Масло 5w30 и 5w40 — какое лучше, в чем отличие

Тех.жидкости, смазки

Классификация масел по вязкости была разработана Американским обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers) и в настоящее время принята для использования во всем мире. Маркировка масла по этому стандарту выглядит так: SAE 5W-30, где 5W означает «холодную» вязкость, а 30 – «горячую».

Содержание
  1. Что такое SAE
  2. Зимой и летом
  3. Какое масло заливать?
  4. Сравнение лабораторных анализов 5W-30 и 5W-40
  5. Какая вязкость лучше подходит для зимы
  6. 5W-30 или 5W-40 – что лучше?
  7. Что будет если
  8. Масло для двигателя с пробегом
  9. Допустимо ли смешивать масла
  10. Критерии выбора между 5W-30 и 5W-40
  11. Климат
  12. Состояние мотора
  13. Сравнение лабораторных тестов 5W-30 и 5W-40
  14. ТОП-4 моторных масел 5W-30 и 5W-40
  15. SINTEC ПРЕМИУМ SAE 5W-30 ACEA A3/B4
  16. SINTEC PLATINUM SAE 5W-30 ILSAC GF-5 API SN
  17. SINTEC ПРЕМИУМ SAE 5W-40 ACEA A3/B4
  18. SINTEC PLATINUM SAE 5W-40 API SN/CF
  19. Главное отличие между смазками «5W-40» и «5W-30»
  20. ТОП-4 масел 5W-30 и 5W-40
  21. ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 ACEA C3
  22. РОЛЬФ 3-СИНТЕТИЧЕСКОЕ 5W-30 ACEA C3
  23. Физико-химические характеристики
  24. ROLF GT 5W-30 SN/CF
  25. РОЛЬФ GT 5W-30 SN/CF
  26. Физико-химические характеристики
  27. ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 ACEA A3/B4
  28. РОЛЬФ 3-СИНТЕТИЧЕСКОЕ 5W-40 ACEA A3/B4
  29. Физико-химические характеристики
  30. ROLF GT 5W-40 SN/CF
  31. РОЛЬФ GT 5W-40 API SN/CF
  32. Основные характеристики
  33. Различия между синтетическими и полусинтетическими маслами

Что такое SAE

Мы привели пример всесезонного масла, которых сейчас большинство. Водители с большим стажем могут еще помнить те времена, когда масла делились на зимние и летние. Сейчас они есть, но ими редко пользуются. Например, SAE 5W — смазка только для зимы, а SAE 30 — для лета

Цифры в маркировке обозначают диапазон вязкости и проходят через пятерку: 0, 5, 10, 15 и так далее. Чем меньше первая цифра, тем «жиже» холодное масло и тем легче оно будет прокачиваться по маслосистеме двигателя при холодном пуске. Второе число – это индекс вязкости при высокой температуре. Чем она выше, тем меньше смазка теряет вязкость при нагреве.

Зимой и летом

Чтобы не утомлять непрофессионалов понятиями динамической и кинематической вязкости, обилием непонятных цифр и прочих характеристик, создана таблица применимости моторных масел в зависимости от температуры. Мы будем использовать его, чтобы определить разницу между 5W-30 и 5W-40.

Нижний температурный предел для масел 5W составляет минус 35 градусов. До этого предела смазка сохраняет способность прокачиваться через масляные каналы двигателя. Так что при -30 за бортом исправный двигатель заведется без проблем. Получается, зимой оба масла одинаковые? Почти, но могут быть небольшие отличия. Мы уже говорили, что для класса вязкость может варьироваться в установленных пределах.

Между жидкостями разных производителей могут быть некоторые отличия. Тип основы, используемой в конкретном масле — минеральное, синтетическое или полусинтетическое — также может влиять на низкотемпературные характеристики. А вот свежее качественное масло с вязкостью 5W при -35 градусах не должно оставить двигатель без смазки. Можно предположить, что для зимней эксплуатации оба типа масла одинаковы.

А вот летом предпочтительнее масло 5W-40, имеющее более высокую «горячую» вязкость. Верхняя граница температурного диапазона выше на 5 градусов: +40 против +35 градусов. Здесь также возможны некоторые отличия, о чем мы говорили для зимы, но нормальное, а не поддельное «сороковое» масло надежнее будет смазывать двигатель в теплую погоду.

Какое масло заливать?

Тот, который рекомендован производителем автомобиля. Если оба вида смазок есть в списке разрешенных смазок, то 5W-30 можно использовать в умеренных широтах, а 5W-40 лучше использовать в теплых южных регионах. Если в инструкции к машине указано одно из перечисленных масел, просто залейте его.

Необходимо помнить, что вязкостные характеристики – не единственное условие выбора смазки для двигателя. Не используйте масла класса качества ниже рекомендуемого. Не стоит забывать и о допусках автомобильных компаний.

Но нечего мудрить с вязкостью, надеясь что-то улучшить в двигателе. Это грубая ошибка, которая может привести к самым неприятным последствиям.

Сравнение лабораторных анализов 5W-30 и 5W-40

Разницу между моторными маслами в этих классах вязкости можно наглядно увидеть, ознакомившись с результатами лабораторных испытаний смазочных материалов одного из популярных российских производителей:

  • Кинематическая вязкость при 40°С — 55,98 (5W-30) и 79,21 мм2/с (5W-40).
  • Кинематическая вязкость при 100°С — 10,13 (5W-30) и 13,37 мм2/с (5W-40).
  • Температура застывания составляет -44 °С для обоих типов масел.
  • Температура вспышки — +232°С (5W-30) и +235°С (5W-40).
  • Динамическая вязкость CSS при -30°С — 4040 (5W-30) и 5490 ед. (5W-40).

Какая вязкость лучше подходит для зимы

Масла 5W-30 и 5W-40 мало отличаются по характеристикам при низких температурах. Их текучесть и температура застывания практически одинаковы. Но эти характеристики имеют значение только тогда, когда вы запускаете двигатель и прогреваете его. Затем, когда двигатель достигнет рабочей температуры (выше +100°С), эти масла будут работать по-другому. 5W-30 будет более жидким, толщина масляной пленки будет тоньше, и жидкость начнет быстрее стекать с металлических поверхностей.

Автомобильное масло 5W-40, наоборот, будет гуще, и масляная пленка будет толще. Соответственно, выбор конкретного класса вязкости, как и в предыдущем случае, будет зависеть от типа двигателя и рекомендаций производителя транспортного средства.

5W-30 или 5W-40 – что лучше?

Как я уже говорил выше, эти масла нельзя оценивать с этой точки зрения — это лучше, а это хуже. Ориентируемся на рекомендации производителя двигателя, какая вязкость там указана, ее мы и предпочитаем. Обычно указывается два числа, между которыми можно выбрать менее вязкое для зимы или более вязкое, если это необходимо.

Что еще нужно понимать, повторюсь, SAE не является точным эталоном и позволяет показателям течь в установленных пределах, особенно это заметно на примере низкотемпературных характеристик. Многое зависит от состава масла. Например, синтетика 5W-40 может иметь более низкую температуру замерзания, чем масло другого производителя, изготовленное по другой технологии, но с той же вязкостью по SAE.

В некоторых случаях водители повышают вязкость масла для снижения расхода — это можно сделать, но как временную меру, в итоге все же нужно выяснить, в чем причина повышенного расхода, и морально подготовиться к капитализации на двигатель, если он уже отработал выделенный ресурс пробега.

Что будет если

Использование слишком густого высоковязкого масла может затруднить его поступление к парам трения. В результате двигатель будет испытывать масляное голодание и быстро изнашиваться. Очень жидкая смазка не образует устойчивой пленки в тех же парах трения, что в свою очередь приводит к ускоренному износу наиболее ответственных деталей двигателя.

Винтермалас характеризуется низкой вязкостью. Использование их летом недопустимо – они станут слишком жидкими и не обеспечат защиту двигателя. Густые летние масла при низких температурах еще больше загустеют, и запустить двигатель в мороз будет просто невозможно.

Масло для двигателя с пробегом

Двигатели, имеющие значительную производительность, отличаются от новых двигателей увеличенными зазорами в цилиндропоршневых группах. Масло должно заполнять их полностью, чтобы при движении цилиндров не возникало сухого трения. С этой задачей лучше справляется масло 5W-40, которое при высоких температурах имеет меньшую текучесть и медленнее стекает с поверхностей.

Создает более толстую масляную пленку, что особенно важно для двигателей с большим пробегом более 200-300 тысяч километров. Автомасло 5W-30 в данном случае будет менее предпочтительным. Такая жидкость будет слишком жидкой при рабочих температурах, из-за того, что зазоры между поршнями и стенками цилиндра не будут полностью заполнены смазкой. Это повысит риск локальных разрывов масляной пленки, что приведет к сухому трению и перегреву трущихся деталей двигателя.

Допустимо ли смешивать масла

Бывают случаи, когда из-за неисправности необходимо долить масло, а необходимого типа смазки просто нет в наличии. Многих автовладельцев интересует вопрос, можно ли доливать продукт с другими показателями вязкости. Давай выясним. Важное правило: нельзя смешивать смазки с разными основами, например, минеральной водой и синтетическими веществами.

В исключительных случаях возможен такой вариант, но масла должны быть одного производителя (одной марки). Мы уже рассмотрели, чем смазка с пометкой 5w30 отличается от смазки 5w40. Исходя из этого, можно сделать вывод, что при добавлении масла с более высоким индексом вязкости к продукту с более низким индексом конечная вязкость будет увеличиваться пропорционально соотношению смешиваемых жидкостей и уменьшаться в обратной ситуации.

Если это продукты разных марок, пакет присадок будет разным, поэтому рекомендуется смешивать масла одного производителя. А причина в том, что каждый производитель использует свой уникальный состав присадок. Эти компоненты в смазочных жидкостях разных фирм могут реагировать, и последствия этого трудно предсказать.

Заливка продукта с другими характеристиками вязкости, чем используемый, в любом случае является экстренной мерой и разрешена только для возможности добраться до ближайшего сервисного центра. После смешивания состав необходимо слить и произвести полную замену смазки. Можно ли после этого заливать масло в двигатель без промывки, зависит от используемых продуктов. В некоторых случаях потребуется полная промывка двигателя. Если вам пришлось заливать моторное масло с другими характеристиками по классификации SAE, необходимо заменить и масляный фильтр.

Можно сделать вывод, что масла можно смешивать с минимальным риском при условии, что:

  • оба продукта производятся одним и тем же производителем;
  • масла имеют одинаковую базовую основу.

Критерии выбора между 5W-30 и 5W-40

При выборе между 5W-30 и 5W-40 в первую очередь следует ориентироваться на инструкцию по эксплуатации автомобиля. Там указаны все рекомендуемые составы и индексы, так что если в бумагах указано 5W-30 по SAE, то лучше брать его. Но если для двигателя подходят оба масла, выбор зависит от двух факторов:

Климат

Масло 5W-30 более жидкое, а значит течет быстрее, поэтому немного лучше подходит для работы в зимних условиях, когда соединения, наоборот, уплотняются. Но предпочтительнее использовать его в северных районах нашей страны, где нормальная зимняя температура -30°С, а может доходить и до -40°С.

Впрочем, существенных отличий между ними не слишком много, ведь индекс 5W одинаков. В средней полосе можно лить хоть 30, хоть 40 — зимой разницы не почувствуешь.

Состояние мотора

Масла 5W-40 имеют более высокую вязкость, что оптимально для изношенных двигателей с незакрепленными деталями и большими отверстиями в механизмах. Их рекомендуют для автомобилей с пробегом более 100 000 км.

Масло за счет более плотного состава компенсирует «возрастные» изменения в двигателе, а также будет меньше гореть. Если вы продолжите использовать 5W-30 в старом двигателе, со временем оно может начать просачиваться через разболтавшиеся уплотнения и сильно расходоваться.

Сравнение лабораторных тестов 5W-30 и 5W-40

Для примера возьмем синтетические масла отечественного производителя Лукойл Люкс:

Кинематическая вязкость при 40°C 55,98 79,21
Кинематическая вязкость при 100°C 10.13 13.37
Адская точка -44℃ -44℃
Точка возгорания 232 235
Динамическая вязкость CCS при -30℃ 4040 5490

Из сравнительной таблицы очевидна разница между маслами, которая в принципе будет у всех смазок с обсуждаемой вязкостью, если сравнивать их между собой. Вязкостные свойства при 40 ℃ и при рабочей температуре сильно различаются. Замеров температуры нет. И само собой разумеется, что более густое 5W-40 показало большую динамическую вязкость.

Итак, если вы выбираете масло на зиму и выбор стоит между этими двумя САЕ, то конечно лучше остановиться на 5W-30, но после изучения технических характеристик той марки которую вы выбираете. Только указание SAE не является истиной в последней инстанции, показатели могут варьироваться в допустимых классификациями пределах.

ТОП-4 моторных масел 5W-30 и 5W-40

SINTEC ПРЕМИУМ SAE 5W-30 ACEA A3/B4

Смазочные материалы премиум-класса для бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с турбонаддувом. Они обеспечивают эффективную смазку трущихся пар даже при экстремально низких температурах, защищают двигатель внутреннего сгорания от повышенного износа при холодном пуске.

SINTEC PLATINUM SAE 5W-30 ILSAC GF-5 API SN

Всесезонные моторные масла, разработанные специально для бензиновых агрегатов. Продукция соответствует современным экологическим стандартам и обеспечивает конкретную экономию топлива.

SINTEC ПРЕМИУМ SAE 5W-40 ACEA A3/B4

Высоковязкое моторное масло премиум-класса, подходящее для большинства модификаций дизельных и бензиновых агрегатов. Содержит эффективные присадки для защиты от износа, кавитации и загрязнения двигателя.

SINTEC PLATINUM SAE 5W-40 API SN/CF

Синтетическое моторное масло с импортными присадками, обеспечивающими стабильную работу двигателей во всем диапазоне допустимых температур.

Главное отличие между смазками «5W-40» и «5W-30»

Приведенные выше характеристики достаточно условны. В разных двигателях они могут быть чуть больше или чуть меньше, но общее представление о разнице между нефтепродуктами дают. Основным отличием одной смазки от другой является вязкость. Масло 5W-40 характеризуется пониженной текучестью при высоких температурах, что позволяет использовать продукт в жаркую погоду.

Благодаря тому, что смазка сохраняет свои свойства даже в сложных климатических условиях, пленка, появившаяся на деталях двигателя, намного толще и прочнее, чем у 5W-30. Когда жарко, масло действует как охлаждающая жидкость и предотвращает перегрев двигателя. При этом зимой смазочные материалы ведут себя точно так же, и разница между этими маслами весьма незначительна.

Безусловно, особое внимание следует уделить изучению масла, выпускаемого под той или иной маркой. Каждый производитель формирует специальный пакет присадок, которые в дальнейшем определяют свойства и характеристики продукта. Также важна модель двигателя. Например, более густое масло 5W-40 лучше заливать в агрегаты с большим количеством отверстий, так как образующаяся пленка получается очень толстой. Несколько иначе обстоит дело с маслами 5W-30. Они подходят для более современных двигателей.

ТОП-4 масел 5W-30 и 5W-40

ROLF Lubricants GmbH предлагает синтетические, полусинтетические и минеральные моторные масла для легковых и грузовых автомобилей. В нашем каталоге вы сможете подобрать смазку, которая наилучшим образом подойдет двигателю вашего автомобиля и обеспечит длительную беспроблемную работу силового агрегата.

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 ACEA C3

Это полностью синтетическое моторное масло, предназначенное для обеспечения максимальной защиты современных высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателей, работающих в широком диапазоне условий. Продукт совместим со всеми системами контроля выбросов, включая DPF, TWC, EGR, SCR. При этом обеспечивается повышенная степень защиты в термически напряженных зонах.

РОЛЬФ 3-СИНТЕТИЧЕСКОЕ 5W-30 ACEA C3

Масло препятствует накоплению отложений и образованию лака на внутренних поверхностях двигателя. Жидкость рекомендована для использования в силовых агрегатах автомобилей Daimler, BMW, VW, предъявляющих особые требования к смазочным материалам.

Физико-химические характеристики

Индекс Методы испытаний Фактическая производительность
Класс вязкости САЕ 5W-30
Плотность при 15 °С, г/см3 АСТМ D4052 0,857
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с АСТМ D445 12.2
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с АСТМ D445 71,2
Индекс вязкости АСТМ D2270 169
Динамическая вязкость УГС при минус 30°С, мПа*с АСТМ D4684 5570
Щелочное число, мг КОН/г АСТМ D2896 8,9
Испаряемость при НОАКК, % АСТМ D5800 8,6
Температура вспышки в открытом тигле, °С АСТМ D92 243
Температура застывания, °С АСТМ D97 -40

Представленные характеристики типичны для выпускаемой в настоящее время продукции. В связи с продолжающимися исследованиями и разработками информация в этом документе может измениться.

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Продукт предназначен для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей. Масло относится к категории всесезонных и хорошо подходит для турбированных силовых агрегатов и систем нейтрализации выхлопных газов. Эта полностью синтетическая смазка представляет собой сочетание высококачественных базовых материалов в сочетании с пакетом современных присадок, которые надежно защищают узлы и детали двигателя от износа и увеличивают срок их службы.

РОЛЬФ GT 5W-30 SN/CF

Жидкость предотвращает образование отложений в системе смазки и поддерживает двигатель в чистоте. Буквы SN (по API) в маркировке говорят о том, что продукт совместим с современными системами нейтрализации отработавших газов, CF – способность эффективно подавлять образование нагара на поршнях и коррозию сплавов медных подшипников.

Физико-химические характеристики

Индекс Методы испытаний Фактическая производительность
Класс вязкости САЕ 5W-30
Плотность при 15 °С, г/см3 АСТМ D4052 0,853
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с АСТМ D445 12.10
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с АСТМ D445 77,74
Индекс вязкости АСТМ D2270 170
Динамическая вязкость УГС при минус 30°С, мПа*с АСТМ D5293 5980
Щелочное число, мг КОН/г АСТМ D2896 6,5
Испаряемость при НОАКК, % АСТМ D5800 9,6
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не менее АСТМ D92 235
Температура застывания, °С АСТМ D97 -40

Представленные характеристики типичны для выпускаемой в настоящее время продукции. В связи с продолжающимися исследованиями и разработками информация в этом документе может измениться.

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 ACEA A3/B4

В состав жидкости входят три вида синтетических базовых масел и пакет высокоэффективных современных присадок. Уникальный состав продукта гарантирует эффективную защиту деталей и узлов двигателя от износа, особенно в термически нагруженных зонах. Высокая антиоксидантная и термическая стабильность материала обеспечивается синтезированным гидрокрекинговым базовым маслом. Легкий запуск двигателя даже при очень низких температурах возможен благодаря полиальфаолефинам (ПАО), которые обеспечивают более низкую температуру замерзания и самый высокий индекс вязкости.

РОЛЬФ 3-СИНТЕТИЧЕСКОЕ 5W-40 ACEA A3/B4

Благодаря технологиям, использованным при создании продукта, пары трения защищены постоянным слоем масляной пленки. Жидкость не теряет вязкости даже при значительных механических нагрузках.

Физико-химические характеристики

Индекс Методы испытаний Фактическая производительность
Класс вязкости САЕ 5W-40
Плотность при 15 °С, г/см3 АСТМ D4052 0,870
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с АСТМ D445 15,6
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с АСТМ D445 96,1
Индекс вязкости АСТМ D2270 172
Динамическая вязкость УГС при минус 30°С, мПа*с АСТМ D5293 5690
Щелочное число, мг КОН/г АСТМ D2896 10,8
Испаряемость при НОАКК, % АСТМ D5800 8,8
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не менее АСТМ D92 240
Температура застывания, °С АСТМ D97 -40

Представленные характеристики типичны для выпускаемой в настоящее время продукции. В связи с продолжающимися исследованиями и разработками информация в этом документе может измениться.

ROLF GT 5W-40 SN/CF

Это синтетическое масло премиум-класса представляет собой комбинацию высококачественных базовых масел с новейшими технологиями присадок. Жидкость предназначена для использования в высокопроизводительных бензиновых и дизельных двигателях.

РОЛЬФ GT 5W-40 API SN/CF

Смазка рекомендована для использования как в новых двигателях, так и в агрегатах с пробегом. Основные характеристики продукта:

  • высокая термическая и антиоксидантная способность, что сводит к минимуму вероятность образования отложений и шлама;
  • улучшенная защита от износа и увеличенный срок службы силового агрегата;
  • возможность экономить топливо;
  • минимальный расход отходов;
  • одобрение ведущих мировых автопроизводителей.

Основные характеристики

Характеристики масел SAE 5W-30:

  • с таким маслом двигателю и масляному насосу легче работать в мороз;
  • подходит для круглогодичной эксплуатации;
  • обеспечивает эффективное охлаждение деталей и узлов работающего двигателя;
  • хорошо стирает слои нагара с рабочих поверхностей.

Но в жаркую погоду масло 5W-30 становится слишком жидким, поэтому не образуется надежная защитная пленка, что плохо для двигателей внутреннего сгорания. В жару он фактически теряет все свои защитные способности.Что лучше, 5W-30 или 5W-40, в чем разница между маслами

Характеристики масел SAE 5W-40:

  • это более густое масло, а значит обеспечивает высокий уровень защиты деталей двигателя от трения;
  • оптимально подходит для двигателей внутреннего сгорания с высоким коэффициентом теплоотдачи;
  • высокая устойчивость к окислительным процессам;
  • отличные моющие свойства.

Различия между синтетическими и полусинтетическими маслами

По классификации SAE, по которой нормируются вязкостные свойства автомобильных масел, нет ощутимой разницы между синтетическими и полусинтетическими веществами, если материалы относятся к одному классу вязкости. К обоим типам моторного масла предъявляются одинаковые требования.

Это означает, что синтетические и полусинтетические жидкости класса 5W-30 будут демонстрировать практически одинаковые характеристики текучести при низких и высоких температурах. Поэтому тип основы (синтетика или полусинтетика) можно выбирать на свое усмотрение. Самое главное, чтобы жидкость имела необходимые допуски, а ее свойства соответствовали требованиям производителя вашего автомобиля.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )