Как тормозить двигателем на механике – вредно ли это

Как тормозить двигателем на механике Эксплуатация и Обслуживание

Торможение двигателем — это процесс, при котором автомобиль замедляется двигателем. Если быть точным, то задействован не только двигатель внутреннего сгорания, но и коробка передач. Давайте подробнее рассмотрим, как это происходит.

Содержание
  1. Что это такое и как оно работает
  2. Торможение двигателем на электрокаре
  3. Кондиционер и другое навесное оборудование
  4. Можно ли сэкономить топливо и масло
  5. Как торможение мотором помогает экономить
  6. Как следует выбирать передачу
  7. Как торможение двигателем повышает безопасность
  8. Что происходит при этом?
  9. Вредно ли для автомобиля?
  10. Опасно ли торможение для мотора?
  11. Вредно ли тормозить двигателем для коробки передач?
  12. Как тормозить двигателем на механике правильно
  13. Прямолинейное движение по ровной поверхности
  14. Спускаемся с горы
  15. Тормозим ДВС на льду или укатанном снеге
  16. А если машина с вариатором
  17. Особенности торможения двигателя на спуске, выбор передачи с учетом крутизны
  18. Торможение двигателем плюсы и минусы
  19. Плюсы
  20. Особенности торможения двигателем на автомате и механике
  21. Плюсы применения торможения двигателем
  22. Когда следует использовать такой способ торможения
  23. Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП
  24. Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:
  25. Как тормозить двигателем, если отказали тормоза
  26. Торможение двигателем на «механике», выбор скорости в зависимости от крутизны
  27. Как нельзя тормозить
  28. На спуске или стоит ли пренебрегать торможением двигателя
  29. Эффективен ли двигатель в качестве тормоза
  30. С роботизированной коробкой передач
  31. Что происходит с двигателем во время торможения

Что это такое и как оно работает

Чтобы начать торможение двигателем, водителю достаточно отпустить педаль акселератора во время движения с включенной передачей. При этом вы почувствуете, как скорость автомобиля начнет замедляться, как будто вас кто-то тянет за машину. Чем ниже выбрана передача, тем лучше эффект, машина будет быстрее терять скорость.

Торможение двигателем на электрокаре

Электромобили также имеют эту функцию. Помимо снижения скорости, он позволяет преобразовывать энергию и дополнительно заряжать аккумулятор. В результате можно увеличить запас хода.

Принцип работы — электродвигатель отключается от источника питания и начинает работать в генераторном режиме. В обмотках ротора возникают токи с противоположным направлением, а на валу возникает тормозной момент. Накопленная энергия преобразуется в тепло и электричество. Последняя направляется на батарею, а тепло используется для нагрева обмоток.

Торможение двигателем на электромобиле имеет более гибкие настройки и возможность плавного регулирования крутящего момента. Некоторые электромобили могут иметь режимы восстановления, которые можно настроить в зависимости от предпочтений водителя.

Использование такого инструмента на электромобилях требует некоторого привыкания, поскольку ощущения от торможения на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания отличаются.

Кроме того, эффективность восстановления сильно зависит от дорожных условий, скорости и других факторов.

Кондиционер и другое навесное оборудование

Чем больше креплений на двигателе, тем выгоднее использовать торможение двигателем. Например, в автомобиле можно включить кондиционер, насос гидроусилителя руля и другое оборудование. Эти агрегаты в момент торможения перенимают часть крутящего момента на себя через приводные ремни, тем самым замедляя вращение колес.

Стоит учесть, что в этом случае кондиционер может работать менее эффективно. Это связано с тем, что двигатель работает на более низкой скорости и производит меньшую мощность.

Эта функция распространяется и на другие устройства, работающие через приводные ремни и механизмы, такие как генератор, масляный насос и помпа.

Можно ли сэкономить топливо и масло

При использовании торможения двигателем важно учитывать потенциальную стоимость моторного масла и топлива.

При выборе топлива следует учитывать тип двигателя. Например, на карбюраторных двигателях внутреннего сгорания при приближении к светофору стоит переключиться на нейтральную скорость. Если включить передачу с выключенной педалью газа, расход только увеличивается.

С 1970-х и 1980-х годов на автомобили стали устанавливать экономайзеры — устройства, отключающие подачу горючей жидкости при закрытии дроссельной заслонки. В этом случае торможение двигателем обеспечивает результат. При этом повышается и экологичность.

Принцип экономии на современных автомобилях обусловлен полным отключением подачи топлива в камеру сгорания.

С нефтью ситуация обратная. При торможении двигателем во впускном тракте создается разрежение.

Если система вентиляции двигателя исправна и уплотнения целы, проблем с повышенным расходом быть не должно. В противном случае ДВС может взять смазку, что потребует доливки и в дальнейшем ремонта.

Как торможение мотором помогает экономить

При торможении двигателем (в том числе и при простом отпускании педали газа) дроссельная заслонка полностью закрывается и подача топлива в цилиндры (неважно, бензиновое, дизельное или газовое) прекращается автоматически.

Автомобиль продолжает двигаться, но расход топлива отсутствует. При выжатом сцеплении или работе на нейтрали расход топлива хоть и минимальный, но все же: система управления двигателем вынуждена поддерживать двигатель внутреннего сгорания на холостом ходу. Дополнительного охлаждения двигателя — как при движении на передаче — не происходит.

Как следует выбирать передачу

Кажется, ответ здесь прост – чем круче спуск, тем ниже передача. И это действительно так.

Но важно учитывать ряд других факторов:

  1. Текущая скорость автомобиля.
  2. Состояние дорожного покрытия.
  3. Тип резины летняя, всесезонная, зимняя, шипованная.
  4. Тип трансмиссии (МКПП, АКПП, вариатор, робот).
  5. Привод: передний, задний, полный.
  6. Адаптация к условиям: в сложных условиях, таких как зимние дороги или крутые спуски, может потребоваться дополнительное понижение передачи для обеспечения дополнительного сопротивления торможению.
  7. Соображения относительно типа транспортного средства: Для более крупных транспортных средств, грузовиков или транспортных средств с прицепом может потребоваться использование еще более низких передач, чтобы компенсировать дополнительный вес и инерцию.
  8. Переключение на более низкую передачу: начните с понижения передачи на одну передачу по сравнению с текущей передачей. Если вы едете на 5 передачах, переключитесь на 4 передачи. Это должно создать сопротивление в двигателе, что поможет замедлить автомобиль.
  9. Оценка эффективности: если автомобиль тормозит слишком медленно после переключения на более низкую передачу, вы можете переключиться на еще более низкую передачу. Однако следите за частотой вращения двигателя, чтобы не превысить допустимый предел, так как это может привести к его повреждению.
  10. Плавное переключение: при переключении передач важно плавно переключаться, особенно на ровных или неровных дорогах. Внезапное переключение на более низкую передачу может привести к потере сцепления с дорогой или толчкам автомобиля.

Важно учитывать, что процесс торможения двигателем отличается для МКПП и АКПП. Механическая коробка передач дает водителю более точный контроль над переключением передач, в то время как автоматическая коробка передач может потребовать использования специальных режимов или переключателей для переключения на более низкую передачу.

Как торможение двигателем повышает безопасность

Правила дорожного движения прямо запрещают использование рабочей тормозной системы для замедления транспортного средства на длинных спусках — в этом случае водители должны использовать торможение двигателем и коробкой передач.

Запрет легко объясним: функционирующая тормозная система транспортных средств на длительное торможение физически не рассчитана. В какой-то момент колодки, диски и тормозная жидкость в контурах нагреваются настолько, что полностью перестают выполнять свою функцию. Торможение двигателем помогает избежать такой аварии.

Сама идея отключения трансмиссии и движения на нейтрали — не лучшая идея, особенно на неустойчивых поверхностях — мокрых, заснеженных или обледенелых дорогах. Одновременное торможение двигателем и рабочей тормозной системой (в том числе простым отпусканием педали акселератора) приводит к значительному повышению эффективности торможения и надежности процесса.

Что происходит при этом?

Пока автомобиль не катится, включается определенная передача. Вы зажимаете педаль газа и поддерживаете определенные обороты двигателя и скорость автомобиля. Энергия, за счет сгорания топлива в цилиндрах двигателя, передается через коробку передач на колеса. Двигатель — это генератор энергии, машина движется.

Если в этот момент отпустить педаль газа, топливо перестанет поступать в камеры сгорания, колеса все равно останутся в жесткой связи с двигателем за счет включенной передачи. Теперь двигатель перестанет вырабатывать энергию и станет ее потребителем. В этом случае происходит обратный эффект, не он крутит колеса, а они его.

Как передается крутящий момент при торможении двигателем

За счет трения деталей двигателя и сжатия в цилиндрах энергия вращения будет «поглощаться» им, скорость вращения колеса будет уменьшаться. В этот момент начинается торможение двигателем.

Для этого процесса необходимо соблюдение двух условий:

  1. Включена определенная передача, чем она ниже, тем эффективнее торможение
  2. Необходимо отпустить педаль акселератора, чтобы перекрыть подачу топлива в двигатель

Вредно ли для автомобиля?

Среди автолюбителей ходит слух, что торможение двигателем увеличивает износ сцепления двигателя и коробки передач. Давайте подтвердим или развенчаем этот миф, подробно рассмотрев процесс.

Опасно ли торможение для мотора?

Повышенный износ силового агрегата возникает в большинстве случаев из-за отсутствия должного давления масла или прекращения подачи – это называется «масляное голодание». Многие неопытные автомобилисты считают, что при замедлении работы двигателя происходит недостаточное смазывание его деталей, что приводит к его преждевременной «смерти». Это не верно.

В процессе эксплуатации все трущиеся пары омываются маслом за счет работы масляного насоса. Он приводится в движение за счет вращения коленчатого вала. В нормальных условиях при подаче топлива в камеры сгорания двигатель развивает обороты, чем они выше, тем быстрее вращается коленчатый вал. Это означает, что масляный насос имеет больше времени для перекачки масла.

Почему при торможении двигатель не испытывает масляного голодания

При торможении обороты двигателя поддерживаются не за счет сгорания топлива, а за счет частоты вращения колес. Он передается через коробку передач на коленчатый вал. Он вращает привод масляного насоса, а значит, создается необходимое давление масла, даже без необходимости сжигания бензина. Поэтому при торможении коробки передач и двигателя все детали омываются достаточным количеством масла и повышенного износа не происходит.

Вредно ли тормозить двигателем для коробки передач?

Такой режим работы КПП ничем не отличается от обычного дорожного движения. Если давать правильную передачу на механической коробке, никаких негативных последствий не возникает. Поскольку коробка находится в постоянном зацеплении с маховиком силового агрегата, все шестерни и валы вращаются в своих нормальных соотношениях. Поэтому износа и повреждений нет.

Во избежание выхода из строя сцепления при переключении с повышенной передачи на пониженную, для повышения эффективности замедления рекомендуется увеличить обороты двигателя педалью газа — сделать разгазировку.

В этом случае не будет «удара» по сцеплению и маховику двигателя. Поскольку частота вращения коленчатого вала регулируется частотой вращения первичного вала (колеса автомобиля), сцепление включается плавно.

Помните, что коробка передач является лишь связующим звеном между двигателем и колесами автомобиля. Его можно «убить» даже в нормальных условиях работы при неправильном использовании. Если все сделать правильно, срок службы не уменьшится.

Как тормозить двигателем на механике правильно

Режим торможения двигателя и коробки передач зависит от ситуации, в которой находится автомобиль. В частности, дорожных условий. Например, при движении по ровной дороге торможение двигателем будет иным, чем при движении под уклон или по льду. Рассмотрим каждый режим подробно.

Прямолинейное движение по ровной поверхности

Это самые идеальные условия. Ехать по шоссе на пятой передаче. Впереди поворот или препятствие. Для торможения двигателем достаточно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление и не выключая передачу.

Силовой агрегат остается в жесткой сцепке с ведущими колесами автомобиля. Поскольку подача топлива прекращалась при отпускании педали акселератора, двигатель начинает «потреблять» энергию. Крутящий момент передается через коробку передач от колес к коленчатому валу. За счет трения в ДВС и сжатия в цилиндрах этот момент постепенно исчезает, автомобиль начинает плавно тормозить. Все это происходит без участия тормозных механизмов.

Как тормозить двигателем в нормальных условиях на ровной дороге

Стоит помнить, что когда вы начинаете тормозить двигателем, стоп-сигналы не загораются, поэтому водитель позади движущегося автомобиля не поймет, что вы начали тормозить. Это может привести к аварии. Торможение коробки передач и двигателя рекомендуется использовать совместно с педалью тормоза. Достаточно легкого нажатия на педаль, чтобы сигнализировать другим участникам движения о том, что вы намерены затормозить.

Если в этот момент «выжать» сцепление, связь между коробкой передач и двигателем разорвется, ДВС перейдет в режим холостого хода и процесс торможения прервется. Чтобы продолжить его снова, необходимо плавно довести педаль сцепления до момента «схватывания» и отпустить ее. Не забывайте о скорости автомобиля. Если она меньше 20 км/ч, двигатель может «заглохнуть». Поэтому рекомендуется использовать этот маневр на высоких скоростях.

Спускаемся с горы

При спуске с горы рекомендуется торможение двигателем на механике на пониженной передаче. Как было сказано выше, если делать это на высокой передаче, эффективность будет низкой, машина будет тормозить плавно и есть шанс не вписаться в поворот. Особенно это относится к горным змеям.

Чем круче склон, тем ниже должна быть передача. Это позволяет тормозить быстрее, не используя тормоза. Когда ваша тропа проходит через горный хребет или там, где на дороге частые подъемы и спуски, при постоянном использовании тормозов они перегреваются и выходят из строя.

Как правильно тормозить на спуске

Чтобы сдать:

  1. Выжать сцепление
  2. Включите пониженную передачу
  3. увеличьте обороты двигателя педалью газа до 2500-3000 об/мин. Медленно отпустите педаль сцепления. Таким образом вы «доведете» обороты ДВС до оборотов первичного вала МКПП, и никакого воздействия на диск сцепления не будет. Вы хотите защитить механизм от поломки
  4. Отпустите педаль газа. Вы начали тормозить двигателем.

Помните, что чем круче спуск, тем ниже должна быть передача.

Случай из жизни. Довелось пройти в Новый Свет по Крымским Змеям, где спуск через крутой поворот сменился крутым подъемом. Я ехал на третьей передаче, которой мне хватило, чтобы минимально задействовать тормозные колодки и вовремя притормозить перед поворотом.

К сожалению, в таких поворотах мне часто попадались машины в канаве — это те, кто пренебрегал рекомендациями по эффективному торможению коробки передач и двигателя в горной местности и частому использованию тормозных механизмов.

Тормозим ДВС на льду или укатанном снеге

Торможение двигателем на скользкой дороге зимой — важный навык, который поможет избежать заноса или заноса. Он отличается от двух описанных выше режимов. Стоит помнить, что под колесами лед, поэтому поведение машины будет другим.

Как затормозить двигатель зимой

Правила торможения двигателем на льду:

  1. Не сбрасывайте резко педаль газа. Это приведет к пробуксовке колес и потере сцепления с дорогой
  2. Не отпускайте резко педаль сцепления при переключении на более низкую передачу во время торможения двигателем. Автомобиль может занести. Потому что колеса будут резко передавать крутящий момент на двигатель, а так как под ними лед, то скорость вращения будет быстро падать. Это как сильно нажимать на тормоза.

На льду выбираем оптимальную скорость, чтобы успевать тормозить и ехать на пониженных передачах. Это позволит максимально эффективно использовать замедление двигателя внутреннего сгорания и не тратить время на переключение с высокой на низшую передачу.

А если машина с вариатором

Одной из особенностей большинства вариаторов является наличие гидротрансформатора, работающего по принципу обычной автоматической коробки передач. Это означает, что торможение двигателем возможно. На длинном спуске можно установить меньшую виртуальную скорость.

На некоторых вариаторах, таких как Jatco, можно регулировать моторный тормоз. Для этого необходимо подключиться к OBD разъему типа ELM-327 и выбрать оптимальный уровень замедления.

Есть автомобили с вариатором, у которых есть режим «Спорт». Он активирует более жесткий и быстрый режим торможения. Это полезно в ситуациях, когда водитель хочет резко снизить скорость на спуске или при приближении к перекрестку.

На некоторых машинах с вариатором, особенно на старых моделях, торможение двигателем может привести к износу трансмиссии и повреждению ее компонентов. Водителям следует учитывать особенности автомобиля и следовать рекомендациям производителя относительно использования этой опции.

Особенности торможения двигателя на спуске, выбор передачи с учетом крутизны

При движении под уклон существует два способа торможения двигателем:

  1. Классический. Задача водителя — отпустить педаль газа, выжать сцепление и перейти на 3-ю передачу. Далее со снижением скорости необходимо постепенно переходить на 2-ю и 1-ю передачи и так до полной остановки. Когда ручка находится в 4 или 5 скоростях, использование третьей является обязательным. Если сразу перейти на 2, велик риск заблокировать колеса и замедлить машину. Кроме того, двигатели внутреннего сгорания и коробки передач испытывают повышенные нагрузки, что сокращает срок их службы.
  2. С прогас. Этот вариант рекомендуют опытные автовладельцы. Суть его в том, что когда вы переключаете передачи, нажимайте сцепление, переводите ручку переключения передач в нейтральное положение, затем нажимайте на газ, затем переключайтесь на более низкую передачу.

При использовании рассмотренных методов стоит учитывать два правила. Первое — нельзя сразу переключаться на первую передачу, а второе — сцепление нужно выжимать максимально плавно.

main-11.jpg

Торможение двигателем плюсы и минусы

Плюсы

  1. Обеспечивает плавное торможение автомобиля на любых поверхностях
  2. Не дает автомобилю разгоняться при движении по крутым склонам
  3. Защищает элементы тормозной системы — диски и колодки, снижает износ и быструю замену
  4. Экономия топлива. При таком типе торможения бензин не поступает в камеры сгорания двигателя, а значит, не расходуется
  5. Так как в цилиндрах ДВС нет вспышек, они продуваются холодным воздухом, что снижает температуру двигателя
  6. Может безопасно тормозить перед поворотом на обледенелом или плотно утрамбованном снегу

Особенности торможения двигателем на автомате и механике

Реализуя снижение оборотов двигателя, принцип выбора передачи коробки передач заключается в переключении с высшей на низшую передачу с меньшим передаточным числом, что позволяет вместе с компрессионным сопротивлением двигателя снизить скорость движения.

Торможение двигателем

При этом следует учитывать, что возможность быстрого переключения на более низкую передачу связана с характеристиками коробки передач автомобиля и уровнем квалификации водителя.

Так быстрый переход с высшей передачи на низшую возможен на автомобилях с бесступенчатой ​​или автоматической коробкой передач, где технический характер переключения передач в таких коробках более приспособлен к быстрому изменению передаточного числа.

Для интенсивного торможения двигателем на автомобилях с механической коробкой передач, когда возникает необходимость переключения не только на следующую низшую передачу, но и на еще более низкую передачу (например, с 5-й на 3-ю или с 4-й на 2-ю), водитель должен иметь навыки быстрого переключения передач в двойном выжиме с перегазовкой. Поэтому интенсивность торможения двигателем на автомобилях с МКПП во многом зависит от профессионализма водителя.

Плюсы применения торможения двигателем

Говоря о пользе использования этого навыка в вождении, можно отметить следующие факторы, отражающие положительное влияние на эксплуатацию транспортного средства.

  • Дорожная безопасность
  • Разгрузка тормозной системы
  • Охлаждение двигателя
  • Экономия топлива

Скользкая дорога

С точки зрения безопасности следует отметить, что такой способ снижения скорости снижает риск замедления автомобиля даже на ровных участках дороги при условии, что он движется прямолинейно, не совершая маневров. Торможение двигателем устраняет ошибки неравномерности тормозных усилий колес, приводящие к заносу.

А также исключить возникновение заноса из-за разницы в сцеплении колеи колеса с дорожным покрытием, что часто происходит при штатной блокировке колес штатными тормозами, особенно в гололед.Дисковый тормоз
Тормозной механизм для автомобиля

Характер снижения частоты вращения двигателя позволяет рационально использовать фрикционные элементы штатных тормозов. Навык особенно важен при движении на затяжных спусках или при движении по горным дорогам, когда интенсивное торможение подвергает перегреванию пары трения тормоза (колодки, барабаны или диски).

Горная змея

Использование редуктора оборотов двигателя позволяет снизить нагрузку на тормозную систему и осуществить охлаждение за счет вентиляции тормозов в условиях движения по горным дорогам или пересеченной местности.

Двигатель закипел
Перегрев двигателя

Использование этого приема в езде всегда приводит к охлаждению двигателя, что позволяет избежать перегрева силового агрегата, особенно при езде в горной местности.

Потребление топлива

Естественно, использование данного вида торможения в стиле вождения автомобиля приводит к снижению расхода топлива, учитывая прекращение подачи топлива в цилиндры двигателя при использовании впуска.

Когда следует использовать такой способ торможения

Торможение двигателем следует использовать в следующих случаях:

1. Когда тормозная система автомобиля не работает.

Такая ситуация может быть вызвана повреждением тормозных трубок и шлангов, главного тормозного цилиндра, при утечке тормозной жидкости. Это создает явную аварийную ситуацию. Даже если движение происходит по совершенно ровной дороге без попутного и встречного транспорта, необходимо включить моторный тормоз до полной остановки. На последнем этапе торможения, если автомобиль не остановился на первой передаче на холостом ходу (полный газ), выключите зажигание, полностью заблокировав двигатель. Ни в коем случае нельзя делать это раньше, так как после поворота ключа в положение «зажигание выключено» руль будет блокироваться при малейшем повороте влево и вправо.

2. При приближении к перекресткам.

Если до включения сигнала активации осталось немного времени. В этом случае, двигаясь на передаче, уберите ногу с педали газа и, не переключая рычаг ручного переключения передач, слегка нажмите на педаль тормоза, чтобы обозначить свой маневр.

3. При движении по гористой местности.

Водители, управляющие автомобилем в горной местности, на собственном опыте убедились в эффективности использования этого приема совместно с основной тормозной системой. Техника и автомобили, предназначенные для эксплуатации в горной местности, часто имеют штатные системы торможения двигателем (их алгоритм прописан в системе торможения). Это значительно повышает эффективность торможения, что особенно важно при движении под уклон.

4. В аварийных и аварийных ситуациях, при выполнении специальных маневров.

Приемы торможения двигателем изучаются на практических занятиях специальных курсов экстремального вождения.

5. Во время митингов и других спортивных соревнований.

Занятия по технике такого варианта управления транспортным средством входят в курс подготовки спортсменов.

Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП

У многих водителей есть свои методы и нюансы торможения, отработанные на практике. Но основные приемы должен уметь применять каждый, кто водит машину.

Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:

  • убрать ногу с педали газа;
  • нажать педаль сцепления;
  • меняем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость свободного хода, если машина еще едет быстро, то ставим на третью передачу, если скорость уже достаточно упала, то на вторую);
  • при сильной потере скорости ставим коробку на первую передачу.

Даже если вы решите затормозить с двигателем на пятой или шестой передаче, желательно сразу же переключиться на третью, потому что на четвертой замедление не будет значительным. Но, конечно, учитывайте скорость, если вы летите 180 км/ч, не пытайтесь сразу переключиться на третью.

Для тех, у кого есть автомобили УАЗ или подобные, неплохо провести дегазацию при переключении коробки. Этот экономный режим сохранит жизнь коробке. Перегазовка — это значит, что перед каждой передачей рычага коробки передач при выжатом сцеплении нужно нажимать на педаль газа. То есть выжимали сцепление, нажимали на газ, выводили со скорости на нейтраль, потом снова нажимали на педаль газа и переключали на нужную скорость.

Нельзя переключаться с высоких скоростей коробки передач — 4, 5, 6 сразу на первую, если вы не хотите доделывать коробку передач.

После переключения на желаемую скорость не отпускайте резко педаль сцепления. Двигатель и коробка передач должны иметь плавный контакт.

Как тормозить двигателем, если отказали тормоза

В случае выхода из строя тормозной системы стоит воспользоваться возможностями двигателя. Для этого нужно сбросить газ и при снижении скорости попеременно переключаться на более низкую передачу.

Алгоритм действий в этом случае был рассмотрен выше. При этом запрещен резкий переход с 5 на 1 или 2, т к это может повредить коробку передач или двигатель.

В случае автоматической коробки передач, имеющей ручной режим, действия должны быть такими же. Чтобы постепенно снижать скорость, переключитесь на лепестковое или кнопочное управление, а затем постепенно снижайте передачу.

Если такой опции нет, стоит перевести ручку КПП в положения 3, 2, 1 и L. Подобный подход характерен и для вариатора.

Все нужно делать быстро, без растерянности и паники. Для этого на пустынном ровном участке искусственно создайте ситуацию, будто у машины отказали тормоза.

Сначала начните с 20 км в час, затем постепенно увеличивайте скорость до 80. Только мышечная память позволит быстро остановить машину с помощью двигателя и ручника в случае отказа тормозов.

Торможение двигателем на «механике», выбор скорости в зависимости от крутизны

Никогда не двигайтесь вниз по склону на нейтральной скорости или с нажатой педалью сцепления. В этом случае водитель не имеет связи с автомобилем.

В целях безопасности стоит заранее воспользоваться торможением двигателем и переключиться на передачу.

Чем больше угол наклона, тем меньше он должен быть.

Выполните следующие шаги:

  1. Убедитесь, что торможение таким образом актуально. Это может быть, например, подъезд к светофору в городе с минимальным автомобильным движением.
  2. Перед затяжным спуском с горки оцените крутизну, это поможет выбрать правильную передачу и скоростной режим.
  3. Отпустите педаль газа, не выжимая сцепление.
  4. Крутите до тех пор, пока частота вращения двигателя не упадет до минимального значения (около 1200 об/мин), требующего переключения на более низкую передачу. Если скорость машины не уменьшается, а увеличивается, сразу переходите к шагу 5.
  5. Выжмите сцепление и переключитесь на более низкую передачу.
  6. при необходимости постепенно увеличивайте скорость до 20-30 км/ч, а в дальнейшем регулируйте ее оборотами двигателя.
  7. На крутом затяжном спуске двигайтесь вниз, не превышая скорости 40 км/ч. Если спуск плавный или недолгий, скорость можно увеличить, не нарушая ПДД.
  8. Подождите, пока скорость не снизится до минимума, выжмите сцепление, включите нейтраль и остановите автомобиль тормозом.

Обратите внимание на 3 передачи, за счет оптимального передаточного числа, самое главное в этом способе — затормозить машину. Поэтому в цепи перехода на пониженные скорости должно быть обязательное звено. Они не переходят с 5-й или 4-й передачи сразу на 2-ю или 1-ю, это может привести к выходу из строя коробки передач и ДВС. Только через 3. При экстренном торможении вышеуказанный способ можно совместить с нажатием на педаль тормоза.

Еще один вариант – дегазация, которая обеспечивает плавный старт на меньшей скорости, снижает нагрузку с синхронизатора и коробки передач, переносит вес на переднюю часть автомобиля.

Алгоритм такой:

  1. Включите сцепление.
  2. Отключить скорость.
  3. Нажмите на педаль газа.
  4. Включайте малую скорость во время падения оборотов.
  5. Отпустите педаль сцепления.

При использовании торможения двигателем на «механике» может быть три ситуации:

  1. Подъезжая к светофору в городе. В этом случае достаточно отпустить газ, выжать сцепление и тормоз, снизив скорость до 1200, но при условии, что расстояние это позволяет. В противном случае переключение на пониженную передачу необходимо производить раньше и тем самым быстрее тормозить автомобиль.
  2. Спуск с земли. Собственно сброс газа и переход на правильно выбранную передачу (в зависимости от крутизны склона) позволяет двигаться, не превышая определенной скорости и без заметного торможения.
  3. Чрезвычайная ситуация. Постепенно понижайте передачу, пока машина не остановится полностью.

Как нельзя тормозить

На спуске или стоит ли пренебрегать торможением двигателя

При спуске машина все время ускоряется. Чем дольше катится, тем выше скорость.

В этом случае повышенные требования предъявляются к тормозам, которые постоянно находятся в работе. Если в системе мало жидкости или она перегревается, она закипит, и эффективность тормозов снизится.

Многие неопытные автовладельцы при снижении намеренно ставят повышенную передачу или вовсе переключаются на нейтраль. В этом случае приходится постоянно пользоваться тормозами, а это приводит к быстрому нагреву.

В какой-то момент система может не справиться с остановкой автомобиля и это приведет к трагедии.

Эффективен ли двигатель в качестве тормоза

Торможение таким образом определяется следующими факторами:

  • водительский стаж (самое главное);
  • способность правильно понимать дорожную ситуацию;
  • техническое состояние машины.

Существует мнение, что дизельные двигатели как источник торможения автомобиля более эффективны. Это недоразумение связано со степенью сжатия в дизелях, которая в полтора-два раза выше, чем в бензиновых двигателях. Опыт показывает, что торможение двигателем у них примерно на одном уровне.

Автомобиль на склоне горыАвтомобиль на склоне горы
Бензиновые и дизельные автомобили имеют примерно одинаковую эффективность торможения

Практикуя торможение двигателем, нельзя думать об увеличении расхода топлива. Запас топлива останется на том же уровне, что и при остановке автомобиля штатной тормозной системой.

Тормозя двигателем, не забывайте о скорости. В двигателях, работающих на бензине, первая понижающая передача переключается при 2500 об/мин. Понижающие передачи во втором или третьем ряду меняются при 1000 оборотах коленчатого вала. При торможении двигателем лучше отказаться от поворота руля, так как может ухудшиться ситуация с управляемостью автомобиля.

С роботизированной коробкой передач

В программе с коробками-роботами «вшита» фиксация скорости сопровождения при отпускании педали акселератора. Сцепление находится в замкнутом состоянии, а колеса вращают двигатель. Есть эффект торможения, как и в случае с механической коробкой передач.

Передача подбирается ЭБУ с учетом цели: снизить расход топлива или снизить скорость. Здесь многое зависит от настроек.

В инструкции к автомобилям с роботизированной коробкой передач сказано, что при движении под горку лучше использовать моторный тормоз. Для этого необходимо заранее выбрать пониженную скорость.

Некоторые автомобили с механической коробкой передач имеют специальные режимы, повышающие эффективность торможения двигателем.

Например, в положении «Спорт» или «Ручной» роботизированная коробка передач может быстрее и эффективнее переключаться на пониженные передачи. Это увеличивает сопротивление качению автомобиля и улучшает общую эффективность торможения.

Есть автомобили с коробкой-роботом, которые имеют технические ограничения на использование такой техники, так как это может привести к износу «робота» и повреждению комплектующих.

Что происходит с двигателем во время торможения

Некоторые автовладельцы уверены, что при торможении двигатель испытывает сильные нагрузки и быстрее изнашивается. По одному из мифов, процесс сопровождается дичайшим масложогом и свечным загрязнением. В действительности это далеко не так. Наиболее полно и понятно это объяснил известный блогер-механик Евгений Травников.

Сторонники теории сгорания масла объясняют это созданием в цилиндрах высокого вакуума, из-за которого, якобы, масло со стенок цилиндров начинает засасываться в камеры сгорания. Такой процесс действительно возможен, но только при одном условии – сильном износе цилиндропоршневой группы. Выявить проблему можно даже визуально: при перегазовке из выхлопной трубы автомобиля пойдет сизый дым. При торможении ремонтопригодным двигателем угар масла невозможен.

Что на самом деле делает торможение двигателем, так это улучшает охлаждение агрегата — даже в том случае, если вы просто отпускаете педаль газа, например, при движении под уклон. Подача топлива в цилиндры прекращается, смесь не воспламеняется — через цилиндры прокачивается только воздух. В это время помпа продолжает активно работать: температура охлаждающей жидкости может упасть настолько, что закроется термостат. При этом моторное масло также охлаждается.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )