Начнем с простого вопроса: нужно ли вообще удалять катализатор? Разумеется, рабочий катализатор удалять не обязательно. На сегодняшний день только одной крупной фирме удалось создать катализатор, который реально может рассыпаться в любой момент и «затянуть» своей керамической пылью цилиндры.
- Удалять или нет?
- Дизельные авто
- Почему много рекомендаций об удалении?
- Пришёл, увидел, отпилил
- Немного о технике
- Перепрошивка
- Бесплатное удаление катализатора — в чём смысл?
- Цены
- Технология работы
- Что делать с неисправным катализатором
- Установка обманки
- Чип-тюнинг и отключение катализатора
- Признаки забитого катализатора
- Функциональная проверка
- Причины поломки
- Чем чревато удаление катализатора из выпускной системы?
- Негативные последствия удаления катализатора
- Сколько сил прибавляет удаление катализатора?
- Подводные камни
- Можно ли ездить без катализатора?
- Чем можно заменить катализатор: альтернативные решения
- Пламегаситель
- Процедура правильного удаления катализатора
- На какие улучшения можно рассчитывать после удаления катализатора
- Когда действительно нужно удалять катализатор из выпускной системы автомобиля?
- Решение или вредительство?
- Продать катализатор или оставить себе?
- Итог — стоит ли убирать катализатор из авто?
- Тюнинг и увеличение мощности
- Как удалить катализатор самому?
- Куда сдать катализатор?
- Датчик-обманка
- Минусы удаления катализатора
- Возможные недостатки
Удалять или нет?
Удалять годные каталитические нейтрализаторы, пожалуй, стоит только владельцам некоторых избранных автомобилей, двигатели которых вне зависимости от пробега находятся в группе риска. Остановимся на выводе: объективных причин удалять работающие каталитические нейтрализаторы на всех автомобилях подряд нет. Катализатор вещь полезная, так что не надо от него просто так избавляться.
Дизельные авто
И совершенно не нужно удалять катализатор на дизельном автомобиле. На нем скорее придется решать вопрос с сажевым фильтром или системой мочевины (если есть), но никак не с катализатором. Не буду лезть в дебри, просто хочу сказать, что блок управления двигателем гораздо пристальнее следит за состоянием сажевого фильтра, чем за состоянием катализатора (по крайней мере, за разницей температуры и давления до и после фильтра). И если в релизе будут какие-то ошибки, то они будут связаны с сажевым заводом, а не с катализатором. Правда, случалось, что каталитический нейтрализатор мог выйти из строя (треснуть) на дизелях 1.3 Multijet, которые были, например, на Fiat Doblo и Opel Combo, но это редкое исключение, а не правило. Так что удаление катализатора на дизеле занятие бессмысленное и вредное. Такой дизель без катализатора будет вонять так, что даже Камаз иногда позавидует первым годам выпуска.
Почему много рекомендаций об удалении?
Однако в рекламе часто пишут что-то вроде «Пропала тяга? Расходы выросли? Горит ли чек двигателя? Срочно удаляйте катализатор и все будет хорошо! Бесплатно!» Почему так пишут?
Пишут это по простой причине: в катализаторах используются благородные металлы, особенно палладий, платина и родий. Они также находятся в каталитических нейтрализаторах дизельных двигателей и бензиновых двигателей. Пропорции другие (в дизеле больше платины), но эти металлы присутствуют и там и там. И стоят они хороших денег. Именно ради этих денег «бесплатные удаляльщики» и приглашают клиентов. Хотя, кстати, и драгметаллы им сдать не так-то просто: их оборот контролируется, и приходится договариваться с подставными лицами. И лучше иметь дело с керамическими катализаторами, из которых благородные металлы извлекать легче, чем из металлов. Но шерифу нет дела до проблем черного населения, так что вернемся к нашим катализаторам.
Их стоимость при доставке сильно зависит от стоимости драгоценных металлов, потому что больше ничего ценного там нет. Один и тот же каталитический нейтрализатор может стоить десять тысяч в хороший день и три тысячи в плохой день. В периоды низких цен на драгоценные металлы предложения бесплатного вывоза отпадают, потому что прибыль торгаша падает ниже затрат на здоровье гея на Кавказе, и «бизнес» теряет смысл.
Существуют три схемы отбора катализаторов из популяции. Первый совсем не честный, два других почти честные.
Пришёл, увидел, отпилил
О том, что катализаторы начали воровать, говорили давно, года два назад. Ну и куда деваются воры, если люди не спешат сами приносить им катализаторы? Нам приходится красться тайком, ночью, с инструментом для резки металла. А потом — испачкаться в грязи под машиной и бояться быть пойманным на месте происшествия. Короче, не вам фары от Кайена тереть, это сложно. А бывает и так, что крутишь под чужую машину, режешь коробку, и катализатор — бай-бай. Уже удален. Это позор. Да и проблемы инженеры подкинули: катализатор придумали, а там катализатор рядом с блоком цилиндров, снизу не спрячешь. Что делать? Думаю, что! И придумали, как конфисковать катализаторы не совсем честно, а в относительном комфорте.
Для этого нужно всего лишь напугать автовладельца необычайно страшными последствиями эксплуатации двигателя с катализатором. И началось: не тянет, горит «чек», аварийный режим… Стали валить все на катализатор.
Убедить людей в том, что все плохо, для нас не так уж сложно. Народ поверил и пошел вырезать в основном вполне годные катализаторы. «Равнины» обрадовались, но жадности нет предела: очень быстро им захотелось иметь все больше и больше катализаторов. А потом придумали удалять их бесплатно. Работает схема: заведомо свалить на катализатор все «рамы» автомобиля, напугать его дорогим и неминуемым ремонтом и, наконец, позволить решить проблему бесплатно. А, может быть, насыпать печенья в подарок или налить бак бензина. Заманчиво! Но есть два вопроса: как они удаляются и действительно ли это необходимо?
Немного о технике
Обычное удаление каталитического нейтрализатора — это не просто его физическое удаление из выхлопной системы. Как известно, перед каталитическим нейтрализатором и после него стоят лямбда-зонды (датчики кислорода). За корректировку топлива отвечает первая «лямбда» (или «верхняя», она же «передняя») с момента введения Евро 2. У него нет другой функции. А вот вторая «лямбда» («нижняя» или «задняя») в системах Евро 3 носит исключительно диагностический характер, то есть проверяет работоспособность каталитического нейтрализатора. Начиная с Евро 4 и выше, помимо диагностической функции, ей была поставлена еще одна задача — участвовать в топливных коррекциях. Однако его влияние на исправления невелико, и при программном отключении катализатора (фактически при отключении диагностики работоспособности катализатора отключением второй «лямбды») этими дополнительными исправлениями можно пренебречь. Первый датчик без проблем справляется с этим, поэтому он особенно важен для автомобилей, соответствующих нормам Евро 2 и выше.
Если просто вырезать каталитический нейтрализатор, не меняя ПО, вы обязательно получите сообщение об ошибке о неэффективной работе каталитического нейтрализатора. Поэтому после правильного удаления катализатора ЭБУ необходимо перепрошить, отключив второй датчик, следящий за его состоянием. Бесплатно работы такой процедуры обычно не дают — дорого. В редких случаях могут залить какую-нибудь прошивку, которую черт знает где и в каком году брали. В остальных случаях вместо датчиков кислорода ставят галочки. И это еще хуже.
Во-первых, никто не может сказать, как долго будет работать механическая смесь. Он быстро выгорает, а «бесплатные смывщики» претензий не принимают по одной простой причине: так как работа была сделана бесплатно, ни в чем нельзя винить себя. Автомобиль с подбородком может выйти из эксплуатации без неисправности, но никто не знает, сколько он проработает.
Во-вторых, машина точно не заведется. И дело не только в том, что сигнал от коряги будет искажаться, а ЭБУ будет готовить смесь, как турецкую шаурму — на глаз и вкус. Дело еще и в том, что некоторые вещи в принципе нельзя исправить без вмешательства в ПО. Например, отключить подогрев каталитического нейтрализатора. Как следствие, истерические вопли от раскрученного двигателя в первые секунды после холодного пуска, перерасход бензина и, вполне вероятно, еще какие-то проблемы (как минимум снижение динамики). Так что качественное удаление катализатора и смеси без перепрошивки — это что-то из области фантастики.
