Утечка тока представляет собой незапланированный и некомпенсированный разряд аккумуляторной батареи автомобиля. В зависимости от интенсивности и периода действия он может практически не сказываться на работоспособности автомобиля, а может привести к полному расходованию емкости аккумуляторной батареи, при невозможности запуска двигателя.
- Что такое утечка тока и почему она вредна
- Симптомы неисправности
- Определение места утечки тока
- Как быстро утечка тока может сажать аккумулятор?
- Какой инструмент подготовить для проверки
- Причины возникновения утечки
- Что плохого в утечке тока выше нормы
- Почему садится аккумулятор — основные причины утечки
- Где искать проблемы с проводкой
- Норма расхода тока в АКБ автомобиля
- Как проверить утечку тока своими руками и устранить проблему
- Нормальное значение тока бортовой сети
- Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:
- Как тестером (мультиметром) проверить утечку тока на автомобиле
- Как самостоятельно устранить утечку тока
- Поэтапное отключение навесного оборудования
- Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
- Измеряем общий ток
- Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
- Поэтапно отключаем потребители
- Замер общего тока
- Саморазряд АКБ
- Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки
- Допустимые нормы
- Способы проверки
- Способ 1
- Способ 2
- Способ 3
Что такое утечка тока и почему она вредна
В то же время не все течи нужно устранять. Некоторые приборы потребляют небольшое количество тока в выключенном состоянии, что необходимо для поддержания их функциональности. Опасны только большие утечки тока, при которых разряд батареи осуществляется в течение нескольких дней или даже часов.
Симптомы неисправности
Определить утечку тока в автомобиле можно размещением программы по зараду аккумуляторной батареи. При подобной неисправности аккумулятор быстро разряжается и после ночных холостых очень туго работает стартер, плохо крутит двигатель. Особенно это заметно в зимние периоды, так как АКБ теряет часть заряда при охлаждении, а дополнительно от утечки напряжения.
Еще одним признаком может быть еле заметная подсветка панели приборов, кнопок стереосистемы, неплотно закрытых дверей, соединение сигнализации в цепь с другим устройством, ранее отключенным при отпирании замка зажигания.
Определение места утечки тока
Для нахождения тока утечки потребуется определить, какой из потребителей не работает в штатном режиме, для чего потребуется обследовать всю электросистему автомобиля.
Во-первых, еще раз убедитесь, что все электрооборудование выключено, например, магнит, включенный в дежурный режим, может потреблять ток до 0,3 А. В этот момент мы оставляем мультиметр подключенным к разблокированной минусовой клемме аккумулятора.
Поэтому просто вынимаем каждый предохранитель по очереди, продолжая мультиметром измерять ток утечки. Если показания не меняются, то можно установить предохранитель на место, т.к ток по цепи не протекает. Если после извлечения предохранителя показания тестера нормализовались, значит, ток упал до 0,08 А и ниже, необходимо пометить этот предохранитель и выяснить по схеме, за каких потребителей он отвечает.
Далее необходимо продолжить работу методом исключения. Для этого они отключаются отключаются, а цепь соединяется напрямую. На том потребителе или проводе, где показатели тока нормализовались, и есть утечка. Тогда этот элемент подлежит ремонту или замене. Нередко течь происходит на клеммах предохранителя, которые заржавели и окислились, поэтому осмотр начинают с блока предохранителей.
Как быстро утечка тока может сажать аккумулятор?
Многие автолюбители, даже после поверхностного изучения этой темы, не понимают, как малые токи могут усадить аккумулятор в ноль. Попробуем начать пропочитания, как это описание в разных людях. Более того, вполне возможен такой исход событий, когда абсолютно новая батарея «не дотягивает» до утра, даже при токах утечки, не превышающих норму.
