Бензин – производство, маркировка, октановое число

Эксплуатация и Обслуживание

Многие ищут ответ на этот вопрос, чтобы случайно не повредить двигатель. В этом случае все просто – требования к топливу указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, а также продублированы на обратной стороне лючка бензобака. Если производитель указал АИ-95 в качестве рекомендуемого топлива, то заправлять его необходимо, а заправляться 92 можно только на свой страх и риск. Однако стоит помнить, что в инструкции и на этикетке может быть указано как октановое число, так и марка топлива.

Содержание
  1. Маркировка бензина и что обозначают цифры
  2. Что такое октановое число
  3. Этилированный и неэтилированный бензин — отличие
  4. Какой бензин заливать?
  5. О правильном выборе горючего
  6. Неэтилированный бензин ГОСТ
  7. Из чего делают бензин
  8. Как выглядит бензин?
  9. Неэтилированный бензин марки АИ 92
  10. Когда стоит заправляться АИ-92?
  11. Почему нужно заливать АИ с достаточным октановым числом
  12. В каких случаях лучше заливать АИ-95?
  13. Что будет, если залить 92-й вместо 95-го?
  14. Говорят, что на более дорогом бензине машина едет лучше
  15. Как расшифровывается маркировка?
  16. Чем больше число, тем лучше?
  17. Что случится, если заправляться 95-м вместо 92-го?
  18. Достоинства 92-го бензина
  19. Преимущества 95-го бензина
  20. Разновидности
  21. Методы определения ОЧ топлива
  22. Основные пункты различия
  23. Об экономии топлива
  24. Как же определиться с нужным топливом
  25. Для кого создали АИ-98 и АИ-100
  26. Марки бензина
  27. Что будет, если залить «сотый» бензин в «шестерку»

Маркировка бензина и что обозначают цифры

Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технического регламента 2011 года бензин маркируется в РФ в виде двух буквенных знаков и двух цифр. Кроме того, иногда указывается еще одна цифра. Рассмотрим, как расшифровывается аббревиатура АИ и другие символы в бензине на этом примере: АИ-92/4.

  • А — тип: автомобильное топливо;
  • А — способ определения октанового числа: исследование. Если буква «И» отсутствует, применялся моторный метод.
  • 92 — значение октанового числа топлива;
  • 4 — экологический класс топлива может находиться в пределах 2-5.

Что такое октановое число

Эта фраза известна многим, но не все точно знают, что означает этот термин и почему он так важен. Октановое число – это способность топлива (включая бензин) сопротивляться самовозгоранию под давлением. Другими словами, его детонационная стойкость.

Во время работы двигателя поршень сжимает топливовоздушную смесь (такт сжатия). В этот момент, когда готовая смесь находится под давлением, она может самовоспламениться еще до того, как на свече появится искра. В народе это явление называется одним словом – «детонация». Характерным признаком детонации является шум в двигателе – металлический звон. Следовательно, чем выше октановое число, тем выше способность топлива противостоять детонации.

Этилированный и неэтилированный бензин — отличие

Присадки на основе спирта или эфира не всегда применялись для автомобилей. В течение 80 лет, начиная с 1920-х годов, наиболее распространенным компонентом для повышения антидетонационных свойств бензинов был тетраэтилсвинец.

Органическое соединение металла и углерода имеет формулу Pb(CH3CH2)4 и получается путем синтеза хлорэтана с PbNa, соединением натрия и свинца. Вещество находится в жидком состоянии и обладает высокой летучестью. Бензин, в который в качестве присадки добавляют ТФП, называется этилированным.

Тетраэтилсвинец значительно увеличивает октановое число, дешев и доступен. Однако соединение имеет серьезные недостатки, связанные со свойствами свинца. Бензин с этой добавкой значительно изнашивает двигатель, загрязняя внутренние детали кривошипно-шатунного механизма и топливопроводы (что в итоге приводит к перерасходу топлива).

