Если брать во внимание время, необходимое для восстановления заряда, то первый вариант самый быстрый. Сила тока устанавливается от 0,1 до номинальной мощности (параметр контролируется регулятором).
Превышать показатель опасно, так как несоблюдение условий может привести к закипанию электролита и, как следствие, короткому замыканию с возможным возгоранием аккумуляторной батареи. Время полного восстановления заряда не должно превышать одних суток.
- Какие аппараты используют для восстановления заряда
- Возможности и эксплуатационные ограничения зарядников 2 типа
- Возможности и эксплуатационные ограничения моделей 3 типа
- Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
- Для AGM
- Для гелевых
- Для Li–ion и LiFePO4
- Как определить ёмкость
- Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля
- Сколько времени необходимо заряжать автомобильную АкБ
- Как проверить заряд аккумулятора
- Как часто надо подзаряжать аккумулятор
- ВИДЫ ЗАРЯДКИ
- Автоматическая зарядка аккумулятора
- Ручная зарядка аккумулятора
- Автоматическая регенерация батареи
- Правила безопасности при зарядке аккумулятора
- Способы проверки заряда аккумулятора
- Ремонт и обслуживание аккумуляторов для автомобиля в официальном сервисе Avilon
- Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
- Расчет времени зарядки АКБ
- Как заряжать аккумулятор на 60 Ампер?
- Если разряжен «в ноль»
- Если немного разряжен
- Как заряжать аккумулятор на 55 Ампер?
- Если разряжен «в ноль»
- Если немного разряжен
- Как заряжать аккумулятор на 75 Ампер?
- Если разряжен «в ноль»
- Если немного разряжен
- Время зарядки в зависимости от различия аккумулятора
- Как использовать ЗУ
- ТИПЫ АКБ И ПРЕДЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДКИ
- Полезные советы
- Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
- Когда батарею нужно заряжать
- Пуско-зарядное устройство: запуск двигателя с севшим аккумулятором
- Зарядные устройства
- Пусковые устройства
- Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить?
- Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
- Что важно знать перед зарядкой автомобильного аккумулятора
- Что такое эффективный ток зарядки
- Как определить время заряда АКБ
- Для чего нужна плавающая регулировка тока
- Что такое опция десульфатации – чем полезна и когда выполнять
- Как рассчитать время зарядки АКБ онлайн?
- Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
- Когда нужно заряжать
- Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства без снятия АКБ
Какие аппараты используют для восстановления заряда
Прежде чем заряжать аккумулятор зарядным устройством постоянного тока, рассмотрите влияние устройства на аккумулятор. В этом случае устройство не только увеличивает процесс зарядки, но и приводит к более быстрому износу аккумулятора.
Возможности и эксплуатационные ограничения зарядников 2 типа
Устройства, использующие технологию постоянного напряжения, заряжаются значительно дольше, но этот метод более безопасен, чем первый вариант. В процессе зарядки разряженного аккумуляторного блока ток падает. Напряжение на выходах постепенно увеличивается, приближается к значению ЗУ, но не достигает 100%.
Возможности и эксплуатационные ограничения моделей 3 типа
Комбинированные устройства позволяют совместить лучшие черты первого и второго вариантов. В то же время быстрее и безопаснее заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством 3 типа.
В схемах, сочетающих две технологии, процесс пополнения заряда сначала запускается методом постоянного тока, после чего он переключается на метод постоянного напряжения. Это исключает риск перегрева электролита.
Приборы типа 3 реализуют принцип работы на несимметричном (или пульсирующем) токе. Метод позволяет снизить влияние реакции сульфатации пластин, увеличить срок службы и емкость аккумуляторов.
За работой гибридного устройства наблюдать не нужно — после завершения восстановления заряда оно автоматически отключается.
По схеме память делится на 2 группы:
- Трансформер.
- Пульс.
В первом случае в систему включается трансформатор. Устройство эффективно, но имеет большой вес и габариты при меньшем КПД. Импульс за счет элемента с преобразователем напряжения заметно меньше и легче, схема работы проще, многие функции автоматизированы, что делает устройства популярными среди автомобилистов.
Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
Правильно подобранное зарядное устройство может увеличить срок службы батареи на 20-25%, вернуть зарядку в нормальное состояние и устранить проблемы с обслуживанием.
Устройство выбирают в зависимости от следующих условий:
- Тип аккумулятора, установленного в автомобиле.
- Емкости.
Для AGM
Подходит для систем автоматического управления. Для аккумулятора на 12В берут блоки, выдающие до 15В. Верхний параметр необходим для режима быстрого восстановления заряда до 70-90%; при работе в стандартных условиях достаточно напряжения до 14В.
Для гелевых
Предельное значение выходного напряжения не должно быть выше 14В. Гелевые элементы особенно чувствительны к перегреву электролита. Следует выбирать гаджет с функцией снижения силы тока при критических температурах в автоматическом режиме.
Сегодня нет необходимости покупать специальные устройства для разных аккумуляторов. Компактный Fubag MICRO 160/12 весом всего 800 г работает с аккумуляторами AGM, GEL и свинцово-кислотными аккумуляторами WET емкостью 160 А·ч. Верхний предел предназначен для тяжелой техники. Модель имеет специальный режим работы при низких температурах.
Для Li–ion и LiFePO4
Альтернативы относятся к числу наиболее чувствительных к перегреву. Зарядное устройство для литиевых батарей обеспечивает точное значение тока и выходного напряжения. Максимальный показатель должен оставаться в пределах 4,2В. Этого значения достаточно, чтобы заряд достиг 70% от номинала. Технология зарядки реализована в ряде схем.
Как определить ёмкость
Параметры указаны в инструкции или на шильдике. Число в Ач показывает, сколько электроэнергии течет в единицу времени.
Примечание! Зарядное устройство нужно подбирать с небольшим запасом (10-15%), чтобы устройство не работало на пределе своих возможностей.
Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля
Не рекомендуется заряжать, не вынимая из машины. В процессе зарядки используются большие токи и высокое напряжение. Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, и простое выключение двигателя не является гарантией того, что все электронные устройства в машине будут отключены от аккумулятора. Зарядка повышенным напряжением и током может повредить электронику.
Сколько времени необходимо заряжать автомобильную АкБ
Все зависит от уровня заряда аккумулятора и его остаточной емкости — со временем из-за сульфатации она снижается. Чем меньше емкость, тем быстрее восстановится батарея.
Зарядка постоянным током позволяет довести полностью разряженный аккумулятор до 100% готовности за ок. 10 часов. Если использовать двухэтапный подход (с уменьшением тока вдвое на втором этапе), того же результата можно добиться примерно за 15 часов. Снижение силы тока увеличивает продолжительность процедуры, но заряд будет более полным и щадящим для аккумулятора.
При зарядке той же батареи другим способом (постоянным напряжением от промышленной сети) процесс затянется и займет 20-25 часов. В частности, это зависит от напряжения — чем оно выше, тем быстрее.
Как проверить заряд аккумулятора
Самый простой вариант – оценить уровень заряда с помощью встроенного индикатора, которым оснащено большинство аккумуляторов. Он расположен на крышке аккумуляторного отсека.
Индикатор представляет собой прозрачную колбу с плавающим внутри зеленым шариком. Если уровень и плотность электролита достаточны, поплавок окажется вверху и в «окошке» мы увидим зеленый сигнал. Если шарика не видно, скорее всего, пора проверить уровень электролита и зарядить аккумулятор.
Также можно проверить уровень заряда мультиметром. Для этого измерьте показания напряжения на клеммах. 100% заряженный аккумулятор покажет ≥ 12,6 В. Следовательно:
- 12,4 В — заряд 80;
- 12,2 В — 60%;
- 11,9 В — 40%;
- 11,6 В — 20%;
- 10,5 В — Аккумулятор полностью разряжен.
Самый надежный способ проверить аккумулятор — использовать зарядную вилку. Он оценивает падение напряжения при приложении нагрузки, по которому можно судить как об уровне заряда, так и о емкости аккумулятора.
Вы можете использовать это устройство в любом автосервисе или автомагазине в аккумуляторном отделе. Часто эту услугу можно получить бесплатно.
Как часто надо подзаряжать аккумулятор
Не нужно часто перезаряжать. Рекомендуется зарядить аккумулятор перед заморозками и повторно весной. Разряженная батарея зимой будет падать еще ниже при низких температурах. При высоких летних температурах низкий заряд аккумулятора приведет к повышенной сульфатации пластин и росту кристаллов сульфата свинца, которые не могут раствориться даже при полном заряде аккумулятора.
Хорошо проверить напряжение батареи с помощью цифрового мультиметра. Если напряжение на клеммах аккумулятора не менее 12,6 В, можно не волноваться. При напряжении ниже 12,6 В требуется зарядка.
ВИДЫ ЗАРЯДКИ
Оптимальный вариант для заказа аккумулятора и пуско-зарядного устройства – специализированный интернет-магазин автомобильных аккумуляторов, предлагающий цены без промежуточных доплат и долгосрочную гарантию производителя. Вне зависимости от типа и производительности аккумуляторной батареи (эксплуатируемая, необслуживаемая, малообслуживаемая) все равно существует потребность в регулярном частичном или вынужденном полном восстановлении емкости. Для этого используются следующие виды зарядки аккумуляторов:
- машина;
- руководство;
- регенерация;
- буферный режим.
Эффективная проверка токовой работоспособности автомобильного аккумулятора возможна с помощью «разрядной пробки», которая в течение 3-5 секунд передает на клеммы нагрузку, превышающую емкость на 200%. Кратковременный провал до 9В и ниже свидетельствует о необходимости срочной зарядки.
Автоматическая зарядка аккумулятора
Требуются зарядные или пуско-зарядные устройства, автоматически определяющие ток и напряжение и, главное, динамически изменяющие их значения в процессе восстановления емкости во избежание закипания электролита, недозаряда или, что еще опаснее, перезаряда. Выбор электрических параметров работы в зависимости от типа аккумулятора осуществляется путем настройки рабочего напряжения или отдельных режимов WET, AGM и т д. Важно учитывать, что располагаемый зарядный ток составляет не менее 10% от емкости аккумулятора.
Автоматическая зарядка аккумулятора постоянным напряжением происходит по сложному многоступенчатому алгоритму:
- зарядный ток постепенно снижается на фоне повышения напряжения аккумулятора;
- при достижении 14,8В напряжение стабилизируется;
- низкий зарядный ток (5% от емкости) продолжает поступать на клеммы еще 2 часа, чтобы приблизиться к максимальному уровню заряда и сбросить эффект памяти;
- на последнем этапе работает напряжение 13,8В, что позволяет добиться 100% зарядки без риска перезаряда и перегрузки.
Некоторые зарядные устройства обеспечивают автоматическую зарядку автомобильного аккумулятора пульсирующим напряжением с последующим попеременным поддержанием аккумулятора на максимальном токе и постоянном напряжении 13,8В.
Общее время восстановления (при разряде 50% и менее) составляет 8-12 часов.
Ручная зарядка аккумулятора
Это требует от пользователя навыков обращения с мультиметром и регулярного контроля постоянного зарядного тока, который изначально установлен на уровне 10% от номинальной емкости аккумулятора (55 Ач = 5,5 А; 60 Ач = 6,0 А; 70 Ач = 7,0 А).
Первая проверка напряжения на электродах проводится через 3-4 часа. Требуемый показатель 14,2-14,4В, при котором увеличивается интенсивность гидролиза электролита и возникает опасность закипания. При достижении нужного значения необходимо уменьшить зарядный ток в 2 раза (55Ач = 2,2А; 60Ач = 3,0А; 70Ач = 3,5А).
Третий этап начинается при получении на клеммах аккумулятора значения 14,8-15,0В. Затем необходимо повторить двукратное уменьшение значений тока (55Ач = 1,2А; 60Ач = 1,5А; 70Ач = 1,7А). Проверка проводится каждые 1,5-2 часа. Если значения тока и напряжения остаются неизменными в течение нескольких измерений, аккумулятор заряжен на 100% и готов к дальнейшей работе.
Автоматическая регенерация батареи
Восстановление утраченной емкости аккумулятора связано с удалением отложений сульфата свинца с рабочих поверхностей пластин. Основная причина дефекта – глубокий разряд. Для этого используются специальные автоматические зарядные устройства с режимом десульфатации, обеспечивающие циклическое использование токов заряда-разряда в соотношении 10 к 1.
Процедуру также можно провести с помощью штатного зарядного устройства и автомобильного ареометра, и потратить на это несколько дней:
- 8-10 часов зарядки при 13,8-14,4В и 0,8-1,0А до достижения 10В на электродах;
- полное отключение на сутки;
- 8-10 часов при 13,8-14,4В и 2,0-2,5А (желаемое значение на клеммах аккумулятора 12,6-12,8В);
- 7-10-часовой разряд аккумулятора до 9В при нагрузке в виде автомобильной или бытовой лампочки на 12В;
- затем повторяют шаги 1-4 с постоянной проверкой плотности электролита до получения показателя 1,27 г/см3.
Количество полных циклов может достигать 5-10 и занимать 14-16 дней. Уровень регенерации батареи составляет 80-95%. Если результат восстановительных работ оказался неудовлетворительным, всегда можно сдать аккумулятор в Москве дорого и помочь частью средств купить новый аккумулятор.
Буферный режим
Зарядные устройства с буферной технологией способны обнаруживать внутренний ток утечки батареи (саморазряд) и поддерживать полную емкость в течение недель или месяцев без риска сульфатации, замерзания электролита и перезарядки. Это лучший вариант для длительного хранения аккумулятора зимой или при нечастых выездах на природу.
Восстановление уравнительным током хорошо подходит для глубоких разрядов необслуживаемых аккумуляторов. Устройство сначала выполняет функцию ограничителя нагрузки по току, затем не допускает превышения напряжения 13,5-13,8В. Постоянный заряд при хранении осуществляется саморазрядными компенсирующими микротоками 100-150мА.
Правила безопасности при зарядке аккумулятора
При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
- не рекомендуется заряжать в непроветриваемом помещении из-за выделения смеси водорода и кислорода, образующейся при электролизе;
- рядом с аккумуляторной батареей нельзя курить и не работать с открытым огнем и искрами;
- сначала подключите клеммы, затем включите сеть;
- терминация в обратном порядке — сначала отключиться от сети, затем отключиться от клемм;
- в обслуживаемых аккумуляторах пробки откручиваются.
Способы проверки заряда аккумулятора
Рекомендуется проверять аккумулятор не реже двух раз в год. Первый раз — весной, а второй раз — осенью. При соблюдении рекомендаций по обслуживанию можно не думать о том, как зарядить аккумулятор в домашних условиях.
Если машина долгое время стояла на стоянке, или разрядился аккумулятор, необходимо провести внеплановую проверку. Для этого обратите внимание на индикатор, он установлен на многих моделях. Степень заряда можно определить по оттенку. Если он красный, его нужно зарядить. Если он зеленый, все в порядке и не нужно думать, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор зарядным устройством.
Проверить напряжение можно следующим образом:
- Установите мультиметр на 20В.
- Затем следует измерить напряжение в состоянии покоя и под нагрузкой. Во втором случае необходимо завести машину.
- Номинальное напряжение 12 В. Под нагрузкой показатель не должен опускаться ниже 9 В.
По результатам испытаний можно сделать определенные выводы. Если проблемы наблюдаются, узнайте, как зарядить аккумулятор.
Ремонт и обслуживание аккумуляторов для автомобиля в официальном сервисе Avilon
Вы подаете заявку онлайн Вы согласовываете предварительную стоимость и дату визита Работа завершена, ваш автомобиль обслуживается Оставить заявку
Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.
В полностью заряженном аккумуляторе (заряд 100%) напряжение на клеммах должно быть 12,7В. В разряженном соответственно 11,7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0,1 В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры батареи 20-25 градусов.
Например, напряжение на контактах 12,2В, значит заряд 50%.
Другим более точным способом определения степени заряда является определение плотности электролита. Этот способ подходит только для обслуживаемых аккумуляторов, где есть возможность открутить пробки и добраться до электролита.
В качестве электролита в батареях используется раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в мкг/см3. Во время разряда плотность электролита уменьшается. Зная эту характеристику, можно определить степень разрядки аккумулятора. Плотность определяют с помощью специального прибора – ареометра.
Плотность полностью заряженного аккумулятора (100%) при 25 °С составляет 1,27-1,28 г/см3.
Плотность полностью разряженной батареи (0 %) при 25 °C составляет примерно 1,1 г/см3.
Зная эти данные, можно рассчитать, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0,01 г/см3 = 6% заряда).
Например, плотность 1,24 г/см3, значит степень заряда 76%.
Перед проверкой плотности электролита обязательно выключите зарядное устройство и подождите несколько минут. Плотность определяется более точно, когда из электролита не выделяется газ.
Расчет времени зарядки АКБ
Рассчитайте время зарядки автомобильного аккумулятора по формуле:
Т=С/0,1С+10%
- Т — время зарядки,
- С — емкость аккумулятора,
- 10% — потеря энергии в виде тепла.
С общими принципами и мерами предосторожности — все. Кроме того, будет конкретная информация о популярных аккумуляторах емкостью 60, 55, 75 А/ч.
Как заряжать аккумулятор на 60 Ампер?
Процесс зарядки сильно зависит от вашего зарядного устройства. Современные зарядные устройства могут содержать цифровую начинку, способную автоматически управлять зарядным током и его режимом. Такие условия зарядки позволяют максимально восстановить свинцовые пластины и заряжать аккумулятор до 60 ампер без риска его повреждения.
В случае простого типа ЗУ заряжать аккумулятор стоит следующим образом.
Если разряжен «в ноль»
Напряжение близко к 10,8 В. Напряжение необходимо установить таким образом, чтобы оно превышало номинальное напряжение аккумулятора — 13,8-14 В.
Рекомендуемый зарядный ток для аккумулятора на 60 ампер составляет 6 ампер — 10 часов зарядки. Но даже такое значение может быть вредно для аккумулятора, поэтому можно заряжать током 3А.
Если немного разряжен
Следует узнать, насколько разряжен аккумулятор. Для этого воспользуйтесь этой таблицей.
100 | 1,28 | 0 | 12.73-12.75 | Не обязательно |
90 | 1,26 | 10 | 12.62-12.65 | 2 |
80 | 1,24 | 20 | 12.50-12.55 | 4 |
70 | 1,22 | тридцать | 12.37-12.42 | 6 |
60 | 1,20 | 40 | 12.24-12.28 | 8 |
50 | 1.17 | 50 | 12.10-12.20 | 10 |
40 | 1,15 | 60 | 11.96-12.05 | 1. 3 |
тридцать | 1.12 | 70 | 11.81-11.90 | 16 |
20 | 1.10 | 80 | 11.66-11.75 | 20 |
10 | 1.07 | 90 | 11.51-11.60 | 24 |
0 | 1,06 | 100 | 11,4-11,5 | Сульфатация |
При достижении емкости 85-95% начинается стадия абсорбции. Под действием диффузии в свинцовых пластинах накапливается заряд, так что заряд накапливается все меньше и меньше. Современные зарядные устройства могут понизить ток до значений 0,02С. Это позволит равномерно зарядить все пластины и распределить электричество по всем им.
Как заряжать аккумулятор на 55 Ампер?
Если разряжен «в ноль»
Принцип тот же. Напряжение близко к 10,8 В. Напряжение необходимо установить таким образом, чтобы оно превышало номинальное напряжение аккумулятора — 13,8-14 В.
- Если современная цифровая память — то по рекомендациям зарядника. Он установит нужный режим и силу тока.
- Если зарядное устройство старое и простое, заряжайте аккумулятор в течение 10 часов током не более 5,5 ампер.
Если немного разряжен
Следует узнать, насколько разряжен аккумулятор. Для этого воспользуйтесь этой таблицей.
Как заряжать аккумулятор на 75 Ампер?
Если разряжен «в ноль»
Принцип тот же.
Напряжение близко к 10,8 В. Напряжение необходимо установить таким образом, чтобы оно превышало номинальное напряжение аккумулятора — 13,8-14 В.
- Если современная цифровая память — то по рекомендациям зарядника. Он установит нужный режим и силу тока.
- Если зарядное устройство старое и простое, заряжайте аккумулятор в течение 10 часов током не более 7,5 ампер.
Если немного разряжен
Следует узнать, насколько разряжен аккумулятор. Для этого воспользуйтесь этой таблицей.
Время зарядки в зависимости от различия аккумулятора
Батареи бывают двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые (или малообслуживаемые). В таких батареях содержится кислота, и обычному пользователю не рекомендуется работать с таким устройством. Химическая жидкость, капающая на одежду, может обжечь ее. Если кислота попала на кожу, немедленно промойте пораженный участок проточной холодной водой. Эксперты не рекомендуют использовать и заряжать неисправный аккумулятор, если пользователь не обладает специальными знаниями и опытом. Лучше обратиться к специалисту, который поможет и расскажет, как зарядить аккумулятор в домашних условиях самостоятельно и в какой ситуации этого делать не нужно.
Все аккумуляторы можно разделить на обслуживаемые и необслуживаемые.
- Конструкция эксплуатируемых предполагает возможность замены компонентов — чаще всего электролита. Из-за плохой герметичности электролит периодически испаряется, что приводит к снижению эксплуатационных характеристик автомобильного аккумулятора. Также при работе с такими устройствами существует дополнительный риск получения травмы из-за возможности контакта с кислой средой и свинцом. А вот 100% зарядка, сопровождающаяся кипячением воды, будет визуально видна невооруженным глазом.
- Конструкция управляемых типов исключает возможность работы с внутренней частью аккумуляторов. Процесс закипания и испарения воды вообще исключен из-за герметичности корпуса. Но при большом количестве переразрядов и разрядов происходит разрушение свинцовых пластин и окрашивание раствора электролита в фиолетовый цвет. Это приводит к снижению силы тока, поэтому такие непригодные устройства необходимо выбрасывать.
Как использовать ЗУ
Работоспособность зарядного устройства проверяют увеличением основных токовых показателей — сульфат свинца стал разлагаться под действием электрического тока, активизировалось движение ионов.
Рекомендуем приобрести зарядное устройство для самостоятельного контроля заряда аккумулятора вашего автомобиля. В любом случае вы сможете подзарядить аккумулятор, не обращаясь в специализированный сервис. В конечном итоге за 4-5 лет это позволит сэкономить ощутимую сумму.
В этой статье мы рассмотрели основные аспекты вопроса правильной зарядки аккумулятора автомобиля. В настоящее время производители стараются сделать качественные устройства надежными и безопасными. Поэтому необходимо только следить за зарядом батареи и избегать критически низких значений. Таким образом, вы предотвратите износ свинцовых пластин и не будете иметь неприятных сюрпризов при запуске двигателя в холодное время года.
ТИПЫ АКБ И ПРЕДЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДКИ
Все аккумуляторы напряжением 12 вольт можно разделить на 3 электрохимические группы по рабочему состоянию электролита:
- жидкие (WET, EBF, Ca+Ca, Ca+ или Hybrid);
- поглощенный (AGM);
- гель (гель).
Последний тип очень перспективен, но пока выпускается в тяговых вариациях с малым пусковым током.
Основная масса стартерных аккумуляторов имеет жидкий электролит — классический (WET), с утолщенными пакетами (EBF), добавлением кальция к положительным и отрицательным пластинам (Сa/Ca), с легированием части электродов кальцием, а другие с сурьмой (гибрид). Для правильной зарядки данного типа АКБ, например автомобильный аккумулятор Banner (Австрия), Hankook (Южная Корея), Zver (Россия) разряженный до 50%, максимальное напряжение не должно превышать 14,2-14,4В. Для аккумуляторов с абсорбированным стеклотканью электролитом, адаптированных к системе старт-стоп, таких как AGM автомобильные аккумуляторы Exide (Эксид), Bosch (Бош), Yuasa (Юаса), требуется повышенное восстановительное напряжение 14,7-14,8В.
Полезные советы
Если вам нужно быстро оживить аккумулятор, есть несколько простых способов сделать это. В этом случае не нужно разбираться, как правильно зарядить аккумулятор зарядным устройством.
Совет:
- Вы можете «зажечь» аккумулятор от другой работающей машины, используя перемычки.
- Вы можете попробовать буксировать или толкать автомобиль.
- Сначала следует вставить живую батарею, а затем заменить ее на свою.
Сколько времени требуется для зарядки автомобильного аккумулятора в этих случаях? Обычно это занимает от нескольких минут до часа.
Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
Зарядное напряжение для аккумуляторов, изготовленных по разным технологиям, разное. Но есть общие требования, применимые к большинству аккумуляторов.
Самая оптимальная и безопасная зарядка – установить предел напряжения 14,7В, а силу тока 1/10 от емкости аккумулятора. Допустим емкость 70 (А*ч), тогда ток выставленный при зарядке должен быть 7 ампер.
Качество заряда аккумулятора и сила тока имеют обратную зависимость, то есть чем меньше сила тока, тем лучше будет заряжаться аккумулятор и тем медленнее он будет заряжаться. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для аккумулятора емкостью 70 (А*ч) это будет ток 3,5А.
Для необслуживаемых аккумуляторов сила тока выбирается не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если емкость 60 Ампер*час, ток должен быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена фактической конструкцией батареи. Так как аккумулятор необслуживаемый, то при закипании электролита выделившемуся газу будет некуда деться и аккумулятор может разорваться от давления газа. Во избежание закипания электролита и выбирать для зарядки малые токи.
При зарядке напряжение поднимется до 14,7В, а ток останется постоянным, пока напряжение не достигнет этого значения. После того, как напряжение достигнет 14,7В, оно перестанет расти, так как ограничено настройками памяти. По мере продолжения зарядки напряжение ограничивается, а по мере продолжения зарядки ток будет уменьшаться, пока не достигнет значения, указывающего на окончание зарядки (примерно 1–0,5 А). Если сила тока не снижается в течение двух-трех часов, можно считать, что аккумулятор полностью заряжен в этом режиме зарядки.
После завершения зарядки выключите зарядное устройство и оставьте аккумулятор на несколько минут, чтобы электролит перестал выделять газ. Делаем замеры плотности.
Если плотность электролита не достигла оптимальных значений 1,27-1,28 г/см3, можно попытаться увеличить ее путем зарядки более высоким напряжением. Для этого установите ограничение по напряжению 16,3В, а сила тока не более 1/20 от емкости аккумулятора. Ток можно установить еще ниже, до уровня 0,5А. Так батарея будет заряжаться медленнее, но таким образом мы уменьшаем вероятность закипания электролита, а значит риск разрушения пластин аккумулятора. В таком режиме зарядки мы можем выдержать от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придет в норму.
Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, оно автоматически выбирает напряжение и силу тока.
Обратите внимание на следующее! Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов аккумуляторов. Такое напряжение может их «убить». Гелевые и гибридные аккумуляторы могут выдерживать максимальное напряжение до 14,4 В! Лучше всего смотреть максимальное зарядное напряжение на корпусе или в паспорте аккумулятора. Он будет обозначен как использование цикла, а максимальная сила тока как максимальный пусковой ток.
Когда батарею нужно заряжать
Чаще всего автомобилисты приходят к этой мысли только тогда, когда уже не могут завести машину. Аккумулятор со временем разряжается, даже если двигатель выключен и ключ вынут из замка зажигания.
Во-первых, в этом положении работают и некоторые потребители электроэнергии — например, часы и автосигнализация.
Во-вторых, заряд на клеммах медленно снижается даже от контакта с атмосферным воздухом. Чем холоднее, тем быстрее происходит разряд.
Поэтому необходимо заряжать аккумулятор в случаях, когда:
- машина не заводится (возможно, вы давно не запускали двигатель, а на улице была низкая температура);
- Аккумулятор заряжен ниже 85%, и ближайшую неделю вы не будете пользоваться автомобилем;
- на приборной панели загорается индикатор «низкий заряд батареи»;
- вы совершаете короткие частые поездки (генератор не успевает зарядить аккумулятор);
- индикатор батареи показывает, что она разряжена.
поддержание аккумулятора в заряженном состоянии необходимо не только для легкого запуска двигателя. В разряженном состоянии свинцовые пластины более подвержены процессу сульфатации – покрытию их деструктивными солями. В какой-то момент процесс может стать необратимым, и соли не растворятся при следующей зарядке.
Поэтому чем чаще аккумулятор находится в полуразряженном состоянии, тем быстрее он выйдет из строя.
Пуско-зарядное устройство: запуск двигателя с севшим аккумулятором
Выше рассматривалась возможность «лечения» аккумулятора в домашних условиях. Самый большой и очевидный минус — это время зарядки аккумулятора — не менее 10 часов! Как правильно зарядить аккумулятор, если он разрядился из дома или если вам срочно нужна машина?
На помощь приходит пусковое устройство (ПУ), назначение которого принципиально отличается от рассмотренного выше ЗУ: основной задачей «стартера» является подача в двигатель достаточно высокого тока для запуска автомобиля и привода генератора, который возьмет на себя задачу перезарядки его разряженной батареи. Преимущество этого метода очевидно: при правильном стартере автомобиль можно завести сразу. Недостаток в том, что генератору нужно время для зарядки аккумулятора — то есть, если следующая поездка будет слишком короткой, автовладелец рискует снова выйти из строя при следующей попытке завести двигатель.
Конструктивно ПУ представляет собой независимое от внешних источников питания устройство с собственной аккумуляторной батареей, позволяющей выдавать достаточный пусковой ток (от 250 А и выше) для запуска двигателя автомобиля. Эти стартеры (также называемые бустерами) очень просты в использовании: достаточно подключить устройство к аккумулятору и запустить двигатель. Однако надо понимать, что пульт, работающий от собственного аккумулятора, не сможет «оживить» стартер, ранее несколько раз неудачно провернутый на севшем автомобильном аккумуляторе.
Существуют также комбинированные варианты рассмотренных выше устройств — так называемые загрузчики или ПЗУ, которые объединяют в одном корпусе функционал пускателей и зарядных устройств. Его можно использовать как для зарядки автомобиля (аналог зарядного устройства в домашних условиях), так и для подачи повышенного (пускового) тока для немедленного запуска двигателя и передачи мощности на генератор автомобиля. Выбор соответствующей функции осуществляется изменением режима на панели приборов.
Стартер следует выбирать исходя из ситуации, в которой он будет использоваться: пульт с собственным аккумулятором может помочь владельцу в безлюдной местности – для включения устройства не нужно искать розетку 220 В, такая пульт дистанционного управления достаточно компактен, чтобы всегда носить его с собой в машине. Но не забывайте, что все батареи со временем разряжаются — поэтому такую пусковую установку необходимо постоянно держать заряженной и готовой к использованию в любой момент. С другой стороны, универсальный РОМ – наиболее подходящий вариант для собственного гаража, где обычно есть электрическая сеть 220 В.
Подводя итог, резюмируем преимущества и недостатки всех трех типов рассмотренных устройств для зарядки автомобильного аккумулятора.
Зарядные устройства
Преимущества:
- способен эффективно восстанавливать заряд аккумулятора;
- полуавтоматические и автоматические модели практически не требуют вмешательства пользователя;
- разумная цена.
Ошибка:
- чрезвычайно долгий процесс зарядки – от 10 часов до суток и более;
- при зарядке обслуживаемых аккумуляторов необходим строгий контроль уровня электролита;
- требуется блок питания 220 В.
Пусковые устройства
Преимущества:
- способен сразу завести автомобиль с разряженным аккумулятором;
- автономный – не требует питания от сети 220 В, может использоваться где угодно;
- компактный;
- разумная цена.
Ошибка:
- необходимо всегда держать его заряженным и готовым к работе;
- не всегда удавалось завести машину, если до этого злоупотребляли попытками прокрутить стартер на разряженном аккумуляторе.
Как заряжать автомобильный аккумулятор, чтобы не навредить?
Сначала узнаем, как заряжать аккумулятор, правильно его заряжать и соблюдать требования безопасности. Только в этом случае не придется рисковать аккумулятором и покупать новый. Вы также должны соблюдать меры безопасности, чтобы не причинить вреда людям и имуществу. Необходимо помнить, как правильно и без последствий заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством.
Основные правила:
- Не курите рядом с зарядным устройством.
- Запрещено проводить процедуру в жилых помещениях и вблизи открытого огня.
- Сначала аккумулятор необходимо подключить к зарядному устройству, затем к сети. Деактивируйте в обратном порядке.
- Если на аккумуляторе есть пробки, их нужно открутить и заменить, но не закручивать.
Теперь должно быть понятно, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор. Важно соблюдать все требования, чтобы никого не травмировать.
Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
При глубоком разряде происходит сульфатация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) осаждаются на положительно заряженных пластинах аккумулятора, герметизируя их. Это значительно уменьшает поверхность пластин, свободную от кристаллов сульфата свинца. В результате емкость аккумулятора снижается. Три-четыре полных разряда и почти все пластины забьются и аккумулятор можно выбрасывать.
При нормальных условиях эксплуатации (заряд-разряд) образуются мелкие кристаллы, а при заряде они растворяются в электролите. Это очищает пластины и восстанавливает емкость аккумулятора. Этого не происходит, если произошел глубокий разряд, так как при обычной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их решения нужно использовать другой режим зарядки.
Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16,3В и малым током — 1-0,5А. В этом режиме зарядки возможно частичное восстановление емкости. За один цикл восстановить емкость и увеличить плотность электролита до 1,27 г/см3 не удастся. Поэтому, когда электролит закипел на малых токах, заряд необходимо прекратить и дать постоять 2-3 часа. После этого снова повторяем зарядку. Этот процесс повторяется несколько раз. Таким образом можно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.
Но не следует забывать, что напряжения выше 14,5В подходят не для всех аккумуляторов. К ним относятся гелиевые и гибридные.
Подробнее о растворении сульфата свинца вы можете прочитать в статье «Восстанавливаем аккумулятор в домашних условиях«.
Что важно знать перед зарядкой автомобильного аккумулятора
Что такое эффективный ток зарядки
Для правильного восстановления заряда ток должен подаваться в определенной пропорции. Слишком много или слишком мало нарушает процесс, вызывая ускоренный износ батареи.
Значение тока должно соответствовать соотношению 1:10 к емкости, т.е для аккумулятора 60 Ач установлено 6А.
Как определить время заряда АКБ
Время восстановления зарядки зависит от многих факторов. Значение можно уточнить, если перед зарядкой аккумулятора зарядным устройством посчитать время на весь процесс.
Для аккумулятора емкостью 50 Ач с использованием зарядного устройства на 10 А потребуется около 5 часов для восстановления заряда с нуля. Если вы используете то же устройство для зарядки аккумулятора емкостью 100 Ач, операция займет ок. 11 часов.
Для определения времени (Т) емкость (С) следует разделить на номинальный ток зарядного устройства (I), и к результату прибавить 10.
Пример: делим значение емкости 50 Ач (С) на текущее значение ЗУ 5А, увеличиваем на 10% (умножаем на 1,1) и получаем 10 часов.
В большинстве случаев на зарядку отправляют не полностью разряженный аккумулятор (остаток заряда обычно 10% — 30%). При этом гаджет на 6А восстановит аккумулятор на 50 Ач менее чем за 5 часов.
Для чего нужна плавающая регулировка тока
Управление помогает полностью восстановить использованную батарею. При выборе способа правильной зарядки автомобильного аккумулятора зарядным устройством следует обратить внимание на основной принцип:
Чем ниже сила тока, тем дольше будет длиться процесс зарядки и аккумулятор быстрее восстановится.
Если взять гаджет на 18А для стандартной ячейки аккумулятора 70 Ач, на восстановление уйдет 3-4 часа, и параметр не вернется к 100%. Для полной зарядки рекомендуется постепенно снижать силу тока до значения 1А. Именно так работают машины с функцией автоматической плавающей регулировки, избавляя пользователей от необходимости постоянно следить за процессом (а это очень сложно сделать).
Что такое опция десульфатации – чем полезна и когда выполнять
Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с проблемой ухудшения работы электродов. Процесс называется сульфатированием.
Сульфат свинца образуется при разрядке аккумулятора. На пластинах осаждается белое аморфное соединение, что снижает емкость аккумулятора, так как накапливать энергию могут только участки электродов, свободные от осадка.
Первые признаки сульфатации:
- На пластинах виден белый налет.
- Значительное снижение емкости батареи.
- Аккумулятор заряжается, но быстро теряет заряд.
Если вы позволите вещам идти своим чередом, батарея очень скоро выйдет из строя, и ее нужно будет заменить на новую. Для поддержания нормальной работы аккумулятора рекомендуется проводить профилактическую десульфатацию с помощью зарядных устройств, поддерживающих эту функцию (например, Fubag MICRO 80/12).
Как рассчитать время зарядки АКБ онлайн?
Для облегчения всех расчетов и выбора режима зарядки предлагаем специальный онлайн-калькулятор:
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Перед тем, как перейти к алгоритму зарядки, нужно определиться, хотите ли вы вынимать аккумулятор или нет.
Последствия отключения аккумулятора от бортовой сети, в зависимости от марки автомобиля, могут варьироваться от сброса часов до ошибок в настройках климат-контроля, акустических программ и т д. Все это восстанавливается, но может занять время. Если аккумулятор не отключат, а в систему попадет всплеск, бортовая сеть пострадает гораздо больше.
Риск в том, что некоторые зарядные устройства способны постоянно или кратковременно выдавать до 17 и даже 18В. По этой причине перед зарядкой аккумулятора на месте без снятия клемм убедитесь, что работа устройства безопасна для вашего автомобиля.
Электроника автомобиля устойчива к напряжению до 15,7В, то есть использование зарядного устройства с безопасными и гарантированными производителем выходными параметрами не приведет к ее повреждению.
Когда нужно заряжать
Для стандартных аккумуляторных элементов номинальное напряжение составляет 12 В. В реальных условиях показатель может меняться в большую или меньшую сторону:
Примерная методика оценки:
Верди, В | Уровень заряда, % |
13,0–12,7 (двигатель не работает) | 100 |
12,5 | 50 |
12,0–11,6 | Близко к 0 |
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства без снятия АКБ
- Если принято решение не снимать аккумулятор, отключаем все бортовые потребители.
- Измеряем напряжение, чтобы понять, насколько разряжен аккумулятор (значение поможет определить время зарядки).
- Подключаем аккумулятор к устройству, соединив + к + и — к -. Чаще всего плюсовые провода имеют красный цвет, а минусовые — синий или черный.
- Устанавливаем текущее значение, если в памяти предусмотрена регулировка (отношение 10% к емкости аккумулятора).
- Если батарея разряжена до нуля, потребуется ок. 6 часов, чтобы вернуть заряд до 100% аккумуляторной батареи 60 Ач при токе 6А.