Можно ли зарегистрировать самодельный прицеп по закону? Да, и ПДД, и техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» допускают такую возможность.
Основной причиной необходимости регистрации лично изготовленных водителем устройств является их участие в процессе движения по дороге. Любая поломка такого устройства на проезжей части может стать проблемой не только для владельца, но и для всех окружающих водителей. Кроме того, езда с непроверенным прицепом повышает риск аварии.
- Стоимость
- Основные требования для регистрации самодельного прицепа
- Пошаговое руководство регистрации
- Порядок регистрации прицепа
- Требования к конструкции прицепного устройства
- Требования к самодельным прицепам
- Немного справочной информации
- Ответственность за незарегистрированный прицеп
- Особенности постановки на учет
- Куда обращаться?
- Необходимые документы для автоинспекции
- Заполнение заявления
- Финансовые расходы
- Как проходит процедура?
- В каких случаях может поступить отказ
- Процедура последовательности регистрации самодельного прицепа
- Правила регистрации прицепов
- Какие документы необходимы для постановки на учет самодельного прицепа
- Требуется ли снятие с учета
- Можно ли зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля без документов
- Как зарегистрировать прицеп без документов
- Процедура постановки на учёт
- Подготовка документов
- Экспертиза
- Расходы на регистрацию
- Необходимые документы
- ОСАГО на прицеп
- Пренебрежение установленными нормами: штрафные санкции
- Экспертиза
- Пошаговый план регистрации самодельного прицепа без документов
- Правила регистрации прицепов
- Экспертиза самодельного прицепа
- Что необходимо представить для оценки специалистов
- Учет самодельного прицепа
- Стоимость проверки
- Какие параметры подлежат исследованию
- Какое наказание за использование незарегистрированного самодельного прицепа?
Стоимость
Стоимость госпошлины за получение нового регистрационного знака на самодельный инструмент в 2023 году составит 1500 рублей, а за получение свидетельства придется заплатить 500 рублей.
Услуги лаборатории по проведению исследования оплачиваются отдельно. Стоимость услуг каждой лаборатории отличается друг от друга.
Знаете ли вы, что вы можете значительно сэкономить, заплатив на сайте правительства Норвегии, скидка на сборы и сертификаты составит 30%. Таким образом, вместо 2000 рублей владелец самодельного инструмента заплатит 1400 рублей.
Основные требования для регистрации самодельного прицепа
Для того чтобы обследование дало заключение о правильном качестве самодельного прицепа, необходимо как можно более осознанно, каким параметрам он должен соответствовать.
- Необходимо соблюдать четкие габариты, которые не должны превышать такие параметры, как: длина – 12 м, высота – 4 м, ширина – 2,5 м. Общая длина автопоезда не должна превышать 18,3 м.
- Легкие прицепы не должны весить более 750 кг. Тормозная система для такого автомобиля не нужна. Средние прицепы должны иметь массу не более 3500 кг. В таком случае они должны быть оснащены инерционными тормозами. Максимальная версия прицепа должна иметь массу не более 10 000 кг, с постоянными тормозами.
- Обратите внимание, что колеса в самодельном прицепе должны быть строго одинаковыми, а не выступать за габаритные размеры прицепа. На средних и больших прицепах колеса следует менять по сезону, как и на любом легковом автомобиле.
Пошаговое руководство регистрации
Для оформления «хозяев» владелец обращается в Норвежскую дорожную инспекцию. Зарегистрировать самодельный прицеп можно только после осмотра и испытаний в специализированной лаборатории. Получение сертификата этой организации дает право эксплуатировать транспортное средство, так как оно соответствует требованиям безопасности.
Инструкцию по проверке дали сотрудники ГИБДД. Для этого направления лаборатория запросит чеки и квитанции, которые получил человек, производящий тележку, при закупке материалов. Кроме того, в приложении описаны наименования запасных частей, используемых для изготовления каркаса конструкции. Здесь желательно указать квалификацию сварщика, выполнявшего сварочные работы.
Также необходимо сфотографировать прицеп и ступеньку в сборе, которые фотографируются в более крупном ракурсе. После сдачи бумаг сотрудники лаборатории рассматривают представленные документы и принимают решение о соответствии или несоответствии нормам безопасности самодельного прицепа.
Как проходит регистрация самодельного прицепа:
При положительном результате владельцу выдается справка, с которой он должен снова обратиться в ГИБДД. В инспекции собственник пишет заявление и выдает работнику самодельный инструмент для сверки цифр, указанных в представленных бумагах. После этого уплачивается государственная пошлина и документы выдаются владельцу.
Порядок регистрации прицепа
Оформление самодельного прицепа предполагает определенный алгоритм действий. Соблюдая его, вы сможете быстро легализовать свою самоделку с первого раза и без лишних юридических сложностей:
- Первым делом нужно обратиться в ГИБДД (в МРЭО) по фактическому месту жительства. Там стоит уточнить, изменился ли список бумаг, необходимых для регистрации, а также получить справку на ЕГЭ. Испытания самодельных надстроек для автомобиля проводит испытательная лаборатория.
- Следующим пунктом является тестирование и изучение предлагаемых работ. Для этого необходимо передать заявку в лабораторию (она находится в США). Вместе с заявкой необходимо предоставить фото объекта, который вы пытаетесь починить, и все чеки и сертификаты на комплектующие. На этом этапе также происходит проверка платежа.
- Наконец, лаборатория создает действие. Если трейлер одобрен, водитель получает сертификат качества вместе с документом. Если самоделка не была одобрена, владелец получает на руки только иск, в котором будут описаны все неточности и проблемные элементы.
- Следующий шаг – возвращение в МРЭО, где начинается регистрация самодельного прицепа в ГИБДД. Туда нужно подать все документы согласно списку и процессу экспертизы. Сама регистрация оплачивается отдельной пошлиной, которую также необходимо сдать в ГИБДД.
- Завершающим этапом является удовлетворение запроса субъекта. После проверки всех нюансов в МРЭО изготавливается госномер на самоделку и свидетельство о ее регистрации. Эти документы выдаются водителю.
Только после всех этих манипуляций гражданин имеет право пользоваться самодельным прицепом. Во всех остальных случаях это будет считаться правонарушением с последующими санкциями.
Основное отличие регистрации самодельного прицепа от регистрации переоборудованного автомобиля заключается в начале периода регистрации. Если вы хотите улучшить автомобиль, вам необходимо сначала получить разрешение в ГИБДД, а затем изменить дизайн. Если вы хотите сделать прицеп заново, или сделать совершенно новый, все необходимые документы получаются после завершения работ.
Требования к конструкции прицепного устройства
Самодельный прицеп – это простое транспортное средство, поэтому перед запуском важно получить подтверждение того, что использование конструкции будет безопасным. При сборке устройства автовладелец должен руководствоваться требованиями технического регламента ТРЦ-018-2011, принятого на территории Таможенного союза с 01 января 2015 года.
Прежде чем прицеп для легкового или грузового автомобиля будет поставлен на учет в ГИБДД, необходимо провести экспертизу в аккредитованной испытательной лаборатории.
Как правило, в зависимости от массы самодельных прицепов специалисты предъявляют разные требования к конструкциям:
- если масса агрегата не превышает 750 кг, основное внимание специалистов будет направлено на наличие необходимого светотехнического оборудования и маркировки немоторизованного транспортного средства;
- при массе от 750 до 3500 кг прицепы должны быть оборудованы тормозной системой, прошедшей испытания в ходе испытаний, результаты которых будут занесены в соответствующий протокол;
- при массе прицепа более 3500 кг на него в обязательном порядке должна быть установлена антиблокировочная система.
Требования к самодельным прицепам
Перед регистрацией прицепа в ГИБДД его необходимо проверить в специализированных лабораториях. Уполномоченные сотрудники проводят осмотр, проверяют цифры, изучают представленные собственником документы. Затем проводится работа с технической экспертизой и тестированием конструкции. По итогам контроля составляется специальный протокол.
На основании заключений в протоколе делается вывод о том, разрешена ли регистрация исследуемого прицепа. Если претензий нет, водитель получает удостоверение. Однако при обнаружении несоответствий транспортное средство возвращается владельцу для исправления ошибок, после чего проводится новая экспертиза.
Существует несколько основных требований, на которые ориентируются специалисты при проверке. Это во многом зависит от категории прицепа. В 2020 году основное внимание уделяется следующим моментам:
- для прицепов первой категории до 750 кг основными аспектами будут маркировка и правильная работа светотехнического оборудования;
- если это вторая категория, обязательно потребуют наличия тормозной системы и протокола, подтверждающего успешность тормозных испытаний;
- сторонники третьей категории не сдадут экзамен, если не оборудована антиблокировочная система.
