Прежде чем разобраться в характеристиках узкой и широкой резины, следует понимать, что ширина профиля – это расстояние между боковыми частями шины, накачанной до рекомендованного производителем состояния.
- Что такое ширина профиля шины?
- Достоинства и недостатки узких покрышек
- Преимущества и недостатки шипованной резины
- Тесты на мокрой дороге
- На что опираться при выборе?
- Стоимость
- Качество
- Разные модели у одного бренда
- Заказ онлайн
- Разгон и торможение на льду
- На что влияет
- Пятно контакта шины
- Так каким шинам для зимы лучше отдать предпочтение, широким или узким?
- Результаты тестов на снежной трассе
- Широкие модели
- Шипы или липучка
- Широкие и узкие шины зимой – оценки экспертов
- Сравнение с широкой резиной
- Рекомендации на основе практики
- 5 выводов по результатам теста
- В итоге
- Сухая зимняя дорога
- Плюсы и минусы узких и широких шин
- Минусы узкой резины
- Преимущества узкой резины
- Минусы широкой резины
- Управляемость на снегу
- Современные покрышки
- Широкие и узкие шины на заснеженной поверхности
- Тестирование узких и широких шин на обледеневшем покрытии
Что такое ширина профиля шины?
Точная информация о ширине профиля отражена в маркировке (первый параметр). Так что ширина шины с маркировкой 215/65R16 будет ровно 215 мм.
Достоинства и недостатки узких покрышек
Шины «скинни» водители выбирают редко: только если денег на покупку не хватает или нужного размера нет в продаже. Но выбирая, какая резина лучше для зимы — более широкая или узкая — стоит учитывать преимущества и недостатки.
Прочность узких откосов:
- улучшена управляемость, особенно на дорогах с продольными препятствиями;
- коэффициент аэродинамического сопротивления становится ниже, что приводит к экономии топлива;
- уменьшен вес колес и машины;
- пределы аквапланирования отодвигаются;
- узкие склоны дешевле.
Узкие шины
Слабые места:
- разгон и управляемость на высоких скоростях хуже;
- тормозной путь больше;
- внешний вид менее презентабельный.
Размышляя о том, какую резину лучше поставить на зиму — широкую или узкую — взвесьте риски и преимущества.
Преимущества и недостатки шипованной резины
Отзывы говорят о том, что эти шины отличаются высоким сцеплением на льду и снегу при любой воздействующей на них нагрузке. Это могут быть повороты, разгон, торможение. Они обеспечивают более короткий тормозной путь на обледенелых дорогах. У них отличное сцепление в глубоком снегу.
Среди минусов отзывы выделяют сильный шум, особенно при движении по асфальту. На мокрой асфальтированной дороге сцепление не просто плохое, а ужасное. За счет выступов шипов уменьшается поверхность контакта шины с дорогой. Сцепление снижается уже при морозе в минус 20 градусов – лед становится крепче и плотнее, и шип уже не способен эффективно его пробить. Расход топлива также увеличивается из-за того, что шина очень шероховатая. Есть небольшие вибрации на руле. Шипы часто вылетают и также стачиваются. Срок службы — не более 4-5 сезонов. На первый взгляд плюсов больше, чем минусов. А вот шипованная резина не обеспечит комфорта, как говорят отзывы. Только придаст уверенности, высокой проходимости, управляемости.
Тесты на мокрой дороге
Самый минимальный тормозной путь на мокром асфальте обеспечивают более широкие шины. Кроме того, автомобиль, оснащенный такими шинами, лучше едет. Но что касается аквапланирования, то здесь широкие шины оказались плохими, намного хуже узких.
На что опираться при выборе?
Зимой на автомобили устанавливаются шипованные шины, улучшающие сцепление с дорогой. Автомобилистам следует помнить, что при понижении температуры вся резина начинает твердеть, вне зависимости от ширины и шипов.
Летнюю резину лучше заменить на зимнюю при +5 градусах. Этот учебник помогает:
- подробная консультация продавца, так как других покупателей не будет;
- экономит время на выбор;
- уверенность перед лицом сильного холода.
Стоимость
надеяться только на громкое имя производителя не стоит. Резина, представленная в одном ценовом сегменте, аналогична по характеристикам.
Также не стоит полагаться на мнение продавцов, которые пытаются продать товар, который есть в наличии, или выполнить план продаж.
Качество
Чем дороже, тем выше качество. Это правило распространяется и на шины. Чем дороже и известна марка, тем лучшие характеристики резина может дать автовладельцу.
Разные модели у одного бренда
Часто бывает так, что производитель выпускает шины разного качества. Таким образом, он хочет охватить весь рынок. Но это не значит, что качество товаров будет одинаковым. Стоимость обусловлена как материальными, так и техническими характеристиками. Чем они выше, тем дороже покрытие.
Заказ онлайн
Каждый может делать покупки онлайн. Обычно водители избегают таких покупок, опасаясь столкнуться с недобросовестным продавцом. Но многие сетевые магазины также имеют онлайн-аналог. Покупка в таком месте гарантирует качество продукта и экономит время.
СОВЕТ! При выборе резины лучше отдать предпочтение известным брендам, имеющим сертификаты качества. Производство автомобильных шин – высокотехнологичный процесс, который не стоит доверять небольшим организациям.
Разгон и торможение на льду
Испытание на ускорение/торможение на льду проводилось в уникальном 300-метровом туннеле, где поддерживается постоянная температура поверхности (пунктирная линия на графике). На автомобиль устанавливаются специальные резиновые щетки, которые удаляют снежинки перед колесами и позволяют добиться стабильных воспроизводимых результатов. После пробегов — замер выступа шипов: берется десятка с внутренней и десятка с внешней стороны шины, затем вычисляется среднее значение
Десять лет назад измерение разгона и торможения на льду было адом: поверхность озера неровная, с уклонами и наростами, с разным сцеплением, а зависимость от ветра, солнца и нанесённого снега делала тесты похожими на русскую рулетку. Теперь все по-другому. Уникальный тоннель длиной 300 метров довел все параметры почти до константы. Но ответственность чудовищная, стены рядом — права на ошибку нет, а по сценарию замеры должен был проводить специальный тестер. Но после того, как мы убедились в своей профессиональной пригодности на тестах на снегу, нам разрешили проверить и в помещении.
Ледовые тесты аналогичны тем, что я делал раньше на снегу. Разгон с 5 км/ч до 31 км/ч, а после звукового сигнала — резкое торможение уже с 30 до 5 км/ч. Сначала разгон на 205/55R16 — И тормоза отличные. Меняем шины на узкие — результаты аналогичные. Дальше широкие 225/45R17. Даже без измерительного оборудования я чувствую, как машина катится намного дольше (при измерении я отодвинул Гольф в сторону только на ширину прежних колес.
Тестовым автомобилем был Volkswagen Golf с двигателем 1.2 TSI, но нетипичной для российской спецификации мощностью 85 л.с. С и 160 Нм крутящего момента. Собственная масса 1205 кг. Разгон до 100 км/ч за 11,9 секунды. Максимальная скорость составляет 187 км/ч. Динамики авто хватает до 100 км/ч, в этих рамках мы и проводили замеры
Измеряем средний выступ шипов: 195 мм — 1 мм, 205 мм — 1,1 мм, 225 мм — 0,9 мм.
Рабочий день закончен. А дальше — разговор с инженером-разработчиком шин Nokian, который с интересом следил за испытаниями:
Вы заметили, что у шин 225/45R17 выступ шипов меньше? В этом причина плохих результатов торможения на льду.
Да, но не более двух метров! Ведь между шинами 195 мм и 205 мм разница в выступе шипов одинаковая — 0,1 миллиметра, — ответил я.
После обсуждения инженер Матти показывает мне закрытую внутреннюю тестовую диаграмму Nokian, показывающую зависимость тормозного пути от выступа штифта. «Видишь, да…» Я пересчитал результаты по Nokian зависимостям и все равно разница между лучшими результатами и шинами 225/45R17 составила 1,9 метра! Поэтому мы решили ориентироваться на фактические данные.
Итог: При торможении и разгоне на льду шины 195/65R15 и 205/55R16 показали близкие результаты (разница 2,9%), а шины 225/45R17 откровенно не тормозили и плохо цеплялись за асфальт при разгоне.
На что влияет
Эстетическая сторона, спортивный вид не главное в вопросе, зимой лучше узкая или широкая резина. Важно понимать влияние параметра на ходовые качества машины: открытость (включая проходимость), управляемость, разгон и торможение.
Пятно контакта на широких склонах больше, поэтому тормозной путь ожидается короче, повороты можно делать круче и на больших скоростях. Но эти плюсы перекрываются существенным минусом на залитом дождем асфальте: возрастает риск аквапланирования. Автомобиль будет «плыть» быстрее, как если бы он ехал по пандусам номинального размера.
Пятно контакта шины
Двигатель на широких шинах тратит больше энергии на преодоление сопротивления, поэтому расход топлива закономерно возрастает, а также падает (хоть и незначительно) предел максимально возможной скорости.
Еще один, более опасный недостаток «больших» шин: снижается устойчивость автомобиля на поперечных неровностях дороги, поэтому удерживать его становится сложнее.
Когда колесо шире и выпирает, смещение диска уменьшается. При этом склоны острее реагируют на дорожные препятствия, увеличивается нагрузка на ходовые части машины. Еще больше все ухудшается, если вылет становится отрицательным.
А увеличенный запас хода (узкая шина) вызывает еще одну проблему: пропадает стабилизация тормозов.
Так каким шинам для зимы лучше отдать предпочтение, широким или узким?
Опыты неоднократно проводились специалистами и автомобилистами. Шины разной ширины испытывались в одинаковых условиях. В результате каждый тип шин доказал свою эффективность в разных условиях эксплуатации.
Результаты тестов на снежной трассе
Прежде чем решить, что лучше — широкая или узкая зимняя резина, стоит обратить внимание на тесты, проведенные экспертами.
Уже или шире? Этот вопрос интересует многих водителей
Широкие модели
На заснеженной трассе они имеют ряд преимуществ:
- лучше удерживать машину на снегу, не давая ей оседать;
- за счет большого пятна контакта обладают хорошей курсовой устойчивостью;
- в отличие от узких моделей, широкие меньше проваливаются под снегом;
- характеризуется лучшим сцеплением на обледенелых и заснеженных дорогах при разгоне и торможении. Это напрямую связано с составом резиновой смеси. Сама широкая шина более мягкая и цепкая.
Широкие шины идеально подходят для устойчивости
Помимо достоинств есть и недостатки:
- удержание автомобиля на худшей полосе;
- если снег рыхлый, то резина будет проскальзывать и «захлебываться». При торможении шины как лопата для снега. Они должны подгребать под себя весь снег;
- из-за более плохого отвода снега и воды из-под колеса повышено сопротивление качению. Это также приводит к повышенному расходу топлива;
- низкий уровень комфорта в салоне. Особенно это касается широких низкопрофильных шин;
- слишком широкие шины легче ломаются из-за трения об обода.
Широкие зимние шины идеальны, если они используются преимущественно в городе или на трассе, где регулярно чистят дороги. На обледенелых дорогах и асфальте хорошо работают широкие шины.
Шипы или липучка
Это также тема постоянных споров между автомобилистами. Кто-то считает, что нешипованная зимняя резина малоэффективна в нашей стране, кто-то считает наоборот. Посмотрим, что выбрать среднестатистическому автолюбителю для зимней езды.
Широкие и узкие шины зимой – оценки экспертов
Модели этого класса гарантируют стабильное поведение автомобиля на заснеженной трассе. Кроме того, специалисты отмечают характерные черты узкой резины:
- Автомобиль уверенно ведет себя на зимних дорогах, где колеи – обычное дело.
- Управление не утомляет владельца — даже на большой скорости машина не визжит.
- Шина способна «проглотить» мелкие неровности, которых на зимней дороге предостаточно.
Сравнение с широкой резиной
Широкий протектор обеспечивает лучшее сцепление на участках со льдом или утрамбованным снегом. Режимы разгона и торможения тоже буквально созданы для таких шин. Несмотря на все свои преимущества, узкие шины зимой все же несколько уступают своим широким аналогам.
Зимой на асфальте многие экземпляры проявляют невнятный «ватный» отклик. Переход на широкие шины сразу устраняет этот недостаток.
Ниже представлена таблица результатов тестирования шин R16 и R17 из журнала «За рулем». Он показывает, что на заснеженной дороге на высоких скоростях шестнадцатая резина держит машину стабильно. Неплохие результаты показывает и езда по лужам и слякоти на «узких» колесах.
Рекомендации на основе практики
- Автовладельцам лучше «обуть» свой автомобиль в узкую резину в первый зимний сезон.
- В районах, где дорожное покрытие чистят редко, для автомобиля следует выбирать узкие шины.
- Для мест, где дорогу постоянно убирают, подойдут шины с широким протектором. Но надо быть осторожным и не забывать о неуверенном поведении таких цилиндров на рыхлом снегу.
- Тем не менее, широкие шины лучше тормозят даже на рыхлом снегу.
- И напоследок о цене. Узкие шины с меньшим диаметром обода почти на четверть дешевле. А вот широкие покрышки прослужат дольше.
5 выводов по результатам теста
В итоге
Подведем итоги темы о том, что лучше зимой: узкая или широкая резина, и почему. В городах, где дороги расчищены, лучше всего выбирать широкие шины. Ну а если вокруг сугробы, берите узкие баллоны.
Но есть одно «но». Сначала прочтите руководство по эксплуатации вашего автомобиля, в котором указаны рекомендуемые размеры колес. Выбирайте из этого списка. Слишком большая ширина грозит перерасходом топлива и дефектами конструкции.
Сухая зимняя дорога
Здесь зимние шины не в своей тарелке. Но как показали испытания зимних шин (широких и узких), первые значительно улучшают управляемость автомобиля и сокращают тормозной путь. Но за это приходится платить расходом топлива. Чем шире резина, тем выше сопротивление качению. Это означает, что расход топлива увеличивается.
Плюсы и минусы узких и широких шин
Теоретически ширина шины и протектора должна быть одинаковой. Однако на практике это бывает редко и только в качественных моделях. Главный показатель, за который отвечает ширина резины – сцепление с дорожным покрытием.
Меньший диаметр положительно сказывается на расходе топлива. Это связано с тем, что автомобилю требуется меньше энергии для преодоления трения.
Если гонщик предпочитает жесткий старт и агрессивную езду, широкие шины обеспечат меньшее трение и не будут перегреваться. За счет тяги они также не дадут водителю потерять контроль над транспортным средством.
Зимой, когда дорожное покрытие мокрое, есть рыхлый снег, незаменимы узкие шины, которые за счет меньшего сцепления с дорожным покрытием не создают большого давления, тем самым предотвращая застревание автомобиля в снегу.
При движении по льду или скользкому участку дороги лучше подходят широкие шины. Это увеличивает трение пропорционально диапазону давления, что делает автомобиль устойчивым.
Минусы узкой резины
- езда на высоких скоростях затруднительна;
- машина долго тормозит;
- непривлекательный внешний вид;
- машина медленно набирает скорость.
Преимущества узкой резины
- низкие затраты;
- машина становится маневренной в поворотах;
- они меньше весят;
- экономит топливо;
- незаменим при движении по трассе.
Так как широкие шины противоположны узким, то и все плюсы и минусы у них разные. Широкие шины пользуются популярностью у автомобилистов.
А вот установка широких покрышек на автомобиль, технические характеристики которого этого не позволяют, чревата последствиями для водителя.
Минусы широкой резины
- значительно тяжелее узкой резины;
- использование на мокрых поверхностях создает риск потери управления;
- увеличивает нагрузку на другие части автомобиля;
- увеличивается расход бензина;
- высокая цена.
Управляемость на снегу
Nokian предоставила «3D» снежную трассу № 34 через сосновый лес. После гонки на каждом комплекте колес ратрак выравнивал трассу до исходного состояния
В конце заездов на курс управляемости я был удивлен, насколько разным может быть поведение VW Golf в поворотах в зависимости от размера шин!
Первый выезд на 205/55R16. Страшный! Дело не в шинах, а в «объемной» сложной снежной тропе, проложенной через хвойный лес. Но уже через круг — полное взаимопонимание с VW Golf и радость от управления автомобилем. Нейтральное рулевое управление, легкая регулировка задней оси при сбросе газа, что не пугает и мягко гасится системой стабилизации. Мне настолько понравился баланс машины, что если бы я взял Фольксваген с этими шинами на любительские гонки, то ничего бы не менял — быстро и безопасно.
На шинах 195/65R15 тестовый гольф начинает нервничать, машину резко заносит, требует быстрых и размашистых движений рулем, долго стабилизируется после заноса. А вот для переднеприводной машины в «боевом» режиме избыточная поворачиваемость выгодна — и именно поэтому, несмотря на свой резкий характер, эта конфигурация показывает лучшее время круга, пусть даже и опасное.
На самых широких шинах 225/45R17 поведение комбинированного покрытия аналогично «спокойной» 205-мм шине, но с ростом скорости появляется хитрость – после входа в поворот машину вдруг начинает сдувать. На шинах всего 225 мм я врезался в снежные сугробы и чуть не врезался в дерево, пытаясь проехать быстрый круг. Время на этих шинах было худшим.
Итоги: На заснеженной лесной трассе мы оценили не только время прохождения круга, но и надежность VW Golf. Ознакомившись с результатами, водитель-испытатель завода Nokian согласился с нами по всем пунктам:
- поведение автомобиля существенно менялось в зависимости от колесной пары;
- шины 195/65R15 комплектовали Гольф с избыточной поворачиваемостью, машина часто пыталась поворачивать, расстраивала нервным поведением в поворотах;
- Наоборот, шины 225/45R17 придавали пятидверному хэтчбеку недостаточную поворачиваемость и в целом низкое сцепление с дорогой
- Шины 205/55R16 словно лечили Гольф – на них он проходит сложную трехмерную снежную трассу быстро, спокойно, а занос начался плавно и не стал неожиданностью для водителя
Современные покрышки
Колеса R16 или R17: что даст экономию в дюймах
Пять лет назад группа тестировщиков шин сравнила шину Nokian Hakkapeliitta R2. Для сравнения мы выбрали два размера: 205/55 R16 и 225/45 R17. Шины по сравнению с VW Golf.
Ниже приведены выводы тестировщиков.
- Во всех отношениях «маленькие» шины превосходили «большие». От них больше комфорта: меньше шума и более мягкая реакция на толчки.
- При движении по заснеженным дорогам на высокой скорости на шинах R16 машина едет более стабильно, точнее управляется. Разница хоть и незначительна, но все же в пользу «шестнадцатой» резины. С этими шинами Golf хорошо справляется со скольжением.
- Что касается проходимости, то узкие шины снова дают хороший результат. Они лучше справляются со сугробами, чем широкие шины.
- «Шестнадцатые» шины лучше приспособлены для езды по лужам и слякоти. Если вы любитель езды по заснеженной дороге с ветерком, эта резина вам понравится больше.
Широкие и узкие шины на заснеженной поверхности
Легче всего почувствовать разницу между узкими и широкими шинами на заснеженных поверхностях при входе в поворот. Узкие шины в результате эксперимента показали высокие ходовые качества и дали полный контроль над автомобилем. При прохождении поворота машину не занесло.
Тот же автомобиль с комплектом широких шин показал совершенно разные ходовые качества на заснеженной дороге при входе в поворот. Машину занесло, управлять ею во время движения было достаточно сложно.
Отдельно оценивались характеристики шин при разгоне и торможении на заснеженном покрытии, сравнивались шины Nokian с шириной профиля 195 и 205 мм.
По результатам испытаний время разгона на снегу от 0 до 50 км/ч составило:
- узкая шина — 7,4 сек;
- широкая шина — 7,7 сек.
Тормозной путь на скорости от 55 до 5 км/ч составил:
- узкая палуба – 29,7 м;
- широкая палуба — 30,2 м.
Тестирование узких и широких шин на обледеневшем покрытии
Для зимней дороги, покрытой льдом, довольно сложно заранее решить, какая резина лучше, широкая или узкая.
Для оценки поведения двух типов шин на обледенелых поверхностях также были проведены сравнительные испытания шин Nokian с шириной профиля 195 и 205 мм.
По результатам время разгона от 0 до 50 км/ч составило:
- узкая шина – 14,7 секунды;
- широкая шина — 15,5 сек.
Длина тормозного пути при резком снижении скорости с 55 до 5 км/ч составила:
- узкая палуба – 61,1 м;
- широкая палуба — 60,8 м.
Судя по тестированию, широкие шины с большой площадью сцепления лучше ведут себя на обледенелых поверхностях как при разгоне, так и при торможении.
ВАЖНЫЙ! Хотя широкие шины хорошо показали себя на обледенелых поверхностях, нельзя упускать из виду опасность «аквапланирования». Возникает при движении автомобиля по обледенелой дороге, на поверхности которой имеется тонкий слой талой воды. В любой момент колесо может «поплыть» и внезапно потерять сцепление с дорогой. Это явление очень опасно, так как машина становится полностью неуправляемой.