Несоблюдение спецификаций может привести к выходу из строя ДВС из-за утечки и смешения рабочих жидкостей. Это приводит к нарушению герметичности прокладки или самой головки блока.
- Чем опасен неправильный момент затяжки
- Порядок затяжки ГБЦ д 240
- Как контролировать момент затяжки
- Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
- Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
- Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?
- Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
- Что собой представляет ГБЦ
- Применяемый инструментарий
- Щелчковый ключ
- Стрелочный ключ
- Цифровой ключ
- Иные приспособления
- Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ
- Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров
- Регулировка момента затяжки болтов ГБЦ
- Затяжка болтов ГБЦ на дизеле и бензиновом моторе
- Может ли человек чувствовать момент затяжки.
- Общие правила выполнения работ, используемые методы
- Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа
- Как выкрутить болт ГБЦ с сорванными краями из блока цилиндров
- Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров
- Таблица моментов затяжки резьбовых соединений
- Особенности выполнения работ на примере некоторых авто
- ВАЗ-2112 16 клапанов
- ВАЗ-2107
- «Самара», 10-е семейство, Приора
- «Волга»
- Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.
- Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.
- Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.
- Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.
- Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.
- Момент затяжки гбц ГАЗ-53.
- Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
- Какое усилие нужно прикладывать
- Общие правила затяжки креплений головки блока
- Как сделать динамометрический ключ своими руками
- Единицы измерения прилагаемого усилия
- Таблица моментов затяжки резьбовых соединений
- Основные рекомендации
- Момент затяжки болтов (усилие)
- Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
- Правильный порядок затяжки
- Некоторые нюансы
- Ошибки при монтаже головки
Чем опасен неправильный момент затяжки
При неправильном моменте затяжки головки блока цилиндров прокладка головки будет сжиматься неравномерно: недогруженный болт не протолкнет ее с достаточным усилием, а перетянутый вытянется и ослабит захват. Головка будет деформироваться, прогибаться, в результате прокладка потечет.
Деформация головки блока цилиндров.
Чаще всего охлаждающая жидкость уходит в масло. Нарушение условий смазки приводит к выходу из строя втулок и шеек коленчатого вала, а недостаток охлаждающей жидкости — к перегреву и дальнейшей деформации ГБЦ. Выхлопные газы и масло вырываются в воду реже, но и последствия плачевны.
Затяжка болтов в сочетании с сильным перегревом может привести к трещине в головке блока цилиндров.
Порядок затяжки ГБЦ д 240
Последовательность затяжки указывает порядок, в котором следует затягивать каждый болт головки цилиндров, представленный в виде следующей диаграммы
Как контролировать момент затяжки
С каким усилием затягивать ГБЦ прописано в ремонтной документации. Там же есть схема затяжки болтов ГБЦ и описание процесса. Для затягивания используйте динамометрический ключ и угловой ключ.
Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Динамометрические ключи бывают:
- посещаемость;
- с щелчком;
- комбинированный;
- в электронном виде.
Клавиша шкалы (указатель.
Динамометрические ключи различаются по размеру и досягаемости:
- Стрелка, или шкала, представляет собой квадрат под головкой, с гибким упругим рычагом — это чувствительный элемент ключа. На нем закреплена шкала, к которой параллельно рычагу из квадрата присоединена неподвижная стрелка. При затягивании рычаг прогибается, а вместе с ним вращается шкала относительно стрелки. При определенном крутящем моменте на болтах ГБЦ затяжка прекращается. Шкала такого прибора может быть размещена на циферблате
- Щелчковый ключ чаще всего используется для затягивания головки блока цилиндров. Инструмент считается профессиональным и более точным, чем весы. Кроме того, он более компактен, и позволяет работать в труднодоступных местах, не заглядывая в масштабы. Требуемый момент затяжки может быть точно установлен заранее. При его достижении ключ щелкнет — это означает, что работу необходимо остановить.
- Комбинированный ключ встречается очень редко. Помимо шкалы на нем есть специальный зуб, который при достижении установленного крутящего момента ломает стопор и щелкает. Инструмент позволяет точно поддерживать параметр затяжки, а также наблюдать динамику изменения момента затяжки.
- Электронные динамометры в этих работах используются редко, хотя и обладают высокой точностью.
Момент затяжки болтов головки блока цилиндров пропорционален углу поворота в идеальных условиях. Однако сопротивление болта непостоянно: шероховатость резьбы, температура, смазка, проникновение случайной взвеси — все это влияет на показания. Наша задача — придать болту необходимый предварительный натяг, немного растянуть его в зоне упругой деформации.
Угловой ключ нечувствителен к сопротивлению и поэтому более точен. Они часто затягивают головку блока цилиндров на заключительном этапе. При отсутствии углового ключа застежки поворачивают с помощью засечек маркером или мелом и подсчитывают количество граней. Этот метод примитивен, но обеспечивает необходимую точность и используется профессионалами.
Динамометрические ключи — это не слесарный, а измерительный инструмент. Они не предназначены для того, чтобы постоянно работать трещоткой, а тем более колоть орехи.
Мнение экспертаЗадать вопрос Чтобы понять назначение инструмента, важно правильно им пользоваться. Проходил обучение среди слесарей по обслуживанию газовых электростанций на Крайнем Севере. Мужчины были трудолюбивы и неумелы. Практически продемонстрировано, как использовать динамометрический ключ со щелчком.
Все тренировались, чтобы установить момент. Объяснил, что как только щелкнет ключ, так и все — затяжка окончена. Ушел на работу. Нужно было тянуть всего 5 кгс.м. Я прохожу мимо одного, а он упирается ногой в раму и гаечным ключом затягивает эту гайку.
Я спрашиваю, зачем ты это делаешь, и он говорит: «Все в порядке. Подтянул пятерку динамометром и потом просто придавил, для надежности. Нет нужды в лучшем. Надо — так и должно быть.
Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
Если открыть руководство по ремонту двигателя, то в нем будут указаны стандартные моменты затяжки для различных соединений, но не такие критичные. Для таких операций, как затяжка болтов головки блока цилиндров или шатунных болтов, изготовитель отдельно указывает момент затяжки.
Размеры крепежа могут сильно отличаться от табличных данных для крепежа общего назначения.
Если можно рассчитать правильный окончательный момент затяжки, то где взять данные о промежуточных стадиях, рекомендации по нагреву, выдержке, смазке? При использовании угловой затяжки эта проблема полностью теряет свою актуальность.
Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?
Ручка под ключ – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, значения вычисляются в пропорциях.
Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении крутящего момента):
- рычаг 1 м, крутящий момент 10 Нм, усилие 1 кг;
- рычаг 0,5 м, крутящий момент 10 Нм, усилие 2 кг;
- рычаг 33 см (уже комфортно работать), крутящий момент 10 Нм, усилие 3 кг.
Для производства нужно:
- ручка для работы с торцевыми головками под угольник (для большей универсальности — с удлинителем).
- зажим для крепления точки измерения силы.
- измерительный прибор: можно использовать обычные весы типа «баллей» или «кантор». Оптимальный диапазон измерения от 100 грамм до 50 кг.
Отмерив необходимую длину от центра вращения, прикрепляем хомут к рычагу.
Устройство готово через 15 минут. Можно наметить несколько точек крепления хомута в зависимости от измеряемого крутящего момента.
Если вы не хотите делать отдельный инструмент своими руками, используйте стандартный набор ключей (с одной стороны открытый конец, с другой кольцо). Принцип работы точно такой же.
Для каждого ключа (поскольку они имеют разную длину) заранее составляем таблицу расчета. Вы можете использовать готовое приложение для смартфона:
Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора) и видим готовый результат в ньютонах на метр.
Вывод: Имея под рукой стальной двор стоимостью 300 — 500 руб. (он есть почти в каждом доме), можно сэкономить на покупке заводского динамометрического ключа: цена около 2000 — 3000 руб.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) играет чрезвычайно важную роль в двигателе. В нем находится газораспределительный механизм, отвечающий за последовательность впрыска топлива и выхлопных газов.
Головка блока цилиндров находится под постоянным воздействием высокого давления газа и высокой температуры. Головка блока цилиндров крепится болтами, болтами и гайками, к правильной затяжке которых предъявляются повышенные требования.
Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
Болты ГБЦ затягиваются при всех работах, связанных с установкой этой детали. Чаще всего это замена прокладки ГБЦ. Ремонт самой головки, замена поршневых колец и многое другое также вызывает необходимость в сборке/разборке головки.
Сломанный болт головки блока цилиндров можно заменить, не снимая головку.
График технического обслуживания может предусматривать обрыв болтов крепления головки блока цилиндров. Эта процедура относится больше к более старым технологиям, но все же применяется в случае растяжения болтов, усадки прокладки или деформации самой головки.
Если прокладка вдруг немного подтекала, можно попробовать ее подтянуть, но в большинстве случаев, к сожалению, это не помогает.
Что собой представляет ГБЦ
Для того чтобы производить какие-либо манипуляции с этим узлом, необходимо понимать назначение и принцип работы устройства. Головка блока цилиндров рассматриваемой нами модели ВАЗ-2112 изготавливается двух вариантов: чугунная, алюминиевая. На самом деле, если говорить сухо, это крышка двигателя.
Один из важнейших узлов автомобиля, который отвечает за:
- сгорание бензина в двигателе;
- удаление выхлопных газов в процессе сгорания.
Второстепенные функции, выполняемые головкой блока цилиндров:
- функциональный вариант осуществляется за счет работы опорных дисков, втулок клапанов и других деталей, расположенных в головке;
- благодаря отверстию в нем установлены натяжитель цепи и распределитель шкивов.
Аббревиатура ГБЦ чаще используется в терминологии автомобильных компонентов, так как не всегда есть время произносить длинные и сложные названия. Но понятно, что нужно знать все расшифровки. Особенно, если есть ДВС (ДВС) и ГБЦ (ГБЦ).
Поэтому момент затяжки нужно выставлять всегда, и не небрежно, а правильно, иначе будет нарушена функциональность.
В первую очередь это необходимо для исключения скопления влаги в местах стыка составных частей блока и местах их соединения. Благодаря этой защите конденсат собирается на специальной плоскости для утечки жидкости из двигателя.
Применяемый инструментарий
Из оборудования вам понадобится динамометрический ключ с калибровкой усилия под конкретный автомобиль (на разных машинах момент затяжки креплений может существенно различаться), трубная головка нужного размера, подходящего к конкретному типу креплений.
Итак, существует несколько типов динамометрических ключей:
- щелчок;
- посещаемость;
- цифровой;
- другой инвентарь.
Щелчковый ключ
Ключ с защелкой (также концевой или пружинный) применяют для быстрой затяжки резьбовых соединений с заданным крутящим моментом. При достижении нужного усилия срабатывает пружинный механизм внутри ключа, в результате чего раздается щелчок, свидетельствующий о необходимости прекращения затяжки с текущим моментом (усилием). Погрешность такого ключа не превышает 4% (при условии его правильного хранения и использования).
Стрелочный ключ
Стрелочный ключ (динамометрический ключ) представляет собой рычаг со стрелкой и шкалой усилия (или циферблатным индикатором), что делает его наиболее простым в использовании. При использовании такого ключа стрелка указывает текущий момент затяжки при повороте рычага. Из минусов таких ключей стоит отметить достаточно большую погрешность (от 5 до 20%), и со временем сталь теряет эластичность, что делает невозможным ее регулировку.
Цифровой ключ
Цифровой ключ (или цифровой адаптер) — самый точный инструмент в своей категории — погрешность всего 1%. Поэтому такие ключи часто используют при установке «ответственных» резьбовых соединений.
Иные приспособления
Самодельные динамометрические ключи используют, когда под рукой нет других приспособлений – обычно это самодельные механизмы, состоящие из храповика и старых пружинных шкал или современных цифровых. Но погрешность таких устройств значительно выше заводских ключей — это связано с неправильной калибровкой усилия.
Затяжка болтов ГБЦ: момент и порядок затяжки, способы и особенности работ
Очень часто при ремонте или замене головок не учитывают состояние посадочной поверхности. Снаряды, возможно, они и увидят, но не подчеркнут того, что головка изогнута и стоит на «корпусном» блоке, а это влияет на качество притяжения болта ГБЦ. Головка блока в этом случае стоит по краям и приподнята посередине. Сила сжатия центральных болтов используется для ослабления детали, и почти напрасно.
Динамометрический ключ фиксирует требуемый крутящий момент, но силы недостаточно для того, чтобы как следует прижать прокладку. В середине сжимается меньше и срок службы уменьшится, но не катастрофически.
Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров
В руководстве по ремонту всегда приводится схема затяжки болтов ГБЦ. Болты с головками необходимо прижимать от центра к периферии. Это улучшает посадку и снижает первоначальные нагрузки. Правило непоколебимо, но конкретные договоренности различаются. Продвижения от центра могут идти по диагонали, либо попарно (то влево, то вправо). Бывает, что путь через все болты на схеме представляет собой спираль.
Важно не запутаться, когда в ряде случаев крепежные детали имеют разные размеры и, соответственно, разные моменты затяжки:
- На нулевом этапе внимательно прочитайте инструкцию по эксплуатации и следуйте всем спецификациям. Спецификации могут потребовать замены болтов при каждой установке, измерения длины и сравнения с максимально допустимым значением. Некоторые болты разрешено использовать определенное количество раз. При этом каждый раз нужно оставлять удар по голове. Как правило, резьба болтов и торцы шайб смазываются моторным маслом, но возможна и сухая установка.
- Очень важно, и об этом редко пишут в инструкции, удалять любую влагу из отверстий под болты в блоке. Если этого не сделать, то при затяжке болтов ГБЦ они будут упираться в масло и не смогут сразу его вытолкнуть. Динамометрический ключ покажет грамотную затяжку. Позже жидкость все равно выйдет и болт полностью ослабнет.
- Вставьте болты, смазанные тонким слоем моторного масла, в отверстия и затяните от руки. Лучше крутить ручным инструментом (например, пяльцами), чтобы вовремя узнать, если с нитью что-то не так. Мы хватаемся за голову, пока она не будет зафиксирована.
- Отрегулируйте динамометрический ключ и затяните головку блока цилиндров в соответствии с первым шагом. При работе правой рукой держите инструмент левой по оси вращения во избежание перекосов, снижающих точность затяжки. Просто крути. Движение инструмента должно быть плавным, без рывков. Затем переходим к следующим шагам.
Порядок снятия головки блока цилиндров такой же, как и при ее установке.
Порядок раскручивания крепежного устройства обратный затягиванию. Не разбирайте узел хаотично, расслабляйте конструкцию постепенно, от периферии к центру.
Регулировка момента затяжки болтов ГБЦ
Многие автолюбители сомневаются в правильной затяжке ГБЦ. Говорят: «ремонтировал в поле, какие там динамометры». Можно исправить: термины подгонка, подгонка не подходят. Натяжение не регулируется, крепления звеньев не крутятся в разные стороны, как медиатор, затянуты правильно. Изменение крутящего момента происходит только в сторону увеличения.
Если вы не хотите разбирать головку, но она прикипела для проверки затяжки, то неплохо ослабить болты ГБЦ и затянуть дальше по инструкции.
Например, последовательность затяжки следующая:
- Момент сжатия 8 кгс·м.
- Регулировка угловым ключом на 90°.
- Регулировка угловым ключом на 90°.
Так и будет, но никто не знает, сколько времени это займет. Постепенно откручивайте болты, пока крутящий момент не станет меньше 8 кгс.м. Отрегулируйте затяжку до 8. Сожмите все болты на 90°. И еще одна головка блока цилиндров под углом 90°. Крепеж старый и некоторые болты могут треснуть или края оторвутся. Выложим чуть позже.
Затяжка болтов ГБЦ на дизеле и бензиновом моторе
Затяжка ГБЦ на дизеле производится так же, как и на двигателе с принудительным зажиганием. На дизелях часто можно встретить чугунную головку, которую иногда по инструкции подвергают горячей штамповке. Но это не должно вас беспокоить: просто откройте руководство и следуйте шаг за шагом.
Дизельный двигатель очень требователен, поэтому все технические требования, такие как последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, момент затяжки, должны соблюдаться особенно тщательно.
Может ли человек чувствовать момент затяжки.
С опытом обязательно приходит способность чувствовать силу затяжки. Малые моменты можно научиться определять практически точно, но с увеличением нагрузки делать это становится все труднее.
Протяжка ГБЦ ЯМЗ 236.
Навык очень полезный. Динамометрический ключ – это техническое устройство, которое может выйти из строя. Мышечная память поможет нам держать инструмент под контролем и не сломать крепеж.
Общие правила выполнения работ, используемые методы
Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при установке головки блока:
- Болты крепления головки блока цилиндров должны быть затянуты равномерно, рывки не допускаются. Так как на последних подходах прижимная сила значительна, удлинение плеча ключа трубкой позволяет упростить процедуру и обеспечить плавную и регулярную затяжку;
- Перед завинчиванием резьбу крепления необходимо смазать моторным маслом. Но не следует заливать смазку в отверстия под болты (особенно это касается «глухих» отверстий), так как она не позволит в дальнейшем полностью затянуть крепеж.
- Перед установкой болтов внимательно осмотрите состояние проводов на них. На петлях не должно быть грязи или посторонних предметов.
- важно внимательно следить за моментом затяжки. Для этих целей используется специальный инструмент – динамометрический ключ. Не рекомендуется выполнять эту операцию с обычными ключами;
Хотя у каждого двигателя свои характеристики зажима головки, общая технология этой операции одинакова. Обычно для затягивания крепежа используются два метода:
- В разных подходах доводят прижимную силу до необходимого значения;
- Затяните крепеж с определенным усилием (в один или несколько подходов), затем поверните болты на определенный угол.
Способ затяжки выбирают в зависимости от типа болта.
Первый способ используется с помощью вытяжных болтов (сейчас не используются, но можно найти на старых автомобилях). Однако этот тип крепления часто требует подтяжки через определенный период работы двигателя для компенсации усадки прокладки ГБЦ. Но такие крепления можно использовать повторно и не один раз.
Второй способ затяжки блока актуален для большинства современных автомобилей. И все за счет использования натяжных болтов (так называемый тип TTY).
За счет упругой деформации такие крепежи способны компенсировать тепловое расширение головки и усадку прокладки, но для этого их необходимо привести в деформационный режим (фактически лишь немного растянуть). Для этого два раза поверните болты на определенный угол. На некоторых автомобилях этот угол составляет 45 градусов, на других — 90 градусов.
Однако после приведения элементов в режим упругого деформирования они уже не могут вернуться в исходное состояние, поэтому повторное использование не допускается из-за высокой вероятности разрушения.
Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа
Цена профессионального инструмента с приемлемой точностью достигает 200 долларов, что недоступно простому обывателю. Однако Physics предоставляет пользователям право самостоятельно изготовить «подобие» этого инструмента за умеренную плату.
Для этого вам нужно:
- стандартный ключ;
- рычаг (труба или другой предмет);
- измерительная лента или линейка;
- стандартные шкалы (ребра).
Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, нужно вспомнить немного физики. Момент затяжки – это усилие, прикладываемое к рычагу калибра (кгс.м). Поэтому необходимо измерить длину ключа и разделить 1 на полученное число. Далее результат умножается на момент затяжки, и ответом будет нужный показатель веса.
Например, можно смоделировать ситуацию:
- гайка с требуемым усилием 3 кгс*м;
- рожковый ключ длиной 25 см;
- веса до 20 кг.
Таким образом, если к ключу прикреплена шкала, необходимо тянуть крюк с усилием 12 кг. Если необходимо затянуть болт с маркировкой Ньютона, усилие здесь также рассчитывается с использованием стандартных соотношений.
Как выкрутить болт ГБЦ с сорванными краями из блока цилиндров
Для начала попробуйте открутить болт без использования режущего инструмента. Стружка и металлическая пыль, не говоря уже об абразиве, попадание в двигатель не сулит ничего хорошего:
- Головка болта должна быть нарезана в осевом направлении через латунную прокладку. Это значительно ослабит прочность соединения.
- Попробуйте запустить подходящий инструмент внутри или снаружи головки болта. Дюймовая, метрическая, не имеет значения. Лишь бы сохранить. Выключать.
- Есть такой инструмент — гайкорез. Кольцо, в которое заходит режущий зуб.Если размеры позволяют, надеваем его на головку болта, нажимаем на зуб и пытаемся его выкрутить.
- Можно приварить новую гайку.
- Если у вас есть способности, используйте долото. Сначала стамеской, которая острее, проткните головку застежки. Теперь установите на этот край тупой инструмент и резко отверните его. Метод требует навыков, но он очень эффективен.
Если предыдущие варианты не сработали, выпилите прорезь ножовкой или болгаркой и срежьте головку (будьте осторожны, чтобы не повредить посадочную поверхность). Отверните оставшиеся болты и снимите головку блока. Ставки высоки — все в ваших руках. Шпилька, шведы, крокодилы вполне уместны.
Если пришлось сверлить, после прохождения отверстия дрелью используйте экструдер – это конический инструмент с левой резьбой и крутым подъемом в витках, похожий на буравчик. Встраиваясь в сверление, он жестко цепляется за стенки рабочими кромками. Поверните его против часовой стрелки вместе с застрявшим оборудованием. Экструдер гораздо эффективнее вбитого треугольного напильника.
Перед сверлением защитите двигатель от стружки.
Усилие затяжки болтов головки блока цилиндров
Важным фактором является чистота операции. Перед ремонтом необходимо уточнить, на какое количество оборотов рассчитаны болты в конкретной модели двигателя. Некоторые производители автомобилей делают элементы одноразовыми. Аргументирована такая ситуация риском повторного использования – повторное приложение нагрузки болты просто не выдержат.
Кроме того, перед установкой важно удалить всю грязь, жир или пыль с резьбовых каналов и самих винтов. В противном случае мусор может забить дно колодца, что не позволит детали полностью закрутиться.
Таблица моментов затяжки резьбовых соединений
Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:
- КАМАЗ;
- 8 клапанная Дэу Нексия;
- Лада Гранта;
- Хендай Акцент;
- Шевроле Нива;
- Хино Рейнджер;
- УАЗ Патриот;
- Тойота Рав-4.
Эти машины считаются самыми популярными гостями на заправках, поэтому логично составить список именно по силовым агрегатам машин.
Особенности выполнения работ на примере некоторых авто
В доказательство вердикта о том, что каждая силовая установка имеет свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы проведения работ на конкретных моделях.
ВАЗ-2112 16 клапанов
Ряд модификаций ВАЗ-2112 оснащались двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). Для этих двух двигателей, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блока идентична.
В этих узлах используются натяжные болты 93 мм. При этом допускается повторное использование креплений, но при одном условии — если длина не превышает 95 мм (если больше, то их следует заменить). 10 болтов используются для крепления головы.
Подтяжка проводится в три подхода:
- Болты по заказу упаковываются с усилием 2 кг/м;
- Повернуть на 90 град.;
- Последующая затяжка 90 градусов.
Схема чертежа представлена ниже.
Между 2-м и 3-м подходами необходимо сделать 20-минутный перерыв.
Так как в этих двигателях используются стяжные болты, во время эксплуатации автомобиля не требуется дополнительной затяжки.
ВАЗ-2107
На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации силовых агрегатов 8-клапанные.
Головка блока крепится к ним 11 болтами, из них 10 основных, а 1 дополнительный боковой болт (устанавливается на боковой грани).
На этом автомобиле крепления также затягиваются тремя способами:
- 10 основных болтов по заказу затягивают с усилием 3,5-4,0 кг/м;
- Те же болты затягиваются моментом 11,5-12,0 кг/м;
- Вспомогательный затягивается с усилием 3,5-4,0 кг/м.
Дополнительная подтяжка ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107 не требуется.
«Самара», 10-е семейство, Приора
На моделях семейства Самара (2108-21099), а также ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами затяжка осуществляется уже в 4 подхода:
- Затяжка с усилием 2,0 кг/м;
- Растяжка с моментом 7,5-8,5 кг/м;
- поворот на 90 град.;
- Возврат на 90 градусов.
Перерыв между точками 3,4 20 минут.
Что касается ВАЗов «десятого» семейства, которые оснащены 16-клапанными двигателями, то технология их затяжки такая же, как и для ВАЗ-2112 (описано выше).
То же касается и Lada Priora, на 8-клапанных агрегатах используется метод 4-х подходов (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных — 3-х подходов (ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем).
«Волга»
На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на Волгу, согласно технической документации автопроизводителя, затяжка болтов головки блока цилиндров двигателя производится в два подхода:
- Усилием 4,0-6,0 кг/м;
- При крутящем моменте 13,0-14,5 кг/м.
Но многие автовладельцы этого автомобиля отмечают, что данная технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому используют приемы с большим количеством подходов.
Распространенным является перекрестный метод, который проводится в 4 приема и с усилием:
- 4,0-4,3 кг/м;
- 7,5 кг/м;
- 11,0 кг/м;
- 14,3-14,5 кг/м.
Последующая подтяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.
Момент затяжки гбц на двигателях ЗМЗ.
Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжки ГБЦ для этих моделей двигателей имеют разные значения.
Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 402-х двигателях (ГАЗЕЛЬ), модификации двигателей ЗМЗ-4025,4026.
Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 406-х двигателях, модификации ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522.
Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на 405-х и 405 евро3 двигателях, модификации ЗМЗ-40524.
Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) на двигателях ЗМЗ-409.
Момент затяжки гбц ГАЗ-53.
Гайки крепления головки к блоку цилиндров | — | 77-82 |
Таблица №14. Моменты затяжки на головке блока цилиндров (верхней части блока цилиндров) ГАЗ-53.
Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Затяжку резьбового соединения необходимо производить с таким усилием, которое исключает:
- неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей присоединяемых деталей;
- обрыв нити;
- механическое разрушение корпуса затвора;
- подверните края головки гайки или болта;
- разрушение гравировальных дисков.
Любой материал, из которого изготовлен блок (ГБЦ, болты крепления), имеет свою прочность на растяжение. Именно наименьшая прочность на растяжение самого слабого звена в точке крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самым слабым звеном крепления ГБЦ являются болты (болты) и резьба в отверстиях блока.
Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимостью габаритов (диаметра) с габаритами, весом блока и ГБЦ. Понятно, что для разрушения цельного чугунного блока или цельной дюралевой головки требуется гораздо больше усилий, чем для того, чтобы сломать тонкий болт из высокопрочной легированной стали.
Какое усилие нужно прикладывать
Пороговое или предельное значение прочности критических деталей обычно указывается в паспорте двигателя. Там же приведены значения максимальных моментов затяжки болтов ГБЦ. Для осуществления затяжки с необходимым усилием используются специальные динамометрические ключи.
По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:
- Не регулируется с постоянным моментом затяжки. Они используются для затягивания головки блока цилиндров на конвейерных лентах при сборке двигателей. Их преимущества – высокая надежность.
- Регулируемый предел крутящего момента. Это так называемые трещотки с возможностью установки определенного момента затяжки. При достижении этой силы защёлка срабатывает, и дальнейшее притяжение становится невозможным. Насадка с храповым механизмом часто снабжена реверсом. При этом он может не только затягивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещотка поставляется с множеством наборов головок.
- С масштабом и стрелкой. Этим ключом можно затягивать резьбовые соединения с разным усилием. Основные условия: нужно много свободного места и возможность легко следить за масштабом. Входит в набор инструментов механических охранников.
- Цифровой дисплей в компактном устройстве, измеряющий приложенную силу. Очень точный, надежный, простой в использовании инструмент. С его помощью можно затянуть болты головки блока с точностью до сотых Нм прямо на двигателе автомобиля.
- Комбинация регулируемого усилия затяжки с управлением с помощью цифрового или сенсорного дисплея. Такие ключи предохраняют резьбу от приложения чрезмерного усилия затяжки, при этом позволяя контролировать величину крутящего момента с помощью индикаторного устройства.
Общие правила затяжки креплений головки блока
Для головок разных моделей двигателей параметры последовательности и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, применимых ко всем типам двигателей:
- Головка блока затягивается по схеме, разработанной производителем двигателя.
- Момент затяжки болтов или гаек крепления также определяется производителем и отражается в руководстве по эксплуатации данного легкового автомобиля.
- Затяжка осуществляется годным к использованию калиброванным динамометрическим ключом.
- Крепежные болты или болты с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и корпуса болта или болта. Проволока должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
- Болты крепления головки к блоку TTY имеют свои характеристики. Они указывают не крутящий момент, а степень установки. Необходимую информацию можно найти в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
- В глухих отверстиях в блоке под болты ничего быть не должно. Резьбу болта необходимо залить маслом, а в «глухое» гнездо заливать смазку не рекомендуется.
- Перед применением болтов следует провести контрольную проверку их состояния. Если предел текучести не достигается при воздействии на болт крутящим моментом 20 кгм, его необходимо заменить. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться под нагрузкой, это сигнал о том, что болт начал ломаться. Это определенно нужно изменить.
- Прокладку ГБЦ на замену нужно покупать только оригинальную, потому что она не дает усадки.
Как сделать динамометрический ключ своими руками
Чтобы самостоятельно изготовить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырехгранник для головки с воротком, в который встроен динамометр.
Динамометрический ключ легко сделать своими руками
Для работы нужно:
- ожерелье;
- ручной динамометр с ограничением по весу 35–40 кг;
- расширение;
- таблица максимальных усилий для затяжки крепления головки блока цилиндров.
Момент затяжки в таблице указан в Нм (ньютон-метрах), а динамометр измеряет вес в кг. Итак, первое, что нужно сделать, это разобраться с цифрами.
Длина воротника постоянна. Это легко измерить. Если предельное усилие в таблице равно 30 Нм, а длина кривошипа 0,3 м, то сила, показываемая динамометром, должна быть 30:0,3 = 100 Н.
Один кг соответствует 10 ньютонам. Следовательно, устройство должно фиксировать усилие, равное 10 кг.
Чтобы усилие было меньше, нужно увеличить длину воротника. Для этого используйте удлинитель. А дальше все просто. В конце удлинителя сверлим отверстие для верхнего стального крюка. Рисуем нижний конец чешуи до тех пор, пока не будет достигнута нужная мощность.
Единицы измерения прилагаемого усилия
В Европе, СНГ принято использовать Ньютон, умноженный на метр. Универсальный измерительный блок имеется на всех устройствах и динамометрических ключах. В Западной Европе, США и Австралии используются фунты*дюймы.
«Отечественная» единица измерения является более точной, что подтверждает распределение.
Таблица моментов затяжки резьбовых соединений
Среди самых распространенных автомобилей особенно выделяется следующая группа:
- КАМАЗ;
- 8 клапанная Дэу Нексия;
- Лада Гранта;
- Хендай Акцент;
- Шевроле Нива;
- Хино Рейнджер;
- УАЗ Патриот;
- Тойота Рав-4.
Эти машины считаются самыми популярными гостями на заправках, поэтому логично составить список именно по силовым агрегатам машин.
Ниже представлена таблица моментов затяжки болтов ГБЦ самых популярных моделей автомобилей в России.
Двигатель | Тяговый момент Н*м |
GW 491 КС | 20,0 |
УАЗ 409 | 13-14,5 |
3SFE | 49 |
2AZFE | 7,8 |
S2 Дизель | 24,0 |
Дэу Нексия 8 кл | 25,0 |
405 | 40-50 + поворот на 90° |
Дайте все двигатели | 75,0+90° |
WL-T | 9,0+180° |
Камаз 740 | 20,0+180° |
J07C | 21,0+90° |
4AFE | 29,0/60,0 |
Д20ДТ | 85,0 |
5SFE | 49,0+90° |
1МЗФЭ | 18,0+180° |
ЯМЗ 536 | 10,0+180° |
ТагАЗ | 10,0+90° |
Шевроле Нива | 77,0 |
X18XE | 25,0+270° |
1ZZFE | 40,0+90° |
УМЗ 4216 | 11,0+180° |
Основные рекомендации
В первую очередь следует отметить, что такую процедуру можно проводить после ремонта силового агрегата или для проверки величины момента затяжки болтов во время работы двигателя. Если головка блока цилиндров разобрана, следует внимательно осмотреть болты, а также отверстия в блоке цилиндров для установки.
Винты не должны иметь удлинения или деформации резьбовой части. Отверстия в блоке под болты очищаются от остатков моторного масла, жидкостей и других посторонних частиц. Если этого не сделать, возможно повреждение блока цилиндров, при этом затянуть головку блока цилиндров с необходимым усилием не получится.
К работе следует приступать только после ознакомления с рекомендациями производителей транспортных средств по эксплуатации и ремонту. Там водитель найдет всю необходимую информацию для выполнения работ, включая момент затяжки и последовательность затяжки болтов.
Важно! Для двигателей с болтами типа TTY повторное использование запрещено, так как они могут сломаться.
Еще одной особенностью использования таких болтов является их установка под определенным углом. Для этого потребуется специальный ключ с индикатором, показывающим степень наклона..
Момент затяжки болтов (усилие)
Момент затяжки болтов для каждого автомобиля разный (из-за конструктивных особенностей). Для конкретного автомобиля существует таблица моментов затяжки креплений. В следующем разделе рассмотрим усилие креплений ГБЦ на примере головки «ВАЗ.
Таблица: моменты затяжки соединений в зависимости от диаметра резьбы
Номинальный диаметр резьбы | Размер под ключ головки, болта (гайки) и т.д. | Резьба и т д | Классы прочности по ГОСТ 1759–70 | ||||
Болт | |||||||
5,8 | 6,8 | 8,8 | 10,9 | 12,9 | |||
Винт | |||||||
6 | 10 | 1 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,25 | 1,6 |
8 | 12 — 14 | 1,25 | 1,6 | 1,8 | 2,5 | 3,6 | 4.0 |
10 | 14 — 17 | 1,25 | 3.2 | 3,6 | 5.6 | 7,0 | 9,0 |
12 | 17 — 19 | 1,25 | 5.6 | 6.2 | 10,0 | 12,5 | 16,0 |
14 | 19 — 22 | 1,5 | 8,0 | 10,0 | 16,0 | 20,0 | 25,0 |
16 | 22 — 24 | 1,5 | 11,0 | 14,0 | 22,0 | 32,0 | 36,0 |
18 | 24 — 27 | 1,5 | 16,0 | 20,0 | 32,0 | 44,0 | 50,0 |
20 | 27 — 30 | 1,5 | 22,0 | 28,0 | 50,0 | 62,0 | 70,0 |
22 | 30 — 32 | 1,5 | 28,0 | 36,0 | 62,0 | 80,0 | 90,0 |
24 | 32 — 36 | 1,5 | 36,0 | 44,0 | 80,0 | 100,0 | — |
Правильный порядок затяжки
Есть определенная последовательность затяжки болтов, почти на всех автомобилях она одинаковая — от центра головки к краям, крест на крест. Так, например, сначала затягиваются два центральных болта правого и левого ряда, затем два болта слева от центральных, затем два болта справа от центральных, затем два болта слева в обоих рядах и болты справа в обоих рядах завершают порядок.
Важно помнить, что застежки всегда выполняются в три-четыре подхода:
- Первый подход — усилие 3-4 кгс.
- Второе приближение – сила 7 кгс.
- Третий подход – усилие 9 кгс.
- Последний подход – усилие 11,5 – 12 кгс.
Некоторые нюансы
Момент затяжки является одним из основных факторов правильной посадки головки блока. Но на этот критерий влияет не только приложенное усилие, но и сами крепления:
- Общее состояние болтов — новые или бывшие в употреблении;
- Наличие смазки на резьбовой части;
- Состояние потока.
Тип силовой установки (бензиновая, дизельная), как и количество клапанов, на технологию затяжки ГБЦ не влияет. Но это не значит, что усилие затяжки и порядок затяжки для всех двигателей одинаковы, и перед посадкой головки необходимо изучить условия выполнения операции и все ее функции.
Ошибки при монтаже головки
Если при установке головки блока цилиндров не использовать динамометрический ключ, можно ошибиться с усилием, что приведет к неравномерному крутящему моменту. В таких случаях будет избыточное или недостаточное усилие, которое либо деформирует поверхность головки, либо допускает прорыв газа, масла или охлаждающей жидкости. В обоих случаях это имеет серьезные последствия для двигателя.
При соблюдении правил затяжки болтов крепления, а также правильного момента затяжки вы всегда можете рассчитывать на надежную и долговечную работу установленных деталей. Механизм газораспределения в двигателе играет большую роль, поэтому не стоит пренебрегать правилами установки комплектующих.