Первая ситуация. В наличии абсолютно новый аккумулятор емкостью 60 Ач. Предварительно заряжается полностью от стационарного зарядного устройства. Ток утечки не обегирать норму — допустим, 60 мА. Сколько времени батарея будет полностью садиться в таких графиках? Мы считаем. При такой токе утечки за один час АКБ «теряет» 60 мА. За одни часть, то есть, за 24 часа соответственно — 1440 мАч или 1,4 ампер-часа. Отсюда следует, что предварительно заложенных 60 Ач хватит примерно на 40 дней. Много? Может да, если часто ездишь. А вот если вы истали ее на стоянке, а сами поехали в отпуск, то хватит впритык. Не забываем, что были описаны идеальные условия — новый аккумулятор и нормальная утечка тока.
Ситуация вторая. В наличии такой же новый аккумулятор и нормальный ток утечки. Но перед тем, как поставить машину на долгий срок, мы ничего не брали. Как правило, даже если система зарядки аккумулятора в автомобиле полностью исправна, аккумулятор очень редко оказывается полностью заряженным в конце поездки. То есть, в нем уже нет представленных выше 60 Ач энергий. Я знаю принцип расчета, нетрудно предсказать, как быстро в этой ситуации «дохнет» при 60-70% заряженных АКБ.
Третья ситуация. Имеем аккумулятор б/у и нормальный ток утечки. АКБ обои технологии с временным неминуемо предлагает нового качества. То есть, даже при правильной эксплуатации (что бывает редко) уже через пару лет от мощности 25-35 Ач остается 60 Ач. Посчитайте сами, сколько будет сидеть такой аккумулятор, если его предварительно не зарядить полностью.
Ситуация четвертая. У меня не очень новый аккумулятор и ток утечки около 300 мА (намного выше нормы). Как уже было сказано выше, в новом АКБ емкость 60-70 Ач быть не может из-за естественного износа. Допустим, остановка там 25 Ач. После очередной короткой поездки специально аккумулятор мы не заряжали, то есть его можно было подзарядить от генератора, скажем, на 80%. Итого, мы ставим его на стойнаку с запасом энергии в 20 Ач. При токе утечки в 300 мА наша аккумулирующая программа «сдохнет» уже через 60 часов, то есть, всего за два-три дня.
Ситуация пятая. К новому аккумулятору и утечке тока выше всякой нормы добавим еще и работающую систему зарядки как получилось. То есть изношенный генератор, неправильно работающее реле-регулятор и прочие проблемы, которые встречаются в машинах повсеместно. До кучи кино еще и продложительные трифиты с бесконечными фарами, печкой и музыкой.
В описываемой ситуации мало того, что батарея в принципе не способна накапливать много энергии, так она не может взять эту энергию ниоткуда. Вы много потратили на запуск двигателя, потом проехали недолго, и поставили машину на стоянку. А в АКБ, тем временем, не более 10 Ач энергии не может быть в запасе. Если ток утечки будет 300 мА? Правильно — уже через 30 часов произойдет глубокий разряд. Но запустить двигатель не получится даже через 4-6 часов.
Мы добавим ко всему этому отягчающие обстоятельства. Например, отрицательная температура воздуха, при которой батарея плохо заряжается, а разряжается быстрее, а то и вовсе — может замерзнуть концами. Также следует помнить, что для успешного запуска двигателя аккумулятор должен быть заряжен не менее чем на 20-30 процентов. Если его разряжать сильнее, то даже при наличии некоторого запаса энергии для стартера не хватит пускового тока. Последний вяло «вжикнет» пару раз, после чего наступит тишина.
Какой инструмент подготовить для проверки
Основным прибором для поиска утечек является амперметр. Очень удобно пользоваться мультиметром с клещами постоянного тока — они позволяют проводить измерения, не отсоединяя провода. Кроме того, их действие основано на эффекте Холла, позволяющем различать направление тока, что критически важно при обнаружении утечек.
Мультиметр с клещами постоянного тока.
Если таковых нет, можно использовать и обыкновенный тестер в режиме амперметра, но тут еще понадобится прибор для отключения и соединения проводов, да и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.
Причины возникновения утечки
Утечки возникают по двум основным причинам: незапланированная работа оборудования, замыкание плюсовых контактов на массу. Оборудование автомобиля может оставаться включенным, если:
- предусмотрен производителем (например, сигнализация и некоторые другие системы безопасности всегда включены);
- допушены ошибки при наставлении доставка для доставки;
- неисправны отдельные узлы или детали электрооборудования;
- водитель забыл выключить осветительные приборы, отопление или другие системы;
- электрооборудование включено третьими лицами (часто встречаются дети, которые любят играть с кнопками).
Короткие показания могут возникать из-за изоляции, промо-механических деталей электрооборудования, ошибок при программировании к системе новых устройств. Помимо очень быстрого разведения, получают указания о продаже части обзора, что недоступна коллекция ресурсов, использование быстрого набора деревностей.
Что плохого в утечке тока выше нормы
В противном случае вас ждут следующие возможные проблемы:
- Проблемы с запуском двигателя. Когда утечка тока превышает норму, даже абсолютно новый аккумулятор может разрядиться при длительной стоянке до состояния, когда его будет уже недостаточно для успешного запуска двигателя. Позже мы поговорим о том, как быстро разные токи могут просачиваться в нулевой переменный ток.
- Сульфатация аккумулятора. Вторая, кстати, более существенная проблема повышенного тока утечки связана с тем, что большую часть времени работы аккумулятор находится в недозаряженном состоянии. При этом внутри аккумулятора образуются труднорастворимые сульфаты, которые постепенно «наращивают» свинцовые пластины. И чем сильнее, тем меньшая площадь свинца взаимодействует с электролитом — теряется емкость и, соответственно, снижаются пусковые возможности аккумулятора.
- Ускоренный узон АКБ. Глубокие разряды считаются недопустимыми для современных аккумуляторных батарей. Например, даже после одного полного разряда эти кальциевые батареи могут потерять до половины своей первоначальной емкости. Каждый последующий глубокий разряд «убивает» потенциал аккумулятора в геометрической прогрессии. Известны также случаи, когда батарею приходилось выбрасывать после однократной полной разрядки.
- Окисление контактов. При протекании тока по проводнику и контакте его поверхности с некоторыми веществами (водой, солями, кислотами) на его поверхности образуется осадок. Со временем из-за этого он портится, а затем полностью теряется электрический контакт, а сам проводник необратимо разрушается.
- Возгорание автомобиля. Так, например, если где-то в системе происходит короткое замыкание, далеко не всегда оно сопровождается эпическим фейерверком. Есть и такие КЗ, где происходит постепенный нагрев проводников без разрыва цепи. Это может привести к пожару в машине.
Каким бы странным ни был этот факт, но самая большая проблема автомобилистов считается самой безобидной из всех возможных. Собственно говоря, многие люди даже не подозревают, что там есть какие-то течи, пока не столкнутся с выходом из строя аккумулятора и не крутят стартер после очередной остановки.
Ускоренный износ аккумулятора и, тем более, сгоревшая машина — это куда более серьезно и расточительно, чем утренние манипуляции с пуско-зарядным устройством.
Почему садится аккумулятор — основные причины утечки
Основной причиной повышенного разряда аккумуляторной батареи (АКБ) является неисправность электрооборудования. Стартер со сломанными подшипниками может крутиться, но потреблять повышенный ток. Сильно разряженный аккумулятор просто не успевает восполнить энергию во время поездки, и после нескольких запусков полностью разряжается.
Неисправная охранная система или музыкальный центр могут прекрасно справляться со своими обязанностями, но потреблять в несколько раз больше энергии, чем, как говорится, государство. Особенно неприятна такая неисправность именно в охранной системе, которая долго работает на стоянке.
Ну и самой серьезной проблемой будет утечка тока. Если он относительно небольшой, скажем, полампера, то во время поездки он будет компенсироваться генератором. А вот при выключенном зажигании проблема проявится в реале — утром двигатель может не запуститься на стоянке.
Важно! Утечка тока есть практически в любом автомобиле, но у этой величины есть свои нормы (см раздел ниже), и если соблюдать эти нормы, то все в порядке.
Что выставка утечки тока? Причина не очень. Например, неправильная конструкция автомобиля. На некоторых старых моделях ВАЗ, в частности на ВАЗ 2110, утечка тока изначально большая. К сожалению, владельцы этого автомобиля на длительной стоянке скидывают клемму с терминала АКБ или устанавливают массовый разъединитель и пользуются им.
Далее снимаем электропроводку и оборудование. Если машина старая, то электрооборудование вроде и работает, но даже в выключенном состоянии потребляет энергию. Колодки забиваются пылью, провода труться и промасливаются, изоляция перетирается.
Нестандартное оборудование также может стать причиной чрезмерной протечки, если оно установлено неспециалистом и не продумано. Например, навигатор может продолжать рассчитывать свое местонахождение, сохраняя связь со спутниками даже при выключенном зажигании. Музыкальные центры, регистраторы и прочее обслуживание сервисное оборудование, также может работать корректирующее, продавать энергию выполнения и при включенном зажигании.
Мнение эксперта Алексей Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования, электроники. Задать вопрос о посещении видов: если наш аккумулятор заментно садится не очень на очень для строительства, то не стоит в магазине на новый или дело в генераторе. Во-первых, необходимо выяснить, не виновата ли в этой проблеме повышенная утечка тока.
Где искать проблемы с проводкой
В принципе, государственную проводку проектировали и прокладывали специалисты. Если особых аварий с автомобилем не было, то его повреждение маловероятно. Остальные работы с «левыми» проводами. Мы (или кустарные умники) могли проложить провода там, где удобно. Эти провода могу перетираться. Они не могут иметь должной защиты (толщины и типа изоляции). Как найти утечку тока в таких проводах? Только методом исключения, никак иначе. Поочередно отсоединяйте «левые» провода и смотрите на амперметр. В более тяжелом случае можно подвести и стандартные провода. Делаем то же самое: отключаем и смотрим на амперметр.
Норма расхода тока в АКБ автомобиля
Часть автомобиля постоянно работает от электрического тока. Перечислим их:
- часы;
- память электронного блока управления
- штатная противоугонная система;
- сигнализация.
Эти устройства постоянно потребляют электроэнергию. Памяти ЕБУ, после того как она перегружается, запоминают и запоминают фактические функции установки. Сигналка начинает работать, как только вы оставляете машину на стоянке. Перечисленные транспортные средства зависят от электрического тока, поэтому они постоянно потребляют небольшое количество электроэнергии.
Поскольку электрический ток используется несколькими автомобильными приборами, была установлена норма тока утечки. Например, когда часы, сигнализация, мультимедиа постоянно потребляют ток в машине, общая величина потребляемого тока составит 24 мА (1 мА + 20 мА + 3 мА). Однако если сложить количество электрического тока, потребляемого всеми непрерывно функционирующими устройствами, то получится значение от 50 до 80 мА.
Для справки, включенная фара потребляет 500 мА, поэтому небольшая утечка электрического тока в машине, равная 50 мА, не приведет к тому, что аккумулятор сядет.
Можно ли программу вечерних течек тока в автомобиле и значить норму? Для этого потребуется провести диагностику путем измерения потребляемого тока.
Как проверить утечку тока своими руками и устранить проблему
Так вот, если новый аккумулятор разряжен очень сильно, то велика вероятность сильной утечки тока. Теперь рассмотрим, как проверить текущие утечки.
Для диагностики нужен тестер-мультиметр. Также необходимо иметь ключ (на 8 или 10) для откручивания клеммы АКБ. Проверка утечки тока мультиметром выполняется следующим образом:
- сначала необходимо разомкнуть минусовую клемму аккумулятора;
- перевести тестер в режим тока (замерить ампер);
- теперь контакты мультиметра помещаются в зазор между клеммой и контактом аккумулятора;
На приборе можно увидеть показания, которые позволяют определить утечку. Если они укладываются в норму (до 80 миллиампер), то причин для беспокойства нет. Если течь сильная, необходимо проверить бортовую сеть и оборудование.
Рекомендую также прочитать статью о том, как проверить диодный мост генератора мультиметром. Из этой статьи вы узнаете об основных неисправностях диодного моста, а также о том, как проверить диодный мост генератора тестером.
В рамках диагностики необходимо знать, как найти утечку тока в автомобиле. Часто утечка может быть вызвана магнитом или сигналом. Другие устройства тоже могут «тянуть» ток.
Для определения необходимо перемещаться методом изоляции, последовательно отключать устройства (отсоединяя их от цепи). Параллельно после обнаружения казенный раз замеров утечки тока. Поскольку только значение нормализовано, источник найден.
Однако бывает и так, что все устройства отключены, а утечка тока все равно велика. В этом случае может выйти из строя генератор, стартер, реле и так далее.
В этом случае лучше сразу посетить автоэлектрика. В противном случае есть риски вывести аккумулятор из строя, что потребует дополнительных затрат на замену аккумулятора.
Нормальное значение тока бортовой сети
Как было сказано выше, некоторые аксессуары автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Обычно они не превышают 20-80 мА — для разряда штатного аккумулятора легкового автомобиля этот ток формируется от одного до четырех месяцев. Несколько более высокие значения напряжения можно использовать в новых иномарках с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, но даже они редко превышают 100 мА.
Важно помнить, что любой аккумулятор имеет естественный саморазряд, который происходит интенсивно и зависит как от возраста, так и от степени износа деталей. Необходимо проверить мультиметром течь аккумулятора и позаботиться об обслуживании или замене аккумулятора в машине на новый. Один раз в сезон этого достаточно.
Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:
Первое, с чего нужно начать поиск утечек, это анализ оборудования и технического состояния электрооборудования, затем можно проводить измерения. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле, возникают при закислении аккумулятора, засульфатировании его пластины.
Нужно измерить ток в автомате. Если все элементы электрооборудования правильно подключены и технически исправны, но имеются перебои в работе стартера автомобиля, неправильно работают свечи зажигания, отсутствует ток, значит, на некоторых участках есть протечки. Убедившись в исправности электроники в автомобиле, осмотрите все изолированные соединения в подкапотном пространстве, проверьте правильность подключения оборудования, особенно выносного мультиметра (см видео).
Нарушения изоляции на автомобиле универсальны, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где была утечка и насколько она велика.
Как тестером (мультиметром) проверить утечку тока на автомобиле
Использование мультиметра – единственный способ узнать ток и определить его значение.
Сначала измерьте напряжение аккумулятора, чтобы исключить его разряд или неисправность, а затем:
- Отключить зажигание, последовательно отсоединить от контактов АКБ обе клеммы. Соблюдайте осторожность, категорически нельзя прикасаться одновременно, как к обеим клеммам, так и к плюсовой клемме и корпусу.
- Для измерения тока утечки необходимо перевести мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (В 100): подключить красный щуп прибора к плюсовой клемме, а черный к минусовой.
- Замерить утечки тока в автомобиле мультиметром: читать показания с дисплеем. Нормальное напряжение на новом аккумуляторе 12,5-12,9 вольт, на бывшем в употреблении — 12,0-12,8 вольт.
- Отсоединить прибор от АКБ.
- Повторите измерение в рабочем режиме. Поскольку генератор сейчас включен, напряжение должно возрасти до 13,0-13,5 вольт, иногда – до 14,2 вольт.
Если при работе генератора напряжение не менялось или изменялось незначительно, скорее всего деталь неисправна. Окончательно «продиагностировать» генератор смогут в сервисном центре.
Ну а если напряжение увеличилось, можно продолжать поиск утечки тока. Для этого снова выключите зажигание и, не снимая клемм, измерьте напряжение на аккумуляторе. Повторяйте измерения каждые 1-2 часа в течение дня, если за этот период напряжение упало до 0,2 вольта и более — в цепи серьезные утечки. Есть еще один способ, который включает в себя:
- отключение минусовой клеммы от АКБ;
- установка мультиметра в режиме изменения силы тока (0,1 А или 100 мА);
- соединение красного щупа мультиметра с минусовой клеммой АКБ, а черного – с «массой» (корпусом);
- чтение.
Как самостоятельно устранить утечку тока
После устранения проблемы на автомобиле путем подключения правильного навесного оборудования или замены неисправных деталей на новые, нужно определить и измерить мультиметром утечку тока в автомобиле и локализовать ее, то есть выяснить, где именно она находится в бортовой сети автомобиля.
Если предварительный осмотр электрооборудования на автомобиле не принес результатов, необходимо будет снова проверить утечку тока с помощью мультиметра — так называется метод последовательного отключения тока на присоединенном электрооборудовании в машина.
Поэтапное отключение навесного оборудования
Поиск проблемной зоны лучше начинать с внешнего оборудования, особенно если оно устанавливалось не специалистом.
Открывая один из приборов, проверяют магазины мультиметра. Если они не изменились, они продолжают поиск. Если он изменился незначительно — обратите внимание на последний отключенный узел, но основная проблема не в нем. Падение проектирования до нормальных значений (менее 80 мА) означает, что в автомобиле обнаружена утечка тока.
Такие «опции», как правило, подключаемые в легкодоступных местах, легко определяются тестером, для этого нужно разобрать один-два винта. При этом мультиметр, установленный в режим измерения электроэнергии, остается подключенным.
При этом полностью разбирать его не обязательно — достаточно добраться до панели безопасности в машине. Теперь надо вытаскивать по одному предохранителю, чтобы обнаружить на них утечку тока — в машине проверить все показания мультиметром (тестером). При удалении предохранителя электрическая цепь конкретного прибора, отвечающего за проблемную зону, разрывается, поэтому значения на дисплее значительно падают.
Утечкой тока в автомобиле Ваз называют незапланированный ток, возникающий в электрической цепи. На машине есть бортовая сеть, если поломка частичная, например когда разболталось магнето, или охранная система, то неисправность может быть незаметной и измерить ее можно только мультиметром-тестером (подробнее на видео). Такая проблема возникает не только на моделях Ваз.
Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
Все, что вам нужно иметь под рукой: правильный измерительный инструмент и гаечный ключ. Тестеры должны проверять токи, величина которых не менее 3-5А. Большинство современных цифровых мультиметров измеряют постоянные токи до 10А, аналоговые токи до 3А.
Пользоваться мультиметром просто, но советуем прочитать инструкцию по эксплуатации с вашей моделью, потому что обозначения и другие моменты могут отличаться.
Измеряем общий ток
Зажигание должно быть выключено. Прежде чем искать протечки, сделайте все так, как если бы вы парковали машину:
- Выключите музыку: кондиционер, лампочки и т.п.
- Отключите зажигание.
- Активируйте систему безопасности, если она доступна.
- Хорошо закройте двери, но оставьте батарею открытой. Мы советуем вам оставить одно стекло открытым на случай, если дверные замки случайно сработают из-за тестирования батареи.
Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
- Настройте мультиметр: Например, если на вашем тестере стоит 10А, скорее всего, это будет максимум, его и выбирайте.
- Отсоедините клемму аккумулятора со знаком “-”.
- Подключите плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
- Подсоедините отрицательный провод (черный) к отрицательной клемме аккумулятора. Получится, как на фото:
Если вы видите цифру со знаком минус, значит у вас неправильная полярность, но смысл реален. Можно просто поменять провода.
После подключения смотрим на экран и смотрим цифры.
Не подключайте тестеры к «-» и «+» на аккумуляторе, иначе произойдет короткое замыкание. Для машины ничего странного, а вот мультиметр перестанет из-за сгоревшего предохранителя.
Чтобы кончики тестера не держать руками, используйте застежки типа «крокодил”.
Помните, что после подключения измерителя не включайте бортовую аппаратуру: потребляемый ею ток может быть выше максимального диапазона измерения мультиметра, из-за такой нагрузки он сгорит.
Можно проверить и снять плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Различий нет. А вот если проверку проводить через плюсовую клемму и при замерах она будет соскальзывать и касаться корпуса, то будет очень плохо!
Допустим, на дисплее мультиметра мы увидели цифру 0,44А. Переводим в миллиампер и получаем 440 мА. Это значение сильно превышает норму, что плохо для АКБ, быстро разряжающегося при простое машины.
Но замер тока утечки мультиметром еще не через него. Это связано с тем, что не все компоненты интеллектуального оборудования автомобиля снижают энергопотребление сразу после выключения зажигания. Если проблем около десяти минут, но ученица тока осталась прежней, проблема такая есть.
Поэтапно отключаем потребители
Теперь пришло время узнать, как измерить утечку тока в автомобиле мультиметром, чтобы найти опасного потребителя или убедиться, что все в порядке?
Процесс по сути такой же. Режим и диапазон измерений на мультиметре прежние. Подключение осуществляется аналогично, но теперь источник потребления необходимо исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование отключается по очереди, при этом необходимо смотреть на показания тестера: вынуть все предохранители из блока питания, если при снятии любого предохранителя цифра на дисплее мультиметра упала до в норме, значит, вы обнаружили утечку. Теперь осталось ее устранить, для этого тщательно проверьте каждый участок цепи: провода, клеммы и т.д.
Протестовать генератор и дополнительных пользователей: охрану, музыкальные системы и т.д. Зачастую именно они являются причиной протечек.
Главное, не забывайте, что мерить нужно при заглушенном двигателе!
Замер общего тока
Измеритель полного тока необходим для определения перегрузок в системе, он позволяет понять, соответствует ли установленное оборудование и особенно используемые проводники режиму работы бортовой электросети автомобиля. Ведь во многих случаях именно проблемы с несоответствием мощности служат предпосылкой выхода из строя отдельных деталей, пробоя изоляции и других электронных неисправностей.
Для измерения полного тока под нагрузкой подключите мультиметр к цепи аккумулятора и установите его в высокоамперный режим (А 100). Включают зажигание, нагружают сеть, музыку фары чехов света, ходовые огни, системы обогрева, магнитолу, прочую электронику. Потребление электроэнергии стартером обычно не учитывают, так как он включается только на короткое время. Показания мультиметра будем называть максимальным («пиковым») значением тока в бортовой сети автомобиля.
Саморазряд АКБ
Утечка, это причина и следствие саморазряда АКБ — процесс может быть следующим:
- Спровоцированный саморазряд. Вызываться токопотерей в результате короткого замыкания, неправильного подключения оборудования или его неисправностей.
- Сульфация.
- Электролитический. («шлам» – частицы окисленного свинца).
- Естественный Деградация пластин и электролитов аккумулятора при длительном простое или в процессе эксплуатации.
Критическим значением саморазряда называют потерю более 2,5% емкости за сутки простоя. В норме аккумулятор за это время должен потерять не более 0,5-1%.
Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки
Итак, попробуем замерить потери тока на собственном автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять постоянные токи до 2–3 А. Подойдет самая обычная и недорогая китайская модель стоимостью 300 рублей.
Разумеется, мерить будем при выключенном зажигании, ключ вынут из замка. Снимаем одну из клемм с клеммами на аккумуляторе.
В нашем случае (фото выше) это 10 А, но все зависит от типа устройства. Главное, чтобы он был не ниже 1–2 А. В обратном случае велика вероятность поломки мультиметра.
В момент подключения ток увеличивается — бортовой компьютер инициализируется, он подключается к тому или иному оборудованию. Через 10–20 секунд, всё встанет на свои места.
Важно! В некоторых марках автомобилей при подключении аккумулятора ток кратковременно может превышать предел измерения мультиметра. Поэтому стоит снять клемму, установить временную перемычку между клеммой и клеммой, подключить прибор и снять перемычку. Это спасёт прибор от перегрузки.
Мнение эксперта Алексей Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и электроники. Задать вопрос Реальные часы: концевик лампочки багажника игрушка вышла из конструкции. В итоге лампа горела даже при закрытой крышке багажника. Визуально не виден (багажник закрыт), а расход энергии ощущаемый. Осматриваем и проверяем потребителей, которые обслуживаются данным предохранительным устройством, и устраняем их.
Далее смотрим на нештатное оборудование. Его можно подключать как угодно, даже напрямую. Отключаем физике все левые навигаторы, регистраторы, плееры, питатели выходные гаджетов. Если ток утечки все же слишком велик, то стоит взять на себя инициативу.
Допустимые нормы
Утечку мы земерили, но какая утечка тока в автомобиле может быть частью нормального? Ведь, как мы выяснили, он до сих пор присутствует. Энергию крулосуточно потребляет многие узлы современного автомобиля. Каким он должен быть? В зависимости от марки и модели автомобиля допустимый ток утечки может сильно различаться, но не превышает 80 мА.
Способы проверки
Автовладельцы, столкнувшиеся с быстрой разрядкой аккумулятора, начинают интересоваться, как проверить мультиметром утечку тока в автомобиле. Сделать это можно самостоятельно, не обращаясь в сервис.
Для начала необходимо понять, какое напряжение является нормой утечки тока в автомобиле. Для машины без доставки программ электрических приборов допустимый ток утечки варьируется от 20 до 30 мА. Для автомобилей с мощными габаритными огнями, стереосистемой с усилителем, колонками и телевизором коэффициент утечки может достигать 80-90 мА. Вот способы найти утечку напряжения.
Способ 1
Утечку тока в автомобиле мультиметром начать земерять с аккумулятором. Аккумулятор должен удерживать заряд, когда система выключена, а показания нагрузки (ампер) не должны превышать скорость утечки.
Для проверки потребуется тестер или мультиметр, переведенный в режим измерения постоянного напряжения до 20 вольт. Далее необходимо:
- Выключите зажигание, закройте все двери ключом, поднимите стекло.
- Подключите красный контрольный щуп тестера к клемме «+» аккумуляторной батареи.
- Черный щуп мультиметра подключите к клемме «–» на АКБ.
- Так с помощью мультиметра измеряется общее напряжение аккумулятора, которое должно быть не ниже 12 вольт. Дополнительную проверку можно проводить утром, после 8–12 часов простоя. Отклонение в 1 вольт разработано специально для разведения в домашних условиях.
Далее необходимо проверить утечку тока на аккумулятор автомобиля.
- Подсоедините красный контрольный щуп к корпусу аккумуляторной батареи.
- Черный щуп с «минусом» АКБ.
- Если изоляция правильная, тестер не должен определять утечку тока. Если глюкометр дал результаты, стоит промыть и почистить корпус аккумулятора и повторить тест.
Таким способом можно обнаружить утечку через короткое замыкание самой батареи. Проблема возникает, если на корпус попала влага или он сильно загрязнен.
Способ 2
Если первый способ не дал результатов, то проблему нужно искать в электрической цепи. Поиск также начинается с АКБ.
- Тестер перевести в ражим амперметра.
- При помощи гаечного ключа ослабьте соединение «минусовой» клеммы на аккумуляторе.
- Снимите терминал.
- Красный щуп соединён с клеммой «минус» на АКБ.
- Черный щуп с концом провода, отключили от АКБ.
Тестер показывает утечку тока в автомобиле. Этот метод поможет измерить и рассчитать значения, превышающие общепринятую норму. При этом не допускается проверка провода «+», так как утечки происходят только по этому проводу.
Способ 3
Для этого метода необходимы плоскогубцы. Это специальный тестер для измерения электрической нагрузки. Перед поиском утечки, общедоступной недвижимостью являются оба контрольных шупа от приборов. Далее переведите токоизмерительные клещи в режим измерения силы тока. Чтобы проверить цепь на неисправность, необходимо разжать пассатижи и замкнуть их на клемму «+» аккумулятора. Тестер пакетирует большое количество утечек при отключенной цепи питания.
Если в процессе измерения любым из трех способов обнаружена утечка части напряжения, необходимо найти источник потребления. Мастера ищут подобные дефекты методом исключения.