Впрочем, есть и электронные приемы, но они сейчас почти не используются: штука достаточно капризная и сложная в настройке. А «равнины» любят все делать быстро, легко и дешево. В противном случае их бизнес просто не будет прибыльным. С этим, кстати, связана еще одна неприятность, с которой периодически сталкиваются те же владельцы «корейцев» — появление масляной горелки после удаления катализатора. Здесь причина кроется в технологии механической работы: так как катализатор на этих машинах находится очень близко к блоку в выпускном коллекторе, то для его удаления этот коллектор надо снимать. В противном случае крошка, которая часто уже есть, попадет на выпускные клапана и убьет цилиндры. Тот, кто делает эту работу для получения катализатора, этого делать не будет. Катализатор вытряхивается прямо на машине – и в дороге. Для масла.
Возникает вопрос: можно ли правильно и бесплатно удалить катализатор? Увы, это маловероятно.
Перепрошивка
Другой способ — изменить настройки ЭБУ. Сделать самому не получится, нужен сервис и специалист с опытом в таких вещах. Грубо говоря, блок управления двигателем вынужден забыть о том, что он заточен под экологические нормы ЕВРО 5 (или 3-4). Вместо этого прошивка изменена, чтобы соответствовать нормам токсичности ЕВРО 2 — автомобили в то время имели только один датчик. Поэтому второй лямбда-зонд просто выключен и неактивен. Нет необходимости обновлять прошивку, а если ПО сделано качественно, теоретически проблем в работе быть не должно. Правда, хорошая прошивка стоит немало – от 10 тысяч рублей, тогда как смесь вместе с работой по установке стоит 3-5 тысяч рублей.
ВАЖНЫЙ:
Практика говорит, что альтернативные прошивки иногда могут слетать. И тогда после очередного визита в сервис ваша машина откажется ехать. Поэтому поддельные датчики выглядят более надежным вариантом, хотя такое решение может дать сбой. Следует быть готовым к неожиданностям – это некритичная, но все же цена за отказ менять дорогую деталь.
Бесплатное удаление катализатора — в чём смысл?
Однако в сети полно объявлений об оказании бесплатных услуг по удалению каталитического нейтрализатора. Но, как известно, никто ничего не делает бесплатно. Так в чем здесь смысл? Смысл прост — каталитический нейтрализатор вам удаляют бесплатно, а катализатор остается у сервисного центра, проводившего работу. Загвоздка здесь в том, что сам каталитический нейтрализатор довольно дорог. Его можно сдать на прием катализаторов и получить за него 5 – 15 тысяч рублей. Но если катализатор еще свежий и не поврежденный, его можно продать или установить на другой автомобиль и заработать десятки, а то и сотни тысяч рублей.
Также услуги по удалению катализатора, после его бесплатного удаления, не будут бесплатно прошивать ваш ЭБУ. А если и сделают, то это просто дешевая прошивка, которая ухудшит расход топлива и динамические характеристики автомобиля. За установку качественной прошивки ЭБУ впоследствии придется заплатить значительную сумму.
Цены
Удаление катализатора + прошивка Евро 2
Легковые автомобили | от 10 500 руб. |
Коммуникационный транспорт | от 21 500 руб. |
Удаление катализатора без прошивки
Легковые автомобили | от 5 500 руб. |
Коммуникационный транспорт | от 11 500 руб. |
Установка пламегасителя
Легковые автомобили | от 4000 руб. |
Коммуникационный транспорт | от 5 500 руб. |
Только программное отключение
Легковые автомобили | от 7 500 руб. |
Коммуникационный транспорт | от 13 500 руб. |
Указаны ориентировочные цены на удаление катализатора с прошивкой. Окончательная стоимость зависит от объема и сложности работы.
Киа Оптима/Рио/Сид/Соренто/Спортейдж/Серато | от 13 500 руб. |
Лада Веста / Гранта / Ларгус | от 10 500 руб. |
Мазда6 | от 12 500 руб. |
Мицубиси Аутлендер | от 13 500 руб. |
Мицубиси Лансер 10 | от 12 500 руб. |
Ниссан Альмера/Кашкай | от 13 500 руб. |
Опель Астра | от 14 500 руб. |
Рено Дастер/Логан | от 13 500 руб. |
Тойота Камри | от 15 500 руб. |
Тойота Королла | от 14 500 руб. |
Ситроен С4 | от 15 500 руб. |
УАЗ Патриот | от 13 500 руб. |
Фольксваген Поло | от 16 500 руб. |
Форд Фокус 2 | от 12 500 руб. |
Хендай Акцент | от 11 500 руб. |
Hyundai Creta / Санта-Фе | от 15 500 руб. |
Хендай Солярис / ix35 | от 13 500 руб. |
Шевроле Авео/Круз/Лачетти/Нива | от 11 500 руб. |
Шкода Октавия | от 14 500 руб. |
Технология работы
Непосредственное удаление катализатора из выхлопной системы необходимо проводить по строго определенной технологии. Специалисты не просто физически вырезают такой фильтр из коробов глушителя, а вместо него устанавливают соответствующие коряги и датчики, необходимые для правильной работы двигателя. Инжектор получает всю необходимую информацию о выхлопе без изменения соответствующих характеристик двигателя.
На новых современных автомобилях такая работа потребует установки ряда специальных блоков, а удалить каталитический нейтрализатор могут только специалисты, знакомые с функциями конкретного автомобиля. А вот доверять такую работу мастерам, которые не могут гарантировать свою работу, особенно если вы собираетесь ремонтировать новенькие автомобили, мы бы вам посоветовали.
Что делать с неисправным катализатором
Есть два варианта решения проблемы:
- Замените новым блоком.
Оригинальная запчасть дорогая, так как сама внутренняя структура содержит примеси дорогих металлов (платина, палладий). На некоторые модели цена запчастей доходит до 80 000 рублей. Можно сэкономить и купить универсальный инвертор, но срок его службы намного меньше. - Вырежьте и замените огнезащитным составом.
Этот способ выбирают большинство автомобилистов. Тут тоже есть несколько вариантов: можно убрать катализатор и поставить галочку или отключить в прошивке ЭБУ.
Установка обманки
Трюки бывают механические и электронные.
Механическая смесь по сути представляет собой мини-катализатор, который прикручивается к кислородному датчику. Его легко установить, но, к сожалению, он подходит не для всех автомобилей.
У такой смеси лямбда-зонда тоже есть свой срок службы – в среднем около 20 тысяч километров.
Электронная коряга представляет собой полноценный эмулятор сигнала датчика с микроконтроллером. Он работает либо на усреднение показаний реального «кислорода», либо на синхронизацию показаний с первым датчиком.
Электронная коряга более универсальна. Правда, у него есть несколько недостатков: невозможно учесть все режимы работы двигателя, поэтому отклонения в работе неизбежны. А так как это электроника, то проблемы с самим эмулятором неизбежны.
Чип-тюнинг и отключение катализатора
Чиптюнинг или перепрошивка ЭБУ — замена заводской программы блока управления модифицированной версией. Для удаления катализатора програмно, в заводской прошивке отключено управление устройством с помощью кислородных датчиков, исправлены топливные карты и модели крутящего момента.
Деактивация ЭБУ является обязательным шагом. Это позволяет настроить двигатель на правильную работу и навсегда исключить ошибки. Вместо заводского узла обычно устанавливается пламегаситель или сильнее. Можно дополнительно отрегулировать выхлопную систему, установив крестовину.
Дополнительным преимуществом чип-тюнинга станет улучшение приемистости, увеличение мощности и крутящего момента. Так вы достигнете сразу нескольких целей: сэкономите на замене и значительно улучшите динамику автомобиля.
Признаки забитого катализатора
Управление устройством обычно осуществляется на основании показаний двух кислородных датчиков (лямбда-зондов). По этим датчикам ЭБУ формирует топливно-воздушную смесь для достижения «лучшего» сгорания вредных веществ на «тренировке».
Функциональная проверка
Если данные второго кислородного датчика сильно отклоняются от данных первого или один из лямбда-зондов выходит из строя, на панели загорается Check Engine. Диагностика покажет следующие ошибки:
- P0420-P0424 — неисправности низкого КПД (ряд 1),
- P0425–P0429 — ошибка датчика температуры и лямбда-зонда (ряд 1),
- P0430-P0434 — Низкая эффективность (ряд 2),
- P0435-P0439 — ошибка на втором ДК.
Горящий «чек» и соответствующие ошибки – основной сигнал о том, что катализатор нужно заменить или удалить. Но еще до «проверки» водитель может диагностировать проблему по характерным симптомам:
- снижение мощности двигателя,
- повышенный расход топлива
- низкие или плавающие обороты холостого хода ,
- шум в выхлопной трубе, глушитель.
Если продолжать обслуживать автомобиль, то в выпускном коллекторе из-за высокого давления могут возникнуть трещины или разрывы патрубков, так как деваться «упражнению» некуда.
Причины поломки
Основной причиной выхода из строя раньше указанного срока службы является низкое качество топлива. Если топливная смесь не успевает полностью сгореть в цилиндрах, процесс дожигания заканчивается в коллекторе и катализаторе. Это приводит к расплавлению внутренней структуры устройства, что постепенно ухудшает прохождение через него выхлопных газов.
Похоже на расплавившийся и забитый каталитический нейтрализатор.
Другие причины отказа:
- механические повреждения конструкции и интерьера из-за столкновений с препятствиями, сильной тряски и т.п.,
- агрессивная среда (перепады температур, дорожные реагенты),
- сам преобразователь некачественный (не оригинальный),
- проблемы с зажиганием и двигателями внутреннего сгорания в целом (особенно если это приводит к увеличению продуктов работы двигателя в выхлопных газах).
Чем чревато удаление катализатора из выпускной системы?
- повышенный расход топлива.
- Ухудшение динамических характеристик автомобиля.
- увеличение расхода масла на угар.
- Сокращение срока службы двигателя.
- Ухудшение экологических характеристик выхлопных газов автомобилей.
Негативные последствия удаления катализатора
Безопасное удаление газов требует максимального удаления оксида кислорода. Если этого не происходит, в воздух попадают угарные газы, вредные для дыхательной системы человека. Для окружающей среды угрозу представляет смог, который образуется из-за высокой концентрации углеводородов в выхлопных газах. Если машина используется без нейтрализатора, эти вещества будут регулярно попадать в окружающую среду.
Помимо загрязнения окружающей среды и ущерба для здоровья человека, отсутствие катализатора будет иметь следующие последствия:
- Неприятный ядовитый запах выхлопных газов, проникающий в салон;
- Посторонние шумы при езде, особенно на высокой скорости. Чтобы решить эту проблему, нужно вместо каталитического нейтрализатора поставить пламегаситель;
- Появление ошибок на приборной панели. Для обхода добавляют «обманку» или новую прошивку;
- Сложность прохождения техосмотра. Отсутствие нейтрализатора является нарушением ПДД Украины (п. 31.4.6), поэтому если вас поймают на чеке, могут возникнуть проблемы с законом.
Езда без каталитического нейтрализатора имеет столько же недостатков, сколько и преимуществ. Поэтому даже если нет желания устанавливать новый нейтрализатор, стоит подумать об альтернативных решениях.
Сколько сил прибавляет удаление катализатора?
Однако многие автолюбители удаляют каталитический нейтрализатор исключительно для увеличения мощности двигателя. Стоит отметить, что удаление самого каталитического нейтрализатора не дает прироста мощности, так как расход каталитического нейтрализатора больше, чем расход штатной выхлопной трубы практически любого автомобиля. То есть, если просто убрать катализатор, мы не получим абсолютно никакого прироста мощности двигателя. Улучшение отдачи двигателя достигается исключительно комплексом мероприятий, в который входит регулировка всего выхлопного тракта вместе с качественной прошивкой ЭБУ двигателя. Только в этом случае мы получим улучшение мощности двигателя. Тратить деньги только на удаление катализатора просто не имеет смысла.
Подводные камни
Главный минус нарезки имбирных пряников — это ЭБУ, которые ругаются на их отсутствие. На приборной панели неизбежно появится знак Check Engine, машина перейдет в аварийный режим и не даст ей динамично ехать. Это сделано для того, чтобы сообщить владельцу о проблеме: «Водитель, у вас проблема с каталитическим нейтрализатором!»
И связаны эти проблемы именно с двумя датчиками — так называемыми лямбда-зондами. Первый расположен до катализатора, второй – после него. Они выполняют одну функцию – проверять уровень вредных веществ. Когда все работает исправно, грязи на выходе будет заметно меньше, чем на входе. Если нет фильтрующего элемента, показатели останутся без изменений — электроника заподозрит неладное. Поэтому народные умельцы предлагают ряд решений.
Можно ли ездить без катализатора?
Если вопрос чисто технический, то да. Конечно, единственной функцией каталитического нейтрализатора является нейтрализация вредных выбросов. Но это не помогает, что двигатель работает. Удаление сот, наоборот, облегчает задачу выхлопа, воздух выходит беспрепятственно и только задерживается в глушителе. Нужно помнить, что катализатор придумали не автолюбители, а экологи – именно они настояли на внедрении этого элемента и связи его с «мозгами» путем установки датчиков контроля загрязнения воздуха. Но об этом ниже.
Чем можно заменить катализатор: альтернативные решения
Есть два устройства, которые могут заменить нейтрализатор по функциональности – пламегаситель и более сильный. Рассмотрим их подробнее.
Пламегаситель
Пламегаситель – это не только замена нейтрализатору, но и средство тюнинга автомобиля. Упрощенная конструкция этой детали обеспечивает меньшее сопротивление, что увеличивает мощность двигателя.
Преимущества пламегасителя:
- Для производства используется коррозионностойкая сталь;
- увеличение мощности двигателя — с 1 до 5 лошадиных сил.
Чтобы машина «приняла» такую деталь, нужно прошить ПО, либо вставить «обманку» для лямбда-зонда.
Процедура правильного удаления катализатора
Большинство автовладельцев не являются специалистами в тюнинге «железных коней», а потому для удаления катализатора им лучше всего обратиться в специализированные сервисные центры, где его заменят на пламегаситель, причем сделают это в кратчайшие сроки высокий профессиональный уровень. Если вы все же решили провести эту процедуру самостоятельно, необходимо учесть ряд важных нюансов.
В первую очередь очень желательно разобрать оба датчика, которые есть у лямбда-зонда, особенно если есть даже небольшая вероятность их поломки (у них в конструкции хрупкие керамические элементы). При их установке обратно внимательно следите за тем, чтобы проводники не были перекручены.
Также необходимо правильно подобрать размеры пламегасителя, чтобы после монтажа не была нарушена геометрическая конфигурация системы.
При выбивании керамического катализатора необходимо следить за тем, чтобы в системе не осталось частиц. Крайне желательно в конце этого процесса продуть его воздухом или пропылесосить. Кроме того, лучше всего удалить оба каталитических нейтрализатора одновременно.
На какие улучшения можно рассчитывать после удаления катализатора
В хорошем состоянии преобразователь практически не влияет на работу машины. А вот в случае поломки начинаются проблемы. Во-первых, снижается мощность двигателя, особенно это заметно при разгоне. Во-вторых, под днищем может появиться урчание – верный признак того, что деталь начала распадаться.
Если вы удалите сломанный каталитический нейтрализатор и замените его новым, эти проблемы будут решены. Однако удаление без замены может дать дополнительные преимущества. Среди них следующие:
- Небольшой прирост мощности двигателя (на 2-3 %);
- Снижение расхода топлива, даже незначительное (до 3%);
- Продлевает срок службы силового агрегата. Керамическая пыль катализатора часто попадает в камеры сгорания, что приводит к преждевременному износу.
Очевидным преимуществом такого решения будет и финансовая выгода, как разовая, так и в дальнейшем (ведь катализатор приходится менять регулярно).
Когда действительно нужно удалять катализатор из выпускной системы автомобиля?
Исходя из вышеизложенного, может показаться, что удаление каталитического нейтрализатора – это всегда плохо. Однако это не совсем так. Например, может возникнуть необходимость удаления катализатора на старой модели автомобиля из-за его прогорания. Купить новый каталитический нейтрализатор для старого автомобиля не только дорого, но иногда и невозможно из-за отсутствия. Поэтому в таких случаях в удалении катализатора нет ничего зазорного, так как старый катализатор, разрушенный со временем, все равно уже не выполнял своих функций, а лишь мешал прохождению выхлопных газов через выхлопную трубу, что затрудняло двигатель работать.
На некоторых автомобилях, например на Хендай Солярис и Киа Рио, невозможно довести состояние катализатора до полного разрушения. В противном случае в блок цилиндров может попасть керамическая пыль из сот катализатора, так как сам катализатор на этих автомобилях расположен очень близко к блоку. Проникновение керамической пыли в цилиндры приведет к царапанью их стенок, со всеми вытекающими последствиями.
Решение или вредительство?
Катализаторы на некоторых двигателях начинают ломаться при пробеге менее 50 000 км. А хозяева, начитавшись страшилок, идут их ликвидировать. Существует два способа удаления «катализатора». Просто удалите все керамические наполнители и герметизирующие слои стен. Делать это нужно только на снятом блоке, потому что через открытые клапаны можно протолкнуть частицы в цилиндры. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому не нравится, вскрывайте коллектор и приваривайте вместо керамических блоков пламегаситель.
Продать катализатор или оставить себе?
Еще один источник дохода недобросовестных чиновников — неопытные водители. Часто владельцам дорогих автомобилей, не особо разбирающимся в тонкостях автомобильного мира, говорят об «окончательной смерти» катализатора и предлагают оставить запчасть прямо в сервисе. Кроме того, под проблемы с каталитическим нейтрализатором часто маскируются другие проблемы, например, забитый грязью впускной коллектор. Удаление катализатора в этом случае еще раз обогащает услугу — позже клиент все равно придет чистить впуск.
Директор автосервиса Mercedes в Москве Шалва Джубайни рассказал, что владельцы дорогих автомобилей зачастую не обращают внимания на такие «мелочи», но после новогодних праздников в ряде стран действительно наблюдается «катализационный бум» регионов. Трудно сказать, с чем связано повышенное внимание к драгоценным металлам, но владельцы бюджетных иномарок и роскошных внедорожников активно «продаются» на удаление каталитических нейтрализаторов при каждом удобном случае.
Эта манипуляция также влияет на остаточную стоимость автомобиля. Если иномарка с внешним каталитическим нейтрализатором формально находится на заводской гарантии, то велик риск того, что автомобиль либо не получил должного обслуживания, либо подвергся капитальному ремонту. Это не касается старых автомобилей – практически сразу после истечения заводской гарантии каталитические нейтрализаторы удаляются, чтобы сэкономить время и силы на последующем ремонте.
Итог — стоит ли убирать катализатор из авто?
Скажем сразу — стоит, но только в определенных случаях. Фактически:
- Когда каталитический нейтрализатор расплавился, разрушился и затрудняет прохождение выхлопных газов через выпускной коллектор, покупать новый каталитический нейтрализатор нецелесообразно.
- Когда конструктивно катализатор располагался очень близко к блоку цилиндров и начал разрушаться. Тогда пыль из сот может попасть в блок и «подтянуть» цилиндры.
Мы не рекомендуем удалять каталитический нейтрализатор на новом автомобиле, где он исправно работает, только для улучшения динамических характеристик автомобиля. Чтобы машина работала заметно лучше, недостаточно просто удалить катализатор! Кроме того, как было сказано выше, удаление каталитического нейтрализатора может привести к таким проблемам, как повышенный расход топлива, повышенный расход масла и даже сокращение срока службы двигателя. Вывод: если катализатор исправен, удалять его не нужно.
Тюнинг и увеличение мощности
Многие автовладельцы удаляют каталитические нейтрализаторы буквально сразу после покупки нового автомобиля не только в целях экономии, но и для улучшения характеристик автомобиля. Дело в том, что сняв нейтрализатор можно дать выхлопной системе дышать свободно. В результате ок. Увеличение мощности двигателя на 10% при одновременном снижении расхода топлива. Часто такую процедуру проводят в тех случаях, когда автомобиль тюнингуется и необходимо не только увеличить мощность, но и улучшить звук выхлопа. Из выхлопной системы после выполнения таких работ слышен ярко выраженный бас, как на многолитровых мощных моторах.
Как удалить катализатор самому?
Если наряду с желанием выполнить эту работу самостоятельно, не прибегая к помощи профессионалов, есть еще и возможность использования подъемника или загона автомобиля на яму, то предпочтительнее всего демонтировать узел, где находится катализатор и выбить его прямо на землю. Это снизит вероятность того, что пыль и частицы останутся внутри, и делать это достаточно удобно. Выбейте катализатор монтировкой или отверткой с молотком через отверстие. Если он снимается прямо на автомобиле, эту процедуру можно осуществить через небольшой лючок в кузове. Следует отметить, что все сказанное относится и к демонтажу керамических катализаторов. Если они из металла (как, например, на автомобилях БМВ), потребуется использовать болгарку и сварочный аппарат.
Куда сдать катализатор?
Главная хитрость автосервисов заключается в том, что самые жадные работники АЗС зарабатывают на катализаторах в три раза больше. Во-первых, больше всего драгоценных металлов находится в каталитических нейтрализаторах европейских автомобилей премиум-класса. Mercedes, BMW, Audi и Porsche широко используют платину и палладий, поэтому переработка таких деталей — буквально золотая жила для автомобильных сервисов. А вот снять эти устройства с дорогих автомобилей со сложной выхлопной системой сложнее. Поэтому владельцы немецких автомобилей часто доплачивают за удаление каталитического нейтрализатора.
Во-вторых, автосервисы, которые за два-три месяца накапливают приличные запасы битых катализаторов, часто зарабатывают на перепрограммировании блока управления двигателем. В-третьих, сервисмены неплохо зарабатывают на отправке деталей на утилизацию. Самый дорогой катализатор можно принять на переработку по 25 000 рублей за килограмм. Для этого нужно снять две-три единицы с дорогих немецких внедорожников. Некоторые производители в целях экономии делают их из керамических элементов, но покрытых теми же драгоценными металлами – палладием или платиной. Содержание этих веществ в катализаторе намного меньше, чем в фильтрующих установках премиум-сегмента, поэтому сдать такой агрегат на очистку дороже пяти-семи тысяч рублей практически невозможно.
Компании, принимающие лом катализаторов, измельчают и разделяют металлы на промышленном оборудовании, а затем либо перепродают сырье крупным компаниям, либо отправляют его за границу, где драгоценные металлы также пользуются спросом. В конце апреля прошлого года один из нелегальных цехов прикрыли оперативники ФСБ. Сумма изъятого драгоценного сырья оценивалась в 200 миллионов рублей.
Датчик-обманка
Вместо второго лямбда-зонда установлена несколько усложненная конструкция, которая как бы скрывает датчик от потока грязного воздуха. Таким образом, уровень вредных веществ в точке измерения снижается по сравнению с показателями первого датчика. Хитрости могут быть разные, но их общее преимущество в том, что они устанавливаются в обычное место без изменений выхлопной системы. Монтажные работы можно выполнить самостоятельно. Хозяин убирает соты, приваривает металл или вставляет обычную трубу и вкручивает в подбородок — готово.
Минусы удаления катализатора
Удаление каталитического нейтрализатора может доставить незадачливому водителю ряд проблем.
Во-первых, отсутствие каталитического нейтрализатора, либо его неправильная работа, автоматически приравнивает автомобиль к аварийной категории, на приборной панели автомобиля загорается табличка «CHECK ENGINE». Результат удаления катализатора – снижение тяги, троение, затрудненный запуск двигателя.
Если каталитический нейтрализатор расплавлен или забит, выхлопные газы не могут через него пройти, а значит, возвращаются в камеру сгорания и делают горючую смесь менее эффективной.
Если каталитический нейтрализатор не расплавился, но горит «CHECK ENGINE», скорее всего, деталь вышла из строя из-за большого пробега автомобиля. Все современные автомобили оснащены кислородными датчиками, один из которых устанавливается до канализации, а другой после. Один из них определяет наличие вредных соединений в выхлопных газах, а другой при увеличении процентного содержания вредных веществ подает сигнал о том, что нейтрализатор неисправен и требует замены. В результате некоторые автомобили могут даже не заводиться, если каталитический нейтрализатор не работает.
Без каталитического нейтрализатора выхлоп автомобиля приобретает неприятный запах, загрязняет окружающую среду, а вредные газы могут попадать в салон автомобиля и подвергать пассажиров воздействию токсичных элементов.
Возможные недостатки
Если с преимуществами такого решения по удалению катализатора все понятно, то что же говорить о недостатках. Необходимо помнить, потому что установка манков вместо полноценных катализаторов выхлопа может впоследствии привести к проблемам с экологическими службами на дорогах. В России сегодня требования к автомобильному выхлопу не такие строгие, поэтому даже без нейтрализатора такие автомобили легко укладываются в предельно допустимые нормы. Но если вы планируете отправиться в длительное путешествие по Западной Европе на машине, сотрудники экологической службы могут проверить вашу машину на первом посту, и в этом случае штраф будет просто огромным, а оплатить его все равно придется.
Также необходимо помнить, что все современные автомобили, их двигатели и выхлопные системы изначально рассчитаны на использование с каталитическим нейтрализатором. Вырубая его вместе с сажевым фильтром, мы всегда увеличиваем мощность двигателя, но все это приводит к лишней нагрузке на АКПП, трансмиссию и другие узлы. В мастерских сервисмены уверяют, что такой ремонт не наносит ущерб автомобилю, но вы должны понимать, что полностью гарантировать отсутствие технических неполадок в будущем будет невозможно.