Компрессия двигателя — это упрощенное выражение технического термина — давление в конце такта сжатия. Параметр измеряется в верхней точке, в верхней мертвой точке (ВМТ), в физических атмосферах (атм) или мегапаскалях (МПа).
- Основные понятия
- Отличия компрессии и степени сжатия
- Норма для разных двигателей
- Общие правила измерения
- Стандарты и нормы
- Прибор для проверки компрессии
- Температура двигателя
- Положение дроссельной заслонки
- Как часто проверять компрессию
- Как часто замерять степень сжатия
- Факторы, влияющие на давление в двигателе
- Что делать, если отсутствует компрессия в одном или нескольких цилиндрах
- Всегда ли компрессия является признаком хорошего двигателя?
- Признаки падения или потери давления
- Сколько прослужит двигатель?
- Уровень сжатия
- С компрессометром
- Проверка масла
- Повышайте уровень самостоятельно
- Проводим раскоксовку
- Как измерить компрессию в цилиндрах своими руками
- Как замерить давление на снятом моторе
- Почему надо измерять компрессию с открытой и закрытой заслонкой дросселя?
- Плохая компрессия в двигателе – причины
- Компрессия Ваз 2107
- Как часто проверять компрессию
- Признаки плохой компрессии
- Что делать, если выявлены вышеперечисленные признаки
- Тестирование компрессии без специальных приборов
- Тестирование компрессии на слух
- Как быть, если замеры компрессометра вас не радуют
- Причина завышенной компрессии
- Причина низкой компрессии
- Оценка результатов измерений
- Какие должны быть нормальные показатели
- Допустимая разница компрессии в цилиндрах
- Оптимальное давление в цилиндрах
- Восстановление компрессии
- Плохая компрессия двигателя. К чему может привести?
- Таблица: Какая должна быть компрессия у автомобилей
Основные понятия
Для справки: 1 Атм = 0,101325 МПа.
Отличия компрессии и степени сжатия
Компрессия — это давление поршня в пиковой ВМТ. А степень сжатия — это количество пространства между поршнем и головкой цилиндра (верхней частью цилиндра) в пиковой ВМТ. Первый параметр измеряется в атмосферах (атм), а второй – в кубических единицах (м³).
Обратите внимание на следующее! Степень сжатия никогда не меняется по мере износа и старения двигателя, в отличие от сжатия.
Норма для разных двигателей
Давление в цилиндрах двигателя зависит от типа. Компрессия в дизеле должна быть не ниже 28 кг/см 2 , хотя в предыдущих отечественных моделях нормальным считалось давление 20 кг/см 2 , при этом разброс значений между цилиндрами не должен быть более 2- 3 кг/см 2 .
На большинстве бензиновых импортных и отечественных автомобилей нормальная компрессия двигателя должна быть в пределах 10 – 13 атмосфер, в том числе и на ВАЗ 2107, а на моделях ВАЗ «десятого» семейства она несколько выше, от 11 атмосфер. Разница компрессии в цилиндрах не должна быть более 0,5-1 кг/см 2 .
Общие правила измерения
Компрессия двигателя измеряется в соответствии с утвержденным техническим регламентом. Нельзя просто пойти в гараж, открыть капот, выключить свет, вставить компрессометр в колодцы и начать мерить. Необходимо соблюсти ряд условий, а перед этим узнать нормы давления конца такта сжатия для вашей модели автомобиля.
Стандарты и нормы
В технических характеристиках автомобиля вы не найдете параметров, называемых компрессией. Производители автомобилей не указывают это. Они указывают степень сжатия, которая измеряется в кубических единицах (м³). И нужно перевести этот показатель в атмосферы (атм). Для этого умножьте заводские настройки на коэффициент 1,3 и получите значение компрессии для своего двигателя.
Пример. Степень сжатия бензинового двигателя G4KE 2.4 (Kia/Hyundai) составляет 10,4 м³. Итак, 10,4 х 1,3 = 13,52. Получается, что нормальная компрессия двигателя будет 13,5 атмосфер.
Используемый здесь коэффициент 1,3 (иногда берется коэффициент 1,2) представляет собой слегка повышенный показатель степени для идеального двухатомного газа из уравнения Пуассона (PVx=const), где:
- Р — давление газа;
- V – объем, занимаемый газом;
- x – показатель адиабаты 1.4.
