ГИБДД смотрят на любые изменения светотехнических приборов как военком на призывника. А если на вашем автомобиле галогеновые фары, ксенон в них ставить ни в коем случае нельзя – вам грозит лишение и даже аннулирование регистрации транспортного средства.
Со светодиодными лампами дело обстоит немного проще: сейчас просто нет конкретных требований, которые могли бы регламентировать использование таких ламп в фарах. С одной стороны, это неплохо — можно обойтись штрафом в 500 рублей, но с другой — нет разработанных стандартов, которые позволят пройти сертификацию ЕЭК.
Поэтому все светодиодные лампы не с завода автоматически запрещены к использованию на дорогах общего пользования. Так что выбор за вами: либо ночью хорошо видеть, но оштрафовать, либо видеть хуже, но не досаждать инспекторам ГИБДД.
Если хватит смелости на первый сценарий, то давайте немного поговорим о том, что такое светодиодные лампы, чем они лучше галогенных и как выбрать хорошую лампу. Последнее особенно важно, поскольку безопасность должна быть превыше всего.
- Почему светодиод?
- Для дальнего света
- Для освещения салона и приборной доски
- Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя
- Температура светового потока
- Совмещённые модели светодиодных ламп
- Для ближнего света
- К противотуманным фарам
- Для габаритных огней и задних фонарей и ДХО
- Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
Почему светодиод?
Преимуществ светодиодных ламп перед галогенными достаточно. Проще сказать, чем галогенки лучше — они дешевле. Но в остальном они сильно отстают от светодиодов.
Во-первых, срок службы галогенной лампы значительно ниже. Как ни крути, а галогенка все равно обычная лампочка накаливания, хоть и прокачана смесью азота, аргона и какого-то галогена. И со временем перегорает нить накала лампы. Да, технология предусматривает небольшое восстановление нити: оторвавшиеся атомы вольфрама соединяются с галогенами, образуются молекулы галогенов, которые распадаются вблизи нити.
Атомы вольфрама частично возвращаются в нить. Это так называемый галогенный цикл. Однако его первая задача — предотвратить оседание атомов вольфрама на колбе, что со временем сделает ее менее прозрачной. А вот восстановление резьбы процесс приятный, но не очень предсказуемый и оперативный.
Вы знаете, броуновское движение — оно вмешивается и делает это восстановление хаотичным и непредсказуемым. Вольфрамовой нити ничего не остается, кроме как перегореть в неподходящий момент.
Другим недостатком галогенной лампы является энергопотребление. Наиболее распространена галогенная лампа мощностью 55 Вт. А фар две, поэтому потребляемая мощность уже 110 Вт. А потребление двух светодиодных ламп может уложиться в 10 Вт. Генератор, конечно, будет этому очень рад. Да и провода тоже.
Кстати, о генераторе. Галогенные лампы очень чувствительны к поражению электрическим током. Особенно к его завышению. Все галогенки рассчитаны на одно идеальное напряжение в бортовой сети – 13,2 вольта. Для такого условного напряжения выражается срок службы лампы. К сожалению, в этом мире нет ничего идеального, и в сети полетов могут быть заметные скачки. Или напряжение может быть стабильным, но не 13,2 В.
Если оно будет ниже, беспокоиться будет не о чем — только лампы будут светить хуже (намного хуже). Однако при его завышении срок службы галогеновой лампы падает катастрофически быстро. Например, при напряжении 13,9 В лампа перегорит почти в два раза быстрее.
Хорошо, если его можно быстро заменить, но мы знаем, что иногда это не так просто. То бампер надо снимать, то рычаг ломать в четырех местах. Ну и снова деньги. Светодиодные лампы могут служить до пяти раз дольше, чем галогенные лампы.
Еще одним преимуществом светодиодных ламп является яркость и цветовая температура. Их яркость может быть в два раза выше, чем у галогена, при температуре доходящей до 6000 К – это абсолютный дневной свет без желтизны.
Мы специально не погружаемся в дебри физики и не говорим о люменах, кельвинах, КПД, освещении, яркости и прочих КПД. Здесь уже многое сказано без нас. И вряд ли кто-то будет менять галогенки на светодиоды, не разобравшись во всех преимуществах последних.
Поэтому краткого напоминания выше будет достаточно. Наша задача сегодня — понять не почему, а как выбирать светодиодные лампы. Это то, что мы собираемся сделать.
Для дальнего света
Лампы дальнего света бывают разные, обычно используют: H1, HB3, H9, H11.
На самом деле сами светодиодные фары могут и не отличаться (хотя должны быть), производители просто устанавливают разные основания (хвосты) непосредственно на сам блок, либо выводят на провод, если для охлаждения используется массивный радиатор или кулер.
Для освещения салона и приборной доски
В подсветке салона чаще используется 5-ваттный C5W, реже 10, 18 или 21 ватт. Их называют софитами, потому что основание размещается с обоих концов. Такие же часто используются для подсветки номерного знака. Помимо них часто используются упомянутые выше лампочки W5W.
Лампы с цоколями W5W (T10) и T4W также используются для подсветки приборной панели. Они же используются для подсветки органов управления, но иногда бывают миниатюрными с цоколем Т5 (как и Т10, только меньшего диаметра). А вот в современных автомобилях подсветка на приборной панели зачастую не заменима — в виде впаянных на плату SMD-светодиодов.
Номинальная мощность и световой поток для каждого цоколя
Номинальная мощность лампы указывается в паспорте транспортного средства, из него выбираются предохранители, а также сечение проводов. Световой поток, в свою очередь, также должен соответствовать типу лампы и оптики, чтобы обеспечить достаточную освещенность дороги перед автомобилем.
Предлагаю взглянуть на сводные данные из каталога OSRAM по номинальным характеристикам галогенных ламп разных типов:
- H1 55w — 1550 лм;
- H3 55 Вт — 1450 лм;
- H4 60w — 1650 лм в длину, 1000 лм вплотную;
- H7 55 Вт — 1500 лм;
- H8 35 Вт — 800 лм;
- H9 65 Вт — 2100 лм;
- H11 55 Вт — 1350 лм;
- HB2 60w — длинна 1500 лм, близость 910 лм;
- HB3 60 Вт — 1860 лм;
- HB4 51w — 1095 лм.
Для сравнения потребляемой мощности галогенок с их светодиодными аналогами предлагаю таблицу с примерами характеристик некоторых типов ламп.
Базовая маркировка, применение | Мощность галогенной лампы, Вт | Мощность светодиодной лампы, Вт | Световой ток, ch |
H1 (дальний свет, ПТФ) | 55 | 5,5 | 1550 |
H3 (ПТФ) | 55 | 5,5 | 1450 |
H4 (комбинированный — ближний/дальний) | 60 | 6,0 | дальний свет 1650 1000 ближний свет |
H7 (дальний, ближний, ПТФ) | 55 | 5,5 | 1500 |
H8 (дальний, ближний, ПТФ) | 35 | 3,5 | 800 |
Из таблицы видно, что эффект от светодиодных ламп на порядок меньше, чем от галогенных ламп такой же яркости. Это означает, что светодиодная лампа также будет меньше нагреваться, и потребление энергии будет меньше. Однако значения, приведенные в таблице, достаточно условны, скорее расчетны, на практике мощность светодиодных ламп варьируется от производителя к производителю. Поэтому на рынке можно найти светодиодную лампу одного типа, но с разной заявленной мощностью: 5,5, 10, 12, 15, 30 и даже пишут 50 Вт.
Температура светового потока
Температура светового потока определяет, каким цветом будет светиться лампа. Измеряется в градусах Кельвина. В таблице ниже показано соответствие между светлым оттенком и температурным показателем.
Тень света | Температурный показатель, К |
Теплый желтый | 2700–2800 |
Теплый белый | 3000 |
Нейтральный белый | 4000 |
Холодный белый | 6000 |
Чем выше цветовая температура света, тем холоднее оттенок. Напряжение глаз при езде ночью и ослепляющее действие на водителей других автомобилей зависит от температуры света.
Хотя эффект ослепления больше зависит от правильной регулировки ламп, самих фар и конструкции ламп. Поэтому после установки светодиодной лампы нужно отрегулировать направление светового луча на специальной подставке.
Совмещённые модели светодиодных ламп
Отличием этих светодиодных ламп является совмещение в одной автомобильной фаре двух диодных источников света: ближнего (расположенного сверху колбы в фаре) и дальнего (расположенного снизу колбы в фаре). Такое расположение источников света в фаре позволяет направить световой пучок в нужном направлении: от источника в верхней части колбы свет отражается от отражателя и направляется перед автомобилем (ближний свет); от источника под лампой свет отражается рефлектором и направляется вперед. Это освещает дорогу на большем расстоянии (дальний свет). У таких ламп цоколь обычно Н4.
Экспертное мнение. Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники Задать вопрос специалисту Также необходимо учитывать мощность и яркость лампочки. Рекомендуемые значения: лампы ближнего света (БС) — яркость не менее 1000 лм; лампы дальнего света (ДС) — не менее 1500 лм. Следовательно, суммарная мощность источника света составляет не менее 17 Вт при эффективности 100 лм/Вт. Кроме того, лампа должна иметь хороший радиатор или кулер, чтобы светодиоды оставались достаточно холодными.
Если на коробке или на самой лампочке с цоколем Н4 указано значение светового потока — 3000, 3800 или 4500 лм, нужно понимать, что это значение дано для двух источников суммарно. Следует помнить, что реальная яркость будет вдвое меньше, то есть: 1500, 1900 и 2200 люмен.
Помимо H4, существуют и другие галогенные лампы с двойной нитью накаливания и их светодиодные аналоги:
- H13 (55/60 Вт) — используется в американских автомобилях.
- HS1 (35/35 Вт) — пониженной мощности, применяется в автотранспорте. Практически взаимозаменяем с H4 (вместо HS1 можно поставить H4, но наоборот — потребуются небольшие доработки).
- R2 (45/40 Вт) — двойные лампы накаливания, почти не используемые как морально устаревшие. Они применялись в двухфарных системах дальнего и ближнего света, например на ВАЗ 2101.
- HR2 (45/40 Вт) — галогенный аналог предыдущего.
- Р21/5 (21/5 Вт) — две нити используются для стоп-сигналов и габаритов.
Для ближнего света
В качестве ближнего света чаще используются лампочки следующих типов: H1 (в последнее время редко используются в ближнем свете), H7, H8, HB4 или H11.
К противотуманным фарам
ПТФ светят прямо для освещения дорожного покрытия в туман и непогоду. Какие светодиоды лучше использовать в ПТФ? Дело в том, что в противотуманных фарах используются самые разные лампочки: НВ3, НВ4, Н1, Н2, Н3, Н7, Н11, Н9. Свет рассеивается благодаря рифленому стеклу и отражателю. Однако часто используются лампы со спиралью, перпендикулярной оптической оси, а именно Н3.
Типы галогенных ламп обеспечивают поток прибл. 1500 лм. Соответственно светодиоды должны давать не меньше. При этом не стоит выбирать лампочки со слишком высокой цветовой температурой, которые светят голубоватым светом. Напротив, для противотуманных фар желательно теплое свечение с обилием желтых и красных оттенков в спектре, а именно 2400К, 3000К, 4300К.
Что-то конкретное порекомендовать невозможно, так как в штатных ПТФ для каждого из автомобилей используется свой тип лампочек. В тех ПТФ, которые крепятся самостоятельно на бампер или кенгурятник, может быть что угодно.
Для габаритных огней и задних фонарей и ДХО
Для обозначения габаритов автомобиля спереди и сзади используются бесцокольные лампочки W5W (они же Т10) и Т4W (иногда их называют цоколем ba9s), мощностью 5 и 4 Вт соответственно.
Если задний габарит совмещен со стоп-сигналом можно использовать двойные спиральные лампочки типа W21/5W или P21/5W, мощность спирали которых составляет 21 и 5 Вт соответственно. А для отдельных стоп-сигналов одиночная катушка P21W.
Световой поток ламп габаритных огней обычно находится в пределах 50-100 лм, а стоп-сигнала ок. 150 ч и более.
Плюсы и минусы светодиодных автомобильных ламп
Прежде чем хвалить или ругать светодиодные лампы, давайте еще раз сравним их характеристики с галогенными и ксеноновыми источниками света, но уже по сроку службы в таблице ниже:
Параметры лампы | Светодиоды | Ксенон | Галоген |
Потребляемая мощность, Вт | 3,5 | 35 | 55 |
Продолжительность жизни | 25000–50000 | 5000 | 500 |
Преимущества светодиодных ламп:
- Обладая меньшей мощностью по сравнению с галогенками, светодиоды дают более сильный свет.
- Срок службы светодиодных излучателей во много раз превышает срок службы ламп накаливания. Кроме того, светодиодные лампы менее подвержены поломке при ударах и вибрациях.
- Более низкая температура нагрева светодиодных ламп позволяет разрабатывать более компактную оптику, поскольку меньше вероятность расплавления пластиковых деталей.
- Светодиоды разгораются почти сразу, быстрее галогенных ламп и даже больше, чем ксеноновые. Что увеличивает вероятность того, что вас быстрее заметят на дороге. Хотя это сомнительный плюс, ведь в последних поколениях ксенона воспламенение происходит достаточно быстро, и можно даже без проблем помигать светом.
Минусы:
- Высокая стоимость по сравнению с галогенными лампами. Но хорошие галогенки дорогие, сравнимы со светодиодными лампами среднего качества.
- Неправильный выбор источников света со слишком большой яркостью, а тем более с неправильным размещением передатчика, может ослепить водителей других транспортных средств.
- Со временем яркость светодиодов снижается, что снижает заметность дороги и самого автомобиля. Хотя и галогеновые лампочки к концу жизни светят хуже.
- Из-за радиаторов охлаждения они могут не подойти к фарам автомобиля, а у ламп с кулером он может заклинить. Это приведет к перегреву источников света, а значит, к их преждевременному выходу из строя.