Дизельный двигатель устроен таким образом, что принцип подачи и воспламенения рабочей смеси в нем принципиально отличается от бензиновых агрегатов. В дизельном двигателе воздух подается отдельно, затем сильно сжимается.
- Работа дизеля на смеси солярки и бензина: возможные последствия
- Сколько добавлять бензина в дизтопливо зимой
- Если движение на бензине вместо дизеля еще не началось
- Отличия дизтоплива от бензина
- Если движение на бензине уже началось
- Что делать, если залили бензин в дизель
- Если вы заправились, но еще не завелись
- Если вы поехали и мотор застучал
- Как страдает топливная система автомобиля
- Бензин и дизельная топливная аппаратура
- Что будет, если смешать бензин и дизель?
- Аварийный слив неправильно залитого топлива
- Дизель добавили в бензин
- Дизель в бензиновый двигатель
- Что будет, если добавить бензин в дизельный двигатель?
- Что делать?
Работа дизеля на смеси солярки и бензина: возможные последствия
Дизельное топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры под высоким давлением в самом конце такта сжатия, распыляется на мелкие частицы по всему объему рабочей камеры и воспламеняется само по себе от контакта с нагретым от указанного сжатия воздухом. Существует небольшая задержка момента воспламенения после впрыска.
В большинстве бензиновых ДВС воздух и бензин смешиваются во впускном коллекторе, а затем всасываются в цилиндры. Воспламенение порции уже приготовленной топливно-воздушной смеси происходит от искры в строго определенный момент. Искра создается свечой зажигания.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как и чем промыть дизельный двигатель перед заменой масла. В этой статье вы узнаете о преимуществах и недостатках разных способов промывки двигателя.
В дизеле максимальное количество смеси должно сгореть до того, как поршень достигнет ВМТ, чтобы энергия расширяющихся газов в виде давления наиболее эффективно передавалась поршню с самого начала его хода. Преждевременное воспламенение смеси будет означать, что создаваемое газами давление будет препятствовать подъему поршня в ВМТ. Позднее зажигание приведет к тому, что поршень получит «удар» от расширяющихся газов не в самом начале хода. Снижается КПД дизеля, нарушается устойчивость двигателя.
очевидно, что зажигание должно происходить в строго определенный момент, что предусмотрено инженерами конструктивно для того или иного типа двигателя. Делается вывод о том, что определенные свойства бензина не позволяют ему нормально гореть в дизеле. Рассмотрим особенности дизеля и бензина подробнее.
Сколько добавлять бензина в дизтопливо зимой
Дизель замерзает при низких температурах. А по старинке, если разбавить бензином, то не замерзнет. Современное зимнее дизельное топливо не замерзает благодаря антифризным присадкам. Но если вы заправлялись не настоящим зимним дизелем, а летним, содержащим антигелевую присадку, ваш автомобиль рискует не завестись ранним зимним утром.
На вопрос, сколько бензина можно добавить в дизтопливо, по старинке говорят: смешайте 1 литр бензина с 10 литрами дизеля. Полученная смесь может стать мутной и менее жидкой, но точно не замерзнет. Есть еще один недостаток полученной композиции. Смазывающая способность будет крайне низкой. Это означает, что износ двигателя значительно возрастет.
Специалисты отмечают, что использовать эту смесь следует только в крайних случаях. Всю зиму ездить не надо. А если в машине работает система впрыска Common Rail, то такая смесь ей противопоказана.
Если движение на бензине вместо дизеля еще не началось
Если вы успели вовремя понять свою ошибку, в первую очередь нужно оценить, сколько «неправильного» топлива попало в бак. Если объем тары 50 и в нее залито менее 10 литров бензина, есть шанс попробовать обойтись без эвакуатора. Для этого заполните остаток бака дизельным топливом до краев и начните движение, избегая высоких скоростей.
Здоровый! В дороге нужно следить за «поведением» двигателя. Если работает не стабильно, лучше остановиться, заглушить двигатель и вызвать представителя автосервиса.
Когда бензобак опустеет на ¼, необходимо снова отправиться на заправку и заправиться дизельным топливом (опять же до полного бака). Это необходимо повторять до тех пор, пока весь бак не будет очищен от бензина.
Здоровый! Если в машине бензина в два раза больше, чем дизеля, и автовладелец не предпримет никаких действий, машина все равно сможет продолжить движение. Но через несколько тысяч километров приходится менять фильтры и ремонтировать топливопровод.
Однако специалисты не рекомендуют прибегать к столь сложному методу. Если движение на «неправильном» топливе еще не началось, немедленно слейте все топливо. Затем залейте в бак 2 литра дизельного топлива и снова слейте жидкость. Только после этого можно заправлять машину и отправляться в путь. Это самый простой способ очистки.
Некоторые «бывалые» в таких случаях заливают масло для двухтактных дизелей в бензобак в пропорции 40-50 мл на литр неправильно залитого бензина. Также подходят специальные присадки, повышающие цетановое число в смеси. Однако этот способ тоже довольно спорный и не гарантирует нормальной работы машины.
Здоровый! Если используются масло и присадки, их необходимо доливать в бак до его полного заполнения. Тогда они смешаются с топливной жидкостью и будут работать лучше.
Однако далеко не всегда удается заметить оплошность «на месте». Иногда даже когда двигатель «намекает» на проблемы, кто-то ссылается на плохое качество топливной смеси и продолжает ездить.
Отличия дизтоплива от бензина
Во-первых, бензин является «более легким» и менее вязким топливом по сравнению с дизельным топливом. Одной из важнейших характеристик бензина является октановое число. Под этим свойством следует понимать устойчивость бензина к свойству преждевременного воспламенения.
Важным свойством дизельного топлива является цетановое число. Цетановое число указывает на скорость воспламенения дизельного топлива. Увеличение цетанового числа будет означать уменьшение задержки воспламенения. Октановое число и цетановое число топлива зависят друг от друга, поэтому чем выше октановое число, тем ниже цетановое число.
Для бензиновых двигателей важно избегать преждевременной детонации топливно-воздушной смеси. В дизеле получается, что нужно добиваться воспламенения смеси с задержкой. Получается, что бензин с высоким октановым числом в ДТ будет снижать цетановое число ДТ, период задержки воспламенения для такой смеси заметно увеличивается. Подобная смесь в цилиндре дизеля сгорает позже установленного времени, снижается мощность и производительность ДВС.
Еще одна особенность подачи топлива в дизельном двигателе заключается в том, что форсунка дизеля сначала дает небольшой впрыск, а уже потом дозирует основную часть топлива. Это решение создано для того, чтобы смесь сгорала максимально «спокойно» и полноценно. В цилиндре сначала сгорает небольшое количество дизельного топлива от впрыска, и только потом от этого факела воспламеняется основной объем дизельного топлива, подаваемый с небольшим опозданием. За счет этого постоянно увеличивается давление газа на поршень, мелкие и основные части дизеля сгорают с максимальной эффективностью. Сам дизель, благодаря двухступенчатому впрыску, работает ровнее и тише, процесс сгорания смеси теряет склонность к взрывоопасности и удароопасности.
Снижение цетанового числа из-за попадания бензина увеличивает время задержки воспламенения. Это приводит к тому, что топливо не загорается во время пост-впрыска. При этом форсунка подает в камеру основную дозу топлива, но повторного воспламенения не происходит. Смесь воспламенится, когда поршень максимально сожмет ее в цилиндре.
В результате происходит мгновенный взрыв всего объема топлива в камере сгорания. Энергия быстро расширяющихся газов начинает захватывать опускающийся поршень, создавая сильное давление на стенки цилиндра. От таких ударных нагрузок страдают ЦПГ, КШМ, ГРМ. Дизель начинает работать неровно и громко, создается отчетливый металлический звук.
Давление, возникающее при несвоевременном и взрывном сгорании смеси, значительно снижает ресурс дизеля, может привести к трещинам в стенке цилиндра, разрушению поршня и т д. Чем больше бензин снижает цетановое число в дизеле, тем серьезнее последствия для дизеля.
Если движение на бензине уже началось
Если водитель приехал на заправку уже «на лампочке» и заправил полный бак «неправильным» топливом, бензин неизбежно сразу пойдет в двигатель. В таком случае получится проехать на таком автомобиле несколько километров, после чего силовой агрегат остановится. Если все происходит так быстро, то все зависит от «выносливости» автомобиля.
Например, владельцы тракторов или КамАЗов зимой даже практикуют смешивание бензина с дизелем. Есть мнение, что если в «родную» смесь добавить 8-10% бензина, то топливо не потеряет своей текучести. Но если с такими устройствами ничего не получится, то современному дизельному легковому автомобилю, как говорят сами производители, понадобятся:
- Удалите все топливо из топливного бака.
- Проверить подкачивающий насос (хомут).
- Если в нем не образовалась металлическая стружка, слейте топливо из системы.
- Полностью промойте систему питания и замените топливные фильтры.
Последний пункт чаще навязывают сотрудники сервисных центров. На самом деле обычно достаточно опорожнить бак и заполнить его необходимым дизельным топливом. Несколько иначе обстоит дело, если в бензобаке есть дизельное топливо.
Что делать, если залили бензин в дизель
Если вы заправились, но еще не завелись
Согласно строжайшим рекомендациям иномарок, даже если вы не заводили двигатель после заправки, необходимо не только полностью слить топливо, но и промыть топливную систему и поменять фильтры.
Понятно, что так уверены производители. На самом деле, если вы случайно залили бензин в дизель, но не успели провернуть полученную смесь по системе, можно просто опорожнить бак от топлива и залить в него дизель. Вероятность того, что случится что-то плохое, минимальна!
Если вы поехали и мотор застучал
А еще хуже — двигатель внезапно остановился и больше не заводится.
Все зависит от того, почему двигатель остановился. Если его выбила электроника, есть большая вероятность, что внутри двигателя почти все цело. Хотя ресурс двигателя все равно будет снижен. Если двигатель внезапно выйдет из строя (после серии металлических ударов, ударов и резких рывков), есть риск, что внутри что-то совсем сдохло или заклинило.
промывка топливной системы и замена фильтра в этом случае – вариант минимум. Скорее всего, нужно ехать в сервис и чистить форсунки. Если при диагностике в системе будет обнаружена металлическая стружка, вам, скорее всего, предложат поменять все форсунки, помпу и тщательно промыть бак. Если при осмотре выявится разрушение поршневых пар, вас ждет дорогостоящий ремонт.
Как страдает топливная система автомобиля
Еще одним отличием дизельного топлива от бензинового является его высокая смазывающая способность. Это означает, что дизельный двигатель является и топливом, и смазкой для деталей, которые сильно трутся друг о друга. С бензином все иначе: газовый двигатель требует дополнительной подачи масла. А бензин буквально «протирает» детали, потому что является отличным растворителем.
Соответственно, если случайно залить бензин в дизель, то смазывающие свойства топлива как минимум снизятся, а износ деталей возрастет в разы. И чем меньше дизеля было в баке изначально, тем раньше начнутся проблемы и! Кстати! тем больше они становятся.
Нет смазки — нет защиты от трения. Следовательно, механизмы перегреваются, материалы взъерошиваются, дают сколы. Поршневые пары под такой нагрузкой начинают выходить из строя (где-то заедает, где-то трескается или рвется от детонации, где-то раскрывается ромашкой). Также в числе первых в очереди на замену стоят форсунки и топливный насос (ТНВД).
Бензин и дизельная топливная аппаратура
Еще одной характеристикой бензина является его гораздо более низкая смазывающая способность по сравнению с дизельным топливом. Создатели дизелей учитывают смазывающую способность дизельного топлива при создании оборудования подачи дизельного топлива, что позволяет смазывать детали дизельным топливом, вместо использования системы смазки двигателя.
Если дизель разбавлен бензином, для ключевых элементов топливной аппаратуры дизеля (ТНВД, форсунки) это означает очень быстрый выход из строя насосно-поршневых пар и других деталей, подвергающихся нагрузкам. Результатом является очень быстрый износ трущихся деталей. Частицы такого износа попадают в топливную систему и сам двигатель, выводят из строя дизельные форсунки и разрушают цилиндро-поршневую группу.
Что будет, если смешать бензин и дизель?
Как вы понимаете, бензин и дизель слишком разные, чтобы смешивать два вида топлива в одном баке. Однако некоторые водители экспериментируют со своими двигателями, пытаясь улучшить качество топлива. Особенно зимой. Историческая память работает: когда-то подобные эксперименты не сильно повлияли на силовой агрегат. С другой стороны, современные двигатели очень чувствительны к качеству топлива.
Аварийный слив неправильно залитого топлива
В крупных сетях АЗС есть свои бригады, которые оперативно выезжают на АЗС, когда к дизелю добавлен даже минимальный процент бензина. Сотрудники опорожняют содержимое резервуара, промывают систему и доливают необходимый продукт за счет компании.
Даже в крупных городах частные службы занимаются аварийными сбросами не того нефтепродукта. Автослесари быстро выезжают на заправку и устраняют последствия поломки:
- при помощи специального оборудования подключаются к топливной системе и откачивают ее содержимое;
- прокачать топливную систему дизельного автомобиля воздухом;
- если в машине два бака, чистится каждый и промывается топливная магистраль.
Дизель добавили в бензин
Плотность бензина меньше, поэтому дизель при заправке опускается на дно бензобака. Оттуда он попадает в двигатель. Вы сразу услышите стук в двигателе, почувствуете потерю динамики, а из выхлопной трубы пойдут клубы черного дыма. Двигатель останавливается почти сразу.
В этом случае рекомендации те же: опорожнить бак и залить нужный нефтепродукт. Таким образом, ошибка на АЗС не является катастрофической. Если вовремя это осознать и действовать по правильному алгоритму, ситуацию можно исправить достаточно легко и без жертв. Или хотя бы минимизировать ущерб, если не игнорировать сигналы автомобиля.
Дизель в бензиновый двигатель
Реже встречаются ситуации, когда в автомобиль с бензиновым двигателем заливается дизельное топливо. Но если это происходит, то сразу же вылезают признаки неисправности: двигатель издает странные звуки, теряет мощность и из выхлопной трубы идут клубы черного дыма.
Из-за большей плотности дизель быстро опускается на дно бака, выталкивает бензин на поверхность и проникает в топливную систему автомобиля. Впрочем, наличие дизеля в бензиновом двигателе не так уж и страшно. В этом случае необходимо заглушить автомобиль, затем опорожнить бак и залить свежий бензин.
Если дизтопливо было залито в пустой бак, то двигатель заглохнет сразу, безболезненно.
Что будет, если добавить бензин в дизельный двигатель?
Присутствие легковоспламеняющегося бензина приведет к раннему воспламенению топлива и преждевременному срабатыванию поршней. Температура в цилиндрах превысит обычную для дизеля, но мощность двигателя уменьшится. Результатом может быть перегрев двигателя и механические проблемы с силовым агрегатом. Скорее всего, после такого эксперимента вам придется заменить клапана, поршни и прокладки.
Что делать?
Если вы забыли залить не то топливо в пустой бак и находитесь на заправке, не пытайтесь завести машину. Он будет работать всего несколько минут и остановится, как только бензин достигнет двигателя. Вызовите эвакуатор и отвезите машину на заправку. Туда вы будете сливать топливо, а в бак сможете залить дизельное топливо. Если вы проехали и остановились, то на заправке нужно не только слить, но и прочистить систему, а также заменить топливный фильтр, возможно и форсунки.
Вы можете оставить бензин в баке только в том случае, если он не составляет более 20% от общего количества топлива в баке. После этого обратите особое внимание на работу двигателя и заправляйте дизельным топливом каждую четверть пустого бака. Так вы сможете полностью освежить топливо в баке.
Примечание: Для повышения смазывающей способности топлива, пока в баке еще остается бензин, добавьте в топливо масло для двухтактных двигателей (30-50 мл масла на 1 литр бензина).