Все лаборатории имеют стандартный график испытаний. Отличаются они только условиями предоставления услуг и ценами.
Немного справочной информации
Документы, необходимые для регистрации автомобиля в ГИБДД:
- Документ, удостоверяющий личность заявителя;
- Документ, подтверждающий право собственности;
- Если заявителем является третье лицо, потребуется нотариально заверенная доверенность;
- Документы из лаборатории, где проводилась экспертиза самодельного транспортного средства;
- Квитанции об оплате: за регистрацию — 3000 руб., получение паспорта транспортного средства — 500 руб. Чтобы не попасть в затруднительное положение, следует заранее уточнить действующий размер государственных налогов в вашем регионе, так как они имеют свойство меняться в ту или иную сторону.
Документы, необходимые для подачи заявки в испытательную лабораторию:
- Несколько фото трейлера, помимо общих планов стоит обратить внимание на некоторые важные элементы. Например, вложение, подвесное крепление и так далее;
- Сертификаты и проверки на все составляющие конструкции, начиная от сцепного устройства и элементов кузова, заканчивая стоп-сигналами и подвеской;
- Исходя из двух вышеперечисленных пунктов, вам необходимо получить направление из ГИБДД, которое, собственно, и является основным документом при обращении в экспертную лабораторию.
Ответственность за незарегистрированный прицеп
Если вы эксплуатируете самодельный прицеп, не зарегистрированный в установленном порядке, вас могут оштрафовать.
Важно! за первое нарушение следует штраф 800 рублей, за следующее уже могут наказать выплатой 5000 рублей. А если это не поможет, могут лишить права управления транспортными средствами сроком на три месяца. Основным критерием выбора штрафа будут габариты и максимально допустимая масса самодельного транспортного средства, которое эксплуатируется без документов.
Особенности постановки на учет
Если автовладелец решит оснастить свое транспортное средство самодельным прицепом, он должен быть готов к тому, что процесс регистрации займет больше времени по сравнению с регистрацией заводских автомобилей.
Куда обращаться?
После завершения всех работ по сборке прицепа, автомобилист должен зарегистрировать его в течение 10 дней. Для этого нужно обратиться в любой отдел ГИБДД и подать заявление на регистрацию.
Сотрудник ГИБДД предоставит полный перечень документов, которые необходимо предъявить в дальнейшем, и выдаст направление на расследование.
Только в том случае, если экспертная лаборатория подтвердит возможность безопасной эксплуатации самодельного прицепа и даст соответствующее заключение, владелец может повторно обратиться в ГИБДД для постановки агрегата на учет.
Необходимые документы для автоинспекции
Для регистрации самодельного прицепа вместе с заявлением о проведении установленного испытания в ГИБДД необходимо отправить следующие документы:
- паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
- водительские права;
- сертификаты и чеки на запасные части, узлы и агрегаты, используемые при сборке прицепа;
- подробное описание устройства, его технических характеристик и функций;
- 4 фотографии трейлера, сделанные с разных ракурсов;
- квитанции об уплате государственной пошлины.
Весь перечень документов для постановки на учет рекомендуется уточнять в ГИБДД, так как перечень бумаг может различаться в зависимости от типа прицепа и способа производства.
Заполнение заявления
Бланк заявления на регистрацию самодельного прицепа можно запросить у сотрудника ГИБДД или предварительно скачать из интернет-источников и заполнить самостоятельно до визита в ГИБДД. В документе должны быть указаны:
- сведения о владельце буксировочного устройства;
- информация о самом транспортном средстве.
- Скачать бланк заявления в ГИБДД на регистрацию ТС
- Скачать образец заявления в ГИБДД на регистрацию самодельного прицепа
Затем сотрудник ГИБДД должен поставить в заявлении отметку о необходимости сдачи экзамена. С заверенным документом владелец прицепа должен обратиться в аккредитованную экспертную организацию.
Финансовые расходы
При регистрации самодельного прицепа необходимо оплатить государственную пошлину, общая сумма которой составляет 2300 рублей, в том числе:
- 1000 рублей — за регистрацию государственных номеров;
- 500 рублей — за выдачу регистрационного удостоверения (СТС);
- 800 рублей — за оформление паспорта транспортного средства (ПТС).
Квитанцию об уплате сбора выдает сотрудник ГИБДД вместе со справкой о проведении расследования. Оплатить госпошлину можно в любом банке или через интернет с помощью портала госуслуг — в этом случае пользователь получит скидку 30% от общей стоимости (как зарегистрировать прицеп через госуслуги?).
