В России разрешено использовать автомобили вне зависимости от года выпуска. Но для этого транспортное средство должно соответствовать стандартам безопасности, иметь соответствующий экологический класс. Вы можете сохранить старую машину в любом состоянии, даже если она значительно повреждена и не может безопасно находиться на дороге. Но помните, что пока автомобиль не снят с учета в ГИБДД, за него придется платить транспортный налог.
Зачем нужна утилизация автомобиля
Утилизация заключается в уничтожении автомобиля лицензированной организацией, и владелец не получит за это денег.Старый автомобиль можно продать целиком или по частям, сдать на слом или, если он еще относительно старый, сдать автодилеру по программе трейд-ин. В каждом случае действуют разные правила снятия автомобиля с учета в ГИБДД. Единственным преимуществом утилизации автомобилей является освобождение от транспортного налога.
Судьбу старой машины решает владелец. Исходя из технического состояния и реальной рыночной цены, автомобиль может быть:
- утилизировать через лицензированные организации;
- продать целиком со снятием с учета в ГИБДД;
- сдать на металлолом организации, имеющей право лицензии;
- продавать в виде отдельных запчастей и материалов;
- вернуть автомобиль автосалону по программе trade-in, получить скидку на покупку нового автомобиля.
В каждом из перечисленных вариантов, кроме выбытия, владелец может получить деньги. Стоимость машины или отдельных запасных частей определяется сторонами в соответствии с договором купли-продажи. В случае сдачи в утиль окончательная цена зависит от веса металлических деталей и может быть снижена за счет разборки автомобиля.
Утилизация дает возможность избавиться от старой и ненужной машины, но денег за это владелец не получает. До 2019 года действовала федеральная программа, по которой можно было получить скидку на переработанный автомобиль при покупке нового автомобиля. Эта льгота больше не действует. Единственным плюсом утилизации будет освобождение от транспортного налога, так как автомобиль подлежит снятию с учета.
Какие транспортные средства подпадают под утилизацию
Никаких ограничений в этом отношении нет. Можно даже избавиться от автомобиля в полностью рабочем состоянии, хотя сложно представить, что владелец примет такое решение. Обычно на утилизацию сдается автомобиль, который нельзя продать целиком или по частям.
В некоторых случаях разрешается утилизировать оставленный в хозяйстве автомобиль, если владелец не установлен. Такие факты могут быть раскрыты по требованию граждан или по результатам проверок уполномоченными органами. Уничтожение автомобиля, владельца которого невозможно найти, осуществляется за счет местных или региональных властей.
Условия для утилизации авто
Избавиться от ржавеющей на заднем дворе гаражного кооператива машины невозможно. По установленным правилам:
- любой автомобиль должен быть утилизирован владельцем, подтверждающим право владения соответствующими документами;
- сначала необходимо снять транспортное средство с учета в ГИБДД, чтобы не пришлось в дальнейшем платить транспортный налог за несуществующую технику.
Если вы решили избавиться от своего старого автомобиля, вам необходимо:
- обратиться в ГИБДД, где раньше было зарегистрировано транспортное средство;
- предъявить документы на автомобиль и свой паспорт;
- получить справку, дающую право распоряжаться автомобилем.
После этого вы можете быть уверены, что налог на автомобиль больше не взимается.
Тогда вы обращаетесь в компанию Интерлом, где всегда можно сдать автомобиль на утилизацию по выгодной цене. В этом случае автомобиль сдается как металлолом, и вы должны понимать, что много денег вы не получите, но все же, это лучший вариант в данном случае, и больше вы не заработаете. Доход от утилизации старого автомобиля можно увеличить, если с него снять детали и аксессуары, которые еще можно использовать: диски, сиденья, зеркала, ковры и т д.
Альтернативная история
Если мы беспокоимся об окружающей среде, мы не можем полагаться на государственную программу. Все приходится делать самим. Есть ли вообще польза от использования федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, но ненамного. Но при этом бумажной волокиты и хлопот больше, а модельный ряд очень ограничен.
Не проще ли сдать машину на разборку? Компании, которые предлагают такие услуги, утверждают, что оплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приведены примеры: битый Тигуан 2012 года выпуска, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Мазда 3, 2008 года выпуска, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры удвоятся, этот вариант выглядит не хуже госпрограммы. Эвакуация — бесплатная, деньги в день покупки — наличными или картой. Не нужно собирать справки и доказывать, что вы владели автомобилем более одного года. Ограничений по возрасту и комплектности автомобиля нет.
Другой вариант – самостоятельно продать автомобиль на запчасти, воспользовавшись объявлениями в интернете. Теоретически это самый выгодный способ, но есть сомнения, что общий доход стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, переговоров с множеством незнакомых людей. Этот вариант требует наличие гаража: не стоит оставлять машину на улице, если двери или капот уже проданы. К тому же обязательно образуется несобранный и нереализуемый остаток, с которым нужно тем или иным образом обращаться.
Наконец, выпотрошенную тушу можно отнести в лес, предварительно сняв с учета, и утилизировать там, как это делают некоторые ведущие компании по переработке. Это худший вариант во всех отношениях.
Страна стихийных свалок
В госпрограмме почти нет льгот, но она есть и от нее никуда не деться. Самый большой минус — слабая информационная поддержка. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь спектр актуальной информации – о порядке, количестве скидок, возможностях выбора автомобилей для той или иной формы утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавка). Дилеры, работающие в рамках программы, могут сами решать, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний свелось к использованию обычной системы trade-in, без скидок «на лом». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно рассчитать заранее, так как представленные скидки не фиксированные, а «рекомендуемые максимальные».
А куда девается сданный мусор, многим пользователям все равно. По законам математики при стоянке в 43,5 млн автомобилей ежегодно утилизируется более 2,5 млн, то есть 6-7% от общего количества. Госпрограмма переваривает максимум 200-300 тысяч автомобилей в год. И, судя по направлению и темпам развития, она никогда не наберет нужных оборотов.
Почему рекомендуется правильная утилизация авто?
- Материалы, из которых изготовлен автомобиль, перерабатываются и используются повторно. Таким образом, невозобновляемые природные ресурсы используются более эффективно.
- Для организаций сырье, полученное из переработанных автомобилей, заметно дешевле. Это позволяет автопроизводителям снизить себестоимость производства новых автомобилей.
- Детали, полученные от битых автомобилей, но в хорошем состоянии, составляют рынок б/у запчастей. Это настоящая палочка-выручалочка для тех автовладельцев, которые стеснены в средствах.
- Переработанные автомобили не загрязняют улицы и дворы.
- Владелец транспортного средства, снявший его с учета, экономит на уплате налогов, а также может заработать, сдав автомобиль в пункт приема металлолома.
Многие штаты принимают меры, побуждающие граждан не оставлять автомобильный мусор на улицах, а отправлять его на переработку. Это могут быть поощрительные выплаты или налоговые вычеты. В России до 2011 года действовала программа утилизации старых автомобилей, позволявшая получить скидку в размере 50 тысяч рублей на покупку нового железного коня.
Все ненужное – на слом!
То, что не подлежит реставрации и перепродаже, т.е абсолютный хлам, отправляется на переработку. Несомненно, за десять лет докатить машину до такого состояния можно, но в большинстве случаев десять лет вполне эффективны. Об этом свидетельствует состояние российского автопарка, где 58% автомобилей старше десяти лет, а треть – старше 15 лет.
Складывается впечатление, что даже мертвые машины выбрасывают только в крайнем случае. Во-первых, они пытаются продать дальше — полностью или частично. Хотя в длинном списке преимуществ госпрограммы утилизации упоминается и «улучшение экологической ситуации». Возможно, это означает, что объем автомобильного хлама, поступающего из Японии и Европы, уменьшился — иностранцы теперь гораздо меньше используют Россию в качестве свалки ТБО. Правда, это скорее результат обязательной установки прибора ЭРА-ГЛОНАСС на все импортные автомобили.
Статистики по госпрограмме очень мало. Но есть сведения, что за первые два года работы было выдано около 600 000 актов утилизации и фактически попало под пресс 360 000 автомобилей. Куда делись остальные 40%? Явно поехал к дилерам. Или просто выбросили в лес. Между тем утилизационный сбор, включенный в стоимость нового автомобиля, с прошлого года составляет почти четверть стоимости новой Гранты. И это явно больше, чем максимальная скидка на утилизацию любой Лады.
В России остро ощущается нехватка мощностей по комплексной утилизации автомобилей – их около десятка, при реальной потребности 20-30 компаний. И почти все они расположены в европейской части страны. А как их утилизируют за Уралом?