В процессе работы двигателя масло постепенно меняет цвет и становится более темным, а иногда и черным.
- Причины быстрого потемнения масла в двигателе
- Использование некачественного топлива
- Вспенивание: в чём проблема?
- Разгерметизация системы охлаждения
- Разные моторные масла
- Конденсат
- Изменение консистенции
- В чём опасность потемневшего масла
- Замена масла на более качественное
- Негативные причины почернения масла
- Использование поддельного и низкокачественного масла
- Продукты сгорания попадают в масло
- Неисправность системы вентиляции картера
- Использование топлива низкого качества
- Чистое масло — симптом некачественной продукции
- Последствия длительной езды на чёрном масле
- Действительные причины, почему чернеет масло в двигателе
- Вовремя диагностируем проблему
- Подделки
- Загустение субстанции
- Масло в моторе быстро почернело
- Причины, по которым масло может чернеть
- Естественное потемнение
- Потемнение после ремонта двигателя
- Поддельные масла
- Высокое значение зольности и малое TBN
- Попадание продуктов сгорания
- Использование низкокачественного топлива
- Попадание картерных газов обратно в двигатель
- Перегрев масла
- Профилактические меры, предотвращающие быстрое потемнение масла
- Попадание в масло картерных газов
- Превышение зольности в масле
- Снижение вязкости, последствия и способы решения проблемы
- Чем грозит жидкое моторное масло работе двигателя
- Как исправить
- Когда тёмное масло – норма
- Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки
Причины быстрого потемнения масла в двигателе
Многих это пугает и пугает. На самом деле чернение масла – это естественный процесс. Иногда это происходит быстрее, иногда медленнее. Но почему это вообще происходит? По следующим причинам:
- в смазке мало щелочной добавки;
- изношена поршневая группа, из-за чего в смазку попадает большое количество продуктов сгорания и окисления топлива;
- двигатель перегревается, что приводит к закипанию масла. В результате присадки разрушаются, а смазка темнеет;
- некачественная смазка. Обычно это происходит при покупке на стихийных рынках или у подозрительных продавцов;
- наоборот, используется качественная смазка, которая быстро и тщательно промывает загрязненный двигатель.
Есть несколько причин, по которым моторное масло начинает быстро темнеть
Дело в том, что при работе двигателя масло постоянно движется, при этом оно собирает нагар, окислы и прочий мусор и выносит его в картер. Такая смазывающая способность масла обусловлена наличием в нем различных присадок. В зависимости от марки используемой смазки количество присадок в ней также будет разным, и каждая из них будет играть свою роль:
- уменьшение трения;
- увеличение вязкости;
- температурный контроль и другие.
Одна из присадок, используемых в смазке, является щелочной. Он позволяет удалить химические вещества, попавшие в двигатель, снижает вероятность выпадения осадков, удаляет нагар и грязь. Если в используемом масле будет мало щелочи, двигатель будет быстрее изнашиваться, быстрее будет образовываться много нагара и различных отложений.
Масло не только смазывает, но и очищает двигатель
Использование некачественного топлива
Если на вопрос, почему моторное масло быстро чернеет при езде на бензине, может быть много ответов, то на дизеле дело обстоит иначе. Дизель, даже самого высокого качества, не сгорает полностью в топливной камере. Из-за этого смазка все чаще впитывает копоть и копоть.
Масло быстро темнеет при некачественном топливе. Это основная причина, по которой дизельные двигатели начинают чернеть быстрее, чем бензиновые.
Если хорошая смазка на бензине чернеет после 2-3 тысяч пробега, то на дизеле считается нормальным, если она темнеет с первой тысячи пробега.
Но даже на бензиновых двигателях масло быстрее меняет цвет, если заливать некачественное топливо. Ведь одной из основных функций этой жидкости, помимо смазки, является очистка. При добавлении некачественного топлива остатки сгорания конденсируются в большем количестве, чем обычно. Поэтому жирный состав, которым они моются, быстрее темнеет.
Время работы автомобильной смазки сильно сокращается, если регулярно ездить на некачественном топливе.
Вспенивание: в чём проблема?
Образование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:
- Снизить вязкость смазочной композиции;
- Медленный отвод тепловой энергии, из-за чего детали и узлы автомобиля не смазываются должным образом. Масло в системе движется по специальным каналам малого диаметра, и для смазки двигателя в них необходимо поддерживать высокое давление;
- Отсутствие должного охлаждения деталей силового агрегата, что приводит к их перегреву;
- Увеличивается трение между деталями двигателя, что приводит к их быстрому износу. В самых запущенных случаях это может привести к гидроудару и капитальному ремонту двигателя.
Эмульсия в двигателе повреждает все детали
Моторное масло может пениться по нескольким причинам:
- Проникновение в систему смазки транспорта антифриза из-за повреждения прокладки между блоком цилиндров и головкой;
- Попадание воды в смазку, что приводит к изменению ее химического состава и образованию масляной эмульсии;
- Несовместимость смазочных материалов. При замене масла нельзя полностью сливать старое, из-за этого оно может смешаться с новым.
Разгерметизация системы охлаждения
Причиной появления пены в данном случае является смесь масла и антифриза. В большинстве случаев это связано с дефектами прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз можно смешивать с моторным маслом, если детали неисправны. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.
Утечка антифриза диагностируется довольно просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого двигатель работает на холостом ходу 10-15 минут, после чего выхлопная труба накрывается белой пленкой. Лист тщательно просушивают и проверяют на наличие пятен бензина или масла. О нарушении пломбы можно говорить, если на сухой бумаге не осталось следов. Устранить это можно только обратившись в сервисный центр, так как самостоятельно обнаружить утечку антифриза практически невозможно.
Цвет выхлопных газов может быть диагностическим
Разные моторные масла
Пенообразование характерно для смешивания двух масел, различающихся по составу и свойствам. Основной причиной этого является смесь синтетических веществ и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: минеральные масла уступают по свойствам синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и в структуру входят молекулы одинакового размера, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга расстояние друг от друга. Смешивание двух разных видов смазочных материалов приводит к образованию осадка, который циркулирует в двигателе и образует пузырьки воздуха. Пенообразование устраняется единственным способом – использованием моторного масла того же типа и желательно той же марки.
Разница в структуре синтетических и минеральных масел
Конденсат
При попадании воды в двигатель или его детали последнее смешивается с маслом и образует масляную эмульсию. Негативного влияния не оказывает и не является причиной неисправностей, а свидетельствует о некачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к образованию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать автомобиль перед каждой поездкой в холодное время года.
Образование конденсата на двигателе автомобиля не является для него опасным явлением
Изменение консистенции
Загущение моторного масла – самая опасная проблема. Консистенция смазки может быть как у сгущенки, жира или даже пластилина, последнее приводит к негативным последствиям для автомобиля:
- Двигатель автомобиля плохо заводится, перестает реагировать на нажатие педали газа. При этом постоянно горит индикатор давления на приборной панели;
- Шатуны двигателя могут оторваться от поршней и пробить стенку блока цилиндров, выводя из строя весь двигатель.
Изменение консистенции моторного масла крайне опасно для двигателя
Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, но есть несколько основных предположений:
- Смешивание моторного масла с водой или охлаждающей жидкостью, приводящее к эффекту Шелла. Оно названо так потому, что специалисты именно этой фирмы обнаружили в 40-х годах наличие следов антифриза и воды в загустевшем масле. Сразу стоит отметить, что не все масла будут менять свою консистенцию даже в аналогичных условиях, но наличие в составе воды и антифриза является возможной причиной загустения смазки;
- Топливо низкого качества. Согласно теории, продукты сгорания такого бензина могут смешиваться с маслом, вступать в реакцию с присадками, вызывая загустение. Следует сразу отметить, что эта причина является одной из самых сомнительных и до сих пор вызывает сомнения. Некачественное топливо вряд ли окажет сильное влияние на масло: оно попадает в картер в минимальных количествах и долго там не задерживается, так как температура испарения бензина ниже, чем у масла. Кроме того, смешивание топлива и масла приводит к уменьшению вязкости последнего, а не к ее увеличению. Кроме того, изменение консистенции смазки также выводит из строя дизельные двигатели;
- Человеческий фактор. Распространенная причина, связанная с заливкой некачественной смазки или состава, не имеющего никакого отношения к маслу.
В чём опасность потемневшего масла
Некоторые водители считают: если смазка потемнела, значит, она исчерпала свой ресурс и ее необходимо заменить. Но и здесь не все так однозначно.
Если по какой-то причине вы действительно использовали дешевое, некачественное масло, лучше заменить его, когда оно потемнеет. Использование такой смазки быстро забьет двигатель грязью, сажей и другими отложениями. В результате мощность снизится, а расход топлива возрастет. При длительном использовании такого масла двигатель может сильно загрязниться и придется его капитально ремонтировать, а это повлечет за собой большие затраты как времени, так и денег.
С другой стороны, быстро потемневшее качественное масло может свидетельствовать о плохом состоянии двигателя и его серьезном загрязнении. Поэтому в первую очередь необходимо опираться не только на цвет смазки, но и на ресурс двигателя, возраст автомобиля, периодичность и качество ухода за автомобилем, условия вождения и качество бензина.
Черный нагар внутри двигателя — последствия регулярного использования некачественного моторного масла
Замена масла на более качественное
Многие автолюбители, решившие сменить моторное масло на более качественную и дорогую марку, замечают, что техническая жидкость в двигателе начинает быстро темнеть, что, по их мнению, свидетельствует о посредственном качестве продукта. Однако столь быстрое потемнение смазки можно объяснить тем, что содержащиеся в ней чистящие компоненты промывают двигатель, активно удаляют имеющиеся отложения и загрязнения, в результате чего масло быстро меняет цвет.
Специалисты рекомендуют менять марку масла по ускоренному алгоритму, когда после замены смазочного материала оно активно очищает от грязи, после чего буквально через 3-4 тысячи километров пробега производится его замена, а затем выполнять обслуживание двигателя каждые 8-10 тысяч километров. Это решит проблему старых отложений, которые накопились в двигателе за годы и могут быть удалены вскрытием двигателя и его чисткой или заменой масла на более качественную марку.
Негативные причины почернения масла
Использование поддельного и низкокачественного масла
В последние годы широкое распространение получила продажа подделок моторных масел известных марок. После покупки и заливки такого масла в свой автомобиль автолюбитель заметит быстрое почернение продукта. Разумеется, масло не будет выполнять функции смазки и очистки. Что делать? Замените как можно скорее, двигатель должен быть промыт. Те же проблемы будут преследовать автовладельца при использовании моторного масла неизвестной марки и низкого качества. Обычно люди совершают такие покупки, соблазнившись низкой ценой. Имея масло с низкими эксплуатационными характеристиками в процессе эксплуатации быстро их потеряет. Одним из последствий является быстрое почернение масла.
Продукты сгорания попадают в масло
При такой неисправности, возникающей в основном из-за разгерметизации системы, происходит быстрое окисление моторного масла. Быстро ухудшаются эксплуатационные качества, продукт чернеет.
причины сброса давления разные: пробитие прокладки ГБЦ, повреждение маслосъемных колец поршня и др. при неисправности маслосъемных колец масло «висит» на стенках цилиндра, что приводит к тому, что оставшееся масло сгорает вместе с топливной смесью. Такой дефект увеличивает расход моторного масла, а также приводит к почернению изделия. После обнаружения такой неисправности необходимо проверить работоспособность двигателя. Вы можете сделать это самостоятельно или обратиться в техцентр.
Неисправность системы вентиляции картера
Такой дефект приводит к попаданию картерных газов в двигатель. Контакт с маслом ускоряет процесс окисления смазки. Наблюдается потеря работоспособности и почернение масла. Скорость процесса зависит от объема картерных газов, повторно поступающих в двигатель.
Использование топлива низкого качества
Попадание продуктов сгорания топлива в масло является основной причиной почернения смазочной жидкости. Чем выше качество масла, тем легче продукты сгорания. Это напрямую влияет на цвет масла. Качественное топливо значительно увеличивает мощность двигателя, замедляет процесс износа и увеличивает срок службы смазки.
Чистое масло — симптом некачественной продукции
Моторное масло в двигателе
Когда вы меняете моторную жидкость, вы можете заметить, что цвет остался прежним с тех пор, как вы меняли ее при последнем обслуживании. Если масло при постоянных перегрузках двигателя сохранило свой первоначальный вид, отъездив при этом более тысячи километров, значит, внутри силовой конструкции плещется жидкость с малоэффективным набором моющих присадок. Как было сказано ранее, нормальная работа двигателя сопровождается более темной смазкой. Кристальная чистота говорит о том, что детали не подвергались очистке от нагара, мусора и шлама, что значительно сокращает срок службы.
Помните, что качественная моторная жидкость при длительной эксплуатации должна чернеть; чистая смазка указывает на то, что она не пригодна для постоянного использования.
В такой ситуации следует сменить выбранную марку моторного масла. Пополнение бывших в употреблении продуктов может стать последним делом для моторного отсека вашего автомобиля.
Последствия длительной езды на чёрном масле
Корни непонимания многими автомобилистами цвета ММ, проявляющегося в виде неприятия черного цвета смазки, следует искать в советском прошлом, когда качество масла напрямую ассоциировалось с цветом , и это было правдой. Но это было давно. Сегодня даже честная подделка имеет прозрачную консистенцию и светлый оттенок.
Если масло немного темнеет после длительной работы двигателя, это свидетельствует либо о том, что двигатель не сильно загрязнен, либо о недостаточно высокой щелочности. В последнем случае смазывающие свойства жидкости никак не страдают, а вот очищающие свойства откровенно недостаточны.
Темный ММ свидетельствует о том, что он исправно выполняет очищающие функции, но функциональность такой смазки сильно снижается. Если продолжать ездить на таком масле, оно уже не сможет смывать продукты загрязнения с поверхности деталей силового агрегата, что способствует утолщению слоя нагара на важных узлах двигателя.
Последствия почернения масла в двигателе
Действительные причины, почему чернеет масло в двигателе
Первая причина, как это ни парадоксально, кроется в самом масле. Современные моторные масла содержат целый пакет присадок, обладающих моющими и моющими свойствами. Они необходимы для продления срока службы двигателя.
Их действие разнонаправленно:
- уменьшить трение,
- изменять свойства масла при различных температурах,
- для регулировки щелочи.
Щелочь растворяет различные загрязнения и отложения в двигателе, нейтрализует кислоты.
Потом при замене масла все эти элементы сливаются с отработанной жидкостью. Однако если в моторном масле нет необходимого количества щелочных присадок, внутри двигателя скапливается грязь.
Это означает, что смазка не может свободно проходить, и двигатель начинает работать всухую. Прочные отложения обволакивают корпус двигателя и препятствуют выходу тепла, грозящего перегревом и разрушением деталей. Вот почему так важно выбрать правильную и подходящую смазку.
Аналогичные последствия возникают при использовании качественного масла с достаточным количеством щелочных присадок, если его вовремя не заменить. Через определенное время щелочная присадка начинает стареть, чем больше загрязнен двигатель, тем быстрее это происходит, что способствует отложению загрязняющих веществ.
Вторая причина, почему масло чернеет – это перегрев двигателя. Смазка была подобрана неправильно по вязкости, двигатель эксплуатировался на высоких оборотах, и все это приводило к закипанию смазки.
В результате он не только потемнел, но и превратился в черную густую субстанцию, по консистенции похожую на мазут. Это определяется масляным щупом. Протерев его тряпкой, на нем можно увидеть оставшиеся черные пятна — это говорит о том, что масло горит. Основной причиной может быть износ поршневой группы.
В цилиндрах двигателя может остаться бензин, который в процессе не сгорел, и он попадает в смазку. Происходит изменение его состава, он уже не может полноценно выполнять свои функции. Это приводит к повышенному расходу топлива. Мощность двигателя снижается, а масляный насос может вообще выйти из строя.
Вовремя диагностируем проблему
Сравнение свежее/отработанное/старое масло
Чтобы понять, быстро ли темнеют ГСМ или, наоборот, остаются кристально чистыми, необходимо регулярно оценивать состояние с помощью маслоизмерительного щупа. Проверку следует проводить 1-2 раза в неделю, чтобы вовремя обнаружить проблему.
Обратите внимание, что перед анализом цвета, консистенции и уровня смазки необходимо протереть щуп только чистой ветошью. Если в рабочую зону попадут проволочные волокна, катушки или другой мусор, он быстро загрязнит техническую жидкость.
Подделки
Еще одна причина, по которой масло в бензиновом двигателе быстро чернеет, – это поддельный продукт. К сожалению, автомобильная смазка является популярным расходным материалом и лакомым кусочком для фальшивомонетчиков.
Подделка не содержит необходимых добавок
Подделка не обладает достаточными свойствами и в ней отсутствуют необходимые добавки. В результате силовые элементы двигателя начинают быстрее изнашиваться и выделять продукты разрушения, от которых быстро темнеет смазывающая жидкость АКПП.
Поддельная жидкость также может менять тон из-за своей нестабильности: она не так защищена от перегрева, быстро окисляется и не имеет улучшенных эксплуатационных характеристик.
Загустение субстанции
Моторные масла предназначены для работы при определенной температуре, которая обычно указывается на упаковке. В сильный мороз минеральные вещества теряют свои свойства, уплотняются и теряют свои главные свойства — свободную циркуляцию и возможность перекачки. Результат – уменьшение количества смазки на основных узлах силового агрегата. Это грозит быстрым износом.
Как с этим бороться? Единственной альтернативой является использование специального масла, предназначенного для эксплуатации при низких температурах. Наилучших результатов можно добиться, используя синтетические продукты.
Масло в моторе быстро почернело
Как уже было сказано, потемнение масла говорит о том, что оно рабочее, то есть активно очищает двигатель от загрязнений. Бывает и так, что масло не просто темнеет, а становится черным и больше похоже на мазут. В таком случае этому моменту следует уделить особое внимание и выяснить, почему масло в двигателе быстро чернеет.
- В самом начале нужно вынуть маслоизмерительный щуп и чистой тряпкой вытереть с него масло. Остатки черных пятен будут свидетельствовать о том, что смазка в двигателе увядает. Причиной может быть значительный износ ЦПГ, т.е попадание масла в камеру сгорания. Параллельно топливо также поступает в моторную лодку и разбавляет смазку. В результате рабочая жидкость системы смазки ДВС теряет свои защитные, моющие и другие полезные свойства. Получается, что быстрое почернение масла свидетельствует о проблеме с самим двигателем. Дополнительными симптомами обычно являются повышенный расход топлива и масла, снижение мощности двигателя, дымность выхлопных газов, затрудненный холодный пуск и так далее
- Вторая причина, объясняющая, почему масло в дизеле быстро чернеет или смазка в бензиновом агрегате чернеет, – это перегрев масла. Быстрое изменение цвета на черный происходит, если двигатель постоянно эксплуатируется в тяжелых условиях при высоких оборотах и максимальной нагрузке. Масло перегревается и тогда, когда смазка изначально подобрана неправильно по вязкостным характеристикам. Фактически происходит закипание, смазка становится однородной черной массой.
Становится ясно, что при проблемах с ЦПГ двигатель нуждается в ремонте. Если масло не подходит для данного типа двигателя, такую смазку необходимо немедленно заменить подходящей альтернативой, рекомендованной производителем двигателя и отвечающей всем допускам. Также не следует забывать, что в двигатель можно случайно залить низкосортную подделку. По этой причине покупать ГСМ рекомендуется только в надежных точках продаж.
Помните, что дальнейшая эксплуатация двигателя на мазуте может привести к серьезному повреждению силового агрегата при отсутствии имеющихся проблем, а также к дополнительным проблемам за счет отсрочки ремонта и замены смазки на агрегатах, где заметно почернение масла из-за износа отдельных элементов.
Причины, по которым масло может чернеть
На вопрос, почему масло в двигателе чернеет, существует несколько ответов. Кроме того, обычно действуют одновременно несколько факторов. Важно помнить, что потемнение жидкости не всегда является плохим признаком и не обязательно свидетельствует о необходимости замены состава.
Естественное потемнение
Современные моторные жидкости характеризуются сбалансированным составом, обеспечивающим комплексное положительное воздействие на силовой агрегат: смазывание, отвод тепла и т д. Один из видов присадок не допускает образования отложений на внутренних поверхностях, которые будут мешать нормальной теплопередача. Именно суспензия способствует естественному потемнению масла. При этом изменение оттенка происходит постепенно.
Потемнение после ремонта двигателя
После капитального ремонта силового агрегата обязательно произойдет образование большого количества металлической стружки. Это вызвано установкой новых деталей. Поэтому масло быстрее потемнеет. Специалисты рекомендуют заменить его, не дожидаясь установленного регламентом срока.
Поддельные масла
К сожалению, продукция самых известных брендов является контрафактной. В эту категорию можно отнести и некачественные масла от малоизвестных производителей. Такие составы плохо выполняют свои функции. Кроме всего прочего, они могут быстро потерять заявленные свойства и стать черными.
Высокое значение зольности и малое TBN
Ответственные производители указывают эти параметры в списке технических характеристик. Важно помнить, что чем они выше, тем лучше моющая способность состава. Следовательно, жидкость быстрее потемнеет. При выборе состава помните, что смазки с низким TBN (щелочное число) требуют более частой замены. Они чувствительны к качеству заливаемого топлива и быстрее теряют свои первоначальные свойства.
Попадание продуктов сгорания
Это возможно из-за сброса давления, который может происходить при повреждении маслосъемных колец, пробитии прокладки ГБЦ и т д. В этом случае смазочная жидкость начинает быстрее окисляться, что приводит к потере эксплуатационных характеристик и выходу из строя изменение оттенка. Если маслосъемные кольца разболтались, оставшаяся на стенках жидкость сгорает вместе с топливом. Это приводит к почернению смазочного состава.
Использование низкокачественного топлива
Состав влияет на образующиеся продукты сгорания, которые являются одной из основных причин почернения масла. Для увеличения ресурса последних важно использовать чистое топливо, с минимальным содержанием примесей. Это также поспособствует повышению мощности и защитит силовой агрегат от быстрого износа.
Попадание картерных газов обратно в двигатель
Это может быть связано с неисправностью системы вентиляции. Контакт газов с моторным маслом приводит к быстрому окислению последнего. Внешним признаком такого взаимодействия будет потемнение жидкости. Интенсивность процесса зависит от объема газов, поступающих в двигатель.
Перегрев масла
Это возможно при эксплуатации машины в тяжелых условиях: при высокой температуре окружающей среды, плохой вентиляции или больших нагрузках. Это приведет не только к почернению смазывающей жидкости, но и к увеличению вязкости. В результате он не сможет полноценно выполнять свои функции и ускорит капитальный ремонт двигателя.
Профилактические меры, предотвращающие быстрое потемнение масла
В процессе работы двигателя даже самое качественное и самое дорогое масло постепенно темнеет. Чтобы избежать быстрого потемнения и загрязнения, необходимо соблюдать следующие правила:
- используйте только качественное масло и покупайте его только в специализированных магазинах и у надежных продавцов;
- для автомобилей с большим пробегом не используйте смазку с пониженной щелочностью;
- следить за состоянием двигателя и при необходимости вовремя проводить ремонт. Именно отказ двигателя чаще всего становится причиной быстрого загрязнения смазочной жидкости;
- при замене масла промойте двигатель. Многие владельцы игнорируют этот шаг. Выполнить эту процедуру можно как на АЗС, так и самостоятельно.
Функции промывки двигателя:
- Слейте все отработанное масло в подходящую емкость через сливное отверстие. Это нужно делать на прогретом двигателе.
Удаляет черный расходный материал из двигателя - Налейте ополаскиватель.
- Его необходимо взять в том же количестве, что и объем слитой смазки.
- Промывочное масло заливается в двигатель
- Они проезжают около 20-50 км.
- Слейте промывочную жидкость. Черный глянцевый цвет будет свидетельствовать о сильном загрязнении двигателя. Для лучшего результата можно повторить стирку.
- Залейте новое масло.
Некоторые умельцы промывают двигатель керосином или соляркой. Хотя они также помогают очищать двигатель, в отличие от омывающей жидкости, они обладают плохими смазывающими свойствами. Такая самодеятельность может привести к выходу из строя двигателя, поэтому лучше не рисковать.
Попадание в масло картерных газов
При наличии поломки в системе вентиляции картерные газы двигателя не выбрасываются в выхлопную трубу, а попадают в моторное масло, ухудшая работу и быстро приводя к потемнению смазки. Это негативно сказывается на работе двигателя, происходит повышенный износ, что приводит к серьезным поломкам и значительному увеличению затрат автовладельца.
Косвенно такую неисправность можно определить по появлению из выхлопной трубы сизого и темного дыма, имеющего ярко выраженный маслянистый запах. Сама смазка может быстро потемнеть, в ней появляются крупные включения несгоревших элементов, при этом уровень масла в картере падает. Чаще всего при таких поломках необходимо заменить клапан рециркуляции, а также вскрыть двигатель и проверить состояние клапанной крышки и ГБЦ.
Превышение зольности в масле
Сегодня в продаже можно найти моторные смазки с разными свойствами и составом, отличающиеся текучестью, наличием различных присадок и показателем зольности. Пониженная зольность масла означает, что смазка дольше сохраняет свой цвет. Однако это говорит о посредственных свойствах продукта, который плохо смазывает двигатель и практически не очищает двигатель от загрязнений, появляющихся внутри агрегата.
Выбирать смазку, в том числе и по зольности, необходимо с учетом рекомендаций производителя автомобиля. В инструкции к автомобилю можно найти допуски масла, которые можно использовать с конкретным типом двигателя. Это обеспечит беспроблемную эксплуатацию двигателя и отсутствие серьезных повреждений двигателя. Не стоит экономить на качестве смазки, ведь заливая дешевую полусинтетику в современный высокотехнологичный двигатель, мы можем быстро вывести из строя автомобиль, который потребует дорогостоящего и сложного ремонта.
Снижение вязкости, последствия и способы решения проблемы
Вязкость – это способность вещества сопротивляться течению. Показатель напрямую зависит от температуры. Чем она выше, тем ниже вязкость. Кроме того, характеристика может быть снижена и по другим причинам.
Снижение вязкости в зависимости от температуры
- Термический крекинг, т.е разрушение компонентов вещества на мелкие частицы. Возникает при высокой температуре.
- Отсутствие сопротивления сдвиговым усилиям. В масла добавляются присадки, которые улучшают свойства, но снижают сопротивление сдвигу. Под механическим воздействием вещество разрушается и теряет вязкость.
- Загрязнение. Возникает при смешивании компонентов смазки с топливом. Если этого не учитывать, масляная пленка станет тоньше и не сможет защитить металлические детали от трения.
- Наличие растворителей в масле. Они попадают в ткань во время промывки двигателя или при использовании плохого топлива. Подобными свойствами обладает хладагент из поврежденной системы охлаждения.
Чем грозит жидкое моторное масло работе двигателя
В первую очередь – быстрый износ деталей. Элементы силового агрегата сильнее трутся друг о друга, что приводит к увеличению количества выделяемого тепла. Много тепла означает более быстрое окисление. Результатом является постепенное разрушение бензинового или дизельного двигателя.
Как исправить
Если вязкость низкая, проверьте автомобиль на наличие следующих неисправностей:
- проблемы с питанием;
- слишком высокая температура в двигателе;
- чрезмерное загрязнение смазочного материала.
Для загущения жидкости решение должно основываться на выявленных проблемах.
Когда тёмное масло – норма
Система смазки автомобиля представляет собой замкнутый герметичный контур. Слитое в картер масло затем перекачивается в основные каналы, проходящие через смазываемые детали. Попутно он поглощает окислы, механические частицы, образующиеся при трении, а также нагар, и возвращается в картер. Неудивительно, что, постоянно обогащаясь различными загрязнителями, он темнеет.
Поскольку детали силового агрегата, работающие на предельных оборотах, сильно нагреваются, значительная часть тепла передается техническим жидкостям – антифризу и моторному маслу. Последние могут быть нагреты до температуры выше 100°С. Это хорошо для смазки – она становится более жидкой, что позволяет ей проникать в технические зазоры, уменьшать трение и смывать свежий нагар, не успевший закипеть. Это естественное потемнение называется «масляной работой».
Итак, если после длительного использования ММ практически не изменил цвет, говорят, что смазка не работает. По крайней мере, это касается его очищающих свойств. При этом все отложения остаются на стенках двигателя, образуя достаточно толстый слой несмываемой сажи, что, во-первых, изменяет размеры технологических отверстий и геометрию узлов двигателя, во-вторых, ухудшает теплоотдачу силового агрегата узла, что приводит к длительной работе при высоких температурах. Образно говоря — к перегреву. Следовательно, автовладелец использует честный некачественный товар, подделку, сокращающую ресурс двигателя.
Черный цвет масла в двигателе не является поводом для беспокойства, если темный цвет достигается постепенно в течение установленного интервала времени. Таким образом, если после пробега 5000-10000 километров смазывающая жидкость в целом сохранила свои первоначальные характеристики, но потемнела – это нормально, это показатель того, что используемое масло подходит для конкретного двигателя.
Если масло в двигателе чернеет, это свидетельствует лишь о том, что все загрязнения, в том числе и соединения, используемые при сгорании твэлов, попадают в смазочную жидкость, не задерживаясь на стенках рабочей зоны. Эта защитная способность моторного масла сводит к минимуму вероятность окислительных реакций внутри силового агрегата, увеличивая его ресурс. При плановой замене масла при очередном ТО все вымытые из смазки вещества сливаются, а в систему заливается чистое масло.
Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки
Мы только оценили масло и обнаружили, что оно темнеет по мере работы. Состояние двигателя также влияет на изменение цвета смазки.
Износ цилиндро-поршневой группы приведет к увеличению, причем значительно, количества выхлопных газов из цилиндров, что вызовет более быстрое изменение цвета моторного масла.
Если при этом в бензиновом двигателе будет разрегулирована система питания, то отключение произойдет еще быстрее.
Например, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается обогащенная горючая смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет полностью сгореть в цилиндрах, из-за чего на стенках цилиндров будет образовываться нагар.
Масло, которое омывает стены, смоет эту копоть и будет держать ее в себе, а она быстро темнеет.
В дизельных двигателях смазка меняет цвет гораздо быстрее, чем в бензиновом, даже если двигатель полностью исправен. Причиной этого является особенность топливной системы и топлива, используемого в этих двигателях.
Дизель производит гораздо больше сажи при сгорании. Часть его попадет в картер вместе с дутьевыми газами. Из-за этого в дизеле масло чернеет быстрее.
В виде небольшого резюме отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:
- Количество моющих присадок в смазке (При малом количестве этих добавок потемнение будет происходить постепенно, так как щелочь не будет интенсивно вымывать загрязнения, а большое количество чистящих компонентов в смазке обеспечит более быструю промывку и удаление грязи , но из-за этого масло быстрее станет темнеть);
- Чистота двигателя (От этого тоже многое зависит. Например, в двигателе использовалось некачественное масло, которое плохо смывало грязь, и большое ее количество оседало на поверхностях внутри. Затем масло было заменено на высоко- качественный, с хорошим пакетом присадок Моющие компоненты новой смазки начнут активно удалять грязь, из-за чего масло быстро чернеет);
- Техническое обслуживание двигателя и степень его износа (Для исправного и неиспользованного двигателя потемнение смазки будет постепенным. Изношенный узел, где нарушена система питания, зажигания или газораспределения, очень быстро даст замену в цвет смазки).
При этом они также установили, что потемнение масла – это естественный процесс, и бояться этого не стоит, тем более, что это хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и можно продолжать спокойно управлять автомобилем.
Гораздо хуже, если смазка не изменит цвет, в дальнейшем это может иметь негативные последствия, так как грязь может забивать каналы, что приводит к масляному голоданию узлов и механизмов. В результате двигатель может заклинить.
Если масло почернело буквально через несколько десятков километров, стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазочного материала.
Например, изначально использовалась некачественная жидкость, что приводило к скоплению большого количества загрязнений внутри двигателя. Залив хорошую смазку, он начал активно смывать грязь.
В этом случае можно поступить иначе – использовать промывку двигателя или продолжить обслуживание залитого масла, но значительно сократить пробег до следующей замены, например, не 10 тыс км, а 5 тыс.
В этом случае рекомендуется регулярно менять масляный фильтр. Это немного уменьшит количество грязи в масле.
Другим вариантом при быстром обесточивании является сильный износ двигателя и необходимость капитального ремонта, либо неправильная работа систем.
Чтобы понять причину быстрого почернения смазки, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, а также измерить компрессию, что позволит понять, почему смазка быстро меняет цвет — от неисправности двигателя и износа, либо от самого масла.