Как проходит процедура?
Владелец самодельного прицепа должен дважды обратиться в ГИБДД. Впервые по итогам визита у автомобилиста на руках будет заверенное заявление, которое будет адресовано в экспертную лабораторию.
Повторный визит в ГИБДД будет необходим после получения экспертного заключения, одобряющего постановку на учет и эксплуатацию фаркопа. После передачи полученного удостоверения и других необходимых документов сотруднику ГИБДД автомобилист должен отдать прицеп на осмотр и проверку VIN-кода.
После выполнения всех процедур владелец самодельного прицепного агрегата получит на руки регистрационные документы.
В каких случаях может поступить отказ
Во избежание каких-либо аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией самодельного транспорта на дорогах, регистрация ограничена определенными требованиями.
Нужно знать, что самодельное устройство должно соответствовать техническим регламентам, и при несоблюдении одного из них владелец не сможет получить сертификат.
Экспертное мнение Опыт работы судмедэксперта в автомобильно-технической экспертизе более 2-х лет, более 3-х лет работы в страховых спорах, обжаловании вины в ДТП. Задать вопрос Высока вероятность того, что изготовленный прицеп не пройдет испытание, кроме того, запчасти, из которых сделана самоделка, должны быть заводского производства с соответствующей документацией.
Процедура последовательности регистрации самодельного прицепа
Каждый владелец самодельного прицепного механизма задается вопросом: Как без проблем и волокиты зарегистрировать самодельный прицеп к автомобилю? Перед регистрацией самодельного тягово-сцепного устройства сотрудники ГИБДД предупреждают, что данная процедура, т.е регистрация имеет определенный порядок.
В первую очередь собираются все имеющиеся документы. Подтвердить из чего состоит создаваемая конструкция, сборки деталей и т.д. Также для сертификатов, паспортов на сборки необходимо представить проектно-сборочные чертежи для подтверждения правильности выполнения креплений и геометрии конструкции в соответствии со стандартами.
Лаборатория изучит полученные данные и сравнит их с готовым образцом. Сотрудники ГИБДД направляются для проверки в специальное аккредитованное учреждение, и сам владелец не решает, где будет проходить проверка прицепа.
Перед этапом испытаний в лаборатории владелец должен оплатить выполнение процедур, в соответствии с утвержденным количеством. Оплата будет за выполненную работу по испытанию самодельного механизма прицепа, независимо от результата квитанции. Очень важно обеспечить подходящую посадку деталей ступицы и соединительных элементов.
Наличие заводских элементов в конструкции тягово-сцепного устройства упрощает процедуру испытаний и наоборот, при отсутствии документации испытание будет проблематичным. Можно ли зарегистрировать самодельный автомобильный прицеп?
Во избежание некачественной самоделки и для защиты при движении по бездорожью от опасных прицепных конструкций, испытательная лаборатория очень тщательно протестирует самоделку.
На втором этапе подготавливается заявление на проведение экспертизы и испытаний и к заявлению прилагаются следующие документы:
- паспорт владельца прицепа;
- все имеющиеся документы на сборку, паспорта, чеки, накладные и так далее;
- описание конструкции и ее функций;
- фотографии самодельного тягово-сцепного устройства размером 10×15 см с разных точек, в количестве 4 штук;
- заявление на экспертизу и регистрацию;
- подтверждает получение оплаты государственной пошлины за сдачу экзамена.
Могут потребоваться дополнительные документы, это зависит от того, как решит лаборатория на этапе испытаний.
На следующем этапе проводятся испытания, проверяется конструкция и ее соответствие требованиям. При наличии всех документов и проведении испытаний лаборатория выдает справку или справку с актом о прохождении испытаний, с заключением о допуске к регистрации.
Четвертый шаг предполагает подачу заявления в отдел ГИБДД МРЭО для постановки на учет.
Вместе с заявлением представляются следующие документы:
- Заявление на регистрацию;
- Свидетельство о прохождении испытаний в лаборатории;
- Страховка автомобиля с прицепом;
- Сертификат о прохождении испытаний с заключением;
- Паспорт владельца;
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
После получения документов по перечню сотрудник ГИБДД проведет технический осмотр самодельного тягово-сцепного устройства и выдаст паспорт на транспортное средство с выдачей справки.
Основными параметрами для отказа в регистрации являются следующие:
- Какие-либо обязательные документы на прицеп не предоставляются;
- Прицеп не тестировался в лаборатории;
- Регистрационный взнос не оплачен.
При получении тягач сможет им пользоваться и проводить любые манипуляции с прицепом в рамках закона.
Правила регистрации прицепов
Для того, как устроить самодельный прицеп для автомобиля, существует не так много правил, соблюдение которых помогает автолюбителю провести процедуру без особого напряжения:
- Делать все вовремя и по установленным стандартам;
- Заранее подготовьте документацию;
- Всегда предоставляйте только правдивую и точную информацию.
Какие документы необходимы для постановки на учет самодельного прицепа
для прохождения государственной регистрации самодельного прицепа к автомобилю требуется следующая документация:
- Паспорт заявителя: владельца, доверенного лица;
- Доверенность на третье лицо, заверенная нотариусом;
- Документы, подтверждающие право собственности на прицеп, которые будут заменены сертификатом безопасности конструкции, выданным специализированным удостоверяющим центром.
- Заявление о сдаче госуслуги в ГИБДД, заполненное на месте или распечатанное с портала госуслуги;
- Квитанции об оплате госпошлины;
- Четыре фотографии прицепа к легковому автомобилю формата 10х15, показывающие каждую сторону агрегата;
- Страховка ОСАГО и техосмотр, обязательные для юридических лиц, грузовых автомобилей или грузовых автомобилей, приспособленных для перевозки опасных грузов;
- Другие официальные документы, подтверждающие аспекты или факты, связанные с изобретением дизайна.
Требуется ли снятие с учета
Если владелец планирует продать «хозяев», то вы не можете подать аннулирование. Конечно, снять с учета можно, но придется заплатить госпошлину и предоставить самодельный прибор на проверку инспектору ГИБДД. При продаже старый владелец выписывает доверенность на нового владельца и оформляет ее у нотариуса.
Соответственно, финансовые затраты, связанные с заменой регистрационного номера, уже лягут на плечи нового владельца самоделки (если он решит заменить номера).
Можно ли зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля без документов
Если с виду агрегат не похож на груду самоходного металлолома, его можно и нужно оформить. Но следует понимать, что, в отличие от прицепов заводского изготовления, имеющих все сертификаты, а также проверенных на полигонах производителя, у самоделки всего этого нет. Поэтому процедура регистрации будет более сложной и продолжительной.
Как зарегистрировать прицеп без документов
Но это не повод отказываться от процедуры. Напоминаем, что штраф за езду с самодельным прицепом составляет от 500 до 800 рублей. Вроде не много, но нюанс в том, что получать можно каждый день. Уже много лет ходят разговоры о том, что скоро автоматизированные системы фото- и видеофиксации будут самостоятельно «захватывать» прицепы без присвоенных номеров, и фотографировать количество тянущих их автомобилей. И присутствие инспектора для этого не обязательно. Это также относится к средствам для перевозки лодок.
Управление тягачом с незарегистрированным прицепом также является правонарушением. А пока местные инспекторы ГИБДД «закрывают на него глаза». Но уже есть случаи, когда самоделки наказывались.
Процедура постановки на учёт
Прежде чем зарегистрировать свой самодельный прицеп, необходимо подробно изучить все аспекты этой процедуры. Теперь стало намного проще. Раньше от автомобилиста требовалось обращаться только в ГИБДД по месту регистрации. Теперь вы можете посещать филиал по месту жительства без обязательной регистрации.
Регистрация проходит через следующие структуры:
- Дорожная полиция.
- МФЦ.
- Государственные услуги.
Но основным органом по-прежнему остается ГИБДД. Полноценное дистанционное управление не получится. Вам необходимо посетить ГИБДД и пройти в отдел регистрации транспортных средств.
Процедура регистрации самодельных прицепов состоит из нескольких этапов:
- подготовка документов;
- сдать экзамен;
- оплата за услуги;
- получает документы.
Каждый шаг требует отдельной оценки.
Подготовка документов
Для регистрации автоприцепа, собранного своими руками, в ГИБДД необходимо предъявить определенный пакет бумаг.
По закону необходимо подготовить следующие необходимые документы:
- заявление о регистрации транспортного средства (форму можно получить на сайте или скачать с портала госуслуг);
- паспорт заявителя;
- заключение лабораторной экспертизы о безопасности прицепа и соответствии всем требованиям;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- 4 фото прицепа с 4-х сторон, 10х15 см;
- полное описание дизайна и возможностей;
- полис оСАГО и техосмотр (для юридических лиц, грузовых или легковых автомобилей для перевозки опасных категорий грузов);
- чеки на запасные части и детали, купленные и использованные для сборки;
- другие документы, связанные со сборкой прицепа.
Как вы понимаете, нужно будет подготовить некоторые документы. Без них регистрация транспортного средства не пройдет.
Компетенция здесь играет ключевую роль. Чтобы оформить самодельный прицеп и получить одобрение ГИБДД на регистрацию, после сборки конструкции необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию.
После сбора всех бумаг госпошлина за регистрацию вашего прицепа оплачена и процедура подходит к концу.
Экспертиза
После ознакомления со списком необходимых бумаг дальнейшая пошаговая инструкция предусматривает визит в экспертную лабораторию. Во многом именно здесь решается, сможете ли вы зарегистрировать свой прицеп через ГИБДД или государственные службы.
Стоит уточнить, как проводится осмотр прицепа своими руками. Сначала необходимо посетить ГИБДД, где вы получите направление в лабораторию. Без него вы не сможете пройти тест. Требуется направление.
Уже непосредственно в лаборатории самодельную конструкцию тщательно проверяют. Существует несколько основных аспектов, на которые специалисты обращают особое внимание:
- стабильность структуры магнитного излучения;
- качество и эффективность освещения;
- электрические работы;
- соответствие площади под номерным знаком действующим требованиям;
- пожарная безопасность;
- безопасность соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля;
- структурная устойчивость;
- поведение прицепа на дороге, на мокром асфальте;
- надежность тормозной системы, если таковая имеется;
- наличие брызгозащиты на колесах;
- создаваемый уровень шума при движении;
- лимиты нагрузки и т.д.
Если специалисты подтвердят безопасность и соответствие конструкции всем требованиям, они выдадут сертификат безопасности транспортного средства. Это основание для обращения в МРЭО в ГИБДД для регистрации самодельного прицепа.
Сертификат имеет фиксированный шаблон и несколько уровней защиты. Имеет уникальный регистрационный номер.
После получения этой справки можно возвращаться в ГИБДД, прикладывать остальной пакет документов и ждать оформления. Обратите внимание, что инспектор МРЭО также проверит прицеп, проверив все номера и характеристики. А для этого вам предстоит подвезти сам прицеп к пункту регистрации.
Расходы на регистрацию
Многих естественно интересует стоимость регистрации.
Сколько будет стоить лабораторное обследование сказать сложно, так как это зависит от многих факторов. Но не рассчитывайте на затраты меньше 3-5 тысяч рублей. У каждой лаборатории свои цены.
Но можно сказать, сколько стоит зарегистрировать самодельный прицеп через ГИБДД. Цена формируется несколькими составляющими:
- за услугу регистрации с выдачей новых госномеров нужно заплатить 1500 рублей;
- оформление транспортного пропуска обойдется в 800 рублей;
- новый сертификат стоит 500 рублей;
- оформление документов техосмотра за дополнительные 400 руб.
Многие платежи можно произвести онлайн и с помощью портала государственных услуг. При этом пользователям предлагается дополнительная скидка.
Кроме того, необходимо оформить ОСАГО, добавив зарегистрированный прицеп в свой действующий автомобильный полис. Обычно просто делаются специальные пометки и производится дополнительная оплата. Необходимо уведомить страховую компанию о наличии прицепа, потому что тогда стоимость полиса увеличивается.
Отдельно стоит сказать о лабораторном обследовании. Это платная услуга, вне зависимости от того, какое будет экспертное заключение.
Необходимые документы
Как зарегистрировать самодельный прицеп в ГИБДД и какие для этого нужны бумаги, определяется на уровне закона, поэтому избежать подачи той или иной справки не получится. Перечень документов, необходимых для регистрации, следующий:
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о пропаже, вид на жительство).
- Сертификаты и чеки на запчасти.
- Описание того, как был сделан объект, а также список всех функций.
- 4 фото трейлера со всех сторон при хорошем освещении.
- Приложение.
- Квитанции об оплате госпошлины.
Стоимость экзамена может варьироваться в зависимости от финансового положения. За регистрацию объекта в МРЭО нужно заплатить 1300 рублей (1000 за номерной знак и 300 за свидетельство).
ОСАГО на прицеп
В 2023 году оформлять отдельный полис ОСАГО на прицеп не нужно. Владелец буксируемого автомобиля должен приобрести специальный полис ОСАГО, разрешающий использование прицепа.
Отмечу, что автомобили категории В, находящиеся в собственности граждан, не нуждаются в специальном полисе ОСАГО. Федеральный закон об ОСАГО, глава II, раздел 3:
3. Обязанность страхования ответственности не распространяется на владельцев:
д) прицепы к автомобилям, находящиеся в собственности граждан.
Так что если у вас есть личный прицеп для автомобиля, нет необходимости покупать для него ОСАГО.
В случае прицепов к грузовым автомобилям, автобусам, мотоциклам, мотороллерам, а также находящихся в собственности юридических лиц, для их использования требуется специальный страховой полис.
Примечание. Полис ОСАГО следует приобретать на автомобиль, который будет буксировать прицеп. При этом в пункте 2 документа должна стоять отметка «Транспортное средство используется с прицепом
Если вы хотите рассчитать затраты ОСАГО на эксплуатацию вашего автомобиля с прицепом, воспользуйтесь калькулятором ОСАГО:
Напомню, что в 2023 году для получения полиса ОСАГО необходима действующая диагностическая карта техосмотра. Подробнее вы можете узнать из цикла статей «Новый закон о контроле над транспортными средствами».
Пренебрежение установленными нормами: штрафные санкции
Если владелец прицепа решит проигнорировать существующие нормы и эксплуатировать самодельную конструкцию без регистрации в ГИБДД, он будет наказан в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей (по части 1 статьи 12.1) КоАП РФ. При повторном нарушении водителю грозит более серьезное наказание:
- штраф в размере 5 000 рублей;
- лишение водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Без регистрации в ГИБДД владелец прицепа также не сможет получить номерной знак, отсутствие которого наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением права управления транспортным средством на срок от 30 до 90 дней.
При покупке транспортного средства, в том числе с прицепом, необходимо в течение 10 дней зарегистрировать его в госавтоинспекции. О том, как это сделать с помощью сайта Нацслужбы, а также о функциях регистрации фаркопа в ГИБДД читайте на нашем интернет-портале.
Экспертиза
Чтобы оформить самодельный автомобиль на легковой автомобиль, необходимо пройти экспертизу в специализированной лаборатории, сотрудники которой проверят данную конструкцию на соответствие нормам безопасности. Поэтому первым делом сотрудники ГИБДД отправляют владельца в лабораторию для получения заключения. Помимо письменной заявки на экзамен выдается самодельный автомобиль. Сотрудники лаборатории проверят транспортное средство на соответствие всем требованиям безопасности для автомобилей собственного производства. После проверки документов и проверки прицепа его отправляют на испытания.
Чтобы прийти к положительному заключению, необходимо знать определенные требования к данному типу оборудования:
- Размеры. Прицеп должен быть не более 12 метров в длину, не более 2,5 метров в ширину и не более 4 метров в высоту. При этом общая длина автомобиля и прицепа не должна превышать 18,3 метра.
- Масса. Категории самодельных колясок различаются по массе, соответственно, есть разница в типах устанавливаемых тормозных систем. Так, на прицепах массой до 750 кг не требуется установка тормозной системы, на прицепах максимальной массой до 3500 кг должна быть установлена инертная тормозная система, а на самодельных транспортных средствах при максимальной массе до 10 000 кг устанавливается система постоянного торможения. Кроме того, предоставляется протокол испытаний тормозов.
- Резина. В ходе испытания проверяются колеса, установленные на самодельных устройствах. По правилам шины должны иметь одинаковый радиус и структуру, а также глубину протектора не менее 1,6 мм. В то же время на прицепах с максимальной массой более 750 кг необходимо устанавливать шины в зависимости от сезона, т.е зимние и летние шины.
Кроме того, при обследовании проверяется наличие разметки и установленного осветительного оборудования.
Если результаты испытаний и технические данные соответствуют требованиям, владелец получит протокол испытаний и свидетельство о безопасности прицепа государственного образца. Для завершения регистрации владелец должен обратиться в МРЭО с полученными бумагами.
Пошаговый план регистрации самодельного прицепа без документов
Чтобы процесс прошел без сюрпризов и трудностей, воспользуйтесь предложенным нами планом. В ней мы постарались максимально подробно описать всю процедуру.
Правила регистрации прицепов
Для регистрации промышленный образец должен, независимо от других характеристик, соответствовать ряду обязательных требований:
- Обязательное наличие осветительного оборудования.
- Пожарная безопасность всех элементов конструкции.
- Надежное крепежное устройство, выдерживающее буксировку за автомобилем во всех разрешенных режимах эксплуатации.
- При наличии тормозной системы ее способность полностью остановить груженый прицеп в установленные нормами сроки.
- Соответствие заявленной грузоподъемности ее фактическим характеристикам.
Учитывая разнообразие вариантов самодельных конструкций, экспертом, проводящим его осмотр, могут быть предъявлены и другие требования.
Оформить прицеп к автомобилю без документов можно только в том случае, если сотрудник, производящий первый осмотр, выдает соответствующее разрешение на осмотр, которое оформляется в специальном банке.
От получения разрешения и подачи заявки на данную процедуру может пройти несколько дней (или даже несколько недель, в зависимости от загруженности удостоверяющего центра). Время необходимо уточнять в каждом конкретном случае.
Экспертиза самодельного прицепа
Дождавшись своей очереди, владелец может предоставить самодельный автомобиль на экспертизу. Но чтобы оформить прицеп без документов на машину в ГИБДД, нужно заранее подготовить пакет бумаг. Без них к экзамену не допускаются.
Что необходимо представить для оценки специалистов
Необходимо предоставить в удостоверяющий центр следующие документы:
- Заявка на сертификацию с выдачей при необходимости свидетельств о сертификации элементов конструкции, используемых при изготовлении прицепа.
- Доказательства того, что проект прошел первоначальную проверку и одобрен его экспертом.
- Чек об уплате государственной пошлины.
- Фотографии автомобиля со всех четырех сторон.
Мы рекомендуем сохранять все чеки, счета-фактуры и другие коммерческие документы. Они подтвердят, что элементы, использованные в конструкции прицепа, были приобретены в специализированных автомобильных магазинах, уполномоченных на их продажу.
Для оформления прицепа без документов на автомобиль необходимо лично обратиться в ГИБДД. Необходимо написать собственноручное заявление по установленной форме, к которому, приложив пакет вышеуказанных бумаг, транспортное средство будет отправлено на экспертизу.
Учет самодельного прицепа
Не во всех отделениях ГИБДД есть сотрудники, которые в целом разбираются в проблеме. Рекомендуем обращаться в региональные отделения. В них можно оформить прицеп на любую машину без документов как самодельный: в России это типичная проблема.
Стоимость проверки
Пора ехать в удостоверяющий центр, со всем пакетом документов на руках. Но не расслабляйтесь — если вам не придется платить больше пары тысяч госпошлины, цены в самой лаборатории будут не такими гуманными. Они начинаются от 10 тысяч рублей, но многое зависит от характеристик самого прицепа – чем больше масса и сложнее конструкция, тем выше стоимость.
Удостоверяющий центр использует VIN на шасси отечественного автомобиля. В некоторых регионах для этого используется «Полицейская маркировка», поэтому сроки могут затягиваться до нескольких недель. Езда с самодельным прицепом без соответствующей разметки запрещена. Без документов, для которых требуется ВИН-номер, каждый инспектор будет проводить взыскания раз в сутки и выписывать штраф.
Какие параметры подлежат исследованию
В ходе проверки будет проверено, соответствует ли сопровождающее буксирное устройство действующим правилам. Если не вдаваться в подробности, описанные в официальном документе, проверке подлежит следующее:
- Прочностные характеристики изделия.
- Работа тормозной системы (при наличии) и ее соответствие грузоподъемности объекта.
- Правильная работа осветительного оборудования.
Только после сдачи экзамена и проставления VIN-номера самодельный прицеп будет допущен к эксплуатации на дорогах общего пользования. Но это не все. Получив необходимые документы, пора возвращаться в ГИБДД.
Какое наказание за использование незарегистрированного самодельного прицепа?
В этом случае к вам будут применены административные санкции. Сотрудники полиции могут написать вам повестку, либо составить протокол о лишении вас права управления автотранспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев.
Можно ли зарегистрировать самодельный автомобильный прицеп после получения штрафа? Да, закон позволяет! Если вас оштрафовали за самовольное использование самодельного прицепа, вы можете оплатить его, а затем подать заявление на регистрацию.
На сегодняшний день самодельные прицепы являются достаточно популярным инструментом у многих автомобилистов, так как параметры можно легко подогнать под конкретные нужды, тем самым сэкономить на услугах экспедиторов. Но регистрация обязательна.