В принципе ничего сложного, можно легко перевести объем в давление с помощью калькулятора. Значение «P» традиционно заменяется на 1 (один). Он равен 1 МПа по шкале измерения для сжатого воздуха под давлением.
Прибор для проверки компрессии
Контроль компрессии двигателя осуществляется единым прибором — компрессометром. Это блок с манометром, жестким или гибким удлинителем с резиновым наконечником, резьбовыми переходниками для различных световых колодцев и рычагом сброса давления (кнопкой). Для дизельных двигателей комплект измерения компрессии дополнен переходниками, с помощью которых компрессия измеряется через колодцы свечей накаливания.
Температура двигателя
Проверка компрессии производится только на прогретом двигателе. Вы, наверное, помните со школы, что металл при нагревании расширяется. Поэтому правильные показания давления можно получить только на двигателе, температурный режим которого максимально приближен к рабочей температуре (не менее 80 °С).
Положение дроссельной заслонки
Перед проверкой компрессии двигателя убедитесь, что дроссельная заслонка открыта. Запишите параметры каждого цилиндра. А потом проверить давление при закрытом дросселе. (Мы объясним, почему ниже)
Как часто проверять компрессию
Рекомендуемый интервал проверки компрессии совпадает с регламентом замены свечей, от 15 до 50 тысяч километров пробега (в зависимости от модели автомобиля).
Как часто замерять степень сжатия
Степень сжатия НЕ ДОЛЖНА проверяться, так как она остается номинальной на протяжении всего срока службы двигателя. Значение для двигателя вашего автомобиля вы можете узнать в «Инструкции пользователя», в разделе «Параметры двигателя».
Факторы, влияющие на давление в двигателе
Результаты измерения компрессии часто отличаются друг от друга, даже если все детали, участвующие в газораспределении, исправны. На давление в цилиндрах влияют следующие условия:
- количество поступающих воздушных масс;
- скорость вращения коленчатого вала;
- температура двигателя;
- вязкость моторного масла.
Если есть проблемы с запуском, пропала мощность, двигатель нуждается в тщательной профессиональной диагностике.
Ремонтно-восстановительные работы необходимо доверить опытным специалистам. Продление ресурса двигателя и поддержание нормальной компрессии зависит от грамотного и внимательного отношения к двигателю.
Что делать, если отсутствует компрессия в одном или нескольких цилиндрах
Наличие давления в цилиндрах двигателя является одним из основных параметров силового агрегата. Без него функциональность двигателя будет нарушена, что вызовет серьезные проблемы. Причин, почему нет компрессии в одном цилиндре, может быть несколько. Чтобы узнать, нужно сначала поставить диагноз.
Всегда ли компрессия является признаком хорошего двигателя?
Прежде чем рассматривать признаки и причины отсутствия компрессии в одном или нескольких цилиндрах, проанализируем, влияет ли этот параметр на работоспособность силового агрегата. Если давление в системе смазки 406 или другого двигателя ниже нормы, это практически свидетельствует об износе деталей ДВС. Но это не всегда так. При соединении поршневых колец с плоскостью цилиндра важную роль играет именно смазочная жидкость, собирающаяся на стенках двигателя. Благодаря моторному маслу стык компонентов герметичен.
Если уровень нормальный или выше необходимого, это приведет к повышенному расходу моторной жидкости. Из-за повышенной компрессии кольца изнашиваются быстрее. А образовавшиеся в результате износа отверстия начнут заделывать смазкой, которой в избытке. Эта проблема требует немедленного ремонта. Но на самом деле компрессия такой неисправности не показывает.
Признаки падения или потери давления
Рассмотрим симптомы, по которым можно определить слабую и малую компрессию во всех, в двух или в первом цилиндре. Если давление низкое или отсутствует, признаки следующие:
— Затрудненный запуск силового агрегата. Чтобы его завести, водителю приходится дальше крутить стартер. А в результате полной потери давления двигатель вообще невозможно запустить.
— Двигатель стал работать менее стабильно. Из-за падения компрессии обороты холостого хода и при движении на передаче будут нестабильны.
— Увеличенный расход топлива. На первый взгляд определить этот признак проблематично, но если следить за этим параметром, то можно его вычислить.
— В дизеле проблема проявляется подпрыгиванием.
Давление в магистралях системы охлаждения может увеличиться. В результате антифриз начнет выталкиваться из-под уплотнительных элементов.
— Если компрессия плохая в одном или нескольких цилиндрах и это связано с повреждением прокладки ГБЦ, то нарушена герметичность системы в целом. Открыв капот, можно диагностировать эту проблему по наличию выхлопных газов, выходящих через появившуюся щель.
