Индекс вязкости масла — важный параметр

Тех.жидкости, смазки

Для характеристики любого масла обычно используют три общепринятые категории вязкости:

  • кинематический;
  • динамичный;
  • технический.
Содержание
  1. Что такое вязкость смазочного материала в целом
  2. В каких случаях могут возникнуть проблемы
  3. При переходе на использование синтетического моторного масла?
  4. Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу?
  5. Можно ли применять современные моторные масла
  6. В том числе синтетические, имеющие самые высокие спецификации Такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96
  7. Для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?
  8. Прогрев двигателя и вязкость моторного масла
  9. Что происходит, когда вязкость масла выше нормы
  10. Температура вспышки (flash point)
  11. Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
  12. Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости
  13. Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью
  14. Характеристики автомобильных масел
  15. Вязкость моторного масла в рабочих температурах
  16. Как производить «промывку» двигателя с помощью моторного масла?
  17. Относительно «промывки» можно отметить следующее:
  18. Чем отличается синтетическое масло от минерального моторного масла?
  19. Моторные масла от разных производителей
  20. Mobil
  21. Shell
  22. Лукойл
  23. Castrol
  24. Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных»
  25. Спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?
  26. Обозначение моторных масел по стандарту API
  27. Что такое «температура застывания»
  28. И можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?
  29. Международный стандарт вязкости
  30. Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
  31. Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE?
  32. Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля
  33. Что такое «индекс вязкости» и как его использовать для сравнения различных марок моторных масел?
  34. Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
  35. Основные параметры вязкости
  36. Испаряемость по методу Ноака
  37. Как стоит рассматривать индекс вязкости масла
  38. Масляная основа и присадки
  39. Как грамотно выбрать машинное масло

Что такое вязкость смазочного материала в целом

Когда речь идет об автомобилях, уместно рассматривать только две категории: кинематические и динамические.

таблица вязкости некоторых моторных масел
Индекс вязкости некоторых моторных масел

Динамическая вязкость — наиболее понятный параметр. Он определяет силу внутреннего трения между слоями смазки. Этот показатель не привязан к внешним условиям и просто указывает силу трения в масле без привязки к какому-либо значению. Измеряется в равновесии (P).

Кинематическая вязкость рассчитывается по динамической вязкости. Но здесь уже проведены расчеты с учетом плотности.

То есть кинематика показывает, как меняются вязкостные свойства смазки при изменении плотности масла. Эта категория более объективна и применима для описания работы смазочного материала в двигателе внутреннего сгорания.

Чем больше значение этого параметра, тем лучше защитный слой прилипает к поверхности деталей, менее легко стекает и требует большего внешнего усилия для разрушения образовавшейся пленки.

Это в общем случае, без модификаторов. С другой стороны, густые смазки плохо прокачиваются по системе и требуют больше энергии для преодоления силы трения внутри них. То есть они влияют на расход топлива.

График индекса вязкости
График зависимости индекса вязкости от базового масла

В прошлом считалось, что более густые смазочные материалы лучше всего защищают двигатели от износа. Но сегодня эта тенденция изменилась. И главную роль стали играть присадки.

То есть даже низкорасходные PAO-смазки отлично справляются с защитой современных двигателей, при этом не требуя больших усилий для прокачки и смазки разбрызгиванием. А это существенно влияет на экономию топлива.

В каких случаях могут возникнуть проблемы

При переходе на использование синтетического моторного масла?

Проблемы, связанные с переходом на «синтетику», обычно возникают в тех случаях, когда ранее использовались некачественные масла, были нарушены рекомендуемые интервалы замены или в масло попали посторонние вещества, такие как охлаждающая жидкость, специальные масляные присадки и т.п случае в двигателе возникают значительные отложения.

Обычно при этом происходит частичная или полная потеря эластичности (вплоть до появления трещин) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и др.).

В отличие от минеральных масел, которые «смывают» отложения в двигатель постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают отслаивание отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к засорению моторного масла ресиверную сеть, масляные каналы, работу в режиме масляного голодания и, как следствие, отказ двигателя.

Таким же образом в районе сальниковых уплотнений (в т.ч из микротрещин, если они есть) будут удалены все отложения, а в случае потери эластичности в сальниках синтетическое масло, предварительно очищенное «дорога», будет вытекать из двигателя.

Поэтому использование синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:

  • при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя;
  • если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные колпачки и др.) утратили эластичность и (или) имеют микротрещины (сальники подлежат замене);
  • в двигателях с сальниками с «прокладкой» (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Рено) — возможны течи (но при экстремально низких температурах, когда другого выхода нет, допускается использование «синтетики»);
  • в период обкатки для двигателей, требующих обкатки, т.е. «полезного износа», обкатки в парах трения. То же самое касается двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо производить на качественном минеральном масле, после чего можно переходить на «синтетику»;
  • в роторно-поршневых двигателях.

Во всех остальных случаях использование синтетических масел не только никоим образом не навредит даже «старому» и изношенному двигателю, а, наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимальный срок службы.

Как соотносятся классы вязкости моторных масел по SAE и по ГОСТу?

Примерное совпадение выглядит так:

ГОСТ САЕ ГОСТ САЕ ГОСТ САЕ
3 часа 5 Вт 12 тридцать 4 г/10 10W-30
4 часа 10 Вт 14 40 5г/10 15W-30
5z 15 Вт 16 40 5з/12 15W-30
6z 20 Вт 20 50 6з/10 20W-30
6 20 3з/8 5W-20 6з/12 20W-30
8 20 4з/6 10W-20 6z/14 20W-40
10 тридцать 4з/8 10W-20 6з/16 20W-40

Можно ли применять современные моторные масла

В том числе синтетические, имеющие самые высокие спецификации Такие, как например SAE SJ/CF или ACEA A3-96/B3-96

Для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Конечно вы можете. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественнее масло и выше спецификация, тем лучше оно защитит даже самый «старый» или изношенный двигатель.

Исключения из этого правила см в разделе «Где могут возникнуть проблемы при переходе на синтетическое моторное масло?»

Прогрев двигателя и вязкость моторного масла

Когда автомобиль заводится, масло в двигателе холодное и вязкое. Холодное масло имеет большее гидродинамическое сопротивление, что может привести к недостатку масла в парах трения и повышенному износу двигателя. При прогреве двигателя масло быстро нагревается и переходит в рабочий режим. Именно поэтому производители не рекомендуют сразу нагружать двигатель (начинать движение без качественного прогрева) в сильный мороз.

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы

Если вязкость выше нормы, вязкость масла не упадет до значения, рассчитанного инженером, даже при уже прогретом двигателе. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме. Из этого следует вывод – рабочая температура при эксплуатации плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, что увеличивает износ деталей и агрегатов двигателя.

При большой нагрузке – при экстренном разгоне или на затяжном крутом подъеме температура двигателя поднимется еще выше и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие характеристики. Он будет окисляться, и в нем будет образовываться нагар, копоть, кислоты.

Еще одним недостатком слишком вязкого масла является то, что часть мощности двигателя будет теряться из-за больших сил прокачки в системе.

Температура вспышки (flash point)

Температура вспышки – это самая низкая температура, при которой пары смазочного материала образуют смесь с воздухом, которая воспламеняется при контакте с огнем. Само масло еще не воспламенено.

Параметр характеризует наличие в масле летучих фракций, которые при смешивании с воздухом образуют горючую смесь. Чем ниже этот показатель, тем ниже расход отходов и тем выше качество базовых масел. Определяют в открытом или закрытом тигле, в последнем случае она ниже на 20-25 градусов.

Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла

Нефть представляет собой смесь углеводородов с определенной углеродной структурой. Они могут быть соединены между собой в длинные цепочки или разветвлены. Чем длиннее и прямее углеродные цепи, тем лучше масло.вязкость масла

Минеральные масла получают из нефти разными способами:

  • самый простой способ – перегонка нефти с экстракцией рафинатов растворителем;
  • более сложный метод – гидрокрекинг;
  • еще более сложным является каталитический гидрокрекинг.

Синтетическая нефть получается из природного газа за счет увеличения длины углеводородных цепей. Таким образом легче получить более длинные цепочки. «Синтетика» — намного лучше, чем минеральные масла, примерно в три-пять раз. Единственный минус — очень высокая цена.

«Полусинтетика» — смесь минерального и синтетического масел.

Подробнее узнать о трансмиссионных маслах, их функциях и свойствах, типах трансмиссионных масел, их обозначениях, а также ознакомиться со списком лучших трансмиссионных масел по соотношению цена-качество, вы можете в нашей статье Трансмиссионные масла

Как рассчитывается и на что влияет индекс вязкости

Для многих автовладельцев чаще трехзначное (реже двузначное, для дешевых минеральных масел, которые сегодня почти не используются) на таре несет смысловую нагрузку.

Большинство автомобилистов традиционно смотрят только на тип базы (синтетика, полусинтетика, минералка), назначение (бензин или дизель) и класс SAE. Однако мало кто знает, что означает индекс вязкости.

О чем говорят цифры на бачке моторного масла

Или знают, но не придают этому параметру большого значения. Но бесполезно. Именно эта категория может многое сказать о качестве и производственной мощности смазки.

Индекс вязкости моторного масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазки в зависимости от температуры. Это если не вдаваться в подробности и не рассматривать довольно сложный алгоритм расчета индекса вязкости масла.

То есть этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет ее производительность.

Для расчета индекса вязкости смазки необходимо знать две величины: кинематическая вязкость при 40 и 100 °С. Вводя эти данные в не самую простую формулу, в основе которой лежат эмпирические расчеты, полученные по двум эталонным смазкам, вычисляется искомый показатель.

В Интернете многие ресурсы предлагают бесплатные калькуляторы индекса вязкости масла. Достаточно двух вышеуказанных параметров — и программа автоматически рассчитает.

На практике большинство производителей смазочных материалов упростили эту задачу для покупателей, которые так глубоко интересуются свойствами смазочных материалов. Соответствующий индекс иногда указывается на таре (чаще всего в таблице вторичных значений на обратной стороне тары).

Можно ли смешивать моторные масла с разной вязкостью

Моторные масла разных классов могут иметь существенные отличия по свойствам и составу, и каждый производитель автомобилей устанавливает свои требования к использованию того или иного класса моторного масла в зависимости от технических характеристик автомобиля.

Поэтому смешивать смазочные материалы с разной вязкостью разрешается только в экстренных ситуациях и только в том случае, если свойства продуктов немного отличаются. Например, в двигатель, в котором использовалось масло 5W-40, можно доливать жидкость 5W-30. А вот смешивать зимние и летние составы, вязкость которых кардинально отличается, точно не следует. Также нельзя смешивать масла с синтетическим, полусинтетическим и минеральным составом.

Характеристики автомобильных масел

  • точка возгорания;
  • температура застывания;
  • индекс вязкости;
  • щелочное число;
  • кислотное число.

Температура вспышки – это величина, характеризующая наличие в масле легких фракций, которые очень быстро испаряются и выгорают, что ухудшает качество масла. Минимальная температура вспышки не должна быть ниже 220°C.

Температура застывания – это значение, при котором масло теряет свою текучесть. Температура указывает на момент кристаллизации парафина и полного застывания масла.

Индекс вязкости — характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем выше этот показатель, тем выше температурный диапазон работоспособности масла. Продукты с низким индексом вязкости позволяют двигателю работать только в узком диапазоне температур. С нагреванием они становятся слишком жидкими и перестают растекаться, а при остывании быстро густеют.вязкость масла

Щелочное число (TBN) указывает количество щелочных веществ (гидроксида калия) в одном грамме моторного масла. Единица измерения мгКОН/г. Он присутствует в моторной жидкости в виде моющих диспергирующих присадок. Их присутствие помогает нейтрализовать вредные кислоты и бороться с отложениями, возникающими при работе двигателя.

Со временем TBN снижается. Большое падение щелочного числа приводит к коррозии и загрязнению картера. Наиболее важным фактором снижения щелочных чисел является наличие серы в топливе. Поэтому масла для дизельных двигателей, в которых сера присутствует в больших количествах, должны иметь более высокое TBN.

Кислотное число (ОКЧ) характеризует наличие продуктов окисления в результате длительной эксплуатации и перегрева моторной жидкости. Увеличение указывает на сокращение срока службы масла.

Вязкость моторного масла в рабочих температурах

вязкость масла

В условиях высокой нагрузки увеличивается коэффициент трения и повышается температура. Из-за высокой температуры масло разжижается и толщина пленки уменьшается. Коэффициент трения уменьшается, и масло охлаждается. Это означает, что температура и толщина пленки изменяются в строго определенных производителем пределах. Именно такой режим позволяет маслу хорошо выполнять свое предназначение.

Как производить «промывку» двигателя с помощью моторного масла?

Случаи, когда необходимо «промывать» двигатель, рассмотрены в разделе «Как перейти с одной марки моторного масла на другую?».

Относительно «промывки» можно отметить следующее:

Во-первых, промывка не нужна, когда моторное масло кажется «слишком» темным, а двигатель кажется «грязным». Наоборот, бывает, что в двигателе есть значительные отложения, а масло остается чистым и прозрачным даже через несколько тысяч километров. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «очищающими» свойствами и нуждается в замене.

Во-вторых, при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя полностью отмыть его можно будет только при полной разборке двигателя. Нет, с этой задачей справится даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость.

В-третьих, помните, что промывка — это длительный процесс. Даже самая агрессивная омывающая жидкость не сможет за 5-10 минут удалить слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или, в данном случае, омывающая жидкость)) попадает только в виде брызг. Лучшим средством решения проблемы промывки может стать обычное качественное моторное масло (не обязательно синтетическое!), на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только «дать мотору поработать 5-10 минут», но и проехать больше чем сто километров.

Но если вы уже проехали больше тысячи километров, а в двигателе еще остались отложения, это значит, что запас моющих свойств в масле уже исчерпан и его необходимо заменить. Продолжать следовать этой схеме необходимо до исчезновения отложений, после чего можно переходить на рекомендованный производителем интервал замены масла.

Если неизвестно, какое масло было залито ранее и какой пробег автомобиля на этом масле, можно рекомендовать предварительную промывку маслосистемы или с заменой масла.

Чем отличается синтетическое масло от минерального моторного масла?

Отличие заключается в основном в молекулярной структуре основы (базы) масла. При производстве синтетических масел «строятся» (синтезируются) молекулы с заданными оптимальными эксплуатационными характеристиками. Синтетические масла обладают, в отличие от минеральных, максимальной химической и термической стабильностью.

Химическая стабильность означает, что при использовании в двигателе синтетических масел они не подвергаются никаким химическим превращениям (окисление, парафинизация и т.п.), ухудшающим эксплуатационные характеристики.

Термическая стабильность означает сохранение оптимальной вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный запуск двигателя в холодную погоду и в то же время максимальную защиту двигателя в самых высоких его температурных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

Моторные масла от разных производителей

Как и во всем, в производстве моторного масла есть «фавориты», а также компании, предлагающие потребителям более дешевые рецептуры.

Mobil

Mobil — один из крупнейших производителей высококачественных моторных масел. Для примера возьмем моторное масло 0w30, характеристики которого говорят о том, что этот продукт лучше всего подходит для тех, кто предпочитает экстремальные условия вождения.

Синтетическое масло, которое стоит 700 рублей за литр, производится исключительно по передовой технологии, благодаря чему такой состав улучшает топливную экономичность и защищает двигатель от износа. Присадки, используемые в этом масле, считаются лучшими из доступных на сегодняшний день. Они производятся по технологии Supersyn.

Моторное масло Mobil Super 3000 5W-40

Еще один интересный продукт от известной фирмы – моторное масло Mobil super 3000 5w40. Свойства жидкости отвечают большинству требований автопроизводителей. Синтетический продукт относится к классу «Экстра» и обладает отличными эксплуатационными характеристиками.

Масло поддерживает двигатель в чистоте и не образует отложений, хорошо работает при холодном пуске двигателя, а также позволяет значительно снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Стоит такая жидкость от 400 рублей за литр. Используется как для легковых и грузовых автомобилей, так и для внедорожников.

Shell

Еще одним «монстром» среди производителей качественного моторного масла является Shell. Производитель давно зарекомендовал себя с лучшей стороны, но как и в первом случае товар с таким брендом стоит недешево. Для примера возьмем очень популярную у автовладельцев жидкость, а именно моторное масло Шелл Хеликс 5w40.

Свойства этого продукта внушают доверие, так как, по утверждению самого производителя, уникальный состав обеспечивает более надежную защиту двигателя, чем дешевые аналоги. Как показывает практика, при эксплуатации автомобиля с таким маслом действительно намного меньше осадков и загрязнений. Полностью синтетическое моторное масло Shell Helix Ultra 5w40, свойства которого позволяют использовать его на таких автомобилях, как Ferrari, рекомендуется для заливки автомобилей BMW, Volksvagen, Reno, Fiat, Saab, Porsche и Rover.

Моторное масло Шелл Хеликс Ультра 5W-40

Лукойл

Моторные масла Лукойл, технические характеристики которых впечатляют, изготовлены на основе современных синтетических соединений. Эта компания также широко известна в нашей стране. Характеристики моторного масла 5w30 от Лукойл соответствуют требованиям высокооборотных бензиновых «движков», а также дизельных «легковушек», микроавтобусов и грузовиков. Кроме того, жидкость можно использовать в двигателях с турбонаддувом.

Масло моторное Лукойл Генезис Глидетехч 5W-30

Моторное масло 5w30, технические характеристики которого позволяют менять его реже, чем аналоги, хорошо зарекомендовало себя для автомобилей Форд и Рено. В ходе испытаний жидкость продемонстрировала возможности высокоинтеллектуальной защиты двигателя. Продукция Лукойл также адаптирована к холодному климату. Стоит такое масло около 550 рублей за литр.

Castrol

Говоря о производителях, нельзя не упомянуть Castrol. Все продукты этой компании имеют свои отличительные особенности, например, взять моторное масло Castrol 5w40. Свойства этой жидкости также соответствуют основным требованиям, но кроме того, она позволяет снизить расход топлива и повысить экологичность двигателя.

Речь идет о присадках, входящих в состав масла (модификатор трения и загуститель). Эти компоненты позволяют при определенных условиях снизить вязкость масла, тем самым улучшая параметры «движка». Стоит такая жидкость от 500 рублей за литр.

Моторное масло Castrol Magnatec 5W-40

Также компания выпускает продукт для особо холодных условий – моторное масло 0w40. Свойства этой жидкости позволяют использовать ее для новых силовых агрегатов, работающих на бензине или дизеле. Масло обладает отличными характеристиками при особо низких температурах, благодаря чему вы получаете быстрый холодный пуск. Смазочная пленка масла остается на деталях даже при превышении нагрузки. Стоит такое масло около 1000 рублей за 1 литр.

Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных»

Спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и ACEA?

Нет, это не так. Нет никакой разницы (если речь идет об использовании масел для бензиновых или дизельных двигателей) в порядке написания спецификаций.

Например:

  • API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ;
  • ACEA A3-96/B3-96 означает то же, что и ACEA B3-96/A3-96.

Порядок написания не указывает на предпочтительное использование для бензиновых или дизельных двигателей.

Обозначение моторных масел по стандарту API

Стандарт API (Американский институт нефти) указывает, где следует использовать масло. Состоит из двух латинских букв. Первая буква S означает бензин, C — дизель. Вторая буква – это дата разработки автомобиля.вязкость масла

Бензиновые двигатели:

  • SC – автомобили, которые были выпущены до 1964 года;
  • SD — автомобили, которые были произведены в 1964-1968 годах;
  • SE — экземпляры, которые выпускались в 1969-1972 гг.;
  • СФ — автомобили, которые выпускались в период 1973-1988 гг.;
  • СГ — автомобили, разработанные в 1989-1994 годах для эксплуатации в тяжелых условиях;
  • Ш – автомобили, разработанные в 1995-1996 годах для тяжелых условий эксплуатации;
  • SJ – экземпляры, с датой выпуска 1997-2000 гг., с лучшим энергосбережением;
  • SL — автомобили, с началом производства в 2001-2003 гг., и с увеличенным сроком службы;
  • SM — автомобили выпуска с 2004г.;
  • SL + повышенная стойкость к окислению.

Для дизельных двигателей:

  • СВ — автомобили, выпущенные до 1961 года, повышенное содержание серы в топливе;
  • СС — автомобили выпуска до 1983 года, работающие в тяжелых условиях;
  • CD – автомобили, выпущенные до 1990 года, которым приходилось работать в тяжелых условиях и с большим количеством серы в топливе;
  • CE – автомобили, выпущенные до 1990 года и имеющие двигатель с турбиной;
  • CF — автомобили выпуска с 1990 года, с турбиной;
  • CG-4 — экземпляры выпуска с 1994 года, с турбиной;
  • CH-4 — автомобили с 1998 года выпуска, ниже норм токсичности, применяемых в США;
  • КИ-4 – турбированные автомобили с клапаном EGR;
  • CI-4 plus — аналогичен предыдущему, ниже высоких стандартов токсичности США.

Что такое «температура застывания»

И можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, обычно указанная в разделе спецификации масла, получена в результате лабораторных испытаний и представляет собой температуру, при которой масло почти полностью теряет свою текучесть (подвижность).

На самом деле работоспособность моторного масла теряется гораздо раньше уже при гораздо более низких температурах, когда оно уже утратило способность прокачиваться штатной системой смазки двигателя. Поэтому при выборе масла для использования зимой следует ориентироваться не на температуру застывания, а на класс вязкости по SAE.

Температура застывания часто используется в рекламных целях, также она может скрываться под терминами «потеря текучести», «потеря подвижности» и т.п. При этом указываются фантастические цифры, которые колеблются от -50С и ниже, но для реальной эксплуатации это имеет лишь косвенное значение.

Международный стандарт вязкости

Спецификация SAE — это стандарт, определяющий желаемый уровень вязкости масла при различных температурных условиях. Они приняты в большинстве стран мира. По классификации SAE J300 выделяют 11 классов вязкости моторных масел:

  • САЭ 0 Вт,
  • САЕ 5 Вт,
  • САЭ 10 Вт,
  • САЭ 15 Вт,
  • САЭ 20 Вт,
  • САЭ 25 Вт,
  • САЕ 20,
  • САЭ30,
  • САЭ 40,
  • САЕ 50,
  • САЕ60.

В свою очередь все масла в соответствии с классом вязкости делятся на летние, зимние и всесезонные.

Двигатель

Лето. Они не имеют обозначения W и имеют самую высокую вязкость. Это обеспечивает качественную смазку деталей двигателя при высоких температурах. Использовать такие масла при низких температурах нельзя – они становятся слишком густыми и затрудняют работу двигателя. К летним маслам относятся масла со следующим индексом вязкости SAE:

  • 20,
  • тридцать,
  • 40,
  • 50,
  • 60.

Зима. Обозначается буквой W (зима) и является менее вязким. Это гарантирует отсутствие проблем с холодным запуском двигателя. Однако их повышенная текучесть при высоких температурах не позволяет использовать такие масла в жаркое время года – они не обеспечивают двигателю должной защиты. Зимние масла включают следующие виды:

  • САЭ 0 Вт,
  • САЕ 5 Вт,
  • САЭ 10 Вт,
  • САЭ 15 Вт,
  • САЕ 20 Вт.

Весь сезон. Благодаря специальным добавкам они сочетают в себе характеристики зимы и лета. Этот:

  • САЕ 0W-30
  • САЕ 0W-40
  • САЕ 5W-30
  • САЕ 5W-40
  • САЕ 10W-30
  • САЕ 10W-40
  • САЕ 15W-40
  • САЕ 20W-40.

Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?

В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов применимы как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Применение каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно найти в спецификациях API и ACEA (CCMC), которые оно имеет.

Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-: и 0W-: по SAE?

Ограничений по использованию моторных масел с данными классами вязкости нет. Эти классы также подходят для старых и изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают использование данных классов вязкости из-за некоторых конструктивных особенностей двигателя.

Пример: двигатель Skoda Felicia объемом 1300 куб см, который имеет возможность смазывать цепь ГРМ путем распыления масла через форсунку.

Какая вязкость масла лучше подходит для двигателя вашего автомобиля

Для вашего автомобиля подходит только та вязкость, которая указана в сервисной книжке. Все параметры двигателя тестируются заводом-изготовителем, моторное масло подбирается с учетом всех параметров и режимов работы.

Что такое «индекс вязкости» и как его использовать для сравнения различных марок моторных масел?

Индекс вязкости – безразмерная величина, характеризующая способность масла работать в широком диапазоне температур. Чем выше индекс вязкости, тем относительно меньше вязкость масла изменяется в зависимости от температуры.

Другими словами, чем выше этот параметр, тем относительно ниже вязкость автомобильного моторного масла (а значит, и лучше пусковые свойства масла) в холодную погоду и в то же время, когда температура масла достигает высоких температур, вязкость (и, следовательно, защитные свойства масла) будут относительно выше. Чем выше индекс вязкости, тем относительно выше «качество» масла по вязкости.

Для минеральных моторных масел значение индекса вязкости обычно не превышает 160, для синтетических – 170 и выше.

Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если в двигателе ранее использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, интервалы замены не были нарушены, двигатель не имеет значительных отложений, то осуществляется переход на использование масла другой марки согласно обычным рекомендациям по замене масла, которые приведены в руководстве пользователя. Во всех остальных случаях, а именно:

  • если марка масла, залитого в двигатель, неизвестна;
  • если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла;
  • при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя, которые обычно возникают при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, например охлаждающей жидкости, специальных масляных присадок и т.п.

Основные параметры вязкости

Маневренность. Он определяет диапазон текучести масла при низких температурах и указывает максимально допустимую динамическую вязкость, которая способна обеспечить правильный запуск двигателя.
Прокачиваемость. Он характеризует индивидуальные свойства масла в процессе движения (перекачки). Прокачиваемость должна быть на 5°С ниже необходимой, чтобы масляный насос не перекачивал воздух вместо слишком густой смазки. Значение прокачиваемости не должно превышать 60 000 мПа*с.

Испаряемость по методу Ноака

Испаряемость NOACK — показатель, определяющий, сколько масла будет израсходовано в течение часа при температуре 250 градусов Цельсия. Испаряемость зависит от качества базовых масел, так как этот показатель зависит от наличия легких летучих фракций.

Хорошие масла имеют летучесть ниже 14%. Испаряемость NOACK характеризует склонность масла к выгоранию/испарению. Испаряемость PLA выражается в процентах, и чем меньше это число, тем меньше расход масла на угар.

Как стоит рассматривать индекс вязкости масла

Интерпретация индекса вязкости масла при его практическом применении достаточно проста: чем выше этот параметр, тем стабильнее ведет себя смазка при изменении температуры. У подавляющего большинства современных смазочных материалов этот параметр находится в пределах от 140 до 180 единиц.

Есть отдельная категория маловязких смазок, в основном производства Японии, где этот показатель может превышать 200.

Чистый индекс вязкости

В основном эти масла создаются на основе технологических основ, таких как полиальфаолефины или сложные эфиры, с добавлением специальных присадок, повышающих температурную стабильность.

Масляная основа и присадкивязкость масла

Автомобильные масла состоят из масляной основы и присадок. Присадки – это специальные вещества, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Основа масла это:

  • минеральная;
  • гидрокрекинг;
  • полусинтетика (смесь минералки и синтетики);
  • синтетические (направленный синтез).

В современных маслах доля присадок составляет 15-20%.

По назначению добавка делится на:

  • моющие и диспергирующие – не дают слипаться мелким остаткам (смолы, битум и т.п.) и при наличии щелочи в составе нейтрализуют кислоты, не дают уплотняться шламовым отложениям;
  • противоизносные – создают защитный слой на металлических деталях и снижают износ трущихся поверхностей за счет снижения трения;
  • индекс — повышают вязкость масла при высоких температурах, а при низких повышают его текучесть;
  • пеногасители – снижают образование пены (воздушно-масляной смеси), ухудшающей теплоотвод и качество смазки;
  • модификаторы трения – уменьшают коэффициент трения между металлическими деталями.

Как грамотно выбрать машинное масло

Производители автомобилей указывают рекомендуемое моторное масло и его допуски в руководстве по эксплуатации. Возможен выбор масла по тем же критериям, пока сохраняется гарантия. При грамотном подходе к выбору масла свойства неоригинального масла не будут уступать оригинальному, а в некоторых случаях и превосходить его.

Масла следует выбирать по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу двигателя и году выпуска). Рекомендуемые допуски для этих классификаций должны быть указаны в инструкциях.

Рекомендации по выбору моторного масла по вязкости:

  • при пробеге не более 25% от заложенного ресурса (новый двигатель) необходимо заливать моторные масла SAE 10W-40 или 5W-40 вне зависимости от сезона;
  • в технически исправный двигатель (длина 26-74% от заложенного ресурса) рекомендуется заливать моторные масла вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года вне зависимости от сезона — 5W-40;
  • в старый двигатель (длина более 76% заложенного ресурса) необходимо заливать моторные масла вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, и 5W-40, 10W-40 — про зиму, в любое время года — 5W-40.

По классификации API моторные жидкости необходимо выбирать по классу SM или SN для современных бензиновых двигателей, для дизелей не ниже CL-4 PLUS или CJ-4 для автомобилей с экологическими классами ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )