Бензины 92 и 95 различаются по октановому числу. Достигают повышения октанового числа за счет использования присадок. Присадки в современных бензинах основаны на смеси спиртов и эфиров, т.е из-за них повышается октановое число. Из этого следует, что чем выше октановое число (число) современного бензина, тем труднее воспламенение бензина из-за большего содержания спирта и эфиров и горения при более высоких температурах.
- Какой бензин лучше заливать зимой – 92 или 95?
- Правда и вымысел о разновидностях бензина
- Как повысить октановое число при помощи присадок
- Какой бензин лучше?
- Детонация и ее вред
- Зимний и летний бензины
- Присадки в бензин
- Как определить октановое число бензина
- Что такое октановое число
- Влияние степени сжатия на выбор топлива
- Маркировка рекомендуемого топлива на крышке бензобака
- Собрание заблуждений
- Влияние 92 и 95 бензина на поведение автомобиля
- К чему приводит смешивание двух типов бензина
- Актуальность 92 бензина
- Можно ли смешивать АИ-92 и АИ-95
- Опасность детонации и степень сжатия
- Наиболее чувствительные к качеству топлива автомобили
- Мифы про различия 92 и 95 бензина
Какой бензин лучше заливать зимой – 92 или 95?
Обратите внимание: Раньше не было жесткой стандартизации бензина, и топливо АИ93 все еще было распространено в Советском Союзе. В его составе были присадки на основе свинца, благодаря чему такое топливо лучше разгоралось и отлично показало себя в плане экономичности. Однако из-за вредности свинца такой бензин был запрещен.
Из вышеизложенного следует, что чем ниже октановое число современного бензина, тем легче он воспламеняется при низких температурах из-за меньшего содержания спирта и эфиров. Получается, что 92 бензин зимой лучше 95.
С теоретической точки зрения все именно так, но на практике следует учитывать ряд других нюансов. Например, не все современные двигатели рассчитаны на работу с 92-м бензином, и переход на него может негативно сказаться на работе, а то и стать причиной отказа двигателя. Нельзя также забывать, что цена 95-го бензина выше не просто так. Повышенное содержание присадок в топливе приводит к снижению расхода, улучшению экологических показателей, плавности работы и меньшему негативному воздействию на агрегаты двигателя.
Исходя из вышеизложенного, следует понимать, что критической разницы в том, какой бензин использовать зимой, нет. Если двигатель еле заводится на 95 бензине, но производитель предусмотрел возможность его использования на 92 бензине, можно попробовать залить. В других ситуациях это не имеет особого смысла.
Важно отметить еще один факт, воспламенение бензина также зависит от параметра давление насыщенных паров бензина (НДП), которое еще называют давлением пара. Летом этот параметр в топливе, которое можно залить на АЗС, составляет около 80 кПа, а зимой производители бензина увеличивают его до 90-100 кПа, что увеличивает вероятность воспламенения при низких температурах.
Обратите внимание: Вы можете попросить сотрудников АЗС поинтересоваться показателем ДНП имеющегося в ТРК бензина, в их обязанности входит проверка давления паров при приеме партии топлива.
Правда и вымысел о разновидностях бензина
Часто приходится слышать, что двигатель должен заводиться лучше и быстрее, если октановое число выше. Из этого следует, что в морозы необходимо заправлять 95-й бензин, а еще лучше — 98-й. Вроде бы все очень просто. Возможно, в советское время, когда можно было заправляться на АИ93, это могло сработать, потому что были (пусть и крайне вредные) присадки на основе свинца, которые заставляли бензин работать на все 100%. Но сейчас этот вид бензина запрещен, а присадки к топливу делаются на основе эфиров или спиртов. Именно из-за них повышается октановое число, и они горят при более высоких температурах.
Следовательно, чем выше октановое число, тем сильнее воспламеняется бензин. Причина проста — больше спиртов и эфиров. Поэтому, если уже принято решение манипулировать разными видами топлива, наоборот, следует заливать 95-й бензин летом и 92-й бензин зимой. Но это только при наличии не только желания автомобилиста, но и одобрения производителя автомобиля. При отсутствии допусков такие эксперименты крайне нежелательны.
Объясняется это тоже достаточно просто, так как в 92-м бензине меньше эфиров и спиртов, а значит, и больше бензина. Так что по теории горючесть должна быть выше. Тут многим будет непонятно, почему тогда 95 дороже, если 92 так хорош для зимы?
На самом деле преимущества 95-го бензина далеко не мифические. Словом, благодаря большему количеству присадок расходует несколько меньше, двигатель работает ровнее (хотя и ненамного), а выхлоп не так сильно загрязняет воздух, что в наше время более чем актуально. Однако холода берут свое.
И стоит ли доверять? Пожалуй, не стоит, так как подавляющее большинство автомобилистов вообще не заблуждаются этой проблемой. Поэтому, чтобы получить точный ответ и выявить победителя, необходимо провести массу тестов, исследований и анализов, и это в дураках. И только после этого можно будет сказать, у какого бензина лучше горючесть. А так как таких испытаний пока никто не проводил, то и жесткой привязки бензина к температуре пока нет. Однако это такой крайне интересный показатель, как ДНП (давление насыщенных паров бензина).
Как повысить октановое число при помощи присадок
Повысить октановое число можно с помощью различных присадок:
- Тетраэтилсвинец, металлические добавки. Допускается в разы повышать горючесть, но очень вреден, поэтому запрещен. Они содержат свинец, который при сжигании образует вредные свинцовые пары.
- Никелевые, марганцевые добавки более безопасны для человека. Отличный прирост октанового числа. Для смешивания достаточно 10% от общего количества топлива. Самый большой минус – это остатки копоти после горения. Он образуется в камере сгорания, выхлопной системе, попадает на различные датчики и выводит их из строя.
- Этиловые, спиртовые соединения. Самый экологичный. Достаточно всего 10-15 процентов от общего объема топлива. Самым большим недостатком является воздействие на пластиковые, резиновые элементы двигателя, прокладки, сальники. Присадки разъедают резиновые элементы, что приводит к утечкам и нарушению герметичности. Преимуществом является полное удаление нагара из камеры сгорания.
Присадки повышают октановое число автотоплива, но негативно влияют на сам агрегат. Топливо лучше использовать на проверенных станциях.
Какой бензин лучше?
Вопрос популярный, но бессмысленный. ГОСТ говорит, что характеристики разных марок стандартного бензина одного экологического класса ничем не отличаются, кроме октанового числа. Здесь в рамках разных экологических классов есть отличия, а у нас только один класс — пятый. Получается, что все качественные, ГОСТовские бензины практически одинаковы? Если не вдаваться в подробности, понятные только специалистам, будет так.
Хотя ГОСТ все же предусматривает некоторые отличия, они связаны не с маркой топлива, а со временем года.
Детонация и ее вред
При нормальной работе двигателя топливно-воздушная смесь в цилиндрах воспламеняется от искры, создаваемой свечой зажигания. Но иногда смесь может воспламениться сама по себе, без искры. Это хорошо для дизельных двигателей, но крайне вредно для бензиновых. Скорость горения в этом случае значительно выше — топливо сгорает со сверхзвуковой скоростью. Давление в цилиндре нарастает быстрее. Двигатель находится под большой нагрузкой. К этому добавляется повышение температуры и локальный перегрев деталей в зоне детонации.
Склонность двигателя к детонации зависит от множества различных причин: от конструкции камеры сгорания, рабочей температуры, состава смеси, нагрузки двигателя. Но самое главное — это степень сжатия: чем она выше, тем больше вероятность детонации. Следовательно, для современных двигателей с высокой степенью сжатия требуется бензин с высоким октановым числом. Ну кто сейчас помнит некогда популярную марку бензина 76 или даже 72?
Зимний и летний бензины
Все автовладельцы знают, что дизель бывает летний и зимний. Но это летний и зимний бензин? Мало кто знает, что он также различается в зависимости от сезона.
Разница между летним бензином и зимним бензином заключается в более низком давлении паров. Для теплого сезона она должна быть равна 35-80 кПа, а для холодного сезона — 35-100 кПа. Поэтому зимнее топливо летом может привести к деформации топливного бака, детонации и другим неприятным последствиям. А летом — зимой не позволит быстро запустить двигатель при очень низкой температуре окружающего воздуха, так как испаряется намного хуже.
Чтобы понять, какой бензин лучше воспламеняется в морозы, стоит знать, что топливо для каждого сезона отличается еще и фракционными свойствами. Летний имеет более тяжелый фракционный состав. Температура кипения составляет 110 градусов по Цельсию, а зимняя температура составляет 100 градусов. Кроме того, в нем содержится повышенное количество легких фракций. Это означает, что двигатель автомобиля лучше запускается в холодную погоду.
Такая характеристика, как давление насыщенных паров (НДП), влияет на запуск двигателя автомобиля
Когда вы знаете, на каком бензине автомобиль лучше заводится в мороз, вам следует покупать зимние сорта топлива. Топливо доставляется на большинство онлайн и крупных АЗС в зависимости от сезона. Существует правило, что летний и зимний бензин должен поступать на АЗС строго в определенное время. Для разных регионов страны она разная. В средней полосе летнее топливо реализуется с начала апреля до начала октября. В остальные месяцы на заправках доступны только зимние варианты. В регионах с холодным климатом можно постоянно продавать зимнее топливо, а в теплых – летнее. Следует отметить, что это требование строго соблюдается только крупными компаниями. Небольшие заправки могут продавать топливо не в сезон. Поэтому во избежание проблем с запуском и неполадок в топливной системе автомобиля рекомендуется заправляться на известных сетевых АЗС.
Присадки в бензин
Автолюбители часто используют присадки, улучшающие качество бензина и облегчающие запуск силового агрегата. Особенно это касается зимы. Но эффективность многих из этих средств не доказана или полностью отсутствует. Единственным исключением являются осушители топлива, которые обычно используются зимой. В морозы в топливо часто попадает влага, что затрудняет запуск двигателя. Его наличие не исключено даже на фирменных заправках. Поэтому для решения этой проблемы рекомендуется использовать вытеснители воды. Они продаются во всех автомагазинах. Их стоимость невелика, и одного флакона обычно хватает на полный бак. Такая химия совершенно безопасна и очень эффективна.
Водовытеснители рекомендуются для более быстрого запуска автомобиля при отрицательных температурах воздуха
Как определить октановое число бензина
Для определения октанового числа используется специальный прибор УИТ-65. Имеет одну камеру сгорания с поршнем. Это однопоршневой двигатель внутреннего сгорания с несколькими топливными баками. С его помощью проводятся исследования, испытания двигателей топлива.
Установка УИТ-65 для определения октанового числа
Двигательным методом проверяют детонацию двигателя при изменении октанового числа топлива. Двигатель работает при 900 об/мин при температуре 147 градусов. Каждый образец топлива сравнивается с эталоном. Для точного определения существует стандарт детонации двигателя на том топливе, на которое рассчитан двигатель.
Методом исследования определяется влияние детонации на двигатель. Процесс аналогичен тестированию двигателя. Но в данном случае обороты двигателя 600 об/мин, температура 56 градусов. Контроль влияния октанового числа показывает разрушение деталей двигателя, снижение мощности, появление нагара.
Каждый водитель может самостоятельно проверить, какое топливо продается на заправках. Для этого нужен октанометр. В память загружаются все возможные виды топлива. Достаточно нескольких капель бензина, и уже через минуту прибор выдает точное октановое число.
Проверка бензина октанометром
Проверить это можно с помощью бумажки. На него нужно налить несколько капель и дождаться испарения. Чистое топливо не оставит пятен. Масляные пятна укажут на керосин или солярку в составе. Любые примеси снижают октановое число и увеличивают массу бензина.
Результаты проверки бензина листом бумаги
Что такое октановое число
Октановое число характеризует ударопрочность топлива. Предназначен для специальных одноцилиндровых установок. Для исследовательского и двигательного методов используется установочный — разница только в методике. Октановое число, определяемое исследовательским методом, всегда выше. В качестве эталона была взята смесь изооктана и н-гептана. Детонационная стойкость первого компонента принята за 100 %, второго — за ноль. Число на этикетке топлива означает процентное содержание изооктана в эталонной смеси. Октановое число 92 означает, что бензин устойчив к детонации в смеси, содержащей 92% октана и 8% гептана.
Влияние степени сжатия на выбор топлива
Важно понимать, что для разных двигателей создаются разные октановые числа. Особенности конструкции разделили их на группы по степени сжатия.
Чем выше степень сжатия, тем выше КПД двигателя. Но есть и недостаток: высокая степень требует от топлива максимальной детонационной стойкости. Поэтому высокотехнологичные автомобили премиум-класса рекомендуется заправлять топливом 98 и выше – из-за высокой степени сжатия в таких автомобилях детонация может возникнуть даже при использовании 95 бензина.
Для автомобилей с высокой степенью сжатия требуется топливо с октановым числом не менее 95 единиц.
Очень чувствительны к топливу и автомобили с турбированными двигателями, для которых характерна высокая степень сжатия. Возникновение детонации в таких устройствах наносит больший ущерб, чем в атмосферных.
Распространенные двигатели с высокой степенью сжатия:
- TFSI/FSI от Volkswagen Group;
- Скайактив от Мазды.
Маркировка рекомендуемого топлива на крышке бензобака
Автомобили американского производства имеют на крышке бензобака символы AKI, обозначающие индекс детонационной стойкости, но некоторые водители ошибочно полагают, что символ «AKI93» указывает на рекомендацию заправлять автомобиль 95-м топливом.
Исправляет настройку AKI на октановое число | |
Американская аббревиатура | Европейская аббревиатура. |
АКИ 87 | АИ-92 |
АКИ 91 | АИ-95 |
АКИ 93 | АИ-98 |
Собрание заблуждений
Сначала несколько самых вопиющих мифов о чудодейственных или ужасных свойствах высокооктанового бензина:
- Использование высокооктанового топлива вместо рекомендованного снизит расход. Расход топлива по маркам на одном и том же двигателе различается незначительно. Возможно, вы уменьшите расход на десятки или даже сотни граммов, но более высокие затраты на топливо не сэкономят деньги. Разница в цене 92 и 98 больше десяти рублей! Так что, немного сократив потребление, не стоит рассчитывать на экономию. Гораздо проще снизить расход топлива на литр — другое, изменив стиль вождения.
- Высокооктановый бензин вреден, потому что горит дольше. А выпускные клапаны долго не протянут. Если в двигатель, рассчитанный на семьдесят второй, залить девяносто восьмой бензин, а этого не может случиться: что Порше хорош, победа — смерть! Под отличие октанового числа от нормы на несколько единиц успешно подстраивается электронная система управления современного двигателя. Да и истории с долгим горением восходят ко временам этилированного бензина. Тетраэтилсвинец сейчас полностью запрещен, как и другие металлосодержащие добавки. А спирты и эфиры, используемые для повышения такого показателя, как октановое число, не замедляют горение.
- Какой бензин лучше воспламеняется и увеличивает мощность двигателя? Конечно 98-й! Все с точностью до наоборот – низкооктановый бензин лучше воспламеняется и вызывает детонацию.
Отдельный раздел для тех, кто в целях экономии готов использовать топливо с более низким октановым числом, чем рекомендуется. Делать это не обязательно: металлический звон из-под капота не обязательно будет громким, но финалом истории могут стать оплавленные поршни.
Влияние 92 и 95 бензина на поведение автомобиля
Более высокое октановое число дает больше мощности. Но этот прирост будет минимальным для двигателей простой конструкции, он будет ощущаться только на высоких оборотах, а прирост КПД будет незначительным.
Совет, как лучше заправить машину бензином: Если вам нужно топливо для увеличения мощности, 95-й бензин — не лучший вариант. Разница в поведении машины на 92 и 95 минимальна, а 98 поможет реализовать больше мощности.
С поведением машин на разных октановых числах все неоднозначно. Наиболее важным аспектом является то, на какое топливо рассчитан автомобиль. Если конструкция ДВС автомобиля рассчитана на 95 бензин, а заправлен он 92, динамические характеристики будут значительно снижены. Обратный пример: в машине, рассчитанной на 92 бензин, при езде на 95 прирост мощности будет менее заметен.
Вывод: изменение октанового числа влияет на динамику. Потеря мощности при снижении октанового числа больше, чем прирост мощности при повышении этого показателя. Чтобы определить качество бензина 92 или 95 и что лучше, необходимо провести химический анализ на количество примесей.
К чему приводит смешивание двух типов бензина
Это распространенный миф, что смешивание двух видов топлива с октановым числом дает среднее арифметическое октановое число. Например, залейте половину бака 92, другую половину 95. По идее у вас должно получиться общее октановое число 93,5, но на практике оно будет другим. Топливо с разными номерами имеет разную плотность. Если смешать два носителя разной плотности, получится эффект наслоения. Более легкий высокооктановый бензин будет располагаться выше низкооктанового бензина.
Смешивание не дает никакого эффекта, поэтому нет смысла это делать.
Актуальность 92 бензина
Актуальность топлива с октановым числом «92» с каждым годом теряется. В Европе этот тип давно не используется. В других странах даже 95 практически не имеет значения. Это связано со сложной технической составляющей современных автомобилей. «Нежные» узлы топливной системы современных автомобилей быстро выходят из строя при заправке дешевым топливом.
Из-за этого бытует мнение, что современные автомобили ненадежны. Они ненадежны не по дизайну, а из-за неправильного использования. Для работы без поломок важно соблюдать два основных правила:
- заливать качественный бензин;
- проходить техническое обслуживание вовремя.
Вопрос о том, на каком бензине лучше ездить на 92 или 95, должен стоять на первом месте у автовладельцев. Можно провести аналогию с человеческим организмом, который будет в плохом состоянии при употреблении пищи, не рекомендованной врачами.
Разница в стоимости между 92 и 95 бензином минимальна: 4-5 рублей. Экономия на «копейке» приводит к значительным тратам на ремонт. Стоит ли ввязываться в это хозяйство и решать, чем лучше заправлять машину газом, решать каждому.
Специалисты рекомендуют заправляться тем топливом, которое указано в техническом паспорте автомобиля.
Можно ли смешивать АИ-92 и АИ-95
Многие автомобилисты, пытаясь снизить расходы на топливо, смешивают 95-й и 92-й бензин. При этом предполагается, что октановое число будет средним: в пределах 93-94. Это не верно.
Бензин 95 легче 92. Он чище, содержит этиловые присадки, повышающие степень воспламенения.
92 Менее очищен, с меньшим количеством присадок, он тяжелее 95. Поэтому эти 2 вида топлива нельзя смешивать до полной концентрации: они расслаиваются. При делении 92 меньше, 95 больше. При смешении сначала расходуется один вид топлива, затем другой. Пользы от этого не будет.
Опасность детонации и степень сжатия
Каждый двигатель имеет разную степень сжатия. Ниже этого коэффициента корректируется марка бензина. Топливо с высоким порогом воспламенения воспламеняется быстрее, что приводит к:
- детонация двигателя;
- нарушение такта;
- разрушение втулок поршневой группы;
- образование сажи.
Современные двигатели оснащены датчиками детонации. Эти приспособления помогут сгладить лишнюю вибрацию, сдвинуть угол опережения зажигания, но мощность не увеличится. Основная нагрузка останется на двигателе.
Расположение датчика детонации на двигателе автомобиля
Топливо с низким порогом воспламенения при сжатии повреждает двигатель. Преждевременное зажигание нарушит цикл двигателя, произойдет неконтролируемый рост температуры. От высокооктанового топлива часто прогорают поршни, выпускные клапана, вращаются коленчатые валы.
Современные агрегаты оснащены датчиком детонации, управляемым зажиганием, ЭБУ (электронным блоком управления), который учитывает смесь топлива, воздуха, детонацию, потерю или увеличение мощности. Любое изменение корректируется ЭБУ. Однако полностью полагаться на электронные системы не стоит, ведь регулировка может повлиять на состояние узлов двигателя, работающих под нагрузкой.
Степень сжатия отличается от сжатия двигателя. Этот момент очень важен. Компрессия — соотношение между объемом цилиндров и объемом камер сгорания. Компрессия – это давление воздуха в момент прекращения сжатия. Топливо должно гореть в камере при полном сжатии. Низкооктановые бензины имеют низкий порог воспламенения, поэтому воспламеняются не в камере сгорания, а в гильзе. Это увеличивает нагрузку на поршень, толкая его против движения.
Бензиновые двигатели отличаются степенью сжатия. Для двигателей с:
- подходит бензин АИ-92 на 10,5 атмосфер;
- 10-12 — АИ-95;
- 12 лет и старше — АИ-98.
Приятным бонусом перехода на низкооктановое топливо является более низкая цена. Скептики возразят, что из-за использования АИ-92 вместо АИ-95 при работе двигателя может возникать детонация, что негативно сказывается на ресурсе. Особенно этого боятся владельцы современных турбомоторов. При том, что производительность самой турбины никак не связана с октановым числом!
Так или иначе, но во-первых, детонация при переходе совершенно не обязательно должна произойти. Особенно учитывая сказанное выше о степени сжатия в двигателе. Во-вторых, любой современный двигатель оснащен октан-корректором, с помощью которого блок управления двигателем глушит детонацию в ручке.
Некоторые отмечают, что переход на 92 приводит к небольшой потере мощности двигателя и увеличению расхода топлива. Для зимы эти доводы тоже не особо актуальны, ведь в холодное время года у любого автомобиля повышается аппетит — за счет более длительного прогрева двигателя, например. А снижение мощности из-за низкооктанового топлива с лихвой компенсируется эффектом прироста за счет большего количества кислорода в поступающем в цилиндры воздухе — ведь утром все газы приобретают заметно большую плотность.
Наиболее чувствительные к качеству топлива автомобили
Бензин 95 или 92, что лучше решить невозможно. Каждый тип предназначен для определенной категории транспортных средств.
Автомобили немецкого производства считаются наиболее чувствительными к качеству топлива. Исключения есть только у моделей, предназначенных для внутреннего рынка: Volkswagen Polo, Skoda Rapid и другие бюджетные модели с атмосферным двигателем 1.6 BSE.
Агрегаты Audi, BMW и Mercedes работают с высокой степенью сжатия, что уже делает дешевое топливо для них непригодным. Но главная проблема не в высокой степени сжатия: температурный режим в 100-120 градусов создает еще больше условий для детонации. Владельцам таких автомобилей приходится выбирать не между 92 и 95, а между 98 и 100.
Audi менее чувствительна к качеству топлива, чем BMW. Баварские автомобили работают при температуре 120 градусов, а Audi – при 95-105.
Транспортные средства, чувствительные к качеству топлива:
- BMW;
- Ауди;
- Мерседес;
- Range Rover;
- Мазда.
Мифы про различия 92 и 95 бензина
Нередко при лабораторных исследованиях обнаруживалось, что 92 оказывался более качественным, чем АИ-95. Следует помнить, что октановое число не является основным показателем качества топлива. К основным показателям топлива относятся:
- коэффициент испарения;
- степень воспламеняемости;
- коррозионная активность;
- наличие примесей;
- склонность к закоксовыванию.
Оба вида бензина соответствуют единым европейским стандартам качества и отличаются только устойчивостью к самовозгоранию.
Ошибочно считать, что 95 бензин чище и лучше 92. На некоторых заправках 92 бензин с приведенными выше показателями лучше 95. Так что задавать вопрос «какой бензин 95 или 92 лучше» не корректно.
Еще одно заблуждение: езда на высокооктановом бензине более полезна для двигателя. Если агрегат не имеет высокой степени сжатия и турбины, то высокое октановое число, наоборот, приводит к значительному снижению ресурса. Это связано с более длительным временем воспламенения высокооктановых топлив, что вызывает повышение температуры и коксование масла.
Ездить на технически простом автомобиле на высокооктановом топливе нежелательно.
Использование бензина 95 или 98 на конструктивно простых двигателях оправдано при движении на высоких скоростях. При активном движении двигателю «легче» работать на топливе, ударопрочность которого выше.
Каждый вид топлива предназначен для конкретных двигателей. Поэтому ответ на вопрос «Какой бензин будет лучше в России — 92 или 95?» зависит от марки и возраста автомобиля.