Водитель с некоторым опытом сможет проверить прокладку ГБЦ на пробой, не снимая ее с двигателя. Современные автомобили оповестят вас о неисправности появлением значка Check на приборной панели. Проверка может быть выполнена самым простым способом.
- Как узнать, пробита ли прокладка ГБЦ
- Используя бутылку
- Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?
- Что делать в случае разгерметизации
- Проверка на микротрещины
- Магнитно-порошковая проверка
- С помощью жидкости
- Проверка под давлением
- Последствие некачественного ремонта
- Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ
- Что лучше
- Методы диагностики
- Признаками прогоревшей прокладки
- Не всегда является смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости
- Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
- Металлические
- Асбестовые
- Чем грозит прогоревшая прокладка ГБЦ
- Нарушение прокладки между цилиндром и системой охлаждения
- Повреждение прокладки между цилиндрами
- Выход отработанных газов из-под головки блока цилиндров
- Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
- Другие признаки
- Причины неисправности
- Почему может пробивать прокладку ГБЦ
- Как это определить и что делать
- Диагностика
- Почему пробивает прокладку головки блока цилиндров
- Прогорание из-за перегрева двигателя
- Неправильная затяжка болтов
- Низкокачественный материал
- Другие явные признаки прогоревшей прокладки
- Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно
- Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки
- Опасность серьезных повреждений двигателя
- Из-за прокладки головки блока цилиндров
- Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра
Как узнать, пробита ли прокладка ГБЦ
Если пробита прокладка головки блока цилиндров, рециркулирующие газы могут попасть в систему водяного охлаждения. Проверка осуществляется с помощью резиновых изделий, полиэтиленового пакета. Нужно:
- откройте расширительный бачок.
- Натяните воздушный шарик на шею.
- Запустить двигатель.
Если шар начинает наполняться воздухом, это первый признак поломки элемента ГБЦ. Выхлопные газы также можно определить по концентрации белого густого пара в баке. Достаточно прогреть двигатель до температуры 25-40 градусов, давление заставит газы поступать в систему охлаждения через слабое место под головкой.
Проверить прокладку ГБЦ резиновым изделием
Используя бутылку
Этот метод очень похож на тест на разрыв мяча. Вам понадобится пластиковая бутылка, наполненная более чем наполовину водой. Далее вам нужно:
- В емкость, наполненную жидкостью, погрузите шланг, идущий от расширительного бачка.
- Запустите устройство.
Проверьте прокладку головки блока цилиндров с помощью бутылки с водой
О нарушении герметичности свидетельствуют пузырьки воздуха из воздушного шланга.
Как понять, что пробило прокладку головки блока цилиндров?
При прорыве прокладки между каналами с маслом и антифризом не всегда происходит взаимное перемешивание жидкостей. Эмульсия может появиться только в поддоне или в расширительном бачке. Если на автомобиле пробита прокладка ГБЦ, управлять им запрещено.
Охлаждающая жидкость разжижает масло, изменяет его консистенцию и ослабляет его смазывающую способность. Эксплуатация машины на эмульсии полна износа цилиндров, шеек распредвалов, коленчатого вала, проворачивания вкладышей, поломки турбины и т.д. Шумная работа двигателя — один из первых признаков эмульсии.
Появление масла в антифризе изменяет его вязкость, что снижает объем, прокачиваемый насосом. Смесь масла и антифриза забивает каналы радиатора и картера двигателя, в результате чего нарушаются ребра охлаждения. Если вы едете на машине с такой поломкой, вы рискуете перегреть двигатель.
Гораздо реже прорывается прокладка, в результате чего на блоке цилиндров появляются масляные пятна и пятна охлаждающей жидкости. При этом вы заметите снижение уровня масла в поддоне и антифриза в бачке.
Что делать в случае разгерметизации
Как бы сильно ни была повреждена пломба, действовать в этой ситуации всегда нужно только по одному сценарию.
Неопытных автомобилистов часто интересует, можно ли ездить на машине с пробитой, хотя и ненамного, прокладкой ГБЦ. И что будет с цилиндром, если продолжить эксплуатацию.
Кто-то скажет, что в прошлый раз я ехал спокойно и смогу продолжить поездку, не переодевшись и не приняв экстренных мер. Но на самом деле далеко не уедешь. Если вовремя не остановить процесс разгерметизации, это приведет к катастрофическим последствиям для автомобиля.
