Явно летом. Он был создан для этого сезона. Но ездить на летней резине можно и весной и осенью – соответственно в марте, апреле, мае, сентябре, октябре и ноябре.
- Когда можно ездить на летних шинах?
- Ротация шин при замене
- Какие шины ставить?
- Когда переобуваться на лето?
- Но есть важная тонкость!
- Закон о смене резины на «лето» с марта 2023 года
- А с апреля?
- Когда лучше переобуться?
- Когда снимать «липучку»?
- Как правильно сменить шины
- Штраф
- Самостоятельно или доверить спецам?
- Но есть требования к любым видам резины
- Износ
- Повреждения
- Разные шины
- Давление и балансировка
Когда можно ездить на летних шинах?
И если инспектор ГИБДД на дороге пытается вас оштрафовать за использование несезонных шин в эти месяцы, то он действует вне закона, и даже если решение принято, его нужно оспорить. Но на каком основании мы сейчас узнаем!
Ротация шин при замене
При смене шин не забывайте об их периодической ротации – перестановке, схему которой вы найдете в инструкции к автомобилю. Реорганизация колес обеспечивает равномерный износ, продлевая срок службы всего комплекта. Стандартные схемы вращения шин показаны ниже, но лучше свериться с инструкциями для вашей конкретной машины. Рекомендуется менять шины каждые 10 000 км.
На заднеприводных и полноприводных автомобилях передние шины смещаются по диагонали к задней оси (схема А) или меняются крестообразно (В). На переднеприводных автомобилях ситуация обратная: задние колеса смещены по диагонали вперед (схема С).
Шины с направленным рисунком протектора нельзя использовать без борта. Чтобы вращать их, не снимая с дисков, передние колеса просто меняются местами с задними колесами с каждой стороны автомобиля (схема D).
Если на автомобиле установлена полноразмерная запаска, а не запаска, и вы приобрели комплект из пяти новых шин, не забудьте включить «запаску» в ротацию (формы E и F) и переставить колеса каждые 10 000 км. Это позволит дольше пользоваться комплектом и легко заменить некоторые из основных на запаску в случае поломки — их износ будет таким же. Благодаря такой компоновке покупка пяти шин в итоге оказывается выгоднее, чем четырех, за счет более длительной эксплуатации.
Для сохранения вращения пометьте старые шины цветным маркером, прежде чем снимать их с машины; если вы его забудете, будет сложно узнать, где какая шина была.
Какие шины ставить?
Езда круглый год на всесезонных шинах не является противозаконной, но и небезопасной. Даже в южных районах такой лед, что люди лезут на цепях по улицам, ведущим к домам на холме. Какие все времена года!
Цепь в багажнике полезно иметь всем, кто едет за город, независимо от типа покрышки.
Фрикционы хорошо ведут себя в условиях резкой континентальной холодной зимы — при низких температурах они работают лучше, чем шпильки. Такие покрышки используют и жители южных регионов, где за зиму несколько раз выпадает снег. Некоторые предпочитают использовать нешипованную резину, если машина не выезжает из больших городов, где дорожное покрытие расчищено до асфальта.
Шипованная резина незаменима в районах с повышенной влажностью и резкими перепадами высот. Вы наверняка видели ролики из городов Приморья и Камчатки, где неуправляемые автомобили скользят по ледяным горкам. Здесь только шипы дадут шанс на спасение.
Практичны шипы и для зимы в средней полосе России. Они ведут себя более предсказуемо на всех типах поверхностей. И их свойства зависят не столько от температуры, сколько от трения.
Именно по этой причине их предпочитают водители с небольшим опытом вождения по зимним дорогам.
Когда переобуваться на лето?
Сменить шины на лето в России необходимо в июне 2023 года.
Так говорит действующее законодательство и только если у вас шипованная резина. И даже это относительно — почему, узнаем ниже. И этот вопрос вовсе не регламентирован ПДД, как многие думают. Правила использования шин на колесах регламентирует пункт 5 Основных правил (приложение к ПДД), и здесь ни слова не сказано о сезонных условиях при использовании резины.
Регламент сезонов, когда необходимо устанавливать зимние шины, а когда — летние, содержится в техрегламенте — сегодня это вариант ГОСТ на техническое оснащение современных автомобилей. Но в нем нет ни слова о дате, когда по закону вы должны пересесть на летнюю резину. Там говорится только о запрете в определенные сезоны использовать зимнюю резину и только с шипами:
5.5. В летний период (июнь, июль, август) запрещается использовать автомобили, оснащенные шинами с противоскользящими шипами).
Таким образом, законодательные акты от 2023 года вообще не устанавливают правила установки летней резины после зимней. Только в одном из них оговаривается, что ездить «зимой» нельзя в течение 3 летних месяцев — с июня по август.
Но есть важная тонкость!
Он заключается в том, что в тех же технических регламентах содержится примечание, указывающее, что в каждом городе возможно изменение такого запрета, но только в большую сторону:
Условия запрета на деятельность могут быть изменены в большую сторону региональными властями государств-членов Таможенного союза.
Региональными органами являются регионы, субъекты России. О том, были ли внесены такие изменения конкретно в вашем регионе, вы можете узнать на официальных сайтах дорожных властей или ГИБДД вашего города. Но, как правило, появление таковых широко освещается в местной прессе.
Одно можно сказать точно – в марте, апреле и мае этого года их нет в самых больших городах.
- В Москве действует общее для РФ правило — по закону перейти на летнюю резину можно в июне 2023 года.
- В Петербурге тоже не изменили срок запрета, а здесь он работает по общим правилам техрегламента.
- Даже в теплом Крыму и Сочи (как и во всем Краснодарском крае) срок не продлили.
Вам также будет интересно:
- Зимой на летней резине: какие требования и штрафы?
- Есть ли сегодня штраф за езду на летней резине зимой и на зимней резине летом? Какую дату вы хотите ввести?
- Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?
Закон о смене резины на «лето» с марта 2023 года
Однако ряд СМИ распространяют неверную информацию об обязательности перехода на летнюю резину уже в марте 2023 года, ссылаясь на это правило как на местное законодательство.
Но, как мы упоминали выше, никаких местных законов принято не было. Проверить это можно, например, запросив официальный комментарий через онлайн-приемную ГИБДД и выбрав свой город (регион) в поле для получателя обращения).
А с апреля?
И в этом случае тоже нет нового закона, обязывающего менять шины на летние в апреле этого года. Порядок установки «зима» на «лето» сегодня регулируется только информированностью граждан, так как езда на шипах в мокрую погоду более опасна, чем на летней резине.
Кроме того, по закону в мае 2023 года шины менять не нужно. Как мы уже писали выше, только с июня запрещено ездить на шипованных колесах.
Когда лучше переобуться?
Ориентиром для замены шин считается период, когда температура воздуха достигает +5 +7 градусов. Этот принцип работает и осенью, и весной: осенью меняем шины, если температура стабильно не выше +7. Весной едем в шиномонтаж, если даже ночью показания термометра не опускаются ниже +5.
Климатические нормы весной в разных регионах разные, поэтому назвать точные даты, благоприятные для смены шин, невозможно. Надо полагаться на опыт и прогнозы синоптиков.
Ниже мы приводим среднюю температуру для некоторых регионов весной. Мы выбрали месяцы, когда средняя дневная и ночная температура колеблется в районе 5-7 °C.
Москва — апрель — +6,8°С.
Екатеринбург – апрель – +4,5°С.
Владивосток — апрель — +6,3°С.
Пермь – май – +11,9°С.
Мурманск – май – +5,2°С.
Новосибирск — апрель — 6,5°С.
Краснодар – март – +6,8°C
Однако нужно понимать, что каждый год вносит свои коррективы, и в каждом городе нужно ориентироваться на краткосрочные прогнозы.
Когда снимать «липучку»?
А вот зимние шины, не имеющие шипов, вообще можно эксплуатировать круглый год, а обязанность менять на летнюю резину ни в одном законе не закреплена.
Это также относится ко всем типам зимних шин:
- нет обязанности переобуваться на резине, где конструкцией не предусмотрены шипы (это липучка),
- если на шипованной резине не осталось ни одного шипа, менять ее на летнюю тоже не нужно.
Как правильно сменить шины
Если вы приобрели новый комплект шин, вы можете сразу приступить к их установке. А вот старые шины, которые уже полгода ждут своего часа, требуют определенных проверок.
Прежде всего, убедитесь, что шины все еще подлежат ремонту. По правилам дорожного движения минимально допустимая глубина протектора для шин легковых автомобилей составляет 1,6 мм (летние шины) и 4 мм (зимние шины). При меньшем балансе уже нельзя ездить на шинах.
Измерить остаток протектора можно специальным инструментом – штангенциркулем. Существуют также специальные измерители глубины протектора колес, в том числе цифровые.
Еще одно важное требование ПДД к шинам: они должны быть одинаковыми (хотя бы на каждой из осей). Современные автомобили, оснащенные большим количеством умной электроники – АБС, системами контроля устойчивости и тормозными усилиями – чувствительны даже к неравномерному износу шин, не говоря уже о разных размерах или рисунках протектора. А вот опасные эксперименты водителей с так называемым мультипарком (комплектом, собранным из разных моделей шин) уже остались в прошлом.
Перед установкой необходимо также визуально оценить состояние шин. При длительном хранении, особенно в неподходящих условиях (например, при повышенной влажности, что не редкость в частных гаражах), резина может деформироваться, растрескиваться или рассыхаться. Установить шины с такими дефектами невозможно: на высокой скорости любая трещина в резине становится крайне опасной и грозит взрывом шины.
Кстати, для сезонного хранения шин можно использовать «шинный отель Гиперавто», где постоянно поддерживается нужная температура и влажность. Специалисты Гиперавто несут полную финансовую ответственность за шины и в день аренды сами привезут колеса на шиномонтаж, что очень удобно.
Помимо глубины протектора и отсутствия внешних дефектов, перед установкой шин нужно проверить равномерность их износа (шина не должна быть «съедена» с одной стороны), а также ее возраст. Натуральный каучук, из которого изготовлена резина, сохраняет свои свойства в течение 5 лет со дня изготовления шины. Старение резины сильно влияет на эффективность тяги, поэтому на старых, пусть даже и не изношенных покрышках ездить не стоит.
Штраф
Шутка ли, но штрафа за нарушение п. 5.5 технического регламента от 2023 года нет, как нет и штрафов, дисквалификации и других видов наказания за несоответствие этому нормативному акту. Действующий Кодекс об административных правонарушениях просто не предусматривает такого.
За нарушение условий эксплуатации транспортных средств по ПДД по части 1 статьи 12.5 КоАП может быть выписан только штраф в размере 500 рублей или даже предупреждение. Но не надо путать эти 2 нормативных документа — обязанность переобуваться нигде не прописана, а езда на шипах летом — в регламенте, в правилах не было и нет ни слова о сезонности использования резины.
Актуальную редакцию всех штрафов ГИБДД вы можете проверить самостоятельно поиском, и вы не найдете здесь ни одной санкции, которая будет применяться за нарушения регламента, а также действующих в России ГОСТов.
Мнение эксперта
Юрий Панченко Инструктор по вождению, правозащитник, автор книг. Опыт 10 лет.
Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств содержит все требования ко всем транспортным средствам, выпускаемым и эксплуатируемым на дорогах Российской Федерации.
К сожалению, с момента его принятия соответствующие поправки в ПДД так и не были приняты. Получилась юридическая коллизия: с одной стороны, неисправности, при которых эксплуатация запрещена, приведены в основных положениях о допуске к эксплуатации, и по этому списку годами никто не работал. С другой стороны, в техническом регламенте есть аналогичный, но более полный перечень.
Сегодня, к сожалению, эксплуатация автомобиля штрафуется только за неисправности, перечисленные в основных правилах допуска. Поэтому штрафа за езду на машине с зимней резиной летом и с летней зимой нет и, видимо, не скоро появится. И поэтому водители продолжают разъезжать по дорогам, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью окружающих.
Самостоятельно или доверить спецам?
Какую резину выбрать на зиму — с шипами или без? Мнение эксперта
Если у вас есть один комплект колес, обратитесь в шиномонтаж. Минусы очевидны: потеряете время в очередях, дадите несколько тысяч на переобувание, да и в спешке работники могут накосячить. Но не нужно пачкаться и прилагать усилия.
Удобно, если у вас есть полный комплект зимних колес и вы сами в состоянии их переставить в гараже или на стоянке. Тогда вы сможете переобуваться, когда вам удобно.
В этом случае совершенно не нужно балансировать колеса. Ехать после смены обуви со скоростью 80-120 км/ч. Если вибраций нет, то и беспокоиться не о чем. Если появляются побои, загляните в шиномонтаж, когда спадет сезонный ажиотаж.
Либо балансировочная машина работает, либо рабочий сжульничал. Эти два груза можно заменить одним и меньшим грузом, прикрепленным примерно посередине.
Но есть требования к любым видам резины
А есть такие, которые уже прямо и четко прописаны в ПДД, конкретно в перечне условий, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. В этом приложении есть целый раздел, который содержит список неисправностей, при которых нельзя ездить по дорогам общего пользования.
Износ
Для летних и зимних шин действуют разные уровни возможного износа, ниже которого ездить нельзя.
На «лето» нельзя ездить на шинах с глубиной протектора:
- менее 0,8 мм для мотоциклов, скутеров и мопедов,
- менее 1 мм для грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн и их прицепов,
- менее 1,6 мм для легковых и грузовых автомобилей до 3,5 тонн и их прицепов,
- менее 2 мм для всех типов автобусов (с количеством сидячих мест более 8).
А вот для зимы деления на категории автомобилей нет — допустимый износ у них одинаков — не менее 4 мм, и здесь неважно, есть ли у вас шипы. Поэтому, если износ зимних шин менее 4 мм, их необходимо менять на летние шины, если конечно ваша летняя резина соответствует ПДД по износу.
Повреждения
Также запрещается управлять транспортным средством с дефектами рабочих характеристик шин, в том числе следующими:
- рваные травмы и порезы (в том числе боковые), если виден резиновый шнур,
- расслоение протектора,
- расслоения на стволе,
- плоские шины.
Разные шины
Нельзя ездить на колесах в следующих случаях, когда шины на них разные на одной оси (одна передняя или задняя слева, другая справа):
- по размерам (радиус, ширина и высота профиля),
- по конструкции (радиальные и диагональные),
- один с камерой, другой — бескамерный,
- разные модели,
- покровителя.
Также важно знать, что запрещается использовать колеса с разной резиной по наличию шипов: если все нешипованные и хотя бы одна шипованная, и наоборот.
Давление и балансировка
В случае, если сменный комплект колес ставится на отдельные диски, перед установкой на машину проверьте давление в них. Если шина сдулась во время хранения, ищите причину – воздух просто так не уходит. Под тяжестью автомобиля утечка воздуха будет только увеличиваться, и на следующее утро после «переобувания» вас будет ждать спущенная шина, если вы не устраните ее заранее.
Не забывайте, что давление в шинах разного размера может различаться — старую не накачивайте, привыкните за полгода. Рекомендуемое давление в шинах для разных размеров шин указано на наклейке в дверном проеме.
Не забывайте о важности балансировки колес: она обеспечивает плавность вращения, отсутствие вибраций на руле и кузове, а также экономит ресурс ступичных подшипников. Балансировка обязательна для каждого колеса автомобиля, в том числе и для запаски – на случай аварийной установки на дороге, а также при плановой перестановке шин.
Даже если вы используете два комплекта колес на разных дисках, перед установкой проверьте балансировку каждого колеса. В течение сезона рисунок шин изнашивается (не всегда равномерно), а установленные грузы часто сваливаются – в результате может нарушиться балансировка колес.