Чтобы понять, какой тип двигателя лучше, нужно разобраться в принципах их работы. Все двигатели внутреннего сгорания по сути одинаковы: за счет воспламенения горючей смеси воздух в цилиндрах расширяется и толкает вниз поршень, который передает движение на маховик, а затем на трансмиссию. А вот конструкция двухтактных и четырехтактных моделей существенно отличается.
- Принцип работы двухтактного и четырехтактного двигателя
- Четырехтактный силовой агрегат
- Двухтактный мотор
- Модификации ДВС 4-MIX, 2-MIX и X-TORQ
- Двухтактный ДВС
- Его конструктивные особенности и описание принципа работы
- Надежность двигателей 2Т и 4Т
- Способы продувки цилиндров
- Как отличить 2-х тактный лодочный мотор от 4-х тактного
- Как правильно проводить смазку
- Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания
- Конструктивные и эксплуатационные отличия
- Чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного
- Мощность
- Экономичность и экологичность
- Тип используемого масла
- Простота обслуживания
- Надежность и ресурс
- Вес и транспортировка
- Экономичность 2Т и 4Т двигателей
- Соотношение массы и мощности
- Схема работы четырёхтактника
- Какой мотор лучше
- Плюсы и минусы
- Плюсы четырёхтактных двигателей
- Минусы четырёхтактных двигателей
- Плюсы двухтактных двигателей
- Минусы двухтактных двигателей
- Число тактов
Принцип работы двухтактного и четырехтактного двигателя
Четырехтактный силовой агрегат
Полный цикл двигателя 4T состоит из четырех тактов (два хода поршня вверх и вниз). Принцип работы четырехтактного двигателя:
- Цикл начинается с опускания поршня из верхней мертвой точки в нижнюю мертвую точку, в этот момент впускной клапан открывается и полость цилиндра заполняется смесью топлива и кислорода (для бензиновых ДВС) или только воздухом (для дизельных двигателей).
- Затем поршень движется вверх от нижней мертвой точки, где горючая смесь (или воздушная масса) сжимается до критического уровня. В этот момент в камеру сгорания попадает искра от свечи зажигания (на бензиновых агрегатах) или распыленное в мельчайшие частицы топливо (на дизелях).
- Содержимое цилиндра воспламеняется, и за счет расширения воздуха поршневой элемент движется вниз и совершает полезную работу – проворачивание коленчатого вала, за счет чего движется маховик и вся дальнейшая система.
- На четвертом такте поршень движется вверх, одновременно открывается выпускной клапан и выхлопные газы подаются в выхлопную систему.
Третий такт называется рабочим тактом, потому что в этом случае поршень передает энергию маховику.
Четырехтактник конструктивно сложнее ДВС 2Т; для нормальной работы требуются дополнительные системы:
- вход и выход;
- смазочные материалы;
- охлаждение.
Двухтактный мотор
Основное различие между двухтактным и четырехтактным двигателем заключается в рабочем такте, который состоит всего из двух тактов (движений вверх и вниз).
Еще одной характеристикой 2-тактных двигателей внутреннего сгорания является отсутствие газораспределительного механизма и, следовательно, клапанов. С одной стороны, это упрощает конструкцию и обслуживание силового агрегата, с другой стороны, увеличивает расход топлива (часть его улетает вместе с выхлопными газами) и снижает ресурс двигателя.
Принцип работы двухтактного двигателя:
- Сжатие — при движении поршня вверх открывается очистное отверстие для впуска горючей смеси, затем выпускное отверстие для выхода отработавших газов. Далее поршень поднимается выше, к камере сгорания, сжимая в ней смесь кислорода и топлива.
- Происходит воспламенение (от свечи или форсунки) и поршень выбрасывается вниз, передавая кинетическую энергию коленчатому валу, как и у четырехтактника. После этого по инерции элемент снова поднимается, выталкивает излишки и открывает вход для новой порции топлива, и цикл повторяется.
Двухтактные двигатели не имеют отдельной системы смазки, а из-за отверстий для входа топливной смеси и выхода выхлопа цилиндры и поршни более подвержены износу.
Модификации ДВС 4-MIX, 2-MIX и X-TORQ
У пользователей, знающих, чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного, может возникнуть вопрос: зачем газонокосилку Stihl 4T необходимо заправлять смесью масла и бензина? Дело в том, что двигатель 4-MIX является усовершенствованной моделью, в которой поршень совершает 4 такта, но агрегат не имеет отдельной системы смазки, что снижает затраты на оборудование.
2-MIX и X-TORQ — это усовершенствованные двигатели 2Т, которые делят поступающий кислород на 2 потока, что обеспечивает более эффективную работу двигателя.
Husqvarna выпустила 2-тонную модель двигателя бензопилы X-TORQ.
Двухтактный ДВС
Его конструктивные особенности и описание принципа работы
Теперь давайте рассмотрим разницу между двухтактными двигателями. Во-первых, у них простая конструкция. Их легко разобрать на коленке, поменять детали и собрать заново.
Принцип работы двухтактного двигателя следующий:
- В момент впуска поршень движется вниз, совершаются два действия. Приток и сжатие смеси
- В момент отпускания поршень движется вверх. Смесь воспламеняется и выходит через выпускной клапан.
Каждое действие цикла Отто происходит в момент отдельного полуоборота коленчатого вала. Поэтому двухтактные двигатели считаются более мощными, чем четырехтактные.
Воспламенение смеси также происходит при каждом обороте вала. А сама горюче-смазочная смесь уже должна быть заправлена маслом. В двухтактном двигателе нет места, где смесь может смешиваться с бензином или дизельным топливом.
Поэтому автовладельцам приходится самим смешивать бензин и масло и заливать полученное вещество в бак.
Надежность двигателей 2Т и 4Т
В двигателе 2Т поршень, поршневые кольца и цилиндр фактически являются расходными материалами в силу конструктивных особенностей (в цилиндре имеются отверстия).
Многие владельцы скутеров катают поршень двигателя 2Т за один сезон, а цилиндр за два. В двигателе 4Т — 4-5 сезонов на одном поршне в двигателе 4Т.
За счет лучшей смазки (масло к ответственным деталям подается не в смеси с бензином, а путем разбрызгивания или подачи под давлением) двигатель 4T рассчитан на более длительный срок службы. Более сложный клапанный механизм впуска и выпуска газов работает четче, требует простого и нечастого обслуживания.
Способы продувки цилиндров
Понятно, что процесс очистки представляет собой механизм, который можно отнести к сложным. Правильная очистка напрямую влияет на производительность и эффективность. Для повышения производительности конструкторы постоянно пытаются усовершенствовать и довести процесс до идеала.
Как прокачать цилиндр:
- «Контурная» чистка. Тип очистки прост и поэтому распространен. Недостатком является то, что применение связано с перерасходом топлива. Варианты контурной очистки: возвратно-петлевая, дефлекторная, высотная.
- «П-образная» очистка. «П-образный» принцип следует использовать только на двигателях с двумя цилиндрами. При его выполнении один цилиндр участвует в процессе впуска газа, другой выпускает выхлоп. Эффект очистки проявляется в топливной экономичности, процесс сопровождается неравномерным нагревом выхлопного пара.
- «Клапанно-щелевая» промывка. Отличается тем, что для управления клапанами требуется газораспределительный механизм. Клапан используется как для подачи топлива, так и для отвода выхлопных газов. Продувка предполагает удаление отходов через клапан в головке блока цилиндров и подачу топлива через отверстия. Преимущество заключается в том, что очистка повышает эффективность использования топлива и минимизирует токсичность выхлопных газов. Недостаток, сложность конструкции и нарушение режимов, связанных с повышением температуры устройства.
- «Прямоточная» продувка. Применяется в силовых установках с числом поршней, равным двум. В этом случае расположение цилиндра в горизонтальном положении. Поршни движутся навстречу друг другу. В движении каждый поршень отпускает и закрывает клапан: один поршень впускает часть топлива, другой выводит часть отходов из цилиндра. Камера сгорания образуется при сближении поршней. Эффект от этого варианта очистки максимальный: удаляются сгоревшие газы и экономится топливо. Минус, требуется сложный механизм из кривошипов и шатунов, температуры двигателя требуют использования охлаждающих жидкостей и стабильных материалов для изготовления деталей.
Двухтактный двигатель 5 ТДФ с прямоточной очисткой
Как отличить 2-х тактный лодочный мотор от 4-х тактного
Разница между двухтактным подвесным двигателем и четырехтактным
Существует пять основных способов быстро отличить двухтактный подвесной двигатель от четырехтактного:
- На крышке корпуса четырехтактных двигателей наносится специальный знак в виде круга, разделенного на четыре части, или подпись «четырехтактный».
- Головка четырехтактного двигателя больше и выдвинута вперед за счет большего количества рабочих органов и механизмов.
- Четырехтактный двигатель тяжелее двухтактного.
- Под крышкой 4-тактника можно увидеть специальный резервуар для заливки масла — картер. Благодаря этому четырехтактный двигатель более экономно расходует топливо.
- Рабочий рев двухтактника громче и отчетливее, четырехтактник издает приземистый, глухой рев.
Как правильно проводить смазку
Для смешивания бензина с маслом можно использовать два метода. Простой заключается в смешивании масла с топливом перед его заливкой в бак, а сложный предполагает раздельную подачу топлива и масла. В последнем случае масляно-топливная смесь будет образовываться во впускном патрубке, расположенном между цилиндром и карбюратором.
Также во втором случае в дизельном или бензиновом двигателе должен быть поставлен маслобак, а также трубопровод, к которому должен быть подключен поршневой насос. Такой насос будет подавать масло в нужном количестве (в зависимости от количества бензина и воздуха). Положение кнопки подачи «газа» напрямую влияет на производительность насоса. Чем меньше топлива подается, тем меньше масла будет течь и наоборот.
Производители двигателей утверждают, что такая система смазки более правильная и совершенная. Снижает расход масла, уменьшает количество дыма, уменьшает образование нагара, так как при малой нагрузке соотношение бензина и масла достигает всего 200:1. Такую систему активно используют производители двухтактных скутеров или мотоциклов с небольшая кубатура.
В четырехтактных моделях масло подается отдельно от бензина и не смешивается с ним. Для этого используется классическая система смазки, которая состоит из: фильтра, клапанов, масляного насоса и трубопровода. Вместо масляного поддона может быть картер («мокрая» система смазки) или отдельный резервуар («сухая» система смазки).
- При наличии «мокрого» картера масло засасывается насосом из поддона, поступает в выходную полость и по каналам поступает к деталям кривошипной камеры, подшипникам коленчатого вала и газораспределительному механизму.
- При наличии «сухого» картера масло заливается в бак. Оттуда он перекачивается на трущиеся поверхности. Избыток масла, поступающего в картер, в конечном итоге будет откачиваться дополнительным насосом и возвращаться в резервуар.
Почти все двигатели имеют масляные фильтры, очищающие жидкость от продуктов износа различных деталей. Для охлаждения масла (оно имеет свойство нагреваться при работе) можно установить радиатор охлаждения.
Поскольку в двухтактных двигателях масло имеет свойство выгорать в процессе эксплуатации (в отличие от четырехтактных), оно должно обладать особыми свойствами. Например, масло для двухтактных моделей не должно оставлять большого количества нагара, в виде нагара и золы, тогда как масло, используемое в четырехтактных двигателях, должно обеспечивать стабильность работы как можно дольше.
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания
Начнем с 4-го такта, так как его легче понять. Итак, весь цикл работы делится на 4 части. Цикл — это когда топливо воспламеняется один раз. Если топливо воспламенилось дважды, говорят, что прошло два рабочих цикла. Итак, 4 части цикла:
- При открытии клапана под давлением бензин впрыскивается в цилиндр. Поршень под давлением бензина движется вниз. За это время коленчатый вал совершает оборот на 180 градусов.
- Коленчатый вал поворачивается еще на 180 градусов, увлекая за собой поршень, который теперь начинает двигаться вверх. Как только оно достигает крайней точки вверху, вспыхивает зажигалка, или, как ее еще называют, свеча, которая воспламеняет горючее, которое при сжатии дает больше энергии теплового расширения.
- Искра от свечи и последующее воспламенение бензина в цилиндре заставляют поршень возвращаться в мертвую точку. Это движение является основной движущей силой, обеспечивающей вращение колес автомобиля, то есть вы должны понимать, что автомобиль движется благодаря этой третьей фазе рабочего цикла. Коленчатый вал поворачивается еще на 180 градусов.
- И последний шаг – удаление из цилиндра продуктов сгорания топлива, которые уже ни на что не годны. Их удаляют с помощью специального клапана. Как вы, наверное, уже догадались, к цилиндру подключены два разных клапана, через один бензин поступает, а через другой выходит. При этом после окончания вывода снова начинается первый шаг.
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания
Конструктивные и эксплуатационные отличия
Основное отличие этих агрегатов комплекса состоит в том, что они отличаются механизмами газообмена, то есть механизмами выпуска выхлопных газов и подачи топливно-воздушной смеси. В четырехтактном двигателе есть специальный газораспределительный механизм, закрывающий и открывающий выпускной и впускной клапаны в определенное время. С его помощью цилиндр заполняется и очищается.
В двухтактном двигателе такого механизма нет, и все процессы очистки и наполнения осуществляются параллельно циклам расширения и сжатия. Поршень все это время находится близко к НМТ. Для этих процессов в стенках цилиндра размещены два отверстия: чистящее и впускное. Продувочное отверстие отвечает за выброс продуктов сгорания, а впускное – за подачу топлива в цилиндр. Механизм газораспределения, как мы уже говорили, в таком двигателе отсутствует, а значит, нет и сложной клапанной системы. Это делает двухтактный двигатель значительно легче и проще.
Литр силы. В четырехтактном двигателе весь рабочий такт завершается, когда коленчатый вал делает два оборота, а в двухтактном двигателе каждый оборот коленчатого вала представляет собой рабочий такт. Теоретически двухтактный двигатель должен иметь больший (в 2 раза) литровый объем двигателя внутреннего сгорания, чем четырехтактный. Литром мощности обычно называют соотношение между мощностью двигателя и рабочим объемом.
Однако практика показывает, что это не всегда так. Как правило, это соотношение находится в пределах от 1,5 до 1,8. Происходит это по ряду причин: поршень не использует свой полный ход из-за расширения, механизм выпуска выхлопных газов в цилиндр уступает механизму четырехтактного двигателя, часть мощности уходит на очистку поршня цилиндр двигателя и другие функции газообмена в двухтактном двигателе.
Потребление топлива. Двухтактный двигатель хоть и превосходит четырехтактный по удельной и литровой мощности, но значительно уступает ему по экономичности. Поступая из картера в цилиндр, топливная жидкость, смешавшись с воздухом, вытесняет выхлопные газы. Поэтому часть топлива удаляется с отработавшими газами, попадает в выхлопные каналы и, следовательно, двигатель теряет часть полезной работы.
Двухтактные двигатели отличаются принципами смазки двигателя от четырехтактных двигателей. Для смазки двухтактной модели необходимо приготовить специальную смесь бензина и моторного масла (как правило, 5:1).
Такая смесь бензина, воздуха и масла прекрасно смазывает все элементы двигателя: зеркало цилиндра, коленчатый вал и шатунные вкладыши, поскольку циркулирует не только в кривошипе, но и в поршневой камере. При воспламенении смеси масло, находящееся в данный момент в виде мелких капелек, сгорит так же быстро, как и бензин. Все продукты сгорания будут удаляться с выхлопными газами.
Чем отличается двухтактный двигатель от четырехтактного
Однозначно сказать, какой двигатель лучше, нельзя: все зависит именно от того, чего ждет от силового агрегата владелец транспортного средства или рабочего оборудования, а также от условий эксплуатации двигателя. Поскольку преимущества одного типа двигателя внутреннего сгорания являются недостатками другого (и наоборот), мы рассмотрим преимущества и недостатки двигателей в отдельных категориях.
Четырехтактный двигатель можно отличить от двухтактного по звуку его работы: первый отличается ровным и монотонным урчанием, а второй издает громкий и пронзительный гул.
Мощность
Многих интересует вопрос, какой двигатель мощнее 2-тактный или 4-тактный. Установки первого типа могут выдавать в 1,5 раза большую мощность за счет того, что энергия не тратится на два «лишних» хода поршня, но они не способны работать долго из-за более простой конструкции и риска перегрева.
Из-за более высокой мощности двигатель 2T может обогнать 4T на старте, но по ходу гонки он будет терять позиции.
Экономичность и экологичность
Агрегаты 4Т лидируют по КПД: из-за того, что двухтактные двигатели не имеют раздельного ГРМ и клапанов, перекрывающих впуск и выпуск, менее точно настроена система подачи топлива, к тому же часть топлива просто уходит в майнинг. По той же причине 2Т в настоящее время не может соответствовать автомобильным экологическим нормам (слишком много продуктов сгорания в выхлопе).
При анализе эффективности двухтактного двигателя внутреннего сгорания обычно учитывают только цену и расход бензина, но качественное моторное масло стоит дороже топлива и также существенно влияет на эксплуатационные расходы.
Тип используемого масла
Из-за разного принципа смазки движущихся частей масло для двигателей 4Т и 2Т отличается:
- У четырехтактных двигателей в системе циркулирует масло – это должно обеспечить долгую и стабильную работу ДВС.
- В двухтактных двигателях смазка выгорает, поэтому составы для таких двигателей не оптимизированы для длительного использования, их главная особенность – минимальное остаточное количество продуктов сгорания.
Использование неподходящего масла может привести к повреждению силового агрегата.
Простота обслуживания
В спорах о том, чем двухтактный двигатель отличается от четырехтактного, часто утверждается, что 2-тактные двигатели менее сложны и поэтому проще в обслуживании, но если копнуть глубже, то это не совсем так. Двухтактные двигатели внутреннего сгорания действительно проще и легче ремонтировать, но при нормальной эксплуатации агрегата обслуживать четырехтактные установки гораздо удобнее:
- нет необходимости готовить топливную смесь;
- не требуется сливать лишнее топливо из бака перед простоем (в баке, оснащенном двигателями 2Т, происходит расслоение бензина и масла, и работа с таким составом плохо сказывается на состоянии силового агрегата);
- благодаря автоматической системе охлаждения вам не нужно постоянно следить за состоянием установки.
Простота обслуживания – проблема, все зависит от владельца устройства: одному нетрудно разобраться с 8-цилиндровым двигателем автомобиля, а другой даже приблизительно не знает, как работает двигатель его триммера или газонокосилки функции.
Надежность и ресурс
Начнем с того, что 4-тактные силовые агрегаты имеют более длительный ресурс: у них раздельные системы смазки и охлаждения, а также менее подверженная износу конструкция. А вот 2-тактные двигатели внутреннего сгорания проще, поэтому у них меньше узлов, которые могут выйти из строя.
Ресурс любого двигателя внутреннего сгорания во многом зависит от особенностей его использования. Вы найдете как 30-летние мотоциклы с двухтактными двигателями, которые еще работают, так и полностью «убитые» 10-15-летние четырехтактники.
Вес и транспортировка
Если рассматривать силовые агрегаты с точки зрения удобства транспортировки, то двухтактники имеют явное преимущество:
- Они имеют меньший вес (по сравнению с их четырехтактными аналогами).
- Габариты силовой установки также значительно меньше (при том же объеме и назначении устройства).
- Благодаря отсутствию масляного контура агрегат можно транспортировать в любом положении, при этом при опрокидывании или сильном наклоне двигателей 4Т масло может залить внутренности агрегата, после чего потребуется длительная и сложная очистка.
4-х тактные двигатели для автомобилей конечно очень тяжелые, но их вряд ли нужно таскать на руках (особенно в смонтированном виде).
Экономичность 2Т и 4Т двигателей
Например, 50-кубовая модель 2Т с приличной производительностью (мощностью 4-5 л.с.) расходует 3,5 литра бензина на 100 км пробега масла, а двигатель 4Т мощностью 3 л.с. «кушает» 2,2 литра бензина. Масло практически не расходуется.
От расхода топлива зависит не только скорость опустошения кошелька, но и пробег на одной заправке. Так как баки у скутеров примерно одинаковые, вам хватит бака на 6 литров на скутере 4T, на 100 км больше.
Экологическая ситуация в мире, особенно в Европе и Америке, вынуждает правительства всех стран принимать меры по ужесточению контроля за выбросами, шумом и другими параметрами оборудования, производимого или ввозимого в эти страны. По этой причине двухтактные двигатели ушли в прошлое.
Только на 4-тактном двигателе возможна конкурентоспособная цена и соответствие ЕВРО. Поэтому производители сокращают выпуск двухтактных двигателей — с ними сложнее получить сертификат соответствия, европейское одобрение, а значит, выйти на рынок развитых стран.
Производство двигателей 2Т по-прежнему велико, но мотороллеры с такими моторами идут в основном в развивающиеся страны. Сейчас есть разработки двигателей 2Т, отвечающих всем экологическим нормам, но до их серийного производства еще далеко. Они тоже не будут дешевыми.
Соотношение массы и мощности
Двухтактные двигатели лучше подходят для приложений, требующих быстрых и резких всплесков мощности, а не плавной работы в течение длительного времени. Например, двухтактный водный мотоцикл разгоняется быстрее, чем четырехтактный грузовик, но он предназначен для коротких поездок, а грузовик может проехать сотни километров, прежде чем ему понадобится отдых.
Двухтактные двигатели компенсируют свой короткий срок службы низким отношением веса к мощности: эти двигатели обычно весят намного меньше, поэтому они быстрее запускаются и быстрее достигают рабочей температуры. Им также требуется меньше энергии для движения.
Схема работы четырёхтактника
Суть механизма четырехтактного двигателя заключается в увеличенном числе фаз и активации клапанов. Таким образом, рабочий цикл 4-тактного карбюраторного двигателя проходит в 4 этапа: кроме сжатия и расширения, есть еще впуск и выпуск. Вместе с впуском поршень движется от ВМТ к НМТ. В этот момент кулачки распределительного вала обеспечивают поступление топливной жидкости в цилиндр.
Обратный ход поршня сжимает жидкость и повышает ее температуру. Перед собственно сжатием свечи образуют искру, которая поджигает смесь. Он сгорает и выделяет горючий газ, опуская поршень. Когда он находится в нижнем положении, выпускной клапан открывается. Через него поднимающийся поршень выталкивает газы из цилиндра. Так продолжается третий цикл — освобождение. По достижении ВМТ клапан закрывается и весь цикл повторяется сначала.
Какой мотор лучше
В большинстве случаев четырехтактные двигатели могут работать только в одном положении, тогда как двухтактные менее требовательны в этом отношении. Во многом это связано со сложностью движущихся частей и конструкцией масляного поддона. Такой поддон, обеспечивающий смазку двигателя, обычно встречается только в четырехтактных моделях и имеет большое значение для их работы.
Двухтактные двигатели обычно не имеют такого поддона, поэтому их можно эксплуатировать практически в любом положении без риска разбрызгивания масла или прерывания процесса смазки. Для таких устройств, как бензопилы, циркулярные пилы и другие портативные инструменты, эта гибкость очень важна.
Плюсы и минусы
Поскольку двухтактные двигатели все еще производятся, очевидно, что они имеют некоторые характеристики, отличающие их от четырехтактных двигателей. Который?
Плюсы четырёхтактных двигателей
плюсы 4-тактных двигателей: они выдают мощность только в четверти случаев, но более длинный ход дает больший крутящий момент, поэтому 4-тактные двигатели более энергичны на низких оборотах и более линейны и предсказуемы во всем диапазоне. Для того чтобы выделяемой при такте энергии хватило на два полных оборота коленчатого вала (плюс полезная работа двигателя), четырехтактные двигатели оснащаются более тяжелым маховиком с большей инерцией.
Сочетание более медленного блица и тяжелого маховика обеспечивает лучшее сцепление с дорогой за счет меньшего рывка заднего колеса при каждом блице, что очень важно в любой внедорожной дисциплине. Кроме того, у четырехтактных моторов более выраженное торможение двигателем, что многим очень нравится. Но самое главное, в топливо четырехтактных двигателей не добавляют масло, а значит, их выхлоп заведомо чище и безопаснее, чем у двухтактных двигателей.
Минусы четырёхтактных двигателей
Недостатки четырехтактных двигателей: они всегда были тяжелее двухтактных просто потому, что у них больше движущихся частей для выполнения своей работы. Однако современные двигатели становятся все легче и легче. Тяжелый маховик может привести к более медленному рулевому управлению из-за гироскопического эффекта.
Кроме того, четырехтактные двигатели внутреннего сгорания более сложны в обслуживании (и при этом более требовательны) из-за более сложной конструкции. Впрочем, это не такой уж и минус: двухтактные двигатели проще, но ресурс у них меньше (в гоночных режимах), поэтому обслуживать их нужно чаще.
Плюсы двухтактных двигателей
Плюсы двухтактных: как уже было сказано, они легче и проще. В них меньше движущихся частей, меньше пар трения, а капитальный ремонт можно сделать прямо перед поездкой, буквально за час, а то и быстрее (речь идет о замене цилиндро-поршневой группы, что обычно делается без снятия двигателя с мотоцикл). Регулировать в них при капитальном и регламентном обслуживании практически нечего – ни клапанов, требующих регулировки зазоров, ни ГРМ с цепью, требующей внимания, ни даже масляного насоса в картере.
Более того, из-за отсутствия в большинстве этих двигателей принудительной системы смазки они достаточно надежны в краткосрочной перспективе (т.е просто не могут выйти из строя во время пробега из-за проблем с подачей масла в систему смазки), и они сконструирован так, что замена коренных подшипников не вызывает затруднений, в отличие от четырехтактников, у которых втулки заменяются вместе с боковыми крышками двигателя.
Двухтактные двигатели имеют совершенно подавляющий характер – на высоких оборотах их мощность резко возрастает, и многим это очень нравится. Однако современные двигатели более управляемы и лучше работают на низких оборотах благодаря специальным силовым клапанам, которые частично перекрывают выпускное отверстие на низких оборотах и полностью открывают его на высоких оборотах.
Минусы двухтактных двигателей
Недостатки двухтактников: кажется мелочью необходимость доливать масло в бензин, что со временем начинает напрягать. Во-первых, это совсем бардак — в том смысле, что бутылка двухтактной капельницы масла должна быть с вами на заправке (а значит, где-нибудь в рюкзаке, откуда она может вытечь свое содержимое, а в итоге и на спину).
Во-вторых, если масло долго простаивает на морозе, оно легко может осесть на дно бака, откуда попадет в карбюратор и заполнит поплавковую камеру, что сделает невозможным запуск двигателя до его выгнал все масло из выхлопной. Однако все эти сложности скоро канут в лету: все большую популярность приобретают двухтактные автомобили с технологией TPI — оконный впрыск. Двухтактные двигатели изнашиваются быстрее, так как они недостаточно смазываются по стандарту четырехтактных двигателей.
Однако в этом есть и плюс – не только конструктивная простота, но и простота ремонта, присущая большинству этих двигателей. Еще одним недостатком является своеобразное расположение вытяжного канала с крупными тонкостенными элементами, которые легко повредить. И, наконец, двухтактный выхлоп грязный — содержит маслянистый дым и большое количество несгоревшего бензина.
Число тактов
К преимуществам двухтактных двигателей можно отнести низкую цену, небольшой вес, отсутствие необходимости в специальном обслуживании. Если вы хоть немного разбираетесь в автомеханике, то легко научитесь ремонтировать двигатель самостоятельно.
Двухтактные двигатели оптимальны для постоянной нагрузки в тяжелых условиях, не особо требовательны к топливу.
Из недостатков стоит отметить повышенный шум при работе устройства. Кроме того, двухтактные двигатели потребляют много топлива, так как около 25 процентов топлива просто не сгорает. Еще один минус – токсичный выхлоп, производимый двухтактным агрегатом в больших количествах. Чтобы уменьшить количество, необходимо смешать топливо и маслянистую жидкость.
Четырехтактные двигатели издают гораздо меньше шума при работе, чем двухтактные. Владелец судна заправляется реже, так как полностью сгорает в двигателе. Силовой агрегат производит небольшое количество выхлопа, также нет необходимости делать смесь, масляная жидкость заливается отдельно от топлива.
Самый большой недостаток — это стоимость. Четырехтактные двигатели стоят примерно на 15 процентов дороже, чем двухтактные. Ремонт четырехтактника своими руками возможен, но достаточно сложен. Для ремонта определенных моделей двигателей необходимо провести компьютерную диагностику.