Прогорает полностью прокладка, начинается перемешивание рабочих жидкостей, проблемы с охлаждением, выхлопом и т.д. Итогом может стать полный выход из строя двигателя, который не всегда можно восстановить даже при капитальном ремонте.
То есть вы можете уйти, если увидите слабое проявление первых признаков сорванной пломбы. Но стоит отправиться в мастерскую или ближайший автосервис, где вам помогут решить проблему.
Сломанная или прогоревшая прокладка лишь свидетельствует о том, что ее необходимо заменить. В этом случае процедура предполагает выполнение нескольких процедур:
- Для начала снимаются все узлы и элементы в подкапотном пространстве, соединенные с двигателем и мешающие доступу к головке блока.
- Затем болты откручиваются. В большинстве случаев старые болты уже не годятся для дальнейшего использования. Кроме прокладки нужно купить комплект новых болтов.
- Если плоскость головки нарушена, поверхность шлифуется. Здесь не обойтись без специальных машин, которые вряд ли найдутся в гараже обычного автовладельца.
- Новую прокладку необходимо приобретать с учетом того, насколько толстый металлический слой был снят в процессе шлифовки.
- Головка и блок очищаются от всего скопившегося нагара в месте соединения с сальником. Все следы старой прокладки тщательно удаляются.
- Предстоит еще полная ревизия всех поверхностей. Задача автовладельца или капитана судна, проводящего осмотр, — обнаружить пробоины. Они могут присутствовать, но не должны превышать 0,5-1 мм. Если в головке есть дырки, нужно ее шлифовать или купить новую ГБЦ.
- В процессе замены рекомендуется нанести на сопрягаемые поверхности слой смазки графитового типа. Это придаст уплотнителю дополнительную мягкость и позволит ему лучше занять оптимальное положение на поверхности.
Когда все мероприятия по замене завершены, крайне важно на протяжении нескольких недель или сотен пройденных километров следить за работоспособностью силового агрегата, не перегружать его и наблюдать возможные признаки износа уже с новым уплотнителем.
Не нагружайте двигатель сразу после замены прокладки. Пусть работает при низкой и средней нагрузке. Так уплотнение полностью становится на место и гарантирует нужный уровень герметичности.
Немаловажную роль играет то, насколько качественным был продукт изначально, и соблюдали ли вы правила затяжки, данные производителем и обязательно включенные в инструкцию по применению. Отклонения от этих норм не гарантируют хорошего результата. Вы можете тратить деньги, время и усилия.
Проверка на микротрещины
При проверке прокладки ГБЦ важно обращать внимание на наличие трещин. Здесь используется несколько методов.
Магнитно-порошковая проверка
Алгоритм действий следующий:
- Поместите магниты со всех сторон головы.
- Насыпать металлическую стружку поверх головки блока цилиндров.
- Обратите внимание на «картинку». Стружка притянется к магнитам, а в местах с углублениями и повреждениями останется.
С помощью жидкости
Для проверки сделайте следующее:
- Приготовьте окрашенную жидкость с помощью парафина, ацетона или другого растворителя.
- Нанесите состав.
- Подождите пять-десять минут.
- Удалите лишнюю жидкость.
Если есть неисправности, их легко заметить даже без детального осмотра.
Проверка под давлением
Здесь используются два способа – с погружением в воду или без него.
При погружении в воду выполните следующие действия:
- Закройте все каналы цепи.
- Поместите его в емкость и залейте горячей водой.
- Нанесите сжатый воздух на место появления пузырьков.
Без погружения:
- Закройте отверстия.
- Налейте больше жидкости в канал.
- С помощью насоса вы нагнетаете воздух, чтобы создать давление 0,7 МПа.
- Оставьте голову на два-три часа. При «уступчивой» воде можно говорить о необходимости ремонта.
Для ремонта используется газовая установка с присадками с обязательным подогревом проблемных мест до температуры 200 и более градусов Цельсия. После окончания сварочных работ шов зачищают и опрессовывают.
Последствие некачественного ремонта
Если после ремонта двигателя была пробита прокладка ГБЦ, то причиной поломки, скорее всего, стал один из факторов некачественного ремонта.
- Неправильный момент затяжки болтов ГБЦ (около 80% всех случаев). В технической документации двигателя указан не только момент, но и последовательность затяжки каждого из болтов. В некоторых случаях, после некоторого движения, прокладку следует снова сжать. Чаще всего сжатие остается недостаточным или, наоборот, чрезмерно сжатым из-за человеческого фактора. На усилие влияет также степень растяжения болтов и состояние резьбы в ГБЦ. Перед затяжкой убедитесь, что катушки чистые, в колодцах нет масла или воды.
Некоторые болты изготавливаются по специальной технологии и не требуют предварительной смазки перед затяжкой. Не стоит пренебрегать этим моментом, так как на сжатие самой прокладки уходит всего 10% усилия, оставшаяся доля идет на преодоление силы трения при закручивании.
- Несоответствие привалочных плоскостей блока цилиндров и головки блока цилиндров. При этом учитывается известный параметр деформации плоскости и чистота поверхности сопрягаемых деталей. Слишком высокая отделка приведет к проскальзыванию прокладки, а шероховатая отделка не позволит прокладке хорошо сцепляться с сопрягаемыми поверхностями.
- Повреждение упаковки, которая является хрупким и чувствительным к деформации товаром.
- Неправильное использование герметиков. Герметик требуется только для некоторых типов Т-образных соединений. Чрезмерная затяжка может привести к попаданию герметика в глухие отверстия и недостаточному моменту затяжки.
Металлическая или паронитовая прокладка ГБЦ
Что лучше
Многие автомобилисты задаются вопросом, какая прокладка ГБЦ лучше, металлическая или паронитовая. По мнению специалистов и автослесарей, металлическая прокладка ГБЦ выдерживает большие нагрузки по сравнению с усиленной паронитовой прокладкой. Особенно это касается двигателей с турбонаддувом и двигателей с принудительным сгоранием, где он быстро очищает паронитовые прокладки ГБЦ после установки.
Если двигатель безнаддувный, находится в стоковой комплектации и тюнинг не планируется, вполне подходящим вариантом становится металлопаронитовая прокладка. При этом неоспоримым преимуществом такой прокладки является возможность сглаживания мелких нюансов и неровностей прилегающей поверхности.
Следует также добавить, что стенки между группами отверстий в прокладках очень тонкие. По этой причине на срок службы металлических или паронитовых прокладок в первую очередь влияет правильность и аккуратность при монтаже, а уж потом материал изготовления. Результат неправильной установки — быстро прогорает прокладка, после замены прокладки ГБЦ машина не заводится или стучат поршни. Последний случай более характерен для дизелей, когда поршень может касаться края прокладки.
Методы диагностики
При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем встает новая задача. Ему нужно придумать, как проверить прокладку ГБЦ на неисправность.
Всего способов несколько. Тем более, что диагностика достаточно проста, и ее можно использовать в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, так как с задачей справятся и новички.
Если вам интересно и нужно знать, как проверить, не прокололась ли прокладка ГБЦ на двигателе автомобиля, проделайте следующие манипуляции. Любой из представленных способов подходит для получения точного ответа относительно целостности и текущего состояния уплотнения между блоком и головкой.
- Визуальный осмотр. Самый простой вариант – как можно определить для себя, что пробита или изношена прокладка ГБЦ на двигателе. Определенного и строгого алгоритма действий нет. Погрешность определяется просто визуальным наблюдением. Для начала нужно завести двигатель, открыть капот и посмотреть на место соединения блока и головки. Если через щели выходит даже небольшое количество дыма, есть проблема. Также можно послушать поведение двигателя, который может начать издавать нехарактерные звенящие звуки.
- Проверка радиатора и расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Также проверяется горловина, с помощью этого в рамках планового ТО заливается новое моторное масло. Метод также визуальный. Просто открутите все крышки и осмотритесь. Не забудьте заглянуть в бак. Если охлаждающая жидкость попала в двигатель, вы увидите характерную красную эмульсию на крышке маслозаливной горловины. Если масло находится в антифризе, на крышке радиатора или расширительном бачке появятся масляные пятна.
- Мониторинг выхлопной трубы. Запустить двигатель. Можно попросить помощника немного включить газ, чтобы увеличить количество дыма, выходящего из выхлопной трубы. Если вы видите, что из выпускного отверстия выходит белый дым, который на самом деле является паром, возможно, проблема в сломанной прокладке. При использовании антифриза из трубы обычно идет белый дым с характерным сладким оттенком. Кроме того, загляните в расширительный бачок с охлаждающей жидкостью. Если уровень падает постепенно, вы, вероятно, диагностировали неисправность прокладки. Хотя признак считается косвенным.
- Проверьте наличие выхлопа в системе охлаждения. Для этого можно использовать один из 2-х способов. Первый способ предполагает откручивание пробки на радиаторе или расширительном бачке. Если она активно бурлит внутри, это плохой знак. Другой метод заключается в использовании воздушного шара или обычного презерватива. Изделие натягивают на горлышко бака, сняв перед этим крышку. Затем двигатель заводится со скоростью около 3-5 тысяч в минуту. Если баллон или презерватив надуваются (быстро или медленно), давление снижается. Это означает, что в ближайшее время необходимо будет заменить прокладку.
Признаками прогоревшей прокладки
Не всегда является смешивание моторного масла и охлаждающей жидкости
Однако повреждение прокладки не всегда можно определить по двум уже упомянутым нами признакам. Рабочие жидкости также могут просачиваться из двигателя. Их легко узнать по мокрому или замасленному блоку цилиндров непосредственно под самой ГБЦ.
Часто бывает, когда антифриз попадает в цилиндры и начинает там испаряться при высоких температурах (все зависит от того, где и в каком месте был поврежден сальник). При этом из выхлопной трубы будет идти белый дым вперемешку с выхлопными газами. Это естественно легко заметить.
При попадании масла в камеру сгорания этот выхлоп окрашивается в голубоватый цвет.
Совет: изменение цвета выхлопных газов из-за дефектной прокладки головки блока цилиндров, наиболее отчетливо заметное под нагрузкой.
Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
При выборе прокладки ГБЦ необходимо ориентироваться на следующие критерии: устойчивость к коррозии, высоким температурам, давлению и срок службы. Выше мы рассмотрели виды таких изделий. Теперь давайте подробнее рассмотрим их особенности.
Металлические
Большой популярностью среди автовладельцев пользуются металлические прокладки ГБЦ.
Их преимущества:
- повышенная прочность;
- равномерная нагрузка;
- долгий срок службы;
- наличие уплотнительных элементов, предохраняющих от сброса давления.
Изделия из металла рекомендуется использовать на машинах с турбинами или оборудованных пневматическими двигателями.
Асбестовые
Прокладки на основе асбеста пользуются спросом у автовладельцев.
Их преимущества:
- Устойчивость к высоким температурам.
- Разумная цена.
- Незначительная усадка.
- Наличие металлических элементов в местах, где это необходимо.
Из минусов:
- Ухудшение качества при длительном использовании.
- Чувствительность к вибрациям и скачкам температуры.
- Опасность асбеста для здоровья (более актуальна для людей, занятых на производстве).
Чем грозит прогоревшая прокладка ГБЦ
При прогорании прокладки ГБЦ последствия зависят от того, когда была обнаружена неисправность и автомобиль был остановлен из эксплуатации. Если просто прогорела прокладка, можно обойтись минимальными потерями – заменить саму прокладку и сопутствующие работы. При движении с прогоревшей прокладкой возможно следующее:
- сильный перегрев с деформацией головки, что приведет к замене, а это недешево;
- глохнет двигатель;
- поломка патрубков системы охлаждения из-за высокого давления горячих газов.
Последствиями остановки двигателя может быть необходимость шлифовки или замены коленчатого вала, замены втулок, шатунов или поршней. В худшем случае блок цилиндров подлежит ремонту.
Бывают случаи, когда ночью через прогоревшую прокладку в цилиндр подсасывается антифриз, а при пуске возникает гидроудар с деформацией головки, шатуна, поршня, коленчатого вала. При возникновении необходимости запустить двигатель, простоявший длительное время с прогоревшей прокладкой, необходимо выключить фары или форсунки (для дизелей) и провернуть коленчатый вал. Затем вкрутите свечи зажигания обратно, и все готово. Описанная процедура поможет избежать гидроудара, а значит сэкономит деньги и время на ремонт.
Учитывая последствия, которые наступают после прогорания прокладки ГБЦ, при появлении любого из вышеперечисленных симптомов следует незамедлительно обращаться к специалистам.
Нарушение прокладки между цилиндром и системой охлаждения
В систему охлаждения двигателя входит головка блока цилиндров. По специальным каналам антифриз циркулирует внутри головки и блока, затем в систему. О поломке между цилиндром и системой охлаждения будет свидетельствовать следующее:
- В картере двигателя объем масла значительно увеличится за счет поступившего в него антифриза. Жидкость, поступившая в поршневую группу, начнет испаряться и уходить с отработавшими газами. Вы заметите, как выхлопные газы станут белыми.
Белый дым из выхлопной системы автомобиля с прогоревшей прокладкой ГБЦ
- Появление масляных пятен в радиаторе или расширительном бачке, наличие густой смеси на клапане радиатора. Причина в попадании топлива в систему охлаждения.
Все эти признаки можно определить визуально, без необходимости разборки головы.
Повреждение прокладки между цилиндрами
Эта поломка определяется работой двигателя. Нестабильность оборотов, плохой старт. Измерение компрессии внутри цилиндров поможет выяснить причину нестабильной работы двигателя. Компрессия в двух соседних цилиндрах будет завышена из-за пробития прокладки между ними.
Повреждение прокладки цилиндра
Выход отработанных газов из-под головки блока цилиндров
Эта поломка является следствием перегрева двигателя, неравномерного натяжения гаек, скрепляющих головку и блок. Из-за высокого давления в системе сжатия выхлопные газы будут выходить на стыке двух узлов. Это можно определить визуально, простым осмотром места сочленения головки с блоком.
Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
Аналогичная проблема, но теперь неправильное место перехода масла по каналу от блока к головке. Высокое давление вытесняет масло из разболтанного соединения.
Появление масла на стыке между головкой и блоком цилиндров
Другие признаки
Если визуально не удается определить пробитие ГБЦ, то неисправность не по внешнему контуру, а в центральной части. Признаки ухудшения заложенности:
- Двигатель перегревается из-за недостатка антифриза в системе, признаков утечки нет.
- Печка недостаточно прогревает салон автомобиля, заметна потеря температуры. Возникает из-за появления в системе охлаждения стороннего «потребителя» антифриза. Тосол уходит в другое место.
- Свечи после снятия мокрые. Бензином не пахнет. Если свеча сухая, на ней красный или красный налет. Антифриз испарялся при воздействии высокой температуры в цилиндре.
Пар образуется в расширительном бачке. Эта причина указывает на проникновение выхлопных газов в антифриз.
Пар в расширительном бачке
На конце выхлопной трубы есть масло. Указывает на попадание масла в цилиндры.
Масляный налет на конце выхлопной трубы
- При попадании антифриза в картер повышается уровень масла и меняется состав. Масло становится белым с множеством пузырьков воздуха. Поскольку антифриз имеет в своем составе значительную долю воды, он не смешивается с маслом, а закипает от воздействия температуры и давления.
- Наличие жидкости на конце выхлопной трубы указывает на смесь антифриза и выхлопных газов. Это признак выхода из строя прокладки между цилиндром и системой охлаждения.
Все эти симптомы можно обнаружить во время эксплуатации автомобиля. Поломки не могут происходить сами по себе. Определив симптомы сброса давления, необходимо выявить причину поломки этого элемента двигателя.
Причины неисправности
Определившись с понятием и значением пункта, теперь необходимо выяснить, почему может прогореть прокладка ГБЦ.
Несмотря на разнообразие возможных причин, чаще всего это происходит из-за самого обычного перегрева, когда температура двигателя поднимается выше допустимых значений. Сам перегрев может возникать под воздействием различных факторов.
При перегреве двигателя крышка немного проводит, тем самым нарушая контактную плоскость и контакт между двумя элементами через прокладку. Результат не может ждать, и сброс давления происходит с опасными последствиями.
Практика и опыт обращения в автосервисы наглядно показывают, что изменение геометрии в основном касается головок из алюминия. Чугунные аналоги с этим не сталкиваются. В случае с чугуном вероятность растрескивания от перегрева выше, чем коробления.
Перегрев также может привести к нагреву самого уплотнения до экстремальных температур, что вызывает изменение структуры и геометрии изделия. Результатом также является процесс сброса давления. Это встречается в машинах, где используются прокладки железо-асбестового типа.
Помимо прогара, есть и другие причины, по которым он может проколоть прокладку ГБЦ. Здесь вина лежит в основном на мастерах, которые нарушают правила затяжки, не следуют установленным правилам и не используют пункты, указанные в инструкции. Также чрезмерная и недостаточная затяжка может привести к негативным последствиям.
Если слишком сильно затянуть уплотнение, оно просто разрушится. Это часто происходит при использовании прокладок, изготовленных из некачественных материалов.
Без полной затяжки прокладки выхлопные газы начнут выходить, т.е уплотнение не обеспечит полной герметизации. Кроме того, газ может поначалу выходить небольшими и незаметными порциями. Однако при взаимодействии с воздухом уплотнительный материал начнет изнашиваться, что со временем приведет к более явным признакам.
Но все же самые очевидные причины неисправности – изначально низкое качество пломбы. Некоторые производители используют сырье, которое плохо справляется со своей задачей. Головка не всегда выдерживает гарантийный срок.
Чтобы избежать таких проблем с двигателем, старайтесь использовать только качественные продукты. Причем бренд здесь не играет ключевой роли, так как на рынке активно распространяются подделки под названиями известных компаний. Лучше обращаться в специализированные и сертифицированные магазины.
Нельзя исключать и такую простую причину, как износ. Это расходный материал с ограниченным сроком службы. Если машина старая и мотор постепенно теряет работоспособность, есть вероятность прогоревшей или прогоревшей прокладки. Его необходимо заменить, строго соблюдая регламент, последовательность и момент затяжки.
Почему может пробивать прокладку ГБЦ
Как это определить и что делать
Пробой, происходящий в прокладке ГБЦ, или просто ГБЦ, ни к чему хорошему не приводит. Это неприятное явление для любого автовладельца.
Повреждение этого элемента сразу же негативно сказывается на работе системы отопления, двигатель перегревается, из-под капота начинает идти дым, а в моторном масле появляется эмульсия.
Если автолюбитель столкнулся хотя бы с одним из этих признаков, первым делом нужно проверить состояние прокладки или уплотнителя ГБЦ.
Существуют различные причины и признаки вздутия прокладки, которые требуют соответствующих действий со стороны владельца транспортного средства. Сам автомобилист может научиться определять наличие проблем в этом узле. Он также должен знать, как действовать в такой ситуации.
Прогорела прокладка между двумя соседними камерами сгорания
Прогорела прокладка между цилиндрами 2 и 3. Ожидаемо, так как компрессия в них упала.
Отдельно стоит отметить случай, когда прогорает прокладка между двумя соседними камерами сгорания. Явных визуальных признаков такого выгорания нет.
Но есть симптомы, указывающие на выгорание такого характера – снижение мощности двигателя, большой расход топлива, затрудненный пуск при полностью исправных системах зажигания, питания и отрегулированном газораспределительном механизме.
Диагностика
Диагностируем такую неисправность достаточно просто – измеряем уровень компрессии во всех цилиндрах.
Испытание на сжатие
При выходе из строя прокладки компрессия в двух соседних цилиндрах будет на порядок ниже номинальной, что свидетельствует о выходе из строя.
В этом случае при замене прокладки стоит внимательно осмотреть место прогара, возможно там образовалась раковина или микротрещины, и это будет продолжать вызывать прогорание прокладки именно в этом месте.
Почему пробивает прокладку головки блока цилиндров
Прокладки ГБЦ изготавливаются из стали, алюминия, паронита. Эта деталь обладает определенными свойствами по устойчивости к температуре, давлению, разрушению. Поломка элемента может произойти из-за некачественного ремонта, неправильной эксплуатации двигателя. Последствия приводят к нарушению герметичности, дорогостоящему ремонту.
Прогорание из-за перегрева двигателя
Материал прокладки ГБЦ рассчитан на определенную рабочую температуру. При увеличении скорости прогорает прокладка. Именно под давлением затянутых болтов повышение температуры приводит к расширению материала. Расширяясь, набивочный материал прилипает к седлу и воздействует на металл головки. Имеются неровности, шероховатости, прогибы. Нарушена герметичность сустава. После перегрева поверхность головки необходимо отшлифовать для удаления сколов и неровностей.
Неправильная затяжка болтов
Головка блока цилиндров крепится к блоку болтами или шпильками. Они располагаются по всему периметру детали. Прочное, ровное соединение и уплотнение достигается затяжкой болтов в определенном порядке и с требуемым усилием. Нарушение последовательности затяжки приводит к перекосу головки. Слабое усилие недостаточно сжимает набивочный материал, прижимая его к поверхности блока или головки.
Важно! Повторное использование болтов допустимо, но лучше заменить их новыми. В процессе затяжки ранее использовавшиеся крепежи могут сломать или разрушить резьбу в блоке.
Низкокачественный материал
Некачественные ремонтные детали очень легко определить визуально: они тоньше. Паронитовые ремкомплекты с металлическими кромками часто не совпадают по размеру, имеют неаккуратно пробитые отверстия и изогнутые кромки. Эти предметы нельзя использовать.
Прокладки из металла должны быть идеально ровными, с точно пробитыми отверстиями, без трещин, царапин на поверхности. Для замены лучше использовать оригинальные ремкомплекты. Подделки намного дешевле, но требуют дорогого ремонта.
Другие явные признаки прогоревшей прокладки
В том случае, если явную течь масла или прорыв выхлопа диагностировать не удалось, приходится бороться с более сложными последствиями прогара прокладки:
- Белая эмульсия на щупе или под заливной горловиной на крышке ГРМ. Это свидетельствует о том, что охлаждающая жидкость попала в систему смазки через поврежденную прокладку. При этом уровень масла поднимется, а уровень антифриза упадет. Это будет еще одной подсказкой для выяснения причин ошибки. В большинстве случаев ремонт ограничивается заменой прокладки и масла на антифриз, хотя иногда бывают трещины в самих масляных каналах или в каналах водяной рубашки, тогда светит замена блока или головки.
Почистить крышку — нет проблем
Белая эмульсия на крышке - Густой белый дым из выхлопной трубы независимо от температуры воздуха. При этом из водяной рубашки в камеру сгорания поступает антифриз, из-за чего образуется белый густой пар. Пар сложно не заметить, но еще одной подсказкой в этом случае станет повышенный расход топлива и резкое падение мощности двигателя, а также падение уровня охлаждающей жидкости.
- Прорыв выхлопных газов наружу. В этом случае все сразу понятно – шумная работа двигателя и появление выхлопных газов в подкапотном пространстве красноречиво скажут о неисправности.
- Прорыв выхлопных газов в систему охлаждения. Ситуация опасна тем, что в этом случае двигатель практически не остывает и моментально критически перегревается. Тосол нагревается пузырьками выхлопных газов, а вдобавок получает тепло от двигателя, жидкость просто не успевает остыть. Диагностика в этом случае также проста – в расширительном бачке будут хорошо видны пузырьки выхлопа, о том же скажет их запах из расширительного бачка.
- Прорыв масла в системе охлаждения – в этом случае на поверхности антифриза будут хорошо видны масляные пятна, что говорит о необходимости замены прокладки.
Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно
Начнем с того, что снятие ГБЦ на некоторых двигателях является сложной и трудоемкой процедурой, требующей слива технических жидкостей, разборки отдельных узлов и агрегатов. При замене прокладки головки блока цилиндров следите за тем, чтобы головка имела наиболее гладкую плоскость контакта с блоком цилиндров.
Соседние поверхности не должны иметь загрязнений, глубоких царапин и других дефектов. Если головка блока была шлифована, необходимо отдельно учитывать толщину снятого слоя с прилегающей поверхности.
Важно соблюдать рекомендуемую последовательность и момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Для получения точных данных производитель двигателя и производители прокладок ГБЦ предоставляют таблицу, согласно которой необходимо затягивать крепеж. Также указан рекомендуемый момент затяжки (крутящий момент). Добавим, что при замене прокладки ГБЦ рекомендуется также заменить болты крепления. Старые шпильки после выкручивания, а затем затяжки с правильным усилием не выдерживают нагрузки, в результате чего болт ломается.
В том случае, если штифт ГБЦ оторвался, но прокладка не прогорела, отломанную деталь необходимо выкрутить. После этого болт необходимо заменить на новый. Для извлечения сломанного болта можно использовать простой метод, который заключается в приваривании металлической трубки к остальной части болта с помощью сварки.
Указанная труба должна иметь меньший диаметр по сравнению с болтом. К трубке прикладывается сломанная шпилька и обваривается изнутри. На верхнюю часть трубы также можно наварить гайку, после чего можно без особого труда выкрутить сломанный штифт.
Нужно ли протягивать ГБЦ после замены прокладки
Как было сказано выше, в процессе замены прокладки повышенное внимание уделяется болтам крепления, а также правильной затяжке. Головку следует затягивать только с рекомендуемым крутящим моментом по четко определенной схеме (порядку). Чрезмерное или недостаточное затягивание недопустимо.
Чрезмерная затяжка болтов головки блока цилиндров может привести к ослаблению головки монтажного болта. Потеря прижимной силы будет означать, что головка блока недостаточно плотно прилегает, произойдет потеря герметичности и снова порвется прокладка.
Что касается прокладки ГБЦ после замены прокладки, то данную процедуру желательно проводить через несколько десятков километров. Водитель в это время должен внимательно следить за двигателем и его работой. Двигатель с новой прокладкой должен стабильно работать на всех режимах, выхлоп должен быть чистым, рабочая температура двигателя не должна превышать допустимую.
Головку необходимо растянуть, если замечены потеки в месте соединения с блоком цилиндров. Для этого используйте динамометрический ключ и затяните с усилием, рекомендованным производителем автомобиля для вытягивания головки на конкретном двигателе.
Опасность серьезных повреждений двигателя
Из-за прокладки головки блока цилиндров
Наибольшая опасность непредсказуемых последствий подстерегает владельца автомобиля в случае, если повреждение этой пломбы окажется значительным. По образовавшемуся в этом месте каналу в цилиндр начинает поступать большое количество антифриза, который рано или поздно собирается в камере сгорания, и тогда при большом скоплении жидкости в цилиндре возникает гидроудар.
Поршень, совершая возвратно-поступательные движения, «натыкается» на лежащий над ним слой жидкости, которая, как всем известно, несжимаема, поэтому возникает гидроудар, или, как его остроумно назвали, «кулак дружбы».
В этом случае последствия могут быть самые фатальные и дорогостоящего капитального ремонта двигателя (в лучшем случае) уже не избежать. А в худшем случае, если шатун пробивал стенку блока цилиндров, этот двигатель можно было вывезти прямо на свалку. Типичными повреждениями гидравлического удара являются: — изгиб шатуна, разрушение поршня, поломка шатуна, повреждение головки блока, коленчатого вала или картера.
Помимо всего этого, такая утечка антифриза может не только вызвать проблемы с охлаждением, конкретно снизив КПД, но и привести к попаданию моторного масла в каналы циркуляции охлаждающей жидкости, закупорив тем самым мелкие каналы, рассчитанные на менее густую техническую жидкость. Если игнорировать эту поломку, вскоре двигатель может перегреться.
В некоторых случаях выхлопные газы могут попадать в систему охлаждения из-за недостаточной герметичности прокладки ГБЦ. Это тоже крайне опасный «звоночек» для водителей и диагностируется визуально по появлению пузырьков выхлопа в расширительном бачке. При этом температура самого двигателя при работе будет быстро выходить в красную зону, что может вызвать быстрый перегрев силового агрегата.
И напоследок еще один важный момент, который подскажет вам о неисправности. Выхлопные газы могут попасть в моторный отсек. Запах, шум при работе двигателя, а также выхлопные газы под капотом – вот что вы увидите в данном случае.
В целом при данной неисправности будет заметна общая потеря мощности двигателя, снижение тяги и неустойчивая работа, а также низкая компрессия.
Первые двигатели шли без прокладки головки цилиндра
Первые двигатели Николауса Отто и Готлиба Даймлера были построены по примитивной схеме. Головка блока цилиндров и блок цилиндров были отлиты как единое целое. Недостатком такой конструкции была невозможность эксплуатации верхней части двигателя. Первым серийно выпускаемым двигателем внутреннего сгорания с отдельной головкой блока цилиндров и блоком цилиндров стал Ford Model T 1908 года выпуска.
Сами инженеры быстро сообразили, что для соединения такой напряжённой части двигателя, как зазор между двумя его частями, необходима прокладка, которая удерживала бы большое давление и выдерживала высокие температуры, которые приходят с двигателем в процессе эксплуатации.
Кроме того, требовалась качественная герметизация самих цилиндров и контуров с циркулирующими в них техническими жидкостями. С маломощными двигателями с низкой степенью сжатия это еще как-то работало, но с приходом на мировую автомобильную арену спортивных автомобилей, произошедшим в 1940-х годах с высокой степенью сжатия, такая прокладка оказалась недостаточно прочной и износившейся -достаточно стойкий.
Технический прогресс постепенно, но уверенно стал переносить высокую степень сжатия для повышения экономичности двигателя от автоспорта к обычным гражданским версиям автомобилей, при этом необходимо было улучшить это качество прокладок между блоками двигателя.
Сегодня компрессия бензиновых двигателей без турбонаддува составляет от 10:1 до 14:1. В 1930-х годах степень такого сжатия в двигателях была намного ниже, т.е. 5:1.
Требования к прокладкам ГБЦ сегодня продолжают расти, поэтому этот неприглядный элемент за последние десятилетия неоднократно менял свою текстуру.
Изначально эти прокладки изготавливались из нетермостойких материалов, а в начале своего долгого пути проб и ошибок из обыкновенной пробки. Недаром они были уязвимы и постоянно выгорали.
В начале 80-х годов появились гораздо более современные асбестовые прокладки ГБЦ, они используются на некоторых моделях автомобилей и по сей день. Применяются также паронитовые, композитные и металлические прокладки. В итоге можно сказать следующее, что современные прокладки ГБЦ являются достаточно сложными элементами, и без разработки современных высокопроизводительных двигателей это было бы невозможно.