Такая неисправность приводит к залеганию поршневых колец, что в итоге способствует увеличению расхода топлива и масла. У некоторых автомобилей эта особенность дополняется увеличением мощности силового агрегата и появлением обильного дыма из глушителя.
Сколько прослужит двигатель?
Низкое давление – проблема, с которой часто сталкиваются автомобилисты. Если перепад небольшой, мотор можно эксплуатировать длительное время. Но помните, что слишком маленькая компрессия или полное ее отсутствие может быть связано с сильным нагревом устройства.
Длительная эксплуатация автомобиля с перегретым ДВС со временем приведет к полному выходу из строя.
Уровень сжатия
Резкий перепад давления в конечном итоге приведет к серьезному отказу двигателя. Если компрессии в цилиндре нет, а причины неизвестны, необходимо провести диагностику.
Рассмотрим нюансы, которые следует учитывать при проверке:
— Перед диагностикой силовой агрегат необходимо раскрутить на максимальные обороты с помощью пускового устройства. Для этого необходимо обеспечить все условия, и свести вероятность потери энергии к минимуму.
— Необходимо открыть крышку двигателя и отсоединить все высоковольтные провода от свечей зажигания. Сами агрегаты откручиваются и демонтируются. Это предотвращает образование сопротивления вращению.
— При диагностике силовой агрегат должен быть прогрет, проверка производиться на прогретом двигателе.
— Перед процессом отключается подача топлива для предотвращения смыва моторной жидкости со стенок двигателя.
— Необходимо полностью зарядить аккумулятор, чтобы максимально прокрутить коленвал двигателя.
С компрессометром
Для выполнения теста необходимо подходящее устройство. Компрессометр представляет собой простой манометр, снабженный удлинителями, а также переходниками, предназначенными для подключения к разным свечам зажигания. Виды таких агрегатов отличаются друг от друга в зависимости от типа силового агрегата – бензиновый или дизельный. Это связано с тем, что в последнем степень сжатия выше.
— Откройте капот, отсоедините провода от свечей зажигания и открутите их гаечным ключом. Удалить устройства.
— Подготовить агрегат к диагностике. Подсоедините к нему удлинитель и переходники соответствующих размеров, установите их в свечные гнезда.
— После установки сядьте на место водителя и включите пусковое устройство. На дизельном автомобиле при диагностике компрессии также необходимо разобрать форсунки.
— Проведите проверку каждого цилиндра двигателя. Полученные показатели необходимо сравнить с указанными производителем транспортного средства. Обычно они отмечаются в сервисной книжке по эксплуатации.
Проверка масла
Диагностику можно провести с помощью моторной жидкости. Но для этого еще нужен компрессометр:
— Откройте капот и отсоедините высоковольтные кабели от свечей зажигания.
— Отвинтить их от посадочных мест. В гнезда, где они установлены, заливаем по 30-50 грамм моторного масла.
— Диагностика давления с помощью устройства. Если рабочий параметр увеличился и между цилиндрами нет разницы в работе, отремонтируйте уплотнения или кольца. Они знали кокаин. Заменить их можно своими руками. В случае с кольцами потребуется снять и разобрать головку блока.
Повышайте уровень самостоятельно
Сейчас мы расскажем вам, что делать, чтобы повысить давление. В гаражных условиях может увеличиваться с образованием нагара и отложений на цилиндрах. Все остальные неисправности устраняются разборкой головки блока и заменой поврежденных компонентов. При снятии ГБЦ ее необходимо расточить, поэтому лучше доверить этот процесс специалистам. Чтобы увеличить уровень сжатия:
— Приготовьте керосин и спирт. Необходимо смешать по 25 г каждого вещества в соотношении один к одному. На один цилиндр силового агрегата потребуется 50 г полученной смеси. Если вам нужно повысить давление в нескольких одновременно, умножьте 50 г на количество элементов.
— Запустите двигатель автомобиля. Дайте ему прогреться до рабочей температуры.
— В цилиндры, если необходимо повысить компрессию, залить около 50 г смеси керосина и спирта. В таком виде машину нужно оставить примерно на десять часов.
— По истечении времени добавить туда около 20-30 граммов моторной жидкости и запустить силовой агрегат. Он должен работать 20 минут. При меньшем количестве отложений на стенках двигателя будет удаляться нагар.
Проводим раскоксовку
Поскольку закоксовывание колец является одной из самых частых причин потери компрессии в цилиндре, давайте рассмотрим, как это исправить.
Итак, допустим, в одном из цилиндров наблюдается падение давления. Заливка масла и новый замер показали увеличение компрессии. Решением является возникновение или нарушение колец.
Для проведения декарбонизации нужна специальная промывочная жидкость (например, «ЛАВР»).
Также можно воспользоваться старым проверенным методом – сделать такую жидкость самостоятельно, смешав парафин с ацетоном (в пропорции 1:1).
А дальше действуем так:
- Прогреваем двигатель;
- Выкрутите все свечи зажигания;
- Устанавливаем поршни в ряд (при помощи ключа проворачиваем коленвал и 4 шатуна одинаковой длины);
- Налить жидкость во все баллоны с помощью шприца (необходимое количество указано в инструкции к средству. Обычно это 50-70 грамм на каждый баллон);
- Легкие отверстия закрываем ветошью и оставляем двигатель скисать на 10-12 часов. Также желательно периодически «шевелить» поршни, слегка раскатывая коленчатый вал в разные стороны;
- Производим чистку цилиндров (крутим коленвал стартером, чтобы удалить остатки продукта);
- Ставим свечи зажигания на место;
- Заводим двигатель (заводится «туго»);
- После намотки даем ему поработать на холостом ходу 5-7 минут. Первое время работа двигателя будет сопровождаться сильным задымлением и перебоями, но постепенно все придет в норму;
- Выезжаем на трассу и даем максимальную нагрузку двигателю, чтобы удалить остатки нагара из цилиндров.
После поездки проводим замеры компрессии. Если показатели улучшились и давление во всех цилиндрах приблизилось к одному уровню, меняем масло и продолжаем эксплуатировать автомобиль.
В случае, когда производительность в цилиндре, где был отмечен перепад, улучшилась, но недостаточно, можно снова провести раскоксовку, залив чистящую жидкость только в этот цилиндр.
Но тут стоит отметить, что путем промывки возникновение колец было только устранено, а вот чем это вызвано, предстоит выяснить.
Если раскоксовка не дала положительного результата, или причина падения не в кольцах, нужно провести серьезные ремонтные работы — снять головку блока для ее восстановления или заменить прокладку ГБЦ.
Возможно, потребуется снять поршни и заменить поврежденные кольца.
Чтобы не стать причиной падения компрессии в одном из цилиндров, эту проблему нельзя оставлять без внимания и необходимо как можно быстрее проводить все ремонтные работы, чтобы такая неисправность не привела к более серьезным поломкам.
Как измерить компрессию в цилиндрах своими руками
Некоторые автовладельцы самостоятельно проверяют компрессию бензинового или дизельного двигателя. Как правило, это люди, которые мало или совсем не умеют ремонтировать и обслуживать свой автомобиль. Также можно измерить давление в ЦПГ. Для этого нужно сделать подходящий компрессометр (для бензина или дизеля), блокнот и ручку для письма.
На бензиновом двигателе:
- Поставить коробку передач в «нейтральное» положение».
- Прогрейте двигатель не менее чем до 80°C.
- Снимите все свечи зажигания.
- Отключите топливный насос (выньте предохранитель).
- Вставьте (привинтите) удлинитель манометра в первый цилиндр.
- Включите стартер на 3-4 секунды.
- Запишите результат в блокнот.
Повторите операцию со всеми цилиндрами по очереди в 2 приема, при следующих условиях: сначала — заслонка закрыта, а затем — открыта.
На дизельном двигателе:
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Отключить питание топливной аппаратуры (привод к механическому ТНВД).
- Выкрутите свечи накаливания.
- Установите удлинитель манометра в освободившийся колодец.
- Включите стартер на 3-4 секунды.
Повторите операцию с каждым цилиндром по очереди. Здесь не нужно нажимать на педаль газа, что обусловлено конструктивными особенностями дизельного двигателя.
Если у вас есть возможность измерить компрессию только на холодном двигателе, например, при ремонте с разобранной системой охлаждения и т д., помните, что в этом случае показания манометра будут на 2-4 атмосферы меньше, чем на прогретом.
Как замерить давление на снятом моторе
Вы должны выключить свет и подключить аккумулятор к стартеру. Крутим ДВС стартером и записываем результаты в блокнот. На холодном они будут меньше, чем на теплом, примерно на 2-4 атмосферных единицы.
Почему надо измерять компрессию с открытой и закрытой заслонкой дросселя?
Давление в конце такта сжатия при открытой и закрытой дроссельной заслонке разное. В закрытом состоянии в цилиндрах меньше воздуха, поэтому значение физических атмосфер будет ниже. В открытом состоянии газа, наоборот, сжатие становится выше за счет большего объема воздуха.
То есть если с закрытым газом вы получили результат 12 атм, то с открытым может быть и 14 атм. Иногда разница значительно больше, поэтому автолюбители могут предположить те или иные проблемы в двигателе (прогар поршня, закоксовывание колец, течь прокладки ГБЦ, повреждение цилиндра и т.д.), и провести более детальную диагностику. Поэтому испытание на сжатие проводят на открытом и закрытом газе.
Плохая компрессия в двигателе – причины
Компрессометр не может указать на проблему с двигателем, он лишь дает представление, на основании которого автолюбители делают предположения о:
- состояние поршневой группы;
- поток выхлопных газов;
- герметичность прокладок ГБЦ;
- герметичность впускного и выпускного коллекторов;
- состояние клапанов (их заедание или подгорание) и клапанных пружин;
- правильная регулировка системы питания двигателя и выхлопных газов;
- правильная регулировка момента зажигания и сохранение фаз газораспределения при работе двигателя.
Точные устройства, такие как эндоскоп, помогут определить целевую причину. Его видеокамера способна проникнуть в ЦПГ и обнаружить там дефекты: от царапин на стенках гильз до прогоревших клапанов. В остальных случаях потребуется разборка двигателя для поиска неисправностей деталей.
Компрессия Ваз 2107
ВАЗ 2107-2107i
ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРАХ
Величина компрессии (давление в конце такта сжатия) в цилиндрах является важнейшим показателем для диагностики состояния двигателя без его разборки. По его среднему значению и по разнице значений компрессии в отдельных цилиндрах можно с достаточной степенью точности определить степень общего износа деталей шатунно-поршневой группы двигателя, а также для выявления неисправностей этой группы и деталей клапанного механизма.
Компрессию проверяют специальным прибором – компрессометром, который сейчас можно свободно приобрести в крупных магазинах автозапчастей.
Важным условием правильности показаний при проверке компрессии является исправность стартера и его электрических цепей, а также полная зарядка аккумуляторной батареи.
1. Перед измерением компрессии проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме (см. «Регулировка зазоров в клапанном приводе»).
2. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры.
3. Заглушите двигатель, отсоедините концы проводов от свечей зажигания и снимите все свечи зажигания. 4. Вверните наконечник компрессометра в свечное отверстие проверяемого цилиндра.
5. Убедитесь, что дроссельная заслонка карбюратора полностью открыта, и полностью нажмите педаль акселератора, чтобы полностью открыть дроссельные заслонки.
6. Включите стартер и проворачивайте им коленчатый вал двигателя до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет расти.
Для получения правильных показаний компрессометра коленчатый вал должен вращаться с частотой 180-200 мин-1 и выше, но не более 350 мин-1.
8. Повторите шаги 4-7 для остальных цилиндров. Давление должно быть не ниже 1,1 МПа (11 кгс/см2), а разница значений в баллонах не должна превышать 0,1 МПа (1 кгс/см2). Низкая компрессия в отдельных цилиндрах может быть вызвана неплотными седлами клапанов, поврежденными прокладками ГБЦ, сломанными или прогоревшими поршневыми кольцами. Низкая компрессия во всех цилиндрах свидетельствует об износе поршневых колец.
9. Для выяснения причин недостаточной компрессии залить ок. 20 см3 чистого моторного масла в цилиндр с пониженной компрессией и снова измерить компрессию. Если показания компрессометра увеличились, скорее всего неисправность в поршневых кольцах. Если значение компрессии не изменилось, это означает, что головки клапанов неплотно прилегают к седлам или повреждена прокладка ГБЦ.
Иногда в процессе эксплуатации своего автомобиля автолюбителю необходимо проверить компрессию в цилиндрах двигателя ВАЗ 2105.
Как правило, потребность в таких работах возникает при диагностике, когда есть малейший намек на износ поршневой группы.
Снижение компрессии будет свидетельствовать либо о выходе из строя поршневых колец, либо могут потребовать замены и сами поршни. Определив компрессию в цилиндрах, можно определить проблемы, связанные с газораспределительным механизмом.
