Октановое число, или октановый индекс, — это параметр, характеризующий способность бензина не воспламеняться при сжатии. Показатель равен объемному процентному содержанию изооктана в смеси с н-гептаном, где детонационная стойкость этой жидкости и исследуемого бензина одинакова.
- Детонационная устойчивость
- Сравнение свойств различных антидетонаторов
- Приборы для измерения.
- Методы повышения октанового числа
- Метилтретбутиловый эфир
- Спиртовые добавки
- Тетраэтилсвинец
- Специальные присадки
- Как повысить октановое число бензина, полезные советы
- В чем суть
- Зачем изменять параметр октана?
- Основные методы
- Каталитический крекинг.
- Каталитический риформинг.
- Сгорание бензина с различным октановым числом
- Как влияет на двигатель бензин с более низким октановым числом
- Как влияет на двигатель бензин с более высоким октановым числом
- Зачем изменять параметр октана?
- Как октановое число топлива влияет на детонацию: точное объяснение
- Нафталин
- Добавки на основе спиртов
- Тетраэтил свинца
- Нафталин
- Ацетон
- Марганцевые присадки
- Моющие присадки
- Описание типов присадок
- Октан корректоры
- Очищающие присадки
- Дегидраторы
- Катализаторы топлива
- Универсальные присадки
- Обзор известных присадок
- Степень сжатия
- Метилтретбутиловый эфир
- Использование приборов
- Какой показатель считается максимальным.
Детонационная устойчивость
Изооктан крайне туго воспламеняется даже при очень высокой степени сжатия, поэтому октановое число принято за 100. Н-гептан, напротив, легко воспламеняется даже при малой степени сжатия, поэтому его антидетонационный параметр был установлен равным нулю.
Впервые способность бензина к детонации в 21-м году прошлого века исследовал англичанин Гарри Рикардо. Он предложил использовать шкалу стойкости бензина к детонации. Тетраэтилсвинец долгое время был основной антидетонационной добавкой к бензину. Добавление всего 0,01% этого вещества в бензин повышает его индекс ударопрочности на 3 единицы. Но так как он очень токсичен, сейчас его запрещено использовать в качестве присадки к бензину. Вместо этого для улучшения антидетонационных свойств в настоящее время используются более безопасные добавки, такие как метил-трет-бутиловый эфир, который в настоящее время считается наиболее перспективным агентом для этой цели. Используется также его смесь с трет-бутиловым спиртом. Недостатками этих добавок являются высокая агрессивность по отношению к резиновым изделиям и низкая (около 50 ◦С) температура кипения. Последнее является причиной испарения этих присадок из топлива в жару.
Независимо от химической природы антидетонатора концентрация присадки в бензине ограничена по объективным причинам, что приводит к низкому повышению октанового числа. Кроме того, увеличение индекса детонационной стойкости бензинов зависит от концентрации присадки нелинейно. Для каждого антидетонатора существует пороговая концентрация, после достижения которой показатель детонационной стойкости не увеличивается.
Сравнение свойств различных антидетонаторов
Пороговые значения концентраций некоторых добавок и другие их эксплуатационные функции:
- Оксигенаты (низшие спирты и эфиры). Пороговая концентрация добавки составляет 15%. Свойства: относительно низкая теплотворная способность и высокая агрессивность по отношению к резиновым изделиям. Максимальный прирост октанового индекса топлива составляет 4-6 единиц. Параметры некоторых сложных эфиров, используемых в качестве добавок. Метил-трет-бутил (МТБЭ) — среднее октановое число 114, температура кипения 55 ◦С; этил-трет-бутил (ЭТБЭ) — среднее октановое число 110, температура кипения 70 ◦С; метил-трет-амил (МТАЕ) — среднее
октановый индекс 104,5, температура кипения 87 ◦С; диизопропиловый (ДИПЭ) — средний октановый индекс 104,5, температура кипения 69 ◦С. - Свинцовые добавки. Порог насыщения бензина металлом 0,17 г/л. Характеристики: высокий уровень токсичности и нагарообразования в камере сгорания. Максимальное повышение индекса детонационной стойкости для бензина составляет 8 единиц. Такие добавки не используются в наше время.
- Который содержит марганец. Пороговая концентрация металла в топливе 50 мг/л. Особенности: повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы, значительное нагарообразование на свечах зажигания и в камере сгорания. Максимальный прирост индекса детонационной устойчивости составляет 5–6 единиц.
- Железный. Пороговая концентрация — 38 мг/л.Приводит к повышенному износу поршней и цилиндров двигателя из-за заметного отложения золы при сгорании. Максимальный прирост числа детонационной стойкости бензина составляет 3-4 единицы.
- Ароматические амины, например аминобензол (анилин), которые в чистом виде использовать запрещено из-за крайней токсичности. Из веществ этой группы разрешен к применению только монометиланилин (N-метиланилин). Пороговая концентрация составляет 1–1,3%. Особенностью присадки на основе этого вещества является высокое октановое число. В ходе эксперимента было получено значение 280 единиц. Однако есть и существенные недостатки, к которым можно отнести значительное отложение смолы на деталях двигателя и топливной системе. Также наблюдается повышенный износ деталей в цилиндропоршневой группе. Максимальный прирост числа детонационной стойкости бензина, достигаемый при использовании такой присадки, составляет 6 единиц.
Приборы для измерения.
На рынке представлены агрегаты отечественного и зарубежного производства:
- ОКТИС;
- Дигитрон.
К специальным установкам относятся: ОКТАН-ИМ, ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300М, ШАТОКС SX-100М.
Принцип работы у них одинаков: измерение октанового числа путем сравнения с эталонными показателями. При этом топливо разных производителей разное, поэтому и показатели будут разными. За стандарт принимается топливо одного производителя, в противном случае необходимо провести калибровочные работы.
Методы повышения октанового числа
Мы говорим только о методах, которые вы можете использовать сами.
Метилтретбутиловый эфир
Это популярная добавка. Он бесцветный, с сильным ароматом, но низкой токсичностью. Достаточно добавить в бензин 15 % этого вещества, чтобы повысить РХ на 8-12 пунктов.
Полученный нефтепродукт имеет только один недостаток. В солнечный день быстро испаряется. Это значит, что из 98-го через пару дней вы получите 92-й.
Спиртовые добавки
Еще один популярный способ повысить OC бензина. Обычно добавляют в пропорции 1/10 этилового спирта в АИ-92. На выходе вы получите А-95.
Среди недостатков:
- возможность пробок в топливной системе;
- если в топливе осталась вода, расход резко увеличится, а топливо может замерзнуть в баке.
Тетраэтилсвинец
Качественная добавка, которая используется с 1921 года. Для повышения SP на 15-18 единиц достаточно добавить 1/20 этого вещества.
Недостатаки:
- свинец опасен и поэтому метод запрещен;
- полученный нефтепродукт выводит из строя оборудование с
- каталитические преобразователи.
Специальные присадки
- «Октан Плюсот» — присадка из США. Повышает октановое число на 5-6 единиц.
- Присадка Octane Plus 0H из Германии. Увеличивает RP с 2 до 5,5 единиц.
- «Тотек УМТ» — добавка из России.
Как повысить октановое число бензина, полезные советы
Глядя на рост цен на топливо на заправках, у многих автомобилистов возникает безумная идея повысить октановое число бензина. Почему нет?
Конечно, эта работа на практике ложится на «плечи» нефтеперерабатывающих заводов, у которых очень сложные методы такого преобразования. Но иногда задача слишком оригинальна для сил рядового автомобилиста.
В чем суть
Для начала давайте выясним, что это за индикатор и зачем его собственно нужно улучшать.
Так октановое число характеризует детонационные свойства бензина, то есть его способность воспламеняться в нужный момент и с требуемым качеством.
Это основной показатель, которому уделяется особое внимание. Например, если октановый индекс бензина АИ-95, это свидетельствует о его детонации при 95 % (по изооктану) и 5 % (по гептану).
В самый первый момент после переработки нефти бензин имеет минимальное октановое число 70. В дальнейшем с помощью различных методов и присадок этот показатель можно поднять до нужного уровня.
Определение октанового числа проводится на специальном стенде (часто он выглядит как специальный двигатель для испытаний). Тест проводится при различных нагрузках — малых и средних.
- Но в последнее время стали появляться специальные устройства, облегчающие проверку.
Параметры используемого в эксперименте топлива сравниваются со стандартными составами изооктана и гептана. После этого бензину присваивается свой «номер».
Кстати, каждое органическое соединение имеет свой уровень детонационной стойкости.
Например, метан имеет октановое число 107,5; пропан — 105,7; бензол — 113; бутан — 93,6; бензин прямой перегонки — ок. 58, каталитический крекинг — ок. 80-85 и каталитический риформинг — 83-97.
Зачем изменять параметр октана?
Бензин с низким октановым числом может воспламениться намного раньше, чем это необходимо. При этом мощность двигателя снижается, появляется хорошо знакомый многим автолюбителям процесс детонации.
Кроме того, использование низкооктанового бензина приводит к детонации двигателя, сокращению ресурса целой группы основных элементов – седел, клапанов, свечей зажигания и так далее. Если злоупотреблять некачественным топливом, капитальный ремонт двигателя придется делать намного раньше срока.
Итак, для улучшения качества бензина и значительного улучшения характеристик все же необходимо повысить октановое число.
Основные методы
На сегодняшний день существует несколько основных способов повышения октанового числа.
Каталитический крекинг.
Процесс, который может быть реализован только в условиях нефтеперерабатывающего завода. Этот метод предполагает нагрев масла на катализаторе до температуры чуть выше 500 градусов Цельсия.
При нагревании молярная масса алканов уменьшается, что позволяет получить на выходе два элемента — ароматические углеводороды и алкены.
В результате бензин с октановым числом 91-92. Недостатком такого топлива является высокая концентрация ароматических углеводов. Поэтому при длительном хранении топлива может снижаться октановое число.
Каталитический риформинг.
Здесь топливо, полученное после прямой перегонки, нагревают до 500-520 градусов Цельсия. При этом катализатор (рений, оксид алюминия с платиной и другими металлами) находится под давлением ок. 35 атмосфер. На заключительном этапе достигается 95 бензин. КПД — около 75%.
- Как и в первом случае, этот вид работ выполняется только в особых условиях на заводе.
- Метил-трет-бутиловый эфир.
Это одна из самых популярных присадок к топливу. Его свойствами являются бесцветность, воспламеняемость, низкая токсичность, резкий запах и высокое октановое число.
Достаточно добавить в бензин около 15% этого эфира (от общего объема топлива), чтобы повысить октановое число на 8-12 пунктов.
Чаще всего этот метод используется для повышения «октанового числа». Но у него есть недостаток – полученный таким образом бензин гораздо быстрее испаряется в солнечную погоду из-за его повышенной летучести.
Спиртовые добавки (на основе этилового или метилового спирта).
Также используется для улучшения качества топлива. Например, добавив в бензин АИ-92 1/10 часть этилового спирта, можно сделать его 95. При этом на автомобиле значительно снижается токсичность выхлопных газов.
- Но этот метод имеет ряд недостатков.
- Таким образом проявляется способность спирта поглощать влагу, что требует от автомобилиста принятия дополнительных мер по «сливу» бензина.
- Кроме того, высок риск засорения топливной системы.
Кстати, если не принимать меры, в топливе появляется вода, а это повышенный расход, неполное сгорание топливной смеси, высокий риск замерзания бензина в системе и другие проблемы. Поэтому необходимо удалять воду из бензина.
- Тетраэтилсвинец.
- Одна из самых качественных добавок, которая активно используется с 1921 года.
- 1/20 этого вещества достаточно для повышения октанового числа на 15-18 позиций.
- Тетраэтилсвинец используется в сочетании со специальными «носителями», удаляющими оксид свинца, образующийся при сгорании добавки.
Сегодня этот метод запрещен из-за опасных паров свинца и их негативного воздействия на организм человека. Пары вещества высокотоксичны.
Кроме того, такое топливо нельзя использовать в автомобилях с каталитическим нейтрализатором (оборудование выходит из строя через несколько часов работы).
Сгорание бензина с различным октановым числом
Скорость горения топлива напрямую зависит от октанового числа. При нормальной работе двигателя бензин внутри цилиндров должен гореть мягко и постепенно, а не взрываться. При таком режиме сгорания двигатель работает ровно и ровно.
При использовании низкооктанового бензина степень сжатия в цилиндре превышает максимальное значение и топливная смесь самовоспламеняется, т.е детонирует раньше, чем свеча успевает дать искру.
При использовании высокооктанового бензина степень сжатия топливной смеси в цилиндре не достигает необходимого значения, при котором происходит равномерное сгорание топлива. Бензин будет гореть слишком медленно и не успеет сгореть до конца.
Как влияет на двигатель бензин с более низким октановым числом
Если по каким-то причинам вы заправляете автомобиль бензином с октановым числом ниже рекомендованного производителем двигателя (например, используя АИ-92 вместо АИ-98), это ни к чему хорошему для двигателя не приведет.
При езде на низкооктановом бензине в цилиндрах происходит детонация, т.е самовоспламенение, до воспламенения топливной смеси от свечи зажигания.
После периода эксплуатации машины от двигателя будут исходить посторонние шумы, мощность уменьшится, а расход топлива увеличится. Повысится температура двигателя, что повысит температуру катализатора выхлопных газов, что снизит его долговечность.
В такой ситуации во время движения важно не увеличивать обороты двигателя; На ближайшей заправочной станции необходимо заправиться бензином желаемой марки.
В целях экономии иногда заливают низкооктановый бензин, поскольку современные автомобили оснащены системами, позволяющими справляться с таким топливом. Но, к сожалению, повышенный расход топлива сводит на нет такой эксперимент. Экономить не получится, а нагрузка на двигатель увеличится.
Как влияет на двигатель бензин с более высоким октановым числом
Вопреки тому, что многие думают, что бензин с более высоким октановым числом более качественный и, следовательно, всегда лучше, это не так. Если вы заправляете автомобиль бензином с более высоким октановым числом, чем рекомендовано (например, заливаете АИ-98 вместо И-92), это тоже нехорошо для двигателя.
Работа двигателя на таком бензине также приводит к увеличению расхода топлива, снижению мощности, образованию нагара на свечах, поршнях и клапанах.
Использование высокооктанового бензина подразумевает высокую степень сжатия в цилиндрах для нормального процесса сгорания смеси. В двигателе, не рассчитанном на такое сжатие, топливо сгорает слишком медленно. Бензин не успеет сгореть до конца.
Что в дальнейшем приведет к перегреву выпускных клапанов. Если они сгорят, потребуется капитальный ремонт двигателя, на который уйдет много времени и денег.
Во избежание негативных последствий вождения на бензине с октановым числом выше или ниже рекомендованного значения лучше всего использовать бензин, подходящий для вашего двигателя.
Основной вывод о влиянии октанового числа бензина на расход топлива можно выразить следующим образом:
- если октановое число ниже необходимого, увеличится расход топлива;
- если выше, то останется без изменений.
Зачем изменять параметр октана?
Бензин с низким октановым числом может воспламениться намного раньше, чем это необходимо. При этом мощность двигателя снижается, появляется хорошо знакомый многим автолюбителям процесс детонации.
Кроме того, использование низкооктанового бензина приводит к детонации двигателя, сокращению ресурса целой группы основных элементов – седел, клапанов, свечей зажигания и так далее. Если злоупотреблять некачественным топливом, капитальный ремонт двигателя придется делать намного раньше срока.
Итак, для улучшения качества бензина и значительного улучшения характеристик все же необходимо повысить октановое число.
Как октановое число топлива влияет на детонацию: точное объяснение
Если вы думаете и задаетесь вопросом, каким бензином лучше всего заправлять бак вашего автомобиля, самое главное, что мы можем вам посоветовать, это не переусердствовать! Не стоит экспериментировать с АИ-95, если машина по паспорту работает на АИ-92. Также не стоит испытывать судьбу и пытаться сделать наоборот, заливая в горло низкооктановое топливо. И так далее, разнообразие качеств топлива позволяет сделать выбор, но будет ли он осознанным и правильным?
Возьмем, к примеру, такое знакомое понятие, как октановое число топлива. Мы когда-то писали об этом короткую заметку, где объясняли, что такое октановое число и что такое цетановое число: Октановое и цетановое число: в чем разница?
Это абсолютно важный показатель топлива? Конечно, потому, что октановое число является показателем, характеризующим детонационную стойкость бензина, то есть способность топлива сопротивляться самовоспламенению при сжатии.
Другими словами, бензин с более высоким октановым числом можно сжимать до более высокого давления без самовоспламенения топливно-воздушной смеси.
Означает ли это, что высокооктановый бензин всегда будет лучшим выбором для любого автомобиля? Нет, этот вариант подходит не всем, и сейчас мы объясним, почему бензин с таким более высоким значением подходит не для всех автомобилей и почему он не будет накапливать более высокий заряд энергии.
Октановое число, если перевести термин на человеческий язык, является своеобразным показателем ударопрочности, а не взрывной силы. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность преждевременного самовозгорания топлива. То есть бензин с более высоким октановым числом не содержит дополнительной энергии как таковой, только двигатели с определенной конструкцией способны выжимать из такого топлива больше энергии, сжигая большее количество топливовоздушной смеси в единицу времени.
Но, во-первых, это возможно только в том случае, если двигатель вашего автомобиля устроен определенным образом: как правило, он оснащен турбокомпрессором или имеет очень высокую степень сжатия. Во-вторых, он работает безупречно и не имеет серьезных проблем.
Также нет разницы в скорости сгорания 92, 95, 98 бензина. Разнооктановые виды топлива также не отличаются по «холодному» или «более горячему» сгоранию в камере, полноте этого сгорания и по другим распространенным заблуждениям. По крайней мере, в этом нас пытается убедить в своем видео известный американский автослесарь, мастер-самодел и ведущий YouTube-канала ChrisFix с более чем 5,5 миллионами подписчиков:
Видео действительно интересное и рекомендуется к просмотру всем интересующимся эксплуатацией автомобилей. Даже если вы не знаете английского, вы все равно поймете, о чем идет речь — субтитры хорошо переводятся на русский язык.
Кстати, то, что маркировка топлива в США отличается от нашей: 87, 89, 91 и 93, не означает, что их топливо лучше или хуже, хотя бы по октановому числу. Просто в разных странах используются разные системы обозначения октанового числа бензина. Степень различий, но не суть.
Итак, поэтому основное и единственное отличие бензинов с разным октановым числом заключается исключительно в их стойкости к детонации и в продлении срока службы двигателя не меньше, но и не больше.
Если вы заливаете низкооктановый бензин в двигатель с высокой степенью сжатия или с турбонаддувом, у вас больше шансов получить детонацию, так как давление и температура в таком двигателе выше, что позволяет топливу воспламеняться раньше и без помощи свечей зажигания.
Случайное воспламенение (по сути, взрыв) внутри цилиндра может разрушить поршень, поршневые кольца, повредить клапаны, прожечь прокладку блока и даже нарушить герметичность самого блока.
Нафталин
Нафталин — наше все, куда бы мы его ни добавили! Парадокс в том, что да, это повышает октановое число топлива. Полкилограмма хватает на десять литров и — вуаля, у вас уже не 92, а 95 брызг в баке. Но приготовьтесь к полной замене системы подачи топлива. Вы должны отказаться от топливных насосов, форсунок и шлангов.
Добавки на основе спиртов
Кроме того, в топливо активно добавляют этиловый и метиловый спирты. Этот метод позволяет добиться значительных показателей повышения октанового числа. При умеренном количестве 10% этилового спирта бензин АИ-92 можно легко модернизировать до АИ-95. Спирт увеличивает плотность заряда, снижая при этом скорость детонации и влияние высоких температур на двигатель. Все это происходит за счет охлаждения горючей смеси за счет повышенного газообразования и испарения в процессе эксплуатации.
Тетраэтил свинца
Сам по себе театратил свинца имеет много положительных моментов: после добавления этой присадки значительно снижается «дымность» в выхлопе, двигатель работает тише обычного и даже немного мощнее, чем раньше. Все это приводит к снижению индекса детонации. Однако, несмотря на то, что свинец-театратил обладает значительно повышенной токсичностью, его смело можно считать одним из самых опасных для живого организма. Помимо того, что канцерогенные свойства этого химического элемента выше нормы, дым от автомобиля также может попадать в организм человека не только через верхние дыхательные пути, но и через открытые раны на теле. Чрезвычайно высока и частота нервно-паралитического воздействия на человека, приводящего к параличу и даже смерти. Но кроме человека страдает и машина. Свинец в составе оседает на патрубках и трубках и чреват негативными последствиями, особенно для карбюраторных автомобилей, и тех, на которых установлен инжекторный нейтрализатор.
Нафталин
Старые, забытые всеми, кроме наших бабушек, средства для борьбы с молью и прочей живностью получили новую жизнь в качестве одного из видов добавок. Всего 500 граммов этого вещества в таре с бензином повышают октановое число аж на три деления. Но безобидный помощник в виде порошка, взаимодействуя с топливом, медленно и прагматично начинает повреждать основные системы автомобиля. Во-первых, это нагар в камере сгорания, а именно повышенное их количество. Кроме того, значительно повышается уровень токсичности выхлопных газов. Кроме того, нафталин способен кристаллизоваться и забивать отсек топливного насоса.
Ацетон
Ацетон в небольших количествах значительно повышает детонационную стойкость. Добавление такой присадки регламентировано государственными нормами и правилами, поэтому многие производители не стесняются повышать октановое число этим методом. Проблема заключается в дальнейшем добавлении этого вещества в составы некачественных бензинов, пытаясь таким образом получить больше добавленного «жира». Результатом является многократное завышение допустимой дозы, что в свою очередь чревато распадом ацетона на вредные и токсичные для человека компоненты.
Марганцевые присадки
Добавки марганца повышают детонационную стойкость на 4-5 единиц. К недостаткам такого средства можно отнести периодический выход из строя преобразователей, что снижает срок службы мотора.
Моющие присадки
Моющие присадки считаются безвредными, так как имеют достаточный баланс ингибиторов коррозии, деэмульгатора (именно он поглощает воду) и самого моющего компонента, среди которых наибольшей популярностью пользуются поверхностно-активные вещества (ПАВ). Благодаря использованию такого вещества наилучшим образом «разъедает» нагар и отложения разного характера. Но крайне важно учитывать концентрацию такого вещества. Передозировка (употребление более 10%) чревата плохим запуском двигателя, вплоть до полной потери работоспособности.
Описание типов присадок
Химические свойства добавок существенно отличаются друг от друга. На практике это сложные соединения, имеющие уникальный состав и технологию производства. Конечно, и механизм действия такого компонента, и его предназначение разные. Не лишены плюсов и минусов — присадки в бензин отличаются по своему действию на бензин. Условно существует деление на категории в зависимости от направления воздействия на топливо.
Октан корректоры
Основное действие этих химически активных веществ заключается в том, что они могут повышать октановое число бензина. Известно, что октановое число является характеристикой детонационной стойкости, и с помощью такой присадки к топливу значение можно значительно снизить. Впервые для этих целей был использован тетраэтилсвинец, показавший высокую эффективность. Впоследствии это соединение было запрещено, так как оно оказывало токсическое воздействие на организм человека и нарушало экологию, выделяя в окружающую среду большое количество тяжелых металлов. В современных октан-корректорах используются химические компоненты на основе железа, марганца, соединений аминогруппы (ксилидин) и др.
Специалисты не рекомендуют использовать октаноповышатели, так как половина из них оказывает существенное влияние на здоровье (тетраэтилсвинец, нафталин – эти соединения вредны), а другая половина приводит к необратимому выходу двигателя из строя (этиловый спирт, марганец, ацетон).
Очищающие присадки
Эта группа составов используется для очистки двигателей внутреннего сгорания от накопившихся отходов переработки топлива — сажи, нагара и нагара. Это неизбежный результат использования даже самого дорогого топлива, поэтому рекомендуется применять данный тип состава профилактически.
Перед использованием следует взвесить все «за» и «против». Например, регулярное использование чистящих присадок значительно улучшит работу двигателя за счет регулярного удаления накопившихся смол и нагара. Но если такая присадка никогда не применялась и принято решение очищать двигатель таким способом, то можно добиться обратного эффекта – крупные частицы нагара будут отслаиваться и вызывать поломку ДВС.
Из плюсов – такие составы действительно эффективно работают. Если принять во внимание довольно высокую стоимость полной очистки двигателя и форсунок, использование чистящих присадок является дешевой альтернативой.
Дегидраторы
Это полезная добавка, которую следует использовать только в экстренных случаях. В данном случае такой ситуацией является попадание конденсата или небольшого количества воды в топливный бак. Наличие влаги в топливе может привести к повреждению системы учета топлива, а также к выходу из строя электронных датчиков.
Основным компонентом осушающих добавок является этиловый спирт высокой концентрации (обычно это значение приближается к 99,5%). Кроме того, в состав добавляют химические соединения для связывания воды.
В реальности такие осушители малоэффективны, их способность поглощать влагу оценивается всего в 0,5-1% от общего количества жидкости в газгольдере. Поэтому, если вы столкнулись с попаданием воды в бензобак, лучше сначала удалить оттуда всю смесь, а уже потом думать об использовании осушителя.
Катализаторы топлива
Предполагаемый эффект этих присадок заключается в повышении физико-химических свойств бензина, а именно в увеличении OC и повышении детонационной стойкости. Производители этих химических составов также обещают снизить расход топлива и увеличить мощность силового агрегата. В составе присутствуют низкомолекулярные спирты, эфирные соединения и аллотропные модификации углерода.
Преимуществом таких добавок является их высокая стоимость. Одной тары хватает на 120-180 литров топлива, что приводит к наценке на обычный бензин. Следует отметить, что эффективность присадки в «полевых» условиях всегда ниже заявленной. В результате вместо повышения октанового числа на 7 единиц получается 2-3 единицы. Поэтому целесообразность использования катализаторов весьма сомнительна.
Универсальные присадки
Иногда можно встретить рекламу производителей, которые обещают, что их присадка обладает многофункциональным действием, например, повышает октановое число и очищает двигатель от нагара. Как правило, это маркетинговый ход, так как на самом деле не существует универсального состава, который поможет «от всего». Дать рекомендации по применению таких веществ нельзя, лучше использовать добавку по назначению.
Обзор известных присадок
Современный бензин представляет собой смесь углеводородов, выделяющихся из нефти и попутных газов. Но в том виде, в каком он есть, он не используется. В него добавляют различные добавки. Это сделано не только для улучшения топлива, но и для экономии денег. Производство бензина – очень длительный и трудоемкий процесс. Добавки, в свою очередь, помогают сэкономить деньги и получить качественный продукт. Особое внимание уделяется присадкам для повышения октанового числа.
Как уже было сказано, средства повышения октанового числа бензина делятся на разрешенные в России и запрещенные. Вот лучшие:
- Монометиланилин. Его главное преимущество – эффективность. Октановое число значительно повышается даже при добавлении относительно небольшого количества присадок. 1% от общего количества повышает октановое число прибл. 8-10 ед. С поправкой на исходный материал. При грамотном использовании можно получить топливо, которое будет относиться к премиум-классу. Однако есть одно «но». Эта добавка запрещена к применению в России и некоторых других странах. Запрет на его использование был введен в 2016 году, но его производство никто не запрещал.
- КАПЛЯ катализатора горения. По эффективности он почти не хуже первого варианта. Чтобы превратить 92-й бензин в 95-й, нужно всего 8-10 кг на целую тонну топлива. Если говорить в процентах, то на это уйдет примерно 0,8-1% от общего объема.
- Метил-трет-бутиловый эфир. Это средство занимает первое место на рынке аналогичных товаров. Благодаря этому топливо становится более экологичным. Он используется практически во всех странах. Их производят только в двух: в России и Китае. Использование запрещено только в США.
- Октановый усилитель «Аплидиум». Он очень эффективен и даже может конкурировать с монометиланилином. С этим инструментом проводились различные эксперименты. Они показали, что при его использовании остальные показатели остаются в норме, а антидетонационный эффект не вызывает сомнений. Эта добавка содержит следующие компоненты: ароматические амины и органические растворители. Последний обладает мощным моющим эффектом.
- Трикарбонил марганца. Благодаря ему октановое число можно повысить до 10 единиц, но это зависит от исходного топлива. Это помогает снизить содержание ароматических соединений в бензине и снизить расход топлива до 5%. Он имеет ряд других преимуществ: улучшение работы катализаторов дожигания и защита катализатора от накопления в нем оксидов металлов. Его можно использовать отдельно или в сочетании с другими агентами. Рекомендуется добавить ок. 160-180 мл на тонну топлива. Есть у этой добавки и недостаток: под воздействием солнечных лучей она начинает разрушаться. Из-за этого его антидетонационные свойства теряются. Это средство хоть и очень эффективное, но не соответствует экологическим нормам из-за своей токсичности.
- Ферроцен. Доступен в виде порошка. Содержит металлы. С точки зрения финансов это самый экономный вариант. При добавлении 170 г продукта на тонну топлива октановое число увеличивается примерно на 4-5 ед. Эта присадка используется не только как способ повышения октанового числа.
- Тетраэтилсвинец. Это одно из самых дешевых, но эффективных средств. Использование запрещено в России и за ее пределами. Добавка не используется в исходном виде. Причина: отложения свинца на стенках цилиндров двигателя. Из-за этого он может выйти из строя. Мы решили эту проблему следующим образом — добавили еду на вынос. Они образуют летучие соединения со свинцом. В качестве них обычно используют хлор- или бромсодержащие соединения. Эта смесь называется этиловой жидкостью, а такой бензин – этилированным.
Таких средств на рынке большое количество, но не от всех из них стоит ожидать хорошего результата. Бывают случаи, когда такие присадки, наоборот, портят автомобиль.
Степень сжатия
Разработка автомобильных гармошек направлена на предотвращение самовозгорания в узлах двигателя, чтобы двигатели выпускались с высокой степенью сжатия. В данном контексте наибольшее значение имеет именно октановое число, так как для двигателей с высокой степенью сжатия требуется высокооктановое топливо. В основном они используются в представительских или спортивных автомобилях. Степень сжатия в современных автомобилях может быть 10 к 1, но были обнаружены и более высокие показатели.
Конкретный ОУ разрабатывается производителем отдельно для каждой модели и марки машины. Возможности такого типа указаны в руководстве пользователя, но к чему приведет игнорирование рекомендаций?
Использование топливной жидкости с более низким октановым числом, чем требуется, приводит к следующим последствиям:
- детонация;
Если, наоборот, октановое число в топливе выше необходимого, последствия будут не столь серьезными. Речь идет о небольшом снижении динамики, так как горючая смесь будет гореть дольше.
Метилтретбутиловый эфир
Это, безусловно, самый популярный метод. Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), обладающий огромным индексом детонационной стойкости (более 100 единиц), положительно влияет на работу двигателя: обогащенный кислородом обеспечивает полное сгорание, снижает выбросы выхлопных газов, содержащих элементы СО и СН. К недостаткам можно отнести то, что повышенное содержание МТБЭ (более 20%) является причиной снижения ресурса и увеличения выбросов оксидов азота (NOx) в атмосферу. Однако у этого метода есть свои негативные последствия – красный нагар на свечах зажигания или камерах сгорания. При этом при симптоматике снижения ресурса и мощности автомобиля фары постоянно троят и даже выходят из строя.
Использование приборов
Абсолютно все приборы, используемые для измерения величины РХ, имеют простой принцип работы — определение диэлектрической проницаемости бензина, так как этот параметр пропорционально зависит от величины РХ. Обязательным мероприятием является составление специальной градуировочной зависимости для получения наиболее точного значения. Эта зависимость построена для н-гептана и топлива с известным октановым числом.
Среди наиболее распространенных агрегатов импортного и отечественного производства можно выделить следующие.
- ОКТИС – прибор российского производства стоимостью 3500 рублей считается самым известным и востребованным.
- Digatron позиционируется как более надежный и точный прибор, стоимость доходит до 700 евро. Устройство нашло применение в картинге и других видах спорта.
- ОКТАН-ИМ отличается наличием 10 калибровок и встроенной внутренней памятью. Показывает высочайшую точность показаний.
- ОКТАНОМЕТР ПЭ-7300 М будет стоить около 50 60 тысяч рублей. Имеет встроенное ПО и возможность подключения к ПК. Допустимо учитывать показатель температурного режима.
- SHATOX SX-100M – импортный аналог, который стоит 1800 долларов. Есть встроенный датчик температуры. Определение этого показателя выполняется программным методом.
Следует отметить, что ОШ по приборным измерениям может существенно различаться в зависимости от производителя топлива из-за разных градуировочных зависимостей. Построение индивидуальных калибровок для каждого случая является обязательной мерой. Обычно в качестве стандарта используется бензин определенного производителя.
Среди недостатков рассматриваемого метода определения СП можно выделить сложность определения различных внешних факторов, которые могут повлиять на процесс измерения. Недостатком также считается невозможность анализа неидентифицированного топлива, так как анализ в основном основан на сравнении.
Какой показатель считается максимальным.
Постоянное развитие технологий предъявляет повышенные требования к продаваемым маркам бензина. Благодаря использованию разных насадок удается получить экспериментальные данные с детонационной стойкостью до 140 ед. Но эти показатели нереализуемы по экологическим причинам: добавки содержат металлоорганические соединения. Неэтилированный бензин может иметь высокое октановое число до 109 единиц.
Максимальные значения для авиатоплива – до 115 единиц. Современные автомобили рассчитаны на использование бензина 95 и 98. Более высокие цены (до 102 единиц) — только для гоночных автомобилей.