Бензин-плотность, состав, формула, октановое число

Топливо

Одним из основных параметров, по которым оценивается бензин, является его плотность. Значение указывает на номинальную массу углеводородной составляющей топлива в общем объеме жидкости. Значение рассчитывается в кг/м3. Он независим и не может сравниваться с октановым числом, о котором речь пойдет позже.

Содержание
  1. Плотность бензина
  2. Технология производства
  3. Расшифровка маркировки бензина
  4. Формула бензина: состав
  5. Как выглядит бензин?
  6. Бензин: октановое число
  7. Производство
  8. Из чего делают бензин?
  9. Технология производства
  10. Виды (марки) бензина
  11. Основные пункты различия
  12. Сезонный бензин
  13. Маркировка, значение цифр и букв
  14. Маркировка бензина и что обозначают цифры
  15. Этилированный бензин
  16. Неэтилированный бензин
  17. Методы определения ОЧ топлива
  18. Современные марки бензинов для авто по ГОСТ
  19. Что такое октановое число
  20. Нормаль-80
  21. Регуляр-92
  22. Премиум-95
  23. Супер-98
  24. Автомобильный бензин
  25. Как выбрать хороший бензин для автомобиля
  26. Что будет, если лить не тот бензин
  27. Можно ли смешивать разные марки бензина
  28. Как расшифровать обозначения марок бензина
  29. Присадки в бензин
  30. Всегда ли нужны присадки для повышения октанового числа
  31. Прямогонный бензин
  32. Бензин — растворитель Галоша
  33. Как расшифровывается маркировка?
  34. Топливо для бензиновых двигателей и его характеристики

Плотность бензина

Бензин является веществом, зависящим от температуры, его свойства меняются в зависимости от значений температуры. Это означает, что для адекватного определения свойств необходимо установить нормированную температуру. На данный момент стоит отметка +15 градусов.

Единственным показателем, непосредственно влияющим на плотность, кроме температуры, является непосредственно нефтяное сырье, при переработке которого был получен бензин.

Исследованиями установлено, что плотность основных марок бензина колеблется в пределах 725-780 кг/м3. Например, для АИ-92 показатель равен 760 кг/м3, для АИ-98 – 780 кг/м3. Высокая плотность бензина обеспечивает приемлемую экономичность, безопасность двигателя и экономичный расход топлива в движении.

Плотность бензина

Технология производства

Бензин образуется из нефти по одному из нескольких технологических процессов различной сложности:

  • Метод прямой перегонки, когда сырье, обычно нефть, нагревают в ректификационной колонне, после чего из верхних слоев конденсата получают бензин разного качества в зависимости от температуры перегонки, это наименее качественный метод, он так трудно получить достойный продукт;
  • Тяжелые фракции можно использовать для получения высококачественного бензина, если их объемные молекулы разделить на более простые, свойственные летучим качествам, такой процесс можно запустить при нагреве до высоких температур или в присутствии катализаторов, он называется термическим или каталитическим крекингом, соответственно;
  • Если в качестве сырья для крекинга используются относительно легкие фракции, полученные при перегонке, то такая процедура получения очень высокооктанового топлива будет называться риформингом.

Синтезировать бензин можно из любого другого сырья, не обязательно использовать нефть. Но это имеет смысл при острой нехватке, так как цена сырья плюс стоимость сложных синтетических технологий дадут неприемлемую цену за конечный продукт.

Расшифровка маркировки бензина

Не все готовы правильно расшифровать буквенные обозначения и объяснить: А-80, АИ-93 или 95, 102 или 110 — что это такое и на каком транспорте используется.Что важно знать водителю об автомобильном топливе?

Формула бензина: состав

Точной формулы бензина не существует, так как свойства топлива меняются в зависимости от изменения условий окружающей среды. Состав бензина в основном определяется исходным сырьем и наличием дополнительных присадок.

Топливо можно разобрать на отдельные компоненты и для каждого определить химическую формулу. Бензин получают в результате разделения нефти на разные фракции крекингом. В отличие от прямой перегонки сырой нефти, при крекинге используются максимальные температуры нагрева, что позволяет высвобождать больше молекул, которые затем образуют компонент бензина.

В вещество могут входить углеводороды с различным строением:

  1. С одним или несколькими бензольными кольцами (СnН2n–6);
  2. С одинарными связями (CnH2n+2);
  3. Ненасыщенные циклические углеводороды (СnН2n);
  4. углеводороды с открытой цепью с двумя или тремя связями (CnH2n).

Ученые делят бензин на два основных химических компонента – изооктан (алифатический углеводород) и н-гептан (алкан), соотношение которых имеет решающее значение при определении октанового числа. Зная количество и формулу этих двух веществ, можно рассчитать соотношение между массой вещества и количеством горючего.

Формула бензина: состав

Помимо углеводородов в состав топлива входят оксиды углерода и азота, зола, сера и, в редких случаях, свинец.

Как выглядит бензин?

Бензин это газ или жидкость? В обычном состоянии это жидкость с характерным запахом. Для удобства еще с советских времен принято добавлять в топливо специальные красители. Схема оттенков типов бензина выглядит так:

  • АИ-66 был зеленого цвета;
  • АИ-72 характеризовался розовым тоном;
  • АИ-76 был выполнен в насыщенно-желтом цвете;
  • АИ-80 доставляется на АЗС желтого цвета;
  • АИ-90 и АИ-95 характеризуются оранжево-красным оттенком;
  • АИ-98 производится с добавлением синего красителя.

Бензин: октановое число

Октановое число количественно выражает способность бензиновой смеси к самовоспламенению внутри рабочей камеры транспортного механизма. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность самовозгорания жидкости внутри машины. Чем ниже параметр, тем больше вероятность преждевременного износа двигателя и топливопроводов автомобиля, что выражается при движении автомобиля с характерным стуком.

Параметр определяется соотношением изооктана к н-гептану в составе смеси – чем больше первого, тем выше номер. Максимальное октановое число равно 100, что свидетельствует о наличии в смеси 100% изооктана. Топливо с октановым числом выше 100 содержит дорогие присадки и используется для заправки спецтехники, например, гоночных автомобилей.

Бензин: октановое число

Например, стандартная маркировка бензина АИ-95 означает, что топливо прошло исследования, в результате которых октановое число образца составило 95. Это бензин высшего качества, лучше которого из массового сегмента можно только быть АИ-98, который относится к премиум-классу.

Самая известная марка бензина АИ-92 обладает высокой, но не максимальной огнестойкостью. Несмотря на невысокую стоимость по сравнению с двумя другими маркировками, постоянное использование такого бензина может повредить двигатель.

В промышленности используются присадки к углеводородам и парафинам с разветвленной цепью или некоторые добавки, повышающие октановое число, для контроля характеристик бензина. Чем больше добавок в составе, тем резче запах смеси. Если вы храните бензин в канистрах, обязательно плотно закрывайте пробки баков – контакт с кислородом приводит к испарению присадок и снижению антидетонационных свойств вещества.

Производство

Топливо можно получить перегонкой, высокотемпературной обработкой, т е крекингом, а также выдержкой при низкой температуре, т е риформингом и т д. Существует несколько способов получения бензина из сырья. После первичной обработки сырье очищают и в состав вводят специальные добавки, улучшающие качество продукта.

Очистительный завод

Из чего делают бензин?

Основным сырьем, из которого производится топливо, является сырая нефть. Получение этого вещества возможно комплексной переработкой угля и природного газа, но эти способы применяются крайне редко из-за дороговизны процесса.

Технология производства

Производство бензина – технологически сложный процесс. Сначала отбирают пробы сырья для определения включения в них примесей солей и серы. Измеряют объем включений легких фракций.

Самый простой способ получения топлива — атмосферно-вакуумная перегонка. Он позволяет разделять легкие фракции. После этого сырье очищают от примесей солей и серы, так как эти вещества ухудшают качество готового продукта. Включение этих веществ в добываемую во всем мире нефть неравномерно. Нефть большинства российских месторождений содержит большое количество серы, поэтому ценится даже ниже, чем сырье, добываемое в Азербайджане.

Процедуры очистки позволяют получить из сырья достаточно большое количество топлива, но остается много остаточных нефтяных фракций, не участвующих в процессах. Их отправляют на вторичную перегонку. Кроме того, во время этой процедуры осуществляется частичный каталитический крекинг. Затем обработанное сырье подвергают каталитическому риформингу.

Подготовленное сырье подвергают крекингу. При такой методике в тяжелых фракциях при нагреве до 700°С наблюдается разрыв молекулярных цепей. Это способствует образованию вторичного продукта. При низкотемпературной обработке сырья выход конечного продукта составляет не более 20 %, а при обработке его при высоких температурах объем получаемого готового продукта увеличивается до 70%.

Полученный продукт перерабатывается на газофракционирующей установке. К нему добавлены дополнительные компоненты, которые разделены на классы и варианты. После этого готовый бензин поступает на АЗС.

Виды (марки) бензина

Как мы уже говорили, маркировка бензина зависит от номинального октанового числа этого вида топлива. Марка любого бензина расшифровывается так:

  • А — топливо для автомобиля;
  • I — октановое число получено в лабораторных условиях исследовательским методом с минимальными погрешностями, испытания проводятся по ГОСТ-8226-82.
  • 80-100 – октановое число топлива, указывает на устойчивость к самовозгоранию.

Бензин с маркировкой АИ-72 и до АИ-80 найти на автомобильных заправках практически невозможно – это топливо подходит для заправки сельхозтехники и небольшого личного автотранспорта (например, мопедов). Производители современных автомобилей снабжают свои машины качественными двигателями, пригодными только для заправки бензином марки АИ-95 и выше. И хотя стоимость топлива растет вместе с повышением октанового числа, заправка автомобиля дорогим и качественным продуктом в долгосрочной перспективе поможет сэкономить на возможном ремонте двигателя и кривошипно-шатунного механизма.

Марки бензина

Если производитель автомобиля рекомендует использовать марки от АИ-95, это не значит, что нужно регулярно заливать бензин АИ-98, который предназначен для турбомоторов и сложных механизмов. Выбор АИ-95 будет оптимальным как с точки зрения энергоэффективности, так и стоимости.

Все марки имеют прозрачный цвет и характерный резкий запах бензина. Определить октановое число смеси можно самостоятельно с помощью октанометра. Бензин по нормам безопасности не может содержать тетраэтилсвинца, а содержание серы должно оставаться минимальным. Допускаются добавки на основе эфира или спирта.

Основные пункты различия

Кроме объема бензин различается по экологическому классу: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса запрещено в России, но мера часто нарушается), химическому составу, ударопрочности (октановое число) и физическим свойствам.

Предлагаем изучить таблицу характеристик наиболее важных современных марок бензина.

Индекс АИ-80 АИ-92 АИ-95 АИ-98
Октановое число (двигатель/методы исследования для определения) 76/80 83/92 85/95 88/98
Металлические добавки (свинец, марганец, железо)
Содержание серы, мг/кг, не более 500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

Массовая доля кислорода, % Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7
Смотреть Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Плотность при 15°С, кг/м³ 700-750 725-780 725-775 725-775
Объемная доля монометиланилина, %, не более 1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

Оксигенаты (октановые добавки), %, не более Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Как видите, все бензины имеют практически одинаковый состав. Процентное содержание оксигенатов разное (при этом не допускается превышение утвержденных норм), от которого зависит конечное октановое число и, немного, плотность и уровень содержания серы с монометиланилином. Последнее влияет на экологический класс, к которому будет отнесено указанное топливо.

Сезонный бензин

Теперь бензин выпускается для зимнего и летнего периодов. При выборе топлива следует обратить внимание на такой параметр, как давление паров.

Лучше, чтобы топливо для зимней езды имело этот показатель в пределах от 90 до 100 кПа. Для производства зимнего продукта в смесь добавляют бутан. Благодаря этому хорошо разваривается даже в сильный мороз.

Летний вариант имеет более низкое давление насыщенных паров. В теплое время года допускается бензин с параметром 80 кПа.

Маркировка, значение цифр и букв

Маркировка автомобильного бензина содержит информацию о его принадлежности к данному виду топлива (буква «А» — моторное топливо, авиационное топливо начинается с «В»), а также октановое число.

Если октановое число указано сразу после первой буквы, оно определяется по методу двигателя, если по исследовательскому методу, то вместо А будет комбинация АИ.

Маркировка бензина и что обозначают цифры

Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента 2011 года бензин маркируется в РФ в виде двух буквенных знаков и двух цифр. Кроме того, иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы в бензине на этом примере: АИ-92/4.

  • А — тип: автомобильное топливо;
  • А — способ определения октанового числа: исследование. Если буква «И» отсутствует, применялся моторный метод.
  • 92 — значение октанового числа топлива;
  • 4 — экологический класс топлива может находиться в пределах 2-5.

Этилированный бензин

С 1920-х годов производители топлива искали недорогой способ улучшить антидетонационные свойства бензина. До недавнего времени в качестве добавки, снижающей вероятность самовозгорания, использовался металлорганический компонент тетраэтилсвинец. Бензин с такой примесью называют этилированным.

В последние десятилетия использование тепловых силовых установок в двигателях автомобилей признано опасным для здоровья человека и, как следствие, недопустимым. Большинство развитых стран запрещают использование этой присадки при переработке нефти для производства бензина. Свинец, являясь летучим веществом, попадает в воздух через выхлопные газы автомобилей и оттуда в легкие человека, вызывая токсическое поражение внутренних органов.

Этилированный бензин также оказывает негативное воздействие на двигатель автомобиля, подвергая каталитический нейтрализатор, топливную и выхлопную трубы быстрому износу.

Этилированный бензин

Неэтилированный бензин

Большинство марок топлива, которые можно заливать на любой стандартной АЗС Лукойл, Газпром нефть или Роснефть, неэтилированные. Это АИ-80, АИ-92 и выше, в том числе экологическое топливо ЭКТО или топливо стандарта Евро-4 или Евро-5.

Высокое октановое число этих видов мощности является результатом добавления в состав присадок, повышающих устойчивость к самовозгоранию жидкости внутри автомобиля до появления искры, генерируемой свечой зажигания. Эти присадки созданы на основе спиртов и эфиров, что указано в сопроводительной документации к топливу, которую можно попросить на любой заправке. В один и тот же объем топлива можно добавлять как спиртовые добавки, так и эфирные компоненты, а общее количество вспомогательных примесей можно выразить двузначным числом. Тем не менее, бензин, даже с таким количеством неэтилированных присадок, остается безопасным для окружающей среды и людей.

Бессвинцовый бензин не содержит компонентов свинца, в том числе для тепловых электростанций, и полностью соответствует действующим нормам безопасности России, Европы и других развитых стран.

Неэтилированный бензин

Методы определения ОЧ топлива

Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с выделением энергии и распространением ударной волны. Стандартно используются два углеводорода:

  • Изооктан имеет октановое число 1 или 100%. Другими словами, он не самовоспламеняется независимо от степени сжатия.
  • N-гептан имеет нулевой OC. Поэтому он быстро самовоспламеняется при малейшем давлении.

Если доля изооктана в топливе 95%, а н-гептана 5%, то октановое число такого топлива равно 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего указывается в технических документах как ОС (ОКМ, ОЧИ).

На практике существует две технологии определения ОС с использованием одноцилиндрового двухтактного двигателя:

  • Исследовать. Этот метод предполагает моделирование движения автомобиля в крейсерском режиме с нагрузками не выше средних, когда частота вращения коленчатого вала составляет 600 об/мин.
  • Двигатель. При этом способе моделируются максимальные нагрузки при скорости 900 об/мин.

Виды бензина, маркировка и расшифровка

Современные марки бензинов для авто по ГОСТ

В РФ и странах СНГ на разные марки бензина распространяется одновременно несколько стандартов:

  • ГОСТ 2084-77 (межгосударственный стандарт на автомобильные бензины, условия документа распространяются на производство и реализацию бензинов в таких государствах, как Украина, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Беларусь, Молдова, Киргизия, Грузия, Азербайджан и Армения.);
  • ГОСТ Р 51105-97 (требования и характеристики физико-химических свойств для неэтилированного бензина марок Нормальный-80 и Регулярный-92);
  • ГОСТ Р 51866-2002 (для экспорта и реализации на российском рынке топлива премиум-класса Евро-95 и Супер-Евро-98);

Качество топливной продукции также регламентируется ТУ 0251-001-12150839-2015.

Всего по условиям госстандарта автовладельцам доступно 4 сорта топлива с разным октановым числом – это Нормал-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98.

 

Что такое октановое число

Это важнейший параметр для марки автомобильного бензина, показатель определяет детонационную стойкость топлива. В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания воспламенение смеси должно образовываться на старте, именно это и приводит к запуску и дальнейшей работе двигателя. Высокое октановое число – более высокая стойкость к детонации, более длительное сгорание топливно-воздушной смеси и, как следствие, плавный, стабильный запуск и работа двигателя, если конструкция позволяет использовать высокооктановые марки.

Определить точное октановое число топлива для автомобилей можно только в лаборатории, на специализированных установках, двумя способами. Различные методы тестирования будут показывать разные значения, что является нормальным, и вот почему:

  • исследование – это имитация нагрузок в режиме «город», то есть нагрузка устанавливается частичная. Это 600 об/мин при температуре впрыскиваемого бензина 52 0 С;
  • двигатель — исследование антидетонационных свойств топлива при полной нагрузке двигателя, т.е. 900 об/мин и 1490 С.

 

Бытовые приборы для быстрой оценки октанового числа, октанометры, не всегда показывают истинные данные: некоторые недобросовестные производители и поставщики добавляют в бензин определенные присадки для повышения этого параметра. Мы рекомендуем заправляться только на проверенных, надежных заправках, одну из ближайших заправок вы можете найти на этой карте .

Нормаль-80

Таким бензином заправляют коммунальные и сельскохозяйственные машины, массивные грузовики, мотоциклы и даже бензопилы. Топливо также известно под названием «народ» и маркировкой А-76 и АИ-80, а на заправках пушка с этим топливом чаще всего обозначается синим цветом с надписью Н-80 или просто 80.

Разные цифры в маркировке объясняются просто: 80 — это октановое число, измеренное исследовательским методом, а 76 — то же октановое число, но после проверки двигателя.

Экологические характеристики такого бензина не самые образцовые – только 2 класс, ограниченный к производству, удостоен маркировки Нормальный-80, что, в общем-то, не так уж и плохо. Но на фоне требований существующего уровня Евро-6 характеристики этой марки хоть и остаются в меру безопасными, но уже не выглядят достойными.

Регуляр-92

Это не что иное, как АИ-02, в России и странах ближнего зарубежья эта марка бензина достаточно популярна. Вполне приемлемое качество, умеренные затраты, при этом даже двигательный метод исследования октанового числа при высоких нагрузках составляет 83, что выше, чем у Нормального-80.

Область применения Регуляр-92 такая же, как Нормал-80, но кроме того почти все устаревшие автомобили, выпускавшиеся в старые годы, заправляются бензином АИ-92, топливо подходит как для карбюраторов, так и для двигателей внутреннего сгорания с впрыском.

Минимальный класс экологической безопасности – 2, но различные производители, снижая содержание серы и других токсичных элементов, повышают экокласс до четвертого, крайне редко – до безусловно чистого пятого. Обе марки, и Нормал-80, и Регуляр-92 незаменимы для различных видов автомобильной и ручной техники, моторных лодок, иномарок старых годов выпуска. Но такое топливо не рекомендуется для заправки современных автомобилей, о чем производители автомобилей всегда предупреждают своих клиентов. Для доработанных двигателей, таких как те, что использовались в автомобилях, выпущенных даже в начале 2000-х годов, требуется бензин с более высоким октановым числом. Это Премиум-95 и Супер-98. Насчет сотой марки бензина (АИ-100, Экто) у специалистов автомобильной отрасли ведутся давние острые споры.

Премиум-95

Вопреки распространенным заблуждениям, приставка «премиум» к бензинам этой группы означает только соответствие описаниям ГОСТ, а на практике Премиум-92 — это то же топливо марки АИ-95, с октановым числом, указанным в наименовании. В государственном стандарте этот вид топлива обозначен как Премиум Евро-95.

Отличие от двух предыдущих марок заключается в более высоком октановом числе: 95 для исследовательского и 85 для моторного метода. По мнению автовладельцев, это некая золотая середина среди всех видов топлива: приемлемая стоимость, удовлетворительное качество, соответствие экостандартам.

Область применения – все двигатели, устанавливаемые на автомобили отечественного и зарубежного производства, возможно, за исключением турбированных. Но окончательное решение об экономии бензина для турбомоторов целиком и полностью остается за владельцем такого автомобиля.

Супер-98

Что касается марки «Премиум», то в ГОСТе используется название, отображаемое как Супер-Евро-98, а на заправках этому виду топлива соответствует маркировка АИ-98, где цифры — это октановое число по исследовательскому методу. Тест двигателя покажет значение 88. Достаточно высокое октановое число и хорошая очистка топлива от токсичных, губительных примесей позволяют отдать предпочтение такому бензину при необходимости дозаправки, в том числе и форсированных турбомоторов.

Разные производители могут добавлять в состав регламентированные ГОСТом определенные присадки, улучшающие качественные параметры такого бензина, такие действия являются нормой, если они соответствуют требованиям по максимальной концентрации соединений и веществ в смеси.

Область применения – все двигатели внутреннего сгорания, как инжекторные, так и карбюраторные, вне зависимости от типов автомобилей, на которые они устанавливаются.

 

Для производства марок АИ-98 и АИ-95 изначально могут использоваться добавки и кислородсодержащие компоненты (оксигенаты), например смеси с трет-бутанолом (фетеролом). Это не является показателем недостаточного качества, а, наоборот, позволяет добиться полного сгорания состава и придает бензину равномерную детонационную стойкость.

Автомобильный бензин

Обобщая вышесказанное, определим основные характеристики бензина, подходящего для заправки автомобилей личного пользования, а также в транспортные средства, перевозящие грузы на дальние расстояния:

  1. Они не должны содержать ТЭЦ, марганца и железа, содержание серы не должно превышать 0,05%, бензола — не более 5%.
  2. Средняя плотность – 740 кг/м3.
  3. Оптимальное октановое число по исследовательскому методу – 92 и выше.

Многие АЗС также указывают класс марки бензина по экологичности. Топливо оценивается на соответствие правилам экологической безопасности по стандарту Евро-5, который действует на всей территории Европы и все чаще в России (предыдущий стандарт Евро-4 по-прежнему актуален в нашей стране). Эко-класс обозначается буквой К и цифрой от 1 до 5. Бензиновый К5 соответствует максимальным экологическим требованиям.

Автомобильный бензин

В паспорте топлива рекомендуем обратить внимание на наличие следующих присадок:

  1. N-метиланилин — находится в бензине в больших количествах, что приводит к образованию смол. Это повреждает механизм штока поршня и сам двигатель.
  2. Метил-трет-бутиловый эфир – достаточно щадящая добавка, помогающая повысить октановое число без вреда для механизма автомобиля.

Как выбрать хороший бензин для автомобиля

Первый параметр – совместимость топлива с конструкцией двигателя. На современных автомобилях производители указывают не конкретный тип, а марки бензина от определенного октанового числа и выше. Но не менее важным аспектом выбора является конечное качество АЗС, так называемый «подпаленный» бензин, который, к сожалению, часто можно купить по неосторожности на сомнительных АЗС. Одноразовое кратковременное использование такого топлива, скорее всего, не нанесет вреда двигателю автомобиля, но постоянно заливать состав с множеством не регламентированных ГОСТом присадок точно не стоит.

Что будет, если лить не тот бензин

Может ли «неправильный» бензин ухудшить состояние двигателя, существует множество полярных мнений, и ни одного правильного ответа на такой вопрос. Чтобы определить лучшую марку топлива для автомобиля, следует учитывать конструкцию двигателя, систему впрыска, настройку двигателя, наличие/отсутствие датчиков контроля, репутацию АЗС и многие другие параметры.

Можно ли смешивать разные марки бензина

Может. Но смысла, кроме экспериментального, в этом нет. Бензины с разным октановым числом имеют разную плотность, и ожидается, что более «тяжелый» состав окажется на дне бензобака, что приведет к неравномерному расходу топлива. Кроме того, стоит помнить, что смеси разных производителей могут иметь разное количество и концентрацию присадок, а это также может негативно сказаться на работе клапанов и поршневой группы ДВС. Результат таких экспериментов зависит и от конструкции двигателя: если он рассчитан на работу с АИ-95 и выше, а в остатки рекомендованного топлива заливается АИ_92, то результат может быть крайне разрушительным.

Как расшифровать обозначения марок бензина

43w5rwnbqLFEQ7sLPm3ou603w2ukJlIwvhQyr9LSnyovtF5hicfo7pRD_1fs-C0UHeeLMi9UuWfaWu_nhjidRv4oRad2uwqyLCQOne1YrAM0G2tvS_BzEPhbuDmclI
Не обязательно запоминать все соответствия показаний на заправках и в ГОСТах. Определить, какой бензин соответствует характеристикам производителя двигателя, достаточно просто. В России принято буквенно-цифровое обозначение каждой марки бензина для автомобилей. Такая аббревиатура утверждена в требованиях ГОСТ Р 54283-2010 и на самом деле крайне информативна. И буквы, и цифры представляют собой простой код, объясняющий свойства топлива. На примере популярного среди автомобилистов бензина АИ-92 рассмотрим, как именно расшифровывается такая маркировка.

Эта система распознавания распространяется и на любой другой автомобильный бензин – буквенно-цифровой код всегда указывает на октановое число по исследовательскому методу, то есть проверенному в режиме с умеренными нагрузками типа «город». Эконормы выбирать не обязательно, такие параметры больше свидетельствуют о том, что производитель топлива заботится об экологии (разумеется, имеет налоговые льготы за соблюдение экологических требований). Чем больше последняя цифра в обозначении марок, тем чище топливный выхлоп и тем ниже содержание ядовитых веществ, влияющих, в том числе, на дыхательные пути водителя и пассажиров. По состоянию на 2020 год наивысшим показателем чистоты топлива считается шестой класс экологических требований к бензину (Евро-6). В России действует стандарт Евро-5, а к концу 2021 года во всем мире планируется ввести новый экостандарт Евро-7.

Присадки в бензин

Совершенно необязательно спорить о том, вредны или полезны те или иные присадки к бензину, перечень добавок, которые разрешены, а значит, безопасны для автомобиля, можно найти в регламенте Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Согласно информации в документе, бензин уже на стадии производства не может содержать такие соединения, как железо, свинец и марганец. Это же условие целесообразно использовать при выборе присадок для заливки бензина непосредственно в бак автомобиля самостоятельно.

Вы должны быть осторожны с присутствием монометиланилинов (N-метиланилин), несмотря на то, что именно это химическое соединение является наиболее популярным для улучшения антидетонационных свойств бензина. Октановое число такой присадки равно 280 (по исследовательскому методу), но оптимизм автовладельцев заметно пропадает при изучении негативного влияния N-метиланилина на состав бензина. Недостаточно равномерное растворение любой такой присадки в бензине с течением времени приводит к образованию смолистых соединений и увеличению нагрузки, износу узлов и деталей двигателя.

ТР ТС 013/2011 объявляет присадки на основе трет-бутилметиловых эфиров МТБЭ более безопасными для бензина и двигателей. Соединения имеют октановое число по исследовательскому методу 115-135, нетоксичны, способствуют равномерному сгоранию топлива и снижают риск коррозии. Промышленное производство бензина допускает введение присадок, но смешивание разных фракций должно осуществляться контролируемым образом, в специальных установках, позволяющих добиться однородной консистенции конечного продукта.

Всегда ли нужны присадки для повышения октанового числа

Эффективность и мощность двигателя не улучшится, если на АЗС будет куплена марка бензина, соответствующая характеристикам двигателя и рекомендациям производителя автомобиля. В этом случае октан-корректоры не требуются. Их необоснованное использование может ухудшить КПД двигателей внутреннего сгорания. Вместо октаноповышающих соединений можно обратить внимание на катализаторы горения.

PiZr0ORJ8U6edhMvO6l6wQO6cjvpmq3XcTS9btOpkO8a3JzJcCVgwo0NrmejbzUG1s0y98jfTzRTOhTKYt8bg864wFFS0EMd6_-T9n1GASoN50KFbnGWYN 0yKg

Если на автомобиль установлен двигатель, работающий под АИ-95 или АИ-98, и по случайности залить ни один из этих бензинов не представляется возможным, требуется октаноповышающая присадка. Без корректора нарушается работа датчика детонации, что приводит к срабатыванию зажигания. В лучшем случае это может привести к снижению мощности двигателя, а при неблагоприятном прогнозе — к прогару поршней, детонации и отказу двигателя.

Стоит учесть, что на рынке автомобильного топлива есть недобросовестные продавцы бензина, которые видят в предупреждениях об использовании нежелательных присадок неограниченную лицензию на подобные манипуляции. В результате автовладельцы, не догадывающиеся, что заливают в бак бензин, разбавленный сторонними смесями, замечают неисправности в работе двигателя.

Прямогонный бензин

Прямой бензин получают из нефтяных фракций простейшим способом переработки — прямой перегонкой при максимальной температуре +180 градусов без крекинга. Это горючая жидкость с разнообразным углеводородным составом и иногда с добавлением вторичных нефтяных фракций или природного газа.

Нафта, или нефрас, как еще называют прямогонный бензин, используется в качестве сырья для органических процессов, в первую очередь для термического разложения вещества на простейшие олефины. Экстракционные процессы в легкой и косметической промышленности, табачном производстве также осуществляются с использованием нефраса, нагретого до +95 градусов.

Чистый бензин

Большинство читателей прямогонного бензина знакомы с растворителями, применяемыми в домостроительных нуждах. Маслянистые моющие и промывочные жидкости изготавливаются на основе лигроина.

БР-1, БР-2, БГС — маркировка прямогонных бензинов, применяемых в России.

Бензин — растворитель Галоша

Если говорить о чистящих средствах и растворителях, то отдельно следует упомянуть растворитель Галоша. Это состав на основе прямогонного бензина марки Нефрас С2-80/120, изготовленный из нафты БР-1 или БР-2.

Бензин - растворитель Галоша

Название средства расшифровывается следующим образом: первая цифра — начальная температура кипения наиболее легких углеводородных фракций смеси, вторая — температурная отметка, при которой выкипает 95% фракционного состава жидкости.

Нафта активно используется в производстве и переработке резинотехнических изделий, лакокрасочных материалов, обеспечивает процесс извлечения растительных масел.

Как расшифровывается маркировка?

Вы, наверное, заметили, что по ГОСТу марка бензина АИ 92 имеет больше общего с АИ 80, а АИ 95 с АИ 98. Цифры в маркировке означают октановое число или ударопрочность топлива. Подробнее об этом ниже.

Теперь, вы хотите знать, что означают буквы?

Аббревиатура «АИ» означает, что октановое число определялось исследовательским методом. Он предполагает тестирование смеси при средней нагрузке двигателя.

Раньше в маркировке присутствовала только буква «А» (автомобиль). Это означает, что это топливо было испытано автомобильным способом — имитирующим более жесткие условия (высокая нагрузка на двигатель внутреннего сгорания). Результаты для двигательного метода всегда ниже, чем для исследовательского, и разница между ними называется чувствительностью топлива.

Топливо для бензиновых двигателей и его характеристики

Большинство людей учитывает только октановое число, но это далеко не единственный важный параметр. Углеводороды имеют разную скорость кипения. От этих параметров зависит качество продукта.

Бензины АИ и Евро отличаются процентным содержанием высококипящих и низкокипящих фракций. От этого параметра зависит способность к выгоранию. Топливо, используемое для бензиновых двигателей, содержит одновременно несколько фракций.

Некоторые из них могут кипеть при 27°C. Таким образом, первичное зажигание возможно даже при запуске холодного двигателя. Остальные фракции кипят при 100°С. Они подходят для поддержания стабильной работы двигателя. Кроме того, в топливе присутствуют фракции, выкипающие при 200 °С. Некоторые необходимы для поддержания процесса остановки двигателя.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )