Двигатель внутреннего сгорания представляет собой сложную систему, чувствительную к неисправностям смежных узлов. Исходя из этого, причины расхода масла в бензиновом двигателе могут лежать на поверхности, а могут быть серьезно замаскированы.
- Почему может возникать повышенный расход масла?
- Система подачи воздуха в ДВС
- Неисправность клапанного механизма
- Неисправности турбокомпрессора
- Неисправности системы вентиляции картерных газов
- Некорректный состав смеси «топливо – воздух»
- Ухудшение свойств с течением времени
- Экстремальные условия эксплуатации автомобиля
- Какие характеристики масла влияют на расход
- О чем говорит показатель NOACK?
- Какой расход масла считается нормальным?
- Почему угорает масло в двигателе?
- Какое моторное масло меньше угорает в двигателе?
- Признаки угорания
- Какое масло не угорает в двигателе – ТОП-5
- 5 место – IDEMITSU SN/CF
- 4 место – SHELL Helix Ultra API SP
- 3 место — GT OIL PREMIUM GT GASOLINE
- 2 место — АСТРА РОБОТ HR High Resistance
- 1 место — XENUM© X1
- По маркам авто
- Устраняем повышенный расход масла
- Двигатель Отто постройки 1876 года
- Компонент 1: Испаряемость моторного масла, тест NOACK
- Компонент 2: склонность к угару моторного масла, типы модификаторов вязкости
- Типы модификаторов вязкости. Разрушение молекулы модификатора
- КатанаМакуриE7 10W-40
- Шелл Римула R5 M 10W-40
- Тотал Рубиа Политрафик 10W-40
- Шелл Римула R5 E 10W-40
- Газпромнефть Дизель Премиум 10W-40
- Мобил Делвак МХ Экстра 10W-40
- Лукойл Авангард Ультра 10W-40
- ТНК Революкс Д3 10W-40
- Диагностика
- Триботехнические присадки
- Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
- Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?
- Почему так важно решать проблему высокого потребления?
- Признаки угорания масла
- Впускная система
- Устранение наружных утечек.
- Группы базовых масел и их влияние на угар
- Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения
- Волна поддельного моторного масла: как не попасть на «левак»
Почему может возникать повышенный расход масла?
В этом случае целесообразно анализировать только те причины, которые конкретно связаны с поломкой или недостаточной регулировкой. Около 85% всех случаев повышенного потребления можно свести к 6 основным причинам.
Система подачи воздуха в ДВС
Автовладельцы часто не заменяют фильтрующий элемент в магистрали подачи воздуха к двигателю внутреннего сгорания. Со временем там скапливаются загрязнения, появляются отверстия, что способствует проникновению загрязнений в камеру сгорания. Если это твердые частицы, то они оставляют царапины и следы на рабочей поверхности цилиндропоршневой группы. В них скапливаются остатки фрикционной жидкости, которые затем выгорают при добавлении топлива.
Длительное повторение этого процесса приводит к накоплению абразивной грязи внутри канавок поршневых колец. Происходит уменьшение диаметра и уменьшение плотности всего блока. Автовладелец может зафиксировать этот процесс по так называемому «расходу масла».
Неисправность клапанного механизма
Еще одной причиной попадания масла из соответствующего контура в камеру сгорания может быть потеря свойств маслосъемных колпачков. Часто можно встретить ситуацию, когда они со временем стали слишком жесткими, и перестают работать. Направляющие втулки также играют значительную роль в клапанном механизме. Они могут создавать зазоры клапанов, что в конечном итоге приведет к попаданию масла в камеру сгорания. Дальнейшие события будут развиваться по сценарию «накопление продуктов сгорания в кольцах — повышенный износ — масложор».
Неисправности турбокомпрессора
Особенности конструкции турбокомпрессора предполагают поступление небольшого количества фрикционной жидкости в камеру сгорания двигателя. Это связано с тем, что здесь используются динамические уплотнения вала с газом. Если турбина работает при экстремальных нагрузках (например, при агрессивном вождении или резком ускорении), разрежение на впуске и повышенное давление на выходе могут возникать одновременно. Это приводит к тому, что динамическое газовое уплотнение позволяет масляному туману проходить через него в камеру сгорания. Такую неисправность легко диагностировать, если осмотреть интеркулер – там будут следы смазки.
Для каждой конкретной модели автомобиля с турбированной силовой установкой производитель устанавливает нормальный расход масла двигателя. В случае износа или выхода из строя газодинамического уплотнения происходит повышенный расход масла на угар. Ищите причину проблемы в забитом воздушном фильтре или каталитическом нейтрализаторе.
Неисправности системы вентиляции картерных газов
Наиболее чувствительными местами в этом агрегате являются маслоотделитель (со временем теряет свою работоспособность) и клапан управления вентиляцией (возникают ошибки в режимах работы). Это приводит к попаданию большого количества жидкого масла в выпускное отверстие для воздуха. Дальше все происходит по известной схеме — износ цилиндро-поршневой группы заставляет двигатель потреблять масло на высоких оборотах.
Некорректный состав смеси «топливо – воздух»
Если электроника автомобиля неправильно регулирует пропорции топлива и воздуха при подаче в камеру сгорания, это также будет одной из причин угара масла в двигателе. Наиболее опасна ситуация, когда остается жидкое топливо. Смывает масляную пленку со стенок рабочей зоны, что создает сильное масляное голодание. Результат – износ цилиндропоршневой группы, потеря мощности и повышенный расход масла.
Аналогичная ситуация возникает и из-за сбоев в работе смежных систем. Это может быть отклонение в работе системы зажигания или загрязнение форсунок. Чаще всего такие проблемы преследуют водителей, которые предпочитают заливать некачественное топливо и пренебрегают прогревом двигателя.
Ухудшение свойств с течением времени
Причиной высокого расхода масла в бензиновом двигателе может быть не поломка, а превышение срока службы самой технической жидкости. Этот процесс называется старением, который ускоряется, если водитель практикует экстремальные условия вождения. Важно не превышать межсервисный интервал замены в 15 тысяч километров, а лучше делать это чаще. При ухудшении свойств фрикционные свойства практически исчезают. Происходит нагар, залегание поршневых колец и повышенный износ двигателя.
Экстремальные условия эксплуатации автомобиля
Наиболее распространенной причиной повышенного расхода масла в двигателе является несоблюдение водителем условий эксплуатации. Наиболее распространена ситуация, когда двигатель работает на минимально возможных оборотах холостого хода. Низкое давление в цилиндро-поршневой группе приводит к снижению эффективности работы маслосъемников. Это естественным образом приводит к сжиганию излишков и повышенному износу всей маслосъемной системы.
Какие характеристики масла влияют на расход
Чтобы узнать, какое масло меньше всего горит в двигателе, необходимо обратиться к характеристикам производителя. Все показатели, которые могут нам помочь, являются косвенными и не отражают фактического уровня отходов.
- Температура вспышки жидкости.
- Коэффициент испарения фрикционной жидкости.
Второй показатель встречается довольно редко, так как производители практически не предоставляют его в открытом доступе. А вот температуру вспышки можно легко найти в любом справочнике. Это показатель того, какая температура нужна для самовозгорания.
Это свойство напрямую зависит от состава моторного масла, а значит, для конкретной марки оно будет индивидуальным. Чем больше легких фракций, тем ниже необходимая температура воспламенения. Вы можете найти эту информацию на официальном сайте производителя в разделе технических характеристик (datasheet).
О чем говорит показатель NOACK?
Показатель NOACK – это индивидуальная характеристика конкретного силового агрегата, которая рассчитывается путем практических замеров. Летучесть NOACK показывает, сколько испарится за один час при поддержании постоянной температуры 250 градусов Цельсия. Чем ниже НОАК у масла, тем меньше проблем с расходом масла в двигателе будет у владельца в будущем. Замеры проводятся на заводе, включая этапы:
- Нагревает моторное масло, поддерживая постоянную температуру 250 градусов в течение 1 часа.
- Измерьте удельный вес жидкости и рассчитайте разницу от исходного значения.
Стандартным значением NOACK для минеральной композиции считается потеря от 22 до 25%, для синтетических и полусинтетических композиций от 8 до 10%. Эту информацию также можно найти в спецификации поставщика.
Исходя из этого, существует способ снижения расхода масла в двигателе. Для этого нужно выбирать фрикционные составы с минимальным значением NOACK и одинаковой вязкостью. Это позволит избежать образования толстой масляной пленки в цилиндропоршневой группе. Следовательно, процессы угара нефти будут снижены.
Какой расход масла считается нормальным?
Если сравнить разные классы автомобилей, то можно увидеть, что скорость расхода моторного масла сильно отличается.
- Легковые автомобили массой до 3,5 тонн характеризуются угаром в пределах 0,005-0,025% на каждые 100 литров переработанного топлива. В пересчете на абсолютные значения достигается примерно от 5 до 25 граммов на 1000 километров. Если двигатель имеет увеличенный пробег (от 200 тысяч километров и выше), показатель может возрасти до 0,1%, составив примерно 100 грамм. Если есть турбина, то угар будет еще сильнее.
- Грузовые автомобили массой более 3,5 тонн характеризуются угарным расходом в пределах от 0,3 до 0,4%. В абсолютном выражении это будет от 300 до 400 граммов на каждую 1000 пройденных километров.
При эксплуатации силового агрегата в условиях, близких к экстремальным, угар масла может приближаться к диапазону 0,4-0,6% на каждые 100 литров переработанного топлива. Если посчитать это в абсолютных числах на 1000 километров, то получится значение 500-700 граммов.
Дизельные двигатели потребляют больше масла – к приведенным выше цифрам следует добавить около 0,5%. Если к этому добавить турбину, пиковое потребление обычно может достигать 3-процентного порога.
Если был проведен капитальный ремонт, то это также станет причиной возгорания моторного масла. В этом случае показатель составит 0,35-0,55 литра на каждую 1000 км пробега.
Почему угорает масло в двигателе?
Часто можно встретить информацию о том, что масло, попавшее в рабочую зону цилиндра, должно сгореть. На самом деле это не так — верхний маслосъемник распределяет фрикционную жидкость пленкой в 10-20 микрон по рабочей поверхности. Толщина образующейся пленки будет влиять на количество излишков, которые будут гореть. Это зависит от режимов эксплуатации, пробега, фактического износа и ряда других параметров.
Например, выясним, почему возникает большой расход масла в двигателе объемом 2,0 куб.см. При образовании масляной пленки стандартной толщины 10 мкм в рабочую зону фрикционной жидкости попадет около 1,34 куб.см. Если бы произошло полное сгорание масла, то вся подача в систему была бы израсходована за 4-5 минут. На практике этого не происходит, так как выгорает только часть образовавшейся пленки.
Угара масла в двигателе обычно не происходит, если не допускаются высокие температуры. Это обеспечивается правильным функционированием контура охлаждения, отводящего избыточную температуру. Если водитель допускает агрессивный стиль вождения и резкие изменения скорости, двигатель греется сильнее обычного. В этом случае система охлаждения перестает работать эффективно и происходит неконтролируемый перегрев. Результат — жжение масла в двигателе.
Какое моторное масло меньше угорает в двигателе?
Для каждой конкретной марки производитель использует соответствующую группу базовых смазок. Последнее оказывает существенное влияние на расход масла на 1000 км. Связь с угаром заключается в повышенном износе резиновых уплотнений в цилиндропоршневой группе. Для автомобилей с пробегом более 150 тысяч километров рекомендуются моторные масла типа ПАО (на основе полиальфаолефинов методом гидрокрекинга). Это позволяет снизить износ и устранить одну из причин угара масла.
Можно встретить мнение, что при достижении пробега в 150 тысяч километров в двигатель необходимо заливать масло следующего класса вязкости. Например, ранее владелец использовал рекомендованную производителем марку 5W-30, но при достижении указанного пробега перешел на 10W-30. Это неправильная рекомендация по нескольким причинам, но в целом от рекомендаций производителя отступать не стоит.
- Если выбрать слишком жидкое масло, защитная пленка в рабочей зоне будет слишком тонкой, что приведет к масляному голоданию. Последнее вызовет повышенный износ и накопление шлифовальной пасты в уплотнительных кольцах;
- Если выбрать слишком вязкий состав, защитная пленка в рабочей зоне будет слишком толстой. Это приведет к тому, что остаток сгорит во время нормальной работы агрегата.
Признаки угорания
Чтобы узнать, горит ли моторное масло на автомобиле, следует проводить регулярные проверки. В первую очередь обратите внимание на уровень – он не должен серьезно меняться в процессе эксплуатации. Для измерения после стоянки ориентируйтесь на отметку «ХОЛОД» на щупе, а на прогретом двигателе смотрите на отметку «ГОРЯЧИЙ». Регулируемая частота измерений — не реже одного раза в 30 дней.
Также проверьте выхлопную систему. Настораживающим фактором должен стать серый цвет выхлопных газов. Такой оттенок они приобретают, если масло сгорает в рабочей зоне двигателя. При выключенном двигателе также следует осмотреть внутреннюю часть выхлопной трубы – если здесь появляется маслянистый ободок, то это свидетельствует о проблемах.
Какое масло не угорает в двигателе – ТОП-5
Если сравнить технические свойства моторных масел известных производителей, то заметно, что процент выгорания для синтетических продуктов редко превышает 14-15%, а для полусинтетических 20-21%.
На основании проверки масел на угар в экспертной лаборатории, а также практического опыта автомобилистов подготовлена оценка масел, которые не горят.
5 место – IDEMITSU SN/CF
Начинает оценку не выгорающих моторных масел производитель IDEMITSU (Япония). Продукт с маркировкой SN/CF представляет собой полностью синтетический компаунд, который производится путем гидролиза базового масла с добавлением пакета присадок для улучшения технологических свойств.
Производитель заявляет о полном соответствии стандарту API SN, что положительно скажется на скорости износа цилиндро-поршневой группы, накоплении нагара, а также запуске ДВС при отрицательных температурах. Заявленная температура вспышки составляет 238 градусов Цельсия, что подходит, когда двигатель потребляет масло.
- Индекс вязкости IDEMITSU SN/CF равен 167, что гарантирует сохранение текучести и смазывающей способности при любых температурах, независимо от сезонных колебаний.
- Устойчив к окислению кислородом на воздухе в условиях нагрева выше 100 градусов Цельсия, что предотвращает накопление нагара.
- Дополнительные присадки обеспечивают отсутствие низкотемпературных отложений.
4 место – SHELL Helix Ultra API SP
Следующая позиция принадлежит продукту британско-голландской компании SHELL под названием Helix Ultra. Состав полностью синтетический, с пакетом присадок, обеспечивающих повышенную защиту цилиндропоршневой группы от износа и равномерное образование масляной пленки в рабочей зоне.
Температура воспламенения этого продукта увеличена до 242 градусов Цельсия, что делает его более устойчивым к горению и отложению на поршневых кольцах.
- Разработка SHELL – это активные моющие присадки, помогающие удалить имеющиеся отложения.
- Выдерживает межсервисные интервалы даже более 15 000 км пробега.
- Стандарт API SN и индекс вязкости 168 позволяют рекомендовать эту марку для проблемных двигателей, потребляющих масло.
3 место — GT OIL PREMIUM GT GASOLINE
На третьем месте моторное масло премиум-класса PREMIUM GT GASOLINE от GT OIL. В основе состава базовые масла III группы, отличающиеся высоким индексом вязкости и комплексом присадок.
Преимущество в том, что данная марка сохраняет заявленный производителем показатель вязкости (170) на протяжении всего срока службы. Высокая температура воспламенения 245 градусов Цельсия делает этот фрикционный состав более устойчивым к экстремальным условиям и перегреву.
- Комплексная группа присадок обеспечивает более стойкую масляную пленку, которая также очищает цилиндропоршневую группу от продуктов сгорания.
- Одобрено для использования в бензиновых и дизельных двигателях с турбиной.
- Низкая летучесть и улучшенная текучесть для равномерного распределения в контуре.
2 место — АСТРА РОБОТ HR High Resistance
Второе место занимает продукт отечественной компании ТОТЭК — Astra Robot HR High Resistance. Это полностью синтетический состав с пакетом присадок. Он разработан специально для экстремальных условий эксплуатации – высоких температур, длительного перегрева, работы на высоких скоростях.
Область применения — двигатели, характеризующиеся повышенным расходом масла (дизельные, грузовые, с турбонаддувом).
- Он имеет исключительный индекс вязкости 165, а результаты испытаний показывают, что образующаяся пленка устойчива к термическим и механическим воздействиям.
- Сбалансированный индекс вязкости — 165 означает, что масло не густеет в холодную погоду и не разжижается в жару.
- Подходит для большинства новых и старых автомобилей.
1 место — XENUM© X1
Лидером нашей оценки стало моторное масло бельгийского производителя — XENUM© X1. Это состав с повышенной эффективностью полностью синтетического производства. В качестве основы выбрана сложноэфирная основа, которая проявляет хорошие защитные свойства, а также повышает надежность работы двигателя внутреннего сгорания.
Рабочие характеристики, указанные производителем, соответствуют и даже превышают допуски большинства автопроизводителей. Подходит даже для случаев, когда двигатель отличается повышенным расходом.
- Этот фрикционный состав действительно увеличивает мощность двигателя при пиковых нагрузках.
- Помогает справиться с повышенным расходом, превышающим нормированную скорость.
- Работает непосредственно с момента холодного пуска, не теряя защитных свойств.
Причинами повышенного расхода масла в двигателе могут быть как неисправности в смежных системах, так и функции при эксплуатации автомобиля. Должен ли двигатель использовать масло? Иногда уход за маслом находится в пределах нормы, поэтому искать поломку не приходится. Рекомендуется выбирать качественные составы известных производителей, не пренебрегать регулярной заменой фильтрующих элементов, а также эксплуатировать автомобиль в мягких условиях.
По маркам авто
Акура BMW Шевроле Ситроен Форд Хендай Джип Land Rover Мазда Мицубиси Опель Порше СААБ Шкода Сузуки Фольксваген Ауди Кадиллак Крайслер Кукла Хонда Инфинити Киа Лексус Мерседес Ниссан Пежо Рено Сиденье Субару Тойота
Вольво
Устраняем повышенный расход масла
Во-первых, прочитайте руководство пользователя и убедитесь, что производитель не включил такой расход. Однако, если это не так, исправить ситуацию поможет одна из следующих процедур. Для удобства мы отсортировали их по порядку работы по решению проблемы масляной смазки, где указаны средние цены.
- Замена воздушного фильтра. От 300 до 1500 руб.
- Внутренняя очистка двигателя водородом (декоксование). От 2000 руб. Процедура проводится без замены масла и без разборки ДВС, и хороша тем, что можно не только решить проблему с масляной горелкой, но и улучшить работу двигателя и сопутствующих систем, при этом увеличив срок службы жизнь.
- Замена масла. Стоимость процедуры составит в среднем около 500 рублей + стоимость масла от 2000 до 20 000 рублей.
- Химическое декоксование. От 2500-3000 руб.*. Сегодня можно легко найти самоочищающиеся средства, но будьте осторожны – химия может спасти вас не только от нагара, но и от поддона и уплотнителей. Также важно помнить, что после этой процедуры требуется замена масла.
- Замените сальники. От 7000 руб. Это имеет смысл, если декарбонизация не помогла и регулирующие клапана в порядке.
- Ремонт сальников. От 1000 до 5000 руб. Если декарбонизация не помогла и у вас механическая неисправность (протечка).
- Снятие и очистка свечей. От 500 до 1000 руб. Замена свечей от 2000 до 5000 руб.
- Снятие и чистка форсунок От 3000 до 6000 руб. Замена форсунок от 3000 до 20000 руб.
- Снятие и чистка направляющих клапанов. От 3 000 до 30 000 руб. Замена направляющих клапанов от 10 000 до 50 000 руб.
- Снятие и чистка клапана EGR. От 10 000 до 20 000 руб. Замена клапана ЕГР от 20 000 до 60 000 руб.
- Снятие и очистка турбокомпрессора. От 10 000 до 40 000 руб. Замена турбокомпрессора от 30 000 до 150 000 руб.
- Капитальный ремонт двигателя. Самая дорогая и сложная процедура, при которой происходит полная разборка двигателя и замена всех неисправных узлов. Стоимость начинается от 50 000 рублей.
Двигатель Отто постройки 1876 года
Параллельно с улучшением термодинамических свойств двигателя внутреннего сгорания совершенствовались его механизмы, системы, конструкционные материалы и, конечно же, рабочие жидкости. О последнем поговорим подробнее, ведь без повышения КПД такой важной «детали» двигателя внутреннего сгорания, как моторное масло, никакое повышение производительности было бы невозможно.
Моторное масло — это больше, чем смазка. Это рабочая жидкость, которая помимо смазывающей функции действует как уплотняющая, гидравлическая и охлаждающая среда. Наконец, моторное масло обеспечивает чистоту деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя внутреннего сгорания. Поэтому можно без преувеличения сказать, что маслосистема – это система циркуляции двигателя внутреннего сгорания.
Данным очерком мы начинаем цикл научно-популярных обзоров российского рынка смазочных материалов для транспорта и промышленности.
Увеличение теплового напряжения двигателя внутреннего сгорания в процессе его разработки связано с увеличением теплового КПД, отражающего реальный КПД двигателя внутреннего сгорания. Вопрос о сохранении работоспособности механизмов двигателя при увеличении тепловой и механической нагрузки привел к постепенному ужесточению требований к моторному маслу.
Если первые двигатели внутреннего сгорания смазывались касторовым и рафинированным маслом, а позже простейшими продуктами перегонки, то современное моторное масло является высокотехнологичным продуктом, каждый из его ингредиентов обязан последним научным достижениям. Современное моторное масло уже сложно назвать просто маслом, ведь оно стало специальной рабочей жидкостью для обеспечения «жизнедеятельности» двигателя внутреннего сгорания.
Несмотря на изобилие рынка моторных масел, выбор профессиональных продуктов, способных повысить технико-экономическую эффективность мобильной техники, не так велик. Недостаток экспертных знаний со стороны потребителя часто заменяется верой в рекламу, а громкие имена мировых нефтяных гигантов затмевают реальную пользу их продукции. Лучший способ разобраться в ассортименте смазочных материалов — самому стать экспертом. Этому и посвящена эта серия очерков.
Начнем по порядку и рассмотрим такую наболевшую проблему, как угар моторного масла. Проблема повышенного расхода масла не только связана с дополнительными затратами на эксплуатацию техники, но и сопряжена с риском повреждения и преждевременного выхода двигателя из строя. Стабильность уровня масла в картере двигателя – залог его надежной и долговременной работы.
От чего зависит расход моторного масла? Чтобы ответить на вопрос, давайте вспомним, из чего он состоит. Расход масла складывается из потерь на испарение при высоких температурах и потерь на сгорание в цилиндрах двигателя. Соответственно испаряемость зависит от химического (фракционного) состава базового масла, из которого производится моторное масло, а угар – от его вязкостных характеристик и состояния цилиндро-поршневой группы двигателя.
Компонент 1: Испаряемость моторного масла, тест NOACK
Испаряемость моторного масла регулируется стандартами API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей) и OEM (производители оригинального оборудования) с помощью специального теста Селби-Ноака. Тест Селби-Ноака стандартизирован по методу ASTM D5800 и заключается в моделировании высокотемпературной летучести масла в двигателе путем выдержки образца масла в специальном устройстве при температуре 250 °С в течение 1 часа.
Испаряемость выражается в процентах. Чем ниже процент испарения в тесте, тем устойчивее масло к угару. Зная значение NOACK, вы можете предсказать интенсивность сжигания масла в вашем двигателе. Наиболее «либеральные» — на уровне около 15% — требования к волатильности демонстрирует стандарт API. Строже – ок. 13% – требования устанавливаются производителями двигателей (OEM).
В любом случае требования стандартов представляют собой минимальный уровень показателей, ниже которого снижение невозможно. Ведущие производители смазочных материалов устанавливают более высокие стандарты для своей продукции, задавая тон и создавая основу для новых стандартов.
Удивительно, но не всегда известные бренды показывают самые высокие показатели. О качестве следует судить не по рекламной проницательности производителя, а по техническим характеристикам продукта, ведь смазка – это рабочий инструмент и его характеризует не абстрактное понятие «качество», а эксплуатационные характеристики.
Качество смазочного материала – это эксплуатационные характеристики, выраженные в виде физических величин через числовые показатели, которые можно измерить в соответствии с принятыми стандартными методами с использованием стандартизированных приборов.
Из вышесказанного следует, что обыденные толкования термина «качество» или оценка с точки зрения престижа неприменимы к смазочным материалам, ибо это не часы и не норковая шуба. Смазка – это инструмент, обеспечивающий производительность машины и экономическую эффективность.
Компонент 2: склонность к угару моторного масла, типы модификаторов вязкости
Значительной составляющей в общем потреблении нефти являются отходы. Угар – это потеря масла в картере из-за его просачивания через отверстия в сопряжениях цилиндр-поршень в камеры сгорания. В основном это явление характерно для изношенных двигателей. Однако в последнее время двигатели некоторых очень передовых производителей автомобилей страдали от повышенного расхода масла, что является примером обратной стороны прогресса.
В стремлении улучшить механический КПД и экологические показатели двигателя автопроизводители применяют облегченные поршневые группы с ослабленным давлением поршневых колец на поверхность цилиндра и легкие маслосъемные кольца. Трудно комментировать, насколько большое влияние это техническое решение на экологические показатели оказывает, но «усталость» масла и сниженный ресурс этих двигателей — известная проблема автовладельцев.
Однако вернемся к моторным маслам, опустив подробности, связанные с конструктивными особенностями и состоянием двигателей.
Современные моторные масла характеризуются прежде всего всесезонностью, что обеспечивается высоким индексом вязкости на уровне не менее 150-160 относительных единиц. Полностью синтетические масла с естественно высоким индексом вязкости практически не подлежат угару. Обычно поражает минеральные и полусинтетические моторные масла, загущенные специальными полимерами – модификаторами вязкости. Чтобы понять явление, рассмотрим принцип действия модификатора вязкости.
Улучшение вязкостно-температурных характеристик смазочного материала загущением маловязкого базового масла специальным модификатором вязкости аналогично процессу приготовления. киселя. Да, полимер-загуститель действует как крахмал. Молекула модификатора представляет собой высокомолекулярную субстанцию с высокой степенью полимеризации, при нагревании разворачивается, образуя в масляной среде разветвленную пространственную структуру.
Образование такой разветвленной структуры напоминает набухание крахмала в горячем компоте. Загущающий полимер «набухает» при повышении температуры масла, чтобы компенсировать разбавление базового масла. Загущенное таким образом масло при обычных температурах сохраняет вязкость исходного низкотемпературного масла, а при высоких сохраняется заданная рабочая вязкость. Модификатор вязкости автоматически поддерживает стабильную вязкость в широком диапазоне температур.
А вот с загущенными маслами не все так просто. Некоторые «бюджетные» типы модификаторов вязкости склонны к поломке. Молекулы загустителя при высоких температурах и интенсивном механическом воздействии разрываются, превращаясь в своеобразные структурные единицы, не способные образовывать пространственную структуру. В результате вязкость масла падает до исходного значения с полной потерей эксплуатационных вязкостно-температурных характеристик.
Типы модификаторов вязкости. Разрушение молекулы модификатора
С потерей рабочих вязкостных свойств снижается пропускная способность моторного масла, снижается давление в системе смазки и увеличивается угар масла. В результате этих явлений резко возрастает износ двигателя, возникает риск аварийного выхода из строя. Сигнал о потере вязкостных свойств моторного масла «мигает» лампа аварийного снижения давления в системе смазки двигателя на малых оборотах.
ВНИМАНИЕ! Если при работе двигателя на холостом ходу и неустойчивых переходных режимах периодически мигает лампа аварийного снижения давления в системе смазки, необходимо не только быстро заменить моторное масло, но и сменить производителя масла!
Это явление характерно для так называемых «бюджетных» масел. Это связано с использованием в их производстве таких же «бюджетных» присадок, в том числе модификаторов вязкости. Экономия за счет использования «дешевых» масел оборачивается затратами на более частую замену масла и сокращение ресурса двигателя. Физико-химические явления, объясняющие потерю вязкостно-температурных свойств моторного масла, мы раскроем в отдельном очерке, так как в одной статье, к сожалению, всего не расскажешь.
В качестве иллюстрации рассмотрим сравнительную таблицу показателей наиболее используемых моторных масел в России и попробуем сделать выводы о том, насколько они адаптированы к местным условиям. Для корректности сравнения целенаправленно использовались не заявленные производителем моторного масла данные, а результаты испытаний контрольных образцов в независимой лаборатории Международного исследовательского центра горюче-смазочных материалов (г. Москва).
Моторное масло, режиссер |
Вязкость на 100°С, сСт |
Индекс вязкость (IV) |
Ноак % |
Темп. останови меня, °С |
ТБН мг КОН/г |
Вязкость динамичный мПа с |
Добавки, мг/кг (ppm) | ||||||
СКС | МРВ | О | Мг | Цинк | П | Б | Мо | ||||||
Катана Макури Е7 10W-40 |
14.37 | 151 | 8,37 | -40 | 15.52 | 6600 | 31700 | 5061 | 24 | 1225 | 1131 | 187 | 0 |
Шелл Римула R5 М 10W-40 |
13.40 | 152 | сейчас | -42 | 15.80 | 6700 | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас |
Тотал Рубиа Политрафик 10W-40 |
14 | 158 | сейчас | -39 | 9,76 | сейчас | сейчас | 3602 | 8 | 1382 | 1180 | 490 | 46 |
Шелл Римула R5 Е 10W-40 |
14,95 | 154 | 10 | -39 | 10.01 | 6600 | сейчас | 3375 | 9 | 1354 | 1130 | 474 | 44 |
Газпромнефть Дизель Премиум САЕ 10W-40 |
14.48 | 153 | сейчас | -36 | 10,73 | сейчас | сейчас | 3625 | 7 | 1484 | 1271 | 0 | 0 |
Мобильный Delvac MX Экстра 10W-40 |
13,89 | 154 | сейчас | -39 | 9,89 | сейчас | сейчас | 2466 | 299 | 1413 | 1210 | 0 | 0 |
Лукойл Авангард Ультра 10W-40 |
15.22 | 156 | 10.27 | -35 | 9,91 | 5375 | 29100 | 1305 | 1364 | 1385 | 1235 | 0 | 41 |
ТНК Революкс Д3 10W-40 |
15.27 | 159 | 14,64 | -37 | одиннадцать | 6300 | 27770 | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас | сейчас |
В порядке убывания степени адаптации к российским условиям эксплуатации разместим комментарии к протестированным моторным маслам:
КатанаМакуриE7 10W-40
Очень высокий запас щелочного числа 15,52 мг КОН/г лучше всего подходит для работы двигателя на российском дизеле с содержанием серы до 0,03%,
Динамическая вязкость в тестах CCS и MRV отражает хорошие пусковые свойства при низких температурах.
Тест на летучесть Noack 8,37%, самый низкий среди исследованных масел, отражает минимальную склонность к выгоранию.
Температура застывания минус 40 °С, но не с большим отрывом по сравнению с другими образцами, является лучшей.
Содержание магния и кальция указывает на использование очень современных кальциево-щелочных присадок, гарантирующих максимальный срок службы масла.
Наличие бора указывает на использование в составе присадок усовершенствованного модификатора трения.
Шелл Римула R5 M 10W-40
Очень высокий запас щелочного числа 15,52 мг КОН/г соответствует работе двигателя на российском дизеле с содержанием серы до 0,03%,
Динамическая вязкость в тесте CCS отражает хорошие пусковые свойства при низких температурах.
Точка хранения минус 42 — это минимум на фоне конкурентов.
Тотал Рубиа Политрафик 10W-40
Запас щелочного числа 9,76 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%. При работе двигателя на российском дизеле ресурс моторного масла будет ограничен.
Температура застывания минус 39°С среди испытанных образцов – одна из лучших.
Содержание кальция и небольшое количество магния свидетельствует об использовании очень современных и эффективных щелочных добавок.
Наличие бора и молибдена свидетельствует об использовании в составе присадок самых современных модификаторов трения.
Шелл Римула R5 E 10W-40
Запас базового показателя 10,01 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%,
Тест на волатильность Noack 10,00% отражает довольно низкую склонность к растрате.
Точка запаса минус 39 довольно низкая по сравнению с конкурентами.
Содержание магния и кальция указывает на использование современных кальциево-щелочных добавок.
Наличие бора указывает на использование в составе присадок усовершенствованного модификатора трения.
Газпромнефть Дизель Премиум 10W-40
Базовый показатель запаса 10,73 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%. При работе двигателя на российском дизеле ресурс моторного масла будет ограничен.
Температура застывания минус 36°С — приемлемая для этого класса масел.
Содержание кальция и небольшое количество магния свидетельствует об использовании очень современных и эффективных щелочных добавок.
Мобил Делвак МХ Экстра 10W-40
Запас щелочного числа 9,89 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%. При работе двигателя на российском дизеле ресурс моторного масла будет ограничен.
Температура застывания минус 39°С характеризует хорошие низкотемпературные свойства масла.
Содержание кальция и магния указывает на использование устаревших щелочных добавок.
Лукойл Авангард Ультра 10W-40
Базовый показатель запаса 11,00 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%. При работе двигателя на российском дизеле ресурс моторного масла будет ограничен.
Динамическая вязкость в тестах CCS и MRV отражает хорошие пусковые свойства при низких температурах.
Испытание на испарение Noack 10,27%, отражает среднюю тенденцию к потерям.
Температура застывания минус 35°С является «худшей» среди испытанных образцов.
Содержание магния и кальция свидетельствует об использовании устаревших кальциево-магниевых щелочных добавок.
Наличие молибдена свидетельствует об использовании в составе присадок усовершенствованного модификатора трения.
ТНК Революкс Д3 10W-40
Запас щелочного числа 9,91 мг КОН/г соответствует европейскому стандарту содержания серы в дизельном топливе на уровне до 0,001%. При работе двигателя на российском дизеле ресурс моторного масла будет ограничен.
Динамическая вязкость в тестах CCS и MRV отражает приемлемые пусковые свойства при низких температурах.
Тест на летучесть Noack 14,64%, самый высокий из протестированных масел, отражает высокую склонность к выгоранию. Это худший результат в этом исследовании.
Температура застывания минус 37°С является средней среди образцов.
Эта статья не предназначена для рекламы конкретного продукта или производителя. Смысл вышеизложенного в том, что читатель становится самым независимым экспертом и учится делать самостоятельный выбор моторного масла по техническим характеристикам, а не по рекламе.
В таблице важнейших технических характеристик моторного масла для дизельных двигателей указаны несколько показателей, которые мы еще не рассматривали. Об этих показателях читайте в наших следующих статьях.
Диагностика
Косвенными проявлениями «масложора» являются:
- черный жирный налет на трубе глушителя;
- потемнение масла, появление запаха выхлопных газов;
- появление синего дыма из масляной горловины;
- образование нагара на свечах.
Триботехнические присадки
снижение трения в цилиндропоршневой группе и устранение признаков механического износа – важнейшие способы предотвращения угара масла. Трибологические присадки к моторным маслам снижают фрикционный износ и восстанавливают изношенную поверхность, образуя новый слой металла.
Присадки Suprotec устраняют возникающие царапины, потертости и другие следы механического износа на ЦПГ. Микрочастицы металла буквально залечивают такие «раны», не давая маслу попасть в камеру сгорания и предотвращая угар.
Триботехнические присадки Suprotec «Актив Стандарт» можно использовать даже для предотвращения угара масла в двухтактных двигателях, которыми оснащаются мопеды, подвесные моторы, бензопилы и другая мототехника. Для защиты турбодвигателей с непосредственным впрыском TSI и стратифицированных TFSI от сгорания масла рекомендуется использовать усовершенствованные триботехнические присадки типа Suprotec «Active Plus».
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 л. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает угарный расход топлива и масла, защищает поверхности трения в ЦПГ и ГРМ от износа при пуске и перегрева.
Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?
В ряде случаев расхода, выходящего за нормированные пределы, двигатель испытывает нехватку смазки, что может быть одной из причин серьезного загрязнения маслосистемы, что может спровоцировать повышенный расход масла и значительно вывести из строя ваш автомобиль. Потеря смазки приводит к падению давления масла, ускоренному износу, резкому снижению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоит очень дорого, поэтому в случае возникновения проблемы необходимо как можно раньше устранять чрезмерное использование смазочных материалов, если вы не хотите раскошеливаться на новый двигатель.
Почему так важно решать проблему высокого потребления?
Сразу стоит сказать, что при высоком износе двигателя и больших утечках смазки требуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно когда проблема только начала проявляться, есть более простые, а главное недорогие способы решения проблем, которые приводят к неправильному использованию масла.
Признаки угорания масла
Распознать перерасход масла в двигателе можно, проверяя уровень через регулярные промежутки времени. Если он заметно падает, это указывает на проблему. Есть и косвенный фактор, который нельзя упускать из виду.
При сжигании масла в двигателе на выходе из выхлопной системы будет сизый дым,
Также обратите внимание на края выхлопной трубы. Появление на них маслянистой кромки свидетельствует об отходах.
Впускная система
Воздушный фильтр не поменяли вовремя, либо нарушена герметичность впуска — это открытые двери для попадания грязи и мусора в двигатель. В камере сгорания начинаются проблемы с цилиндрами, поршневой группой и кольцами. Из-за абразива происходит повышенный износ и лишнее масло остается на поверхности цилиндров, где затем и сгорает, что увеличивает коэффициент трения в паре поршень-цилиндр.
Грязь скапливается в отверстиях поршневых колец и при соединении с моторным маслом превращается в густой абразив. Что в свою очередь закоксовывает маслосъемные кольца, лишая их подвижности. Получается, что плотность цилиндра уменьшается, а копоть растет. В этом случае увеличивается расход масла.
Устранение наружных утечек.
Для устранения большинства небольших наружных утечек есть простое и доступное решение – герметик масляной системы. При первых симптомах течи, одним из которых является появление масляных пятен под автомобилем или сильно загрязнённый двигатель, можно использовать один из лучших продуктов на рынке – немецкий герметик для маслосистемы Liqui Moly Oil Verlust Stop.
- Присадка устраняет протечки через уплотнения и прокладки, восстановить эластичность демпфирующих материалов и резины.
- Присадка также действует на маслосъемные колпачки, устранить этот тип внутренней утечки.
- Полноценно присадка начинает работать после пробега 500-800 км.
- Присадка полностью безопасна для всех типов двигателей и подходит для всех существующих двигателей.
- Даже если не получилось, это сигнал к ремонту, частью этого должна быть замена прокладок, пришедших в негодность.
Группы базовых масел и их влияние на угар
При производстве масел используются разные группы базовых смазок, использование которых также влияет на отходы.
причина в том, что новые виды смазок более агрессивны по отношению к резинотехническим изделиям из двигателя.
Если силовому агрегату уже несколько лет, лучше использовать базовые масла ПАО (полиальфаолефины), изготовленные по технологии гидрокрекинга, и сразу оценивать результат. Многим автовладельцам удалось избежать проблем с помощью этой технологии.
Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения
Появление Lada XRAY и Vesta с 1,8-литровым мотором затмил активный масложор в новеньких автомобилях. Массовые жалобы на форумах автовладельцев указывают на завышенный расход моторного масла – более одного литра на 1000 км пробега. За последние три года инженеры ВАЗ внесли ряд усовершенствований, позволивших снизить расход топлива до нормального уровня.
Спасти двигатель 1,8 л от масложора на Лада Веста помогло следующее:
- изменения калибровки синхронизации;
- повышенная толерантность клапана;
- повышение эластичности маслосъемных колпачков;
- конструктивные изменения маслоотражателя;
- перейти на более вязкое масло.
Конструкторы ВАЗ рекомендуют использовать более вязкое моторное масло 5W40 для двигателей объемом 1,8 л, а также добавлять трибологические присадки для защиты от износа и восстановления поверхности ЦПГ. Это резко снижает расход масла, увеличивает мощность двигателя и снижает расход топлива.
Волна поддельного моторного масла: как не попасть на «левак»
К таким маслам — с низкой летучестью и достаточно высокой температурой вспышки — относится, например, турецкое Opet Fulltech 5W-30. Это полностью синтетическое моторное масло изначально было разработано для технически совершенных современных бензиновых и дизельных двигателей автомобилей Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz. При этом на данный момент, как правило, такие масла рекомендуются для заправки высокотехнологичных силовых агрегатов большинства других марок автомобилей в мире.
При этом возможен расход масла в двигателе. И вполне может оставаться в пределах нормы, если правильно подобрать моторную смазку для автомобиля и вовремя ее обновлять. Одна только эта «мера», если она находится под контролем автовладельца, позволяет автовладельцам избежать многих и многих проблем.