- Узнай время зарядки своего аккумулятора
- Преимущества гелевых АКБ
- Сравнение гелевых аккумуляторов с другими типами свинцово-кислотных аккумуляторов
- Зарядка гелевой АКБ
- Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч
- Отличие от обычных батарей
- Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
- «AGM»
- Где стоит использовать гелевый аккумулятор?
- Как устроен гелевый аккумулятор
- Достоинства и недостатки гелевых батарей
- Проверяем батарею при покупке
- Нагрузочной вилкой
- Цифровым вольтметром
- Какие бывают типы гелевых аккумуляторов
- «Кислотник» или «гель»?
- Выбор гелевого аккумулятора
- Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?
- Характеристики GEL аккумуляторов
- Устройство
- Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
- Особенности эксплуатации гелевых АКБ
- Достоинства и недостатки
- Срок службы гелевых аккумуляторов
- Принцип работы
- Как правильно зарядить гелевый АКБ?
- Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
- Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля
- Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
- Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы
- Маркировка
- Некоторые особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов
Узнай время зарядки своего аккумулятора
Емкость аккумулятора мАч-Ток зарядки мАч-Время зарядки (часы)
Гель полностью покрывает пластины и предотвращает их падение. Все химические реакции протекают внутри наполнителя, удерживая кислород и водород, а компоненты электролита удерживая внутри.
Пластины изготовлены из рафинированного свинца, имеющего низкое сопротивление. Благодаря этому материалу батарея эффективно отдает энергию и быстро заряжается.
Аккумуляторный ящик необслуживаемый, герметичный, имеет самоуплотняющийся клапан для поддержания правильного уровня давления внутри.
Автомобильный аккумулятор бывает 2 видов:
- ГЕЛЬ — гель заполняет помещение, как жидкий электролит, различной консистенции.
- AGM — пластины и электролиты разделены пористыми сепараторами, изготовленными из стекловолокна. Благодаря долговечности и чуть более доступной цене (по сравнению с гелем) он более популярен.
Преимущества гелевых АКБ
Отличие конструкции от традиционной обеспечивает существенные преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов на 12 вольт для автомобиля.
Рассмотрим преимущества:
- устойчивость к повреждениям, даже при образовании трещин начинка не вытекает из корпуса;
- сохранение массы электролита, не нужно открывать банки, доливать воду;
- герметичность конструкции препятствует проникновению паров кислоты в окружающий воздух, что при необходимости дает возможность установить аккумулятор внутри автомобиля;
- быстрая зарядка и высокий пусковой ток;
- хорошая переносимость глубоких разрядов;
- способность выдерживать до 400 полных циклов разряд-заряд (для сравнения, свинцово-кислотные 12 вольт имеют хороший показатель 30);
- сохраняя высокий уровень плотности при хранении без обслуживания, гелевая батарея не потеряет более 25% своей емкости после нахождения на полке в течение года;
- срок службы в несколько раз больше, чем у свинцовых аккумуляторов.
Важно! Чтобы полностью использовать срок службы гелевого аккумулятора, важно соблюдать правила эксплуатации, некоторые из которых имеют явные недостатки:
- высокая цена (обычно свыше 10 тыс руб.);
- непереносимость ударов током, электролит от них плавится и теряет значительную емкость, этот процесс необратим; установка гелевого аккумулятора допускается только при абсолютно исправной системе электроснабжения;
- плохая морозоустойчивость; даже если аккумулятор полностью заряжен, гель начинает замерзать при -30°С;
Марка аккумулятора Оптима - повышенная чувствительность к коротким замыканиям.
Учитывая перечисленные недостатки, обозначим особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов:
- Важнейшее условие – полная исправность электросети автомобиля.
- Избегайте работы при низких температурах. Можно использовать тепловой экран. Некоторые автолюбители готовят свой гелевый аккумулятор к зиме, устанавливая дополнительный свинцово-кислотный аккумулятор.
Сравнение гелевых аккумуляторов с другими типами свинцово-кислотных аккумуляторов
По сравнению с обычными свинцово-кислотными аккумуляторами гелевые аккумуляторы имеют более длительный срок службы, меньшие потери энергии в режиме простоя и более устойчивы к глубоким разрядам, менее устойчивы к перезаряду и более дорогие.
Гелевые аккумуляторы превосходят аккумуляторы AGM по всем важным параметрам. Гелевые аккумуляторы быстрее теряют энергию, чем AGM-аккумуляторы, при низких температурах, поэтому AGM-аккумуляторы обеспечивают более высокий пусковой ток при запуске двигателя автомобиля в холодную погоду.
Зарядка гелевой АКБ
Процесс мало чем отличается от зарядки обычного 12-вольтового аккумулятора. Важно проверить напряжение, которое не должно превышать 14,5В.
Зарядка батареи
В противном случае начнутся необратимые разрушительные процессы, которые сократят срок службы аккумулятора.
Для зарядки гелевого аккумулятора требуется ток 10% от емкости, напряжение поднимается до 14,4В. Затем заряжайте постоянным напряжением и уменьшающимся током. Когда ток упадет до 0,1-0,5А, зарядка завершена. Обычно это занимает не более 12 часов, в зависимости от емкости аккумулятора.
Зарядные устройства выполняют задачу как в автоматическом, так и в ручном режиме. Самое главное, что должно обеспечивать устройство, это отсутствие скачков напряжения выше 14,5В.
Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч
В зависимости от назначения гелевых аккумуляторов они рассчитаны на определенный тип нагрузки. Так аккумуляторы марки Оптима, разные по направленности, можно классифицировать по цвету крышки цилиндрических коробок. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт, разной емкости предназначены:
- желтый верх – сезонное использование, тяга;
- красная крышка – запускается, работает вне зависимости от температуры окружающей среды от -40 до +40 градусов;
- синий чехол — стартовый чехол, подходит для водного транспорта, устойчив к повышенной влажности, быстрая зарядка.
Здесь производят аккумуляторы на 12 В емкостью от 38 до 90 А/ч, продукция различается размерами и ценой. Так гелевый аккумулятор для автомобиля «Оптима» 75 Blue TOP8052-188-75 Ач стоит 21 тысяча рублей, а емкостью 55 Ач 17650 рублей. Батарея собирается из разного количества ящиков.
Гелевые призматические батареи можно купить дешевле. Тяговая батарея Delta GX 12-65 12V 65 Ah стоит 11 600 рублей. Для установки на лодочные моторы используется глубоко разряженный аккумулятор.
При выборе гелевого аккумулятора для автомобиля или другой техники нужно учитывать номинал. Индикатор создан на основе потребительского спроса. В 2017 году лучшие товары в этом классе оценивались:
- Optima Yellow Top, США, сделано в Мексике;
- Varta Ultra Dynamic, Германия;
- Дельта GX 12-60, Китай.
Сложность представляет расшифровка маркировки гелевых аккумуляторов для различной техники, автомобилей. Используются европейские, азиатские, американские стандарты. Российские аккумуляторы маркируют продукцию по ГОСТ 959-2002. В моделях зарубежных брендов зашифрованы те же показатели, но в своих единицах измерения и в другом оформлении.
Зарядка для гелевых аккумуляторов своими руками
Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора гелевого типа построено на основе понижающего трансформатора, работающего совместно с полупроводниковым выпрямительным блоком. Внедряется регулятор тока и напряжения, построенный на базе микросхемы (например, изделие L200CV фирмы ST Microelectronics).
В конструкции предусмотрены дополнительные резисторы, позволяющие регулировать ток в выходной цепи. Для проверки параметров установлены амперметр и вольтметр, все детали помещены в закрытую коробку.
Отличие от обычных батарей
Основное преимущество в том, что они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «ноля». Если обычная батарея теряет емкость при зимней эксплуатации и постоянном недозаряде, то гелевые батареи служат гораздо дольше. Например: они выдерживают в 3 раза больше полных циклов заряда-разряда, чем обычные аккумуляторы.
Если гелевая батарея разряжена, она сможет лучше восстановить прежний заряд. Главное, использовать современные зарядные устройства, способные автоматически поддерживать определенный зарядный ток.
Сравнение: какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
Аккумуляторы AGM характеризуются наличием электролита не в жидком и не в гелеобразном виде – раствор кислоты заполняет стекловолокно, которое помещается между пластинами. Благодаря достаточно компактному расположению материала размеры АГМ аккумуляторов позволяют значительно увеличить мощность источника питания. Эти аккумуляторы характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстрой зарядке источника тока и быстром разряде за счет способности отдавать большие токи. Аккумуляторы AGM выдерживают более 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказа от гелевых аккумуляторов в пользу AGM может быть необходимость высоких пусковых токов для запуска автомобиля в мороз. По остальным параметрам технологии AGM значительно уступают гелевым.
«AGM»
Главной особенностью этой технологии является высокая рекомбинация газов. Газы, образующиеся при химических реакциях, не могут покинуть тело, они застревают в стеклопластике.
При перезарядке аккумулятора скрытые продукты снова попадают в электролит. В результате заряд батареи сохраняется гораздо дольше.
До полной разрядки гелевая батарея способна обеспечить 400 циклов. Кроме того, на этом рисунке показано только минимальное значение.
Этот тип батареи характеризуется медленным разрядом, если он не подключен. В течение года батарея теряет примерно 20% своей энергоемкости. Гелевая батарея стандартного исполнения может прослужить довольно долго до подзарядки, она выдерживает около 200 циклов. Даже если батарея разряжена на 40% или 50%, она выдерживает 50 циклов. При разряде 30% количество циклов возрастает до 800.
По мнению специалистов, такие устройства, созданные по данной технологии, можно с успехом использовать для резервного питания. При точном выполнении всех правил эксплуатации, работе при оптимальной температуре такой аккумулятор точно отработает весь гарантийный срок, установленный производителем.
Где стоит использовать гелевый аккумулятор?
Установка гелевых аккумуляторов – один из самых распространенных элементов тюнинга. На спортивном снаряде меньшая масса при той же мощности не менее важна, чем сохранение работоспособности при перекатах и тряске. Способность отдавать большие токи наверху ценна для серьезной внедорожной техники: такие аккумуляторы устанавливаются для привода мощных лебедок, а после герметизации клемм могут спокойно пережить подводное погружение.
Еще одна область, где внимание к гелевым аккумуляторам традиционно высокое, — автомагнитолы, и в первую очередь шоу-кары с мощными акустическими системами. В них акустика, как правило, питается от собственного гелевого аккумулятора: здесь отлично играет импульсный ток (напряжение не падает при резких скачках громкости) и способность без повреждений уйти в глубокий разряд.
Как устроен гелевый аккумулятор
Устройство гелевого аккумулятора существенно отличается от устройства кислотного предшественника. Основное отличие в том, что вместо жидкости внутри находится плотная структура в виде геля. Такая структура обеспечивается тем, что в электролит добавляется оксид кремния.
Гель также выполняет роль сепаратора (разделителя) между пластинами во избежание короткого замыкания между ними. Он плотно «держит» электролит и пластины, как бы запечатывая их внутри себя. Все это выглядит очень заманчиво для покупателя. Но перед покупкой гелевого аккумулятора для автомобиля преимущества и недостатки этого варианта также не помешает рассмотреть подробнее.
Достоинства и недостатки гелевых батарей
Преимущества:
- Гелевые аккумуляторы заряжаются быстрее, чем кислотные, потому что их пластины сделаны из очищенного свинца, имеющего низкое сопротивление.
- На вопрос, как обслуживать гелевый аккумулятор, можно с уверенностью ответить, что никакого дополнительного обслуживания он не требует, поскольку относится к категории необслуживаемых.
- У него будет выше заряд и разряд, а значит и пусковые токи будут сильнее, до 1000А. У «кислотного» их максимальный уровень 300-400А.
- Отсутствие жидкого электролита и опасных для жизни и здоровья паров является большим преимуществом: гелевые аккумуляторы можно класть на бок и даже переворачивать».
- Гелевая батарея устойчива к глубоким разрядам благодаря запаянным пластинам – пластины, находящиеся в глубоко запаянном состоянии, не крошятся.
- Вы можете держать его в режиме ожидания в течение года или даже двух лет. Внутри нет жидкости, поэтому никаких «суперхимических» реакций не происходит. Рекомендуется заряжать его раз в год, когда он не используется.
- Такой аккумулятор более долговечен, чем свинцово-кислотный, он может прослужить от 8 до 15 лет.
Однако, несмотря на все преимущества, у таких аккумуляторов есть и недостатки:
- Высокая цена. Гелевые аккумуляторы емкостью 60 Ач стоят от 20 000 рублей за штуку. Это в четыре раза дороже какой-нибудь «кислоты».
- Они боятся высокого напряжения. Их необходимо заряжать токами не более 14,4-15 вольт. Если заряжать током 15,3 В, очень быстро начнется процесс разрушения батареи. Гель при напряжении выше 15 вольт начинает плавиться и становится жидким, и его нельзя вернуть в прежнее состояние.
- При температуре ниже -50°С гель превращается в кристалл, застывает, становится хрупким и не удерживает электролит внутри. Емкость уменьшается, и «оживить» батарею невозможно.
- Если вы планируете установить в автомобиль гелевый аккумулятор, вам необходимо приобрести две дополнительные клеммы защиты с реле-регулятором – чтобы эта система «защитила» аккумулятор от опасного уровня напряжения. Если покупать два терминала, то они будут стоить около 3000 руб.
Последний пункт из разряда «минусов» нуждается в уточнении. Полезно будет узнать и учесть некоторые особенности устройства отечественных автомобилей. Точнее, слабость конструкции их реле-регуляторов, которые могут выйти из строя в любой момент. Если это произойдет, а системы контроля напряжения нет, гелевая батарея безвозвратно потеряет свою пригодность к работе. Для этого необходимы защитные клеммы с дополнительным реле-регулятором, которые возьмут на себя функции «местного» реле в случае нарушения его исправности.
Проверяем батарею при покупке
Нагрузочной вилкой
Так что если решение купить гелевый аккумулятор окончательное, следует знать, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед покупкой в магазине. Это обязательная проверка погрузчиком, которую должен уметь проводить каждый продавец. Не стоит покупать аккумулятор, не проверив должным образом его работоспособность.
При проверке аккумулятора зарядной вилкой он «забирает» у него часть тока. В процессе такого тестирования важно помнить, что в течение 30 секунд по европейскому стандарту (или 10-15 секунд по российскому ГОСТу) напряжение на аккумуляторе не должно опускаться ниже 9 вольт. После этого оно должно быстро восстановиться до исходного уровня 12,6-12,7 В. При успешном прохождении теста напряжение ниже не падает при подключении вилки, а после этого быстро восстанавливается.
Если U «падает» до 8 В и ниже, а восстановления не происходит, покупать такой аккумулятор не рекомендуется. Это означает, что он, скорее всего, долгое время находился в хранилище без использования, и уровень емкости значительно упал.
Цифровым вольтметром
В процессе эксплуатации гелевого аккумулятора важно самостоятельно диагностировать уровень напряжения, чтобы не упустить момент, когда его необходимо зарядить:
- откройте съемную крышку батарейного отсека;
- аккуратно соедините сначала отрицательный, а затем положительный полюса;
- поднесите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдайте полярность;
- включить тестер и внимательно посмотреть на табло;
- ориентируйтесь на следующие показания — если напряжение от 12,8 до 12,9 вольт, аккумулятор в норме; если U равно 12,6 В, это означает, что заряд батареи составляет 70-75%, что не критично; если напряжение 12,3 В и ниже, батарея разряжена на 50% и нуждается в скорейшей подзарядке.
Читайте также: Как отремонтировать автомобильный аккумулятор своими руками
Какие бывают типы гелевых аккумуляторов
В настоящее время в продаже можно найти гелевые аккумуляторы, изготовленные по двум технологиям:
- AGM — Впитывающий стеклянный мат. В таких батареях в качестве электролита используется раствор серной кислоты, а пространство между электродами заполнено сепараторным материалом из стекловолокна, отсюда и название таких батарей — «поглощающие стекловолокна». Это волокно удерживает в себе кислоты, благодаря чему образует гелеобразную массу, которая не растекается. Особенностью таких аккумуляторов является максимальная рекомбинация газов, стремящаяся к 100%. В обычных батареях результаты химических реакций (водород и кислород) выбрасываются в окружающую среду. В гелевых батареях, использующих эту технологию, этого не происходит, и они проникают в поры стекловолокна. Когда аккумулятор заряжается, эти газы рекомбинируют и становятся частью электролита. За счет такого решения аккумулятор максимально долго не теряет своей энергоемкости. Разработчики таких аккумуляторов уверяют, что минимальный срок службы такого аккумулятора составляет 400 циклов заряда-разряда. Еще одна интересная особенность таких аккумуляторов — медленная разрядка в неподключенном состоянии. За год они теряют не более 20% своей емкости.
- ГЕЛЬ — гель-электролит. Сгущение раствора электролита осуществляется с помощью диоксида кремния. Такая батарея не может похвастаться такой эффективной рекомбинацией газов, как рассмотренный выше вариант. Но на этом минусы заканчиваются. Такой аккумулятор имеет гарантированный срок службы не менее 10 лет при правильном использовании. Он выдерживает в 2 раза больше циклов заряда-разряда, и его не нужно заряжать сразу после глубокого разряда.
«Кислотник» или «гель»?
Ответ на этот вопрос кроется в основном в финансовых возможностях и личных предпочтениях покупателя. Взвесив свои финансы, вы сможете понять, что будет наиболее предпочтительным. С одной стороны, не бойтесь полезных вариантов батареи. Современные кислотные аккумуляторы тоже частично обслуживаются: достаточно раз в год долить в них дополнительную порцию электролита или дистиллированной воды.
А вот для определения плотности жидкости внутри аккумулятора нужен некоторый опыт, знания и навыки. Кроме того, необходимость такого контроля на текущем этапе признают не все водители.
Если потребителя не смущают высокие цены на гелевые аккумуляторы, можно покупать и ездить спокойно. Но важно не забыть про дополнительное реле-регулятор, без которого такой аккумулятор не установить. Особенно если речь идет об автомобилях отечественного производства.
Выбор гелевого аккумулятора
Многие интернет-магазины предлагают автоматический подбор аккумуляторов по заданным параметрам: габаритам, емкости, току или марке аккумулятора, модели, году выпуска, типу двигателя автомобиля. Из-за высокой цены и низкой популярности в крупных магазинах пока не предлагается возможность выбора гелевого аккумулятора по марке автомобиля. Но если они есть в ассортименте, то сортируются по параметрам автомобиля вместе со свинцово-кислотными.
Общие тенденции, которые следует учитывать при выборе:
При замене традиционной свинцовой батареи на AGM она обеспечивает новую эквивалентную функциональность с емкостью на 5% меньше, чем раньше, при сохранении того же пускового тока.
Типы батарей
Например, при замене:
Свинцово-кислотные | Генеральная Ассамблея |
65 Ач | 62 Ач |
95 Ач | 90 Ач |
Емкость гелевого аккумулятора может быть снижена до 15-20% без ущерба для существующих потребностей автомобиля, при этом технологические характеристики аккумулятора обеспечат более высокий пусковой ток.
Например:
Свинцово-кислотные | ГЕЛЬ |
65 Ач | 52-55 Ач |
95 Ач | 76-81 Ач |
Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?
Советы по правильному использованию просты:
- контролировать стабильную работу генератора, а также систем электрооборудования, напрямую связанных с аккумуляторной батареей, а именно проводить своевременную диагностику бортовой сети;
- эксплуатация и хранение при температуре от минус 35 до плюс 50 не должны превышать 6 месяцев;
- не доводить до глубокой разрядки;
- обеспечивать чистоту корпуса во время работы;
- правильно заряжайте аккумулятор.
Характеристики GEL аккумуляторов
Если вы решили купить гелевый аккумулятор, обратите внимание на следующие основные характеристики:
- номинальная мощность. В принципе, здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных аккумуляторов: нежелательно покупать изделие с меньшей емкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше — можно, но в пределах 5-10 А*час;
- ток холодной прокатки. Верхних или нижних пределов нет, и чем выше оценка, тем лучше. Конечно, устройства с большими токами холодной прокатки стоят прилично и дольше заряжаются, но уж точно заведут двигатель в самые сильные морозы;
- пусковой ток – показатель, который показывает, сколько ампер способна обеспечить батарея за 30 секунд;
- на некоторых моделях указан ток саморазряда, что позволяет оценить время бездействия аккумуляторной батареи, чтобы она разрядилась до опасных значений, не позволяющих запустить двигатель;
- номинальное напряжение для легковых автомобилей стандартное 12 В;
- вес и габариты аккумулятора должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
- необходимо также обратить внимание на полярность батареи, а также на тип крепления.
Устройство
Гелевый аккумуляторный блок.
Гелевая батарея на 12 вольт работает по тому же принципу, что и свинцовая батарея. Те же свинцовые пластины и электролит химически реагируют друг с другом. Только электролит не жидкий, а гелеобразный.
Корпус аккумулятора полностью герметичен, т.е не требует обслуживания. Включает в себя шесть комнат-«боксов». Материал пластин — свинец высокой чистоты. Электролит в виде геля выступает в роли сепаратора или диэлектрика, разделяющего «плюсовую» и «минусовую» пластины, расположенные параллельно. В процессе работы аккумулятора электролит застывает, благодаря чему свинцовые пластины со временем не крошятся. Благодаря этому же свойству гелевые модели устойчивы к полному разряду. Все аккумуляторные отсеки соединяются сверху перемычками.
«Состав» гелевого аккумулятора для автомобиля:
- герметичный пластиковый бокс;
- электроды «плюс» и «минус»;
- гелевый электролит;
- клапаны, через которые удаляется газ;
- терминалы.
Преимущество гелевого аккумулятора в том, что он легкий, компактный и в то же время не требует обслуживания. Если он используется для автомобиля, его можно хотя бы положить на бок — испарения и протечки исключены. Гарантия производителя на такой аккумулятор составляет 5 лет, а срок службы достигает 15 лет, конечно, с учетом правильной эксплуатации.
Существует два метода производства:
- Генеральная Ассамблея. Новая технология, при которой реагент пропитывает стекловолоконный сепаратор, размещенный между электродами — параллельно телу;
- Гель. Электроды скручены в цилиндры, а между ними слой геля.
Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
Если обслуживать блок питания согласно рекомендациям производителя, скорее всего, он без проблем отслужит свой срок и не потребует дальнейших действий. Если вздулся блок питания или сломались пластины, рекомендуем не восстанавливать его, а купить новый. В каких случаях можно попробовать реанимировать гелевый аккумулятор?
Если вы заметили потерю емкости аккумулятора, возможно, гелевый компонент высох. В этом случае необходимо восстановить водный баланс элемента дистиллированной водой. Затем мы шаг за шагом покажем вам, как это сделать.
- Снимите пластиковую крышку.
- Снимите резиновые пробки с банок.
- Возьмите шприц и наберите 1-2 куба дистиллированной воды.
- Налейте воду в каждую банку.
- Оставьте аккумулятор на несколько часов, чтобы гель впитался в воду.
- Если воды недостаточно, добавьте; если есть излишки — удалить их шприцем.
- Проверьте уровень напряжения на клеммах.
- Вставьте заглушки и закройте крышку батарейного отсека.
- Поставьте аккумулятор на зарядку.
Также ревитализация аккумулятора может понадобиться в случае сильной сульфатации пластин, которая образуется в процессе эксплуатации аккумулятора. Существует два способа десульфатации:
- Используя химический состав Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно просушенный аккумулятор. Обратите внимание, что в гелевых батареях не всегда возможно полностью удалить электролит в виде геля. После десульфатации трилоном Б нужно промыть внутреннюю часть дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор. Как видите, метод довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
- Использование пульсирующих токов разной амплитуды. Во время этой операции пульсирующие токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как было сказано выше, крайне негативно воспринимают резкие перепады напряжения и большие токи. Пользователи, испробовавшие этот метод, говорят, что не всегда удается достичь поставленной цели. Это объясняется тем, что помимо сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это приводит к потере емкости.
Как видите, способы восстановления аккумуляторов есть, но они не очень подходят для гелевых блоков питания. Рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый аккумулятор, а купить новый.
Особенности эксплуатации гелевых АКБ
Хотя внутри аккумулятора электролит находится в гелеобразном состоянии, он также может закипать и выделять газы. Именно для этого и предназначены клапаны, чтобы в случае необходимости сбросить давление. Закипание электролита может произойти из-за большой нагрузки на аккумулятор (например, большой ток от автомобильного генератора). Если нет защитного клапана, аккумулятор может просто вздуться и разрушиться. Необходимо регулярно следить за уровнем и режимом зарядки аккумулятора.
Гелевые аккумуляторы также очень чувствительны к режиму зарядки. Повышенное напряжение и сила тока при зарядке устройства и во время работы могут вывести его из строя. Именно поэтому для гелевых аккумуляторов нужны специальные зарядные устройства, настроенные на определенную силу тока.
Гелевые аккумуляторы хорошо работают при низких температурах в холодное время года. Устройство стабильно держит заряд и не разряжается, как это часто бывает с жидкими свинцово-кислотными аккумуляторами. Но возможность обеспечить большой пусковой ток для пуска снижается. Электролит легко затвердевает при очень сильном морозе от -30°С и ниже. Гелевые аккумуляторы также боятся перегрева от внешних источников тепла, например от мотора.
Гелевые аккумуляторы выдерживают несколько сеансов зарядки. Это делает такие устройства уникальными по своим свойствам. Даже при большой потере заряда аккумулятор восстанавливается и продолжает работать, поэтому срок службы увеличивается в два раза. Гелевый аккумулятор очень хорошо держит заряд. Его можно хранить до трех лет без подзарядки практически в любом положении, кроме перевернутого.
Устройства GEL также чувствительны к коротким замыканиям в цепи. Даже небольшая капля может разрушить аккумулятор.
Срок службы устройства составляет примерно 10 лет, но на него напрямую влияют условия эксплуатации. Постоянно слишком высокие или низкие температуры, недозарядка или перезарядка устройства снижает его.
Достоинства и недостатки
Использование геля определяет конкретные рабочие характеристики блока питания. Преимущества гелевых автомобильных аккумуляторов заключаются в следующем:
- Конструкция выдерживает до 400 полных разрядов. Использование геля в виде электролита определяет, что даже при сильном разряде показатель плотности остается неизменным.
- Вы можете заряжать аккумулятор, когда он частично или полностью разряжен.
- Продолжительность жизни около 10 лет. Версии с обычным электролитом служат ок. 5 лет.
- Нет необходимости быстро заряжать аккумулятор в случае глубокого разряда.
- Скорость саморазряда составляет примерно 20% в год.
- Низкое внутреннее сопротивление определяет высокую эффективность батареи.
- Дизайн не требует вложений.
- Высокая безопасность, которая достигается за счет использования современных технологий производства.
Рекомендуется: 12-вольтовые гелевые аккумуляторы для автомобилей
Имеются некоторые недостатки использования гелевой композиции. Технология GEL обеспечивает следующее:
- Конструкция чувствительна к приложенному показателю напряжения. Если подать слишком большой ток, начнется процесс разрушения основных компонентов.
- Высокий показатель плотности приводит к тому, что зимой возникают сложности с эксплуатацией таких аккумуляторов. Как правило, при отрицательных температурах жидкость начинает кристаллизоваться и она застывает.
- Конструкция отличается высокой чувствительностью к коротким замыканиям. Именно поэтому необходимо внимательно относиться к правилам использования аккумуляторов с гелем.
- Свинцово-кислотные версии с жидким электролитом намного дешевле.
Технология GEL характеризуется достаточно большим количеством различных функций. При этом зарядку и эксплуатацию следует проводить с учетом свойств гелевых структур.
Когда мы сравниваем аккумуляторы Sa-Ca и Gel, то замечаем, что первый вариант значительно дешевле и встречается практически на всех автомобилях. Однако значительный рост числа потребителей означает, что свинцово-кислотные версии недолговечны при постоянной и высокой периодической нагрузке. Поэтому для автомобилей средней и высокой ценовой категории рекомендуется покупать гелевый аккумулятор.
Срок службы гелевых аккумуляторов
Срок службы гелевой батареи составляет около 10 лет. Срок службы гелевого аккумулятора сокращают слишком низкие (менее -30°С) и слишком высокие (более +50°С) температуры, недозаряд, перезаряд и глубокие разряды.
Принцип работы
Аккумулятор питается за счет химической реакции между электролитным гелем и соответствующими электродами. Получается, что принцип работы такой же, как у стандартной свинцовой батареи. В результате реакции на клеммы аккумулятора поступает стабильное напряжение 12В.
Принцип работы разных типов аккумуляторов.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Такие аккумуляторы крайне уязвимы к неправильным значениям тока и напряжения, поэтому следует помнить об этом при зарядке. А именно то, что обычное зарядное устройство для классических аккумуляторов здесь не подойдет.
Правильная зарядка гелевого аккумулятора предполагает использование тока, равного 10% от полной емкости аккумулятора. Например, при емкости 80 Ач допустимый зарядный ток 8 Ампер. В крайних случаях, когда необходима быстрая зарядка, допускается не более 30%. Для вашего понимания, у каждой батареи есть рекомендации производителя по зарядке батареи.
Важным показателем также является значение напряжения, которое не должно превышать 14,5 вольт. Большой ток спровоцирует снижение плотности геля, что приведет к ухудшению его свойств.
Обратите внимание, что гелиевый аккумулятор подразумевает возможность зарядки с энергосбережением, простыми словами: при заряде на 70% заряда можно заряжать, минимальный порог определяется производителем и указывается на наклейке.
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
В отличие от гелевых аккумуляторов свинцовые аккумуляторы можно заряжать от любого зарядного устройства. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики:
- возможность прерывать подачу электроэнергии сразу после заряда аккумулятора, исключая перегрев аккумулятора;
- стабильное напряжение;
- температурная компенсация – параметр, который корректируется на температуру окружающей среды и время года;
- текущее выравнивание.
Вышеуказанные параметры соответствуют импульсному зарядному устройству, имеющему ряд необходимых функций для качественной зарядки гелевого аккумулятора.
Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля
Одной из характеристик аккумуляторов является номинальное напряжение. Аккумуляторы 12 В используются на мотоциклах и легковых автомобилях. Они выдают пусковой ток 200 А/ч, быстро восстанавливают заряд. Аккумулятор не требует обслуживания. При обратной технике гель остается в организме, не вытекая наружу.
Использование гелевого аккумулятора на 12 В для автомобиля имеет множество преимуществ. Когда в салоне много техники для комфорта, требуется много энергии. Если выбор сделан правильно по марке автомобиля и техническому состоянию, источник энергии не даст сбоев в работе. Следует отметить, что для поддержания в рабочем состоянии аккумулятора на 12 В бортовая система не должна превышать 14,4 В. Нельзя использовать гелевый аккумулятор в сильный мороз.
Дать рекомендацию по выбору гелевого аккумулятора могут только СТО, осуществляющие плановое ТО автомобиля. И тогда будут только плюсы в использовании устройства.
ГЕЛЬ
Технические характеристики таких аккумуляторов высокие. У них есть:
- Большой цикловый ресурс, минимум 800 циклов;
- Высокое потребление энергии.
Некоторые автомобилисты считают, что расшифровка такой техники связана с гелием. Это неправда. Речь идет о геле. Свинцовые пластины такой батареи отделены друг от друга специальным сепаратором.
По технологии GEL внутри аккумулятора находится силикагель. Это вещество заполняет внутреннюю часть батареи при производстве на заводе. Силикагель твердеет, становится очень твердым, с большим количеством пор. Здесь хранится жидкий силикагель.
Так как в батареях «GEL» внутреннее пространство полностью занято сепаратором-силикагелем, расслоение пластин исключено. В результате срок службы батареи увеличивается, а также срок службы.
Какие аккумуляторы лучше гелевые или кислотные? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в положительных и отрицательных характеристиках такого агрегата автомобиля.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
К преимуществам гелевых аккумуляторов относятся:
- долгий срок службы (около 10 лет);
- большое количество циклов заряда-разряда;
- до 400 полных разрядов;
- нет необходимости быстро заряжать источник питания в случае его глубокой разрядки;
- небольшие потери емкости при выходе из строя батареи (около 20% в год);
- прочность и надежность данного типа блока питания за счет качественных комплектующих;
- высокий КПД при низком внутреннем сопротивлении;
- не требует обслуживания;
- отличаются безопасностью в эксплуатации за счет герметичности корпуса.
В то же время стоит упомянуть и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных по гелевым технологиям:
- При зарядке блока питания проверьте подаваемое напряжение. При превышении допустимого значения начнется процесс разрушения компонентов.
- Чувствительность гелевых аккумуляторов к низкотемпературным условиям из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
- Чувствительность аккумуляторов к коротким замыканиям.
- Высокая стоимость по сравнению со свинцовыми батареями.
Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы
Герметичные свинцово-кислотные аккумуляторы очень похожи на залитый вариант, но доступа во внутреннее пространство нет. Это означает, что вам не нужно добавлять дистиллированную воду. Электролит внутри запаян, и его хватает, чтобы батарея выдержала расчетное количество циклов.
Маркировка
Стандартная маркировка аккумуляторов:
Некоторые особенности эксплуатации гелевых аккумуляторов
АГМ аккумулятор
Некоторые автолюбители считают, что поскольку электролит в таких батареях находится в виде геля, они никогда не закипают. На самом деле это не так, только визуально сам процесс проявляется несколько иначе, чем в традиционных кислотных аккумуляторах. При несоблюдении режимов работы так же происходит повышенный выброс газов и повышается давление. Как только он достигает критического уровня, срабатывает защитный клапан, что сопровождается характерным хлопком.
Следует отметить, что некоторые бюджетные модели гелевых аккумуляторов не имеют такого клапана, а потому могут даже взорваться от чрезмерного скопления газа. Чтобы этого не произошло, следите за тем, чтобы эти батареи эксплуатировались в соответствии с теми режимами, для которых они предназначены. Кроме того, следует соблюдать уровень их заряда.
Важной особенностью этого типа аккумуляторов является то, что они достаточно чувствительны к коротким замыканиям, и даже небольшое короткое замыкание вполне может вывести устройство из строя. Поэтому при их использовании это необходимо учитывать.