При проведении диагностических работ также помните, что существенное влияние на дальнейшие показания оказывает общее состояние электрооборудования автомобиля, а именно заряд аккумулятора, техническое состояние стартера, поэтому при проведении работ проверяйте их работоспособность, зарядите аккумулятор при необходимости. Перед непосредственной проверкой также проверьте зазор в клапанном механизме и при необходимости отрегулируйте.
Процедура измерения давления следующая:
- Запускаем двигатель и даем ему поработать несколько минут, чтобы он прогрелся.
- Глушим двигатель и выкручиваем все свечи зажигания.
- Вкручиваем компрессометр в один из цилиндров и проворачиваем коленвал стартером со скоростью не более 350 об/мин до тех пор, пока давление не перестанет нарастать. Закрепляем индикаторы на листе бумаги.
- Повторяем операцию измерения для остальных цилиндров.
Таким способом измеряем давление во всех цилиндрах. Нормальное давление не должно быть ниже 11 МПа. Разность давлений между баллонами не должна превышать 0,1 МПа. На основании полученных данных принять решение о необходимости ремонта. Без опыта проведения подобных работ ремонт рекомендуется проводить в специализированной мастерской. На этом проверка компрессии в цилиндрах двигателя ВАЗ 2105 завершена.
Если из выхлопной трубы автомобиля ВАЗ 2109 идет сизый дым, это, скорее всего, износ поршневых колец, но чтобы быть в этом уверенным, нужно измерить компрессию в цилиндрах двигателя. Проверим компрессию двигателя на ВАЗ 2109. Для этого не нужно специального оборудования, пригодится только компрессометр. Если у вас автомобиль инфинити, эту работу можно сделать в автосервисе инфинити .
Итак заводим ВАЗ 2109 и прогреваем его до рабочей температуры, которая составляет примерно 80-90 градусов. Также нужно проверить зазоры в клапанах, они должны быть одинаковыми, поэтому если их нет, то нужно их отрегулировать. Затем специальным ключом выкручиваем свечи зажигания, их на ВАЗ 2109 4 штуки, затем открываем дроссельную и воздушную заслонку.
Берем компрессометр и засовываем конец в гнездо для свечей. Теперь нужно подключить стартер. Так как фонари сняты, машина не заведется, будет только характерный звук. Вы не можете сделать эту работу в одиночку, поэтому помощник пригодится. Пока один человек поворачивает ключ зажигания, другой следит за показаниями компрессометра.
Во время осмотра убедитесь, что автомобильный аккумулятор заряжен.
Если вы подключили другой источник питания к клеммам стартера, вы можете на какое-то время завысить напряжение. Пишем на листе бумаги высший показатель единицы измерения и затем сбрасываем стрелку на ноль. Такую же операцию необходимо проделать с оставшимися тремя цилиндрами. Помните, что минимально допустимая степень сжатия в цилиндрах должна быть не менее 10 кг/кв.м.
Разница между всеми цилиндрами не должна превышать 1 кг/кв.м.Если компрессия в одном цилиндре меньше, чем в другом, то дело в сбросе давления клапанов с седел, износе компрессионных колец или повреждении к прокладке блока цилиндров. Если замеры показали низкий уровень компрессии во всех кольцах, дело в основном износе поршневых колец.
Для более точного определения низкого уровня компрессии в отдельном цилиндре залейте непосредственно в свечное отверстие 20-25 см см моторного масла и еще раз измерьте уровень компрессии. Датчик показывает те же цифры? Это означает разгерметизацию клапанов с седел или износ прокладки блока цилиндров. При высокой компрессии, когда уровень масла повышается, это износ поршневых колец.
Если воздух выходит через карбюратор, разгерметизируется впускной клапан, если через глушитель, разгерметизируется выпускной клапан. При износе прокладки ГБЦ в радиаторе или в другом клапане будут образовываться пузырьки воздуха, появится шипение.
Для выполнения этого теста необходимо использовать специальный тестер компрессии, предназначенный для дизельных двигателей.
Если двигатель не работает или дает пропуски зажигания (топливная система в норме), проверка компрессии может выявить причину отказа двигателя. Если вы будете проводить эту проверку регулярно, вы сможете предупредить о неисправностях до того, как появятся более серьезные симптомы.
Для проверки компрессии необходимо использовать тестер, предназначенный специально для дизельных двигателей, так как давление в дизеле намного выше, чем в обычном двигателе. Тестер подключается к переходнику, который вкручивается в свечу накаливания или отверстие форсунки.
- – аккумулятор должен быть заряжен, воздушный фильтр должен быть чистым, а двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры;
- – перед проверкой необходимо снять все свечи накаливания;
- – Отвинтите стопорную гайку и отсоедините соединительную заглушку от запорного клапана ТНВД, чтобы предотвратить впрыск топлива.
Компрессия – один из важнейших данных, характеризующих состояние двигателя автомобиля. Показывает давление в цилиндре в момент сжатия. Если компрессия двигателя ВАЗ 2107 ниже нормы или значение разнится в каждом цилиндре, необходимо немедленно приступить к ремонту двигателя. Для автомобиля ВАЗ 2107 оптимальное значение давления составляет 12 атмосфер, а если показатель ниже 10 Бар, требуется ремонт ДВС.
Если существует вероятность отказа двигателя, первым делом необходимо измерить степень сжатия. Для оценки состояния ЦПГ двигателя ВАЗ 2107 в первую очередь следует выяснить, какие значения считаются нормированными. Какая компрессия должна быть на ВАЗ 2107, этим вопросом задаются все владельцы классики, когда необходимо проверить состояние ДВС.
Как часто проверять компрессию
Для профилактики диагностику проводят заменой свечей зажигания. Эту процедуру следует выполнять каждые 25-50 тыс км.
Кроме того, внеочередную диагностику проводят при следующих признаках:
- Двигатель расходует много масла – более 200 мл на 1000 км.
- Из выхлопной трубы идет сизый дым.
- Машина стала хуже заводиться зимой.
- Нестабильный холостой ход, вибрация.
Последний симптом указывает на неисправность системы зажигания или несколько свечей. Перед измерением компрессии эти ошибки необходимо устранить. На дизелях износ клапанов, поршней и цилиндров проявляется одинаковыми признаками. Особенно заметен холодный пуск — дизель не воспламеняется.
Признаки плохой компрессии
Без оборудования определить снижение компрессии достаточно сложно, особенно если давление упало всего на 2-3 атмосферы. Но есть список косвенных признаков, по которым можно догадаться о появлении проблем со сжатием:
- мотор троит;
- осечки;
- это стало банками в CPG;
- двигатель плохо заводится;
- пропала тяга и динамика;
- черный дым из глушителя;
- повышенный расход топлива.
Что делать, если выявлены вышеперечисленные признаки
Если у вашего автомобиля появились какие-либо из этих симптомов, обязательно проверьте компрессию. А если не умеете, или не имеете технических возможностей на данный момент, то можете записаться в автосервис.
Тестирование компрессии без специальных приборов
Выключите свет. Возьмите чистую ткань (например, для полировки корпуса), плотно сверните ее и просуньте в свечу. Когда вы включаете стартер, ваша точка должна выскочить как пробка, если компрессия хорошая, и немного выпасть или остаться на месте, если она плохая. Таким образом, вы можете проверить все цилиндры без специальных инструментов.
Тестирование компрессии на слух
Этот метод используют опытные водители. Благодаря опыту хорошо знают звук поршней при хорошей компрессии и холостых оборотах ЦПГ. Для начинающего автовладельца, или неопытного мастера этот способ вряд ли будет полезен.
Как быть, если замеры компрессометра вас не радуют
Если показания манометра намного ниже, чем положено по заводским характеристикам, двигатель нуждается в диагностике. (Например, на Kia Sportage с двигателем G4KE 2.4 показатель давления 8 атм, вместо положенных 14 атм.
А эти двигатели известны своим дефектом — скребком ЦПГ). По результатам комплексной проверки мастер дает заключение: что нужно менять и как быстро. Если запустить проблему на том же G4KE, стружка соскобов разойдется по маслосистеме двигателя и нанесет гораздо больший ущерб, чем на ранней стадии.
Причина завышенной компрессии
Слишком высокая компрессия (больше заводской) ничего хорошего не сулит. Чаще всего такой дефект появляется при сильном закоксовывании деталей с масляными отложениями. Кольца и клапана буквально заросли копотью, что уменьшает объем камеры сгорания.
В этом случае необходимо очистить двигатель от кокса. Иногда это можно сделать присадками, а если не поможет, придется разбирать ДВС.
Причина низкой компрессии
Низкая степень сжатия вызвана изношенными или сломанными деталями двигателя. Например, трещины на кромках клапанов, износ поршневых колец или образование эллипса цилиндра. Иногда причина не в износе деталей, а в банальной ошибке ремонтников, например, если при сборке ДВС были неправильно выставлены метки фаз газораспределения.
Оценка результатов измерений
Результат замеров компрессии во всех цилиндрах должен быть одинаковым. Допускается небольшая разница в пределах 0,5 – 1 атмосферы. Если разгон слишком велик, например, в первом цилиндре 7 атм., а в остальных трех по 12 атм, необходимо произвести более детальную диагностику первого «горшка» для выявления причины дефект.
Какие должны быть нормальные показатели
Вопрос резонный. Зачем проводить замеры, если не с чем сравнить результаты? Существует простой расчет, как узнать степень сжатия двигателя конкретной модели автомобиля по степени сжатия, указанной в технической документации.
Так, например, можно узнать, какая компрессия у двигателей ВАЗ считается нормой. Для ВАЗ 2106 она составляет 11 кгс/см2, для ВАЗ 2110 – 13 кгс/см2. Например, у дизельного агрегата, установленного на Ford Focus, это значение выше – 18 кгс/см2, а у Mitsubishi ASX с силовыми агрегатами объемом 1,6, 1,8 и 2,0 литра значение сжатия будет варьироваться от 12 до 13 кгс/м2.
Допустимая разница компрессии в цилиндрах
Разница компрессии в цилиндрах может отличаться друг от друга: для бензиновых двигателей на 0,5 — 1 атм., а для дизелей на 2,5 — 3 атм.
Оптимальное давление в цилиндрах
Для определения момента критического износа цилиндропоршневой группы необходимо знать, какая степень сжатия считается удовлетворительной. Здесь есть связь со степенью сжатия — чем она выше, тем большее давление возникает в камерах сгорания при вращении коленчатого вала.
На данный момент существует 3 типа моторов с разными параметрами:
- старые силовые агрегаты с низкой степенью сжатия (до 8,5);
- современные бензиновые двигатели, где топливная смесь сжимается в 9–11 раз;
- дизель со степенью сжатия 16–24.
Камера сгорания дизельного двигателя небольшая, поэтому дизель воспламеняется при сильном сжатии.
Оптимальные значения давления в цилиндрах разных силовых агрегатов получают на основании нескольких практических замеров. Когда двигатель прогрет до рабочей температуры, аккумулятор заряжен и нет проблем со стартером, компрессия в двигателе должна быть следующей:
- На дизеле — от 2,4 до 3 МПа. Первый показатель – это минимально допустимый, при котором автомобиль может завестись.
- Оптимальное давление в цилиндрах инжекторного силового агрегата 1,4–1,5 МПа. Допускается снижение сжатия до уровня 1,1 МПа.
- В старых карбюраторных двигателях ВАЗ и других марок минимальный порог составляет 1 МПа или 10 Бар. Агрегат в отличном состоянии должен показать результат 13 бар.
Примечание. Если проанализировать данные измерений, то можно выявить следующую закономерность: оптимальное давление равно степени сжатия, умноженной на коэффициент 1,4-1,5.
Восстановление компрессии
Примерно в 50% случаев причиной низкой компрессии в цилиндрах являются залипшие кольца. Для их обеззараживания можно использовать различные добавки. Если газораспределение сбилось, его необходимо отрегулировать. Поврежденные или изношенные детали следует заменить новыми.
Плохая компрессия двигателя. К чему может привести?
Последствия низкой компрессии весьма предсказуемы: на деталях ЦПГ и ГРМ появится нагар и нагар, двигатель начнет «глотать» масло, увеличится расход топлива, будет затруднен запуск, и в один прекрасный день двигатель не запустится. Низкий уровень масла грозит перегревом или заклиниванием ЦПГ.
Таблица: Какая должна быть компрессия у автомобилей
Тип двигателя | Давление, атм |
Карбюраторный | 9,5 — 10 |
Инжектор | 11 – 14 |
Дизель | 28 — 45 |
Уровень давления в конце такта сжатия, известный как сжатие, многое говорит о состоянии двигателя. Высокие цены свидетельствуют о качественной и сбалансированной работе деталей цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма. А низкий, наоборот, говорит о проблемах в этих сферах. Возможно это небольшое нарушение меток фаз газораспределения, а возможно сильный износ/поломка деталей. Точный диагноз поставит механик. Самостоятельно проверить компрессию можно, следуя правилам диагностики. А если у вас нет технической возможности, запишитесь в автосервис.