ГБО на авто-что это такое, плюсы и минусы

ГБО

LPG — это газобаллонное устройство, позволяющее использовать в автомобиле сжиженный или природный газ вместо бензина или вместе с ним. Он в основном используется на транспортных средствах, используемых для коммерческой деятельности с большим пробегом (транспорт, такси, автопарки компаний). ГБО реже применяется на личных автомобилях из-за длительного периода окупаемости.

Содержание
  1. Что такое ГБО в автомобиле
  2. Газ продлевает ресурс мотора
  3. Какой газ используется
  4. Сроки окупаемости
  5. Описание поколений
  6. Безопасность
  7. Во сколько обойдется оборудование
  8. Из чего состоит газобаллонное оборудование
  9. Перевести на газ можно любую машину
  10. Эволюция поколений ГБО для автомобилей
  11. ГБО 1 поколение
  12. ГБО 2-го поколения
  13. ГБО 3-го поколения
  14. ГБО 4-го поколения
  15. ГБО 5-го поколения
  16. ГБО 6-го поколения
  17. Бесплатное первое ТО
  18. Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?
  19. Заводское ГБО
  20. Ответы на популярные вопросы
  21. Есть ли штраф за ГБО без регистрации?
  22. Мифы
  23. Виды
  24. В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа
  25. Как работает
  26. Принцип работы ГБО
  27. Бензин всё равно нужен
  28. Преимущества и недостатки установки
  29. Газ опаснее бензина
  30. Газ вдвое дешевле
  31. Из истории появления и распространения ГБО
  32. Плюсы и минусы
  33. Топливо
  34. Типичные неисправности и симптомы
  35. Поколения ГБО и выбор оптимального варианта

Что такое ГБО в автомобиле

Газовое оборудование дублирует работу штатной топливной системы, не мешая нормальной работе двигателя

Сжиженный нефтяной газ и природный газ для автомобилей сейчас примерно в два раза дешевле бензина. Несмотря на повышенный расход топлива на газу, экономия финансовых средств может составить примерно 40% по сравнению с заправкой на обычном топливе. Газ также намного безопаснее для окружающей среды, чем другие виды топлива. Он выделяет меньше CO2 и вредных частиц.

Изображение 1

ГБО устанавливается на все автомобили с ДВС и может быть разных поколений. Оборудование ГБО полностью дублирует систему подачи топлива, что также повышает отказоустойчивость машины. В комплект оборудования входят:

  • газовый баллон;
  • топливопровод;
  • редуктор, совмещенный с испарителем (нагревателем);
  • клапан для переключения с бензина на газ;
  • электронный блок управления (для старых версий);
  • система впрыска топлива.

Набор может меняться в зависимости от поколения.

Редукционная трубка служит для преобразования сжиженного газа в пар с помощью испарителя (в первом поколении испаритель может быть отдельным элементом), а также для стабилизации давления.

Газ продлевает ресурс мотора

Lada Largus CNG: можно ли реально сэкономить на метане?

За рулем

Не распространяется, но большинство страшилок о вреде газа преувеличены. Газ чуть лучше бензина по отношению к поршневой группе двигателя и чуть агрессивнее по отношению к выпускным клапанам. Газ сгорает медленнее, дожигание происходит при открытых клапанах, которые сильнее нагреваются.

Газ чище бензина: он не содержит серы, которая является основным катализатором образования так называемых высокотемпературных отложений (шлама и сажи). Поэтому срок службы масла увеличивается, когда двигатель работает на газу. Хотя есть и ложка дегтя: при сгорании газового топлива образуется больше воды. На холодном двигателе, а также при неисправной системе вентиляции картера он конденсируется, обводняя масло, тем самым снижая производительность.

Элементы системы подачи сжиженного газа четвертого поколения: 1 - фильтр паровой фазы; 2 - датчик абсолютного давления; 3 - электронный блок управления; 4 - оплетка проводов системы управления; 5 – переключение режима «газ/бензин»; 6 - многоклапанный; 7 - тороидальный баллон; 8 - заправочный клапан; 9 - редукция; 10 - газовые форсунки.
Элементы системы подачи сжиженного газа четвертого поколения: 1 — фильтр паровой фазы; 2 — датчик абсолютного давления; 3 — электронный блок управления; 4 — оплетка проводов системы управления; 5 – переключение режима «газ/бензин»; 6 — многоклапанный; 7 — тороидальный баллон; 8 — заправочный клапан; 9 — редукция; 10 — газовые форсунки.

Какой газ используется

Чаще всего используется сжиженный газ (его еще называют LPG — сжиженный углеводородный газ). Сжиженный газ получают путем превращения газа в жидкость под действием низкой температуры и высокого давления, что позволяет легко хранить его в металлических или композитных баллонах с давлением до 16 атмосфер.

Сжиженный газ производится из:

  • Пропан технический или автомобильный;
  • Пропан-бутановые смеси;
  • Бутан технический.

Изображение 2
Баллоны с метаном обычно занимают больше места и значительно тяжелее. Природный газ хранится при давлении до 200 атмосфер, что требует более прочных баллонов с более толстыми стенками

HBO также используется для метана (природного газа). Природный газ не сжижается, а сжимается, и давление в баллоне может подниматься до 200 атмосфер. Кроме разницы в давлении, принципиальных отличий нет.

Сроки окупаемости

Время окупаемости газобаллонного оборудования на автомобиле зависит от эксплуатации, как часто и как далеко владелец ездит на автомобиле. При годовом пробеге 20 тысяч и использовании 95 бензина ГБО окупается за 4-11 месяцев, в зависимости от марки автомобиля. Для «ГАЗели Бизнес» техника окупится в течение квартала, а для «Лада Веста» — за год.

Автомобиль на газу

Описание поколений

Всего существует шесть поколений ГБО. В России наиболее распространены второй и четвертый. Системы LPG первого и второго поколения используют простой впрыск топлива. Это означает, что газ подается во впускной коллектор перед дроссельной заслонкой. Если автомобиль инжекторный, дополнительно устанавливается эмулятор работы бензиновых форсунок.

Изображение 3
Коробка передач второго поколения

В третьем поколении добавилась система распределенной подачи газа по цилиндрам. Имеет частично электронное управление на основе показаний кислородного датчика. ГБО четвертого поколения для автомобилей получил собственный электронный блок управления, а также систему распределенного впрыска топлива. Система может использоваться как для пропан-бутана, так и для метана. Вся разница заключается в коробке передач, давлении газа, баллонах и некоторых мелких деталях.

Изображение 4
Коробка передач четвертого поколения. На фото крышка фильтра грубой очистки

Пятое поколение является наиболее технологичным и имеет высокий КПД. Мощность двигателя практически не теряется. В пятом и шестом поколении произошли кардинальные изменения по сравнению с предыдущими версиями. В ГБО газ используется в жидком виде. Редуктор в системе отсутствует. Топливный насос установлен в цилиндрах как в обычном бензобаке, а сжиженный газ подается непосредственно в цилиндры. Шестая версия отличается от пятой тем, что врезается в штатную топливную систему автомобиля. Используются одни и те же форсунки для газа и бензина.

Безопасность

Несмотря на большое количество заблуждений, слухов и домыслов, современное ГБО при правильной установке не опаснее обычного бензина. Хотя стоит уточнить, что природный газ и сжиженный газ являются взрывоопасными веществами. При наличии течи в системе существует риск скопления критической массы газовоздушной смеси в замкнутом пространстве, что создаст потенциальную опасность. Однако газ имеет резкий запах и даже малейшая утечка легко обнаруживается. Кроме того, многие производители выпускают версии автомобилей на газу (с ГБО) уже с завода.

Во сколько обойдется оборудование

Наиболее распространенным на сегодняшний день является итальянское газобаллонное оборудование. Система четвертого поколения для автомобиля с 3-4 цилиндровым двигателем будет стоить 20 000-40 000 рублей. Окончательная стоимость зависит от двигателя внутреннего сгорания и дополнительной опции (сужение цилиндра под цвет салона или установка заливной скобы в лючок бензобака и т.д.).

Примерная стоимость ГБО четвертого поколения такова:

  • с 3-4 цилиндровым ДВС — 20-40 тысяч рублей;
  • на 5-6 цилиндров комплектация будет стоить дороже – 47-60 тыс.;
  • на 8 – 72-79 тыс руб.;
  • 10 – 88-110 тыс руб;
  • ДВС 12 цилиндров — 110 00-115 00 руб.

Некоторые компании, устанавливающие ГБО на автомобили, предлагают такие услуги, как подготовка документов для постановки техники на учет в ГИБДД. Они допускают приезд специалиста, который собирает автомобиль, а затем ездит на нем с установленным газовым оборудованием.

Из чего состоит газобаллонное оборудование

Каждая версия системы оборудования LPG имеет цилиндр и топливную магистраль. Но в зависимости от поколения комплект ГБО для автомобиля может различаться:

  • Первый — редуктор с вакуумным клапаном подачи газа в карбюратор.
  • Другой — коробка передач с электронным клапаном и регулировкой подачи топлива.
  • Третье – редуктор и распределенная подача газа во впускной коллектор.
  • Четвертая — коробка передач, форсунки (инжекторная система), электронный блок управления.
  • Пятый — ТНВД, ЭБУ, форсунки с непосредственным впрыском топлива в цилиндры.
  • Шестое — помпа, отдельный компьютер.

Изображение 5
Фотография внутрицилиндрового топливного насоса пятого поколения

Перевести на газ можно любую машину

Газ на автомобиле как альтернатива бензину: преимущества и недостатки установки ГБО

4 Газ КП

Газовым оборудованием можно оборудовать что угодно, но в некоторых случаях это не имеет смысла. Например, для малолитражных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и без того невелик, да и баллон поставить часто негде. Переделывать новые автомобили тоже не стоит: можно лишиться гарантии на двигатель из-за использования нерекомендованного топлива, на кузов (просверленный, перегруженный) и на электрику, которой помешали.

Дизельные автомобили тоже лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется воспламенительная доза дизеля — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если вы часто используете весь полезный объем салона и багажника — оборудование будет съедать много места, а также снизит возможность трансформации салона.

Эволюция поколений ГБО для автомобилей

Некоторые автолюбители ошибочно полагают, что это газовое оборудование, например, поколения Евро-3 или Евро-4. Но это неправильно. Нет такого понятия как «ГБО Евро-4.

«Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» — нормы выбросов выхлопных газов в Европе, и они не имеют никакого отношения к разработке поколений автомобильного газового оборудования. На сегодняшний день существует шесть поколений газового оборудования для установки на автомобили.

ГБО 1 поколение

Газовое оборудование первого поколения было самым примитивным по своей конструкции. Устанавливался на автомобили с карбюраторными двигателями, и на инжекторные с подачей газа через впускной коллектор.

Дозирование газа в ГБО первого поколения осуществлялось через силовой регистр (грубо говоря через кран подачи), который устанавливался на шланг, идущий к смесителю на впускном коллекторе.

ГБО 2-го поколения

Второе поколение газового оборудования на автомобиле отличается от первого только тем, что вместо крана с механическим управлением (тот же силовой регистр) в системе установлен шаговый двигатель. Он же регулирует подачу топлива, но уже в автоматическом режиме с помощью блока управления.

гБО 2 поколения было очень популярно, его устанавливали в основном на автомобили с моновпрысковыми двигателями, где был лямбда-зонд, так как от этого специального датчика блок управления получал информацию для регулировки подачи газа.

Газовое оборудование 2-го поколения, несмотря на его примитивность и низкий КПД, можно приобрести и установить на автомобиль и сейчас. Это из-за низкой стоимости. Цены на ГБО 2 поколения с установкой начинаются от 10 000 рублей.

ГБО 3-го поколения

Газовое оборудование третьего поколения предназначалось для автомобилей с двигателями с распределенным впрыском топлива. Подача газа в нем регулировалась тем же шаговым двигателем, что и в оборудовании 2-го поколения, но не в общем коллекторе, а в каждом цилиндре отдельно.

На рынках стран СНГ такое оборудование в принципе не продавалось. В нашей стране он встречается только на некоторых автомобилях 1990-х годов, привезенных из-за рубежа и оборудованных ГБО на заводском водиле.

ГБО 4-го поколения

Газовое оборудование 4-го поколения на сегодняшний день является самым распространенным газовым оборудованием для автомобилей. Предназначен для установки на автомобили с инжекторным двигателем с распределенным впрыском топлива в цилиндры.

При установке ГБО 4 поколения на автомобиль параллельно стандартной бензиновой форсунке устанавливается отдельная газовая форсунка, состоящая из блока управления, коробки передач и газовых форсунок. Принцип работы мы уже обсуждали выше.

На рынке представлено множество моделей газового оборудования 4 поколения, где цена комплекта установки варьируется в пределах 20-40 тысяч рублей. (в зависимости от комплектации и производителя).

Стоимость ГБО четвертого поколения, конечно, выше второго, но и эксплуатационные характеристики (расход топлива, надежность, затраты на техническое обслуживание) намного лучше. Поэтому мы рекомендуем устанавливать на автомобили газовое оборудование 4-го поколения.

ГБО 5-го поколения

Пятое поколение газового оборудования для автомобилей отличается от четвертого жидкой подачей газа (пропана) в баллоны, то есть газ не переходит из жидкого состояния в газообразное.

Такая система работает следующим образом:

  • В газовом баллоне ГБО 5 поколения, как в бензобаке, установлен насос;
  • Газ под давлением, нагнетаемым насосом, подается на рампу с форсунками;
  • Форсунки впрыскивают сжиженный газ непосредственно в коллектор.

Таким образом, в газовом оборудовании пятого поколения отсутствует снижение газа. Данная система предназначена для автомобилей, на которых нет возможности установить ГБО четвертого поколения, или если это проблематично (например, сложно снять подогрев газового редуктора).

Стоимость газобаллонного оборудования пятого поколения значительно выше четвертого и с учетом установки достигает 80-100 тысяч рублей. При этом около двух третей стоимости оборудования составляет цена топливного насоса, который к тому же достаточно часто выходит из строя из-за высокого содержания примесей в газе.

ГБО 6-го поколения

гБО 6-го поколения также основано на принципе подачи жидкого газа, как и в 5-м поколении, но не через отдельную газовую форсунку, а через штатную систему впрыска топлива автомобиля.

Для добавления сжиженного газа в топливную магистраль между двигателем и бензобаком автомобиля врезается специальный блок клапанов – селектор топлива. С помощью этого селектора меняется подача топлива в систему: с бензина на газ и наоборот.

Так, у ГБО 6-го поколения отсутствует не только газовый редуктор, но и газовые форсунки. Подача газа осуществляется непосредственно форсунками двигателя.

Газовое оборудование шестого поколения официально в России пока не продается. Но многие специалисты считают, что стоимость такой системы будет даже выше, чем у ГБО пятого поколения, поскольку селектор топлива — это уникальная запатентованная технология, которая точно не будет дешевой.

Бесплатное первое ТО

Запишитесь на установку газового оборудования IV поколения сегодня и получите ваучер на бесплатное обслуживание ГБО.

Какое ГБО для автомобиля выбрать лучше?

При выборе ГБО важно знать, что все узлы газового оборудования подбираются индивидуально для каждого автомобиля:

  1. Баллоны обычно выбирают объемом не меньше бензобака автомобиля. Но обычно ставят баллон максимального размера, который помещается в посадочное место под запаской.
  2. Мультиклапан, редуктор, газопроводы (трубки) подбираются в зависимости от мощности двигателя.
  3. Газовые форсунки выбираются в зависимости от мощности на цилиндр.

Как выбрать ГБО

Рекомендуется выбирать все компоненты ГБО и комплектующие одного производителя. Так вы значительно снизите риск возникновения проблем в будущем при эксплуатации.

Выбирая газовое оборудование для автомобиля, обязательно убедитесь в качестве. Производителей хорошего газового оборудования для автомобилей не так уж и много. Например, хорошо зарекомендовали себя комплекты ГБО следующих марок:

  • BRC (Италия — США)
  • ОМВЛ (Италия)
  • Ловато (Италия)
  • Принц (Нидерланды)
  • Диджитроник (Польша)

Однако сегодня довольно часто можно увидеть от неизвестных производителей откровенно низкого качества, а также множество подделок на технику от известных брендов. Поэтому при выборе ГБО будьте предельно внимательны.

Если вы видите газовое оборудование с сомнительным названием, или продавец как-то не может вам точно о нем рассказать, или установщик сбивается при настройке и долго не может его подключить, это значит, что с ним что-то не так.

Также стоит отметить, что, на наш взгляд, качество работы ГБО примерно на две трети зависит от качества форсунок, поэтому мы категорически не рекомендуем на них экономить.

Качественное газобаллонное оборудование, которое ввозится в страну через официальных дилеров или производителей, без проблем устанавливается на автомобиль и настраивается один, максимум два раза, после чего эксплуатируется безотказно до следующего ТО.

В любом случае не торопитесь с выбором, и не торопитесь на месте. Если у вас есть сомнения по поводу того или иного оборудования, идите домой, откройте интернет и поищите отзывы владельцев. Установка газового оборудования на автомобиль – очень ответственное мероприятие, поэтому торопиться здесь совершенно не нужно.

Заводское ГБО

Не каждый хочет отдельно устанавливать ГБО на автомобиль, и обрекает себя на то, чтобы стучаться в пороги ГИБДД и автосервиса. Такие люди готовы заранее вложиться в автомобиль, имеющий комплект ГБО, уже настроенный на конвейере производителя. ГБО может быть рассчитана как на метан, так и на сжиженный газ (пропан и бутан).

Есть несколько причин, по которым отечественные автомобили — по сравнению с зарубежными — редко имеют встроенный ГБО:


Шкода Рапид I Рестайлинг

Не каждый автолюбитель сразу узнает, что его ждет, как только он начнет ездить на бензине, а не на бензине. Отчасти на его решение повлияли мифотворцы, которые считают, что бензин — это хлопоты для проверки автомобиля, повышенный износ двигателя и вообще езда на газе — это до сих пор фетиш. Некоторых покупателей ведет на такой «развод», чему способствует общая цена бензинового автомобиля, завышенная на фоне все тех же автомобилей, работающих только на бензине.

Но даже оспорив прежнее — откровенно ложное — мнение, потребитель убеждается, что в России заправляться метаном гораздо проблематичнее, чем пропаном. По сравнению с пропаном, метановые заправочные станции по-прежнему являются значительной редкостью: в лучшем случае вам поможет каждая шестая заправка, если у вас ГБО на метане. Чего не скажешь о странах Европы, где каждый второй газ заправлен метаном.


Opel Zarifa CNG Ecoflex

Если вы закажете машину из Европы на метане ГБО от Фольксваген, Шевроле, Мерседес, Опель, Фиат или Вольво, да еще потратите деньги на таможню, регистрацию в ГИБДД и прочие денежные затраты, вы все равно столкнетесь с той же проблемой — заправка метаном . Самые отчаянные покупают дополнительный компрессор и подключают его к природному газу дома, и помимо стоимости самого газа на их плечи ложится стоимость потребляемой электроэнергии: домашний компрессор гонит газ в баллоны до трех часов, тогда как более мощная заправка делает это максимум за несколько минут, потому что рассчитана на давление, на порядок превышающее создаваемое в баллоне дома. Еще одним сюрпризом станет обслуживание и ремонт самого компрессора.

Преимуществом «метанмобилей» и «пропанмобилей» является отсутствие необходимости повторного вмешательства в уже отлаженное заводом ГБО. Проблема возникает только при выходе из строя одной или нескольких деталей, в связи с чем безопасность дальнейшего вождения находится под угрозой. Если поломка произошла не по прямой вине пользователя в течение гарантийного срока, авторизованный сервисный центр на оборудовании производителя, изготовившего Ваш автомобиль, скорее всего, не откажет в проведении бесплатной диагностики и замены неисправных деталей.


Mersedes E200 NGT Этот автомобиль сочетает в себе комфорт, экономичность и представительский класс. Бензобак здесь намного больше, чем у предыдущих машин на метане с завода. 62 литра. Расход бензина 9 литров на 100 км. Емкость газа -18 кг. Это 300 км на природном газе и 700 км на бензине.

С технической стороны трудно не заметить разницу между бензиновыми и бензиновыми автомобилями. Так размещение газовых баллонов, особенно для метана, занимает значительную часть полезного пространства, поэтому их устанавливают либо под сиденьем, либо в багажнике. В некоторых случаях они располагаются под днищем автомобиля — вместо бензобака. Но даже если последний и установлен, он рассчитан только на одно-два ведра бензина, так как является дополнительным, а не основным. В российских условиях нужно планировать свой путь по улицам и шоссе, где есть несколько заправок.

Ответы на популярные вопросы

Есть ли штраф за ГБО без регистрации?

Если автовладелец установил газобаллонное оборудование, но не внес изменений в техпаспорт транспортного средства, штраф за незарегистрированный ГБО составляет 500 рублей на 2022 год.

Мифы

В заключение мы хотим развеять несколько основных заблуждений о HBO. Помнить:

  1. Эксплуатация и хранение автомобилей с газовым оборудованием не представляют опасности. Цилиндр имеет стенки толщиной 3-4 мм, что гарантирует защиту даже в случае аварии. В то же время газ безопаснее из положения утечки, если бак поврежден.
  2. Запаха газа внутри нет. Если система настроена правильно, эта проблема устраняется. При возникновении такой проблемы следует немедленно ехать на заправку.
  3. Клапана не прогорают от ГБО. Это возможно только при неправильной настройке, когда двигатель питается бедной топливной смесью.
  4. Газовое оборудование может устанавливаться на двигатель с турбонаддувом, в том числе с непосредственным впрыском. Самое главное правильно выбрать поколение и подобрать оборудование.
  5. Расход пропана чуть больше чем бензина. При правильных настройках — до 20%.
  6. Использование специальных свечей необязательно.
  7. Обслуживание ГБО не требует больших затрат. Стоимость технического обслуживания умеренная, учитывая полученную экономию.

 

Еще один миф заключается в том, что на газ переходят только бедняки. Это не верно. Установка газобаллонного оборудования актуальна для людей, умеющих считать деньги.

Теперь вы знаете, что такое ГБО, его расшифровка и назначение для автомобилей. Сообщите нам в разделе комментариев, установлено ли на вашем автомобиле газобаллонное оборудование и почему вы решили перейти на него.

Виды

Рассматривая, что такое ГБО в автомобиле на легковом транспорте, необходимо учитывать наличие нескольких видов таких систем. Существует шесть поколений:

  • 1. — самый примитивный, ставится на двигатели с карбюратором/инжектором, подача газа осуществляется через впускной коллектор, а дозировка осуществляется через силовой регистр;

 

  • 2. — усовершенствованный тип ГБО для автомобиля с шаговым двигателем, регулирующим подачу топлива автоматически и с помощью ЭБУ, имеет низкую цену и относительно высокий КПД;
  • третий — для автомобилей с распределенным впрыском, с подачей топлива в каждый цилиндр отдельно, встречается редко;
  • четвертое – самое популярное газовое оборудование для автомобиля с инжекторным двигателем и распределенным запуском, имеет собственную газовую форсунку, коробку передач, блок управления, отличается надежностью и малым расходом топлива;
  • 5. — отличается подачей сжиженного газа в баллоны с помощью специального насоса, редуктор не предусмотрен, применяется на автомобилях без возможности установки ГБО-4;
  • шестое — подача сжиженного газа осуществляется через существующую систему впрыска с помощью топливного селектора, газовые редукторы/форсунки отсутствуют.

 

Последнее поколение является самым дорогим и редко используется в России из-за высокой цены – около 250 000 рублей.

В 60‑литровый баллон влезет именно столько газа

Нет, не 60, а около 50. Причина проста: Это мера безопасности, компенсирующая расширение газа при нагреве — чтобы баллон не лопнул изнутри. Для этого на баллон устанавливается мультиклапан, предотвращающий наполнение более чем на 85%.

Как работает

Вплоть до третьего поколения ГБО включалось вручную, с помощью специального переключателя в автомобиле. Начиная с четвертого поколения газобаллонное оборудование имеет автоматический режим переключения. Автомобиль автоматически переключается на газ при прогретом двигателе, а также автоматически переключается на бензин при высоких оборотах (обычно выше 6000 об/мин) или при недостатке газа в баллоне.

Для автомобиля нет разницы между бензином и газом. Смешивание топлива происходит так же, как и режим работы самого двигателя

Принцип работы ГБО

У нас есть два типа систем LPG на рынке:

  • традиционный (карбюраторный);
  • инжектор.

Традиционный устанавливается на карбюраторные автомобили, так как работает по принципу карбюратора. Поток воздуха, поступающий в двигатель, проходит через специальный смеситель, где обогащается определенным объемом газа. Чем глубже педаль газа утопает в пол, тем шире открывается дроссель (заслонка) и тем больше объем газового топлива, смешанного с воздухом в двигателе.

Инжекторная аппаратура работает по тому же алгоритму, что и система бензинового впрыска. Газовое топливо поступает в двигатель путем впрыска через форсунки с электронным управлением. Самое главное, чтобы электронный блок самой форсунки ГБО был настроен правильно. Он не должен конфликтовать с ЭБУ автомобиля, изначально выпущенного с заводского конвейера с бензиновым двигателем.

Бензин всё равно нужен

Это правда — запустить холодный двигатель на газу практически невозможно. Давление насыщенных паров, влияющее на пусковые свойства, у газа значительно ниже, чем у бензина. Да и мембраны газового редуктора в сильные морозы теряют эластичность, что снижает ресурс. Поэтому при пуске оборудование переводится на «бензиновый» режим, и только потом, после прогрева, возвращается на «газовый». Кстати, современные системы ГБО сами решают, когда переходить с одного топлива на другое. Кроме того, возникнет потребность в бензине на случай, если бензин закончится, а поблизости нет заправочных станций.

Преимущества и недостатки установки

Сколько бы ни было положительных отзывов у газобаллонного оборудования, есть и недостатки, которые учитываются при монтаже.

К основным относятся:

  • Магазины. Хотя расход газа превышает расход бензина, по ценнику заправка стоит на треть меньше. Зато экономия будет заметна при длительной езде на автомобиле – до 10-15 тыс км пробега в год. При более низких коэффициентах установка ГБО бессмысленна, фактор экономии является ведущим, когда автомобиль много ездит. Учитывайте официальные нормативы стоимости бензина на автомобиле. Если на бумаге они не превышают 6 л/100 км, менять комплектацию нецелесообразно.
  • Возможность работы на газовом топливе и бензине одновременно. Этот плюс актуален для автовладельцев, которые часто перемещаются на дальние расстояния. Газобаллонная система дает водителю дополнительный запас хода на дальних дистанциях.
  • ДВС работает. После установки ГБО автоэксперты отметили, что двигатель работает ровнее, стабильнее и тише, что связано с октановым числом топлива, которое для газа равно 110. Из-за высокого октанового числа при использовании такого топлива моторы автомобилей вибрируют и сделать меньше шума, работать плавно и мягко.
  • Безопасное использование. В сети много информации о том, что HBO увеличивает риск взрыва. Но аналитики утверждают, что в 100% случаев виной всему безответственность установщика или автовладельца, например, установка б/у баллонов, некачественный монтаж, несоблюдение правил технической эксплуатации и т д. При хорошем подхода, предохранительное устройство ГБО четвертого поколения исключает вероятность взрывов, пожаров и подобных аварийных ситуаций.
  • Экологичность. Существенным плюсом газобаллонной системы является чистота с точки зрения экологии. При сгорании газы выделяют на 10 % меньше токсичных веществ, чем дизельное топливо или бензин.

Недостатков у газобаллонного оборудования тоже немало:

  • Ценник на оборудование. Это самый большой недостаток, ведь ГБО четвертого поколения обходится автовладельцам в 20-45 тысяч в зависимости от двигателя внутреннего сгорания (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Современные версии будут еще дороже. Оборудование имеет гарантийный срок, который необходимо учитывать.
  • Воздушные шары занимают место. В автомобилях нет места для установки топливных баков, поэтому их приходится размещать в багажнике, что серьезно уменьшает полезный объем. Частично решить проблему можно установкой кольцевого баллона в нишу запаски, но тогда придется искать дополнительное место для запаски. На автобусах или грузовом транспорте баллоны устанавливаются снаружи кузова, что не влияет на полезный объем или грузоподъемность автомобиля.
  • Машина утяжеляется из-за установленного оборудования, что снижает грузоподъемность. Вес пустого 50-литрового тороидального баллона составляет около 30 кг, а цилиндрического – 20 кг, а толстостенные метановые баллоны весят больше.
  • Установленное ГБО должно быть зарегистрировано. Использование газобаллонного оборудования при эксплуатации автомобиля является конструктивным изменением, поэтому требует внесения официальной информации в техническую документацию. Процесс оформления долгий и дорогой.
  • Дополнительные расходы. Газовое оборудование нуждается в регулярном обслуживании – это гарантия того, что ГБО будет работать бесперебойно и экономично. Практично совмещать техническое обслуживание оборудования с обслуживанием автомобиля. Газовая система имеет персональный определенный срок службы, по истечении которого необходимо менять расходные материалы и ремонтировать узлы, резиновые детали, такие как уплотнения, прокладки, диафрагмы и т.д.
  • Динамика автомобиля теряется. Аналогичный недостаток присутствует на машинах с небольшими моторами. При среднем или высоком коэффициенте мощности двигателя внутреннего сгорания, а также при правильном монтаже, профессиональной настройке и настройке оборудования потеря динамики не заметна.
  • Отсутствие заправочных станций Заправочные станции менее распространены, чем станции технического обслуживания. Этот момент учитывается, если владелец решил установить ГБО и живет удаленно. Но количество АЗС растет по отношению к распространению автомобилей с ГБО.

О вреде газового оборудования для ГБЦ ведется много споров. Это характерно для первых двух поколений агрегатов, которые не были оснащены электронными датчиками, регулировками и т.д. При использовании оборудования от 4 серии и выше проблем с прогаром клапанов не возникает, если установщики правильно настроили систему.

Газ опаснее бензина

Это отчасти правда. Неправильная установка ГБО может стать причиной течи, и ее сложнее определить, да и газ воспламеняется легче, чем бензин. При этом особую опасность представляет жидкий газ, который тяжелее воздуха — он не поднимается вверх, а скапливается под машиной, в ямах и подвалах гаражей.

Манометр на АЗС показывает, что газ закачивается в баллон под давлением 16 бар. Однако при срабатывании запорного клапана в баллоне останется 85% газа в жидкой фазе и 15% в паровой фазе. Поэтому давление внутри баллона падает с 16 до 8 бар – и это не такой уж пугающий показатель. Например, шины грузовых автомобилей накачиваются до сопоставимых значений.

Газ вдвое дешевле

Сжиженный газ для автомобилистов в любой момент времени стоит примерно вдвое дешевле высокооктанового бензина. Пройденный километр на компримированном газе почти в три раза дешевле! И, как и в случае с бензином и дизельным топливом, цены на газ варьируются от региона к региону.

Ориентировочная цена бензина 46 руб/л, пропан-бутана 25 руб/л, метана 17 руб/м³.

За рулем

Для расчета чистой прибыли от перехода на газ необходимо учитывать и дополнительные затраты. Начальная стоимость комплекта ГБО для сжиженного газа плюс установка и обязательная регистрация обойдутся не менее чем в 40 000 рублей. Метановая установка почти вдвое дороже, в первую очередь из-за дорогих баллонов высокого давления. Кроме того, ГБО требует периодического обслуживания и опрессовки баллонов, что также увеличивает затраты.

Эксплуатационный расход газа примерно на 10% выше, чем бензина. Кроме того, неизбежны частые «повторения» в поисках заправки. Поэтому сэкономят только те, у кого среднегодовой пробег более 30 000 км. А если ездишь мало и не каждый день, газ не для тебя. Да и продать «газовую» машину будет непросто: обычно пробег у таких машин значительно выше, не все готовы терпеть баллон, который занимает место в багажнике и берет на себя дополнительные проблемы по обслуживанию и ремонт ГБО.

Пройденный автомобилем километр на пропан-бутане стоит почти вдвое меньше, чем на бензине. На метане — в три раза

Из истории появления и распространения ГБО

Все началось в Италии. Еще более полувека назад в северных регионах страны небольшие производственные предприятия начали выпускать комплектующие, позволяющие перевести бензиновые двигатели внутреннего сгорания на газовые. С тех пор оборудование итальянского производства считается лучшим в мире. Италия является крупнейшим разработчиком технологий, связанных с производством СУГ. А также основным экспортером брендового оборудования как в сборе, так и отдельными комплектующими.

 

Успешно работают в этом направлении и производители из Польши (особенно электронной «начинки»), Литвы, Китая и Турции. В последнее время появляются и отечественные разработки.

На данный момент Италия является государством, в котором автомобили, работающие на сжиженном газе, распространены больше, чем где-либо еще в мире. Многие автомобилисты в Польше, Китае, Индии, Австралии и Южной Америке также предпочитают ездить на газе. Автомобили с ГБО становятся все более популярными среди жителей России и Украины.

Ориентируясь на растущий спрос со стороны потребителей, несколько крупнейших автопроизводителей уже выпускают автомобили, оснащенные LPG на заводе.

Плюсы и минусы

Помимо значительного снижения затрат на топливо, газ более экологичен. В выхлопе меньше углекислого газа и твердых частиц. Еще одним преимуществом является дополнительная топливная система. Это значительно увеличивает радиус действия при заправке. Также можно будет использовать любое топливо по вашему выбору, а также увеличивается максимальный запас хода на полных баках и баллонах.

Изображение 6
Комплект ГБО четвертого поколения

Конечно, у HBO есть несколько недостатков:

  • Топливный бак занимает много места.
  • Окупаемость личного автомобиля с небольшим пробегом может занять много времени.
  • Требуется регистрация оборудования.
  • Мощность двигателя может снижаться при работе на газу.

Топливо

Оборудование ГБО на автомобиле использует два вида газа – метан и пропан-бутан.

Метан – это природный газ, используемый в печах. На автомобиле он представлен в жидком виде. Пропан является отходным элементом при добыче нефти. Но учитывая, что это вид топлива, он нашел применение в народном хозяйстве. Например, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также герметизирует аэрозоли. В автомобильном двигателе он используется в качестве топлива. Газ бутан добавляется к пропану для улучшения характеристик.

Метан и пропан предъявляют разные требования к газовому оборудованию. Прежде всего, это относится к газовому баллону.

газовый баллон

Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше давления, при котором хранится пропан. В результате стенки баллонов, в которых предполагается хранить метан, должны быть толще, что приводит к увеличению веса самой емкости. Одно из решений этой проблемы – металлопластиковые баллоны. ГБО, использующий в качестве топлива метан, предъявляет более высокие требования к безопасности. Поэтому широко применяется газобаллонное оборудование, где основным видом топлива является пропан.

При этом в стандартный баллон может вместиться до 40 литров смеси, что можно соотнести с емкостью бензобака. Бензин расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика автомобиля обычно такая же. Это обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбирать пропан.

Типичные неисправности и симптомы

Газовое оборудование для автомобилей достаточно надежно. Однако иногда возникают проблемы.

Наиболее распространенные ошибки:

  • Бездействующий счетчик газа — в основном имеет низкую точность. Можно починить или оставить как есть.
  • Автомобиль дергается – на первом и втором поколении это может означать конец газа в цилиндре. На старых версиях необходимо протестировать оборудование на заправке.
  • Проблемы с системой охлаждения двигателя — редуктор ГБО подключен к общей магистрали охлаждающей жидкости. Это может вызвать воздушные пробки или другие проблемы.
  • Значительное падение мощности или большой расход газа – неправильная настройка ГБО.
  • Запах газа – утечка в системе или проблемы с выхлопной системой. В любом случае необходима диагностика и ремонт.
  • Двигатель плохо работает на высоких оборотах — возможно, необходима замена фильтров грубой очистки (маленький фильтр в коробке передач) и фильтров тонкой очистки (фильтр выглядит как бензиновый и сидит на газовом патрубке после коробки передач).

 

Поколения ГБО и выбор оптимального варианта

В настоящее время существует шесть поколений газового оборудования для автомобилей. Первые два поколения – это системы, устанавливаемые исключительно на автомобили с карбюраторным впрыском. Третье поколение считается переходным, а поколения с четвертого по шестое уже устанавливаются на автомобили, оснащенные инжектором.

Не стоит думать, что лучшим выбором в любой ситуации будет ГБО последнего поколения

Не стоит думать, что в любой ситуации лучшим выбором будет последнее поколение систем LPG. Дело здесь в том, что помимо самого резервуара для хранения газа, и механических компонентов, большинство современных газотопливных систем включают в себя еще и программную составляющую и конечно же электронные компоненты. И поэтому в автомобиле должна быть электроника, способная нормально взаимодействовать с электронными элементами ГБО. Именно эта совместимость является решающим моментом при выборе того или иного поколения газобаллонного оборудования.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )