Дымит двигатель-причины белого, синего и черного дыма

Дымит двигатель-причины белого, синего и черного дыма

Дымит двигатель-причины белого, синего и черного дыма
СОДЕРЖАНИЕ

Бывает, что дым при запуске появляется из-за поломки моторного агрегата, возникшей из-за неисправности в другой части двигателя. Например, если у силового агрегата плохое охлаждение, и он испытывает постоянный перегрев, поршневые кольца прогорают.

Почему дымит на холодную

В других случаях двигатель выходит из строя из-за:

  • поломка системы питания;
  • осечка;
  • разрушение цилиндропоршневой группы;
  • поломка распределительного механизма.

Синий дым

Конечно, точную причину проблемы может определить только опытный механик, поэтому тем, кто не очень разбирается в двигателях, я всегда советую обращаться на СТО в любом случае, когда машина начинает вести себя странно. Это избавит вас от дальнейших проблем с ним и больших финансовых затрат.

Двигатель дымит белым дымом

Белый дым больше похож на пар. Поэтому при включении силовой установки, если двигатель плывет белесым, почти прозрачным паром, особенно зимой, можно не волноваться. Когда двигатель начинает прогреваться, в выхлопной трубе все еще есть конденсат. При нагревании влага также начинает нагреваться и испаряться. Поэтому вы можете заметить, что выходит беловатый пар.

Белый дым

Обратите внимание на следующее! Когда температура на улице падает ниже 20 градусов, этот белый пар может стать густым.

Если двигатель дымит белым дымом при запуске автомобиля в летнее время года, то внутри двигателя что-то происходит, скорее всего неисправность. Возможно, страдает ХПН. Тут на помощь приходит антифриз. Это явление свидетельствует о негерметичности резины, закрывающей головку блока цилиндров.

Вода из кулера испаряется не быстро. Вызывает появление белых выхлопных газов. Кстати, когда он выходит из выхлопной трубы и растворяется в атмосфере, можно наблюдать небольшое голубоватое облачко.

Чтобы проверить самостоятельно, не обращаясь в сервис, если проблема кроется в пробитой прокладке, необходимо вскрыть горловину радиатора. Если вы чувствуете запах выхлопа и видите жирную пленку на поверхности антифриза, проблема на самом деле с прокладкой.

Двигатель дымит синим дымом

Когда двигатель выпускает сизый дым, цилиндры повреждены. Только вот сизый дым говорит о том, что в цилиндры попала смазка, а не антифриз. Такой дым, его еще называют жирным, может иметь следующие оттенки:

Серый дым

  • ярко-голубой;
  • темно-синий.

Если из автомобиля идет холодный голубоватый дым, немедленно отдайте автомобиль в ремонт. Так как дальнейшая езда только повредит двигатель.

Обратите внимание на следующее! Как отличить сизый дым от пара, который тоже оставляет сизое облако: сизое облако не исчезает после выхода из трубы. И есть еще одна проблема. Сейчас на многих двигателях стоят нейтрализаторы, очищающие выхлопные газы от смазки. Это плохо, потому что автовладелец не сможет увидеть симптомы транспортного средства и ездить на нем до тех пор, пока двигатель не застучит.

Вы можете просто проверить это, подменив бумагу на выход трубки при недавно включенном двигателе. С газом из выхлопа на лист будут попадать капли несгоревшей смазки.

Двигатель дымит черным дымом

Если силовая установка дымит черным цветом, происходит высокое обогащение горючей смеси. А если происходит высокое обогащение, то происходит поломка в системе подачи топлива. Когда двигатель дымит черным дымом, это, как правило, также является пустой тратой топлива. Двигатель заводится с трудом, иногда глохнет после запуска. Машина теряет мощность.

Черный дым

У карбюраторных силовых агрегатов это происходит за счет перебора в поплавковой камере. В таких двигателях игольчатый клапан имеет какую-то неисправность и работает неадекватно.

Чаще всего у автовладельцев просто забит блок воздушного фильтра. В этом случае двигатель дымит черным. Они приходят в автосервис, когда проблема начинает усугубляться.

Двигатель дымит белым дымом с голубым оттенком

Если силовая установка дымит беловатым с голубым оттенком, неисправности кроются в маслосъемных колпачках. Детали загорелые и не выполняют свою функцию. Еще одной причиной могут быть неисправные маслосъемные кольца. Обычно они изнашиваются и ложатся, и не выполняют свою функцию.

Синий оттенок

Когда двигатель выпускает сизый дым, смазка обычно начинает гореть. А у турбированных двигателей проблема кроется в выходе из строя турбо. Также могут быть проблемы с рециркуляцией картерных газов. Обычно загрязняется.

Каким образом образуется

Происхождение дыма в выхлопной трубе объяснить несложно, но многое зависит от типа двигателя.

В дизельном моторе

В случае с дизельным силовым агрегатом темный выхлоп – это нормально.

Повышенное дымовыделение связано с тем, что такие двигатели работают на топливе, которое плохо проходит фильтрацию и расходуется при производстве бензина.

Черный дым

Чрезмерная задымленность может возникать из-за неисправного сажевого фильтра, который забивается продуктами сгорания, являющимися дымогенераторами. Кроме того, при поломке ТНВД происходит процесс неконтролируемой подачи дизельного топлива и наполнения цилиндров.

Помимо изменения цвета выхлопа могут возникать и другие проблемы в виде неполного сгорания топлива и гидроударов. В свою очередь это приведет к прогоранию поршней и клапанного механизма. Потребуется капитальный ремонт силового агрегата.

Но в большинстве случаев у дизелей чрезмерный черный выхлоп является признаком засорения и появления продуктов сгорания в конструкции двигателя. Они образуют дым. Помочь может только полная очистка конструкции.

Бензиновый агрегат

В бензиновом двигателе при появлении дыма однозначно можно говорить о появлении первых признаков неисправности. Образуется в результате засорения топливных элементов, форсунок и инжектора или карбюратора. Копоть и мусор частично выгорают, за счет чего выделяется пар и дым. Это также вызывает изменение давления в бензиновой смеси, что увеличивает нагар.

Диагностировать проблему можно на АЗС с помощью специальных стеллажей.

Не рекомендуется проводить самостоятельную чистку подручными средствами. Это не принесет никакого результата, а может только усугубить ситуацию.

Сильный черный дым может образовываться в случае поломки или неисправности топливного насоса. Это также нарушает количество смеси, подаваемой в ту или иную сторону. Имеется либо избыточная подача топлива, либо, наоборот, недостаточная. В первом случае создается черный выхлоп.

Дым из-под капота при запуске двигателя

Дым из-под капота при запуске двигателя

Это явление чаще всего можно обнаружить, если где-то есть утечка масла (сальники, прокладки). Смазка попадает в выпускной коллектор и начинает выгорать по мере того, как ДВС нагревается, а водитель видит дым из подкапотного пространства.

Также не следует исключать возможность попадания посторонних предметов на нагретые элементы ДВС или выхлопную систему. Аналогичный эффект может вызвать утечка топлива, возникающая из-за потери герметичности некоторых элементов системы подачи топлива и впрыска топлива.

И в том, и в другом случае проблему нужно решать немедленно, так как значительно повышается риск возгорания и возгорания в моторном отсеке. Параллельно утечки в выхлопной системе или проблемы с турбонаддувом также могут быть причиной того, что при запуске двигателя под капотом появился дым или дым постоянно во время работы.

Например, погнутый фланец выхлопной трубы или прогоревшая прокладка приведут к попаданию дыма в моторный отсек. Также следует обратить внимание на то, есть ли в автомобиле жидкостный предпусковой подогреватель салона и двигателя.

Появление дыма из-под капота в этом случае более характерно для дизельных агрегатов, так как на этом типе двигателей более востребован предпусковой подогрев. Проще говоря, отопителем на конкретном автомобиле может быть автономная камера сгорания топлива (Вебасто и т.п.).

Поскольку установка сжигает топливо внутри себя, для сгорания части топлива необходима подача воздуха, а также должна быть реализована система отвода газов после сгорания. При неквалифицированном самостоятельном монтаже или по другим причинам выхлопную систему можно снять с отопителя так, чтобы выхлопная труба уходила в подкапотное пространство.

В норме жидкостные отопители практически не дымят, а продукты сгорания выводятся в районе переднего крыла (за рулем). В то же время при некоторых неисправностях из-под капота может идти дым. В этом случае установленную систему следует проверить отдельно.

Последствия и виды неисправностей

Несгоревшие частицы топлива, скорее всего, спровоцируют повышение токсичности выхлопа. При инжекторном типе каталитический нейтрализатор быстро выйдет из строя, а замена обойдется довольно дорого. Или, если он переполнен, это может привести к гидроудару, потому что топливо будет подаваться в жидком виде. И этот ущерб будет стоить еще дороже.

Для владельцев дизельного аналога прогноз еще хуже – вероятен прорыв блока двигателя. Такая неисправность возникает из-за избыточного давления, воспламенение топлива в баке происходит от того самого сжатия, которое происходит под массовым давлением.

игнорировать черный дым, выходящий из выхлопной трубы, и закрывать глаза на такую ​​проблему не следует. Автовладелец в результате собственной неосторожности может столкнуться с серьезными неисправностями, ремонт которых будет не по карману.

Почему идет черный дым из выхлопной трубы

В правильно настроенных цилиндрах ДВС топливовоздушная смесь сгорает полностью. Когда из выхлопной трубы бензинового двигателя идет черный дым, это означает, что в выбросах образовалась сажа – плотные частицы несгоревших углеводородов. Копоть хорошо видна на свежевыпавшем снегу и стенках вытяжного канала.

На высоких оборотах

Появление черного как смоль дыма на горячем двигателе связано с переобогащением топливной смеси в камерах сгорания. Первым подозреваемым является воздушный фильтр (ВФ), который теряет свою емкость из-за скопившейся грязи.

Черный дым из выхлопной трубы на бензине на высоких оборотах появляется также из-за неисправного бензонасоса. Нелишним будет проверить систему зажигания и датчик кислорода – лямбда-зонд.

Интенсивный черный дым

При запуске автомобиля

При прогреве двигателя, особенно в морозы, небольшие облачка из выхлопного тракта не должны настораживать: соотношение воздуха с бензином в рабочей смеси для цилиндров еще не восстановилось. И топливо не успевает сгореть, и оседает хлопьями копоти.

Но если мгновенное явление не исчезло в движении, обратите внимание на следующие элементы и системы:

  • маслосъемные колпачки;
  • датчики двигателя;
  • качество топлива;
  • масляный фильтр.

Возможно частичное погружение деталей поршневой группы.

При разгазовке

При резком нажатии на педаль газа в рабочих камерах происходит резкий впрыск топливной смеси – несгоревшей и поэтому выбрасываемой на улицу.

Для корректировок требуется:

  • Неисправный кислородный датчик.
  • Топливный насос с избыточным давлением.
  • ВФ забит отложениями.

На новых двигателях черноватый след исчезает сразу после дегазации.

Причины возникновения дыма двигателя

Теперь разберемся, по каким причинам двигатель дымит. Основными причинами могут быть:

Отказ цилиндра

  • поломка системы подачи бензина или дизельного топлива;
  • износ элементов в цилиндрах или поршнях;
  • поломка газораспределительного механизма;
  • поломка в системе охлаждения.

Все это может привести к дыму, идущему из выхлопной трубы. Опытные механики одновременно учитывают влияние дефектов различных систем двигателя внутреннего сгорания.

Давайте посмотрим, что делать, когда затупились маслосъемные колпачки.

Задубели маслосъемные колпачки

Эта ошибка накапливается постепенно. Сначала кажется, что все в порядке. Двигатель начинает дымить, но не критично, и конечно автовладелец не обращает на это внимания. Но затем количество дыма начинает увеличиваться с каждым холодным запуском автомобиля. В камеру сгорания попадает много смазки.

Уплотнения штока клапана

Когда силовая установка нагревается, количество дыма может увеличиться. Это означает выход из строя маслосъемных колпачков. Крышки так быстро изнашиваются из-за увеличения зазора во втулках клапанов, протекания большого количества картерных газов. Виной тому может быть и плохое качество самих колпачков, например, если они изготовлены на каком-то собственном заводе.

Их просто нужно заменить на новые.

Залегают поршневые кольца

ДВС дымит из-за наличия поршневых колец. Еще одна неисправность, из-за которой силовая установка может кушать много масла. Поскольку кольца полностью не удаляют масло из цилиндров, результат вполне ожидаем.

Поршневые кольца

Кипячение колец может помочь. Но в этом случае их можно снова вставить через некоторое время. Так как они потеряют свои пружинящие свойства. Поэтому лучше заменить их полностью.

Неправильно подобранное моторное масло

Неправильное масло также может вызвать проблемы с двигателем. Каждая смазка обладает теми свойствами, которые в нее вложили создатели производителя. Это значит, что оно соответствует и подходит только к одной марке или нескольким моделям силовых агрегатов. Использование такой смазки в других двигателях внутреннего сгорания вызовет проблемы с деталями.

Машинное масло

Например, если вы предпочитаете слишком жидкое масло в двигатель, на что этот двигатель не рассчитан, у вас может быть быстрый выход из строя трущихся деталей. Поскольку смазка жидкая по консистенции, она не помешает им слишком сильно натирать. Детали перегреваются и ломаются.

Заливка некачественного масла также приведет к выходу двигателя из строя. Поэтому рекомендуется заливать в двигатель смазку, купленную в специализированных автомагазинах.

Конденсат в выхлопной

Конденсат – обычное явление, возникающее в выхлопной трубе после перепада дневной и ночной температур, если автомобиль стоял на стоянке. От него не убежишь и ничего не сделаешь. Определить, что конденсат испаряется, можно по цвету дыма из выхлопной трубы.

Конденсат

Если выходит прозрачный дым, то это водяной пар, который испаряется. Они не повреждают двигатель. С силовой установкой внутреннего сгорания все в порядке. Выпуск пара недолгий по сравнению с дымом других оттенков. Он заканчивается сразу, когда вся жидкость из выхлопной трубы испаряется.

Сбой в работе датчиков двигателя

ДВС будет дымить при выходе из строя датчиков двигателя. Проблемы появляются при отключении датчика воздуха, кислорода, течи в форсунках. Если произошло последнее из описанных, возможен гидроудар при запуске двигателя. Это грозит капитальным ремонтом двигателя. Поэтому лучше этого не допустить и вовремя обратиться в автосервис.

Проверяет датчики

Проблема с датчиками вызывает черный дым. У дизелей это поломка ТНВД и его датчиков.

Дымление после капитального ремонта

Если бензиновый или дизельный двигатель дымит после капитального ремонта, механик где-то ошибся при сборке двигателя или замене колец. Например, они могут положить кольца не той стороной. Это также влияет на сбор смазки со стенок. Масло останется и закоксуется.

Дым для капитала

Такое часто бывает после растачивания блоков цилиндров. Производство этих деталей будет расти лавинообразно и приведет к дымообразованию.

Невидимая микротрещина в посадочном месте головки блока цилиндров также приведет к выходу двигателя из строя. Масло будет просачиваться через трещину в сальнике. В сочетании с выхлопными газами он также будет дымить.

Все эти поломки будут делать неопытные механики. Поэтому рекомендую обращаться на ТО только к опытным мастерам в серьезные автосервисы типа БМВ, Вольво, Мерседес.

Бензиновый двигатель

Для того чтобы причиной чрезмерного обогащения смеси стал забитый воздушный фильтр, нужно очень постараться. На старых карбюраторных двигателях это все еще может происходить. В современных двигателях состав смеси контролируется электронной системой. Когда количество воздуха уменьшится, это уменьшит подачу топлива. Машина будет плохо ехать, но дымить не должна. Если фильтр настолько грязный, что уже не хватает диапазона регулировки, машина остановится до того, как начнет дымить.

А вот неисправность в электронных компонентах системы управления, поломка или загрязнение ее механических узлов вполне могут стать причиной черного дыма.

Бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлива в цилиндры более чувствительны к работе форсунок. Там полнота сгорания напрямую зависит от качества распыления топлива. Двигатели с коллекторным впрыском вряд ли будут сильно дымить из-за загрязнения форсунки. Скорее, они потеряют сцепление с дорогой, начнут дергаться в движении и будут работать нестабильно на холостом ходу.

А вот неисправности в системе зажигания – частая причина неполного сгорания топлива и появления черного дыма. Пропуски зажигания могут быть вызваны неисправными свечами зажигания, проводами или катушками. Позднее или раннее зажигание вызывает сбои в работе системы управления двигателем.

Преждевременное зажигание, когда воспламенение происходит не от искры, а от нагретых деталей в камере сгорания, также может вызывать темный дым. Это неприятный процесс, способный быстро вывести двигатель из строя.

Что делать и как устранить черный дым из выхлопной трубы

Новичку, заметившему черный дым из выхлопной трубы карбюраторного или инжекторного двигателя, следует обратиться в автомастерскую.

Вы можете самостоятельно сделать следующее:

  • заправляйтесь на другой заправке, если у вас есть сомнения в качестве топлива;
  • заменить топливный и воздушный фильтры;
  • очистить электронику форсунки бензином со специальными моющими присадками;
  • проверить работу форсунок и карбюратора;
  • понаблюдайте за давлением в камерах сгорания, сравните полученные данные с номинальным значением;
  • не забывайте сажевые фильтры: меняйте элементы каждые 15-30 тыс км на спидометре.

Следите за собственным стилем вождения: Экстремальный стиль с резкими стартами и частыми торможениями на высоких скоростях не позволяет топливу эффективно сгорать.

Дизель

Из-за особенностей рабочего процесса дизельные двигатели более склонны к нагарообразованию. Недаром современные дизельные двигатели оснащены специальным сажевым фильтром. Сразу после холодного пуска или при резком разгоне даже у исправного дизеля из глушителя может выделяться черный дым. Если дизель постоянно дымит или выпускает клубы густого черного дыма при разгоне, пора приступать к устранению неполадок.

причины появления дыма в дизелях в основном те же, что и в бензиновых, за исключением неисправностей в системе зажигания – в двигателях с воспламенением от сжатия его просто нет.

Основная причина – переобогащение смеси. Как и в бензиновых двигателях, это происходит по двум причинам: слишком мало воздуха или слишком много топлива. Второй вариант более вероятен. В современных дизелях составом смеси управляет электроника. Старые двигатели, где механический регулятор дозировал подачу топлива в цилиндры на всех режимах, рассматриваться не будут. В «электронных» двигателях чрезмерное обогащение смеси чаще всего вызвано неисправностью одного из компонентов системы управления двигателем: датчика или исполнительного механизма. Чрезмерный дым также может быть вызван неисправностью сажевого фильтра

В отличие от своих бензиновых собратьев, дизельные двигатели очень чувствительны к чистоте форсунок. Правильное сгорание здесь зависит от тонкости распыления топлива. Если форсунка работает неправильно, например из-за нагара на распылителе, более крупные частицы дизельного топлива не сгорают полностью и в выхлопе появляется черный нагар.

Когда дизельная форсунка уже не распыляет, а топливо поступает в цилиндр, воспламенения не произойдет, несгоревшее дизельное топливо будет лететь в трубу и дым будет светлым, голубоватым и с очень резким запахом солярки.

Причины чёрного дыма в зависимости от типа двигателя

Сам по себе черный дым из выхлопной трубы не опасен для двигателя, но не стоит игнорировать этот симптом, когда он проявляется постоянно. Со временем при засорении или поломке модуля может пострадать двигатель. Необходимо помнить момент, когда появился черный дым. Его появление при пуске на холостом ходу, при холодном пуске и при доливке имеет разные причины.

Ознакомьтесь с таблицей, где наглядно показаны причины появления черного дыма в зависимости от режима работы двигателя. Если таблица видна не полностью, переместите ее вправо.

При запуске холодного
  • Износ маслосъемных колпачков;
  • частичный вывод элементов поршневой группы;
  • неисправность датчика двигателя;
  • использование некачественного топлива;
  • забитый масляный фильтр;
  • переобогащение топливной смеси;
  • некорректная работа свечей накаливания (для дизеля).
На высоких скоростях при дегазации
  • Герметичный воздушный фильтр;
  • выход из строя системы зажигания;
  • неисправен лямбда-зонд;
  • неисправность топливного насоса.
На холостом ходу
  • Уровень топлива в поплавковой камере поднимается выше рекомендуемого уровня;
  • плотный воздушный фильтр.

