Какое напряжение должно быть на аккумуляторе

Эксплуатация и Обслуживание

Напряжение аккумулятора под нагрузкой будет ниже, чем в состоянии покоя. По этому индикатору также можно судить об исправности аккумулятора.

Содержание
  1. Напряжение аккумулятора под нагрузкой
  2. Напряжение аккумулятора без нагрузки
  3. Как проверить остаточную емкость и замерить напряжение
  4. Таблица заряда АКБ
  5. Напряжение заряженного аккумулятора
  6. Нормальное напряжение аккумулятора
  7. Что если напряжение аккумулятора менее 12 В
  8. Как проверить норму напряжения аккумулятора
  9. Что делать, если разность потенциалов ниже 12,6 В
  10. Какое напряжение должно быть при заведенном двигателе
  11. Анализ причин разряжения аккумуляторной батареи
  12. Способы измерения напряжения аккумуляторов, степень разряженности которых неизвестна
  13. Измерение посредством мультиметра
  14. С применением нагрузочной вилки
  15. Нормальный вольтаж при подключении нагрузочной вилки
  16. Когда под рукой только мультиметр
  17. Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки
  18. Чем могут быть вызваны отклонения от нормы
  19. Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор
  20. Напряжение разряженного аккумулятора
  21. Зимой: каким должно быть напряжение полностью восстановленного аккумулятора автомобиля в мороз
  22. Напряжение аккумулятора зимой
  23. Причины низкого напряжения в аккумуляторе автомобиля
  24. Все способы проверки
  25. Мультиметром
  26. При работающем моторе
  27. При отключенном моторе
  28. Интересные факты из эксплуатации аккумуляторных батарей
  29. Батарея и стартер
  30. Мультиметр – аккумулятор – ЗУ
  31. Как правильно замерять напряжение на АКБ и в бортовой сети автомобиля
  32. Мультиметром или вольтметром
  33. Проверка и измерение нагрузочной вилкой
  34. Измерение плотности электролита
  35. Сколько ампер в заряженной АКБ
  36. Зависимость напряжения от плотности электролита

Напряжение аккумулятора под нагрузкой

Если блок управления показывает менее 9 В после подключения зарядного штекера, аккумулятор разряжен и его необходимо зарядить. Если после повторения процедуры ситуация не изменится, аккумулятор необходимо заменить на новый в ближайшее время.

Проверка мультиметром

  • Если нет возможности использовать зарядную вилку для проверки аккумулятора под нагрузкой, то можно воспользоваться цифровым мультиметром, а в качестве нагрузки включить пускатель двигателя.
  • Если при включении стартера напряжение в бортовой сети падает ниже 9 В, в этом случае также необходимо будет зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства. Также стоит проверить элементы проводки и потребителей электроэнергии на исправность.
  • Если утечки электричества в системе нет, а при полностью заряженном аккумуляторе снова будет наблюдаться чрезмерное падение напряжения, то аккумулятор следует заменить.
  • Если к аккумулятору не подключать мощные потребители электроэнергии, то напряжение при небольшой нагрузке изменится не слишком сильно.

Напряжение аккумулятора без нагрузки

Напряжение аккумулятора, к которому не подключены потребители электроэнергии, составляет 12,6 — 12,8 В. Если напряжение в состоянии покоя меньше этого показателя, это будет свидетельствовать о разряде аккумулятора или наличии короткого замыкания в некоторых банках.

использование аккумулятора с низким уровнем заряда обязательно приведет к образованию сульфата свинца на пластинах, что приведет к значительному падению емкости устройства.

Для точного измерения напряжения батареи без нагрузки обязательно снимите клеммы с проводов батареи непосредственно перед подключением измерительного блока.

Проверить вольтметром

Как проверить остаточную емкость и замерить напряжение

Первые параметры прописаны в инструкции по эксплуатации конкретной модели. Для определения остаточной емкости используются следующие методы:

  • подключение вилки нагрузки (постоянный ток);
  • измерение приборами на переменном токе.

Автовладельцы часто проверяют напряжение аккумуляторной батареи автомобиля, степень разрядки самостоятельно, исходя из знания взаимосвязи между этими двумя параметрами. Однако сделать достаточные выводы о работоспособности аккумулятора домашними методами невозможно – лучше заказать компьютерную диагностику в автосервисе.

Измерение напряжения осуществляется с помощью мультиметра, вольтметра и специальной нагрузочной вилки, при обрыве цепи. Если это невозможно, ошибка должна быть принята во внимание. Таким образом, нормальное напряжение автомобильного аккумулятора будет:

  • 12,5 — 13 В — при подключенном устройстве и выключенном двигателе;
  • 13,5 — 14 В — при включенном двигателе и выключенных источниках электропотребления;
  • 12,8 — 13 В — при работающем двигателе и подключенных источниках питания.

Испытание проводят при температуре 18-20 С.

Крайне важно поддерживать нормальное напряжение автомобильного аккумулятора. Роль автомобильного аккумулятора лучше всего проявляется, когда однажды утром машина отказывается заводиться, а владелец опаздывает на работу. Чтобы не столкнуться с проблемой севшего аккумулятора в неподходящий момент, необходимо регулярно проводить диагностику состояния. Если автолюбитель хочет поменять аккумулятор на более современный, он всегда может воспользоваться практичной опцией, которую предлагает интернет-магазин Wheels for Free: вернуть аккумулятор и получить скидку при покупке нового.

Таблица заряда АКБ

Определить уровень и время зарядки аккумуляторов можно с помощью так называемой «зарядной таблицы». Для этого нужно измерить напряжение на клеммах аккумулятора и по приведенным в нем данным рассчитать нужное значение в процентах. Из таблицы видно, что максимальное напряжение аккумулятора на автомобиле соответствует 12,73 вольта, а минимальное 11,51 вольта.

Напряжение заряженного аккумулятора

Если батарея полностью заряжена, значение напряжения будет зависеть от модели батареи. Если используется обычная сурьмяная батарея, минимальное значение этого показателя должно быть 12,6 В.

Для кальциевого аккумулятора этот показатель может быть несколько выше, а на клеммах гелевого аккумулятора этот параметр не должен опускаться ниже 13 В. При отклонении этого показателя от нормы аккумулятор необходимо зарядить током, равным 10 % от емкости батареи.

Если измерять напряжение аккумуляторной батареи при работающем двигателе, показания будут намного выше. При исправном аккумуляторе и релейном регуляторе напряжение на клеммах может достигать максимального значения 14 В.

Нормальное напряжение аккумулятора

Нормальное напряжение аккумулятора – это показатель, указанный в документации на источник питания. Если при покупке нового аккумулятора его не удается зарядить до значения, указанного в инструкции, такая неисправность будет являться гарантийным случаем.

Если реле-регулятор и генератор работают на автомобиле, аккумулятор будет автоматически заряжаться до нормального уровня во время эксплуатации автомобиля. Желательно на протяжении всего периода эксплуатации стараться использовать аккумулятор только при наличии нормального напряжения на клеммах.

При значительных отклонениях этого параметра в меньшую сторону в зимнее время года электролит в разряженном аккумуляторе может полностью замерзнуть, а летом интенсивнее будут разрушаться свинцовые пластины.

Температура
электролит
100% 75% 50% 25% 0%
48,9 12 663 12 463 12 253 12 073 11 903
43,3 12 661 12 461 12 251 12 071 11 901
37,8 12 658 12 458 12 248 12 068 11 898
32,2 12 655 12 455 12 245 12 065 11 895
26,7 12 650 12:45 12 240 12 060 11 890
21.1 12 643 12 443 12 233 12 053 11 883
15,6 12 634 12 434 12 224 12 044 11 874
10 12 622 12 422 12 212 12 032 11 862
4.4 12 606 12 406 12 196 12 016 11 846
-1,1 12 588 12 388 12 178 11 998 11 828
-6,7 12 566 12 366 12 156 11 976 11 806
-12,2 12 542 12 342 12.132 11 952 11 782
-17,8 12 516 12 316 12.106 11 926 11 756
Температура
электролит
100% 75% 50% 25% 0%
48,9 12 813 12 613 12 416 12 013 11 813
43,3 12 811 12 611 12 411 12.011 11 811
37,8 12 808 12 608 12 408 12.008 11 808
32,2 12 805 12 605 12 405 12.005 11 805
26,7 12,8 12,6 12,4 12,0 11,8
21.1 12 793 12 593 12 393 11 993 11 793
15,6 12 784 12 584 12 384 11 984 11 784
10 12 772 12 572 12 372 11 972 11 772
4.4 12 756 12 556 12 356 11 956 11 756
-1,1 12 738 12 538 12 338 11 937 11 738
-6,7 12 716 12 516 12 316 11 916 11 716
-12,2 12 692 12 492 12 292 11 892 11 692
-17,8 12 666 12 466 12 266 11 866 11 666

Что если напряжение аккумулятора менее 12 В

Не рекомендуется производить заряд естественным путем при таких перепадах ЭДС, то есть от генератора при работающем двигателе.

Аккумулятор сильно разряжен, поэтому необходимо использовать внешнее зарядное устройство с регулируемым выходным током.

Его устанавливают на уровне 10% от числового значения емкости аккумулятора, затем зарядку проводят по технологии, указанной в инструкции к данному типу аккумуляторов.

Может варьироваться в зависимости от типа батареи. В настоящее время используются аккумуляторы обслуживаемого и необслуживаемого типов, а также технологии AGM и Gel.

Как проверить норму напряжения аккумулятора

Различают три основных вида напряжения автомобильного аккумулятора: номинальное, нормальное (фактическое) и напряжение под нагрузкой.

Номинальное напряжение указано в различной технической литературе по автомобилям. Каждый водитель знает, что напряжение аккумуляторной батареи составляет 12 вольт. Это номинальное напряжение, то есть абстрактная величина.

Нормальное рабочее напряжение батареи, как обсуждалось выше, составляет от 12,2 до 12,7 вольт. Это мера напряжения батареи без нагрузки.

Напряжение под нагрузкой — один из важнейших параметров, позволяющих диагностировать работоспособность аккумулятора. Проверка проходит следующим образом:

  1. Нужен проверяемый аккумулятор (его необходимо снять с автомобиля) и «зарядная вилка”;
  2. Затем к аккумулятору прикладывается нагрузка с помощью зарядной вилки, которая в два раза превышает емкость аккумулятора. Пример: если батарея имеет емкость 65 ампер/ч, вы должны зарядить ее на 130 ампер;
  3. Нагрузка прикладывается примерно 3-5 секунд, в это время необходимо следить за показаниями вольтметра. Если напряжение не падает ниже 9 вольт, это говорит о том, что с аккумулятором все в порядке и он заряжен. Когда напряжение падает до 5-6 вольт, можно сказать, что такой аккумулятор нуждается в зарядке. Если напряжение после зарядки снова падает до 5-6 вольт при тестировании, это говорит о том, что аккумулятор неисправен.

Важно: После подачи напряжения «нагрузочной вилкой», через 3-5 секунд напряжение должно восстановиться до нормального значения (от 12,2 до 12,7 вольт).

Следует отметить, что напряжение в аккумуляторе зависит от плотности электролита, который в нем находится. В процессе разрядки аккумулятора расходуется кислота, которой в электролите около 35-36% от общего объема. За счет расхода кислоты снижается уровень плотности. В процессе зарядки аккумулятора процент кислоты восстанавливается.

Обратите внимание: по мере уменьшения плотности электролита напряжение уменьшается. Можно выделить следующую условную пропорцию: при напряжении аккумулятора 12,7 вольт плотность электролита в нем составляет 1,27 г/см3.

Что делать, если разность потенциалов ниже 12,6 В

  • Заряжать. 12,3-12,4 В. До этого напряжения можно разрядить автомобильный аккумулятор без особого ущерба для него. Свыше 60% степени заряда сульфатация происходит медленно. Для восстановления аккумулятора рекомендуется «гонять» током до 10% от емкости в течение 6-7 часов. Если изделие часто заряжается и держит норму в автономном режиме, поинтересуйтесь, почему батарея быстро разряжается, когда не используется.
  • Выполните десульфатацию. В незапускающихся случаях достаточно на несколько дней подключить десульфатор к клеммам аккумулятора, и емкость восстановится. Спецустройство дорогое, поэтому многие имитируют его функциональность, используя обычное зарядное устройство и лампу от автомобильной фары.

Какое напряжение должно быть при заведенном двигателе

Мы выяснили, какой заряд аккумулятора считается нормальным на полностью заряженном аккумуляторе, теперь поговорим о том, как измеряются показатели при работающем двигателе. При этом измерения должны показывать значения 13,5-14,0 В. Если мультиметр показывает 13,0-13,4 В, это свидетельствует о низком уровне заряда, а значит, энергия генератора будет использоваться для зарядки и достижения нормального пускового состояния аккумуляторной батареи двигатель.

К вашему сведению! Перед проведением замеров двигатель должен поработать не менее пятнадцати минут.

Затем включите все потребители энергии на автомобиле:

  • дальний свет;
  • магнитола;
  • максимально возможный режим работы системы отопления;
  • дворники;
  • обогреватели заднего стекла.

Прибор должен показать падение напряжения в пределах 0,2-0,3 В. Если при работающем двигателе падение напряжения больше, есть вероятность, что проблемы с генератором или реле-регулятором.

 Для тех, кто не знает, сколько вольт должен выдавать генератор, уточним: 13,5-14,5 В.

Анализ причин разряжения аккумуляторной батареи

При регулярном использовании автомобиля, профилактических осмотрах аккумуляторной батареи и проверке работоспособности генератора специальная зарядка аккумуляторной батареи не требуется. Заряжать автомобильный аккумулятор необходимо при неправильной эксплуатации, при полной разрядке (например, при невыключенных электроприборах) или сезонном обслуживании.

Заряженный аккумулятор может быстро разряжаться. Причины такой ситуации следующие:

  • Срок действия батареи истек, и ее необходимо заменить.
  • Вышла из строя динамо-машина, которая заряжает аккумулятор во время движения автомобиля.
  • Утечка электричества в электросети автомобиля.
  • Неисправности в электропотребителях (магнитола, сигнализация, электроусилитель руля, осветительные и информационные приборы и так далее).

Для решения проблемы быстрого разряда аккумулятора необходимо выявить и устранить проблему, выполнив технический осмотр автомобиля.

Способы измерения напряжения аккумуляторов, степень разряженности которых неизвестна

Чтобы узнать напряжение аккумулятора с неизвестными параметрами, нужен специальный измерительный прибор или устройство, моделирующее нагрузку в цепи разряда. Для этих целей традиционно используется мультиметр, тестер или так называемая «нагрузочная вилка».

мультиметр

Тесты батареи

Измерение посредством мультиметра

Чтобы определить напряжение автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра, необходимо сделать следующее:

  1. Возьмите прибор и переведите его в режим, соответствующий измерению («Вольты»).
  2. Затем на нем следует выбрать нужный предел чтения (до 20 вольт).
  3. После этого остается подключить щупы к полюсам свинцово-кислотного аккумулятора, и соблюдать полярность.
  4. Подключив их к плюсу и минусу, прибор выдаст нужное значение напряжения.

Дополнительная информация: Не беспокойтесь, если щупы подключены неправильно (перепутана полярность) в случае неправильного измерения).

В этом случае прибор просто покажет отрицательное значение, а абсолютное значение напряжения будет таким же.

С применением нагрузочной вилки

Более точное значение нужного параметра можно определить с помощью нагрузочной вилки. В состав данного устройства, на примере прибора модели Н-2001, входят следующие детали и принадлежности:

  • Корпус со встроенным вольтметром.
  • Спирали, имитирующие сопротивление нагрузки.
  • Кабель с зажимом «крокодил» на рабочем конце (необходим для удобного подключения к отрицательному полюсу аккумулятора).
  • Специальный датчик давления для подключения к плюсовой катушке».

Погрузочная вилка H-2001

Загрузочная вилка (сбоку)

При измерении напряжения без нагрузки подключите полюс «-» батареи к внешнему зажиму типа «крокодил», а щупом к полюсу «+», не нажимая на него. Значение напряжения батареи считывается по показаниям встроенного вольтметра.

При проверке под нагрузкой установите разъемный провод на клемму крепления нагрузки и соедините его с минусовой клеммой «крокодилом». Прикоснитесь датчиком давления к положительной клемме и протолкните устройство до упора. На дисплее отображается напряжение под нагрузкой.

Обратите внимание: Цифровые индикаторы дают более точные данные о величине напряжения автомобильного аккумулятора и поэтому пользуются спросом.

Большинство известных моделей погрузочных вил рассчитаны на работу при положительных температурах (от 1˚С до 35˚С). На рынке есть образцы, позволяющие проводить измерения при температурах до минус 25˚С. Но стоимость этих приборов во много раз превышает цену обычного счетчика.

Нормальный вольтаж при подключении нагрузочной вилки

Кстати, мы не нашли ни одной технически грамотной таблицы. Не исключено, что в руководстве пользователя есть обширная информация для более-менее серьезной продукции. А пока мы должны отослать вас к размытым кадрам, которые используют многие автомагазины.

Таким образом, аккумулятор считается исправным, если:

  • При подключении нагрузочной вилки напряжение не падает ниже 10 В первые 5-7 секунд.
  • После отключения нагрузки напряжение сразу восстанавливается до 12,6-12,7 В.
  • Температура в месте измерения не ниже +15°С.

Когда под рукой только мультиметр

Если диагностика спонтанная, нагрузочная вилка успешно имитирует пару «мультиметр + любой электроприбор из бортовой сети». В качестве груза на борту обычно используется комбинация «ближний свет + дальний свет», что отдает дань уважения советским водителям. Реже аккумулятор «нагружают» стартером. С учетом многих «но» смета выходит такая же приблизительная:

  • Напряжение не должно опускаться ниже 11,5 В при включении «скорости».
  • Напряжение не должно опускаться ниже 10 В при работе двигателя на холостом ходу со стартером.

Аккумулятор должен вернуться к напряжению «холостого хода» в течение первых 5-7 секунд после выключения электрооборудования. Также помните, что цифры относятся к летнему сезону.

К вашему сведению. Используйте режим очистки цилиндров на холостом ходу. Для этого полностью выжмите педаль газа и поверните ключ зажигания: стартер провернет коленвал, но двигатель не запустится из-за отсутствия искры и подачи топлива. Такой механизм предусмотрен в любом инжекторном автомобиле.

Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки

Такое измерение проводится на разряженном аккумуляторе. В неактивное состояние батарею обычно вводят ночью. После отключения клемм вечером имеем сбалансированную плотность электролита утром и реальный заряд без утечки тока при стоянке автомобиля.

сколько должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки
Для замеров подойдет мультиметр. Установите центральную ручку в режим постоянного напряжения с предельным значением «20», и устройство готово к использованию. Для фиксации напряжения прислоните один щуп к одному полюсу, другой к противоположному.

Обратите внимание на следующее! Помните о температуре – это обязательное свойство, без которого метод «без нагрузки» работать не будет.

Итого, 100% заряженный автомобильный аккумулятор без нагрузки показывает:

  • 12,7-12,9 вольт при +20…+25°С.
  • 12,8-13,0 В при -5…+5°С.
  • 12,9-13,10 В при -10…-15°С.

Примечательно, что напряжение выше 12,8 В держится недолго. Для того чтобы аккумулятор был постоянно заряжен даже зимой, плотность электролита в северных районах искусственно увеличивают с обычных 1,28 до 1,32 г/см3. На юге изделие чаще заряжают от сетевого зарядного устройства.

Чем могут быть вызваны отклонения от нормы

Основные причины нарушения корректной работы АКБ:

  • Гарантийный срок истек.
  • Постоянная перегрузка бортовой сети (мощная аудиосистема, кондиционер, дополнительные источники света, избыточные электропотребители).
  • Ошибка генератора: Аккумулятор не заряжается или заряжен не полностью.
  • Короткие замыкания и пробои на землю».
  • Сульфатирование электродов.
  • Недостаточный уровень электролита (утечка из-за механического повреждения корпуса).
  • Короткое замыкание внутри аккумулятора (повреждены пластины).
  • Перегрев и закипание электролита.

Диагностировать проблему с внутренними компонентами аккумулятора (электролитом, пластинами, электродами) можно по ряду признаков: быстрый разряд, сильный перегрев при зарядке от стационарного источника (зарядного устройства), скачки напряжения, потеря емкости. Неразборные батареи в таких случаях ремонту не подлежат. Если явных симптомов не обнаружено, корректную работу элементов пытаются восстановить с помощью циклической зарядки.

Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор

Ток, требуемый электросистемой каждого автомобиля, индивидуален и зависит от количества потребителей электроэнергии и их номиналов. А также зарядный ток должен быть достаточным для зарядки блока питания.

Стоит отметить, что показания ампер отображаются только тогда, когда есть нагрузка на электросистему автомобиля и поэтому аккумулятор разряжен. После запуска двигателя автомобиля зарядный ток составляет ок. 6-10 ампер и со временем уменьшается, т.к идет зарядка аккумулятора, который берет на себя основной расход энергии. Если включить дополнительное оборудование — фары, магнитолу или обогрев зеркал, то можно увидеть увеличение значений зарядного тока.

При покупке генератора обратите внимание на его технические характеристики, которые производитель указывает на крышке — именно здесь вы найдете информацию о том, какой ток будет подаваться на аккумулятор.

В таблице ниже вы можете увидеть примерные значения тока, которые показывает генератор при разных нагрузках.

Таблица 1. Сколько ампер выдает генератор под нагрузкой.

Напряжение разряженного аккумулятора

Если напряжение аккумулятора меньше 11,6 В, аккумулятор считается полностью разряженным. В этом случае работа источника питания невозможна, а для восстановления его работоспособности необходимо использовать зарядное устройство с питанием от сети 220 В.

Практически все свинцовые аккумуляторы чувствительны к полному разряду. Кислотно-кальциевые аккумуляторы могут потерять значительную часть своей емкости даже после однократного глубокого разряда. Устройство с сурьмой имеет большой допуск. Гелевые и AGM аккумуляторы наиболее устойчивы к полному разряду.

Зимой: каким должно быть напряжение полностью восстановленного аккумулятора автомобиля в мороз

12,9 В при -10…-15°С. Эта разность потенциалов соответствует 100% заряду аккумулятора. При отрицательных температурах протекание электрохимических реакций замедляется и это подтверждают факты:

  • При -30°C фактическая емкость аккумулятора составляет примерно 50% от номинальной емкости.
  • Плотность электролита 1,28 г/см3. Напряжение при -30°С — 12,4 В, а при +25°С — 12,7 В.
  • При температуре ниже -25°C аккумулятор перестает получать заряд от динамо-машины.

В холодных районах принято добавлять в электролит серную кислоту, тем самым повышая плотность. При 1,30-1,32 г/см3 напряжение автомобильного аккумулятора в холодную погоду должно быть 12,9 В без нагрузки (температура: -10…-15°С). При увеличении концентрации сернокислотного компонента не превышайте 1,35 г/см3, иначе он начнет разъедать пластины.

К вашему сведению. При разряде выделяется вода и плотность электролитической жидкости падает, что приводит к ее замерзанию при минусовых температурах. Лед деформирует пластины, что выводит аккумулятор из строя.

таблица напряжения автомобильного аккумулятора

Напряжение аккумулятора зимой

Зимой постоянный недозаряд аккумулятора может привести к значительному снижению плотности электролита, в результате чего жидкость внутри банок может замерзнуть. Замерзание электролита приводит во многих случаях к полной неработоспособности источника питания. Чтобы этого не происходило зимой, на клеммах должно быть не менее 12,5 В.

Если используется исправная модель аккумулятора, уровень заряда аккумулятора можно контролировать без использования вольтметра. Достаточно регулярно проводить замеры плотности электролита, которая для полностью заряженного аккумулятора должна составлять примерно 1,28 г/см3.

Батарея зимой

Причины низкого напряжения в аккумуляторе автомобиля

Причин резкого падения напряжения на полностью заряженном автомобильном аккумуляторе может быть несколько:

  • Аккумулятор изношен и подлежит замене.
  • Из-за неисправного генератора аккумулятор не получает необходимого заряда.
  • Бывает, что новый аккумулятор значительно теряет напряжение даже при полностью исправном генераторе. Это связано с утечкой тока из бортовой сети автомобиля. Причиной такой ситуации может быть любое электрическое оборудование на машине.

Все существующие причины падения напряжения автомобильного аккумулятора устраняются без особого труда, за исключением случая, когда аккумулятор исчерпал свой ресурс. В этом случае необходимо приобрести и установить новую батарею.

Неправильное использование автомобиля также может привести к снижению нормального напряжения аккумуляторной батареи автомобиля. Если автомобиль постоянно используется для поездок на небольшие расстояния, генератор не успевает полностью восстановить аккумулятор после запуска двигателя. Кроме того, снижение напряжения аккумулятора может происходить из-за невыключенного освещения салона, работы фар во время стоянки магнитолы и т.п. Даже один электроприбор, включённый во время стоянки автомобиля, может полностью «посадить» аккумулятор всего за несколько часов.

причины низкого напряжения в автомобильном аккумуляторе

не менее опасна зарядка аккумулятора (напряжение аккумулятора превышает 13 В). Чаще всего это происходит из-за некорректной работы генератора. В некоторых случаях автовладельцы намеренно перезаряжают аккумулятор для увеличения плотности. Когда напряжение батареи превышает нормальные значения, электролит начинает выкипать и срок службы батареи сокращается. Рассмотрим основные причины, которые приводят к зарядке автомобильного аккумулятора:

  • Реле, отключающее генератор после заряда аккумулятора до нормального напряжения, работает неправильно. Неисправность такого устройства приводит к тому, что зарядный ток продолжает течь после полной зарядки аккумулятора. Эту поломку легко устранить и стоит реле не очень дорого.
  • Выход из строя генератора. В этом случае ремонт будет дороже.
  • Неправильно подобранное оборудование для зарядки автомобильного аккумулятора.

Все способы проверки

Существует множество способов проверить напряжение автомобильного аккумулятора на степень разряда. Давайте рассмотрим их.

Мультиметром

Для проверки аккумуляторов «Акум», «Ватра» и других марок, устанавливаемых на автомобили «КамАЗ», «Вольво», «БМВ» удобно пользоваться мультиметром.

автомобильный мультиметр
Автомобильный мультиметр

Найти прибор можно в любом специализированном магазине, есть такой на заправке. Для разовых измерений проще взять мультиметр, хотя большинству водителей он нужен регулярно.

Цифровые устройства дороже механических, но они более удобны в использовании.

Скорее всего показания мультиметра и бортового компьютера будут отличаться.

Штатные блоки приборной панели часто выходят из строя, выдают небольшую ошибку, так как не подключены напрямую к аккумулятору. Обычно отклонения в меньшую сторону.

При работающем моторе

Мы выяснили, какое напряжение должно быть на заряженном автомобильном аккумуляторе, теперь рассмотрим порядок измерения показателей тока при работающем двигателе.

Важнейшим рабочим инструментом является мультиметр.

Сначала проведите измерения при работающем двигателе — в норме значение должно быть в пределах 13,5-14,0 вольт.

Если значение превышает 14,2 вольта, заряд низкий, генератор будет проводить энергию для зарядки аккумулятора. Завышенные показатели в зимнее время года в этом случае считаются нормой.

В высоком токе нет ничего плохого. Когда с электрооборудованием все в порядке, через 10 минут электронные части системы сбросят значения тока до стандартных максимальных 14 вольт.

При отсутствии этой реакции показатель постепенно не сбрасывается до оптимальных значений, и аккумулятор можно подзарядить. Он будет постоянно работать с максимальной эффективностью, электролит начнет выкипать.

Когда показатель меньше 13,0-13,4 вольта при включенном двигателе, можно говорить об отсутствии полного заряда. Не стоит сразу бежать в сервис, сначала замерьте показания при выключенных потребителях — это кондиционер, магнитола, фары, прикуриватель и т.д.

Возможен резкий перепад и при окислении контактов — проверьте их перед походом в сервис и при необходимости зачистите наждачной бумагой.

Другой метод проверки — при выключенных источниках питания, при работающем двигателе должно получиться 13,6. Проверить соответствие параметрам, если все в норме, включить ближний свет, при этом показатель должен упасть на 0,1-0,2 вольта.

Теперь включите музыку в машине, общую систему и других потребителей энергии. Действия выполняйте постепенно, при каждом новом включении потребителя параметр должен немного падать.

При резких скачках проблема, скорее всего, в системе генератора – он не работает на полную мощность, либо износились, загрязнились щетки.

Даже если все потребители энергии включены, показатель все равно в норме не опускается ниже 13 В. В противном случае аккумулятор начнет сильно разряжаться и полностью осядет.

Решением в этом случае является замена батареи.

При отключенном моторе

Также для выполнения работ понадобится мультиметр. Если показатель на клеммах ниже 11,8 вольт, машина, скорее всего, просто не заведется, придется включать с другой машины.

Нормальный показатель уровня при выключенном двигателе 12,5-13,0 вольт. Значение 12,9 означает, что батарея заряжена примерно на 90 %, 12,5 — наполовину, а 12,1 — на то, что осталось не более 10 %. Это расчеты на глаз, но ими пользуются многие автолюбители.

Важным нюансом проверки при заглушенном двигателе является то, что если двигатель только что был заглушен, значение будет одно, утром после простоя другое.

Оптимально измерять напряжение непосредственно перед поездкой. Уровень заряда аккумулятора указывает на его способность удерживать значения в течение нескольких дней. Если аккумулятор полностью заряжен и вы не ездили неделю и более, параметр резко упадет. То есть значение не является постоянным.

Интересные факты из эксплуатации аккумуляторных батарей

Сколько потребляет стартер зимой, какой минимальный порог напряжения для работы и сколько оборотов он может сделать при -20°C до того, как сядет аккумулятор? Как оценить состояние заряда аккумулятора только мультиметром и как часто нужно использовать зарядное устройство? Обо всем этом рассказывают эксперты журнала.

Батарея и стартер

Максимальный пусковой ток электродвигателя пускового механизма на переднеприводных Ладах не более 400 А. Зимой он обычно достигает 350 А. Летом требуется меньше — около 200 А.

Если сделать 5 последовательных попыток запустить двигатель при температуре -20°C, аккумулятор разрядится.
Результат достигается при определенных условиях:

  • Емкость аккумулятора — 60 Ач.
  • Товар заряжается: при комнатной температуре тестер показал 12,7 В.
  • Батарея ночевала на улице.
  • Продолжительность 1 неудачной попытки запуска составляет 10 секунд.
  • Машина Лада Приора.
  • Масло – полусинтетика Liqui Moly 10W-40.

К вашему сведению. После прогрева в помещении аккумулятор частично восстанавливается и может несколько раз крутить стартер.

11,9 В без нагрузки при +15°C — это минимальное напряжение, при котором двигатель еще может быть запущен. Но ситуация опасная, так как при 11,9 В и ниже продолжается сульфатация.

напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора

Мультиметр – аккумулятор – ЗУ

Для оценки степени заряженности аккумулятора разработаны таблицы, связывающие напряжение на клеммах с % заряда по шкале от 0 до 100%. 10,8 В считается критическим. Это глубокий разряд. Обычная батарея не может выдержать более 2-3 таких экстремальных условий.

Раз в два месяца при смешанном цикле вождения. Это частота зарядки аккумулятора летом, весной и осенью. Зимой периодичность увеличивается до 2-3 недель при -10°С над бортом. При эксплуатации при температуре ниже -25°C зарядку следует производить один раз в 5 дней.

Как правильно замерять напряжение на АКБ и в бортовой сети автомобиля

Повторимся, что напряжение аккумулятора является показателем рабочего состояния. Существует несколько способов его измерения:

  • с помощью мультиметра или вольтметра;
  • используйте погрузочную вилку;
  • путем измерения плотности электролита.

Давайте рассмотрим каждый из этих вариантов более подробно.

Мультиметром или вольтметром

Какое напряжение должно быть на заряженном автомобильном аккумуляторе

Для измерения напряжения на аккумуляторе многие используют простой и очень давно применяемый, а потому проверенный способ – с помощью мультиметра. Этот прибор позволяет производить измерения с точностью до десятых и даже сотых долей вольта.

Важно! Для получения достоверных результатов необходимо, чтобы с момента последней зарядки или разрядки прошло 4-5 часов. За это время напряжение стабилизируется.

Для измерения установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и предел измерения ближайший к 12 В, обычно 20 вольт, он обозначается «20 DCV”.

Какое напряжение должно быть на заряженном автомобильном аккумуляторе

Если требуется более точное измерение уровня заряда аккумулятора, необходимо использовать специальные зарядные устройства, имеющие память и микропроцессор. С их помощью можно отслеживать и сравнивать не только процесс разрядки, но и нормальную зарядку аккумулятора за определенное количество циклов.

Проверка и измерение нагрузочной вилкой

Какое напряжение должно быть на заряженном автомобильном аккумуляторе

Суть этого метода проверки нормального напряжения аккумулятора предельно проста – измерения проводятся под нагрузкой, что позволяет точно оценить состояние аккумулятора.

Чтобы было понятно, давайте рассмотрим пример. Если проверяется батарея емкостью 60 Ач, то минимальное значение нагрузки должно быть 120 А. Используется в течение 3-5 секунд.

Измерение плотности электролита

Для автомобилей, оснащенных исправными жидкостными батареями, состояние заряда можно определить путем измерения плотности. Взаимосвязь между этими параметрами наглядно показана в таблице ниже.

Уровень заряда (%) Плотность электролита (г/см3)
100 1266
95 1258
90 1250
85 1242
80 1234
78 1226
70 1219
65 1212
60 1205
55 1198
50 1191
40 1177
тридцать 1163
20 1149
10 1,135

Справедливости ради следует отметить, что информация в таблице действительна для аккумуляторов, эксплуатируемых в средней полосе. В зависимости от климатических условий показатель нормальной плотности меняется:

  • 1,27-1,29 г/см3 — для холодных районов и в любое время года;
  • 1,25-1,27 г/см3 — как мы уже говорили, для средней полосы;
  • 1,23-1,25 г/см3 — места с высокой среднегодовой температурой воздуха.

К вашему сведению! Герметичность проверяют один раз в 3 месяца. Недопустимы даже незначительные отклонения от нормы.

Сколько ампер в заряженной АКБ

Чтобы справиться с этой проблемой, вам необходимо ознакомиться с данными аккумулятора, которые вы найдете на этикетке. Имеется в виду нормальный заряд автомобильного аккумулятора и емкость изделия. Если она 60 А/ч, то аккумулятор (при полной зарядке) способен отдавать ток 5 А в течение 11 часов. Чтобы понять, сколько ампер в автомобильном аккумуляторе, нужно подключить его к зарядному устройству. Если этого не сделать и клеммы на изделии свободны, то значение тока будет равно нулю.

Стоит отметить, что показания тока для разных моделей аккумуляторов будут сильно различаться. Сколько ампер разряжает автомобильный аккумулятор? Это связано с нагрузкой. Чем он выше (до определенного предела), тем больше энергии излучает батарея. Например, при запуске двигателя сила отдачи аккумулятора составит 125 А при средней пусковой мощности 2000 Вт. Также существует зависимость от температуры окружающей среды. В мороз работоспособность аккумулятора начинает снижаться из-за снижения скорости химических реакций, снижается напряжение на клеммах аккумулятора, увеличивается нагрузка и значение I возрастает до 500, а иногда даже до 800 ампер. Выходной уровень зависит от внутреннего сопротивления: чем меньше, тем лучше. Для достижения нормального напряжения автомобильного аккумулятора конструкторы используют специальные материалы для изготовления пластин, принимают меры для лучшего контакта их с раствором.

Зависимость напряжения от плотности электролита

Уровень заряда аккумулятора напрямую зависит от плотности электролита. Если аккумулятор исправен, уровень заряда можно достаточно точно измерить без использования тестера.

С помощью ареометра измеряют плотность, отбирая небольшое количество электролита из каждой банки прибора. Максимальная плотность смеси серной кислоты и воды в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,3 г/см3.

Следует следить за этим показателем, если машина эксплуатируется в холодную погоду. Летом он может питать аккумуляторы плотностью 1,26 г/см3 и выше. Если плотность электролита находится в этих пределах, напряжение на клеммах будет ок. 12,7 В. Падение плотности также приводит к пропорциональному уменьшению разности потенциалов на клеммах аккумулятора.

Особенно сильно этот показатель может снизиться, если в корпусе аккумулятора есть течи, через которые будет вытекать часть электролита. Восстановить уровень электролита можно будет путем добавления дистиллированной воды.

Тарелка

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )