекса означает, что масло универсальное.
Используя данные таблицы, можно подробно расшифровать классификацию масла по ГОСТу. Например, маркировка М-6з/10В: моторное масло (М) означает всесезонное универсальное (6з/10) для среднеприводных дизельных и бензиновых двигателей (В).
Помимо ГОСТ, в России получили распространение классификации смазочных материалов по зарубежным стандартам.
Классификация моторных масел по SAE
Стандарт SAE (Society of Automotive Engineers) Общества автомобильных инженеров Америки является одним из самых распространенных в мире. Классификация масел по SAE основана на общем принципе адаптации вязкости к свойствам масел в эксплуатации, а также делит масла на три группы: зимние, летние и всесезонные. Он отличается от классификаций по другим стандартам тем, что отмечает:
- Winter – содержит в маркировке букву W (зима) и 6 уровней вязкости: от 0W до 25W;
- Лето – маркируется только цифрой, характеризующей вязкость. Здесь предусмотрено 5 уровней вязкости: от 20 до 60;
- Всесезонные – так же, как и по ГОСТу, маркируются двойным символом, например, SAE 15W-30.
Таблица 3 – Примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и SAE J-300
Класс вязкости | Класс вязкости | ||
ГОСТ 17479.1-85 | САЭ Дж-300 | ГОСТ 17479.1-85 | САЭ Дж-300 |
3 часа | 5 Вт | 24 | 60 |
4 часа | 10 Вт | 3з/8 | 5w-20 |
5z | 15 Вт | 4з/6 | 10w-20 |
6z | 20 Вт | 4з/8 | |
6 | 20 | 4 г/10 | 10w-30 |
8 | 5г/10 | 15w-30 | |
10 | тридцать | 5з/12 | |
12 | 5з/14 | 15w-40 | |
14 | 40 | 6з/12 | 20w-30 |
16 | 6z/14 | 20w-40 | |
20 | 50 | 6з/16 |
Классификация моторных масел по API
Стандарт API Американского института нефти (American Petroleum Institute) также широко используется в мировой практике. Классификация API делит масла на 2 широкие категории:
- Категория S (Service) — для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей, оснащенных четырехтактными бензиновыми двигателями;
- Категория C (Commercial) — для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, дорожно-строительной техники, оснащенных дизельными двигателями.
Первая категория S включает 10 классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Чем ближе к концу алфавита ставится эта буква, тем выше требования к качеству. Самое современное масло для бензиновых многоклапанных турбодвигателей класса SL.
Во второй категории С алгоритм обозначения 11 классов тот же (чем длиннее буква в алфавите, тем выше качество), только в обозначении иногда встречаются цифры, указывающие на тип двигателя: 2-тактный или 4-тактный гладить. Наивысшее качество по категории С – масло класса CI-4 для высокооборотных дизелей.
Для обозначения универсальных масел по API используется двойная маркировка через знак дроби, например SG/CD.
Следует отметить, что наличие на упаковке знака классификации API не означает, что качество масла соответствует этому стандарту. Истинное соответствие стандарту API подтверждается только действующим сертификатом.
Классификация моторных масел по ILSAC
Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC) был создан Ассоциациями производителей автомобилей США и Японии, и разрабатываемые им стандарты в основном ориентированы на рынки этих стран. По классификации ILSAC моторные масла делятся на 5 классов с буквенным индексом GF и цифрой от 1 до 5, при этом GF-5 — самый современный класс (класс GF-6 находится в разработке).
Характерные особенности масел, соответствующих стандартам ILSAC:
- энергосберегающие свойства;
- улучшенные противоизносные свойства и обеспечивает высокую степень защиты от образования отложений;
- повышенная совместимость с системой контроля выбросов.
Вязкостно-температурная характеристика по классификации SAE
Под вязкостью понимают внутреннее сопротивление смазочного слоя, на которое действуют внешние силы. Проще говоря, это способность масла оставаться жидким и при этом прилипать к поверхностям деталей двигателя при разных температурных режимах.
Вязкость – основной показатель, по которому подбирается масло. Различают динамическую, кинетическую, удельную и условную вязкость, но чаще всего учитывают первые два показателя. Их также называют низкотемпературной (динамической) и высокотемпературной (кинетической) вязкостью. Это означает, что масло работает при разных температурах и соответственно может меняться вязкость.
Классификация вязкости SAE (Society of Automotive Engineers) была разработана Обществом автомобильных инженеров США. На данный момент ему следуют практически все производители.
SAE характеризует только вязкость неиспользованного или «свежего» моторного масла, не влияя на характеристики.
Как мы уже говорили выше, вязкость изменяется с температурой. Согласно SAE вязкость масел описывается при стандартных температурах. SAE указывает вязкость масла при низких температурах (т.е при -5°C, -10°C или -15°C в зависимости от марки) и при высоких температурах (всегда при 100°C). Сезонное масло имеет только одну вязкость и один номер, например SAE 30.
Так, стандарт выделяет три классификации масел: зимнее, летнее и всесезонное.
Классификация SAE
Зимняя группа включает 6 категорий масел с аббревиатурами 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Буква W означает «зима», то есть зима. Первая цифра указывает минимально допустимую температуру холодного пуска. Как правило, отсчет начинается с -40°С – это так называемая «температура прокачиваемости”.
0 Вт | 5 Вт | 10 Вт | 15 Вт | 20 Вт | 25 Вт | |
Начальная температура | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С | -10°С | -5°С |
Температура прокачиваемости | -40°С | -35°С | -30°С | -25°С | -20°С | -15°С |
Как правило, чем меньше число, тем лучше масло будет течь при отрицательных температурах.
Пример 1 SAE 20W имеет хорошую текучесть при -10°C.
Пример 2 SAE 5W имеет хорошую текучесть при -25°C.
Летняя группа включает 5 категорий: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Чем больше номер, тем выше вязкость.
В холодную зиму и жаркое лето многие автолюбители выбирают всесезонное масло. Он более универсален и имеет двойной номер. Первая цифра и буква W обозначают текучесть при указанных низких температурах. Вторая цифра указывает на текучесть при 100°C.
Например SAE 10W-40. Это масло имеет сезонную текучесть SAE 10W при низких температурах. При температуре 100°С вязкость увеличивается до значения, соответствующего SAE 40.
Маркировка | Приложение |
САЭ 0 Вт | Регионы с холодным климатом |
САЭ 5 Вт | |
САЭ 10 Вт | |
САЭ 20 Вт | Зима |
САЭ 25 Вт | |
САЕ 20 | |
САЕ 30 | Стандартные климатические условия |
САЭ 40 | Лето |
САЕ 50 | Теплые регионы |
САЕ 60 |
Классификация моторного масла API ДЛЯ 2-тактных двигателей
Классификация API для двухтактных двигателей имеет 4 уровня: TA, TB, TC для наземных транспортных средств и TD для использования на двухтактных судовых двигателях.
Производители считают эту классификацию моторных масел устаревшей. Более новая — признанная японская спецификация JASO. Международная спецификация ISO основана на этой японской спецификации, опубликованной в 1997 году.
Классификация API для дизельных двигателей.
СЕ * | «Грубые» коммерческие дизельные двигатели (1987 г.) Очень тяжелые условия эксплуатации дизельных двигателей под нагрузкой. Совместимость с CD, улучшенная защита от износа и высокотемпературных отложений, лучший контроль окисления и расхода масла. |
CF-4 * | «Требовательные» коммерческие дизельные двигатели (1991 г.) Те же требования, что и для категории CE, но с улучшенной защитой от отложений на поршнях и высокого расхода масла. |
CF | Дизельные двигатели с непрямым впрыском (1994 г.). Масла для строительной и горнодобывающей техники, а также для двигателей, использующих дизельное топливо с высоким содержанием серы (>0,5%). Может использоваться вместо API CD. Иногда используется в дизельных двигателях легковых автомобилей. |
КГ-4 | Коммерческие дизельные двигатели, работающие в условиях больших нагрузок (разработка API CF-4, 1995 г.). Моторные масла для двигателей, соответствующих нормам выбросов США 1994 г. (дизельное топливо с содержанием серы ≤ 0,05%). Может использоваться с дизельным топливом, содержащим до 0,5% серы%). |
Ч-4 | Дизельные двигатели с очень высокой нагрузкой, соответствующие стандартам выбросов США (1998 г.). Масла, соответствующие требованиям США 1998 года для двигателей с низким уровнем выбросов, специально разработаны для дизельного топлива с содержанием серы не более 0,5%. Особенно эффективно против коррозии, износа, сажи и окисления. Высокая устойчивость к сдвигу и устойчивость к пенообразованию. Продлить срок службы двигателей, работающих в различных условиях. Эти масла перекрывают требования предыдущих стандартов и могут достаточно гибко использоваться в разнородных автопарках. |
КИ-4 | Дизельные двигатели при очень высокой нагрузке (2002 г.). Масла для новейших дизельных двигателей с низким уровнем выбросов, соответствующие требованиям СН-4. Особенно подходит для оборудования, работающего на дизельном топливе с очень низким содержанием серы (менее 0,5%). Ужесточение требований к свойствам масел и одновременное увеличение интервала замены масла в 2 раза. Увеличенный срок службы двигателя. Учитываются и более строгие требования к работе с системами нейтрализации отработавших газов.
Новая версия под названием API CI-4 Plus была опубликована в 2004 году для улучшения совместимости с системами рециркуляции отработавших газов |
CJ-4 | Введено в 2006 г для 4-тактных высокооборотных двигателей, отвечающих требованиям по выбросам 2007 г. Эти масла разработаны для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 0,05%. Может использоваться вместо масел API CF-4, CG-4, CH-4, CI-4 и CI-4 Plus |
* устаревшие спецификации, такие как API CA, API CB, API CC и API CD. CF и CG-4.
Классификация API для 2-тактных дизельных двигателей.
CD-II | 2-тактные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях (1988 г.). Улучшенная защита от износа и отложений. Соответствует требованиям уровня CD. |
CF-2 | двухтактные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях (1994 г.). Более строгие требования, чем API CD-II. Усиленная защита от износа поршневых колец и цилиндров. |
Риски при просрочке сроков замены масла
Производители автомобилей настоятельно рекомендуют вовремя менять масло, залитое в бензиновый или дизельный двигатель. Если не следовать рекомендациям, вас ждут последствия:
- масло, потерявшее свои свойства из-за повышенного содержания продуктов износа в составе, начнет забивать фильтр;
- разлагающееся основание выпадет в твердый осадок;
- за счет развития процесса смолообразования начнется процесс «склеивания» элементов двигателя и перегрузки маслопроводов;
- маслоприемник выйдет из строя;
- элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, что приводит к выходу из строя всего агрегата.
Характеристики и стандарты масел для двигателя
Масла для двигателей внутреннего сгорания имеют два основных свойства, по которым их классифицируют. Прежде всего, это тип двигателя: дизельный, старый бензиновый или новый турбодизель. Учитываются также вязкостно-температурные параметры. Смазки могут изготавливаться на разной основе, но классифицируются они по одним и тем же стандартам: SAE и API, которые являются наиболее популярными во всем мире.
Классификация по вязкостно-температурным параметрам происходит по стандарту SAE (Society of Automotive Engineers). Зная этот показатель, автомобилист поймет, густое это масло или жидкое.
В продаже чаще всего встречаются универсальные смазки, которые можно использовать как летом, так и зимой.
Обозначение их класса SAE следующее: две цифры, разделенные дефисом, в пробеле ставится буква. Например 10W-40. Буквенное значение говорит о том, что смазку можно использовать в холодное время года. Число перед буквой W указывает индекс вязкости при низких температурах. То есть указывает минимальную температуру, на которую рассчитано масло. Вторая цифра – это высокотемпературная вязкость, она показывает максимальную температуру, которую может выдержать смазка. Но если масло предназначено для лета, маркировка будет SAE 30.
Параметры низкотемпературной вязкости могут иметь следующий вид:
- 0W – диапазон температур применения смазки -35…-30 °С;
- 5W — диапазон температур применения смазки -30…-25°С;
- 10W — диапазон температур применения смазки -25…-20°С;
- 15W — диапазон температур применения смазки -20…-15°С;
- 20W — диапазон температур применения смазки -15…-10°С.
Параметры высокотемпературной вязкости:
- 30 — диапазон температур применения смазки +20…+25 °С;
- 40 – диапазон температур применения смазки +35…+40 °С;
- 50 – диапазон температур применения смазки +45…+50 °С;
- 60 – диапазон температур применения смазки +50°С и выше.
Обратите внимание на маркировку: если цифра маленькая, смазка жидкая. Если число большое, масло имеет большую плотность. Например, смазка 10W-30 пригодна для использования зимой в диапазоне температур от -20…-25°С, а летом — до +20-25°С.
Смазочные материалы классифицируются по стандарту API (Американский институт нефти). За аббревиатурой API следуют 2 буквы, например, SJ или CF. Первый из них указывает на тип двигателя: S — бензиновый двигатель, C — дизельный. Вторая буква определяет, для каких двигателей внутреннего сгорания предназначено масло: современных, старых, турбированных или нет. Например, маркировка API SJ/CF означает, что смазку можно использовать на бензиновых и дизельных двигателях этой категории.
Далее рассмотрим обозначения API для бензиновых двигателей:
- SC — для автомобилей, выпущенных до 1964 г.;
- SD — для автомобилей выпуска с 1964 по 1968 гг.;
- SE — для автомобилей выпуска с 1969 по 1972 гг.;
- СФ – для автомобилей выпуска с 1973 по 1988 гг.;
- СГ – для автомобилей выпуска с 1989 по 1994 год, подходит для повышенной нагрузки на ДВС;
- SH – для автомобилей выпуска с 1995 по 1996 год, подходит для повышенной нагрузки на ДВС;
- SJ – для автомобилей выпуска с 1997 по 2000 год, повышенные энергосберегающие характеристики;
- SL – для автомобилей, выпущенных с 2001 по 2003 год, увеличен срок службы;
- SM — для машин выпуска с 2004 года, SL + стойкость к окислению.
Если планируется смена типа смазки, по стандарту API нужно двигаться «по нарастающей», при этом смена класса должна производиться на 2 пункта. Например, если вы раньше использовали SH, теперь вы можете заполнить SJ. Смазочные материалы более высокого качества обычно содержат присадки из масла более низкого качества. Но не рекомендуется заливать SL вместо SD (для старых автомобилей) (для новых автомобилей). Такая смазка будет иметь агрессивные свойства.
Рассмотрим маркировку API для дизельных моторных масел:
- CB — автомобили, выпущенные до 1961 года, топливо содержит высокий процент серы;
- СС — автомобили выпуска до 1983 года, повышенные нагрузки на ДВС;
- CD — автомобили, выпущенные до 1990 года, топливо содержит большой процент серы, повышенная нагрузка на ДВС;
- CE – автомобили, выпущенные до 1990 года, двигатель с турбонаддувом;
- CF – автомобили выпуска с 1990 года, двигатель с турбонаддувом;
- CG-4 — автомобили выпуска с 1994 года, двигатель с турбонаддувом;
- CH-4 – автомобили, выпускаемые с 1998 года, под высокие стандарты токсичности США;
- CI-4 — новые автомобили, турбированный двигатель, клапан EGR;
- CI-4 plus — новые автомобили, двигатель с турбонаддувом, высокие стандарты токсичности США.
Технические характеристики согласно ACEA
ACEA расшифровывается как Association des Constructeurs Europeens de l’Automobile (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Он разрабатывает спецификации моторных масел на основе самых строгих европейских процедур испытаний. Таким образом, спецификации ACEA представляют собой наибольший общий знаменатель требований европейских автопроизводителей к моторным маслам. Эти спецификации разделены на последовательности A, B и C. Последовательность E существует исключительно для грузовых автомобилей. Они дополняются цифрами и дополнительно дифференцируются.
Последовательность А — описывает требования к бензиновым двигателям легковых автомобилей. Последовательность B — описывает требования к дизельным двигателям легковых автомобилей, фургонов и пикапов. Последовательность C — автомобили, оборудованные современными системами нейтрализации отработавших газов (такими как сажевые фильтры), требуют специальных моторных масел для предотвращения засорения сажевых фильтров. В зависимости от допустимой доли золообразующих веществ – сульфатной золы, фосфора и серы подходящие масла делятся на масла Low SAPS и Mid SAPS и классифицируются по спецификации ACEA C. Последовательность Е — описывает требования к дизельным двигателям грузовых автомобилей.
Моторные масла для легковых автомобилей всегда указываются как комбинация бензиновых и дизельных двигателей (например, ACEA A3/B4). Цифра после буквы описывает разницу в характеристиках моторного масла. В таблице ниже мы собрали для вас все еще действующие спецификации ACEA.
Последовательность ACEA | Объем/требования |
А3/В3 | Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, меньшие потери на испарение, высокая чистота штампа и стойкость к окислению, долговечность до 2023 г |
А3/В4 | Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, соответствует требованиям для дизельных двигателей с непосредственным впрыском |
А5/В5 | Вязкость HTHS 2,9-3,5 мПа·с, остальные стандарты соответствуют A3/B4 |
А7/В7 | High SAPS с низкоскоростным ранним зажиганием и защитой от износа для бензиновых двигателей с турбонаддувом и прямым впрыском и защитой от отложений в компрессоре турбонагнетателя (TCCD) для современных дизельных двигателей с непосредственным впрыском |
С1 | Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 2,9 мПа·с, действует до 2023 г |
С2 | Средний SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,9 мПа·с |
С3 | Средний SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с |
С4 | Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с |
С5 | Средний SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,6 < 2,9 мПа с |
С6 | Обеспечивает защиту от возгорания и низкоскоростного износа для бензиновых двигателей с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, а также защиту от отложений в турбокомпрессорах дизельных двигателей (TCCD) для класса low SAPS, совместим с каталитическими нейтрализаторами и системами доочистки GPF/DPF |
Е4 | Основано на MB 228.5, увеличенные интервалы замены масла, подходит для двигателей EURO III |
Е6 | Рекомендуется для двигателей EGR и SCR NOX с сажевым фильтром в сочетании с бессернистым топливом с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, действует до 2022 г |
Е7 | Рекомендуется для двигателей EGR и двигателей SCR NOX без сажевого фильтра, содержание сульфатной золы ≤ 2% |
Е8 | Заменяет ACEA E6, UHPD (Ultra High Performance Diesel), Low SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с |
Е9 | Рекомендуется для различных двигателей EGR и SCR NOX с/без сажевого фильтра в сочетании с бессернистым топливом с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, срок годности до 2022 г |
Е11 | Заменяет ACEA E9, SHPD (Super High Performance Diesel), Mid SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с |
Требования, предъявляемые к моторным маслам
Чтобы правильно выбрать моторное масло, нужно знать, что масло должно обладать двумя, в принципе, противоположными свойствами:
Проникать в систему тончайшими каналами при любой температуре, в том числе и зимой, после «ночной» стоянки в «минус» 30 или 40, когда все «жидкое» имеет свойство превращаться в гуталин. Наличие масла в двигателе при холодном пуске имеет существенное значение, так как после длительной остановки оно имеет тенденцию к полному сливу и вероятно появление разрушительного растрескивания, если двигатель прокручивается «всухую».
Прилипнуть к металлической поверхности.
В отличие от способности плавать, сохранение этого свойства особенно важно при сверхвысоких температурах при пиковых нагрузках на двигатель, который эксплуатируется в летнюю жару. Нагретое до предела масло стремится перейти в наиболее жидкую и гладкую парообразную форму, теряя способность оставаться на поверхности трущихся деталей в виде микропленки.
Для выполнения первой характеристики масло должно быть максимально текучим, а для выполнения второй – максимально густым. Решение проблемы заключается либо в использовании разных по свойствам «зимних» и «летних» масел, либо в применении загущающих присадок – модификаторов вязкости. Именно они позволили ввести составы на весь сезон. Суть их действия заключается в том, что они «не работают» при низких температурах, сохраняя начальную степень текучести масла, но загущая ее при повышении температуры, что обеспечивает желанный компромисс.
Если подсчитать все требования к моторным маслам, то цифра превысит пятьдесят. Правда, многие требования продиктованы соображениями экологического характера и не являются определяющими для долговечности двигателя. Основных видов всего шесть:
• Масло должно обладать высокими смазывающими свойствами и, таким образом, обеспечивать максимальное снижение трения и износа.
• Важной функцией масла является его способность очищать двигатель от продуктов износа, отложений и других нерастворимых в масле частиц. Для этого в масло вводят специальные присадки, которые обволакивают частицы грязи и не дают им слипаться в крупные комки. Загрязнения взвешены в масле, что позволяет им беспрепятственно попадать в фильтр и оседать на фильтрующем элементе.
• Внутри двигателя всегда присутствует водяной пар, который конденсируется на металлических поверхностях и вызывает коррозию. Защита от коррозии – еще одна важная функция масла.
• Из-за содержания серы в топливе при сгорании образуется кислота. Моторное масло также отвечает за нейтрализацию этой кислоты;
• Многие детали двигателя подвергаются высоким термическим нагрузкам. Они защищены от перегрева маслом, которое в данном случае выступает в роли теплоносителя;
• Масло должно закрыть зазор между поверхностями цилиндров и поршней. Остановка двигателя сразу после активного пробега вызывает быстрое увеличение тепловой нагрузки на основные детали силового агрегата.
После остановки двигателя циркуляция охлаждающей жидкости через полости в рубашке охлаждения прекращается. В результате нарушается отвод тепла от горячих поршней, клапанов и головок цилиндров и температура становится выше, чем при продолжающемся вращении двигателя. Такой перегрев, пусть и кратковременный, но повторяющийся несколько раз подряд, может вызвать прожоги поршневых колец, деформацию ГБЦ и прогорание прокладки. Чтобы детали двигателя нормально остыли, после остановки автомобиля дайте двигателю поработать полминуты на холостом ходу.
3 основных типа моторных масел
Все смазки для двигателей внутреннего сгорания делятся на 3 типа:
- минеральная;
- синтетический;
- полусинтетика.
Смазочные материалы на минеральной основе производятся из нефти, которая проходит процесс очистки, а также дистилляции.
Масла этого типа могут быть керосиновыми и нефтяными. Различия между ними заключаются в структуре углеводородов в составе. Профессионалы рекомендуют выбирать парафиновые смазки, так как они имеют оптимальные температурные параметры и вязкость. А вот масла на минеральной основе используются редко, так как содержат много присадок. В результате их смазывающие свойства теряются через короткий промежуток времени. Многие автолюбители используют такие масла для мягкой промывки двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, минералка подходит для автомобилей 1990 года выпуска и ранее.
Смазочные материалы на синтетической основе производятся по технологии синтеза химических соединений. Благодаря такому подходу масло приобретает необходимые свойства. Важнейшими свойствами таких масел для двигателя являются предельная термическая и химическая стабильность. Поэтому, если в двигатель залить «синтетику», он будет надежно защищен.
В чем преимущества синтетической смазки по сравнению с минеральной:
- Поскольку масло жидкое, трение уменьшается. В результате автомобиль расходует меньше топлива, увеличивается мощность двигателя внутреннего сгорания.
- Благодаря высокой температуре испарения синтетическое масло сохраняет свои характеристики даже после перегрева.
- «Синтетика» имеет низкую температуру насоса, поэтому двигатель будет работать без перегрузок даже в морозы.
- Эта смазка химически стабильна на протяжении всего периода использования.
Однако у синтетических масел есть один недостаток – они достаточно дороги.
Полусинтетическая смазка имеет оптимальное соотношение цены и качества. Именно это масло предпочитает большинство автомобилистов. «Полусинтетику» производят следующим образом: смешивают синтетическую основу и качественное минеральное масло. В результате стоимость полусинтетических смазок получается бюджетной, а свойства таких масел для двигателя лучше, чем у минеральной воды».
Состав моторного масла
Моторное масло состоит из четырех основных компонентов:
- Базовая основа (синтетика, минералка, полусинтетика).
- Функциональный пакет присадок.
- Загуститель (улучшает вязкостно-температурные свойства).
- Депрессант (понижает температуру застывания).
В свою очередь, присадки, используемые в масле, можно разделить на несколько основных групп, различающихся по своему назначению.
Функции | Тип добавок |
Масляная защита (явления в объеме, например при застаивании масла в картере) | Пеногаситель Антиоксиданты |
Изменение «поведения масла» при разных температурах | Вязкий/вязкий Депрессивный |
Защита поверхности (поверхностные явления, такие как масляная пленка) | Противоизносный Моющие средства Ингибиторы коррозии Рассеивание |
Группы моторных масел и области их применения
В предлагаемой таблице представлена классификация масел в зависимости от области их использования:
Группа масел по ГОСТ | Группа масла по API | Область использования |
ОДИН | СБ | Нефорсированные двигатели (бензиновые, дизельные) |
Б1 | СК | Слегка форсированные бензиновые двигатели |
Би 2 | О | Маломощные дизельные двигатели |
В 1 | SD | Двигатели средней мощности, работающие на бензине |
В 2 | ЦБ | Дизельные двигатели средней мощности |
G1 | ВИДЕТЬ | Высокооборотные двигатели, работающие на бензине и работающие в тяжелых условиях |
G2 | CC | Высокопроизводительные дизельные двигатели (без наддува, со средним наддувом) |
Д1 | СФ | Форсированные бензиновые двигатели, работающие в еще более тяжелых условиях, чем для группы G |
Д 2 | CD | Высокопроизводительные дизельные двигатели (с наддувом) |
Е1 | СГ | Высокооборотные бензиновые двигатели, работающие в еще более тяжелых условиях, чем для группы D |
Е2 | CF-4 | Форсированные дизели, работающие в еще более жестких условиях, чем для группы D |
Классификация базового масла Американским институтом нефти (API).
Всего существует 5 групп (API 1509, Приложение E). Группа IV содержит полностью синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов. Группа V для всех других базовых масел, не включенных в группы с I по IV.
Группа 1. Произведено из сырой нефти
Масла классифицируются как имеющие менее 90% насыщенного молекулярного веса%.
Они содержат много серы > 0,03%.
Диапазон вязкости 80 — 120.
Температурный диапазон для этого масла составляет от 0°C до 65°C.
Базовое масло группы 1 очищается растворителями – это самый простой и дешевый способ очистки.
Поэтому масло из этой группы является самым дешевым базовым маслом на рынке.
Группа 2. Произведено из сырой нефти
Базовое масло группы 2 на 90% состоит из насыщенных молекул.
Они содержат серу < 0,03% и индекс вязкости 80-120.
Молекулы углеводородов в этом масле насыщены, поэтому базовое масло группы 2 обладает лучшими антиоксидантными свойствами, большей прозрачностью.
Это масло сегодня очень распространено на рынке и стоит немногим дороже масла группы 1.
Группа 3. Произведено из сырой нефти
Базовые масла группы 3 состоят более чем на 90% из химически стабильных гидрогенизированных молекул.
Содержание серы < 0,03% и индекс вязкости > 120 единиц. Это масло гораздо более очищено, чем базовые масла группы 2, благодаря процессу гидрокрекинга.
Этот длительный процесс был специально разработан для получения максимально чистого базового масла из нефти.
Группа 4. Полностью синтетические
Это полиальфаолефиновое (ПАО) базовое масло).
Производится синтезом.
Оно имеет более широкий диапазон рабочих температур, чем масла группы 1-3, и подходит для использования в экстремально холодных условиях и при высоких температурах.
Группа 5 Полностью синтетические
Базовое масло группы 5 — это любое другое базовое масло, включая силикон, сложные эфиры фосфорной кислоты, полиалкиленгликоль (ПАГ), сложные полиэфиры, биосмазочные материалы и т д
Это базовое масло используется в сочетании с другим базовым маслом для улучшения смазывающих свойств.
Сложные эфиры используются в качестве присадок к базовому маслу для улучшения свойств базового масла.
Смесь эфирных масел с полиальфаолефинами (ПАО) работает при более высоких температурах, обеспечивает лучшую очищающую способность и более длительный срок службы.
Классификация моторных масел API появилась в 1947 году по инициативе Американского института нефти (American Petroleum Institute).
Классификация смазочных материалов проводилась по уровню их функциональных свойств, вводились новые стандарты в соответствии с требованиями американского автомобильного рынка.
API совместно с SAE разработали эту классификацию, разделив различные категории масел с 1947 года по настоящее время в соответствии с их характеристиками и типами двигателей.
Количество категорий не ограничено, и Институт API вводит новые категории каждый раз, когда автомобильный рынок предъявляет новые требования к моторным маслам.
Легенда:
- первая буква указывает на использование смазочных материалов:
— масла для бензиновых двигателей обозначаются буквой S- масла для дизельных двигателей — буква С. - вторая буква указывает на уровень свойств моторного масла.
HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л
НС — синтетическое моторное масло на комплексной основе Suprotec Comfort 5W-30 4л