Обратите внимание на следующее! Серый или синий дым свидетельствует о попадании моторного масла в камеру сгорания.

Карбюратор

В случае с карбюраторным двигателем все достаточно просто. Если дым из выхлопной трубы становится темным, появляется сизый дым, стоит проверить работу самого модуля – возможно, он неисправен. Это часто связано с переливом в поплавковой камере, который возникает по двум причинам:

  1. Неисправность игольчатого клапана. Избыточное топливо может прилипнуть или вытечь.
  2. Закоксовывание или засорение форсунок – маленькие форсунки, с точными размерами.
  3. Свечи.
  4. Неправильный угол опережения зажигания.
  5. Износ поршневых колец и клапанов.

Чистка карбюратора

Первое, что вам нужно сделать, это разобрать карбюратор и почистить его. Если действия не помогли, то нужно купить ремкомплект (саму “иглу” и форсунки) и восстановить уровень бензина в камерах.

Инжектор

Инжектор по сравнению с карбюратором – это совсем другое устройство, которое работает более легко. Подача топливно-воздушной смеси осуществляется с помощью электроники (она поддерживает соотношение топлива и воздуха на уровне 1 к 14,7), а впрыск в цилиндры обеспечивает устройство, называемое форсункой. Именно поэтому основные причины поломки будут совершенно другими:

  1. Часто стоит искать поломку в самой форсунке, она забивается и не может подавать топливо в нужном количестве. Из-за накопления давления происходит сильный ход впрыска, с избытком. Двигатель будет работать нестабильно, скорость может прыгать с низкой на высокую.
    Ремонт инжектора
    Система впрыска
  2. Автоматизированная работа системы должна контролироваться с помощью датчиков. При их выходе из строя машина может вообще не завестись, либо может быть впрыснуто слишком много топлива, которое не успевает сгореть. Отсюда будут появляться клубы темного дыма.
  3. Бензонасос. У многих инжекторных двигателей он находится внутри бака. Если не получится, можно под высоким давлением долить избыточное количество топлива, это спровоцирует перелив в камерах впрыска.
  4. Воздушный фильтр загрязнен. Его необходимо заменить.
  5. Грязный газовый дом. Самоочищается с помощью популярного Carb Cleaner.
  6. Неисправность в системе зажигания.
  7. Засорен игольчатый клапан форсунки. Это связано с заправкой автомобиля топливом низкого качества.

Еще одна хорошая статья: ТОП-50 реальных советов, как уменьшить расход топлива автомобиля в 2 раза

Если проблема в неисправности самой форсунки, ее необходимо снять и прочистить. Такую процедуру рекомендуется проводить раз в 60 000-70 000 км. По регламенту проблема появления черного дыма не будет беспокоить владельца.

Дизельный двигатель

Именно при езде на дизеле автовладельцы часто сталкиваются с густыми шлейфами черного дыма из выхлопной трубы. Это связано с тем, что система зажигания топлива работает иначе. Сам дизель, даже при нормальном функционировании всей системы, самый «грязный» и черно-серый дым считается нормой, особенно при дегазации.

Основными причинами черного дыма являются:

  1. Выход из строя сажевого фильтра, необходимость его замены, интенсивность дыма будет низкой.
    Грязный сажевый фильтр
    Грязь на сажевом фильтре
  2. Выход из строя насоса высокого давления, происходит интенсивный перелив, элемент подлежит замене.
  3. Неправильный угол опережения зажигания – требуется регулировка.

Обратите внимание на следующее! Вспомните, как работают старые автобусы или большие Камазы. Они известны самым «насыщенным» выхлопом, и это никого не пугает. Теперь справиться с поломкой помогают специальные сажевые фильтры, которые очищают воздушную смесь и предотвращают попадание в воздух токсичных соединений.

Основные причины

И для инжекторных, и для карбюраторных двигателей основные причины появления клубов черного дыма идентичны, кроме одной, характерной только для первого типа.

  • Неисправность в работе карбюратора. Это проявляется в том, что дроссель и диффузор выставлены неправильно. Возможна неисправность так называемой поплавковой камеры или жиклера карбюратора. Это проявляется в том, что топливовоздушная смесь готовится некачественно без соблюдения необходимых пропорций. Это вызывает сгорание повышенного содержания бензина с низкой воздушной консистенцией. Результатом является повышенное выделение дыма из выхлопных газов из-за слишком большого давления на клапаны. Выявить такую ​​проблему самостоятельно крайне сложно, поэтому рекомендуется обратиться за помощью на АЗС.

Фильтр
Воздушный фильтр

Причины и проблемы, связанные с чрезмерным дымлением инжектора и карбюратора:

  • загрязнение воздушного фильтра. Он предназначен для фильтрации поступающей воздушной смеси. При засорении фильтра воздух может начать поступать вопреки требуемым заводским пропорциям. В результате в камере сгорания из-за недостатка воздуха в двигатель подается повышенное количество масла и бензина. Это увеличивает расход элементов при эксплуатации автомобиля. По регламенту все автомобили должны менять воздушный фильтр каждые 10-15 000 км;
  • давно не регулировал зазоры в свечах. Неправильно установленные расстояния приводят к хаотичному и неравномерному искрообразованию на электродах в катушке зажигания. При слишком маленьком зазоре искры генерируются в повышенном количестве, и, наоборот, при увеличении зазора достигается недостаточное искрение. Это влияет на износ системы зажигания и всего силового агрегата за счет образования избыточного количества выхлопных газов. Часто цвет выхлопа становится темным при неправильной регулировке. Важно знать, что производители всех марок автомобилей установили нормы отклонения клиренса. В идеале зазор между электродами в фонарях должен быть от 0,9 до 1,1 мм. Эти размеры необходимо строго соблюдать;
  • зазоры в клапанах двигателя отрегулированы неправильно. Это еще одна проблема с дырками, но только в других элементах. В результате может наблюдаться снижение КПД силового агрегата. При уменьшении зазоров седла и клапана слишком сильно прогорают, что сопровождается выходом черного выхлопа из трубы. Его легко заметить, так как он имеет очень темный цвет и четкие очертания. Это приводит к повышенному износу деталей и узлов двигателя и требует немедленной регулировки зазоров;
  • негерметичные и грязные патрубки на силовом агрегате. Проблема сопровождается повышенным выбросом выхлопных газов. Из-за повышения температуры в форсунках на их стенках образуется налет из смолы, который выделяется при сгорании бензина. Это становится препятствием для нормального распыления через отверстия. Игольчатый клапан теряет герметичность, и вместо штатного распыления бензин подается струей. Система впрыска при загрязнении дополнительно забивает каналы фильтра и системы подачи топлива. На АЗС есть услуга для таких случаев, которая называется ультразвуковой очисткой форсунок и комплектующих. В случае гари в выхлопе это может решить проблему;
  • загрязнение выхлопной системы является наиболее распространенной причиной дыма. При загрязнении выхлопной системы продуктами сгорания увеличивается расход масла и бензина, а также увеличивается нагрузка на двигатель. Наиболее распространенная причина этой проблемы заключается в том, что специальная сетка, выполняющая роль фильтра, засоряется или крошится от старения. В результате образуются мелкие частицы, загрязняющие выхлопную систему. Диагностировать проблему можно по появлению чрезмерного перегрева силового агрегата и посторонних звуков при езде. В самой трубе появляется черный дым с запахом горелого металла.

Система
Выхлопная система.

Почему так происходит

Чаще всего таким грехом страдают карбюраторные двигатели, то есть те, в которых приготовлением рабочей смеси занимается полузабытое устройство, работающее по принципу всасывания топлива в забортный воздушный поток, летящий через диффузоры . Их почти не осталось, но, рассматривая такое простое устройство, легче прийти к пониманию патологических процессов в организации горения в цилиндрах.

Карбюраторный двигатель

Исходная ситуация для рассмотрения: черный дым из выхлопной трубы, бензин, карбюратор. Хотя бывают и карбюраторные дизеля или бензиновые с более сложной топливной аппаратурой. Но там проблемы могут выглядеть по-разному, даже если нагар везде одинаков.

Дозирование состава топливовоздушной смеси здесь производится исключительно карбюраторными системами. Устройство достаточно сложное, даже в самой обычной бензиновой форсунке от старых автомобилей ВАЗ насчитывается около девяти дозирующих систем, которые работают последовательно или частично одновременно. И любой из них может дать лишнее топливо, которое не сгорит полностью, а будет выделять копоть в выхлопе.

Чаще всего это вызвано неисправностью основных систем дозирования. Они имеют воздушные и топливные форсунки, где соотношение между проходными сечениями задается так называемым стехиометрическим составом, то есть строго определенным количеством углеводородов на единицу массы кислорода. Эта смесь называется нормальной.

Существуют и другие составы смеси:

  • Исчерпан. Бензина немного меньше, чем в оптимальной стехиометрии.
  • Плохой. Бензина очень мало, смесь даже поджигается с большим трудом.
  • Обогащенный. Смесь для силовых режимов, двигатель будет работать с максимальной отдачей, но неэкономично.
  • Богатый. Она горит так же сильно, как бедняжка.

Именно в последнем случае начинается заметное выделение сажи в выхлопе. Причин перехода основных дозаторов камер карбюратора в этот режим может быть несколько:

  • проблемы с накачкой воздуха в цилиндры, например, грязный воздушный фильтр или посторонние частицы в воздушных жиклерах;
  • переизбыток топлива из-за нештатных участков в элементах дозирования топлива, главный жиклер может просто отключиться;
  • грубо нарушена регулировка уровня топлива в поплавковой камере;
  • механические проблемы с дроссельной заслонкой в ​​многоцилиндровых карбюраторах.

Но проблема не обязательно связана только со стационарной основной дозировкой. Все карбюраторные системы могут добавлять лишнее топливо. Например, негерметичные диафрагмы, выпавшие эмульсионные трубки или ненормальная система холостого хода.

Диагностика проводится по показаниям газоанализатора или визуально, по цвету выхлопа. Карбюратор необходимо разобрать, промыть или отремонтировать механическим способом.

Двигатель с впрыском топлива (инжекторный)

Совсем другой случай, когда из выхлопной трубы, бензина, форсунки идет черный дым. Хотя в таких двигателях в основном используется одна и та же топливная смесь, она готовится по-разному. Дозирование состава осуществляется электронным блоком управления двигателем (ЭБУ), который анализирует показания ряда датчиков, после чего дает команду на открытие топливных форсунок на строго определенное время. Поскольку известно падение давления на форсунке, производительность фиксирована, количество бензина, впрыскиваемого во впускной коллектор, зависит только от этого времени, измеряемого в миллисекундах.

Отсюда возможные причины появления черного дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя, оснащенного электронным впрыском:

  • нарушение показаний датчиков, в результате чего мозг системы формирует неправильные команды;
  • избыточное давление, создаваемое топливным насосом, это значение практически не контролируется ECM, считается, что регулятор достаточно надежен;
  • износ форсунок топливных форсунок, в результате чего они «переливаются»;
  • ошибки в системе кислородной обратной связи, контролирующей состав смеси, быстро вносят коррективы.

Диагностика инжектора затруднена; потребуется электронный сканер, подходящий для этого двигателя и немалый опыт специалиста. А при уточнении диагноза есть еще и дополнительное оборудование, например подставка для форсунок.

Проблема усугубляется наличием в таких двигателях каталитических нейтрализаторов. Это устройство, расположенное в выхлопной системе, где происходит дожигание выхлопных газов. Даже при явном избытке углеводородов двигатель может не дымить, весь нагар выгорит на керамике катализатора. При этом температура повышается, коллектор в этом месте может нагреваться до видимого свечения. Однако, когда система будет доведена до такого состояния, ECM обязательно заметит проблему, зажжет сигнальную лампу и выдаст код неисправности. Современные системы способны спасти дорогостоящий каталитический нейтрализатор, переведя двигатель в аварийный режим.

Это интересно