В зависимости от организации контроля давления в шинах все системы делятся на прямые и косвенные. Работа систем прямого контроля основана на прямом измерении давления в шинах.
- Принцип работы систем контроля давления в шинах автомобиля
- Установка и настройка
- Проверка датчика давления в шинах
- Сброс датчика давления в шинах
- Отключение датчика давления в шинах
- Возможные неисправности и их признаки
- Внешние датчики давления в шинах
- TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже
- На вкус и цвет…
- А если сам?
- Что сломалось?
- TPMS с внутренними датчиками
- Замена батареек в датчиках
- При каком давлении срабатывает датчик в покрышках
- Как узнать оптимальные параметры давления в шинах?
- Где находятся датчики давления и их основные разновидности
- СКДШ и принцип измерения
- Косвенный вид измерений.
- Прямой вид измерений.
- Конструкция
- Преимущества и недостатки системы
- Цена вопроса
- Неисправности штатных систем TPMS, активация
- Зачем устанавливать систему TMS
- Отключать систему или нет
- Порядок самостоятельной установки датчиков давления для шин
- Как установить и настроить датчик
- Варианты датчиков, предлагаемые к продаже в отечественных автомагазинах
- Установка и настройка
- Как датчик давления шин передает сигнал
- Устройство косвенной системы
- Причины потери воздуха в шинах
- Как работает датчик давления в шинах? Принцип действия и место установки
Принцип работы систем контроля давления в шинах автомобиля
Косвенные системы контролируют параметры, изменяющиеся в связи с изменением (снижением) давления в шинах. Одним из таких параметров является относительное увеличение частоты вращения опускаемого колеса. На самом деле спущенная шина имеет меньший диаметр и поэтому вращается быстрее с той же скоростью, что и непроколотая шина того же размера. В этом случае управление возлагается на блок АБС, основными датчиками которого являются датчики скорости вращения колес. Такие системы регулярно устанавливаются на многие автомобили. По сути, процесс установки заключается в дополнительном программировании блока АБС без установки дополнительных блоков управления и оборудования. Такие системы устанавливала Toyota, но сейчас они перешли на более точные системы прямого управления.
Датчики температуры шин можно отнести к датчикам косвенного контроля. Когда давление в колесе уменьшается, оно начинает нагреваться. Таким образом, контроль температуры позволяет оценить снижение давления. Точность такого управления снижается на малых скоростях и на мокром дорожном покрытии. Большинство современных датчиков интегрируют измерение давления и температуры.
Наиболее точный контроль обеспечивают системы прямого контроля, непосредственно измеряющие давление в шинах. Такие системы выпускаются как для установки в качестве штатных опций на автомобили, так и в качестве дополнительного оборудования для транспортных средств.
Датчики давления в шинах доступны во внешнем и внутреннем исполнении. В первом случае они устанавливаются на колпаки колес. Во втором случае необходима разборка колеса для установки датчика во внутреннюю полость шины. Преимуществом внешних датчиков является простота установки и замены. Однако внутренние датчики находятся в более благоприятных условиях эксплуатации: внутри шины там сухо.
Датчики давления в шинах вращаются синхронно с движением колес. Поэтому для организации связи с головным блоком управления системы TPMS используется радиоканал ближнего действия (чтобы не было случайных данных от однотипных датчиков движущихся рядом автомобилей).
В качестве управляющего элемента датчика выбираются тензометрические или пьезодатчики. Тензорезисторы как датчик изменяют сопротивление при деформации. Тензорезистор представляет собой тонкую эластичную диэлектрическую пластину или мембрану, на которую нанесен тонкий слой проводника. При изгибе пластины (диафрагмы) сопротивление элемента увеличивается. Пьезоэлемент при механическом воздействии из-за давления в шинах генерирует электродвижущую силу (ЭДС, проще говоря, разность потенциалов или напряжение). С точки зрения стабильности параметров и надежности пьезоэлемент лучше. В повседневной жизни мы сталкиваемся с пьезоэлектрическим эффектом при использовании некоторых зажигалок.
Установка и настройка
Стандартные системы контроля давления, устанавливаемые на заводах, не требуют дополнительных действий. Необходимо только периодически проверять работоспособность узлов системы.
На ниппели вместо защитных колпачков установлена дополнительная система в виде датчиков с цветовой информацией об уровне давления.
Независимая система в виде выносных датчиков с передачей информации требует установки приемника в пульте и подключения к одному из салонных блоков с экраном.
Система внутренних датчиков требует установки датчиков внутри шин вместо клапанов, предварительной настройки устройства на минимальный и максимальный уровни давления и настройки сигнализации.
«Регистрация», включение, электронные датчики осуществляются по кругу – сначала переднее левое колесо, затем переднее правое, заднее правое и заднее левое колесо.
Стандартные и самостоятельно устанавливаемые системы обеспечивают качественный контроль давления в соответствии с техническим уровнем продукта.
Проверка датчика давления в шинах
Показания датчиков проверяют контрольными измерениями давления обычными манометрами. Их точность составляет 0,1 бар, что вполне достаточно. Более глубокая проверка датчиков и всей системы осуществляется специальными приборами. Если аварийный сигнал низкого давления продолжает гореть, рекомендуется сделать следующее:
- визуально внимательно осмотрите колесо на наличие дефектов;
- накачать до необходимых параметров в шиномонтаже;
- ехать некоторое время со скоростью не более 80 км/ч.
Сигнал ошибки должен прекратиться, и система будет работать нормально.
Сброс датчика давления в шинах
Если ошибка на дисплее сохраняется, рекомендуется полностью спустить шину и повторно накачать ее, а также перезапустить программный блок системы контроля давления (бортовой компьютер, блок специального монитора и т.п).
Отключение датчика давления в шинах
В случае неисправности одного из датчиков перед его заменой допускается его отключение. Деактивация датчика давления осуществляется по инструкции системы. В этом случае система продолжает управлять оставшимися 3 барабанами. При отсутствии кнопки отключения звукового сигнала допускается отключение неисправного датчика от прибора.
Возможные неисправности и их признаки
Рассмотрим основные причины, по которым система может сигнализировать о недостаточном давлении:
- после замены колеса
- когда они меняют взаимное расположение (взаимная перестановка).
Если после таких манипуляций система подает сигналы дисбаланса давления, необходимо сбросить настройки и вернуться к базовой настройке. Управляющий сигнал также может быть включен после сброса основных настроек. Рассмотрим типичные случаи этих ошибок:
- Горение контрольной лампы свидетельствует о сильной разнице давлений. Это означает, что показатель давления хотя бы в одном из колес не соответствует установленным значениям.
- Мигающий индикатор означает системную ошибку. Чтобы избавиться от ошибки, нужно прибегнуть к помощи сервисного центра.
- Горение индикатора при спортивной езде, движении по ровным, гравийным дорогам не считается неисправностью, если сигнализатор погас при устранении причин неисправности.
Какие ваши действия после сигнала неудовлетворительного давления? В первую очередь надо ориентироваться на то, что система работает и индикатор указывает на реальные недостатки ходовой части автомобиля. Поэтому следует сразу снизить скорость, не прибегая к резкому торможению и быстрому вращению руля. Затем следует остановиться и проверить целостность шин и измерить давление.
Датчик давления в шинах Тойота
Но не стоит безоглядно полагаться на систему опрессовки. Так что если колеса теряют давление равномерно, система не подаст сигнал тревоги. Точно так же она не сможет среагировать на слишком быстрое падение давления. Это происходит при сильном разрушении колеса. Это связано с особенностью определения и подсчета отклонений. Для правильной диагностики автомобиль должен проехать небольшое расстояние — только в этом случае программа выдает сигнал об отклонении.
Кроме того, базовую настройку следует обновлять регулярно каждые 10 000 км или раз в год для устранения системных ошибок и неисправностей.
Внешние датчики давления в шинах
Внешние датчики используются во многих системах TPMS в качестве дополнительного оборудования, устанавливаемого на транспортное средство. Примером является шина FOBO. Они представляют собой модули, которые устанавливаются вместо крышек катушек.
Процесс установки занимает не более пяти минут. Каждый из датчиков имеет встроенный датчик давления, сигнал которого обрабатывается встроенным микропроцессором и передается на модуль Bluetooth. Питание осуществляется от литиевой батарейки CR2032 напряжением 3 вольта. Датчик легко разобрать для замены батареек.
Обработка сигнала от датчиков осуществляется центральным блоком.
Центральный блок связывается через Bluetooth со смартфоном, на котором установлено программное обеспечение для информирования о состоянии шин. Если автовладелец использует обычный телефон, центральный блок может самостоятельно предупредить о критическом состоянии соответствующего колеса с помощью светодиодных индикаторов и звуковых сигналов.
Видео — обзор системы контроля давления в шинах FOBO:
Более современные системы имеют цифровой индикатор давления на центральном блоке.
Преимущество таких датчиков в том, что их удобно переустанавливать на другой автомобиль или комплект колес. Недостаток очевиден – их легко украсть, часто из чистого любопытства, это могут сделать дети. Кроме того, заявленный срок службы батарей, встроенных в датчики, составляет два года, реальный при низких температурах – не более одного года.
TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже
Не так давно система TPMS считалась особенностью автомобиля очень высокого класса. Сейчас она становится все более распространенной, и скорее всего скоро наступит время, когда эту систему будут принудительно устанавливать на все новые автомобили вместе с, например, уже обязательной АБС. Во всяком случае, в некоторых странах это время уже наступило. Словом, пора выяснить, как работает эта штука, действительно ли она часто выходит из строя шиномонтажниками и можно ли поставить ее в машину самостоятельно.
На вкус и цвет…
Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант наиболее популярен. В таких системах используются датчики, которые находятся непосредственно в колесах. Второй вариант менее распространен и, вероятно, постепенно уйдет в прошлое. Он не имеет отдельных датчиков, а работает за счет датчиков системы АБС. Давайте подробнее рассмотрим оба дизайна.
Как было сказано, в первом случае на каждом колесе есть датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первый внутри колеса, второй снаружи. Однако обычно к клапану крепятся внутренние детали. На сегодняшний день это самая популярная система. У него много преимуществ: датчики внутри колеса работают надежно, а сам клапан выступает в роли антенны, передающей сигнал от каждого колеса к блоку. Сигнал от этих датчиков вполне безопасен, поэтому такая система редко «глючит». Но есть у нее и недостатки.
Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и для них необходимы батареи. Срок службы этих аккумуляторов разный, в среднем они служат пять-семь лет. И вы не можете изменить их. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика это полный подсос воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому, как только в нем разрядится батарейка, его необходимо заменить на новый.
Во-вторых, процесс замены занимает довольно много времени. Нужно снять колесо, разобрать его, заменить датчик, собрать все обратно и отбалансировать.
Датчики, устанавливаемые снаружи, лишены таких недостатков. Они ставятся вместо колпачков на клапаны, поэтому замена такого датчика – дело секунд. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, то, что легко установить, легко демонтировать, и воры этим пользуются. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее, чем внутренние. В-третьих, они мало влияют на балансировку (легче внутренних), но за счет того, что стоят вместо еще более легких колпачков, могут менять положение клапана на большой скорости. А это грозит травлением воздуха. И, наконец, последний. Принцип работы датчика таков, что он давит на катушку и запирает воздух в шине сам по себе, а не катушкой. А если датчик испортится, то он начнет пропускать через себя воздух. А это гарантированно спущенная шина.
Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далека от совершенства. На самом деле она вовсе не идеальна. Конечно, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, что такое давление в шинах. Поэтому система может только следить за скоростью вращения каждого колеса с помощью АБС и делать далеко идущие выводы.
Если колесо сильно опустить, то диаметр будет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнет подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах он может даже не заметить, что из шины вышел воздух, а с шинами RunFlat он вообще не работает. И это не самое худшее.
Хуже того, такая система считает любое длительное изменение скорости вращения колеса проколом. И такое бывает с машиной и в обычной жизни. Например, при длинном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее, чем внутреннее колесо. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина спущена и издает на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически его не видит, то и показать не может, а если и есть, то просто оповещает, что давление упало. А вот предыдущий, с отдельными датчиками, умеет показывать давление в каждом отдельном колесе.
У хорошей системы есть важная функция: она может предупредить водителя о том, что во время движения шина начала сдуваться. Если выстрелит, не дай бог, водитель и без TPMS это почувствует, но не всегда заметит небольшой прокол. Более того, на современных переднеприводных автомобилях можно даже не заметить, как сдулось заднее колесо, на ходу сгрызая диском покрышку. Именно в таких ситуациях и спасает TPMS.
А если сам?
Наша тяга к прекрасному ненормально сильна, поэтому практически у каждого есть желание сделать свою машину чуточку лучше. Конечно, возникает вопрос по поводу TPMS: можно ли установить что-то подобное на свой автомобиль? Может. Но начнем с чего-нибудь попроще.
В продаже есть самый примитивный аналог такой системы – колпачки клапанов, меняющие цвет в зависимости от давления в шинах. Стоят они обычно копейки — я нашла в интернете по 340 рублей за комплект из четырех штук. С вашего позволения установить такую »СКДП» несложно: открутить колпачки с ниппелей, включить эти чудо-приборы, и все — счастье. Но не совсем.
Главный минус — необходимость ходить по машине и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да еще и на ходу, конечно, ничего понять невозможно. Так что, как ни крути, это верная замена, а полноценной TPMS-системы сие заменить не может. Кроме того, они работают по принципу «нормально или нет» и не могут отображать значения давления. Правда, это особо продвинутые кепки — трехцветные. В них зеленый цвет означает норму, желтый — тревогу, красный — все, приехали. Но в любом случае точность этих приборов очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю про всех производителей, но идеальных продуктов в дикой природе пока не встречал. Возможно, они, конечно, существуют, но это не точно.
Еще один недостаток «умных кепок» — вес. На скорости они слишком сильно нагружают клапана, которые полны таких же подсосов воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда остаются рядом. Обычные пластиковые колпачки открутить гораздо проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, так что при необходимости просто надуть колесо, такие датчики часто приходится просто срезать и выбрасывать. Ладно хоть копейки стоят — не стыдно.
Если вы хотите дешевый эксперимент, вы можете попробовать. Но все же это даже близко не TPMS. Но если вы хотите, вы все равно можете добавить его. Почти завершено!
Почти готово — ведь монитор еще нужно установить отдельно. В наборах в продаже всегда есть сам дисплей (он же содержит приемник сигналов от датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разные: как внутренние — на клапанах, так и внешние — на колпачках. В первом случае все выглядит в общем-то по-взрослому — как обычная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые из этих систем работают хорошо. Их показания точны, надежность не вызывает вопросов. Вот только цена кусается. При установке на три тысячи могут показывать давление в шине, а могут показывать в корпусном модуле МКС. Если нам повезет. Дороже и от хорошего производителя работает намного точнее. Но они и дороже – от пяти-шести тысяч до пятнадцати тысяч.
Как вы понимаете, установка проста. Особенно с выносными сенсорными блендами: накрутил вместо штатных бленд, воткнул экран в салоне и радуюсь жизни. Придется повозиться с внутренностями: разобрать колеса и поменять клапана.
Есть тонкость индикаторных приемников: некоторые из них посылают сигнал по радиоволнам и просто включают прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал из-за любых помех.
Самая навороченная TPMS, предназначенная для самостоятельной установки, работает по bluetooth и подключается к смартфону. Схема рабочая и удобная, но не дешевая.
Что сломалось?
Сама по себе система TPMS достаточно надежна и редко выходит из строя. Практически все причины выхода из строя TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие аккумуляторы (как я уже говорил выше, обычно замене подлежат не аккумуляторы, а датчики в целом). Второй причиной молчания датчика является его физическое повреждение. Считается, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтаже. Это и правда и ложь одновременно. Посмотрите, как нечестный шиномонтажник может их раздавить.
TPMS с внутренними датчиками
В основном такие системы ничем не отличаются от вышеперечисленных устройств. Большинство из них имеют возможность подключения внешних датчиков, например SteelMate TP-77I.
Это устройство позволяет устанавливать значения управления сигнализацией от 1,2 до 4,6 бар, что позволяет использовать его на разных типах транспортных средств. Для удобства использования устройство питается от прикуривателя, имеет встроенный разъем для зарядки через USB.
Датчики установлены в седле посадочного клапана.
Они активируются непосредственно в начале движения. Индивидуально программируется как для давления, так и для температуры. Диапазон рабочих температур от минус 40 до 105 градусов Цельсия.
Замена батареек в датчиках
Инструкция выглядит так:
- разобрать шину;
- выньте датчик;
- разобрать корпус;
- заменить батарею;
- собрать в обратном порядке.
При наружной установке коробка демонтируется и блок питания заменяется новым за 2 минуты.
При каком давлении срабатывает датчик в покрышках
Датчики настраиваются на номинальные значения, соответствующие конкретной машине. Порог ответа по умолчанию составляет 10 % от эталонного значения. В этом случае аккурат показывает, что давление слишком низкое — необходима подкачка.
Как узнать оптимальные параметры давления в шинах?
В заключение остановлюсь на оптимальных параметрах внутрикамерного давления, так как у разных марок/моделей оно может различаться.
Если у вас есть документация на автомобиль от производителя, в ней должно быть указано необходимое давление в шинах передних и задних колес, а также рекомендуемый размер.
Вы можете получить ту же информацию в авторизованном дилерском центре для вашей марки.
Если вы купили автомобиль с рук, то ищите нужные параметры на шильдиках. Обычно такая табличка находится с обратной стороны люка бензобака или на стойке передней двери.
Необходимую информацию также можно найти в Интернете. Но если для вашей модели не удалось установить оптимальное значение давления в шинах, можно использовать средний стандарт для автомобилей.
Это:
- Для переднего моста — 1,9-2 атм;
- Для задней оси — 2,2 атм.
Где находятся датчики давления и их основные разновидности
Не составит труда самостоятельно выяснить, как работает датчик давления. Все можно разделить на следующие основные категории:
- механический тип;
- электрический.
Механический – это конструкция, передающая данные в аналоговом виде на специальный блок управления. После этого оно преобразуется в практическую форму восприятия. Принцип работы таких агрегатов относительно прост. Это основная причина надежности. Эти устройства работают так же хорошо, как и обычные манометры.
Визуально механические датчики представляют собой обычную бленду от камеры — декоративного типа. Верхняя часть сделана прозрачной, под ней 3 коаксиальных цилиндра. Это слои пластика разных цветов. Цилиндр наименьшего диаметра желтого цвета. Он находится внутри красного цвета. Под давлением все слои легко переходят друг в друга.
Каждый цвет представляет давление. Если это нормально, цвет под капотом зеленый. Если она будет чуть меньше нормы, выйдет желтый слой. Когда оно падает ниже 1,5 атм, выдавливается красный цвет.
Электронные датчики обычно устанавливаются внутри колеса. Самый практичный, точный — клапанный. Он предназначен для установки взамен стандартного, установленного в автобусе. Узнать, где расположены датчики, несложно. Легко ли понять, если это необходимо? как отключить систему.
СКДШ и принцип измерения
Косвенный вид измерений.
Приборы, измеряющие давление косвенно, имеют достаточно простой алгоритм. Принцип заключается в том, что спущенная шина имеет заметно меньший диаметр. Получается, что такое колесо проходит в повороте меньшую часть дороги. Система сравнивается со стандартами на основе показаний датчиков вращения колес ABS. Если индикаторы не совпадают, TPMS немедленно сообщит водителю о соответствующем предупреждающем индикаторе на панели управления, и последует звуковое предупреждение.
Основным преимуществом датчиков давления в шинах с косвенными измерениями является их простота и относительно низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что они определяют показатели давления только при движении автомобиля. Такие системы еще имеют низкую точность измерения, а погрешность составляет ок. 30%.
Прямой вид измерений.
Системы, работающие по принципу прямого измерения давления в шинах, состоят из следующих элементов:
- Манометр;
- Главный блок управления;
- Антенна и дисплей.
Такие системы измеряют давление в каждом колесе.
Датчик заменяет клапан и измеряет давление, отправляя показания через передатчик на основной блок. Кроме того, все реализовано так же, как и в предыдущей системе. Система прямого измерения имеет высокую точность показаний, чувствительна к любым изменениям ситуации, есть возможность перепрограммирования после смены шины. Информационный дисплей таких устройств может быть установлен на центральную панель, может быть выполнен в виде брелока и т д. Колесные датчики в большинстве этих систем имеют встроенные аккумуляторы. Они не подлежат замене, поэтому по окончании срока службы, который обычно довольно велик, необходимо приобрести новые датчики.
Конструкция
Работает такое оборудование за счет датчика, установленного на диске, внутри покрышки. Система содержит несколько компонентов:
- блок управления;
- ЖК-экран;
- приемная антенна;
- датчик давления в шинах.
Принцип работы («Tucson Hyundai» не исключение) заключается в восприятии блока сигналов, поступающих от каждого датчика. Последний элемент представляет собой комплексную единицу, включающую в себя:
- датчик температуры;
- датчик давления воздуха;
- электронные контрольно-измерительные механизмы;
- батарея;
- антенна, передающая принятый сигнал на блок управления.
Преимущества и недостатки системы
Можно выделить следующие преимущества:
- повышает уровень безопасности. Это одно из самых важных и важных преимуществ системы. С помощью TPMS водитель может вовремя обнаружить неисправность в давлении, тем самым предотвратив возможные поломки и аварии.
- Магазины. Для установки системы потребуются некоторые средства, но в долгосрочной перспективе они окупятся. Оптимальное давление поможет рационально расходовать топливо. Это также увеличивает срок службы шин.
В зависимости от типа системы она имеет определенные недостатки:
- Подверженность воровству. Если внутренние датчики невозможно украсть, внешние датчики часто скручиваются. Внимание несознательных граждан может привлечь и дополнительный дисплей в салоне.
- Ошибки и неисправности. Автомобили из Европы и США часто поставляются со снятыми колесами для экономии места. При установке колес может потребоваться калибровка датчиков. Это можно сделать, но могут потребоваться некоторые знания. Наружные датчики подвержены воздействию внешней среды и механическим повреждениям, что может привести к их выходу из строя.
- Дополнительный дисплей (при самостоятельной установке). Как правило, дорогие автомобили изначально оснащены системой контроля давления. Вся информация легко выводится на экран бортового компьютера. Самостоятельно устанавливаемые системы имеют отдельный дисплей, который в салоне смотрится чужеродно. Как вариант можно установить модуль TPMS в прикуриватель. При длительной стоянке и в любой момент можно просто снять.
Внешний дисплей системы контроля давления
Цена вопроса
«Прямые» устройства для самостоятельной установки (набор датчиков, блок управления, экран, проводка) продаются за 3500-5000 руб. При заводской установке стоимость данного типа TPMS намного ниже, а «косвенные» системы отличаются от стандартной версии только программным обеспечением. А это значит, что переход в России на обязательное оснащение всех новых автомобилей сильно не ударит по кошельку. Преимущество, помимо спекулятивного повышения безопасности: перед дальними поездками не нужно бегать по периметру с манометром. Да, жизнь дороже.
«Прямой» блок TPMS почти стандартен у всех производителей. Комбинированный датчик давления, ускорения и температуры, ВЧ-передатчик и аккумулятор смонтированы в пластиковом корпусе. Все это крепится к штатному вентилю колеса, который используется как антенна.
Неисправности штатных систем TPMS, активация
Основные причины, по которым обычные системы контроля давления в шинах не работают:
- неисправность основного блока;
- нарушение тракта приемопередатчика;
- разряд батарей датчиков на колесах;
- механическое повреждение и выход из строя отдельных датчиков;
- проблемы с питанием (часто в аварийных ситуациях, а также при движении по пересеченной местности);
- аварийная замена колеса на неоснащенное встроенным датчиком или с датчиками, изготовленными по другому стандарту (европейский радиостандарт 413 МГц, американский — 315 МГц).
В этих случаях бортовой компьютер выдает сообщение об ошибке, часто сопровождающееся световыми и звуковыми сообщениями. В некоторых случаях они отвлекают водителя от процесса вождения. В этой ситуации вам следует запрограммировать отключение TPMS в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. При повреждении одного из датчиков можно перепрограммировать рабочий уровень этого датчика на нулевой уровень, если это позволяет программное обеспечение.
В некоторых автомобилях центральный блок устанавливается в полость днища и может быть поврежден растительностью при движении по гравийным дорогам. Целостность проводки и разъемов устройства следует оценить визуально.
При сопоставлении датчиков с персональным кодом соблюдайте последовательность: переднее левое, затем правое колесо, затем заднее правое, затем левое. В этом случае используется специальное оборудование.
Процесс настройки датчиков при полной смене колеса (с летней на зимнюю резину или установка нового комплекта) непрост. Например, на Cadillac Escalade представлены:
- установить стояночный тормоз;
- включить зажигание;
- одновременно нажать кнопки открытия и закрытия дверей и удерживать 5 секунд, после чего прозвучит двойной сигнал и активируется функция памяти шин;
последовательно для левого переднего — правого переднего — правого заднего — левого заднего активация должна осуществляться: изменение давления в шинах (проще уменьшить нажатием на катушку) на звуковой сигнал; - по окончании прозвучит двойной сигнал об окончании процедуры, загорится индикация на дисплее;
- выключите зажигание;
- накачайте колеса до нужного давления;
- завинтить колпачки, операция завершена.
Вся операция ограничена по времени (около 5 минут), поэтому к ней нужно подготовиться заранее.
Зачем устанавливать систему TMS
Многие производители автомобилей стандартно устанавливают датчики в новые автомобили. Если этого не сделал производитель, водители должны дополнительно приобрести эти ценные устройства. Благодаря им можно получить следующие преимущества:
- Безопасность вождения При разном давлении в шинах автомобиль теряет устойчивость руля и не всегда слушается водителя. Это увеличивает риск аварии. Опасность особенно возрастает при движении на высоких скоростях.
- Магазины. На расход топлива влияют разные параметры, даже если двигатель очень экономичный, могут возникать перегибы. Причина – увеличение пятна контакта с дорожным покрытием. Двигатель вынужден работать больше и тянуть больше веса.
- Экологичность. Увеличение расхода топлива автомобилями приводит к увеличению выбросов выхлопных газов. Многие производители автомобилей стараются сделать свою продукцию максимально экологичной.
- Жизнь шин. При снижении давления ресурс снижает работоспособность шины. Современные контроллеры сразу предупреждают об этом водителей.
- типы систем контроля давления
Весь ассортимент датчиков можно разделить на два типа:
Внешне. Компактные устройства, заменяющие вытяжки. Они служат для блокировки воздуха в камерах и регистрации изменений давления. Некоторые модели обнаруживают изменения, вызванные естественными колебаниями. Основным недостатком этого типа устройств является уязвимость. Их можно украсть или случайно повредить.
Интерьер. Устройства имеют повышенную надежность, они защищены от внешних воздействий. Устройства предназначены для установки в полость шины, поэтому украсть их просто невозможно, единственный их недостаток – более высокая цена.
Отключать систему или нет
С точки зрения безопасности дорожного движения безопасность шин определенно не является. Учитывая высокую стоимость восстановления некоторых уникальных центральных блоков TPMS, эта операция может быть оправдана. Но без помощи специалиста отключить это оборудование для конкретной марки автомобиля бывает сложно. Прежде чем принимать кардинальное решение по этому вопросу и аппаратно удалять устройства, следует все взвесить.
Порядок самостоятельной установки датчиков давления для шин
Многих водителей интересует, как правильно установить датчик давления в шинах. Эта процедура максимально проста. Что касается механических, то их достаточно просто навинтить вместо обычной заглушки на ниппель. Электронные датчики требуют предварительной разборки колеса, снятия его с диска. После этого клапан насоса заменяется на аналогичный со встроенным датчиком.
Способы установления связи с датчиками тоже могут быть разными. Обычно для этой цели используется бортовая сеть. То есть питание датчиков осуществляется по кабельным линиям. Существуют беспроводные устройства, которые могут работать автономно и передавать информацию по Bluetooth. Естественно, они содержат батарейки, чаще всего используемые как батарейки АА.
Также рассмотрите возможность установки монитора, отображающего измеренную информацию. Все заводские узлы машины состоят из двух узлов: измерительного, фиксирующего или контролирующего органа и средства выдачи визуальной информации водителю. Системы измерения давления в шинах не являются исключением. Данные, полученные от колес, должны отображаться на экране, расположенном в удобном для просмотра месте.
Руководство производителя содержит информацию о том, как самостоятельно установить датчик давления в шинах. Никаких дополнительных мер по усилению креплений манометра не предпринимается. А вот экран рекомендуется крепить скобами или двусторонним скотчем. Подавляющее большинство таких экранов имеют небольшие размеры, поэтому не требуют очень жесткой фиксации. Если планируется установка беспроводных датчиков, передающих информацию по Bluetooth, экран вообще не нужен — можно вывести данные на экран смартфона.
Как установить и настроить датчик
Установка датчиков давления – новое направление в автомобильном тюнинге. В результате автомобиль получает полезную опцию, позволяющую максимально минимизировать риск возникновения опасных ситуаций. Кроме того, низкое давление способствует быстрому разрушению самой резины. Датчик давления поможет снизить аварийность и сохранить ресурс колесной резины.
Датчики давления, особенно если выбор пал на небольшие простые устройства, не требующие дополнительного оборудования, можно установить самостоятельно. Многие иномарки комплектуются ими в обязательном порядке. Но пока это явление не получило широкого распространения. Установить их несложно, для этого нужно разобраться в их вариантах и способах работы.
Варианты датчиков, предлагаемые к продаже в отечественных автомагазинах
- Внешние датчики — это устройства, которые монтируются вместо катушек. Принцип их действия заключается в перекрытии воздуха в шине. Многие агрегаты, предлагаемые к покупке, показывают изменение давления в шинах вследствие естественных колебаний. Для них характерно изменение цвета с изменением отпечатка. Существенным недостатком устройств является слабая защита от механических повреждений и вандалов – выкрутить датчик не составит труда, да и своими руками можно.
- Внутренние датчики более надежны, так как полностью защищены от внешних воздействий. Их помещают в полость в шине. Украсть их тоже нельзя — только вместе с колесом. Главный их недостаток – высокая цена. Самое простое устройство может стоить до 5 – 7 тысяч рублей, а устройство с повышенным функционалом – до 8000.
Мы рассмотрели виды устройств по способу крепления. Не лишним будет разобраться с вариантами приборов, отличающихся способом определения давления. Все устройства можно разделить на несколько групп. Начнем с самого простого:
- Механический. Самый простой и дешевый. Разумеется, они доступны только для внешней сборки и стоят в пределах 1000 руб/комплект. Это простейшие устройства, принцип работы которых основан на смещении колпака под давлением воздуха в шинах из зоны нормального давления (зеленый) в зону пониженного давления (красный). Они не оснащены чипами и не могут передавать информацию на пульт управления. Их работу можно контролировать только визуально.
- Более сложный технически и практически в эксплуатации — электронный. Такие устройства уже снабжены чипами, способными передавать информацию на простой электронный дисплей, имеющий всего два положения: зеленый — все в порядке, и красный — проверить колеса.
- Еще более сложными и дорогими с большим функционалом являются внутренние электронные. Они состоят из нескольких частей: внутренней — установленной на колесах и внешней — мини-компьютера. Он собирает информацию со всех датчиков, анализирует и отображает температуру колес, скорость их вращения и т.д.
- Самое сложное, передача всей информации с помощью специального ПО напрямую владельцу смартфона.
Установка и настройка
- Самый простой способ установить механические датчики — ввинтить их вместо обычных колпачков. Они не требуют дополнительной настройки.
- Электронные устройства сложнее в установке из-за наличия блока управления, который может работать автономно или подключаться к прикуривателю. Первоначально он переводится в режим обучения, а затем действует согласно прилагаемой к устройству инструкции. Как правило, датчики рекомендуют ставить по кругу от левого переднего колеса. После установки каждого датчика необходимо убедиться, что он правильно отображается на дисплее. В противном случае их необходимо переставить в соответствии с отображаемыми параметрами.
- Самое сложное — установить внутренние датчики: для их установки нужен шиномонтажник. Лучше, если установкой будут заниматься профессионалы. После установки не забудьте проверить правильность установки ниппелей датчика. Для этого нужно накачать колеса. Дополнительные настройки не требуются, если необходимо получить информацию с системного дисплея (входит в комплект). К магнитоле можно подключить пульт дистанционного управления — для этого нужно скачать приложение и, следуя инструкциям, проводить тренировки, спуская и накачивая все шины по очереди.
Как датчик давления шин передает сигнал
Современный автомобиль – это целый комплекс взаимосвязанных систем. Колеса – та часть автомобиля, от состояния которой зависит безопасность как водителя, так и пассажиров. Именно поэтому специалисты рекомендуют регулярно проверять давление в шинах. Для упрощения этой процедуры существует система TPMS. Что это за система контроля давления в шинах и как она работает? Все это и многое другое — далее в нашей статье.
Устройство косвенной системы
По сути, это расширение программного обеспечения ABS в сочетании с базовыми «навыками» ESP/ESC и прочей бортовой электроникой. Используются обычные датчики скорости вращения колес. Электроника отслеживает изменения (скорость вращения увеличивается при спущенной шине) и по ним диагностирует отклонения от стандартного давления.
Датчики давления в шинах — что выбрать?
Высокая точность таким образом не достигается, но это и не нужно. Система сигнализирует о потере давления в одном из колес с указанием его положения. Или в нескольких, но без подробных разъяснений. Существенным отклонением считается 0,3 бар, опасным – 0,5 бар.
В некоторых ситуациях «непрямые» системы интерпретируют другие процессы как снижение давления: при скольжении по скользкой поверхности, неравномерном размещении груза, активном маневрировании, при крутых подъемах и спусках.
Проблема частично решается запрограммированной задержкой уведомления о спущенной шине (обычно около одной минуты). Если в течение этого времени скорость вращения колеса возвращается к нормальной, предупреждение отменяется.
Для того, чтобы система не сигнализировала напрасно, например, при значительном изменении нагрузки автомобиля, водитель может перезапустить систему, настроив электронику на новые «нормы» давления (адаптация). То же самое относится к сезонной замене шин и работе с беговым оборудованием.
Причины потери воздуха в шинах
Надеемся, мы убедили вас в необходимости регулярно проверять давление в колесах. Но почему хорошо накачанные шины могут терять давление? С проколом все понятно, а если прокола нет? Не секрет, что подсос воздуха в шинах может происходить из-за целостности покрышек, и тому есть множество причин.
- Иногда, например, воздух находит небольшое отверстие для выхода между шиной и ободом, если последний не новый.
- Иногда может быть так называемый медленный прокол, когда дырка в шине настолько мала, что давление падает очень медленно.
- Колесо внезапно сдувается, когда шина на короткое время отсоединяется от обода, и давление тут же падает. Это происходит при резких маневрах или при движении в сторону.
- Зимой колеса, надутые в жару, теряют давление в мороз из-за сжатия воздуха внутри.
- С другой стороны, накачивание холодных шин в мороз может привести к излишне высокому давлению летом. В начале движения и нагревания колеса нагретый воздух значительно расширяется, что может привести к увеличению давления воздуха.
Как работает датчик давления в шинах? Принцип действия и место установки
Часто его устанавливают вместо обычного клапана. Информация о давлении в шинах отправляется на устройство каждые 60 секунд. Что касается размещенных там аккумуляторов, то об этом производитель давно позаботился. Батарейка обеспечивает работу датчика колеса в течение 7-10 лет. Однако менять его не обязательно – по истечении этого срока на место устанавливается новая деталь. Поэтому если покупать датчики, то только те, которые не использовались — даже продавец не сможет сказать, сколько их осталось, пока их не сняли и не поставили на полку.