Добавка обладает ядовитыми и токсическими свойствами – пары жидкости попадают в легкие человека через дыхательные пути, вызывая тяжелые и опасные для жизни отравления. Молекулы смеси могут проникать в организм даже через кожу, угнетать центральную нервную систему и во многих случаях приводить к необратимым последствиям. А учитывая, что давление насыщенных паров тетраэтилсвинца остается высоким даже при нулевой температуре, сегодня эта добавка окончательно запрещена в большинстве стран.

Неэтилированный бензин обогащен присадками, не содержащими свинец и его соединения. Среди распространенных присадок можно отметить метил-трет-бутиловый эфир, который практически не оказывает отрицательного влияния на работу двигателя, и N-метиланилин — присадка, хотя и способствует образованию смоляного слоя на деталях, но достаточно эффективно повышает октановое число. Но главной особенностью присадок к неэтилированному бензину является безопасность как для людей, так и для автомобилей.

Как отличить неэтилированный бензин от этилированного? По внешнему виду и запаху жидкости это сделать невозможно. Поэтому, если у вас есть сомнения в честности обычного поставщика топлива для вашего автомобиля, вы можете отправить образец топлива в лабораторию на анализ. А еще лучше выбирать проверенные сети АЗС и частных поставщиков, которые участвуют в программах транзитных карт для заправки.

Какой бензин заливать?

Различные типы бензина также могут быть зарегистрированы в руководстве. Например:

  1. АИ-92 — действующий;
  2. АИ-95 — рекомендуется;
  3. АИ-98 — для повышения характеристик.

Как видите, в бак следует заливать только то топливо, которое рекомендовано производителем автомобиля. Однако использование бензина с более высоким октановым числом не приведет к повреждению двигателя. Ведь чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и больше эффективность использования топлива, что благотворно сказывается на мощности двигателя, экономичности и других моментах. Как правило, прирост мощности и КПД достигает 7%. Кроме того, современные автомобили оснащены ЭБУ, учитывающими качество топлива и октановое число, и корректирующими настройки.

Это значит, что заливать АИ-95 в бак современного автомобиля с атмосферным двигателем необходимо на качественной заправке. В крайнем случае допускается АИ-92. Также можно ориентироваться на степень сжатия — если она ниже 10 единиц, можно заливать АИ-92. Если выше — только 95-й. Что касается двигателей с турбонаддувом, то для них рекомендуемым топливом является АИ-98 или Экстра АИ-95, но не АИ-92.

О правильном выборе горючего

Заправляйтесь на крупных заправках. В таких местах меньше риск столкнуться с некачественными нефтепродуктами, которые приводят к засорению фильтров и топливопроводов, ухудшению динамических характеристик. Частая заправка в «сомнительных местах» может стать причиной быстрого износа ДВС.

При выборе места для заправки также стоит упомянуть о «фирменном» топливе. Основным отличием этих топлив является наличие моющих присадок, которые призваны предотвращать образование отложений в топливной системе. Эти присадки увеличивают стоимость 1 литра бензина, но эффективность их весьма сомнительна.

Качественный бензин – чистый нефтехимический продукт, хорошо работающий в качестве растворителя. Благодаря этому не образуются отложения и не засоряются топливопроводы через несколько месяцев и даже лет. Самое главное вовремя менять фильтр, руководствуясь рекомендациями производителя автомобиля и особенностями эксплуатации транспортного средства.

Согласно справочникам, бензин представляет собой смесь легких углеводородов различных типов:

  1. Ароматный;
  2. Олефиновый;
  3. Керосин и другие.

Эти углеводороды легко воспламеняются. Температура кипения смеси колеблется от 33 до 250 °С в зависимости от используемых добавок.

Неэтилированный бензин ГОСТ

Технические и химические параметры топлива регламентируются стандартами ГОСТ. Когда речь идет о неэтилированном бензине в России, существует два стандарта.

  1. ГОСТ Р 51105 97 Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Полностью посвящен неэтилированному бензину. Определяет соотношение различных компонентов в смеси, в том числе серы, кислорода, оксигенатов, углеводородов. Указывает допустимые значения давления насыщенных паров, плотности, определяет правила слива и заливки данного вида топлива.
  2. ГОСТ 32513-2013 Топливо моторное. Определяет допустимые характеристики основных марок бензина — от АИ-80 до АИ-98. Стандарт также распространяется на качество топлива, указанное в соответствии с требованиями экологического стандарта (К2 — К5). Документ устанавливает правила розничной торговли продукцией.

Кроме того, с 2003 года в России действует законодательный федеральный запрет на использование тетраэтилсвинца в качестве добавки к автомобильным бензинам и на производство этого опасного вещества. Фактически, лишь несколько стран «третьего мира» продолжают добавлять ТЭЦ в топливо.

Из чего делают бензин

 

Топливо производится на мощностях нефтеперерабатывающих заводов. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов. Сначала сырая нефть поступает в компанию по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, а затем отстаивается. Затем начинается промывка масла – в него добавляется вода, после чего подается электрический ток. В результате соли оседают на дно и стенки резервуаров.

При последующей атмосферно-вакуумной перегонке масло нагревают и разделяют на несколько видов. Выделяют 2 этапа лечения:

  1. Вакуум;
  2. Термальный.

После завершения процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, где происходит дальнейшая очистка бензина и выделение фракций бензина 92., 95 и 98.

 

Этот процесс, который также называют рециклингом, включает в себя 2 основных этапа:

  1. Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
  2. Риформинг – придание веществу октанового числа.

По окончании этих этапов проходит качество топлива, что занимает несколько часов. Примечательно, что отечественные заводы (в большинстве) с 1 тонны масла получают 240 литров бензина. Остальное – газ, дизельное топливо, мазут и топливо для реактивных двигателей.

Как выглядит бензин?

Бензин это газ или жидкость? В обычном состоянии это жидкость с характерным запахом. Для удобства еще с советских времен принято добавлять в топливо специальные красители. Схема оттенков типов бензина выглядит так:

  • АИ-66 был зеленого цвета;
  • АИ-72 характеризовался розовым тоном;
  • АИ-76 был выполнен в насыщенно-желтом цвете;
  • АИ-80 доставляется на АЗС желтого цвета;
  • АИ-90 и АИ-95 характеризуются оранжево-красным оттенком;
  • АИ-98 производится с добавлением синего красителя.

Неэтилированный бензин марки АИ 92

АИ-92 — популярная марка бензина с октановым числом 92, определяемым исследовательским методом, в состав которого входят присадки, не включающие ТЭС. Для большинства современных автомобилей октановое число 92 является минимальным. Неэтилированный бензин АИ-92 соответствует экологическому классу К2 и выше. Это означает, что использование этого топлива соответствует основным правилам безопасности и экологичности.

В целом этот вид бензина имеет хорошие характеристики, равномерный расход и не повреждает ключевые элементы машины. В топливную смесь можно добавлять несколько присадок, в том числе АИ-92. Информацию о составе залитого бензина Вы можете запросить на любой АЗС. Данные отражаются в паспорте товарного продукта.

 

При выборе между маркировкой АИ-92 и следующей за ней АИ-95 следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного автомобиля. А если он определяет АИ-92 как подходящий горячий элемент для привода двигателя, то можно использовать и АИ-92, и АИ-95 — в этом случае никакого ущерба двигателю не наносится. А вот переход с АИ-95 на АИ-92, вопреки рекомендациям производителя, недопустим — двигатель внутреннего сгорания потеряет экономичность и мощность, снизится сопротивление взрыву, произойдет детонация смеси. Расход горючего воздуха увеличится, а экономия работать не будет.

Когда стоит заправляться АИ-92?

Если по паспорту ДВС должен работать на этом бензине. Обратите внимание, что некоторые производители указывают возможность использования нескольких марок топлива.  Некоторые модели Volvo, например, имеют следующую рекомендацию. Основное топливо — АИ-95, резервное — АИ-92. В сильную жару шведский производитель рекомендует использовать топливо АИ-98, чтобы свести риск детонации к нулю.

Лучше заправлять топливом, рекомендованным автокомпанией. Это самый доступный вариант для эксплуатации ДВС на протяжении длительного периода времени.

Почему нужно заливать АИ с достаточным октановым числом

Двигатель также будет работать на топливе АИ-95, но из-за более низкого октанового числа, чем предусмотрено конструкцией двигателя, сгорание топливовоздушной смеси будет неравномерным. Это приведет к возникновению детонации, детонации, перерасходу топлива и поломке цилиндро-поршневой группы двигателей, не оборудованных датчиком детонации. Если таковой установлен, машина заметно теряет в динамике. Чем выше октановое число в названии марки бензина, тем стабильнее ведет себя топливно-воздушная смесь при эксплуатации.

Проблему некачественного бензина решить сложнее, особенно на трассе, в дальних поездках. Рекомендация заправляться на проверенных АЗС, так вы можете быть уверены в покупке качественного топлива. Проходное значение АИ и данные для фактического измерения октанового числа даже с помощью бытового октанометра совпадут.

В каких случаях лучше заливать АИ-95?

Аналогичная ситуация. Если в руководстве написано, что силовая установка должна работать на 95-м, то мы предпочитаем это топливо. Повторимся, что 92 бензин ничем не хуже 95. Просто силовой агрегат не так уж приспособлен для работы на более низкооктановом топливе.

Что будет, если залить 92-й вместо 95-го?

 

Однократная заливка АИ-92 вместо АИ-95 никак не скажется на состоянии двигателя. Владелец не разрушит ДВС и не нанесет значительных повреждений топливной системе после заправки. Современные силовые установки оснащены датчиками детонации, работающими на топливе с разным октановым числом. Устройство постоянно подключено к ЭБУ и постоянно отправляет данные о состоянии блока цилиндров. Благодаря датчику электронный блок управления корректирует угол зажигания и вносит изменения в формирование топливовоздушной смеси.

Устройство успешно работает на низких и средних скоростях. Ошибки возникают при высокой нагрузке на силовой агрегат. Датчик работает менее эффективно, что приводит к ускоренному износу ДВС. Водитель также почувствует небольшое ухудшение динамики автомобиля и заметит увеличение среднего расхода топлива. Разница в «аппетите» двигателя будет заметна при движении автомобиля за городом и в смешанном цикле.

О гарантии. Самым большим недостатком использования топлива с более низким октановым числом являются потенциальные проблемы с гарантией. Рассмотрим следующую ситуацию. Хозяин автомобиля планомерно заливал в силовой агрегат более дешевое топливо. Двигатель «сломался», возможно, по другим причинам. Водитель приехал в сервисный центр, и специалисты взяли пробы из топливного бака. В результате владельцу автомобиля было отказано в гарантийном ремонте.

Говорят, что на более дорогом бензине машина едет лучше

Не совсем. Первые несколько километров после заправки действительно может показаться, что машина поехала быстрее, двигатель стал тише, а окружающая трава стала зеленее. Но в большинстве случаев особой разницы не будет, особенно если речь идет об обычном безнаддувном двигателе. Тут скорее эффект плацебо и желание оправдать дороговизну топливной работы.

Для автомобилей с большим объемом двигателя (от трех литров) имеет смысл заправляться бензином с более высоким октановым числом для некоторой экономии топлива, но это будет ощущаться только на дальнем расстоянии и только при спокойной езде на малых скоростях. Например, если вам нужно ехать на большом внедорожнике по шоссе в ближайший город, и вы не собираетесь ехать всю дорогу, вы можете заправиться топливом с более высоким октановым числом, так как это действительно поможет вам проехать больше миль на одном баке.

Как расшифровывается маркировка?

Вы, наверное, заметили, что по ГОСТу марка бензина АИ 92 имеет больше общего с АИ 80, а АИ 95 с АИ 98. Цифры в маркировке означают октановое число или ударопрочность топлива. Подробнее об этом ниже.

Теперь, вы хотите знать, что означают буквы? Аббревиатура «АИ» означает, что октановое число определялось исследовательским методом. Он предполагает тестирование смеси при средней нагрузке двигателя.

Раньше в маркировке присутствовала только буква «А» (автомобиль). Это означает, что это топливо было испытано автомобильным способом — имитирующим более жесткие условия (высокая нагрузка на двигатель внутреннего сгорания). Результаты для двигательного метода всегда ниже, чем для исследовательского, и разница между ними называется чувствительностью топлива.

Чем больше число, тем лучше?

Нет это не так. Сравнивать АИ-95 с АИ-92 в плане лучше или хуже не совсем корректно. Цифры «92» и «95» говорят о том, что топливо подходит для разных силовых агрегатов.

Что случится, если заправляться 95-м вместо 92-го?

К чему приведет замена бензина АИ-92 на бензин АИ-95? Использование более дорогого топлива с повышенным октановым числом практически не скажется на динамических характеристиках автомобиля. Не чувствуй разницы.

Однако владельцу автомобиля может показаться, что двигатель работает тише и ровнее. Но из-за увеличенного времени горения бензина элементы силового агрегата начнут перегреваться. Это будет проявляться при динамичной и агрессивной езде. Детали клапанного механизма будут подвергаться повышенным нагрузкам, что ускорит износ. Среди других недостатков этого решения отметим увеличение расхода масла.

Достоинства 92-го бензина

 

Эта марка топлива также широко представлена ​​в России и странах СНГ. Продукты нефтехимии предназначены для использования как в современных инжекторных двигателях, так и в устаревших карбюраторных двигателях.

Топливо отличается высокой устойчивостью к самовозгоранию и обеспечивает бесперебойную работу силовых агрегатов в широком диапазоне нагрузок. Применяется в двигателях со степенью сжатия бензина до 10,5. Этот показатель часто встречается в силовых агрегатах без турбонаддува.

Преимущества 95-го бензина

 

Это топливо является самым популярным среди отечественных автомобилистов. Отличается повышенной стойкостью к детонации. Содержит присадки для повышения полноты сгорания, снижения расхода и снижения процесса нагарообразования за счет коксования углерода. Использование различных присадок увеличивает стоимость топлива. Поэтому заправлять АИ-95 дороже, чем АИ-92.

Еще одной особенностью высокооктанового топлива является пониженный уровень токсичных выхлопных газов. Благодаря этому преимуществу топливо является важнейшим во многих странах мира.

АИ-95 часто рекомендуют производители иномарок. Однако в последнее время российским автозаводам также рекомендуют заправлять свои автомобили топливом с октановым числом не ниже 95.

Разновидности

Какой бензин есть в России и странах Таможенного союза? С учетом октанового числа и других характеристик в России предлагаются следующие виды бензина:

  • топливо Автомобильное выпускается по ГОСТ 32513-2013: бензины -80, -92, -95, -98, -100, -101 и -102. Для справки, в СССР выпускались бензины-56, -66, -72, -74, -76 и -93.
Свойства автомобильных бензинов
параметры А-72 А-92 А-93 А-95
Минимальный OC, метод двигателя 72 82,5 85 85
Доля свинца, г/дм3 до 0,13 до 0,13 до 0,13 до 0,13
Температура начала перегонки, 0С от +35 от +35 от +35 от +30
Конец кипения, 0С до +195 до +205 до +205 до +205
  • Авиационное топливо выпускается по ГОСТ 1012-2013: бензин-92 (Б-92) или бензин-91/115 (Б-91/115). По сравнению с автомобильным топливом, оно имеет высокий уровень OC, хорошую стабильность химической структуры и лучшие характеристики. В таком топливе минимум примесей. В первую очередь это относится к легким фракциям, образующим ловушки для паров, усиливающим коррозию и образование сажи.
  • Растворители используются в химической промышленности. С их помощью осуществляется экстракция – извлечение необходимых компонентов из растительного масла, озокерита или канифоли. В быту растворители используются для удаления различных пятен, разбавления лака, краски, обезжиривания и других нужд.
  • Нафта (нафта). Нефтяные фракции на основе нормальных парафинов с температурой кипения до +180 0С. Основная область применения – сырье для производства этилена методом пиролиза.

 

Методы определения ОЧ топлива

Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее детонационную стойкость горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при большем давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с выделением энергии и распространением ударной волны. Стандартно используются два углеводорода:

  • Изооктан имеет октановое число 1 или 100%. Другими словами, он не самовоспламеняется независимо от степени сжатия.
  • N-гептан имеет нулевой OC. Поэтому он быстро самовоспламеняется при малейшем давлении.

Если доля изооктана в топливе 95%, а н-гептана 5%, то октановое число такого топлива равно 95. Октановое число топлива измеряется в условных единицах и чаще всего указывается в технических документах как ОС (ОКМ, ОЧИ).

На практике существует две технологии определения ОС с использованием одноцилиндрового двухтактного двигателя:

  • Исследовать. Этот метод предполагает моделирование движения автомобиля в крейсерском режиме с нагрузками не выше средних, когда частота вращения коленчатого вала составляет 600 об/мин.
  • Двигатель. При этом способе моделируются максимальные нагрузки при скорости 900 об/мин.

Основным методом определения октанового числа топлива является исследовательский метод.

 

Основные пункты различия

Кроме объема бензин различается по экологическому классу: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса запрещено в России, но мера часто нарушается), химическому составу, ударопрочности (октановое число) и физическим свойствам. Предлагаем изучить таблицу характеристик наиболее важных современных марок бензина.

Индекс АИ-80 АИ-92 АИ-95 АИ-98
Октановое число (двигатель/методы исследования для определения) 76/80 83/92 85/95 88/98
Металлические добавки (свинец, марганец, железо)
Содержание серы, мг/кг, не более 500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

Массовая доля кислорода, % Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7
Смотреть Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Плотность при 15°С, кг/м³ 700-750 725-780 725-775 725-775
Объемная доля монометиланилина, %, не более 1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для К5

Оксигенаты (октановые добавки), %, не более Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Как видите, все бензины имеют практически одинаковый состав. Процентное содержание оксигенатов разное (при этом не допускается превышение утвержденных норм), от которого зависит конечное октановое число и, немного, плотность и уровень содержания серы с монометиланилином. Последнее влияет на экологический класс, к которому будет отнесено указанное топливо.

Об экономии топлива

Какой бензин лучше по среднему расходу — 92 или 95? Сразу следует отметить, что использование топлива с высоким октановым числом в двигателях внутреннего сгорания, настроенных на работу с АИ-92, не оправдано с экономической точки зрения. Заправка АИ-95 снижает средний расход в различных режимах движения, но незначительно. Едва ли можно заметить разницу при езде по пробкам. Набрать пару десятков километров можно только при движении по трассе, а при оплате полного бака на заправке приходится доплачивать еще 5-7%.

Использование АИ-92 вместо АИ-95, наоборот, позволяет сэкономить деньги при оплате на АЗС, и даже увеличение среднего расхода не слишком сильно повлияет на эти показатели.

Но не стоит забывать и о минусах этого выбора. Во-первых, двигатель необходимо запустить в щадящем режиме (без динамичной езды на высоких оборотах). Во-вторых, могут быть проблемы с гарантией.

Как же определиться с нужным топливом

Доверьтесь рекомендациям производителя. Конечно, ничего страшного не произойдет, если в современный двигатель вместо АИ-95 залить АИ-98, но и волшебного эффекта тоже не будет — к сожалению, малолитражка не станет мощным спорткаром только потому, что в нее залиты газ «сотый» бензин. Рекомендуемое топливо обычно указывается прямо на лючке бензобака, иногда производитель указывает там два варианта – в этом случае более высокооктановый бензин все равно будет в приоритете, но двигатель не пострадает от работы на низкооктановом топливе. Но и здесь важна географическая особенность АЗС. Так что если вы заправляетесь на частной (несетевой) АЗС, то лучше заправляться максимально доступным октановым числом.

Для кого создали АИ-98 и АИ-100

Прежде всего, для дорогих высокопроизводительных автомобилей необходимо дорогое высокооктановое топливо. Спорткары премиум-класса рассчитаны на высокие нагрузки, а бензин должен соответствовать заводским требованиям. Например, современные моторы Мерседес потребляют исключительно АИ-98: использование топлива с более низким октановым числом сделает жизнь и без того не долговечного двигателя еще короче. То же самое относится и к спортивным автомобилям от Porsche, Lamborghini или Ferrari.

Двигатели культовых Subaru Impreza WRX STI и Nissan GT-R также разрабатывались специально для АИ-98 и АИ-100. А вот представители более массовых компаний Volvo и Skoda, напротив, открыто заявляли, что высокооктановое топливо не подходит для их автомобилей и принесет больше вреда, чем пользы. Высокооктановый бензин требуется и для автомобилей, оснащенных турбиной, о чем производитель сообщает на лючке бензобака.

Марки бензина

На отечественных АЗС чаще всего встречаются следующие обозначения:

  • Бензин АИ-98. Имеет высокое октановое число. В отличие от АИ-95, который выпускается по ГОСТ, 98 выпускается по ТУ 38.401-58-122-95, а также ТУ 38.401-58-127-95. При производстве этой марки бензина запрещается использование антидетонаторов на основе алкилсвинца. Производство этого высокооктанового бензина осуществляется с использованием ряда компонентов — толуола, изопентана, изооктана и алкилбензина.
  • Экстра АИ-95 – бензин высокого качества, что достигается за счет использования антидетонационных присадок. Производится из дистиллятного сырья, бензина каталитического крекинга, с добавкой изопарафиновых элементов (ароматических) и газового бензина. В составе не содержится свинец, что обеспечивает высокое качество бензина.
  • АИ-95 – основное отличие от Экстра АИ-95 в концентрации свинца, которая выше на 30%;
  • АИ-93 — делится на 2 категории: неэтилированный и неэтилированный. Этилированное топливо производится на основе бензина каталитического риформинга (мягкий режим) с добавлением толуола и алкилбензина, а также бутан-бутиленовой фракции. Неэтилированный получают из того же бензина каталитического риформинга (жесткий режим), с добавлением бутан-бутиленовой фракции, алкилбензина и изопентана;
  • АИ-92 — самый распространенный бензин среднего класса на рынке, содержит антидетонационные присадки. Максимальная плотность 0,77 г/смA-923. Может быть неэтилированным или неэтилированным;
  • АИ-91 – отличается содержанием присадок антидетонационного типа. Это неэтилированный бензин с неравномерной плотностью и определенным процентом свинца в составе;
  • А-80 – по составу этот бензин аналогичен АИ-92. Максимальная плотность — 0,755г/смА-803;
  • А-76 — обычно используется в сельском хозяйстве. Выпускается бессвинцовый и неэтилированный А-76 нестандартной плотности. Содержит присадки различного типа (антиоксидантные и антикрекинговые), прямой бензин, а также конечные продукты коксования, пиролиза и крекинга (термического и каталитического).

Следуйте рекомендациям производителя автомобиля в отношении типа используемого топлива. Заправляйтесь в проверенных местах, чтобы избежать подделок.

Что будет, если залить «сотый» бензин в «шестерку»

Короче, ничего хорошего. Старые советские двигатели в лучшем случае были рассчитаны на бензин с октановым числом 80, а часто и ниже. Высокооктановое топливо просто не успеет сгореть за отведенное время, что приведет к выходу из строя клапанов и всей выхлопной системы. Кроме того, большая часть топлива будет буквально лететь в трубу — все, что не успеет сгореть, пойдет на выход через выхлопную систему.

Поделиться с друзьями
Vladislav Smart
Оцените автора
( Пока оценок нет )